Адаптивная образовательная программа по физической культуре для 1-4 классов для детей с нарушениями зрения
рабочая программа

Колесова Анна Александровна

Рабочая программа учебного предмета «Физическаякультура» варианта 4.1 для слабовидящих обучающихся 1-4 класса с учетом рекомендаций ПМПК составленных по итогампсихолого-медико-педагогической диагностики. Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей дляслабовидящих обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_ovz.docx98.23 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя  школа № 58

   с углубленным  изучением предметов естественно-математического цикла»

РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ МО

Протокол № 1 от  28.08.2024 г.

 

УТВЕРЖДЕНА

Приказ № 01-18 /314   от 01.09.2024г.

Адаптивная

образовательная
программа  по физической культуре для 1-4 классов

 для детей с нарушениями зрения

 

        Учитель: Колесова А.А.                                                                              

   

2024 -2025  учебный год

г. Ярославль

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» варианта 4.1 для слабовидящих обучающихся 1-4 класса с учетом рекомендаций ПМПК составленных по итогам психолого-медико-педагогической диагностики. Программа содержит дифференцированные требования к результатам освоения и условия её реализации, обеспечивающие удовлетворение образовательных потребностей для слабовидящих обучающихся.

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) разработана рабочая программа учебного курса «Физическая культура». Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.И. Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение. «Физическая культура» с учётом:

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 2.Приказ Минобрнауки РФ от 6.10. 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие

ФГОС НОО» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., рег. № 15785)

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ

2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 4 февраля 2011 г., рег. № 19707)

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 12 декабря 2011 г., рег. № 22540)
  2. Приказ Минобрнауки РФ от 31.01.2012г № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент ГОС НОО, ООО, утвержденный приказом Минобр РФ от 5 марта 2004 г. № 1089»
  3. Приказ Минобрнауки РФ от 18.12.2012г № 1060 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 11 февраля 2013 г., рег. № 26993)
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2014г № 1643 «О внесении изменений в приказ Минобр науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован Минюстом России 6 февраля 2015 г., рег. № 35916)
  5. Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015г. № 1576 «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016г. № 40936)
  6. Приказ Минобрнауки Р.Ф от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрирован МинюстомР.Ф 03.02.2015г №35847)
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования/под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – Москва, «Просвещение», 2010. (Стандарты второго поколения).
  8. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России/ под ред. А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова; Москва, «Просвещение», 2009 (Стандарты второго поколения)

В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого человека, является раскрытие закономерностей растущего, развивающегося организма ребёнка. Успешное решение этой задачи во многом зависит от правильной постановки физического воспитания, начиная с самого раннего возраста. Совершенствование системы физического воспитания детей школьного возраста в настоящее время должно осуществляться за счет улучшения взаимосвязи ее основных звеньев и, прежде всего, ее ключевой формы – урока физической культуры. Необходимо усилить акцент на воспитание положительных мотивов, интересов, привычки и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями, больше внимания уделять обучению школьников умениям самостоятельно заниматься, воспитанию убеждения в значимости занятий

физкультурой. Содержание уроков строить так, чтобы удовлетворять наиболее актуальные потребности обучающихся в активной деятельности, познании, общении, утверждении собственной личности.

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная деятельность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определенные двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

УМК учителя - Государственная программа доктора педагогических наук В.И.Лях

«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов».

УМК обучающегося:

- Мой друг-физкультура. 1-4 классы, под ред. В.И.Лях – М. «Просвещение».

Характеристика особенностей (отличительные черты) программы: в соответствии с Концепцией структуры и содержания образования в области физической культуры предметом обучения в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность.

Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:

Цель программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.

Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

  • укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
  • совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
  • формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
  • развитие интереса к самостоятельным занятиям  физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
  • обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.

Занятия по физической культуре должны проводиться в строгом соответствии с группой здоровья.

Достижение поставленной цели при разработке и реализации рабочей программы по предмету «Физическая культура» для слабовидящих обучающихся (вариант 4.1) предусматривает решение следующих коррекционных задач:

  • применять способы познавательной деятельности, позволяющих слабовидящему обучающемуся усваивать общеобразовательные предметы.
  • осуществлять индивидуально ориентированное сопровождение слабовидящих обучающихся с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей и ресурсов детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и индивидуальной программой реабилитации (ИПР).

Рабочая программа варианта 4.1 адресована обучающимся с ОВЗ (группы с нарушениями зрения).

Влияние нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности и сказывается на формировании личностной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.

