Ролевые игры для студентов педагогических специальностей на темы: «Заседание педагогического совета», «Трудные дети».
план-конспект занятия по теме

Представлены цели ролевых игр, ролевые ситуации, характеристика поведения участников игр, ход игр., представлены выводы по использованию ролевых игр на занятиях по английскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rolev_igra.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта проведения ролевых игр

на занятиях по иностранному языку

  1. Ролевая игра для студентов III курса специальности «Начальное образование» на тему: «Заседание педагогического совета» (проводится на английском языке).

Цели:

  1. учебная – совершенствование навыков говорения по теме «Воспитание детей»;
  2. развивающая – развитие способности участвовать в дискуссии, отстаивая свою точку зрения;
  3. воспитательная – развитие внимания к собеседнику в процессе общения, воспитание понимания и толерантного отношения к «трудным» учащимся.

Ролевая ситуация: учителя и другие представители персонала школы собрались, чтобы обсудить поведение Олега Петрова. Олег Петров, 14-летний подросток, учится в 7 классе. Он не только известен своим плохим поведением в школе, но и в районе, где он живёт. Олег всегда всё делает в соответствии со своими желаниями, отвергая чьи-либо советы. Передразнивает взрослых и детей, дерётся, может солгать, потерял интерес к учёбе. Часто ссорится со своими одноклассниками и всегда в чем-нибудь виноват. Члены педсовета должны решить, является ли исключение Олега из школы единственным выходом решения проблемы, или есть альтернативы. На педсовет приглашены родители Олега.

Характеристика поведения участников игры:

  •  Иван Петров, отец Олега, возраст - 45 лет, инженер. Проводит свободное время, изобретая что-либо. Всегда занят. Достаточно умён, полон сарказма. Не имеет настоящего контакта с сыном. Считает, что проблемы воспитания детей должна решать школа. Единственный метод общения с сыном – это ремень или повышение голоса. Требует абсолютного послушания.
  • Анна Петрова, мама Олега, возраст - 40 лет, библиотекарь. Живёт в вымышленном мире любимых героев книг. Очень робкая, с мягким характером, немного боится мужа, находится у него «под каблуком». Обожает своего сына, преувеличивая его положительные черты (доброту, любовь к животным, способность воображать, стремление помогать). Считает, что все другие неправы.
  • Елена Поплавская, 26 лет, учитель русской литературы. Ненавидит мальчика. Он всегда для неё источник неприятностей. Его язык ужасен: иногда непонятно, о чем он говорит. Его суждения смешны. Он всех высмеивает, включая учителей. Елена думает, что нужно изолировать Олега, оградить класс от его дурного влияния (длинные волосы до плеч, поношенная одежда, плохое поведение и т.д.). Настаивает на исключении Олега из школы.
  • Рита Смирнова, 50 лет, учитель истории. Ей не нравится поведение мальчика, его отношение к школе, её предмету и своим одноклассникам. Раздражена отсутствием у Олега дисциплины, ответственности и хороших манер. Пытается проанализировать его чувства и найти объяснение его поведению. Находит, что его влияние на класс ужасно во многих отношениях. Не совсем уверена, но думает, что исключение Олега из школы и дальнейшая трудовая деятельность принесут ему больше пользы.
  • Андрей Павлов, 45 лет, учитель биологии, директор школы. Видел много случаев подобного типа. Мальчик ему нравится. Ему нравится отношение Олега к его урокам и то, что он задаёт много интересных вопросов. Думает, что Олег переживает трудный период в своей жизни. Уверен, что он преодолеет его. Понимает, что часто Олег ведёт себя странно, и его настроение меняется. Что раздражает как учителей, так и одноклассников. Но думает, что в молодом человеке есть честолюбие. Считает, что ему можно дать шанс проявить ответственность.
  • Вера Белова, 22 года, психолог, выпускница университета, которая только начала работать. Думает, что родители и учителя должны помнить, что Олег ещё «испытывает зависимость детства, хотя вступает в юношество». И здесь он хочет самоутвердиться. Главное, что нужно делать – это ничего не делать. Поэтому учителям необходимо много терпения и силы воли. Предлагает сделать так, чтобы Олег почувствовал поддержку, а не постоянный контроль над ним. Предлагает помогать ему, но делать это ненавязчиво. Категорически против исключения Олега из школы.

ХОД ИГРЫ:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Разыгрывание ролевой ситуации: участники ролевой игры выступают на заседании педагогического совета в соответствии с ролевыми заданиями в последовательности, которую задаёт директор школы. Он ведёт заседание педагогического совета, предоставляет слово каждому выступающему, проводит заключительное голосование. Участники игры, обсуждая проблемы Олега, должны попытаться понять различные точки зрения, задавать друг другу вопросы. Необходимо попытаться найти причины плохого поведения Олега. Для успеха ролевой игры важно не только соглашаться с точкой зрения других участников педсовета, а защищать свою позицию. В конце заседания необходимо решить, исключать Олега из школы или нет, принимая во внимание все точки зрения и проведя заключительное голосование.
  3. Подведение итогов игры.

