Картотека игр с блоками Дьенеша
картотека на тему

В картотеке игры для развития логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igry_s_blokami_denesha.docx74.27 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша.

«Чудесный мешочек».

(игра для детей 3-4 лет)

Цель: Формировать умение находить и назвать геометрические фигуры, определять величину ,  цвет форму блока.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Вариант 1: Ребенок на ощупь достает из мешочка любой блок и называет его цвет (размер, форму) в зависимости от задания.

Игру можно усложнить, задав два свойства, например размер и форму.

Вариант 2: Ребенок на ощупь достает из мешочка загаданный блок. ( Например: «Найди большой, круглый блок»).

Игровая ситуация: Построить дорожку для Красной Шапочки  до дома ее бабушки. ( Только из прямоугольных блоков; Только из круглых;  и т.д.)

«Чудесный мешочек» -2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и толщине,  умение предметы  угадать на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки  складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

«Что лишнее?»

Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложит на стол  три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из фигур  лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

 

«Найди  похожую фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение находить сходства  фигур по одному, двум, трем, четырем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и предложите ему найти такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

                     «Найди пару».

                          (Младший возраст)

Цель: Ознакомление с символами свойств, развитие зрительной памяти.

Материал: 2 комплекта карточек с символами (без отрицания) 22 штуки.

Описание игры: Карточки перемешиваются и раскладываются «рубашкой» вверх по 6 карточек в ряду, в последнем ряду 4 карточки.

                

Правила: Первый игрок переворачивает две любые карточки, если карточки одинаковые, берет их себе и делает еще один ход. Если разные – показывает всем и кладет на свои места «рубашками» вверх, стараясь запомнить, что изображено на карточках. Все дети внимательно следят за ходом игры, так как всем важно помнить, где лежит та или иная карточка. Затем второй игрок по одной берет две карточки… и делает дальше как первый. Выигрывает игрок, набравший больше чем остальные парных карточек.

(старший возраст). Как усложнение добавляются карточки с отрицанием.

«Найди не похожую фигуру»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах. Развивать умение отличать фигуры по одному, двум, трем  признакам. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Материал:  Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Положите перед ребенком любую фигуру и попросите его найти все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

«Бусы»

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша, цветная нить для бус.

Ход игры:

Выложите перед ребенком  ряд фигур, чередуя их по цвету: красный, желтый, красный... (можно чередовать по форме, размеру и толщине).  Предложите  сделать бусы, как эти. Продолжить ряд по образцу.

 

«Продолжи ряд» 1

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе  фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, величиной, толщиной. Предложить ребенку составить свой ряд фигур, соблюдая правило.

 

«Продолжи ряд» 2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем на столе цепочку из блоков Дьенеша, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.).  Предлагаем ребенку продолжить ряд из фигур.

«Найди пару»

Цель: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Предложить детям каждой фигуре  найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом,  большой красный квадрат станет в пару с маленьким красным квадратом и т.д.

«Найди клад»

Цель: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель  задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

«Сравни – где больше»

Цель: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине. Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении уравнивать множества  блоков. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

В один ряд выкладывается 3 блока Дьенеша, а в другой - 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять. Количество блоков зависит от возраста детей от уровня развития.

 

«Разложи фигуры»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум, трем, четырем признакам. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Предлагаем детям  построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера, толщины).

 

«Что изменилось»

Цель: Совершенствовать  знания детей о геометрических фигурах, их  цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры:

Перед ребенком на стол  выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

 

«Сколько?»

Цель:  Развивать умение выделять свойства

 геометрических фигур  (цвет, величину, толщину). Закреплять счет от 1 до 10, упражнять в умении  задавать вопросы. Развивать мышление, внимание, память, речь.

Материал: логические блоки Дьенеша.

Ход игры:

Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов «Сколько...». За каждый правильный вопрос - фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: «Сколько больших фигур?» «Сколько красных фигур в первом ряду?» (по горизонтали), «Сколько кругов?» и т. д.

Игра «Угощение для медвежат»1

Цель: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые»

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры: В  гости к детям пришли медвежата. Чем же будем гостей угощать? Наши медвежата - сладкоежки и очень любят печенье, причем разного цвета, разной формы.