Освоение предметного мира, развитие предметных действий у детей с проблемами зрения происходит сложнее, учебные действия носят замедленный характер, отмечаются затруднения в работе.

Чтение и письмо в условиях снижения остроты зрения значительно осложняются.

У детей с нарушением зрения страдает точность, полнота зрительного восприятия, наблюдается неспособность глаза выделять точное местоположение объекта в пространстве, его удаленность, выделение объемных признаков предметов, дифференциация направлений.

Дети с нарушением зрения характеризуются нечеткостью координации движений, снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности, точности.

Нарушение зрительных функций значительно затрудняет формирование адекватных, точных, целостных, полных чувственных образов окружающего, снижает возможности ориентировки, как в микро, так и макропространстве, осложняет процесс зрительного восприятия, обусловливает возникновение трудностей в процессе реализации учебно- познавательной деятельности. Состояние зрительных функций у обучающихся чрезвычайно неустойчивое и во многом зависит от условий, в которых осуществляется учебно- познавательная деятельность: в неблагоприятных условиях состояние зрительных функций может существенно снижаться.

Несмотря на достаточно низкую остроту зрения и нестабильность зрительных функций, ведущим в учебно-познавательной деятельности обучающихся выступает зрительный анализатор.

Определенная часть обучающихся в силу наличия неблагоприятных зрительных прогнозов, наряду с овладением традиционной системой письма и чтения, должна параллельно обучаться рельефно-точечной системе письма и чтения.

Для обучающихся с проблемами зрения характерно следующее: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности; замедленным темпом формирования зрительного образа буквы, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др.

В    условиях     слабовидения     наблюдается     обедненность     чувственного     опыта,

обусловленная не только снижением функций зрения и различными клиническими проявлениями, но и недостаточным развитием зрительного восприятия и психомоторных образований.

У слабовидящих наблюдается снижение двигательной активности, своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков.

При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, что проявляется в:

  • снижении скорости и точности зрительного восприятия, замедленности становления зрительного образа, сокращении и ослаблении ряда свойств зрительного восприятия (объем, целостность, константность, обобщенность, избирательность и др.);
  • снижении полноты, целостности образов, широты круга отображаемых предметов и явлений; трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.

Слабовидящим характерны затруднения:

  • в овладении пространственными представлениями, в процессе микро- и макроориентировки;
  • в словесном обозначении пространственных отношений;
  • в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов;
  • в возможности дистантного восприятия и развития обзорных возможностей;
  • в темпе зрительного анализа.

Слабовидящим характерно своеобразие речевого развития, проявляющееся в некотором снижении динамики и накопления языковых средств, выразительных движений, слабой связи речи с предметным содержанием.

У них наблюдаются особенности формирования речевых навыков, недостаточный запас слов, обозначающих признаки предметов и пространственные отношения; трудности вербализации зрительных впечатлений, овладения языковыми (фонематический состав, словарный запас, грамматический строй) и неязыковыми (мимика, пантомимика, интонация) средствами общения, осуществления коммуникативной деятельности (трудности восприятия, интерпретации, продуцирования средств общения).

У слабовидящих обучающихся наблюдается снижение общей познавательной активности, что затрудняет своевременное развитие различных видов деятельности, в том числе сенсорно-перцептивной, которая в условиях слабовидения проходит медленнее по сравнению с обучающимися, не имеющими ограничений по возможностям здоровья.

Кроме того, слабовидящим характерны трудности, связанные с качеством выполняемых действий, автоматизацией навыков, осуществлением зрительного контроля над выполняемыми действиями, что особенно ярко проявляется в овладении учебными умениями и навыками.

У слабовидящих отмечается снижение уровня развития мотивационный сферы, регуляторных (самоконтроль, самооценка, воля) и рефлексивных образований (начало становления «Я-концепции», развитие самоотношения). У них могут формироваться следующие негативные качества личности: недостаточная самостоятельность, безынициативность, иждивенчество.

