Программа по волейболу
методическая разработка на тему

slava1984

Основная цель  программы по волейболу:   гармоничное развитие физических и духовных сил юных спортсменов:  воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_voleybolu.doc208.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   В нашей стране  физическая культура и спорт  еще не стали жизненной потребностью большинства людей. Вся система физического воспитания строиться так, чтобы способствовать гармоничному развитию человека. И немаловажно при этом воспитывать в каждом человеке потребность смолоду заботиться о своем физическом совершенствовании и здоровом образе жизни. В немалой степени этому способствуют регулярные занятия по волейболу.

    Главной особенностью волейбола является возможность развития и совершенствования человека, а также создание условий для общения и взаимодействия с людьми различного возраста и интересов. Другой важной особенностью этой игры является многообразие двигательных действий, оказывающих всестороннее влияние не только на все группы мышц, органы и физиологические системы, но и на морально-волевые качества. Необходимость подчиняться установленным правилам игры оказывает большое воздействие на психику человека.

    Педагогическое начало, содержащееся в игровых действиях, широко используется как важный инструмент формирования личности.

    Волейбол как элементарная, так и технически сложная регламентирующая деятельность играющих специальными правилами   несут в себе принцип состязательности. Соревнования не только с соперниками, но и самим собой позволяет человеку повышать уровень физических возможностей, морально-волевых и нравственных  качеств, совершенствовать свою социальную природу.

    Игровую деятельность отличает заложенный в нее мощный заряд положительных эмоций, которые не только дети, но и взрослые могут свободно выплескивать в процессе игры, чувствуя себя непринужденно, даже при достаточно больших психических и физических нагрузках.

    Велика роль общения в процессе игры, обмениваясь репликами, подсказками, указаниями или подсказками не противоречащие установленным правилам, благодаря чему развиваются и совершенствуются познавательные способности.

   Достоинства волейбола - в его простоте, эмоциональности и зрелищности. Секрет популярности волейбола в том, что он доступен всем. В школах волейбол вводится в программу с пятого класса, начиная обучение с пионербола. Вот  именно с этого возраста у детей появляется интерес к занятиям, и одних уроков по физической культуре становится уже недостаточным для углубленного изучения материала.

   Уроки физической культуры помогают тренеру выявить для себя детей, имеющих способности к этому виду спорта, и в дальнейшем пригласить  в секцию волейбола.

   Программа составлена на основании нормативно – правовых  документов, реализующих деятельность спортивных школ. При составлении программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва 2005г. учитывались данные научных исследований и опыт работы с детьми в секции волейбола.

     Каждая программа имеет свою специфику и отличия от  других программ той же направленности. Количество часов, контрольные нормативы, годы обучения и возраст занимающихся, выезды на соревнования и психологическая подготовка и, в частности, отбор в секцию волейбола -  все это и является существенным  отличием от других  программ дополнительного образования,   так как целью этой программы не подготовка спортсменов высших разрядов. А общефизическое развитие ребенка.

     Основная цель  программы по волейболу:   гармоничное развитие физических и духовных сил юных спортсменов:  воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем. Основным условием реализации этой цели является  многолетняя и целенаправленная подготовка юных спортсменов, которая предусматривает  решение следующих задач:

    1.Содействие гармоничному физическому развитию,   укрепление здоровья занимающихся;

    2.Подготовка волейболистов женских и юношеских команд в сборные команды школы и города для последующего участия сборной команды школы в зональном первенстве по волейболу, в районном и окружном первенстве по волейболу в зачет спартакиады учащихся;

    3.Развитие специальных физических качеств и способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;

    4.Прочное овладение основами техники и тактики  волейбола;

    5.Определение каждому занимающемуся игровой функции в команде и с учетом этого индивидуализация подготовки;

    6.Подготовка волевых, смелых, дисциплинированных спортсменов, обладающих хорошим уровнем  командной игровой подготовки и бойцовскими качествами;

     7.Подготовка и выполнение нормативных требований;

     8.Приобретение навыков  организации и проведения соревнований по волейболу.

     Исходя из всего сказанного выше, создается тенденция универсальности в постановке задач, выборе средств и методов по отношению ко всем занимающимся, однако вводятся элементы игровой специализации по игровым функциям, что требует индивидуального подхода и углубленного изучения особенностей каждого юного спортсмена.

     «Обучающая» направленность программы исходит из необходимости уже в этих возрастных группах (учебно– тренировочные) добиться прочного овладения занимающимися основами техники и тактики игры, достаточно высокого уровня развития физических качеств и способностей, что позволит в дальнейшей специализированной подготовке достичь высокого уровня индивидуального мастерства и  успешной его реализации в условиях  игровой соревновательной деятельности.

      «Воспитательная» направленность программы включает в себя морально – волевую  подготовку спортсменов:

   1.Воспитание высоких моральных качеств (чувство коллективизма, развитие положительных черт личности);

   2.Воспитание волевых качеств (целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности.) Высокий уровень волевых качеств  необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности волейболиста в напряженных игровых ситуациях.

    Основной показатель работы секции по волейболу – стабильность состава занимающихся, динамика роста индивидуальных показателей по уровню подготовленности, зачисление в сборную команду школы, выступление сборной команды на зональных, районных и окружных первенствах по волейболу, выполнение спортивного разряда.

Занимающиеся распределяются на учебные группы по возрастам, для каждой группы устанавливаются наполняемость и режим учебно-тренировочной работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

     Осуществление конечной цели системы многолетней подготовки волейболистов (соответствие уровня подготовки спортсмена требованиям, которые предъявляются в сборной команды школы) невозможно без эффективного планирования и контроля подготовки.

      В качестве основного перспективного планирования секции волейбола в общеобразовательной школе является настоящая программа. В отдельных случаях могут вноситься изменения в текущее (годовое) планирование в соответствии с местными условиями (климат, наличие материальной базы, контингент учащихся и т.д.),  сохраняя при этом основную направленность и руководствуясь рекомендациями по содержанию программного материала и последовательность его изучения.

