Программа по волейболу для детей 8-11 классов
рабочая программа на тему

Иванов Дмитрий Александрович

Программа по волейболу для детей  8-11 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 567

Центрального района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением педагогического Совета Протокол

№ ________от ________________2017 г.

УТВЕРЖДЕНА                

Приказом № ______от__________2017 г

Директор ГБОУ СОШ №567 Санкт-Петербурга

___________________ О.А.Герасимова

Санкт-Петербург, г. Петергоф, улица Шахматова, дом 10, корп. 1, лит. А. 198504, тел/факс (812) 428-74-02

Дополнительная общеобразовательная       программа

по волейболу

Возраст учащихся: 13-18 лет Срок реализации - 2 года

                             

                                                               Разработчик:

                                                                        Иванов Дмитрий Александрович,

                                                                          Учитель физической культуры.

Пояснительная записка

Краткая характеристика изучаемого предмета

   Волейбол - популярная игра во многих странах мира. Впервые играть в волейбол начали в Соединенных Штатах Америки. В 1895 г. преподаватель физической культуры колледжа из г. Гелиок (штат Массачусетс) Вильям Морган предложил учащимся новую развлекательную игру, основная идея которой заключалась в том, чтобы играющие ударяли по мячу руками, заставляй его перелетать через сетку. Игру назвали «волейбол», что в переводе с английского означает летающий мяч.

В 1897 г. были разработаны спортивные правила этой игры, которые неоднократно изменялись и дополнялись. Простая игра, не требующая дорогостоящего оборудования, очень быстро распространилась в Японии, Китае, на Филиппинах, а позднее - в Европе.

  В нашей стране волейбол стал развиваться после Великого Октября. Получив

большую популярность в Москве, он распространяется в РСФСР, на Украине, в Белоруссии, Закавказье. Большое внимание в нашей стране уделяется детскому и юношескому волейболу. Волейбол предъявляет высокие требования к функциональным возможностям занимающихся. Игра в волейбол включает внезапные и быстрые передвижения, прыжки, падения и другие действия. В связи с этим волейболист должен обладать моментальной реакцией, быстротой передвижения на площадке, большой скоростью сокращения мышц, прыгучестью и другими качествами в определенных их сочетаниях. Систематическое развитие физических качеств содействует успешному овладению приемами техники игры и тактическими взаимодействиями. В детском и подростковом возрасте физическая подготовка в основном направлена на развитие быстроты, ловкости, скоростно-силовых качеств, общей выносливости. В подростковом возрасте, когда идет упрочение навыков в технике и тактике и их совершенствование, физическая подготовка создает основу для повышения уровня овладения техникой и тактикой.

Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с  младшего школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.

  На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют учащимся получить определённые навыки игры в волейбол.

 Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и выразительности движений. Занятия  рассчитаны  на  учащихся  с 13-18 лет и  реализуются  в  течение  учебного  года. Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста.

Отличительный особенности содержания программы:

  При достаточно ограниченном выборе учащихся тренер-преподаватель зачисляет в группы начальной подготовки всех желающих заниматься волейболом.  Поэтому главным направлением учебно-тренировочного процесса является:

   1. Создание условий для развития личности юных волейболистов.

   2. Укрепление здоровья обучающихся, соблюдение требований личной и общественной гигиены, организация врачебного контроля.

   3. Воспитание морально-волевых качеств, дисциплинированности и ответственности юных волейболистов.

   4. Формирование знаний, умений и навыков по волейболу.

   5. Привитие любви к систематическим занятиям спортом.

    6.Достижение оптимального для данного этапа уровня технической и тактической подготовленности юных волейболистов.

Адресат программы: Настоящая программа адресована учащимся 8-11 классов, продолжающим обучение волейболу (базовый уровень).

Программа отвечает современным требованиям физического воспитания школьников. В ней заложены и обстоятельно раскрыты цели и задачи, средства и методы, позволяющие решать вопросы физического воспитания учащихся в комплексе.

Цель образовательной программы

  Цель программы - всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление лучших спортсменов для выступления на соревнованиях по волейболу.

Задачи образовательной программы

  Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:

Обучающие:

- освоить технику игры в волейбол;

- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;

- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;

- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.

Развивающие:

- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья занимающихся;

- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование технико-тактического мастерства;

- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.

  Основной показатель работы спортивной школы по волейболу  - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских сборных команд страны,  результаты участия в соревнованиях. Выполнение нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда.  

В комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).  

  Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 36 недель занятий непосредственно в условиях школы.

Воспитательные:  

- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов;

- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к общечеловеческим ценностям;

- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.

Оценка результатов

Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.

Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.

Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.

В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

Контрольные  игры проводятся  регулярно в учебных целях как  более  высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.  

Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

Объем и срок реализации программы:   Программа волейбола рассчитана на два года. Занятия проходят 2 раза  в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол.

В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-18 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры. В данной программе представлено содержание работы   на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2 – учебно-тренировочной.

Первый год - 144 часа, второй год-144 часа. Форма реализации программы – вечерняя.

 Условия реализации программы:  В программу принимаются  дети в возрасте 13-18 лет, проявляющие интерес к занятиям по волейболу, допущенные врачом к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.

