Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема озера"
методическая разработка на тему

Данный урок построен с учетом требований ФГОС НОО. В основу уроку вошла групповая работа обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_okr.miru_3_klass.doc369 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Экосистема озера. ИКТ.                                                  Дьякова С.А, учитель МОУ «СОШ «№2 г. Ртищево Саратовской области»

Дата: 15.10.18г

Тип урока: урок открытия  новых знаний

Цель:  создать условия для осмысления и осознания обучающимися информации об  экосистеме озера.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить обучающихся с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;уметь объяснять значение круговорота веществ в природе; называть, из чего состоит экосистема.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания; развивать поисково-информационных умения: работать с конспектом урока;

-развивать интеллектуальные и общеучебные умения; способствовать развитию коммуникативности;

-развивать умения самостоятельно оценивать результат своих действий и действий одноклассников, контролировать себя, товарищей.  

Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к природе;

– уметь объяснять значение круговорота веществ в природе;

– приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

называть, из чего состоит экосистема.

Планируемые результаты:

Личностные:

-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

-понимать и сохранять учебную задачу;

-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Оборудование: картинки озёра, озёрных растений, животных – обитателей озера, жетоны, сухой корм для аквариумных рыб – дафнии или циклопы, карточки- задания группам, кластер, сигнальные светофоры, таблица рефлексии, презентация.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

1.Самоопределение к учебной деятельности.

2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

3. Выявление места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

 - Начался урок, он ребятам будет впрок. Улыбнитесь друг другу. Всем плодотворного урока.

-  С какой важнейшей частью экосистемы вы познакомились на прошлом уроке?/почвой/

Блиц-турнир. / Руки поднимаем, отвечаем, за правильный ответ жетон получаем/

- Что такое почва?/поверхностный плодородный слой земли/

- В результате чего возникает почва? /в результате разрушения горных пород под воздействием влаги, воздуха, тепла, холода и деятельности живых организмов/

- Как называется верхний слой почвы, имеющий тёмный цвет?  /перегной/ или ? /гумус/

- Какая «профессия» у мухомора, дождевого червя, клешей и ногохвосток, бактерий? /разрушители/

- Можно ли считать почву живой частью экосистемы?/почва состоит из неживой природы ( разрушенные горные породы, вода, остатки мёртвых организмов ) и живой природы (разрушители), поэтому назвать почву живой нельзя/.

-Как называютя самые плодородные и богатые перегноем почвы?

/чернозёмы/

- Почему нужно беречь почву? / Почва- основа плодородия /

-Какие лозунги к плакату о бережном отношении почвы вы придумали? /зачитывают/   Сигнальными светофорами оцените свою работу  по пройденной теме.

– Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке.

В глубокой котловине  лежит зеркало,

Стекло голубое, рама зелёная. ( Открывается  картинка озера)

/ Мы будем говорить об озере /.

Давайте вспомним:

− Что такое озеро? (Это скопление воды в природном углублении на суше.)

− Какие бывают озера? (Пресные и соленые, проточные и бессточные.)

Открыли учебник на с.46.

-Итак, заполняем кластер.

- Какова тема урока?

/Тема урока: «Экосистема озера»/.

-Определяем основной вопрос урока.  Прочитаем и обсудим проблемную ситуацию.

- О чём говорят ребята? Каков основной вопрос урока?/ Почему озеро зарастает и превращается в болото?/

– А как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? (Нужно узнать, есть ли в озере все части экосистемы.)

- На какие вопросы по теме вы хотите найти ответы?

/- Как образуется озеро?

- Кто являются производителями в озере?

 -Кто относится к потребителям озера?

- Кто относится к разрушителям озера?

- Какой круговорот веществ в озере?/

- Что мы сейчас с вами составили и сделали? ( Мы составили план и сланировали нашу деятельность).

- Что нужно сделать для реализации нашего плана? /Найти информацию по теме/.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

5. Реализация проекта

6.Обобщение затруднений во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Работа с учебником, с.46.

- Почему же озеро зарастает и превращается в болото? (Предположения детей.)

Самостоятельно прочитайте учебник на стр.46.

− Из чего образуется ил на дне озера?

− Почему разрушители не справляются со своей работой?/ они перерабатывают отходы озёрной экосистемы и соседних с ней экосистем суши/

(Круговорот веществ не полностью замкнут )

Изменятся ли условия в экосистеме, если круговорот замкнут не полностью?

− Что может произойти с озером? (Превратиться в болото.) Сделайте вывод.

- Зачитаем правило. Ваши  ответы совпали.

Физминутка для глаз  /тренажёр на слайде компьютера /

1.Работа в группах. Работа в учебнике.

 – Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп:

Группа 1.

Прочитайте  текст на с.48, расскажи  классу о потребителях озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным потребителям относятся  …./ мелкие рачки и озерные рыбы /

1. Как называются мелкие рачки из сухого корма для рыб? /  Мелкие рачки из сухого корма – это дафния и циклоп /

2. В качестве чего их используют?/ Их используют в качестве корма для рыб/

3. Чем питаются мелкие рачки? / Они питаются мелкими водорослями /

4. Что делают дафния и рачки в поисках мелких водорослей? /Рачки пропускают через себя воду «фильтруют» её. /

5. Каково размера рачки?  / Рачков можно увидеть только в лупу/

6.  Сколько литров воды «обрабатывает» один рачок? /Один рачок обрабатывает до литра воды/

7. К озёрным рыбам относится:

Полосатые бока и клёт на червяка  (…..).

7. Хищна, прожорлива, длина, но поворотлива  (……)./ К озерным рыбам относятся окунь и щука/

8. Какие ещё рыбы живут в озере? / В озере ещё живут такие рыбы как ротан, уклейка, плотва, карась, ерш. /

Оценивание работы группы. Самооценка.

-Ребята, оцените работу 1 группы.

-Как вы думаете, они справились с заданием.

-Получился у них рассказ? Вам было интересно?

Группа 2.

Прочитайте  текст на с.47, рассмотрите  рисунки, расскажите  классу о производителях  озера, пользуясь планом из вопросов.

К озёрным производителям относятся … /растения озера /

1.Какова экосистема озера?  /Экосистема озера «двухэтажная».

2.Что составляет верхний этаж озера? / Верхний этаж озера составляют мелкие организмы, плавающие в толще воды/

3.Как называют мелкие организмы, плавающие в толще воды? /Их называют планктоном /.

4.Что относится к планктону?  /К планктону относсятся мелкие одноклеточные растения (водоросли) и животные. /.

5. Что растёт на дне озера? / На дне озера растёт элодея/ 

6.Что растёт вблизи берегов озера?  /Вблизи берегов озера  видны кувшинка, рогоз и камыш/

7. Где распоожены листья и стебли у рогоза, камыша и кувшинки? /Листья, стебли у них  расположены над водой /.              

8.Прибрежное растение, которое часто неверно называют камышом./ Растение, которое частно неверно называют камышом - это рогоз/. 

Оценивание работы группы. Самооценка.

- Послушайте сообщение о камыше . /Рассказ учащегося/

- Какую новую информацию вы узнали о камыше?

Оценивание работы учащегося.

Группа3.

Прочитайте   последний абзац  на с.48 и  текст на с. 49, рассмотрите  рисунки, расскажи  классу о производителях  озера, пользуясь планом из вопросов.

1.Кто относится к  озёрным разрушителям? /К озёрным разрушителям относятся  многочисленные микробы, речной рак, прудовик, мотыль/.

2.Где живут разрушители? / Разрушители живут на дне водоемов/.

3.Кого называют небольшими красными червяками? / Небольшими красными червяками называют мотыля /

4.Что представляет из себя мотыль? / Это личинки комаров./

5.Чем питаются разрушители? /Разрушители  питаются остатками умерших огранизмов/ .

6.Как связаны организмы в экосистеме озера? /Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест, или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные /.

7.Как вы считаете, что обозначает чёрная стрелка?

/На схеме изображена чёрная стрелка. Она идёт от мёртвых организмов, наверно, они оседают на дне./

8.Справляются ли со своей работой разрушители? / Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне /.

Оценивание работы группы. Самооценка.

Физкультминутка «Рыбки резвые».

2. Составьте цепи питания, используя текст и рисунки на с. 48. (Водоросли – дафнии – плотва – щука.) / 3 человека у доски /

- Оценивание свою работу.

– Если круговорот незамкнутый, как это повлияет на условия в экосистеме? И что произойдёт с экосистемой? (Наверно, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.)

– Давайте проверим наше предположение по учебнику на с. 46, вывод. 

– Как мы ответим на вопрос урока? (Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.)

- Красотой озёр восхищались поэты, писатели, художники.

- Кто из вас побывал  на озере? Как оно называлось?

- Какие озера есть в Саратовской области? Это будет задание к  следующему уроку.

3. Работа в рабочей тетради.

Задание №2, с.23.

Самопроверка  по слайду в презентации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

9.Рефлексия  учебной деятельности.

Вернёмся к кластеру. Над какой темой вы работали?

- Можно ли считать озеро экосистемой? /Да, озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ, он не полностью замкнут/

На все вопросы нашли ответ?  /Да /

Оцените свою работу: Зеленый цвет – я все понял и готов рассказать другим.

Жёлтый – материал темы понял не до конца.Красный – ничего не понял по теме.

 Коментирование отметок за урок.

10. Домашнее задание.

Н. - чтение текста темы с.46- 49; отвечать на вопросы;

П. – р.т. №4, с.24;  подготовить сообщение об одном обитателе  болота – по желанию.

* - узнать, какие озёра есть в Саратовской области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающий мир 2 класс по теме: "Будь природе другом!"

УМК "Школа России". Урок по теме: "Будь природе другом" 2 класс. Технологическая карта урока...

Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик».  П.И. Чайковский»....

Урок окружающего мира 4 класс "Летопись военных лет"

Урок с использованием модели "Смешанное обучение" с применением ТРКМ.Оборудование, программное обеспечение: интернет, компьютер, проектор, интерактивная доска, документ камера, нетбуки....

«Разработка технологической карты урока окружающего мира с использованием ЭОР»

Итоговый квалификационный проект по курсу«Использование ЭОР в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»Тема: «Разработка технологической карты урока окружающего мира с использование...

Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...

Весна: пробуждение природы технологическая карта урока Окружающий мир, 1 класс Школа 21 века

Данный материал позволяет учителю провести урок Окружающего мира по теме "Весна. Пробуждение природы" в 1 классе. Познакомить учащихся с изменениями, происходящими в природе весной; научить ...