Урок-семинар по Международному гуманитарному праву «Через гуманизм к миру» («Per humanitatem ad pacem»)
план-конспект занятия на тему

Урок-семинар для учащихся  9-11 класса. Можно использовать в рамках элективного курса по праву или в  профильных классах с углубленным изучением права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-seminar.docx29.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-семинар по Международному гуманитарному праву

«Через гуманизм к миру» («Per humanitatem ad pacem»)

Основные цели семинара: 


1. Содействие пониманию учащимися необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта нормами международного гуманитарного права. 
2. Формирование таких качеств личности, как милосердие, сострадание, уважение к человеческому достоинству. 
3. Проверка качества усвоения знаний учащимися по международному гуманитарному праву. 
4. Формирование умений практически применять полученные знания учащимися, анализировать источники и учебные ситуации, делать выводы, работать над понятиями. 

 Задачи семинара:

  1. Воспитание патриотизма, гражданственности, толерантности.
  2.  Формирование обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а так же к нормам, регулирующим эти отношения.
  3. Развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.


Оборудование: доска, компьютер, видеопроектор.

Ход семинара.

Слово учителя:

   Наш семинар «Через гуманизм к миру» посвящен вопросам Международного гуманитарного права (МГП), вопросам прав человека и защите прав человека в современном мире.  Название семинара выбрано не случайно, мы знаем, что эта  фраза является девизом  Международного Комитета Красноного Креста.

    Гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта,  и в это время нормы международного права должны применяться при всех обстоятельствах и в полном объеме.  

   Нормы, устанавливающие правила поведения участников военных действия, а так же нормы, применяемые в случае внутреннего конфликта, призваны обеспечить защиту людей не только от действия официальных властей, но и от действия отдельных лиц.

   Международное гуманитарное право является постоянно развивающейся  отраслью права. В настоящее время его нормы воплощены в более чем 80 международных соглашениях.  

   У  истоков возникновения международного гуманитарного права стоит Женевская конвенция 1864 года. Однако сам термин «международное гуманитарное право» возник гораздо позднее, а именно в 50-х годах XX века, и впервые был предложен известным швейцарским юристом Жаном Пикте.

   Международное гуманитарное право образуют две подотрасли (гуманитарное право в мирное время и гуманитарное право в период вооруженных конфликтов), а также межотраслевые институты и нормы (институт консульской защиты граждан, нормы об ответственности индивидов за преступления международного характера и т.д.)

   Международное гуманитарное право можно определить как совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, регламентирующих сотрудничество государств в гуманитарной сфере, правовое положение всех категорий индивидов, а также устанавливающих ответственность за нарушение прав и свобод человека.

Задание  1

Учитель:

- Давайте вспомним основные принципы МГП.

Учащиеся называют следующие принципы, лежащие в основе МГП:

  1.  Защита лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных)
  2.  Защита лиц гражданского населения, духовенства, медицинского персонала.
  3. Защита объектов, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, культовые места)
  4.  Запрет на применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, наносят серьезный ущерб природной среде.

Задание  2

Учитель:

   Проиллюстрируйте принципы и нормы МГП, обращаясь к сюжетам известных картин, проанализируйте содержание картин, опираясь на авторский замысел художника.

Приложение № 1 (картины)

Задание  3

Составьте, пожалуйста, синквейн по теме МГП. Напоминаю правила написания синквейна.

Приложение № 2

Учащиеся работают над созданием синквейна.

Синквей записывается на доске. Обсуждение.

Задание  4

Учитель:

- К нашему семинару я просила вас побыть в роли «военных корреспондентов» и приготовить следующее сообщения:

   Найти реальные факты нарушения международного гуманитарного права в России и других странах. Эти факты должны быть чем-то подтверждены: вырезкой из газеты или журнала; видеозаписью ТВ-передачи и др. Заслушиваются выступления учащихся на тему  «Нарушения норм МГП в современном мире»

Обсуждение предложенного материала.

Задание  5

Учитель:

- Ребята, к семинару вы должны были подумать над вопросом

«Почему история человечества знает так много военных конфликтов, почему они продолжаются в современном мире?»

Примерные ответы учащихся:

   Основная причина возникновения войн — стремление политических сил использовать вооружённую борьбу для достижения различных внешне- и внутриполитических целей.

   С возникновением в XIX веке массовых армий важным инструментом мобилизации населения для войны стала ксенофобия (ненависть, нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному, восприятие чужого как непонятного, непостижимого, а поэтому опасного и враждебного).    На её основе легко разжигается национальная, религиозная или социальная вражда и поэтому со 2-й половины XIX века ксенофобия является основным инструментом разжигания войн, направления агрессии, определённых манипуляций массами внутри государства и т. д.

По своему масштабу войны делятся на мировые и локальные (конфликты).

Важное значение имеет также деление войн на «внешние» и «внутренние».

Учитель:

    Итак, одной из причин военных конфликтов является ксенофобия, ненависть, нетерпимость к незнакомому, к непривычному, а так же этноцентризм.