Два раза в год (декабрь, май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей, специальной физической и технической подготовке.  При условии выполнения разрядных норм возможно зачисление подростка сразу в группу 2-го года обучения (минуя 1-й год).

  Планируемые  результаты обучения:

     Учащиеся должны

    Знать:

  • основы строения и функций организма;
  • влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечно-сосудистую системы;
  • правила оказания первой помощи при травмах;
  • гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и
  • спортивной одежде;
  • правила игры в волейбол;
  • места занятий и инвентарь.

 Уметь:

  • выполнять программные требования по видам подготовки;
  • владеть основами техники и тактики волейбола;
  • правильно применять технические и тактические приемы в игре.

Результатами освоения учащимися содержания программы внеурочной деятельности по баскетболу являются следующие умения: 

1. Личностные: 

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

2. Метапредметные:

  1. характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  2. находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  3. общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  4. организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  5. планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  6. анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  7. видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
  8. управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  9. технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности

3. Предметные:         

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
  • выполнять технические действия, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по баскетболу.  (1 год обучения)

п/п

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.  

Введение.

История возникновения и развития волейбола.  Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена.

5

5

опрос

2.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

20

20

предварительный

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

56

1

55

предварительный

4.

 Техническая подготовка (ТП)

(Стойка игрока. Приёмы и передачи мяча двумя руками снизу, двумя руками сверху. Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия - блоки, страховки).

14

1

13

текущий

5.

Специальная физическая подготовка (СФП)

        (Подвижные игры. Эстафеты).

36

36

текущий

6.

Тактическая подготовка (ТП)

(Тактика подач. Тактика передач.

Тактика приёмов мяча).

9

1

8

оперативный

7.

Контрольно-оценочные и переводные испытания

4

4

оперативный

Итого:

144

8

136

           Календарный учебный график 

Год

обучения

Дата

начала

занятий

Дата

окончания занятий

Всего

учебных

недель

Количество

учебных

дней

Количество

учебных

часов

Режим занятий

1 год

1.09

25.05

36

267

144

Очно-заочная

2 год

1.09

25.05

36

267

144

Очно-заочная

 

 

Характеристика программы 1 года обучения: На первом году обучения учащиеся узнают правила игры в волейбол, правила безопасности на занятиях, правила гигиены, общеразвивающие упражнения и общую физическую подготовку. Также пройдут техническую, специальную физическую и тактическую подготовку.

Задачи 1 года обучения:

Воспитательные: 

Укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

Познакомить с историей возникновения данного вида спорта и его развития, с правилами игры и соревнований;

Воспитание физических качеств (быстроты, силы, прыгучести, координации, выносливости) для успешного овладения навыками игры.

Развивающие: 

Развитие специальных физических способностей, необходимых для    совершенствования игрового навыка;

Развитие двигательной активности, координации движений, выносливости;

Развитие  навыков игры в волейбол, тактических знаний, приёмов владения мячом и игровой ситуацией;

Содействие правильному физическому развитию детей и подростков;

Обучающие:

Знакомство с игровой специализацией по функциям игроков;

Научить специальным упражнениям для овладения первоначальными навыками игры;

Повышение общей физической подготовленности;

Приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

Подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки.

Ожидаемый результат.

По окончании первого года обучения, учащийся должны:

1.  Знать общие основы волейбола;

2.  Расширять представление о технических приемах в волейболе;

3. Научиться правильно распределять свою физическую нагрузку;

4.  Уметь играть по упрощенным правилам игры;

5.  Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;

6.  Получить навыки технической  подготовки  волейболиста;

7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста  в нападении и в защите;

8.Освоить технику верхних передач;

9.Освоить технику передач снизу;

10.Освоить технику верхнего приема  мяча;

11.Освоить технику нижнего приема  мяча;

12.Освоить технику подачи мяча снизу;

Календарно - тематический план

1-й год обучения

№ п/п.

Дата проведения занятия

Тема учебного занятия

Количество часов в неделю

Всего

Теория

Практика

1

сентябрь

Введение.

История возникновения и развития волейбола.  Правила безопасности при занятиях волейболом. Правила игры. Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной. Режим дня спортсмена.

5

3.09

6.09

2

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

10.09

3

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

13.09

4

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

17.09

5

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

20.09

6

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

24.09

7

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

27.09

8

октябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

1.10

9

октябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

4.10

10

октябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

8.10

11

октябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

11.10

12

октябрь

 Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

1

15.10

13

октябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

18.10

14

октябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

22.10

15

октябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

25.10

16

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

5.11

17

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

8.11

18

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

12.11

19

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

15.11

20

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

19.11

21

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

22.11

22

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

26.11

23

ноябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

29.11

24

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

3.12

25

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

6.12

26

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

10.12

27

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

13.12

28

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

17.12

29

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

20.12

30

декабрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

24.12

31

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

10.01

32

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

14.01

33

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

17.01

34

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

21.01

35

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

24.01

36

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

28.01

37

январь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

31.01

38

февраль

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

4.02

39

февраль

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

7.02

40

февраль

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

11.02

41

февраль

Техническая подготовка (ТП)

1

14.02

42

февраль

Техническая подготовка (ТП)

2

18.02

43

февраль

Техническая подготовка (ТП)

2

21.02

44

февраль

Техническая подготовка (ТП)

2

25.02

45

февраль

Техническая подготовка (ТП)

2

28.02

46

март

Техническая подготовка (ТП)

2

4.03

47

март

Техническая подготовка (ТП)

2

7.03

48

март

Специальная физическая подготовка (СФП)

вырывание мяча.

