«Международная защита прав детей»
учебно-методический материал

Светлана Владимировна Глебко

Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и уязвимая. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или непонимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr._rab.sots_.docx32.73 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и уязвимая. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе. Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или непонимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

Во всем мире сейчас много говорится о правах ребенка (как и о правах женщин, инвалидов, национальных меньшинств), но не потому, что этим группам решили предоставить больше прав, чем остальным людям. Достаточно прочитать тексты любого международного документа по правам человека, чтобы убедиться: взрослые и дети обладают одинаковыми правами и свободами. Никаких привилегий у детей нет. Есть иное: признание простого факта, что ребенку, в силу его физических и психических способностей, сложнее отстаивать свои права (те же самые, что у взрослых).

В настоящее время в России дети, как правило, плохо знают, или совсем не знают свои права. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей.

Взрослый человек может постоять за себя сам — ребенок просто не поймет, что произошло и как надо действовать. Например, ребенку до определенного возраста сложно участвовать в судебном процессе, в котором его действия оценивают судьи, не готовые и не умеющие учитывать особенности детской психики. (Именно поэтому, в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка, во многих странах сейчас развивается ювенальная юстиция.)

Организация Объединенных Наций в Декларации тысячелетия провозгласила, что международная защита прав детей является одной из шести глобальных проблем третьего тысячелетия.

В правовом положении детей больше двух тысячелетий единственной защитой были пережитки римского права «родительской власти отца». За продолжительное время мировое сообщество существенно усовершенствовало законодательство, но, тем не менее, оставляло ребенка без правовой защиты. Пробуждение совести международного сообщества в ХХ веке потребовало признания и защиты прав детей во всем мире.

«Ребенок – независимая личность, имеет свои интересы и права, которые должны соблюдаться».

1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ НОРМАТИВНО – ПРАВОВЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

Международная защита прав человека включает в себя важнейшую составную часть - международную защиту прав ребенка. Это обусловлено тем, что детям в силу умственной и физической незрелости необходимо обеспечить особую защиту. Более того, исторически сложилось так, что социальный статус ребенка ниже, чем у взрослых. Еще два века назад дети в мире подвергались всем видам наказания, вплоть до смертной казни. И в наши дни фиксируется множество случаев злоупотребления этим статусом детей, поэтому, сегодня международная защита детей относится к глобальным проблемам человечества.

На мировом уровне вопрос о необходимости регулирования прав детей решался после Первой мировой войны. В 1919 г. в Лиге Наций был создан Комитет детского благополучия, решавший вопросы беспризорности детей, детского рабства, труда, проституции и торговли детьми.

В 1924 г. в Женеве Пятой Ассамблеей Лиги Наций была принята Декларация прав ребенка, состоявшая из пяти принципов международно-правовой защиты детей:

  • 1. ребенку должна предоставляться возможность нормального развития, как материального, так и духовного;
  • 2. голодный ребенок должен быть накормлен, больному ребенку должен быть предоставлен уход, порочные дети должны быть исправлены, сиротам и беспризорным детям должно быть дано укрытие и все необходимое для их существования;
  • 3. ребенок должен быть первым, кто получит помощь при бедствии;
  • 4. ребенку должна быть предоставлена возможность зарабатывать средства на существование, и он должен быть огражден от всех форм эксплуатации;

  • 5. ребенок должен воспитываться с сознанием того, что его лучшие качества будут использованы на благо следующего поколения Декларация прав ребёнка, была принята 26 ноября 1924 года Пятой Ассамблеей Лиги Наций в Женеве.

Главной идеей Женевской Декларации 1924 г. была обязанность всего человечества заботиться о детях.

До 1945 г. появлялись новые международные документы, касающиеся отдельных сторон защиты детей: Конвенция о рабстве 1926 г.; Конвенция о борьбе с торговлей женщинами и детьми 1921 г.; Конвенция МОТ N 10 о минимальном возрасте найма детей на работу в сельском хозяйстве и др.

По мнению Р.М. Валеева, «фрагментарное обращение государств к сотрудничеству по вопросам прав ребенка, отсутствие единых принципов взаимодействия и механизмов реализации норм позволяют сделать вывод о том, что международной защиты прав ребенка как системы международно-правовых норм в указанный период не существовало» Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева).