Требования к уроку, предполагающему реализацию коррекционной направленности обучения:

  • четкое планирование педагогом коррекционных задач урока;
  • медленный темп урока с последующим его наращиванием;
  • использование в начале урока простых, доступных для обучающихся заданий, что позволяет создать положительное стимулирование к обучению;
  • включение обучающихся в выполнение заданий по нарастающей сложности;
  • задания, требующие максимального напряжения при выполнении, целесообразно предъявлять обучающимся в первой половине урока;
  • снижение объема и скорости выполнения заданий;
  • предложение помощи обучающемуся в случае затруднения при выполнении задания; помощь предлагается постепенно: от минимальной, стимулирующей, к организующей, направляющей, затем, в случае недостаточной эффективности названных видов помощи, обучающей;
  • преимущественное использование на уроке частично-поискового метода обучения, введение элементов решения проблемных ситуаций;
  • широкое использование на уроке наглядности в целях обеспечения адекватного восприятия, понимания и запоминания учебного материала;
  • использование на уроке не более 3-4 видов деятельности;
  • обязательное использование ориентировочной системы действий в виде схем, алгоритмов, образцов выполнения заданий и др., обеспечение аудиовизуальными средствами обучения;
  • использование на уроке четкой структуры и графического выделения выводов, важных положений, ключевых понятий;
  • соблюдение тематической взаимосвязи учебного материала в рамках одного урока;
  • задействование на уроке всех анализаторов, преимущественная опора на зрительный анализатор;
  • использование на уроке приема совместных действий: часть заданий или все задания выполняются совместно с педагогом, под его руководством;
  • организация работы в паре с «сильным» учащимся;
  • требование отсроченного воспроизведения: требуется не импульсивный ответ обучающегося на вопрос, необходимо выдерживание паузы перед ответом;
  • требование от обучающегося полного ответа на поставленный вопрос;
  • введение речевого контроля и отработка речевой формулы программы действий: предварительное проговаривание этапов предстоящей работы: «что я сделаю сначала»,

«что я сделаю затем» - осуществляется сознательная регуляция деятельности; требование словесного отчета обучающегося по итогам выполнения задания;

  • использование достаточного количества разнообразных упражнений для усвоения и закрепления учебного материала;
  • переформулирование условия задач (заданий), представленных в текстовом варианте – разбивка условия на короткие фразы, переформулирование причастных и деепричастных оборотов; условия задач (заданий) необходимо дробить на короткие смысловые отрезки, к каждому из которых необходимо задать вопрос и разобрать, что необходимо выполнить;
  • чередование занятий и физкультурных пауз.

Рабочая программа адаптирована в соответствии со специальными условиями единой образовательной среды школы, которые подразумевают следующее:

  • Создание условий для включения всех анализаторов и компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательный процесс.
  • Использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности:
  • Доступность учебной информации для зрительного восприятия обучающихся с нарушением зрения;
  • Соблюдение регламента зрительных нагрузок (с учетом рекомендаций офтальмолога);
  • Соблюдение светового режима (дополнительный источник света, уменьшение светового потока и др);
  • Рациональное чередование зрительной нагрузки со слуховым восприятием учебного материала
  • Использование приемов, направленных на снятие зрительного напряжения (зрительная гимнастика, упражнения, улучшающие кровоток и пр)
  • Использование индивидуальной   адаптированной   текстовой   и   изобразительной   наглядности,

пособий (в том числе, авторских)

  • Соблюдение режима физических нагрузок (с учетом противопоказаний)
  • Использование оптических, тифлотехнических средств обучения использование специальных информационных технологий: здоровьесберегающий режим работы обеспечение доступной среды.

Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся:

  • карточки с фотографиями для составления сообщения;
  • использование наглядных, дидактических материалов с укрупненным текстом;
  • итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму - сличения, ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы (или использует данную ему опорную схему-алгоритм);
  • реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;
  • использование более широкой наглядности с укрупненным текстом и словесной конкретизации общих положений большим количеством наглядных примеров и упражнений, дидактических материалов с укрупненным текстом;
  • увеличение времени на выполнение заданий;
  • организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения.

Данная рабочая программа учитывает возможные затруднения учащихся с ОВЗ в процессе ее усвоения. Поэтому проводится адаптация программы (упрощение подачи и смыслового содержания материала, предложение четких алгоритмов для работы,уменьшение

объема выполняемой учеником работы, чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике, упражнения располагаются в порядке от сложного к простому с учетом утомления детей) с соблюдением всех требований.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
  • контроль в форме соотнесения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, другими обучающимися;
  • оценка — выделение и осознание обучающимся того, что им уже усвоено и что ему ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; объективная оценка личных результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий для достижения цели.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

К общеучебным универсальным действиям относятся:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение практических и познавательных задач с использованием общедоступных в начальной школе источников информации (в том числе справочников, энциклопедий, словарей) и инструментов ИКТ;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально­делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково­символические действия:

  • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно­графическая или знаково­символическая модели);
  • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

К логическим универсальным действиям относятся:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно­следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

К постановке и решению проблемы относятся:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего

развития указанных универсальных учебных действий (их уровень развития, соответствующий «высокой норме») и их свойства.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяются его отношениями с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Из общения и сорегуляции развивается способность ребёнка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих и в первую очередь оценок близкого взрослого формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я-концепция как результат самоопределения. Из ситуативно­познавательного и внеситуативно­познавательного общения формируются познавательные действия ребёнка.