Давайте угостим медвежат.   Печенье в левой  и правой лапах должны отличаться только формой (цветом, величиной, толщиной).  Если в левой лапе у медвежонка круглое «печенье»,  в правой может быть или квадратное, или прямоугольное, или треугольное (не круглое).

Во всех вариантах ребенок выбирает любой блок «печенье» в одну лапу, а во вторую подбирает по правилу, предложенному воспитателем.

Игра «Угощение для медвежат»2

Цель: Развитие умения сравнивать предметы по одному - четырем свойствам понимание слов: «разные», «одинаковые». Развивать умение читать кодовое обозначение блоков.

Материал: 9 изображений медвежат,  блоки Дьенеша.

Ход игры:

 Вариант игры  с использованием карточек с символами свойств. Последовательность действий (алгоритм) игры.

Карточки с символами свойств  кладут стопкой «рубашками» вверх

Ребенок вынимает из стопки любую карточку

Находит «печенье» с таким же свойством и т.д.

«Магазин»

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Материал: Товар (карточки с изображением предметов ) Логические фигуры.
Ход игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

«Украсим елку бусами».

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему».  Закрепление навыков порядкового счета.
Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур 
Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

«Найди меня»

Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.

Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).

Ход игры:  Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.

Возможно использовать слова :

«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,

Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

 

«Волшебное дерево»

Цель: Развитие  умение классифицировать блоки по трем признакам и имение выделять основные признаки. Развивать логическое и образное мышление.

Материал: Дерево с ветками без листьев, обозначен цвет веток, на ветках изображены символы фигур – листьев, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает вырастить волшебное дерево, на котором вместо листьев геометрические фигуры. Каждая ветка имеет свой цвет. Дети выбирают геометрические фигуры по цвету и располагают «листики» на ветках.

«Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением спирали  или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

 

«Рассели жильцов» - 1

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане с изображением двух признаков – цвета и формы..

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры. Дети, расселяя блоки, называют номер квартиры, этаж. Например, круг красного цвета поселим на 4 – ом этаже в квартиру №3 и т.д.

 

«Рассели жильцов» - 2

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.  Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков, 4 - этажный дом, изображенный на ватмане,  кодовые карточки.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно. Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Для каждой фигуры определен этаж, номер квартиры, указанный на кодовой карточке. Дети расселяют жильцов.

 

«Хоровод»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.

Материал: игровое поле с изображением круга   или цветная тесьма, набор блоков.

Ход игры: Воспитатель предлагает построить хоровод  из волшебных фигур. Хоровод  получиться  красивым, ровным. Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока. Последний блок должен совпасть с первым блоком  по одному  какому – то признаку. В этом случае игра заканчивается – хоровод закрыт.

 

 «Художники»

Цель: Развитие  умения сравнивать фигуры по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения, композиции).

Материал: «Эскизы картин» - листы большого цветного картона; дополнительные детали из картона для составления композиции картины; набор блоков.

Ход игры: Детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали) - выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки. В конце работы художники придумывают название к своим картинам.

 «Этажи»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал: Набор блоков.

Ход игры:

 Предлагаем выложить  в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

 

«Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.

Материал: Блоки Дьенеша.

Ход игры:

В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.

Как ходить?

Фигурами другого размера (цвета, формы).

Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.

Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).

Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.

Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

 

 

«Найди свой домик».

                Вариант 1:

Цель: Привить детям умение различать цвета, формы геометрических фигур.

Материал: Блоки различного цвета и формы (в зависимости от знаний детей), три обруча, три игрушки (еж, заяц, медведь).

Ход игры: На импровизированной лесной полянке лежат три обруча, в них находятся по одной геометрической фигуре (круг, квадрат, треугольник). Воспитатель предлагает детям рассмотреть обручи с фигурами и объясняет, что в обруче с кругом живут все круги, в обруче с квадратом – все квадраты и т.д. Для того, чтобы попасть в домик, нужен ключик. Используя сюрпризный момент, воспитатель предлагает детям «чудесный мешочек», в котором находятся «ключики» (геометрические фигуры). По форме и цвету «ключика» дети могут найти свой домик.