После Второй мировой войны начала формироваться современная система международно - правовой защиты детей, в ОНН выделилось особое направление: ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), также этой проблемой занимаются специализированные учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО).

Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года была принята Декларация прав ребенка «с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование, на их собственное благо и на благо общества, правами и свободами, которые здесь предусмотрены».

В Декларации закреплены такие важные принципы, как:

  • · Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании;
  • · Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства;
  • · Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство;
  • · Ребенку должно принадлежать право на надлежащие питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание, образование, которое должно быть бесплатным и обязательным, по крайней мере на начальных стадиях;
  • · Ребенку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния;
  • · Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. Он не должен быть объектом торговли в какой бы то ни было форме;
  • · Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).

Однако, вследствие рекомендательного характера, данная Декларация не смогла решить острых и многочисленных проблем защиты детей.

2. КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЁНКА

Время и ухудшение положения детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, как это имело место в Декларации, а на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. За 30 лет, прошедших после принятия Декларации прав ребенка, многие представления изменились, сложились новые понятия. Потребность в придании правам детей силы норм договорного права с особой силой проявилась в ходе подготовки к Международному году ребенка, который отмечался в 1979 году. В этом же году Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка. Десять лет, с 1979 по 1989 год, Комиссия по правам человека, в работе которой приняли участие юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий многих стран мира, разрабатывала этот проект.

20 ноября 1989 г . Генеральная Ассамблея ООН приняла важнейший международный акт в области защиты прав детей - Конвенцию о правах ребенка. Это первый документ, в котором регламентированы не только права ребенка, но механизм контроля за государствами-участниками по соблюдению Конвенции.

По сравнению с Декларацией о правах ребенка 1959 года, где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (они именовались принципами), Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Основные положения Конвенции по механизму таковы:

  • · Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции.

  • · Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.
  • · Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
  • · Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
  • · Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
  • · Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов Конвенция о правах ребенка. Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.

           «Кроме того, в статье 17 Конвенции особо оговорена роль средств массовой информации: государства-участники обязуются поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении. Государства - участники конвенции обязались, используя надлежащие и действенные средства, широко информировать о принципах и положениях Конвенции как взрослых, так и детей» Калинкина М.Ю.

Согласно ч. 1 ст. 43 Конвенции 1989 г., в целях рассмотрения прогресса, достигнутого государствами-участниками в выполнении обязательств, принятых в соответствии с настоящей Конвенцией, учреждается Комитет по правам ребенка. С 1991 г. в Женеве работает Комитет по правам ребенка - группа экспертов из 18 человек, которая рассматривает доклады правительств государств-участников о выполнении положений Конвенции.

Конвенция о правах ребенка не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребенка. В отличие от Декларации государства, которые присоединяются к Конвенции, несут юридическую ответственность за свои действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию о правах ребенка или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции. Подписывая Конвенцию, государства заявляют о своем обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом. Конвенция имеет равное значение для всех народов во всех регионах мира. Несмотря на то, что Конвенция устанавливает общие нормы, в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств, что позволяет каждому государству, на основе общих для всех прав выбрать свои собственные национальные средства для выполнения этих норм. Это дает основание утверждать, что Конвенция имеет универсальный характер. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Ассамблее понадобилось всего лишь две минуты, чтобы официально превратить международно-правовой акт в универсальный стандарт, который отныне служит мерилом основных прав детей в мире. Этим актом международное сообщество распространило действие прав человека на одну из наиболее уязвимых групп общества - детей.

Событие это настолько важное и значимое, что многие публицисты и общественные деятели стали называть Конвенцию Хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Международное сообщество высоко оценило Конвенцию как выдающийся гуманистический документ нашего времени. Исполнительный Совет ЮНИСЕФ на своей ежегодной сессии (июнь 1992 г.) предложил государствам ежегодно 20 ноября (день принятия Конвенции прав ребенка) отмечать Всемирный день детей. Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. «Наилучшие интересы ребенка» - понятие универсальное. Оно включает право на выживание, здоровое развитие и защиту от злоупотреблений. Эти права общепризнаны и стали международными нормами.