       В конце каждого года обучения подводятся итоги по видам подготовки, предусмотренными разделами настоящей программы, включая контрольные нормативы по общей физической и технической подготовке. Учебная работа в секции строится с учетом режима школьного дня и занятости спортсменов.

       Ожидаемый результат,  на который  надеется тренер в конце многолетней подготовки:1. Отбор в сборную команду школы и района для участия в спартакиаде среди школьников; 2. Достижение  сборной команды звания чемпионов на зональной спартакиаде среди учащихся и войти в призеры на первенстве района в зачет спартакиады школьников; 3. Развитие  физических качеств (быстроты, силы, координации движения, гибкости, выносливости); 4. Умение использовать весь технический и тактический  арсенал  в соревновательных условиях; 5. Овладение такими необходимыми качествами, как чувство мяча, взаимодействие друг с другом на поле, умение не только правильно, но и красиво выполнять технические приемы и тактические действия( зрелищно);6. Присвоение разряда по результатам многолетней подготовки и выдача зачетных книжек; 7. Воспитание таких личностных качеств, как целеустремленность, настойчивость, упорство, чувство  долга.

      Все ожидаемые результаты    многолетней работы тренер может увидеть в участиях на соревнованиях своих воспитанников и проявление на игровой площадке командой всего технико-тактического арсенала, уверенности в своих действиях и желании победить.

Таблица 1.

Наполняемость учебных групп и режим учебно-тренировочной работы

Год

обучения

Возраст занимающихся

Минимальное число занимающихся в группе

Количество учебных часов в неделю

Максимальные требования по спортивной подготовке на конец учебного года

1 - й

 12-14лет

      12

         4,5

 Контрольные испытания по физической подготовке

2 -й

13-15 лет

      12

         4,5

Контрольные испытания по физической, специально- физической (СФП) и технической  подготовке

3 - й

14-16 лет

      12

         4,5

Выполнение нормативов по физической, СФП и технической подготовке

4 - й

15-17 лет

      12

         4,5

Выполнение нормативов по технико-тактической подготовке и выполнение  2-го или 1-го юношеского разряда.  

Таблица 2.

Распределение  объемов компонентов тренировки в учебном году

(на 36 недель)

Разделы программы

1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

  1.

Теоретическая подготовка

В процессе тренировок

В процессе тренировок

      4

      8

  2.

Общая физическая подготовка

      76

      45

    25

    17

  3.

Специальная физическая подготовка

      28

      32

    37

    32

  4.

Техническая подготовка

      48

      40

    20

    20

 

  5

Тактическая подготовка

       -

      8

     35

    36

  6.

Интегральная подготовка

        -

      26

      29

     36

  7.

Судейская практика

      1

       2

       3

      4

  8.

Контрольные испытания

      9

       9

       9

      9

  9.

Общее количество часов

     162

     162

     162

     162

Количество тренировочных занятий и их

продолжительность в недельном цикле

Год  обучения, возраст

Понедельник

Среда

1-й (12-14л.)

    2

 2,5

2-й (13-15л.)

    2

 2,5

3-й (14-16л.)

    2

  2,5

4-й (15-17л.)

    2

  2,5

Примерный план работы  годичного цикла подготовки

     Планирование годичного цикла тренировки занимающихся в спортивных секциях определяется задачами, которые  поставлены конкретно в годичном цикле этапа многолетней подготовки, а также календарем соревнований и закономерностями становления спортивной формы.

     Учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю с расчетом на 36 недель  и 2 недели активного отдыха на период новогодних каникул.

     Распределение времени на основные разделы тренировки по годам обучения осуществляется в соответствии  с конкретными  задачами многолетней подготовки.

     В каждом этапе поставлены задачи с учетом возраста занимающихся и их возможностей, требований подготовки в перспективе волейболистов для сборных команд школы.

     Этап начальной (предварительной) подготовки. Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки учащихся. Задачи 1-го и 2-го года обучения:

     -укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости;

     -обучение основам техники перемещений и стоек, приему и передаче мяча; начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановке;

     -подготовка к нормативным требованиям по видам подготовки.

      Учебно-тренировочный этап. Основной принцип учебно-тренировочной работы – универсальность подготовки с элементами игровой специализации (по функциям). Задачи 3-го и 4-го года обучения:

     -укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся, содействие правильному физическому развитию; повышение уровня общей физической подготовленности, развитие специальных физических способностей, необходимых при совершенствовании техники и тактики;

    -прочное овладение основами техники и тактики волейбола;

    -приучение к соревновательным условиям;

    -определение каждому занимающемуся игровой функции в команде;

    -приобретение навыков в организации и проведении соревнований по волейболу, судейства, учебно-тренировочных занятий; выполнение 1-го юношеского или 2-го взрослого разряда.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-2 года обучения

                        Разделы программы

Количество часов

1-й год

2-й год

  1. Теоретическая подготовка
  1. Правила игры и расстановка игроков
  2. Разметка площадки
  3. Техника выполнения приема и передач двумя руками снизу и сверху и верхней прямой подачи.

В процессе тренировок

В процессе тренировок

  1. Практическая  часть  подготовки
  1. ОФП( общая физическая подготовка)                                                                                
  2. СФП(специальная физическая подготовка)
  3. Техническая  подготовка: - техника нападения

                                                       - техника защиты

2.4     Тактическая  подготовка:  - тактика защиты

                                                       - тактика нападения

2.5     Интегральная подготовка

         

  

  76

  28

  48

   -

   -    

 

  45

  32

  40

   8

  26

  1. Судейская практика
  1. Жесты судей
  2. Заполнение  протоколов

  1

  2

  1. Контрольные испытания

4.1 По ОФП

4.2 По технической подготовке

 

  9

  9

  1. Всего часов

162

162

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1-2 года обучения

  1. Теоретическая подготовка

  1. Правила игры и расстановка игроков на площадке. Знать, как выполняются переходы игроков на площадке.
  2. Технику выполнения приема мяча снизу двумя руками, передачи мяча сверху двумя руками и верхней прямой подачи.
  3. Разметка  волейбольной площадки и высота мужской и женской сетки.

     Вся теоретическая подготовка в первые два года обучения дается только в процессе тренировок, особенно при  выполнении любого технического элемента.  