   Игра продолжается: дети гуляют по «лесу», обмениваются «ключиками».

                 Вариант 2:

Цель: Закрепить умение различать цвет, форму. Формировать представление о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Материал: Ленты красного, синего, желтого, белого цвета (можно из бумаги). Блоки круглые: (3 шт. – красный, синий, желтый); квадратные: (3 шт.);  треугольные (3 шт.).  «Чудесный мешочек».

Ход игры: В «лесу» дети видят дорожку белого цвета, которая в конце расходится на три дорожки: красного, синего, желтого цвета. Каждая цветная дорожка приводит к домику (обруч). В каждом домике находится по три блока соответствующие по цвету дорожке. Дети «гуляют по «лесу» с воспитателем и находят белую дорожку, на ней «чудесный мешочек» с волшебными блоками – ключиками. Каждому ребенку нужно пройти по дорожке такого же цвета, что и ключик. В домике дети находят себе место , соответствующее форме ключика. Затем детям предлагается выйти из домиков и погулять. Во время прогулки дети должны поменяться ключиками. По сигналу воспитателя дети идут по соответствующим дорожкам в свои домики. Игра может продолжаться несколько раз.

Для усложнения игры можно добавить в домики прямоугольные блоки. Таким образом, в домиках оказываются по четыре фигуры одинакового цвета, одной величины, разной формы.

                      «Муравьи».

Цель: Развивать умение детей различать цвет и размер предметов. Формировать представление о символическом изображении предметов.

Материал: Два набора логических блоков, большие и маленькие ворота, ленты из бумаги синего, желтого, красного цвета, три обруча.

Ход игры: Воспитатель читает загадку:

                     Дружный маленький народ

          В этом тереме живет.

          По дорожке, по тропинке

          Носят иглы и травинки.    (Муравьи)

 Дети отгадывают загадку.

Воспитатель начинает рассказ: В одном лесу жили – были муравьи. Они строили домики – муравейники и жили в них. Муравейники были волшебными, разноцветными, большими и маленькими. Разноцветные муравьи могли ходить по дорожкам только своего цвета. Большие муравьи ходили только через большие ворота, а маленькие – только через маленькие. Целый день муравьишки трудились в лесу, к вечеру собирались у дерева, откуда начинались все дорожки, и шли к своим домикам – муравейникам.

Воспитатель предлагает поиграть в «муравьишек».

 Стоят ворота большие и маленькие от которых расходятся по три дорожки: синего, красного и желтого цветов. Каждая дорожка заканчивается домиком – муравейником, где лежит по 8 – фигур одного цвета, но разного размера ( большие и маленькие круглые, квадратные, прямоугольные и треугольные блоки). У воспитателя в руках коробочка с волшебными блоками которые превратят детей в муравьев. Дети – муравьи с большими блоками проходят в большие ворота, с маленькими – в маленькие ворота, по цвету дорожки и своей фигуры находят свой муравейник, в нем место соответствующее форме и размеру фигурки. Игра может повторяться несколько раз. Дети могут меняться блоками.

Усложнение для старшего возраста.: Фигуры , лежащие в муравейниках можно заменить карточками – символами.

« Карусель».

Цель: Развивать у детей воображение , логическое мышление. Упражнять в умении различать, называть систематизировать блоки по цвету, величине, форме.

Материал: обруч с лентами, на концах которых пришиты геометрические фигуры разной формы, величины, цвета. Касса, билеты (логические блоки – два набора).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.  Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (блоки) и занимают место на карусели. Если ребенок ошибается, то карусель не заводится. Дети совместно исправляют ошибку. Катаясь на карусели, поют песню:

                                         Еле-еле, еле-еле

                                         Завертелись карусели.

                                         А потом, потом, потом

                                         Все бегом, бегом, бегом.

                                         Тише, тише, не спешите

                                         Карусель остановите.

Если дети захотят еще поиграть, билетики покупаются заново. Игра продолжается.

«Найди и назови».

Цель: Закреплять умение быстро находить  блоки определенного цвета, формы, размера.