2

11.03

49

март

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

14.03

50

март

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

18.03

51

март

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

21.03

52

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

1.04

53

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

4.04

54

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

8.04

55

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

11.04

56

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

15.04

57

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

18.04

58

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

22.04

59

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

25.04

60

апрель

Специальная физическая подготовка (СФП)

2

29.04

61

май

Специальная физическая подготовка (СФП)

4

2.05

63

май

Специальная физическая подготовка (СФП)

4

6.05

65

май

Специальная физическая подготовка (СФП)

4

9.05

66

май

Тактическая подготовка (ТП)

2

13.05

67

май

Тактическая подготовка (ТП)

4

16.05

68

май

Тактическая подготовка (ТП)

1

20.05

69

май

Контрольно-оценочные и переводные испытания

4

23.05

Итого:

144

8

136

Характеристика программы 2 года обучения:

  На втором году обучения групп начальной подготовки происходит логическое продолжение изучения технического, тактического арсенала и физической подготовленности  занимающихся.

  По-прежнему основное внимание уделяется физической и технической подготовке, но уменьшается количество часов на физическую подготовку и увеличивается — на тактическую.

Основной задачей работы в учебно-тренировочных группах является дальнейшая технико-тактическая подготовка юных волейболистов, а также знакомство с игровой специализацией по функциям игроков.

Задачи 2 года обучения:

Воспитательные: 

укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;

содействие правильному физическому развитию

Развивающие: 

развитие специальных физических способностей необходимых для совершенствования игрового навыка; приобретение навыка в организации и проведении учебно-тренировочных занятий и соревнований;

Обучающие:

дальнейшее изучение и совершенствование основ техники и тактики игры;

подготовка и выполнение нормативов по видам подготовки.

Ожидаемые результаты:

По окончании второго года обучения, учащиеся должны:

1. Уметь играть по правилам;

2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;

3. Освоить технику нападающего удара;

4. Овладеть навыками судейства;

5. Уметь управлять своими эмоциями;

6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;

7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;

8. Научиться  работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива  в достижении общей цели;

9. Овладеть техникой блокировки в защите;

10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям  в защите и нападении.

Учебно-тематический план 2-ого года обучения

№ п/п

        Наименование раздела

Количество  часов

Формы контроля

  Всего

  теория

практика

1.  

Введение.

(Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.

История развития волейбола в России.  

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Врачебный контроль.

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология).

4

4

опрос

2.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

Общая физическая подготовка.  Повторение правил выполнения разминки:

ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении.

10

10

предвари тельный

3.

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

Упражнения с набивными мячами.

 Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

Упражнения на ловкость.

30

30

предвари тельный

4.

 Техническая подготовка и тактическая  подготовка (ТТП).

Техника владения мячом

 нижняя прямая подача

 нижняя боковая подача

 верхняя боковая подача

 верхняя прямая подача

 верхняя передача мяча

 передача мяча в прыжке

 прямой нападающий удар

 Техника овладения мячом

 прием мяча снизу двумя руками

 прием мяча снизу одной рукой

 прием мяча сверху двумя руками

 блокирование

Техника игры в нападении

 командные действия

система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4

групповые действия

 индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара

Тактика игры в защите

 система защиты 3-1-2 углом вперед,

3-2-1 углом назад, смешанная защита

 групповые действия

взаимодействие защитников  взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих

индивидуальные действия:  

выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование.

Итоговый контроль – подача на точность.

78

24

24

14

14

2

76

24

2

2

2

2

2

6

8

24

6

6

6

6

14

6

4

4

14

4

4

4

2

текущий

5.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Двухсторонние игры соревновательного характера.

Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология

Игры по волейболу между классами

Соревнования по волейболу

18

1

1

16

2

6

8

текущий

7.

Контрольно-оценочные и переводные испытания

4

4

оперативный

Итого:

144

8

136

Календарно - тематический план

2-й год обучения

№ п/п.

Дата проведения занятия

Тема учебного занятия

Количество часов в неделю

Всего

Теория

Практика

1

сентябрь

Введение.

(Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.

История развития волейбола в России.  

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Врачебный контроль.

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология).

4

3.09

6.09

2

сентябрь

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)

2

10.09

3

сентябрь

Общая физическая подготовка.  

2

13.09

4

сентябрь

Повторение правил выполнения разминки:

2

17.09

5

сентябрь

ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении.

2

20.09

6

сентябрь

ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в движении.

2

24.09

7

сентябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

27.09

8

октябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

1.10

9

октябрь

Общая физическая подготовка (ОФП)

(Подготовительные упражнения.)