   В мире около 200 государств и приблизительно 5000 народов. Значит многим народам надо жить совместно с другими в одном доме-государстве. Естественно возникают проблемы экономические, политические, правовые и т.д. Возникают национальные конфликты по поводу спорных территорий, из-за насильственного включения территорий народа в соседнее государство, из-за стремления к сепаратизму.

   Достаточно вспомнить Карабах, Молдавию, Осетию, Абхазию, Чечню и другие «горячие точки» в нашей стране и на ее границах. А в дальнем зарубежье? Конфликты в бывшей Югославии, проблемы народов Ближнего Востока, Северной Ирландии, баски в Италии, война  на территории современной Украины.  

Задание 6

Учитель:

     - Какие условия следует соблюдать современным государствам для гармонизации национальных отношений?

Примерные ответы учащихся:

  1. Наличие правового государства.
  2. Отказ меньшинства от сепаратизма, борьба с организованной преступностью.
  3. Признание культурной автономии народов.
  4.  Настойчивая борьба с национализмом, противопоставляя ему последовательное проведение принципа уважения к людям другой национальности.

Учитель:

   Есть такой хороший принцип отношений между народами – интернационализм.

    Жить по законам интернационализма – значит жить по-человечески, в мире со всеми людьми.

Задание  7

Учитель:

   На экране вы видите высказываниями известных людей, пословицы о войне и мире. Необходимо выбрать из них те, которые соответствуют "духу" международного гуманитарного права.

1."Безумствует мир во взаимном кровопролитии, и убийство... именуется добродетелью, если делается копищем."

(карфагенский епископ  Киприан, III в.). 
2. "Война свята, божественное учреждение, один из священных законов мира. Она поддерживает в людях все великие и благородные чувства: честь, бескорыстие, добродетель, храбрость, - одним словом, спасает людей..." (Мольтке).
 
3. "Хочешь мира - готовься к войне" (русская пословица).
 
4. "Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась" (русская пословица).
 
5. "Мир да лад - Божья благодать" (русская пословица).
 
6. "Чем ругаться, лучше собраться и подраться" (русская пословица).
 
7. "Война - незаживающая рана, которую получил мир" (Дж. Б. Пристли).
 
8. "Все на войне противоречит понятию гуманности, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности" (О. Рюссбак).
 
9. "Вандеи больше нет. Она погибла от нашей свободной шпаги вместе со своими женщинами и детьми. Я потоптал детей копытами коней и истребил женщин, которые не будут больше рожать разбойников. Не могу себя упрекнуть во взятии хотя бы одного пленного" (генерал Вестерманн).
 
10. "Война - зло. Ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления" (Плутарх).
 
11. "Когда гремит оружие, законы молчат" (Цицерон).
 

Заключение. Рефлексия. Подведение итогов семинара.

Учитель:

Английский поэт 17 века Джон Донн писал: «Смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе».

Эти слова американский писатель Эрнест Хемингуэй сделал эпиграфом к своему роману «По ком звонит колокол». В нем смерть каждого борца с фашизмом переживается как утрата всего человечества. Герой Хемингуэя Роберт Джордан идет воевать «за всех обездоленных мира» независимо от их национальности и гражданства.

- Как вы понимаете слова: «Колокол звонит по тебе»?

К сожалению, эти истины не стали убеждением всех. Многие люди живут абсолютно спокойно, когда рядом льется кровь народов, схватившихся в смертельной братоубийственной войне. Не хотят (или не могут) люди понять, что сегодня дерутся двое, а завтра - весь мир. Так уже было в истории.

Цель всех народов - жить для счастья. А счастья одного народа за счет другого быть не может пока, тем не менее, единства наций на Земле нет.

Используемая литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. - М., 1997.

2. Декларация прав человека.

3. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительный
протокол к ним. - М.: МККК, 1997.

4. Конвенция прав ребенка.

   5. Международные движения Красного Креста и Красного Полумесяца: сборник    уставов и др. документов. - М.: МККК, 1995.

6. Пикте, Ж. Развитие и принципы МГП. - М.: МККК, 1995.

7. Правоведение 9класс. Волгоград: «Учитель», 2006.

8. Технология подготовки и проведения конкурса по международ- ному гуманитарному праву для старшеклассников. - М.: МККК, 2004.

9. Тихомиров, М. В., Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия. - М., 2001.

10. Томан, И. Россия. Красный Крест (1917-1945). - М.: МККК, 1998.-C.ll-16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект учебного занятия "Источники международного экологического права"

План-конспект учебного занятия "Источники экологического права" можно использовать для проведения дистанционного занятия по учебной дисциплине ОП.04 Основы экологического права специальности...

Развитие творческого потенциала личности через познание окружающего мира на уроках изобразительного искусства.

Проект предназначен для учащихся художественных отделений ДШИ и общеобразовательных школ. Носит рекомендательный характер....

«Международная защита прав детей»

Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и уязвимая. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и...

Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права

Научная статья "Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права" (Научно-практическая конференция &la...