  1. Практическая  часть подготовки

  1. ОФП: а) гимнастические упражнения с предметами и без предмета (набивные мячи, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки, на гимнастических снарядах: шведская стенка,   скамейка, перекладина);

                 б) акробатические упражнения (группировки и перекаты в различных положениях, кувырки вперед и назад через плечо);

                   в) легкоатлетические упражнения: в беге, в прыжках, в метаниях (бег 20, 30, 60м., кросс 500-1000м., прыжки  в длину с места );

                  г) спортивные  игры (баскетбол, футбол, гандбол и т.д.) Игры применяются не только как разминка на тренировках, но и как   различные технические элементы из этих видов спорта).

          2.2     СФП: а) бег с остановками и с изменением направления( «челночный» бег: спинной и лицом вперед, приставными прыжками; «челночный» бег с набивными мячами, с утяжелителями );

                                 б) повороты на 180, 360 в прыжке;

                                 в) имитации технических элементов 

(нападающего удара, блокирования, приема и передачи мяча сверху и снизу, верхней прямой подачи), то же но по сигналу  выполняется определенное  действие;

                                 г) упражнения для развития прыгучести

 (приседания и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх, то же с прыжком и с отягощениями различного веса);

                                д) упражнения с отягощениями (броски набивного мяча);

                                е) прыжки в глубину, напрыгивание на тумбу, спрыгивание, прыжки с места, в длину и т.д.);

                               ж) упражнения для развития качеств, необходимых  при выполнении приема и передач мяча (отжимания, броски набивного мяча от груди двумя руками, над собой и наблюдение за партнером и по сигналу, упражнения с кистевым экспандером, многократные  передачи мяча в стену, увеличивая расстояние, броски и ловля мяча во встречных колоннах).

                              з) упражнения для развития качеств необходимых при выполнении подач (круговые движения руками в плечевых суставах, упражнения с амортизаторами, с набивными мячами и волейбольными мячами).

                             и) упражнения для развития качеств необходимых при выполнении нападающих ударов (броски набивного мяча из - за головы двумя руками, с акцентом на работу кистей в заключительной фазе броска, имитация прямого нападающего удара с резиновым амортизатором, метание малых мячей на точность, совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу у стены правой и левой рукой, выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания через сетку, в парах, имитация нападающего удара с набивным мячом).

                            к) упражнения для развития качеств необходимых при блокировании  (все прыжковые упражнения в сочетании с имитацией блокирования, в парах через сетку один бросает, второй ставит блок, у стены с баскетбольным мячом подбрасывать вверх и ловить в прыжке, делая передачу в стену, передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятие  исходного положения для блокирования).

         2.3     Техническая  подготовка 

                  Техника нападения: а) перемещения и стойки:  стойки основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком (правым и левым), спиной вперед, остановка шагом, сочетание стоек и перемещений, способов перемещений;               

   б) передачи: передача мяча сверху двумя руками над собой – на месте и после перемещения различными способами, в парах, в тройках с перемещением, передачи в стену с изменением высоты и расстояния на месте и в сочетании с перемещением, на точность;

   в) отбивание мяча кулаком  через сетку в непосредственной близости от нее: стоя на площадке и в прыжке, после перемещения.

   г) подачи: нижняя прямая, подача мяча  в стену на расстоянии 6-9м., верхняя прямая подача в стену, через сетку, из- за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины площадки.

   д) нападающие удары: прямой нападающий удар; разбег в три шага, ударное движение кистью по мячу стоя у стены, в прыжке с разбегу, то же через сетку, удар с передачи.

                   Техника защиты: а) перемещения и стойки: то же что и в нападении, внимание низким стойкам; скоростные перемещения на площадке и вдоль сетки; сочетание перемещений с перекатами в правую и левую стороны;

    б) прием сверху двумя руками: прием мяча после отскока от стены, после броска партнером через сетку, прием нижней прямой подачи (верхней);

    в) прием мяча снизу двумя руками: прием с набрасывания партнера на месте и после перемещения, в парах не добрасывая до партнера, прием подачи и первая передача в зону нападения;

    г)  блокирование: одиночное блокирование в парах у сетки, стоя на подставке блок.

        2.4      Тактическая  подготовка

                                                     

                    Тактика нападения: а) индивидуальные действия: выбор места для выполнения второй передачи у сетки, для отбивания мяча через сетку кулаком, снизу, стоя, в прыжке; вторая передача из зоны 3 игроку, к которому передающий обращен лицом; подача (нижняя прямая) на точность в зоны – по заданию; передачи мяча через сетку на «свободное» место, на игрока.

    б) групповые действия: взаимодействие игроков зон 4 и 2 с игроком зоны 3 при первой передаче; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2 при второй передаче; игроков задней и передней линии при первой передаче; игроков зон 6,5,1 с игроком зоны 3(2) при приеме подачи;

    в) командные действия:  система игры со второй передачи игроком передней линии; прием подачи и первая передача в зону 3(2), вторая передача игроку зоны 4(2).

                   Тактика защиты: а) индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи, при приеме мяча, направленного соперником через сетку; при блокировании (выход в зону «удара»); при страховке партнера, принимающего мяч с подачи, посланного передачей; выбор способа приема мяча от соперника

     б) групповые действия: взаимодействие игроков при приеме подачи и передачи: игроков зон 1 и 5 с игроком зоны 6; игрока зоны 6 с игроками зон 5 и 1; игрока зоны 3 с игроками зон 4 и 2; игроков зон 5,1,6 с игроками зон 4 и 2 при приеме подачи и передачи (обманы); игроков зоны 4 и 2 с игроком зоны 6;

     в) командные действия: расположение игроков при приеме подачи, при системе игры «углом вперед».

  1.  Интегральная подготовка

    а) чередование упражнений для развития физических качеств в различных сочетаниях;

    б) чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств с различными способами перемещений, приема и передачи, подачи, нападающего удара и блокирования ( имитация, подводящие упражнения);

    в) чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях; индивидуальных, групповых и командных действий в нападении, в защите, в защите-нападении;

    г) многократное выполнение технических приемов подряд; то же – тактических действий;

   д) Учебные игры. Игры по правилам мини – волейбола, классического волейбола. Задания игры по технике и тактике на основе изученного материала.