2

4.10

10

октябрь

Упражнения с набивными мячами.

2

8.10

11

октябрь

Упражнения с набивными мячами.

2

11.10

12

октябрь

Упражнения с набивными мячами.

2

15.10

13

октябрь

Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

2

18.10

14

октябрь

Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

2

22.10

15

октябрь

Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

2

25.10

16

ноябрь

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

2

5.11

17

ноябрь

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

2

8.11

18

ноябрь

Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

2

12.11

19

ноябрь

Упражнения на ловкость.

2

15.11

20

ноябрь

Упражнения на ловкость.

2

19.11

21

ноябрь

Упражнения на ловкость.

2

22.11

22

ноябрь

Техническая подготовка и тактическая  подготовка (ТТП).

2

26.11

23

ноябрь

Техника владения мячом

нижняя прямая подача

2

29.11

24

декабрь

Техника владения мячом

нижняя боковая подача

2

3.12

25

декабрь

Техника владения мячом

верхняя боковая подача

2

6.12

26

декабрь

Техника владения мячом

верхняя прямая подача

2

10.12

27

декабрь

Техника владения мячом

верхняя передача мяча

2

13.12

28

декабрь

Техника владения мячом

передача мяча в прыжке

2

17.12

29

декабрь

Техника владения мячом

передача мяча в прыжке

2

20.12

30

декабрь

Техника владения мячом

передача мяча в прыжке

2

24.12

31

январь

Техника владения мячом

прямой нападающий удар

2

10.01

32

январь

Техника владения мячом

прямой нападающий удар

2

14.01

33

январь

Техника владения мячом

прямой нападающий удар

2

17.01

34

январь

Техника владения мячом

прямой нападающий удар

2

21.01

35

январь

Техника овладения мячом

 прием мяча снизу двумя руками

2

24.01

36

январь

Техника овладения мячом

 прием мяча снизу двумя руками

2

28.01

37

январь

Техника овладения мячом

 прием мяча снизу двумя руками

2

31.01

38

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча снизу одной рукой

2

4.02

39

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча снизу одной рукой

2

7.02

40

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча снизу одной рукой

2

11.02

41

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча сверху двумя руками

2

14.02

42

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча сверху двумя руками

2

18.02

43

февраль

Техника овладения мячом

прием мяча сверху двумя руками

2

21.02

44

февраль

Техника овладения мячом

блокирование

2

25.02

45

февраль

Техника овладения мячом

блокирование

2

28.02

46

март

Техника овладения мячом

блокирование

2

4.03

47

март

система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4

2

7.03

48

март

система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4

2

11.03

49

март

система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4

2

14.03

50

март

групповые действия

2

18.03

51

март

групповые действия

2

21.03

52

апрель

индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара

2

1.04

53

апрель

индивидуальные действия – выбор места, тактика подачи, тактика передачи, тактика нападающего удара

2

4.04

54

апрель

система защиты 3-1-2 углом вперед,

2

8.04

55

апрель

система защиты 3-1-2 углом вперед,

2

11.04

56

апрель

3-2-1 углом назад, смешанная защита

2

15.04

57

апрель

3-2-1 углом назад, смешанная защита

2

18.04

58

апрель

групповые действия

взаимодействие защитников  взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих

индивидуальные действия:  

выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование.

2

22.04

59

апрель

групповые действия

взаимодействие защитников  взаимодействие блокирующих взаимодействие страхующих

индивидуальные действия:  

выбор места, прием подачи, прием нападающего удара, одиночное блокирование.

2

25.04

60

апрель

Итоговый контроль – подача на точность.

2

29.04

61

май

Специальная физическая подготовка (СФП)

1

2.05

62

май

Двухсторонние игры соревновательного характера.

1

2.05

63

май

Отработка навыков судейства, ведение протоколов, жестикуляция, терминология

2

6.05

64

май

Игры по волейболу между классами

2

9.05

65

май

Игры по волейболу между классами

4

13.05

66

май

Соревнования по волейболу

4

16.05

67

май

Соревнования по волейболу

4

20.05

68

май

Контрольно-оценочные и переводные испытания

4

23.05

Итого:

144

8

136

Содержание программы 1-го года обучения

Введение (4 часа)

 История возникновения и развития волейбола.  

 Правила безопасности при занятиях волейболом. 

 Правила игры.

 Понятие о гигиене, правила гигиены личной и общественной.

 Режим дня спортсмена.

Общеразвивающие упражнения (20 часов)

 ОРУ на месте без предметов

 ОРУ в движении без предметов

 ОРУ с набивными мячами

 ОРУ с волейбольными мячами

 ОРУ в парах

Общая физическая подготовка (ОФП)

Теория (1 час)

  Значение ОФП в подготовке волейболистов.

Практика (55 часа)

Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим.  Эстафеты. Подвижные игры.

«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается линия. Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, –  вперед!» Ребята, день рождения которых падает на этот месяц, бегут к противоположной линии, а водящий пытается их осалить. Из тех, кто осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей, родившихся в феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные  водящим.