Материал: Логические блоки.

Ход игры:

Правила: Задается вопрос, сразу следует ответ. Нужно быстро назвать все указанные в вопросе признаки фигуры (цвет, размер). Ребенок, который выполняет эти условия, берет фигуру себе. Игровые действия включают  элементы занимательности, соревнования.

   Дети стоят в кругу. На полу разложены разные блоки. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок, говорит: « Кто нашел большой круглый блок?» и т.д. Ребенок, правильно и быстро показавший и назвавший блок, берет его себе. В конце игры подсчитывают, у кого больше блоков, объявляют победителя.

Варианты: Фигуры можно располагать по всей группе.

    У детей в руках блоки, аналогичные блоки на полу. Дети находят каждый свой блок и описывают его.      

         

«Назови соседей».

Цель: Закрепить умение описывать геометрическую фигуру определенного цвета, формы, размера.

Материал: Блоки Дьенеша.                  

          Ход игры:

Дети стоят в кругу, у каждого в руках один блок. Предлагается назвать, какая фигура находится справа. Слева от ребенка – описать ее. По сигналу воспитателя дети разбегаются врассыпную, а затем опять становятся в круг, меняясь местами. Возможен обмен блоками. Игра повторяется.

«Разноцветные шары».  (5-6 лет)

Цель: Развивать логическое мышление. Учить читать кодовое обозначение логических блоков.

Материал: Блоки; кодовые карточки обозначающие цвети форму блока.

Дополнительный материал.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает в разных местах блоки и говорит:

        Ходит сказка у ворот, с нами водит хоровод.

        Подарила для игры разноцветные шары.

        Раз, два, три – шары бери!

Дети собирают шары.

        А теперь ищи столы, где такие же шары.

На столах разложены ниточки, на конце каждой ниточки лежат кодовые карточки.

        Шар волшебный, дай ответ,

        Ты раскрой нам свой секрет.

Дети «читают» значки, обговаривают место каждого шарика и располагают на заданное место, «привязывают» ниточку шарикам. После выполнения задания детьми, воспитатель может сделать сюрприз. Попросить детей закрыть глаза и «оживить» шары, превратив в настоящие.

     

Игра с одним обручем

   На полу лежит обруч. У каждого ребенка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего. Например, внутри обруча - все красные блоки, а вне обруча - все остальные. Детям задают вопросы:

    Какие блоки лежат внутри обруча? (Красные).
   Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные). Верен именно такой ответ, т.к. важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

   При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом другу друга определяют одним словом фигуры вне обруча.

Игра с двумя обручами

   На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть. Ведущий предлагает кому-нибудь встать
-внутри синего обруча,
-внутри красного обруча,
-внутри обоих обручей,
-вне красного обруча,
- внутри синего, но вне красного,
- внутри красного, но вне синего,
-вне синего и красного обручей.

    Затем дети располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - все красные. На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки. Их место в общей части двух обручей.

    После выполнения практической задачи по расположению блоков дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей?
- Внутри синего, но вне красного обруча?
- Внутри красного, но вне синего?
- Вне обоих обручей?
Следует подчеркнуть, что блоки надо назвать здесь с помощью двух свойств - формы и цвета.

Игра с тремя обручами

     В процессе игры с тремя обручами решается более сложная, чем в игре с двумя обручами, задача классификации блоков по трем свойствам.

    Ведущий кладет на пол три разноцветных (красный, синий, желтый) обруча так, как показано на рисунке, т.е. чтобы образовалось 8 областей.

    После того как эти области соответствующим образом названы по отношению к обручам (внутри всех трех обручей, внутри красного и синего, но вне желтого и т.д.), предлагается расположить блоки, например, так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные блоки, внутри синего- все квадратные, а внутри желтого -все большие.

      После выполнения практической задачи дети отвечают на восемь (стандартных для любого варианта игры стремя обручами) вопросов. Какие блоки лежат:

1) внутри всех трех обручей;
2) внутри красного и синего, но вне желтого обруча;
3) внутри синего и желтого, но вне красного обруча;
4) внутри красного и желтого, но вне синего обруча;.
5) внутри красного, но вне синего и вне желтого обруча;
6) внутри синего, но вне желтого и красного обруча;
7) внутри желтого, но вне красного и вне синего обруча;
8) вне всех трех обручей?