  1. Ролевая игра для студентов IV курса по теме: «Трудные дети» (проводится по типу телевизионного ток-шоу на английском языке).

Цели:

  1. учебная – совершенствование навыков говорения;
  2. развивающая – развитие способности использовать знания в нестандартной ситуации общения;
  3. воспитательная – развитие внимания к собеседнику в процессе общения, воспитание уважения к семье как к общественному институту.

Ролевая ситуация: группа специалистов и родителей обсуждает в телестудии проблемы воспитания детей (в том числе «трудных»). В телестудии присутствуют зрители, принимающие участие в голосовании для выяснения общественного мнения по обсуждаемой проблеме.

Список участников игры (игровые роли):

  • психолог (даёт рекомендации по воспитанию «трудных» детей, отвечает на вопросы родителей и учителей);
  • учителя (делятся опытом работы с трудными подростками);
  • родители (задают вопросы специалистам, делятся положительным опытом);
  • кинорежиссёр (рассказывает о фильмах для подростков, отвечает на вопросы родителей и учителей);
  • журналист (комментирует свои статьи в газете о воспитании детей, отвечает на вопросы присутствующих и задаёт вопросы родителям и учителям);
  • писатель (отвечает на вопросы присутствующих по содержанию своей новой книги о подростках);
  • специалист по новым обучающим технологиям (комментирует фильм о новых технологиях обучения и воспитания детей различного возраста и отвечает на вопросы присутствующих);
  • психиатр (объясняет причины девиантного поведения, отвечает на вопросы присутствующих).

ХОД ИГРЫ:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Разыгрывание ролевых ситуаций:
  1. Вопросы к экспертам и родителям о трудных детях и родителях, о счастливых родителях и детях.
  2. Беседа о проблемных и счастливых семьях.
  3. Знакомство с семьёй Бэлл (Голосование).
  4. Обсуждение проблем юношеского возраста.
  5. Просмотр и обсуждение фрагмента кинофильма «Семейный альбом».
  6. Обсуждение роли кино в воспитании детей.
  7. Представление проекта новой школы (Голосование).
  8. Выступление писателя.
  9. Вопросы зрителей.
  10. Составление «Кодекса родителей».
  1. Подведение итогов игры.

Выводы

        Ролевые игры на занятии по иностранному языку приближаются к реальному общению на языке, так как в играх используются такие ситуации, которые представляют собой реальную коммуникативную задачу, подлежащую немедленному решению. Именно эта коммуникативная задача обеспечивает реальные условия для развития активной мыслительной деятельности студентов, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений и речевых навыков и поддержанию интереса к участию в общении на иностранном языке.

        Эффективность использования ролевых игр на занятии по иностранному языку находится в зависимости от использования различных видов игр, выполнения определённых требований и соблюдения правил, последовательного перехода от одного этапа к другому, учёта возрастных особенностей обучаемых, а также от умения преподавателя соблюдать принципы подлинной коммуникативности урока иностранного языка.

Ролевая игра является перспективной формой обучения, так как она способствует созданию благоприятного психологического климата на занятии, усиливает мотивацию и активизирует деятельность учащихся, даёт возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях. Поэтому использование ролевых игр на занятиях повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес студентов к иностранному языку на всех этапах обучения.

        Таким образом, при систематическом использовании ролевых игр и соблюдении студентами правил проведения игры, при наличии связей  игры не только с учебным материалом, но и с интересами студентов, и при использовании современных технических средств обучения,  ролевые игры будут способствовать реализации коммуникативной направленности занятия по иностранному языку и, следовательно, способствовать формированию коммуникативной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"

Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...

Презентация студента педагогического колледжа по теме "Моя педагогическая практика"

Презентация по теме "Моя педагогическая практика" в рамках изучения дисциплины "Иностранный язык"  (Английский) в Педагогическом колледже основана на ранее написанных студентами эссе по данной те...

Педагогическая конференция на тему: "Снятие агрессивного поведения у детей с помощью телесно - ориентированных практик (ТОП)".

Современное поколение - это дети, которые практически не играют вместе - группами. Они часто увлечены своими гаджетами: планшетами либо мобильными телефонами, пропадают в интернете. Эти реалии формиру...

Конспект урока английского языка для студентов неязыковых специальностей по теме «Работа вашей мечты»

Цели урока:учебный аспект – обогащение и закрепление лексического запаса учащихся по теме «Профессии»;- развитие навыков аудирования;- развитие навыков говорения;развивающий аспект ...

Конспект урока английского языка для студентов неязыковых специальностей по теме «Работа вашей мечты»

Цели урока:учебный аспект – обогащение и закрепление лексического запаса учащихся по теме «Профессии»;- развитие навыков аудирования;- развитие навыков говорения;развивающий аспект ...

Конспект урока английского языка для студентов неязыковых специальностей по теме «Работа вашей мечты»

Цели урока:учебный аспект – обогащение и закрепление лексического запаса учащихся по теме «Профессии»;- развитие навыков аудирования;- развитие навыков говорения;развивающий аспект ...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...