«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах площадки, каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву алфавита. Это  служит началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают на противоположную сторону  площадки и выстраивают названную букву (основанием к центру площадки), после чего принимают положение упора присев.   Выигрывает команда, быстрее выполнившая задание.        Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая буква.

«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель показывает упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную  сторону. Например, педагог выполняет  наклон вперед, а ученики должны выполнить наклон назад и т. д. Побеждает тот, кто  ни разу не перепутает направление движения.

«Вызов номеров». Ребята  делятся на две равные по числу команды и  выстраиваются в колонны по одному перед линией старта. В каждой команде игроки рассчитываются по порядку. На расстоянии  10–12 м против  каждой команды ставится поворотная стойка. Учитель произвольно называет различные номера. Игроки, номер которых назвали, добегают до стойки, огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.

Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно,  то   очко  не присуждается никому.

Правило  2: Если игрок не добежал до конечного пункта, то очко засчитывается его сопернику из другой команды.

«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что  в предыдущей игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т. д., принимают название цветка  (зверя, птицы). Учитель   называет   любой цветок (зверя, птицу).  Участники игры, носящие   данное название, бегут к стойке, огибают  ее  и  возвращаются обратно. Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше очков.

«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии  полушага друг от друга, руки за спиной. За  кругом – водящий. Он бежит за спинами  участников игры, дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в другую сторону.

Игрок, которого он коснулся,  бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать на пустое место. Водящим становится тот, кто  не успел занять свободное место.

«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках  –  в центр круга. Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за движением мешочка и подпрыгивают в тот  момент, когда мешочек оказывается  около их ног. Задевший мешочек или веревку ногами становится водящим, а  бывший водящий идет на его место.  Выигрывает тот,  кто за установленное время  ни разу не зацепил веревку  с мешочком.

«Охотники и утки». Играющие  делятся  на  две  команды  –  «охотников» и «уток». «Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Утки» располагаются произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках мяч. По сигналу учителя «охотники», перебрасывая мяч  в разных направлениях,  стараются осалить («подстрелить») им «уток», которые свободно передвигаются внутри круга. «Утки»  увертываются от мяча.  «Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней ролями, и игра продолжается. Выигрывают  те,  кто  дольше  пробыл  в  роли  «уток».

Игру можно проводить и на  время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем  3  мин. –  другие. Отмечается, кто  больше  «настрелял уток»  за  это  время.

«Дни недели».  Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо стойке на высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый день недели: понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем недели высота шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее число раз задевшие шнур.

«Кто дальше прыгнет». Дети  строятся в две колонны  перед  прыжковой ямой. Сбоку от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята  из  первой команды выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму набранных очков. После этого аналогичное задание выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков.

«Подвижная цель». Дети строятся  в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками проводится  окружность. Один из играющих  получает мяч.  Выбирается водящий, который идет в середину круга. Участники игры, перекидывая мяч, стараются попасть им в водящего, а водящий –  увернуться от мяча. Тот, кто попал в водящего мячом, меняется с ним местами. Игра продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются наиболее  ловкие водящие, сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые меткие игроки.

Правила:1.Засчитывается попадание в ноги и в любую часть туловища.                                                                   Попадание в голову не засчитывается. 2. Попадание мяча, отскочившего от земли, не  засчитывается. 3. При броске мяча   в водящего нельзя  заступать за линию круга.

«Вращение обручей».   Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч. По  сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч вращается дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после  чего определяются победители. Если обручей на   всех  не  хватает, дети выполняют задание по очереди.

«На  новое место». Дети строятся в 2–4  колонны перед  линией старта. В 15–20 м от нее проводится еще линия.

По сигналу учителя  первые и вторые номера в каждой колонне,  взявшись за руки,  бегут за линию. Первые номера остаются на новом месте, а вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять  бегут до линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с четвертыми, и т. д.   Побеждает  команда,  все игроки  которой  раньше  окажутся  за второй линией.

Игровые задания с элементами спортивных игр:

 волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;

 футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель»,  «Послушный мяч».

Техническая подготовка (ТП)

Теория (1 час)

 Значение технической подготовки в волейболе.

Практика (13 часов)

 Стойки игрока.

 Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).

 Подачи снизу.

 Прямые нападающие удары.

 Защитные действия (блоки, страховки).

Специальная физическая подготовка (СФП)

Практика (37 часов)

  Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты   сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.

  Акробатические упражнения.

  Подвижные и спортивные игры.

  Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).

Тактическая подготовка (ТП)

Теория (1 час)

 Правила игры в волейбол.

 Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика (8 часа)

Тактика подач.

Тактика передач.

Тактика приёмов мяча

Содержание программы 2-ого года обучения

Введение (4 часа)

Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.

История развития волейбола в России.  

Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.

Врачебный контроль.

Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминология.

Общеразвивающие упражнения

Практика (20 часов)

ОРУ с предметами.

ОРУ без предметов.

ОРУ на месте.

ОРУ в движении.

Общая физическая подготовка (ОФП)

Практика (40 часов)

 Упражнения с набивными мячами.

 Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.

 Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.

 Упражнения на ловкость.

