Современные подходы к оценке профессиональных компетенций обучающихся
статья на тему

Григорьев Александр Петрович

Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры – улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности обучающихся и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом.  Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_otsenka_pk.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    Григорьев А.П., преподаватель математики

и обществоведения учебно-консультационного

пункта ГАПОУ Чебоксарского техникума

 «ТрансСтройТех» Минобразования Чувашии

                                                                   

Современные подходы

к оценке  профессиональных компетенций обучающихся

Как известно, для продуктивной работы обучающихся,  необходимо периодически проводить их аттестацию, а поэтому контроль является неотъемлемой составляющей образовательного процесса, Проблема измерения и оценки результатов обучения является одной из самых важных в педагогической теории и практике, поэтому непрерывно разрабатываются и используются разнообразные, в том числе  и наиболее прогрессивные,  мобильные, объективные и эффективные современные информационные средства контроля. Проблема контроля  компетенций многогранна и в современном образовательном процессе считается актуальной. 

Согласно Разделу 8 требований стандартов третьего поколения «Требования к оцениванию качества освоения ОПОП» (п. 8.4): Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

- оценка уровня освоения дисциплин;

- оценка компетенций обучающихся.

По ситуации – оценивание может производиться:

- оценивание в процессе обучения;

-специфическое оценивание, проводимое в специально созданных условиях, которое предполагает разработку и использование практических заданий, которые могут быть выполнены в специально созданных или реальных условиях; участники, вовлеченные в данный процесс, осознают важность процесса данной проверки и проводимого оценивания.

По субъектам  - оценивание может быть:

- внутреннее – кто учит, тот и оценивает (преподаватель или мастер);

- внешнее – оценивает тот, кто не учил (работодатель или эксперт);

- самооценивание – оценивает тот, кто учился (сам обучающийся). Это совершенно новые подходы к оцениванию знаний, умений и сформированных компетенций, поэтому  для проведения аттестации необходима определенная нормативная база.

Оценка образовательных результатов в рамках модульно-компетентностного подхода обладает своими особенностями.

Во-первых: оценка производится независимо по каждому конкретному модулю. В рамках ФГОС СПО оценивание образовательных результатов представляет собой совокупность взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, посредством которых преподаватель или комиссия устанавливает степень соответствия достигнутых образовательных результатов обучающихся требованиям ФГОС. Таким образом, предметом оценки выступают достигнутые обучающимися образовательные результаты: профессиональные и общие компетенции (итоговые результаты), знания, умения, опыт практической деятельности, субкомпетенции (промежуточные результаты).

Во – вторых, оценка базируется на критериях, при этом  критерии оценки заранее определяются и формулируются в терминах результатов деятельности.

Целью оценки является установление соответствия имеющихся профессиональных и общих компетенций требованиям ФГОС и требованиям современного рынка труда. Таким образом, оценивание – это не фиксация итогов, а точка, за которой следует новый этап развития и повышения качества образования. Главная задача этой процедуры – улучшение качества работы преподавателей и учебной деятельности обучающихся и, как следствие, достижение нового качества работы всего образовательного учреждения в целом.

Что же такое оценка результатов подготовки?

 Под оценкой результатов подготовки и учета индивидуальных образовательных достижений понимают процесс сбора свидетельств (доказательств) деятельности обучающегося и вынесения суждения относительно этих свидетельств на основе заранее определенных критериев.

Какие же виды доказательств своей деятельности обучающийся может представить?

- Прямое доказательство – преподаватель (экзаменатор) может его услышать или увидеть: наблюдать деятельность; оценить качество продукта; получить ответ на вопросы.

- Косвенное доказательство:

а) Свидетельское показание (непосредственное или документированное).

б) Смоделированная ситуация.

Процесс оценивания итоговых и промежуточных результатов освоения ОПОП можно представить в виде следующего алгоритма:

  • определение цели внутреннего или независимого оценивания;
  • выбор объекта и предмета оценивания;
  • выбор метода и инструментов оценивания;
  • собственно процесс оценивания;
  • анализ и толкование результатов оценивания.

На первый взгляд ничего нового в этом алгоритме нет! Но это только на первый взгляд. Давайте подробно остановимся на объектах оценивания. Если раньше мы оценивали знания, умения и навыки, то сегодня в качестве объектов оценки в профессиональном образовании  на первом плане выступают:

  • квалификация (как результат), которая оценивается на государственной итоговой аттестации через задания выпускной квалификационной работы;
  • вид профессиональной деятельности (как часть квалификации) – оценивается через показательную работу (продукт или процесс) и / или защиту портфолио на экзамене квалификационном;
  • практический опыт проверяется на промежуточной аттестации по практике через практические задания, направленные на решение локальных профессиональных задач и / или портфолио;
  • умения – проверяются через такой тип аттестации, как текущий контроль на УД, МДК, практике через задания, предполагающие решение типовых учебных и учебно-профессиональных задач;
  • знания – проверяются на текущем контроле, промежуточной аттестации по УД и МДК через тесты, задания на воспроизведение, понимание, анализ информации.

Общепризнанные методы измерения компетенций в системе образования сегодня отсутствуют. Поэтому задача оценивания компетенций решается образовательной организацией  самостоятельно при создании фонда оценочных средств.

Еще одна проблема – оценка общих компетенций.

Оценка ОК нигде не локализована, она рассредоточена по всему периоду обучения и по всем программам УД и ПМ, и поэтому собирать доказательства формирования ОК необходимо на всем периоде обучения. Одним из методов оценки ОК является наблюдение и интерпретация  действий обучающихся  в период  прохождения учебной и производственной практики  при освоении программы профессионального модуля. Согласно требованиям ФГОС СПО  к разработке контрольно – оценочных материалов и оценке сформированности профессиональных и общих компетенций должны  привлекаться работодатели.

        В результате  оценки сформированности данной  компетнции обучающимися могут быть предоставлены прямые и косвенные доказательства  выполнения видов работ по данной компетенции, а именно:

      -  отчеты по результатам исследований;

- аттестационные листы;

- наблюдения преподавателей и специалистов за выполнением заданий.

 В результате  открытого зачета:

 -  обучающиеся  могут быть освобождены  от сдачи данной  компетенции  на экзамене квалификационном;

-  работодатель  получит  нужную  ему   информацию с учетом  своих  требований, оценит уровень сформированности профессиональной  компетенции;

- ФКПОУ  укрепит  свои  конкурентные позиции  на  рынке  образовательных  услуг.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальн...

Обобщение педагогического опыта «Системно-деятельностный подход в обучении как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся по профессии «Оператор швейного оборудования»

Данный педагогический опыт адресован мастерам производственного обучения, преподавателям дисциплин профессионального цикла, работающих в учреждениях среднего профессионального образования. Предл...

Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии

Современный подход в формировании профессиональных компетенций студентов СПО в фармакологии...

Концепция модульного подхода, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Эффективность и качество профессионального образования принято измерять по показателям трудоустройства выпускников профессиональных образовательных учреждений, их социального самочувствия, уровню конк...

Педагогический проект «Использование современных педагогических технологий на уроках математики и физики, как средство формирования ключевых компетенций обучающихся

Обучающая среда, разработанная с применением проектных технологий, позволит создать систему обучения математики и  физики, которая обобщит, конкретизирует, систематизирует знания, повысит мотивац...