Современные подходы к оценке профессиональных компетенций обучающихся
статья на тему
Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры – улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности обучающихся и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом. Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_otsenka_pk.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Григорьев А.П., преподаватель математики
и обществоведения учебно-консультационного
пункта ГАПОУ Чебоксарского техникума
«ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии
Современные подходы
к оценке профессиональных компетенций обучающихся
Как известно, для продуктивной работы обучающихся, необходимо периодически проводить их аттестацию, а поэтому контроль является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике, поэтому непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, в том числе и наиболее прогрессивные, мобильные, объективные и эффективные современные информационные средства контроля. Проблема контроля компетенций многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной.
Согласно Разделу 8 требований стандартов третьего поколения «Требования к оцениванию качества освоения ОПОП» (п. 8.4): Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
- оценка уровня освоения дисциплин;
- оценка компетенций обучающихся.
По ситуации – оценивание может производиться:
- оценивание в процессе обучения;
-специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование практических заданий, которые могут быть выполнены в специально созданных или реальных условиях; участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания.
По субъектам - оценивание может быть:
- внутреннее – кто учит, тот и оценивает (преподаватель или мастер);
- внешнее – оценивает тот, кто не учил (работодатель или эксперт);
- самооценивание – оценивает тот, кто учился (сам обучающийся). Это совершенно новые подходы к оцениванию знаний, умений и сформированных компетенций, поэтому для проведения аттестации необходима определенная нормативная база.
Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями.
Во-первых: оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. В рамках ФГОС СПО оценивание образовательных результатов представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых преподаватель или комиссия устанавливает степень соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС. Таким образом, предметом оценки выступают достигнутые обучающимися образовательные результаты: профессиональные и общие компетенции (итоговые результаты), знания, умения, опыт практической деятельности, субкомпетенции (промежуточные результаты).
Во – вторых, оценка базируется на критериях, при этом критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности.
Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры – улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности обучающихся и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом.
Что же такое оценка результатов подготовки?
Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.
Какие же виды доказательств своей деятельности обучающийся может представить?
- Прямое доказательство – преподаватель (экзаменатор) может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы.
- Косвенное доказательство:
а) Свидетельское показание (непосредственное или документированное).
б) Смоделированная ситуация.
Процесс оценивания итоговых и промежуточных результатов освоения ОПОП можно представить в виде следующего алгоритма:
- определение цели внутреннего или независимого оценивания;
- выбор объекта и предмета оценивания;
- выбор метода и инструментов оценивания;
- собственно процесс оценивания;
- анализ и толкование результатов оценивания.
На первый взгляд ничего нового в этом алгоритме нет! Но это только на первый взгляд. Давайте подробно остановимся на объектах оценивания. Если раньше мы оценивали знания, умения и навыки, то сегодня в качестве объектов оценки в профессиональном образовании на первом плане выступают:
- квалификация (как результат), которая оценивается на государственной итоговой аттестации через задания выпускной квалификационной работы;
- вид профессиональной деятельности (как часть квалификации) – оценивается через показательную работу (продукт или процесс) и / или защиту портфолио на экзамене квалификационном;
- практический опыт проверяется на промежуточной аттестации по практике через практические задания, направленные на решение локальных профессиональных задач и / или портфолио;
- умения – проверяются через такой тип аттестации, как текущий контроль на УД, МДК, практике через задания, предполагающие решение типовых учебных и учебно-профессиональных задач;
- знания – проверяются на текущем контроле, промежуточной аттестации по УД и МДК через тесты, задания на воспроизведение, понимание, анализ информации.
Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют. Поэтому задача оценивания компетенций решается образовательной организацией самостоятельно при создании фонда оценочных средств.
Еще одна проблема – оценка общих компетенций.
Оценка ОК нигде не локализована, она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и ПМ, и поэтому собирать доказательства формирования ОК необходимо на всем периоде обучения. Одним из методов оценки ОК является наблюдение и интерпретация действий обучающихся в период прохождения учебной и производственной практики при освоении программы профессионального модуля. Согласно требованиям ФГОС СПО к разработке контрольно – оценочных материалов и оценке сформированности профессиональных и общих компетенций должны привлекаться работодатели.
В результате оценки сформированности данной компетнции обучающимися могут быть предоставлены прямые и косвенные доказательства выполнения видов работ по данной компетенции, а именно:
- отчеты по результатам исследований;
- аттестационные листы;
- наблюдения преподавателей и специалистов за выполнением заданий.
В результате открытого зачета:
- обучающиеся могут быть освобождены от сдачи данной компетенции на экзамене квалификационном;
- работодатель получит нужную ему информацию с учетом своих требований, оценит уровень сформированности профессиональной компетенции;
- ФКПОУ укрепит свои конкурентные позиции на рынке образовательных услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...
Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»
Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...
Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии
Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии...
Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.
Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конк...
Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...