  1. Судейская практика

  а) Жестикуляция  игры: при подаче, при потере подачи, при касании мяча, при пересечении средней линии и линии подачи, ошибка при второй передачи, задержка мяча при подаче, замена игроков, смена площадок, приветствие на соревнованиях, ошибки и наказания.

   б) заполнение протокола: составление временного протокола от «руки».

               

  1. Контрольные  испытания

   а) по ОФП( прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), поднимание туловища (пресс);

   б) по технической подготовке( количество передач мяча снизу и приема мяча сверху двумя руками над собой, и у стены).

                                                   УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

3-4 года обучения

                        Разделы программы

Количество часов

3-й год

4-й год

1.  Теоретическая подготовка

1.1 Правила игры и расстановка игроков

1.2 Разметка площадки

  1. Техника выполнения приема и передач двумя руками снизу и сверху
  2.  Техника выполнения нападающего удара, верхней   прямой подачи с прыжка и технику блокирования
  3.  Права и обязанности  участников соревнований
  4.  Ошибки и наказания
  5.  Замены игроков  

 

   4            

  8

  1.  Практическая  часть  подготовки
  1.  ОФП( общая физическая подготовка)                                                                                

          2.2  СФП(специальная физическая подготовка)

2.3 Техническая  подготовка: - техника нападения

                                                  - техника защиты

2.4.Тактическая  подготовка: - тактика защиты

                                                   - тактика нападения

2.5 Интегральная подготовка    

         

  

  25

  37

  20

  35

  29      

 

  17

  32

  20

  36

  36

  1. Судейская практика

3.1 Жесты судей

  1.  Заполнение  протоколов
  2.   Официальные процедуры проведения соревнований

   3

  4

  1. Контрольные испытания
  1.  По ОФП
  2.  По технической подготовке

 

  9

 

  9

  1. Всего часов

 162

162

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

3-4 года обучения

1. Теоретическая подготовка

  1. Правила игры и расстановка игроков на площадке. Знать, как выполняются переходы игроков на площадке.
  2. Технику выполнения приема мяча снизу двумя руками, передачи мяча сверху двумя руками.
  3. Разметка  волейбольной площадки и высота мужской и женской сетки.
  4. Технику выполнения нападающего удара, верхней прямой подачи в прыжке и технику блокирования.
  5. Права и обязанности участников соревнований ( просмотр протокола, подача заявок, эпиляция результата в случае выявления командами не соблюдения положения о соревновании, наказание за не пристойное поведение на игровой площадке и вне ее)
  6. Ошибки и наказания ( необходимо рассказывать, за что игроки могут получить штрафные санкции, и  какое наказание их ждет).    

    На теоретическую подготовку 3 и 4го  годов обучения выделяется  необходимое количество часов. Пройденный материал закрепляется непосредственно в процессе тренировок.

2.  Практическая  часть подготовки

  1. ОФП: а) гимнастические упражнения с предметами и без предмета (набивные мячи, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки, на гимнастических снарядах: шведская стенка,   скамейка, перекладина);

                 б) акробатические упражнения (группировки и перекаты в различных положениях, кувырки вперед и назад через плечо);

                   в) легкоатлетические упражнения: в беге, в прыжках, в метаниях (бег 20, 30, 60м., кросс 500-1000м., прыжки  в длину с места);

                  г) спортивные  игры ( баскетбол, футбол, гандбол и т.д.) Игры применяются не только как разминка на тренировках, но и как различные технические элементы из этих видов спорта).

          2.2     СФП: а) бег с остановками и с изменением направления( «челночный» бег: спинной и лицом вперед, приставными прыжками; «челночный» бег с набивными мячами, с утяжелителями );

                                 б) повороты на 180, 360 в прыжке;

                                 в) имитации технических элементов 

(нападающего удара, блокирования, приема и передачи мяча сверху и снизу, верхней прямой подачи), то же но по сигналу  выполняется определенное  действие;

                                 г) упражнения для развития прыгучести

(приседания и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх, то же с прыжком и с отягощениями различного веса);

                                д) упражнения с отягощениями (броски набивного мяча);

                                е) прыжки в глубину, напрыгивание на тумбу, спрыгивание, прыжки с места, в длину и т.д.);

                               ж) упражнения для развития качеств, необходимых  при выполнении приема и передач мяча (отжимания, броски набивного мяча от груди двумя руками, над собой и наблюдение за партнером и по сигналу, упражнения с кистевым экспандером, многократные  передачи мяча в стену, увеличивая расстояние, броски и ловля мяча во встречных колоннах).

                              з) упражнения для развития качеств необходимых при выполнении подач (круговые движения руками в плечевых суставах, упражнения с амортизаторами, с набивными мячами и волейбольными мячами).

                             и) упражнения для развития качеств необходимых при выполнении нападающих ударов (броски набивного мяча из- за головы двумя руками, с акцентом на работу кистей в заключительной фазе броска, имитация прямого нападающего удара с резиновым амортизатором, метание малых мячей на точность, совершенствование ударного движения нападающих ударов по мячу у стены правой и левой рукой, выполнение нападающего удара с собственного подбрасывания через сетку, в парах, имитация нападающего удара с набивным мячом).

                            к) упражнения для развития качеств необходимых при блокировании ( все прыжковые упражнения в сочетании с имитацией блокирования, в парах через сетку один бросает – второй ставит блок, у стены с баскетбольным мячом подбрасывать вверх и ловить в прыжке, делая передачу в стену, передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами правым и левым боком вперед, остановка и принятия исходного положения для блокирования).

2.3   Техническая  подготовка

 

                  Техника нападения: а) перемещения и стойки:  стойки в сочетании с перемещениями, чередование  способов перемещения на максимальной скорости (лицом, боком, спиной вперед);сочетание перемещений и технических приемов.               