Техническая подготовка и Тактическая подготовка (ТТП)

 Теория (2 часа)

Значение технической подготовки в волейболе.

Значение тактической подготовки в волейболе.

Практика (76 часов)

 Нижняя прямая подача

 Нижняя боковая подача

 Верхняя боковая подача

 Верхняя прямая подача

 Верхняя передача мяча

 Передача мяча в прыжке

 Прямой нападающий удар

 Прием мяча снизу двумя руками

 Прием мяча снизу одной рукой

 Прием мяча сверху двумя руками

 Блокирование

 Командные действия:

 Система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4

 Индивидуальные действия:

 Выбор места

 Тактика подачи

 Тактика передачи

 Тактика нападающего удара

 Тактика игры в защите

 Система защиты 3-1-2 углом вперед,

 3 -2-1 углом назад, смешанная защита

 Групповые действия:

 Взаимодействие защитников  

 Взаимодействие блокирующих

 Взаимодействие страхующих

 Двухсторонняя игра по правилам.

 Контрольные испытания по тактическим действиям в защите.

Специальная физическая подготовка (СФП)

Теория (2 часа)

Отработка навыков  судейства, жестикуляционной терминологии

Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.

Практика (16 часов)

 Специальные упражнения для развития выносливости

 Бег на длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег

 Двухсторонние игры соревновательного характера  

 Отработка качества передачи и приёмов мяча.

 Контрольно-оценочные и переводные испытания (4 часа)

 Планирование на следующий учебный год.

Оценочные и методические материалы

Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей.

В начале года проводится входное тестирование.  Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода  зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений.

Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения.

 В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.

 Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.

 Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.

По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования, переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив остаются в группе на повторный курс обучения. 

МОНИТОРИНГ

                                реализации образовательной программы

Вид контроля

Форма и содержание

Дата проведения

1.Вводный контроль.

Собеседование,  тренировочные занятия

Сентябрь

2.Текущий контроль.

Соревнования, тренировочные занятия

В течение года.

3.Промежуточный контроль

Соревнования

Ноябрь, апрель

4.Контрольно-оценочные и переводные испытания

Контрольные испытания.

Соревнования.

Декабрь

Май

Оценка результатов.

  Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки. При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось - не получилось").  Эффективность   обучения  может   определяться и количественно - "сделал столько-то раз". Оценка результатов может проводиться на контрольном или соревновательном занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.

Режим учебно-тренировочной работы

и требования по физической и технической подготовке

по волейболу

Этапы подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физической, технической подготовке

Начальной подготовки

1

2

13

15

15

4

4

Выполнение нормативов

по физической и технической подготовке

Учебно-

тренировочный

1

2

13

15

15

4

4

Выполнение нормативов по ОФП, СФП, технико-тактической подготовки,

 

Режим занятий, наполняемость групп на разных этапах подготовки.

Наименование этапа

Год

Обучения

Возраст для зачисления

Кол-во обучающихся

Кол-во в неделю

занятий

Часов

Начальная подготовка

1-ый год

13-18 лет

15

2

4

Учебно-тренировочный режим

2-ой год

13-18 лет

16

2

4

Методическое обеспечение ДОП

Методическое обеспечение 1-го года обучения

№ п/п

Тема занятия

МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Форма занятия

Методы / приемы

ТСО

наглядность

Форма контроля

текущий

итоговый

1.

Вводное занятие.

Коллективная

Словесные (беседа, инструктаж, история, игры – знакомства)

Инструкция по технике безопасности

опрос

-

2.

История волейбола в России.

Коллективная

Словесные (беседа, просмотр кинофильма).

Видеомагнитофон

Анализ в ходе просмотра

опрос

3.

Гигиена и санитария, врачебный контроль.

Коллективная

Беседа.

Плакаты

Медицинская комиссия

-

4.

Оказание первой медицинской помощи.

Коллективная

Групповая

Рассказ, показ

Плакаты, презентации.

Опрос

-

5.

Правила игры и соревнования.

Коллективная

Рассказ

Плакаты, презентации

Опрос

Собеседование

6.

Сведения о строении организма

Коллективная

Рассказ

Плакаты, презентации

Опрос

-

7.

Оборудование и инвентарь

Коллективная

Беседа

Наглядный материал

-

Обсуждение

8.

Техника безопасности

Коллективная

Беседа

-

-

-

9.

ОФП

Коллективная

Рассказ, показ

Наглядный материал

Контроль

-

10.

СФП

Коллективная

Групповая

Словесные (объяснения)

Необходимые спортивные атрибуты

Контроль

Обсуждение

11.

Техническая подготовка

Групповая

Рассказ, показ, демонстрация

Наглядный материал

Контроль

Обсуждение

12.

Тактическая подготовка

Групповая

Рассказ

Наглядный материал

Контроль

Обсуждение

13.

Интегральная подготовка

Коллективная

Рассказ

-

Контроль

Обсуждение

14.

КПИ

Командная

-

-

Контроль

-

4.2. Методическое обеспечение 2-го года обучения

Тема программы

Форма организации и проведения занятия

Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Графа учёта

1

Общие основы волейбола  ПП и ТБ Правила   игры и методика судейства

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная

Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.