Содержание, способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношения к себе. Именно поэтому становлению коммуникативных универсальных учебных действий в программе развития универсальных учебных действий следует уделить особое внимание.

По мере становления личностных действий ребёнка (смыслообразование и самоопределение, нравственно­этическая ориентация) функционирование и развитие универсальных учебных действий (коммуникативных, познавательных и регулятивных) претерпевают значительные изменения. Регуляция общения, кооперации и сотрудничества проектирует определённые достижения и результаты ребёнка, что вторично приводит к изменению характера его общения и Я-концепции.

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение обучающегося.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
  • излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
  • организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными

учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

  • выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

  1. Содержание учебного предмета

  1. класс (99 часов)

Знания о физической культуре

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями. Возникновение физической культуры у древних людей. Ходьба, бег, прыжки, лазанье и ползание, ходьба на лыжах как жизненно важные способы передвижения человека. Режим дня и личная гигиена.

Способы физкультурной деятельности (в процессе проведения уроков)

Оздоровительные занятия в режиме дня: комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; выполнение основной стойки по команде «Смирно!»; выполнение команд «Вольно!», «Равняйсь!», «Шагом марш!»,

«На месте стой!»; размыкание в шеренге и колонне на месте; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по командам «Налево!» и «Направо!»; размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге.

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа в группировке и обратно (с помощью); перекаты из упора присев назад и боком.

Гимнастические упражнения прикладного характера: передвижение по гимнастической стенке вверх и вниз, горизонтально лицом и спиной к опоре; ползание и переползание по- пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания поочередно перемахом правой и левой ногой, переползания; танцевальные упражнения (стилизованные ходьба и бег); хождение по наклонной гимнастической скамейке; упражнения на низкой перекладине: вис стоя спереди, сзади, зависом одной и двумя ногами (с помощью).

Легкая атлетика

Бег: с высоким подниманием бедра, прыжками и ускорением, с изменяющимся направлением движения (змейкой, по кругу, спиной вперед), из разных исходных положений и с разным положением рук.

Прыжки: на месте (на одной ноге, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; запрыгивание на горку из матов и спрыгивание с нее.

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность двумя руками из-за головы, от груди.

Метание: малого мяча правой и левой рукой из-за головы, стоя на месте, в вертикальную цель, в стену.

Лыжные гонки

Организующие команды и приемы: «Лыжи на плечо!», «Лыжи под руку!», «Лыжи к ноге!»,

«На лыжи становись!»; переноска лыж на плече и под рукой; передвижение в колонне с лыжами.

Передвижения на лыжах ступающим и скользящим шагом. Повороты переступанием на месте.

Спуски в основной стойке. Подъемы ступающим и скользящим шагом. Торможение падением.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки»,

«Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салки-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей» 2; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись»,

«Смена мест».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам»,

«К своим флажкам», «Точно в мишень», «Третий лишний».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Охотники и олени», «Встречная эстафета»,

«День и ночь», «Попади в ворота», «Кто дольше прокатится», «На буксире».

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: удар внутренней стороной стопы («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящемуся навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».

Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай»,

«Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

  1. класс (102 часа)

Знания о физической культуре

Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание).

Способы физкультурной деятельности

Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение длины и массы тела.

Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по двое в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения из положения лежа на спине, стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях.

Гимнастические упражнения прикладного характера: танцевальные упражнения, упражнения на низкой перекладине — вис на согнутых руках, вис стоя спереди, сзади, зависом одной, двумя ногами.

Легкая атлетика

Бег: равномерный бег с последующим ускорением, челночный бег 3 х 10 м, бег с изменением частоты шагов. Броски большого мяча снизу из положения стоя и сидя из-за головы. Метание малого мяча на дальность из-за головы. Прыжки: на месте и с поворотом на 90° и 100°, по разметкам, через препятствия; в высоту с прямого разбега; со скакалкой.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски в основной стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Волна», «Неудобный бросок», «Конники-спортсмены», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», эстафеты типа: «Веревочка под ногами», «Эстафеты с обручами».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Точно в мишень», «Вызов номеров», «Шишки – желуди – орехи», «Невод», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Космонавты»,

«Мышеловка».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Проехать через ворота», «Слалом на санках»,

«Спуск с поворотом», «Подними предмет» (на санках), «Кто быстрее взойдет на горку», «Кто дальше скатится с горки» (на лыжах).