     б) передачи мяча: передачи в парах в сочетании с перемещениями в различных направлениях; встречная передача мяча вдоль сетки и через сетку; передачи из глубины площадки для нападающего удара; передача, стоя спиной по направлению, стоя на месте в тройках на одной линии, в зонах 4-3-2, 2-3-4, 6-3-2, 6-3-4; передача в прыжке в зонах 3-4, 3-2, 2-3; передача сверху двумя руками в прыжке ( вверх назад): с собственного подбрасывания – с места и после перемещения ; с набрасывания партнера – с места и после перемещения; на точность в пределах границ площадки;

   в) чередования способов передачи мяча: сверху, сверху с падением, в прыжке, отбивание кулаком, передачи, различные по расстоянию и высоте;

   г) подачи: верхняя прямая подача (подряд 20 попыток), с различной силой, через сетку в три продольные зоны: 6-3, 1-2, 5-4, ближе к боковым и лицевым линиям; соревнования на точность попадания в зоны; подачи в правую и левую половины площадки);

   д) нападающие удары: прямой нападающий удар (по ходу) сильнейшей рукой из зон 4, 3, 2; с различных передач – коротких по расстоянию, средних и высоких по высоте; длинных по расстоянию, средних по высоте; из зон 4 и 2 с передачи из зоны 6; из зон 4 и 2 с передачи назад за голову; удар с переводом вправо с поворотом туловища вправо; удар из зоны 2 с передачи из зоны 3; стоя спиной в направлении передачи; удар из зоны 4 с передачи из зоны 3; удар из зон 2,4 «мимо блока» (имитирует блок игрок, стоя на подставке); имитация нападающего удара в разбеге и передача подвешенного мяча; то же в зонах 4 и 2 с передачи из зоны 3; прямой нападающий удар слабейшей рукой из зон 2, 3, 4 по мячу, наброшенному партнером, из зон 2, 3 с передачи из соседней зоны (3-2, 4-3); нападающие удары с удаленных от сетки передач.

                   Техника защиты: а) перемещения и стойки: сочетание способов перемещений, падений и стоек с техническими приемами игры в защите; перемещение на максимальной скорости и чередование их способов, сочетание с падениями, остановками и выполнением приема мяча;

    б) прием мяча: сверху двумя руками, нижней и верхней прямой подач, от удара одной рукой в парах и через сетку (стоя на подставке); прием снизу двумя руками верхней подачи, первая передача на точность; верхней прямой подачи и первая передача в зону нападения; нападающего удара; от передачи через сетку в прыжке; у  сетки, от сетки, сверху двумя руками с падением в сторону на бедро и перекатом на спину, от передачи мяча через сетку, передача в прыжке через сетку; прием подачи; нападающего удара; прием мяча снизу двумя руками с падением и перекатом в парах; прием снизу подачи, нападающего удара; прием одной рукой с падением в сторону на бедро и перекатом на спину (правой, левой) в парах (по заданию), у сетки, от сетки; прием подачи, нападающего удара; чередование способов приема мяча в зависимости от направления и скорости полета мяча;

    в) блокирование: одиночное прямого нападающего удара по ходу (в зонах 4,2,3), из двух зон в известном направлении, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов из одной зоны в двух направлениях, стоя на подставке и в прыжке с площадки; ударов с переводом в право(в зонах 3,4,2),стоя на подставке, в прыжке с площадки удары с передачи; групповое блокирование (вдвоем) ударов по ходу(из зон 4,2,3), стоя на подставке, и  прыжке с площадки

         

  1. Тактическая подготовка

                Тактика нападения: а) индивидуальные действия: выбор места для выполнения  второй передачи у сетки  и из глубины площадки для нападающего удара, для выполнения подачи и нападающего удара ( при чередовании способов); чередование способов подач; подачи верхние на игроков, слабо владеющих навыками приема мяча; вышедших после замены; выбор способа отбивания мяча через сетку нападающим ударом, передачей сверху двумя руками, кулаком, снизу; вторая передача нападающему, сильнейшему на линии (стоя лицом и спиной к нему); имитация второй передачи и «обман» (передача через сетку) в прыжке; имитация прямого нападающего удара и передача в прыжке двумя руками через сетку; чередование способов нападающего удара – прямой, перевод сильнейшей, прямой слабейшей рукой;

    б) групповые действия: взаимодействие игроков передней линии при второй передаче – игрока зоны 4 с игроком зоны 2, игрока зоны 3 с игроком зон 4 и 2 в условиях различных по характеру первых и вторых передач; взаимодействие игроков передней и задней линии при первой передаче – игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3 (при приеме мяча в дальней части площадки от подачи и нападающего удара); игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 2 при приеме верхних подач для второй передачи, в доигровках – для нападающего удара или передачи в прыжке;  

    в) командные действия:  система игры через игрока передней линии, прием подачи (при чередовании способов) и первая передача в зону 3, вторая передача, стоя лицом и спиной(чередование) к нападающему; прием верхней прямой подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий стоит спиной; первая передача для нападающего удара, когда мяч соперник направляет через сетку без удара.

                   Тактика защиты: а) индивидуальные действия: выбор места при приеме подачи различными способами, нападающих ударов и обманных передач через сетку в прыжке(чередование); при страховке партнера, принимающего мяч, блокирующего, нападающего; выбор способа приема мяча различных способов  подач; выбор способа перемещения и способа приема мяча от нападающих ударов различными способами и обманных действий; выбор способа приема мяча в доигровке  и при обманных  приемах нападения; зонное блокирование(выбор направления при ударах из зон 4, 2 и 3 и « закрывание» этого направления;

     б) групповые действия: взаимодействие игроков задней линии – игроков зон 1,6,5 между собой при приеме трудных мячей от подач, нападающих ударов, обманных действий; взаимодействие игроков передней линии: - двух игроков, не участвующих в блокировании, с блокирующим, - двух игроков, при блокировании (выход в зону, где будет произведен удар), - не участвующего в блокировании с блокирующим; взаимодействие игроков задней и передней линии: - игрока зоны 6 с блокирующим (в зоне 3,4,2), с блокирующими зон 3-2, 3-4; игрока зоны 6 с не участвующими в блокировании; - игроков зон 1и5 с на участвующими в блокировании;

     в) командные действия: расположение игроков при приеме подач различными способами в дальние и ближние зоны, вторую передачу выполняет игрок  зоны 3и2; расположение игроков при приеме подачи, когда игрок зоны 4 стоит у сетки, а игрок зоны 3 оттянут и находится в зоне 4, после приема игрок зоны 4 идет на вторю передачу в зону 3, а игрок зоны 3 играет в нападении в зоне 4; тоже, но в зонах 3и2 (чередование этих двух вариантов); системы игры: расположение игроков при приеме мяча от соперника «углом вперед» и «углом назад», с применением групповых действий и в условиях чередования нападающих действий; переключение от защитных действий к нападающим – со второй передачи через игрока передней линии; переключение в вариантах построения системы «углом вперед» и «углом назад» в соответствии с характером нападавших действий.  