Конспекты занятий для педагога.

Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.

Вводный, положение о соревнованиях по волейболу.

2

Общефизическая подготовка

Волейболиста

Индивидуальная, групповая, подгрупповая,

поточная, фронтальная

Словесный,

наглядный показ,

упражнения в парах, тренировки

Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего

Тестирование,

карточки судьи, протоколы

3

Специальная подготовка

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Литература, схемы,

справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Зачет, тестирование, учебная игра,

промежуточный тест.

4

Техническая подготовка волейболиста

Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах

Словесный, объяснение,  беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.

Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего

Терминология, жестикуляция.

Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,

соревнование

5

Игровая подготовка

групповая, подгрупповая, коллективно-групповая

практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра.

Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи

Учебная игра,

промежуточный отбор,

соревнование

Формы и методы обучения

         Образовательный процесс включают в себя:

         Словесные методы:

          1.Обзорные беседы;

          2.Обсуждение игровых моментов.

         Наглядные методы:

          1.Самостоятельный разбор тактических действий игроков;

          2. Просмотр видеокассет  игр по волейболу

Необходимые умения и навыки для  реализации программы

1. Создать стабильный коллектив в группе.

2. Уметь применять полученные знания на практике.

3. Уметь оценивать различные ситуации.

4. Развивать устойчивый интерес к занятиям по волейболу;

5. Прививать умение и навыки, ведение здорового образа жизни.

6. Прививать умение выполнять правила личной гигиены.

7. Умение организовать рабочее место.

8. Умение выбирать способ деятельности.

9. Умение сравнивать, обобщать, анализировать свои действия.

Методы, способы и приемы стимулирования и мотивации детской деятельности

Эмоциональные методы:

  • Поощрение;
  • Порицание;
  • Создание ситуации успеха:
  • Стимулирующее оценивание.

Познавательные методы:

  • Познавательный интерес;
  • Выполнение творческих заданий;
  • Развивающая кооперация.

Волевые методы:

  • Предъявление учебных требований;
  • Информация об обязательных результатах обучения;
  • Познавательные затруднения;
  • Прогнозирование деятельности.

Социальные методы:

  • Создание ситуации взаимопомощи;
  • Поиск контактов и сотрудничества;
  • Заинтересованность в результатах.

При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор  методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов. В основу программы легли определенные педагогические принципы: принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.

Принцип дополнительности - монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности. Принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна, если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности. Принцип сознательности и активности учащихся предполагает создание условий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,

условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.

Принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития. Принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".

Контрольные и календарные игры:      

- Участие в первенстве школы по волейболу;

- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;

- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу;

- Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;

- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.

Дидактические материалы:

- Правила игры в волейбол.

- Правила судейства в волейболе.

- Положение о соревнованиях по волейболу.

Методические рекомендации:

- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.

- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным  мячом.

- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по  волейболу.

- Инструкции по охране труда.

Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Контрольные нормативы

    По технической подготовке

Этап начальной подготовки.

  1.  Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
  2.  Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).
  3.  Подача нижняя прямая на точность.

4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.

Учебно- тренировочный этап.

  1.  Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
  2.  Подача верхняя прямая на точность.
  3.  Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).
  4.  Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
  5.  Нападающий удар прямой:
  • из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
  • из зоны 3 в зоны 4 и 5;
  • из зоны 2 в зоны 1 и 2.

6.         Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.

7. Одиночное блокирование прямого удара по ходу.
По физической подготовке

Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной.

  1.  Бег 30 м.
  2.  Бег с изменением направления (5x6 м).
  3.  Прыжок в длину с места.
  4.  Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
  5.  Бег 92 м с изменением направления («елочка»).

6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
 По игровой подготовке

Этап начальной подготовки.

1. Мини-волейбол (по специальным правилам).

2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Учебно-тренировочный этап. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.

Физическое развитие и физическая подготовленность 1-го года обучения

№ п/п

Содержание требований (вид испытаний)

Девочки

Мальчики

1

2

3

4

1.

2.

3.

4.

5.

Бег 30 м с высокого старта (с)

Бег 30 м (6х5) (с)

Прыжок в длину с места (см)

Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега (см)

Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы двумя руками:

сидя (м)

                        в прыжке с места (м)

5,0

11,9

150

35

5,0

7,5

4,9

11,2

170

45

6,0

9,5

Формой подведения итогов  1-го года обучения являются: тестирование на умение выполнять пройденные технические приёмы

Приемные нормативы по технической подготовке

для зачисления на учебно-тренировочный этап

№ п/п

Контрольные упражнения

Девочки

Мальчики

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

4

4

2.

Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены (чередование)

4

4

3.

Подача верхняя прямая в пределы площадки

3

3

4.

Прием подачи и первая передача в зону 3

3

3

5.

Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания тренера

3

3

6.

Чередование способов передачи и приема мяча сверху, снизу (количество серий)

10

10

Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке  на учебно-тренировочный этап (девушки и юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Этап начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочный этап

(на конец учебного года)

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

4

4

5

5

2.

Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

3

4

3.

Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование)

-

-

3

4

4.

Подача на точность:

10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая по зонам; 16-17 лет-

в прыжке

3

3

3

4

5.

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи)

3

3

6.

Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову)

2

3

7.

Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность

2

3

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

4

9.

Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали

2

Контрольные нормативы по физической подготовке

по годам обучения (юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Длина тела, см

160

164

175

180

2.

Бег 30 м, с

5,5

5,3

5,0

4,8

3.

Бег 30 м (5х6м), с

12,0

11,5

-

-

4.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

26,0

25,5

5.

Прыжок в длину с места, см

185

200

216

230

6.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

40

45

58

63

7.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:

-сидя

-стоя

5,8 11,0

6,6 11,5

7,7 13,0

8,2 13,8

8.

Становая сила, кг

70

86

106

117

Контрольные нормативы по физической подготовке

по годам обучения (девушки)

№ п/п

Контрольные нормативы

Группы начальной подготовки

Учебно-тренировочные группы

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Длина тела, см

157

162

174

176

2.

Бег 30 м, с

5,9

5,8

5,7

5,6

3.

Бег 30 м (5х6м), с

12,2

11,9

-

-

4.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

-

-

28,7

28,0

5.

Прыжок в длину с места, см

165

175

200

210

6.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

34

38

46

50

7.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м:    

 -сидя

 -стоя

4,0

 8,0

5,0 9,0

5,7 10,8

6,5

13,5

8.

Становая сила, кг

55

61

84

94

Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке (девушки и юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Этап начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочный этап

(на конец учебного года)

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

3

3

5

5

2.

Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

3

4

3.

Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование)

-

-

3

4

4.

Подача на точность:

10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая по зонам; 16-17 лет-

в прыжке

3

3

3

4

5.

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи)

3

3

6.

Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову)

2

3

7.

Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность

2

3

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

2

3

4

9.

Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали

2

Контрольно-переводные нормативы по тактической подготовке  (девушки и юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Этап начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочный этап

(на конец учебного года)

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом

3

3

2.

Вторая передача в прыжке из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом

3.

Нападающий удар или «скидка» в зависимости от того, поставлен блок или нет

3

4

4.

Командные действия: прием подачи, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком)

3

4

5.

Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4, 3, 2 со второй передачи. Зона не известна, направление удара диагональное

4

5

6.

Командные действия организации защитных действий по системе «Углом вперед» и «углом назад» по заданию после нападения соперников

4

5

6

Контрольно-переводные нормативы по интегральной подготовке (девушки и юноши)

№ п/п

Контрольные нормативы

Этап начальной подготовки (на конец учебного года)

Учебно-тренировочный этап

(на конец учебного года)

1-й год

2-й год

1-й год

2-й год

1.

Прием снизу, верхняя передача

5

6

8

6

2.

Нападающий удар, блокирование

4

3.

Блокирование - вторая передача

5

4.

Переход после подачи к защитным действиям, после защитных действий  к нападению

3

3

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.

Спортивный инвентарь:

волейбольные мячи -15-20 штук;

набивные мячи - на каждого обучающегося;

перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;

гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;

волейбольная сетка;

гимнастические маты;

баскетбольные и теннисные  мячи -10-15 штук;

Спортивные снаряды:

гимнастические скамейки – 3-5 штук;

гимнастическая стенка – 6 пролетов.

Примечание: В зависимости  от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 144  занятия по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель  может по своему усмотрению  изменять порядок различных тем  внутри учебного плана, или добавлять  занятия в другие дни взамен пропущенных. Можно также исключать некоторые уроки  или заменить на другие, которые хуже усваиваются.      

ЛИТЕРАТУРА

1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). - Краснодар, 2001.

2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП), 1983 (УТТ), 1985 (ГСС).

3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.

4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.

5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.

6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.

7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.

8. Марков К. К. Руководство тренера по волейболу. - Иркутск, 1999.

9. Марков К. К. Тренер - педагог и психолог. - Иркутск, 1999.

10. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1999.

11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофма-на. - М, 1998.

12.  Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.

13. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М, 1982.

14. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.

15. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.

16. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.

Литература для учащихся:

1.Твой олимпийский учебник: Учебн. Пособие для учреждений образования России.-15-е издание. В.С.Родиченко и др.-М, ФиС 2005.144 с.

2.Клещев Ю.Н. Юный волейболист. М.:Физкультура и спорт. 1989.

3.Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.:Физкультура и спорт. 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа секции "Волейбол в школе"

Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углубленного изучения раздела «Волейбол»....

Рабочая программа по волейболу

Рабочая программа по волейболу....

Программа по волейболу

Основная цель  программы по волейболу:   гармоничное развитие физических и духовных сил юных спортсменов:  воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в...

Рабочая программа секции "Волейбол"

Пояснительная записка Спорт является важной составляющей здоровья детей. Секция волейбола направлена на подготовку обучающихся к школьным и районным соревнованиям, формирование здорового об...

Общеразвивающая программа дополнительного образования для детей "Волейбол"

Программа по волейболу для детей с 6 до 18 лет, с учётом физических и психологических особенностей...