Конвенция - правовой документ высокого международного стандарта. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда. Определяя права детей, которые отражают весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека, Конвенция устанавливает и правовые нормы ответственности государства, создает специальный механизм контроля - Комитет ООН по правам ребенка - и наделяет его высокими полномочиями.

Конвенция - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых, и детей строить свои взаимоотношения на нравственно - правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению, взглядам. Они должны быть основой педагогики, воспитания и решительного устранения авторитарного стиля общения взрослый - ребенок, учитель - ученик.

Одновременно Конвенция утверждает необходимость формирования у подрастающего поколения осознанного понимания законов и прав других людей, уважительного к ним отношения. Основная идея Конвенции заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Положения Конвенции сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей и других опекунов. Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по национальным законам не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Признавая ребенка самостоятельным субъектом права, Конвенция охватывает весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав. Одновременно она подчеркивает, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других прав. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. Конвенция утверждает, что свобода, необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных способностей, требует не только здоровой, но и безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

 Заключение

Всеобщая декларация прав человека начинается со слов о том, что основой свободы, справедливости и всеобщего мира является признание равных и неотъемлемых прав, равного достоинства, присущего всем членам человеческой семьи с момента рождения. Права человека являются естественной принадлежностью каждого члена общества с самого момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека. Будущее каждой нации и человечества в целом потенциально зависит от подрастающего поколения, поэтому обеспечение и защита прав детей являются, безусловно, основной задачей современности, в решении которой должно быть заинтересовано все мировое сообщество.

Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами права. Этот принцип, провозглашенный в Декларации прав ребенка, получил свое развитие в день 30-летия Декларации, когда 20 ноября 1989 г. на сессии Генеральной Ассамблеи была принята Конвенция о правах ребенка. Конвенция стала первым широкопризнанным международным документом, в котором права ребенка приобрели силу норм договорного права. По состоянию на май 2002 г. она ратифицирована 191 страной.

Все страны, ратифицировавшие Конвенцию, несут ответственность за реализацию прав ребенка.

Библиография:

  1. Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX века по настоящее время). Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс» (дата обращения 29.12.2021г).
  2. Международное публичное право : учеб. отв. ред. К. А. Бекяшев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ТК Велби. Изд-во Проспект. 2005. С. 251
  3. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник (под ред. Р.М. Валеева). Статут. 2011. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс» (дата обращения 29.12.2021г).
  4. Сорокин С. «Конвенция ООН «О правах ребенка». Российская юстиция. 1999, N 6 [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «Гарант» (дата обращения 29.12.2021г).
  5. Федосеева Н.Н., Костромина Д.Д. Международно-правовое закрепление прав женщин и механизмы их реализации. Международное публичное и частное право. 2007. N 5. [Электронный ресурс] // Доступ из справочной правовой системы «КонстультантПлюс» (дата обращения 29.12.2021г).
  6.  Ястребова А.Ю. Международно-правовые основы и направления межгосударственного сотрудничества по защите детей. Международное право и международные организации. 2012. N 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Защита прав потребителей"

Данная презентация может использоваться на уроках Обществознаия, Права и Экономики, а таже в качестве материала для стенда, посвященного Дню защиты прав потребителей"....

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА учащейся Скачковой Е.А. Тема:"Понятие и структура механизма защиты прав человека"

Дипломная работа учащейся Скачковой Е.А. Тема "Понятие и структура механизма защиты прав человека"...

Методическая разработка по МДК 03.01 "Осуществление защиты прав и свобод граждан" с применением интерактивных технологий по методу "6 мыслительных шляп Де Боно" (презентация)

Современные требования к реализации ФГОС СПО третьего поколения трубуют от педагога применения инновационных образовательных технологий. Методическая разработка выполнена в форме презентации и посвяще...

Внеурочное мероприятие по теме «Защита прав потребителей»

Презентация внеурочного мероприятия "Защита прав потребителей" освещает вопросы связанные с покупкой продовольственных товаров и непродовольственных товаров, медикаментов и др....

Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права

Научная статья "Признание государства и особенности формирования международно-правового механизма сотрудничества в сфере международного уголовного права" (Научно-практическая конференция &la...