  1. Интегральная подготовка

      а) чередование упражнений для развития физических качеств в рамках структуры технических приемов, сочетать выполнение приема в целом;

    б) чередование подготовительных упражнений, подводящих и упражнений по технике;

    в) развитие специальных физических способностей посредством многократного выполнения технических приемов;

    г) совершенствование навыков технических приемов посредством многократного выполнения тактических действий;

    д) переключения в выполнении технических приемов и тактических действий нападения и защиты в различных сочетаниях;

    е) Учебные игры: задания, включающие основной программный материал по технической и тактической подготовке; игры уменьшенными составами(4х4,3х3,2х2,4х3и т.п.); игры с полным составом с командами старшей группы;

    ж) контрольные, товарищеские игры проводятся для подготовки к соревнованиям;

    з) календарные игры содействуют решению задач соревновательной подготовки, умению применить освоенный технико-тактический арсенал в условиях соревнований.  

  1. Судейская практика

  а) Жестикуляция  игры: при подаче, при потере подачи, при касании мяча, при пересечении средней линии и линии подачи, ошибка при второй передачи, задержка мяча при подаче, замена игроков, смена площадок, приветствие на соревнованиях, ошибки и наказания.

   б) заполнение протокола: составление временного протокола от «руки».

   в) официальные процедуры проведения соревнований: обязанности первого и второго судьи, судьях на линиях; права и обязанности  каждого участника соревнований;

   г) Судейство на учебных играх и соревнованиях между классами по волейболу;

   д) выполнение обязанностей первого и второго судьи, судьях на линии и обязанности секретаря;

         

  1. Контрольные  испытания

   а) по ОФП( прыжок в длину с места, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания), поднимание туловища (пресс), бег с изменением направления («елочка»), прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами);

   б) по технической подготовке( количество передач мяча снизу и приема мяча сверху двумя руками над собой, и у стены(чередования), верхняя прямая подача( на точность),подача в прыжке на точность(в правую и левую сторону площадки), передачи(прием) мяча на точность).

           Психологическая подготовка

    Психологическая (морально-волевая) подготовка служит важным условием успешного решения задач в системе многолетней подготовки волейболистов. Содержание психологической подготовки составляет воспитание моральных качеств, а также волевых качеств, которые необходимы в условиях напряженной спортивной борьбы. На начальных этапах подготовки психологическая подготовка способствует качественному обучению навыкам игры (преимущественно связана с тренировочной подготовкой), в дальнейшем она тесно связана с соревновательной подготовкой, существенным образом оказывая влияние на результаты соревновательной деятельности волейболистов.

     Следует выделять общую психологическую подготовку и подготовку к соревнованиям (конкретным соревнованиям и отдельным играм).

      Задачи психологической подготовки сводятся к следующему:

  1. Воспитание высоких моральных качеств – формирование у спортсменов чувства коллективизма, развитие положительных черт личности и т.п.  
  2. Воспитание волевых качеств – целеустремленности и настойчивости, выдержки и самообладания, решительности и смелости, инициативности и дисциплинированности. Высокий уровень волевых качеств необходим для достижения эффективности соревновательной деятельности волейболиста в напряженных игровых ситуаций.

МЕТОДИТЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  Направленность и содержание тренировочного процесса по годам  обучения определяется с учетом задач принципов многолетней подготовки юных волейболистов.

   На этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе главное внимание уделяется обучению техники основных приемов игры, формированию тактических умений и освоению тактических действий.

   Следует широко использовать игровой метод, круговую тренировку, словесные и сенсорные методы (показ самих упражнений, демонстрация наглядных пособий). Метод регламентированного упражнении: а) твердо предписанная программа движений ( заранее обусловленный состав движений); б) по возможности точная дозировка нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнения, четкое нормирование места и длительность интервалов отдыха; в) создание или использование внешних условий, которые облегчили бы управление действиями занимающихся ( применение тренажеров, контроль за физической нагрузкой).  Важную роль играет  развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, быстроты ответных реакций, ловкости, координации, выносливости (игровой). При этом надо стремиться к тому, чтобы эти качества «включались» в тактические действия и технические приемы игры. Целесообразно развивать скоростные качества в упражнениях с мячом.

В программе отраженны основные дидактические принципы обучения:

    Принцип сознательности и активности  предполагает  сознательное, активное отношение волейболистов к занятиям и глубокое понимание задач и средств, методов и целей тренировки и существа изучаемого материала. Надо уметь ставить перед волейболистами конечную цель, сочетая ее с постановкой целей на ближайшее время. Занимающиеся должны знать результат своей деятельности, знать, где они допускают ошибки и главное в чем причина своих ошибок. Это позволяет им сделать определенный анализ, вывод и последующие попытки будут более успешными. Волейболисты должны знать происходящие в организме физиологические и психические процессы, уметь оценивать и контролировать субъективно и объективно свою работоспособность и ощущения.  

    Принцип активности предполагает умение спортсменов быстро принимать и уверенно осуществлять тактические решения. Активность достигается четкой организацией тренировок и интересным их проведением.

