МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Воспитательная работа по формированию у суворовцев осознанного отказа от вредных привычек"
методическая разработка на тему

Валиулина Наталья Владимировна

Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная  и важная задача.

          Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, среди которых формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

          Согласно ФГОС воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому задача воспитателя взвода  в соответствии с концепцией воспитательного процесса училища  -формирование физической культуры, стремления к физическому совершенствованию, сознательному выбору здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

В данной методической разработке мною обозначена чрезвычайно актуальная  на сегодняшний день тема профилактики употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками.

Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодѐжи не только России. 

Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов. Наибольшую известность в России имеют курительные смеси Спайс (англ. Spice— специя): SpiceSilver, SpiceGold, SpiceDiamond, SpiceTropicalSynergy, SpiceArcticSynergy и др.

В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_zozh.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

ФГКОУ "Московское суворовское военное училище Министерства Обороны Российской Федерации"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

"Воспитательная работа по формированию у суворовцев осознанного отказа от вредных привычек"

        

                                                                 

                                                                   Исполнила:

                                воспитатель 2 учебного курса

                                        Валиулина Наталья Владимировна

                                                          телефон  89629777761              

Воспитательная работа по формированию у суворовцев осознанного отказа от вредных привычек.

План:

  1. Введение
  2. Основная часть

1. Система профилактики вредных привычек в подростковой среде.

2. Организация профилактической работы в училище по формированию навыков ЗОЖ.

3. Деятельность воспитателя взвода в профилактике употребления спайсов.

III. Заключение.

I. Введение        

Профилактика вредных привычек у школьников – чрезвычайно сложная  и важная задача.

          Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, среди которых формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

          Согласно ФГОС воспитательная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, поэтому задача воспитателя взвода  в соответствии с концепцией воспитательного процесса училища  -формирование физической культуры, стремления к физическому совершенствованию, сознательному выбору здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.

В данной методической разработке мною обозначена чрезвычайно актуальная  на сегодняшний день тема профилактики употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками.

Распространение курительных смесей, особенно в молодежной среде, вызывает серьезную озабоченность органов власти, правоохранительных органов и общественности. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Начало их массового употребления относят к концу 2008 г. Мода на курительные смеси (которые чаще называют по виду одной из них – Спайс) молниеносно распространилась среди подростков и молодѐжи не только России. 

Между тем и сегодня реклама курительных смесей, содержащих компоненты запрещенных к обороту веществ, продолжает множиться, их легко можно купить через интернет-магазины как благовония. В больницы российских городов поступает все больше несовершеннолетних пациентов с отравлением курительными смесями, в психиатрические стационары - в состоянии психозов. Наибольшую известность в России имеют курительные смеси Спайс (англ. Spice— специя): SpiceSilver, SpiceGold, SpiceDiamond, SpiceTropicalSynergy, SpiceArcticSynergy и др.

В данной ситуации возникает необходимость принятия комплексных мер по профилактике употребления запрещенных курительных смесей детьми и подростками.

II. Основная часть

1. Система профилактики вредных привычек в среде подростков.

Профилактика употребления Спайсов и других курительных смесей подростками является частью общей профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) учащимися.

Профилактика представляет собой систему мер, предупреждающих возникновение и развитие деструктивных изменений в структурах личности и поведении, посредством формирования устойчивого психологического иммунитета к негативным влияниям на субъекта извне и обеспечивающих возможность самореализации за счет социальных источников.

Эффективность реализации системы педагогической профилактики употребления алкоголя и курения подростками, а также употребления ПАВ обеспечивается посредством совокупности педагогических условий. Педагогическая профилактика вредных привычек подростков представлена в качестве педагогической цели. Разрабатываются содержание, способы и средства педагогической профилактики вредных привычек у подростков.

В основе содержания системы профилактики ранней алкоголизации, табакокурения и употребления ПАВ подростков применяется модель формирования жизненных навыков подростков, предусматривающая:

- развитие социальной и личной компетенции (обучение эффективному общению, критическому мышлению, формирование адекватной самооценки и самоуважения);

- становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды);

- развитие самоконтроля и целеполагания, стремления к раскрытию творческого потенциала, необходимого для созидания и личностного роста.

Профилактическая работа организуется в условиях совместной деятельности воспитателя и подростков.

2. Организация профилактической работы в училище по формированию навыков ЗОЖ.

В нашем училище (роте, взводе) предусмотрена система воспитательной работы по формированию у подростков осознанного отказа от вредных привычек, а именно сознательного отказа от употребления спайса.

  • Проведение разъяснительной работы среди подростков о последствиях употребления курительных смесей;
  • Включение в систему повышения квалификации педагогических работников на уровне образовательного учреждения вопросов организации профилактики употребления курительных смесей (проведение тематических семинаров, круглых столов, встреч с медицинскими работниками и др.);
  • Просвещения родителей по вопросам ответственности за воспитание детей, в том числе в вопросах превенции употребления курительных смесей;

  •  Разработка и реализация образовательных программ, ориентированных на формирование у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни.
  • Создание в училище атмосферы нетерпимости по отношению к ПАВ, культивирование здорового образа жизни.

В воспитательной работе основное внимание мы уделяем формированию ценностей здорового образа жизни, развитию личностных ресурсов, препятствующих употреблению психоактивных веществ, а также развитию у суворовцев жизненных навыков противостояния агрессивной среде, которая провоцирует потребление ПАВ.

В нашей работе должны быть усилены следующие компоненты:

- образовательный - углубление знаний о ценностях здорового образа жизни и поведенческих навыках, облегчающих следование здоровому образу жизни, формирование умения делать собственный выбор в отношении здорового образа жизни; минимальные знания о социальных и медицинских последствиях, к которым приводит употребление психоактивных веществ;

- психологический  -  углубление знаний о себе, своих чувствах, формах реагирования, особенностях принятия решений; формирование позитивной «Я-концепции» у подростка, способности нести ответственность за себя и свой выбор; формирование умения сказать "нет", умения при необходимости обратиться за психологической, социальной или наркологической помощью;

- социальный - формирование навыков коммуникабельности, социальных навыков, необходимых для социальной адаптации, здорового образа жизни.

3. Деятельность воспитателя взвода в профилактике употребления спайсов.

Опираясь задачи и направления работы по профилактике  употребления психоактивных веществ (ПАВ) суворовцами, можно предложить систему мероприятий для взвода.

Проведение классных часов, бесед (в том числе индивидуальных), родительского всеобуча на родительском собрании, консультаций.

Так, на родительском собрании можно обсудить проблему «Употребление спайса - серьезная социальная проблема». Воспитателю необходимо подчеркнуть актуальность рассматриваемого вопроса,  разъяснить, что родителям и воспитателям нужно вести совместную профилактическую работу с подростками. Можно информировать родителей о способах распространения и  употребления спайса, обратить особое внимание на ответственность  за преступления и правонарушения подростков, связанные с распространением и употреблением ПАВ.

В список мероприятий, проводимых во взводе, следует включить цикл классных часов по профилактике вредных привычек, а конкретно в данном случае - неупотребления ПАВ.

При составление специфических  мероприятий по профилактике употребления спайса нельзя забывать о следующих правилах:

- ни в коем случае не приводить описание путей получения, изготовления и применения курительных смесей (и других ПАВ), с тем, чтобы беседа не стала справочным материалом.

-  при проведении бесед нецелесообразно рассказывать о курительных смесях и других ПАВ, которые практически не встречаются в регионе проживания, т.е. тех, о которых подросток может никогда и не узнать.

- исключать при необходимости описание клинической картины состояний, переживаемых под влиянием курительных смесей, использование позитивно воспринимаемых эпитетов, таких как «эйфория», «непередаваемые ощущения», «состояние неизъяснимого блаженства», «состояние особенного покоя», «ощущение всемогущества» и т.  п.

- исключить ссылки на примеры исторических личностей, политических деятелей, известных артистов, певцов и пр., употреблявших наркотические вещества, даже если приводятся негативные последствия от их приема.

При работе с подростками не следует забывать, что многие темы об употреблении ПАВ, кажущиеся убедительными для взрослых, являются малозначимыми для детей, например, угроза возникновения тяжелых соматических заболеваний, рождение неполноценного потомства и пр. Малоэффективными также являются аргументы, связанные с тем, что, употребляя токсические вещества, подростки доставляют огорчения родителям или подвергают риску свою будущую жизнь. Такая аргументация упирается в естественный барьер – недоформированность временной составляющей (восприятия перспективы своей жизни) самосознания подростка. Лучше делать акцент на обсуждении того, как отразится возможное приобщение к ПАВ на значимых для подростков факторах: внешности, спортивных достижениях, взаимоотношениях с окружающими и т. д.,  какие ограничения при выборе профессии это может наложить.

III. Заключение.

Эффективность профилактики злоупотребления ПАВ детьми и подростками в любых образовательных учреждениях напрямую зависит от согласованной работы различных специалистов – педагогов, психологов, медиков, представителей правоохранительных органов. Достижение согласованности в работе перечисленных специалистов возможно через создание службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения на базе образовательного учреждения. Такие службы в нашем учреждении есть. Работа ведется, и как результат можно назвать то, что у большинства наших воспитанников сформированы навыки здорового образа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как отказаться от вредной привычки

Мультимедийная лекция:"Как отказаться от курения"...

Методическая разработка на тему: Воспитание у детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей сознательного восприятия здорового образа жизни. Сознательный отказ от вредных привычек.

В настоящее время чрезвычайно высокую актуальность приобрела проблема адаптации выпускников детских домов и школ-интернатов к самостоятельной жизни. Далеко не всем из них удается решить жилищный вопро...

Методическая разработка открытого классного часа "31 мая- Всемирный день отказа от курения"

Методическая разработка открытого  классного часа "31 мая- Всемирный день отказа от курения"...

«Внеклассное воспитательное мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и отказа от вредных привычек»

В Зауральском агропромышленном колледже  в рамках воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, по профилактике неупотребления наркотических средств и п...

Результаты городского конкурса методических разработок «Роль воспитательной работы в формировании будущих специалистов системы здравоохранения" 2021

РЕЗУЛЬТАТЫ ГОРОДСКОГО КОНКУРСА МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК «РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»29 апреля – 20 мая 2021 г...