       В игре с тремя обручами моделируется разбиение множества на восемь классов (попарно непересекающихся подмножеств) с помощью трех свойств (быть красным, быть квадратным, быть большим).

«Волшебные камни»

Цель : Закрепить понятия «внутри» и «вне» круга.

Материал: Обруч, логические блоки.

Ход игры: « Ребята сегодня наши логические блоки превратились в

волшебные камни, сейчас мы с ними поиграем».

1)Все красные треугольные камни положить внутри обруча, а синие

круглые вне обруча.

2)Положить желтые толстые камни вне обруча, а желтые тонкие

внутри обруча и т.д

«Какую фигуру я задумал»

Цель: Развитие логического мышления, умение кодировать и декодировать информацию о свойствах.

Материал: Логические фигуры и два набора карточек с перечеркнутыми знаками на каждую пару детей.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждый выбирает себе одну фигуру так, чтобы не видел партнер.

 Игроки договариваются, какие свойства фигуры будут загадывать (цвет, форму, размер).

Затем карточками обозначают загадываемые свойства своей фигуры. Каждый должен угадать, какая фигура у партнера, правильно назвать ее свойства.

« Карусель».

Цель: Развивать у детей воображение , логическое мышление. Упражнять в умении различать, называть систематизировать блоки по цвету, величине, форме, толщине.

Материал: обруч с лентами, на концах которых пришиты карточки - схемы.

Касса, билеты (набор логических блоков Дьенеша).

Ход игры: Воспитатель предлагает детям покататься на карусели.  Но для этого нужно приобрести билеты. Дети покупают билеты (блоки) и занимают место на карусели. Если ребенок ошибается, то карусель не заводится. Дети совместно исправляют ошибку. Катаясь на карусели, поют песню:

                                         Еле-еле, еле-еле

                                         Завертелись карусели.

                                         А потом, потом, потом

                                         Все бегом, бегом, бегом.

                                         Тише, тише, не спешите

                                         Карусель остановите.

Если дети захотят еще поиграть, билетики покупаются заново. Игра продолжается.

«Где, чей гараж»

Цель: Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства предметов.

Материал: Таблица с изображением дорожек и схематического изображение свойств блоков.

У каждого ребенка выбранная им машинка – блок. Надо поставить машину в свой гараж. Знаки на развилке дорог показывают, на какую дорожку должна свернуть машина.

«Загадки без слов» (5-7 лет)

Цель: Развитие умений расшифровывать информацию о наличии или

отсутствии определенных свойств у предметов по их знаково- символическим обозначениям.

Материал: Логические блоки, карточки с обозначением свойств.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям отгадать необычные загадки:

«Это загадки без слов». « Я буду показывать карточки со знаками.

Знаки подсказывают, какие фигуры загаданы. А вы отгадайте фигуру и покажите».

Загадываются четыре совместимых свойства карточками –символами: форма, цвет размер и толщина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петербург А.Блока" 2 урока

Тема Петербурга в творчестве Блока – одна из самоважнейших. Она неотделима от его главных, генеральных тем.  Учащиеся уже знакомы с Петербургом, нарисованным такими мастерами слова как Достоевски...

Самостоятельная расчетная работа. Тема: Источники питания для блоков питания автоматизированных систем. Схемы блоков питания автоматического управления.

Классная самостоятельная работа, выполняется под руководством преподавателя в аудитории. После освоения материала преподаватель проводит контрольный опрос и выставляет оценку за работу студента. В про...

Развитие творчества детей с использованием блоков Дьенеша.

Одной из самых известных развивающих игр для детей дошкольного возраста являются Логические Блоки Дьенеша. Это современное дидактическое пособие носит имя своего создателя Золтана Дьенеша. О...

блоки Дьенеша .

роль  блоков  Дьенеша  в  воспитании и  обучении  детей ....

Лекция 2 Системный блок и блок питания

Лекция 2 Сисиемный блок и блок питания...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...

«Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

laquo;Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста....