Использование технологии "педагогическая мастерская" на уроках французского языка
статья на тему

Статья посвящена проблеме использования технологии "педагогическая мастерская" в учебном процессе. В ней дается определение понятия "педагогическая мастерская", рассказывается об истории возникновения этой технологии, приводятся примеры различных видов мастерских, которые можно использовать на уроках французского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pedagogicheskie_masterskie_bolshakova_e.v.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Большакова, преподаватель, заведующая отделением

ГБПОУ Некрасовский педколледж №1 г. Санкт-Петербург

Использование технологии «педагогическая мастерская» на уроках французского языка

Ключевые слова: педагогическая мастерская, построение знаний, письмо, рефлексия

Педагогическая мастерская – это нестандартная форма организации занятий, которая помогает создать творческую атмосферу, психологический комфорт, развивает у учеников познавательные, творческие, коммуникативные способности, интерес, учебно-познавательную мотивацию, потребность в исследовательской деятельности.

Впервые этот термин ввел французский педагог Селестин Френе. Он использовал понятие «свободного» текста. Этот небольшое сочинение, где ребенок описывает свою жизнь, рассказывает о своих планах на будущее, впечатлениях. Селестин Френе был принципиальным противником систематического использования учебников, особенно в начальной школе, так как они «подавляют органические интересы ребенка, навязывая ему логику взрослого, исключают возможность индивидуального творчества и прививают слепую веру в печатное слово». Естественно, невозможно все обучение строить на свободных текстах и рассказе учителя, нужен систематический материал. Для этого С. Френе использовал особые карточки, на которых представлена какая-то часть курса или конкретное задание(задача по математике, текст для пересказа). Карточки систематизируются по предметам и темам и располагаются в специальных картотеках. Затем каждый ученик с помощью учителя составляет для себя индивидуальный рабочий набор карточек, содержание которых постоянно пересматривается. Ребенок изучает материал в своем собственном темпе. Деятельность четко планируется, у учителя есть план на год, на месяц, ребенок сам составляет себе план на неделю в соответствии с планами учителям. Этот план ему нужно обязательно выполнить, но он сам распоряжается своим временем (если он все сделает за 4 дня, то будет 3 дня отдыхать, а если будет лениться в первые дни, то ему придется работать в воскресенье).

Дети работают с текстами, каждый читает свой текст, потом группа выбирает лучший, начинает его печатать в мини-типографии. Выбираются наборщики текста, а остальные выполняют задания, которые были распределены. Младшие ребята записывают  тексты в тетрадь и иллюстрируют их. Тексты коллективно обсуждаются с точки зрения лексики, грамматики, стиля. В течение дня выделяется время для консультации учителя, предусмотрен отчет ученика учителю о рабочем дне, читается стихотворение, прослушивается песня. Дети задают свои вопросы учителю, которые они записывают в специальный блокнот, учитель на них отвечает.

В конце дня дети читают свои сообщения, им задаются вопросы. В субботу подводятся итоги недели.

В современном образовании это трансформировалось во французские мастерские. Существуют разные виды мастерских: мастерская построения знаний, мастерская сотрудничества, мастерская письма, мастерская проектов.

Мастерская построения знаний.

Ее результат – приобретение новых знаний, но ребенок их не получает в готовом виде, как на традиционном уроке, а сам их «добывает» под руководством учителя.

Этот материал можно использовать на этапе  открытия знаний.

Предлагаются следующие задания:

  1. По названию термина строится ассоциативный ряд, можно поиграть в слова.
  2. Дети пытаются сами объяснить термин в парах, потом в группах (4-6 человек).
  3. Каждая группа представляет свою точку зрения, остальные группы задают вопросы.
  4. Затем изучают печатные материалы по теме (статьи, выдержки из энциклопедий, их дает учитель).
  5. Сравнение своих наработок с тем, что дал учитель, самокоррекция.
  6. Творческое задание, которое требует применения полученных знаний на практике, его ученики делают в группах.
  7. Рефлексия – ученикам предлагают высказать свои чувства, которые  возникли у них в результате работы.

Например, можно рассмотреть с учениками такое понятие, как экология, охрана окружающей среды. Ученикам даются тексты по этой тематике, они изучают их, сравнивают со своим представлением об этих понятиях. Затем дается творческое задание создать проект по охране окружающей среды в своем городе.    

Мастерская письма

Индукция:

  1. Задание, вводящее в тему (текст, картина, музыкальное произведение)
  2. Создание словаря на основе ключевого слова, его дает или учитель, или каждый выбирает сам по указанию учителя. Это могут быть ассоциативные ряды, составление новых слов, подбор рифм. Например,  используя имя Мария, необходимо дать  характеристику человека по имени.
  3. Каждый читает свой список, происходит обогащение словаря.
  4. На основе общего словаря создается текст.
  5. Социализация (представление промежуточного варианта) текста (остальные комментируют, задают вопросы).
  6. Создание второго текста на основе первого и листка отзывов.
  7. Знакомство со вторыми текстами в группах.
  8. Рефлексия.

Ученики рассматривают картину с изображением Эйфелевой башни. Затем они выстраивают свои ассоциации с этим памятником, создают словарь. Совместно учениками в мини-группах создается текст, который затем представляется всей группе. Прослушав все варианты, задав вопросы, дети создают второй текст , знакомятся с новой информацией  о памятниках Парижа. Затем можно дать творческое задание придумать отзыв о своем любимом памятнике.

Таким образом, использование технологии французских мастерских способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Список литературы:

1.  Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика /
А.Н. Щукин- М.: «Филоматис», 2006.- 475с.

2.  Окунев А.А. Урок? Мастерская? Или... / А.А. Окунев- СПб:  филиал издательства «Просвещение», 2001.- 224с.

3.  Соколова Э.С. Педагогические мастерские / Э.С. Соколова - «Франция-Россия» - М.: «Новая школа», 1997.- 129с.

4.  Еремина Т.Я. Мастерские по литературе.10 класс / Т.Я. Еремина- СПб.: «Паритет», 2004.- 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка"

презентация" Использование ИКТ на уроках иностранного языка" содержит :преимущества компьютерного обучения, решаемые проблемы на уроках с ИКТ,особенности Мультимедийных средств, формы работы с компьют...

Эссе "Мой самый необычный урок французского языка"

«Каким был ваш самый необычный урок ?» Этот вопрос заставил меня надолго задуматься, ведь очень многое в нашей работе необычно и ново, нельзя стоять на месте, нужно постоянно развиваться , стараться у...

Использование видеоуроков на уроках английского языка

Использование видеоматериала позволяет восполнить отсутствие иноязычной языковой среды, расширяет кругозор, развивает речевую деятельность обучающихся....

Педагогические сайты для работы на уроках французского языка.

Данные педагогические сайты содержат много познавательного и развлекательного материала для оптимизации работы учителя и учащихся  на уроках французского языка....

Методическая разработка для студентов педагогических специальностей "Этапы работы над текстом на уроках французского языка"

В методической разработке представлены этапы работы над текстом и приведены конкретные примеры упражнений для предтекстового, текстового и послетекстового этапов....

Методическая разработка "Методика работы с поэтическим текстом на уроке французского языка"

Данная методическая разработка представляет методы и приемы работы с поэтическим текстом на уроке французского языка. В ней приведены конкретные виды упражнений со стихотворением на уроке для обучающи...