    Принцип доступности и индивидуализации  предусматривает, чтобы перед занимающимися ставились посильные задачи и подбирались посильные средства их решения.  Все задания должны строго соответствовать возможностям  занимающихся, т.е. их возрасту, полу, подготовки и чтобы учитывались их индивидуальные различия их физиологических и духовных способностей. Основное требование при обучении волейболистов – овладение правильной рациональной техникой, для этого необходим определенный уровень физического развития, уровень физических качеств, высшей нервной деятельности и воли. Применяются специальные упражнения для развития физических способностей  специфичных для каждого технического приема и подводящие упражнения, которые помогают овладению техническим приемами.

     Доступность предполагает индивидуализацию учебно-тренировочного процесса. Подбор средств и методов идет с  учетом индивидуальных способностей. Начальный этап тактической подготовки проходит под знаком универсализации, в дальнейшем по мере познания индивидуальностей спортсменов, их склонностей и способностей. Присвоение игровой функции  каждому игроку в команде.

    Принцип систематичности и последовательности  предусматривает последовательность в обучении, регулярные занятия, постепенное увеличение нагрузки. Неуклонное повышение требований как в процессе многолетних занятий, так и на протяжении отдельных циклов. Из этого принципа вытекает необходимость регулярных занятий и рационального чередования нагрузок с отдыхом (количество тренировочных занятий в неделю 2-3 раза).

      Большую роль играет повторение, чтобы добиться гибких навыков выполнения технических приемов и начала тактики. Следует чередовать упражнения и условия, в которых выполняются технические приемы и тактические действия. 

    Принцип прочности предусматривает прочное освоение знаний, умений и навыков. Основным условием реализации этого принципа является многократное повторение приемов и действий.

    Принцип вариативности  предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного волейболиста вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи.

     Принцип преемственности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного  процесса: физической, технической, тактической, психологической, интегральной, теоретической подготовки, воспитательной работы.

    Одним из основных принципов тренировочного процесса является принцип наглядности. На начальном этапе служит для того, чтобы создать у занимающихся правильное и яркое представление о техническом приеме или о тактическом действии, которое предстоит изучать, а на этапе совершенствования помогает тщательно проанализировать технические  приемы или тактические действия, вскрыть ошибки и наметить путь к повышению уровня технической и тактической подготовки.

    Важно последовательно и целенаправленно формировать устойчивую взаимосвязь между различными сторонами подготовленности ( физической и технической, физической и тактической, технической и тактической ). Для этой цели применяется интегральная подготовка. Высшей формой интегральной подготовки служат учебные, контрольные и календарные игры.

    При построении тренировочных занятий и выбора заданий необходимо ориентироваться на структуру соревновательной деятельности  и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Поэтому продолжительность упражнений, игровых заданий, фрагментов игры, особенности и характер повторения, содержание упражнений должны в той или иной мере соответствовать пространственно-временным и количественно-качественным параметрам розыгрышей мяча, микро-поединков  двух соперничающих команд.

    Чем ближе соревнования, тем больше должно быть соответствие  тренировочных заданий структуре игрового соревновательного противоборства по расположению игроков в зонах и их тактическому взаимодействию в рамках отдельных микро-поединков.

       Ни одни соревнования и тренировочный процесс не проходит без участия психологической подготовки, которая непосредственно связанна с конечным результатом. Бывает так, что спортсмен, владея большим арсеналом технических действий не может применить их в условиях официальных соревнований, и в этот момент очень важно направить игрока, поговорить, успокоить. В настоящей программе время на психологическую подготовку не выделяется, поэтому воздействие на спортсменов идет во время тренировочного процесса, беседы после тренировок, личный пример тренера. Одна из основных задач, которую решает  тренер на всех этапах многолетней тренировки - это работа над собой каждого спортсмена, т.е при малейшей неудачной попытке не «опускать руки», а наоборот, проявить свою силу воли, характер.

     Анализ соревновательной деятельности показал, что даже при хорошей технической и тактической подготовке можно не добиться нужных результатов на соревнованиях в виду того, что команда психологически слаба и не может справиться со своими переживаниями, страхами, эмоциями на официальных соревнованиях. Но это может зависеть не только от слабой психологической подготовки команды, но и непосредственно от личности каждого спортсмена.

     Программа составлена из расчета  «обучающее - оздоровительной» направленности, и конечной целью  является ежегодная подготовка спортсменов к очередным соревнованиям.

     Программа содержит материал по основным компонентам многолетней подготовки: физической (общей и специальной), технической, тактической, интегральной, теоретической, психологической.

     Выполнение задач, поставленных в работе секции по волейболу, предусматривает  проведение практических, в меньшей степени,  теоретических занятий, обязательное выполнение учебного плана, контрольных нормативов, календарное участие в соревнованиях и проведение контрольных игр; просмотр соревнований квалифицированных волейболистов; прохождение судейской практики; организация   систематической воспитательной работы, привитие спортсменам навыков спортивной этики, организованности, дисциплины, любви и преданности своему коллективу, четкая  организация  учебно-воспитательного процесса.

     В отдельный раздел программы выделена интегральная подготовка, основная цель которой сводится к тому, чтобы научить учащихся реализовывать в игровых навыках тренировочные эффекты – результаты всех сторон тренировки.

    При определении  тренировочных нагрузок, осуществлении развития физических качеств спортсменов необходимо учитывать  сенситивные (чувствительные) периоды развития того или иного физического качества.

Примерные сенситивные (благоприятные) периоды

развития двигательных качеств

 Физические  

качества

12лет

13лет

14лет

15лет

16лет

17лет

Быстрота

    х

     х

    х

   х

Скоростно-силовые качества

    х

     х

    х

Сила

    х

     х

    х

Выносливость

   х

    х

    х

Гибкость

Координационные способности


   х

Равновесие

    х

    х

    х

     Необходимо в сенситивные периоды акцентировано воздействовать на развитие соответствующих качеств. Однако нельзя забывать и об отстающих качествах, их развитию тоже должно уделяться внимание, следует соблюдать соразмерность в развитии физических качеств(общая выносливость и  скоростные качества, общая выносливость и сила).

     Подбор средств и объем физической подготовки для каждого занятия зависит от конкретных задач обучения. Относительный объем общей физической подготовки в учебно-тренировочных

группах уже значительно ниже, чем в группах начальной подготовки. Однако периодически целесообразно выделять на общую физическую подготовку отдельные занятия. В этом случае в подготовительной части даются знакомые упражнения и игры.

     Значительно взрастает в учебно-тренировочных группах объем специальной физической подготовки. Она непосредственно связанна с обучением спортсменов технике и тактике волейбола. Основным средством(кроме средств волейбола) специальной физической подготовки являются специальные(подготовительные) упражнения.

    Подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой и тактикой игры: силу кистей рук, прыгучесть, быстроту реакции и перемещений в ответных действиях на сигналы, специальную выносливость(прыжковую), гибкость.

    Среди средств  физической подготовки значительное место занимают упражнения с предметами: набивными, баскетбольными, теннисными мячами, со скакалкой, резиновыми амортизаторами, с гантелями и на тренажерах.

    Систематическое применение разнообразных подводящих упражнений составляет отличительную особенность обучения детей технике игры. Особое место среди них занимают упражнения на тренажерах и со специальными приспособлениями.

     Формирование тактических умений начинается с развития у учащихся быстроты реакции и ориентировки, сообразительности, а также умений специфичных для игровой деятельности. Сюда относится умение принять правильное решение и быстро выполнять его в различных играх; умение взаимодействовать с другими игроками, что бы добиться победы над соперником; умение наблюдать и быстро выполнять ответные действия и т.д.; по мере изучения технических приемов волейбола учащиеся изучают тактические действия, связанные с этими приемами.

      Большое место в подготовке занимает интегральная подготовка. Основу интегральной подготовки составляют упражнения, при помощи которых в единстве решаются вопросы по физической и технической подготовки(развитие качеств в рамках структуры приема, развитие специальных физических качеств посредством многократного выполнения приемов); технической и тактической подготовки(совершенствование приемов в рамках тактических действий, а также посредствам многократного выполнения тактических действий – индивидуальных, групповых, командных в нападении и защите); переключение в выполнении технических приемов и тактических действий – отдельно в нападении, защите и сочетании нападающих и защитных действий. Учебные, контрольные игры и соревновательные служат высшей формой интегральной подготовки.

      В настоящее время в спорте трудно добиться успехов только за счет тренировочного процесса. Регулярное участие в соревнованиях  рассматривается как обязательное условие для того, чтобы спортсмен приобретал и развивал необходимые «соревновательные» качества, волю к победе, повышал надежность игровых  навыков и тактическое мастерство. Соревнования имеют определенную специфику, поэтому воспитывать необходимые специализированные качества и навыки можно только через соревнования.

      Соревнования по физической и технической подготовках в виде контрольных испытаний проводятся в начале и в конце года. Во время выполнения  фиксируется показательный результат. Используются часы, предназначенные на контрольные испытания.

     Соревнования по волейболу проводятся между командами на тренировках(6х6, 4х4, 2х2), в школе между классами одной параллели. Сборная команда школы принимает уже участие на зональных соревнованиях города, а потом в случае победы  на районных соревнованиях.

     Недооценка, а нередко и недопонимание сущности  такой соревновательной подготовки или отдельно взятой команды, существенно снижают эффективность подготовки и выступление на соревнованиях.

       По усмотрению тренера  проводиться индивидуальные занятия по технике, тактике игры, а также занятия посвященные только учебным играм («игровые тренировки» )

       Судейская практика проводиться  проводится не только в учебно-тренировочном этапе, но и в начальной подготовке, включает в себя минимум содержания материала( жестикуляция судей и заполнение протокола написанного от «руки»). На учебно-тренировочном этапе  уже  помогать в проведении официальных соревнований, знать примерно шкалу наказаний умение заполнять протокол, обязанности судей).    

     

                   Литература  для обучающихся

    1.    Болдырев  Д. М., Фурманов А.Г. Волейбол. – М., Физкультура                      

           и  спорт, 1983.- 144с. (Азбука спорта).

    2.    Губенко Л.Я. Организация и судейство соревнований по  

           волейболу. – М.: Физкультура и спорт, 1988. 112с. –                              

           (спортивному арбитру).

    3.    Железняк Ю.Д., Кунянский  В.А. Волейбол: У истоков

           мастерства ( Под ред. Ю.В. Питерцева. – М., Издательство

           «ФАИР – ПРЕСС», 1988., 336 с.– (Спорт)

    4.   Слупский Л.Н. Волейбол: игра связующего. – М.: Физкультура  

           и спорт, 1984. – 96с.

                                Литература для преподавателей

  1. Баландин Г.А., Назарова Н.Н., Казакова Т.Н.  Урок физкультуры в современной школе: Методические рекомендации. Вып. 1 – М.: Советский спорт, 2002. – 160 с.
  2. Волейбол: учебники для высших учебных заведений физической культуры под редакцией  Беляева А.В., Савина М.В., - М., наука 2000. 368 с.
  3. Желуняк Ю.Д., юный волейболист: «учебное пособие для тренеров», - М., Физкультура и спорт, 1988. – 192 с.
  4. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А., Чачин А.В. Волейбол: методическое пособие по обучению игре. – М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. – 112 с.
  5. Железняк Ю.Д., Швец К.А., Долинская Н.В., Борисенко Е.А., Подольская Т.В., Буйлин Ю.Ф.  Волейбол: Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (учебно-тренировочные группы).
  6.  Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П.  Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный) (Текст). – М.: Советский спорт, 2005. – 112 с.
  7. Клещев Ю.Н. Волейбол – (серия «школа тренера») – М., Физкультура и спорт, 2005. – 400 с.
  8. Ланда Б.Х.  Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности (Текст): учебное пособие / Б.Х. Ланда. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2006. – 208 с.
  9. Понагиоргиу А.  Хемберг С. Пляжный волейбол. Руководство. – М.: Терра – Спорт. – 398 с.
  10. Фурманов А.Г. Подготовка волейболистов – Минск 2007. – 529 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа по волейболу

Рабочая программа по волейболу....

Программа по волейболу для детей 8-11 классов

Программа по волейболу для детей  8-11 классов...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Пояснительная записка Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового об...

Рабочая программа ИВС Волейбол

Рабочая программа ИВС Волейбол...