На материале раздела «Спортивные игры»:

Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек; остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры: «Гонка мячей», «Метко в цель»,

«Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой».

Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему»,

«Мяч соседу», «Бросок мяча в колонне».

Волейбол: подводящие упражнения для обучения прямой нижней и боковой подаче; специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние от туловища; подвижные игры: «Волна», «Неудобный бросок».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

  1. класс (102 часа)

Знания о физической культуре

Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).

Способы физкультурной деятельности

Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствования двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время лыжных прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.

Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; мост из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения.

Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приема; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.

Легкая атлетика

Прыжки в длину и высоту с прямого разбега, согнув ноги.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный двухшажный ход, чередование одновременного двухшажного с попеременным двухшажным. Поворот переступанием.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки

на марше», «Увертывайся от мяча».

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка, поймай ленту», «Метатели».

На материале раздела «Лыжная подготовка»: «Быстрый лыжник», «За мной». На материале спортивных игр:

Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры:

«Передал — садись», «Передай мяч головой».

Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».

Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед- вверх; нижняя прямая подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему».

Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств.

  1. класс (102 часа)

Знания о физической культуре

История развития физической культуры в России в XVII – XIX вв., ее роль и значение для подготовки солдат русской армии. Физическая подготовка и ее связь с развитием систем дыхания и кровообращения. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах).

Способы физкультурной деятельности

Простейшие наблюдения за своим физическим развитием и физической подготовкой. Определение нагрузки во время выполнения утренней гимнастики по показателям частоты сердечных сокращений. Составление акробатических и гимнастических комбинаций из разученных упражнений. Проведение игр в футбол и баскетбол по упрощенным правилам. Оказание доврачебной помощи при легких ушибах, царапинах и ссадинах, потертостях.

Физическое совершенствование Гимнастика с основами акробатики

Акробатические упражнения: акробатические комбинации, например: мост из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лежа на животе с опорой на руки, прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Гимнастические упражнения прикладного характера: опорный прыжок через гимнастического козла - с небольшого разбега толчком о гимнастический мостик прыжок в упор стоя на коленях, переход в упор присев и соскок вперед; из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом «вперед ноги».

Легкая атлетика

Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование.

Лыжные гонки

Передвижения на лыжах: одновременный одношажный ход; чередование изученных ходов во время передвижения по дистанции.

Подвижные игры

На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: задания на координацию движений типа: «Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением

мышц звеньев тела).

На материале раздела «Легкая атлетика»: «Подвижная цель».

На материале раздела «Лыжные гонки»: «Куда укатишься за два шага». На материале спортивных игр:

Футбол: эстафеты с ведением мяча, с передачей мяча партнеру, игра в футбол по упрощенным правилам («Мини-футбол»).

Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини-баскетбол»).

Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол».

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

  1. класс (99 часов в год)

№ п/п

Раздел программы

Кол-во часов

1.

Знания о физической культуре. Организационно-методические указания. Возникновение физической культуры и спорта.

Олимпийские игры. Что такое физическая культура? Темп и ритм. Личная гигиена человека

5

2.

Способы физкультурной деятельности.

Комплексы утренней зарядки, физкультминутки. Подвижные игры во время прогулок: правила организации и проведения игр, выбор одежды и инвентаря. Комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища.

7

3.

Физическое совершенствование:

Гимнастика с основами акробатики.

Наклона вперед из положения стоя. Подъема туловища из положения лежа за 30 с. Подтягивания на низкой перекладине из виса лежа. Виса на время. Стихотворное сопровождение на уроках. Стихотворное сопровождение как элемент развития координации движения. Перекаты. Разновидности перекатов. Стойка на лопатках,

«мост». Прыжки со скакалкой. Вращение обруча. Прохождение полосы препятствий. Тестирование виса на время. Тестирование наклона вперед из положения стоя.

Тестирование подтягиваний и отжиманий. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с.

27

4.

Легкая атлетика.

Бега на 30 м с высокого старта. Челночного бега на 3х10 м.

Метания мешочка на дальность, на точность. Прыжки в высоту с прямого разбега. Броски и ловля мяча в парах. Броски и ловля мяча в парах. Эстафеты с мячом. Бросок

набивного мяча от груди. Бросок набивного мяча снизу. Подвижная игра «Точно в цель». Прыжок в длину с места. Беговые упражнения.

27

5.

Подвижные и спортивные игры.

«У медведя во бору», «Совушка», «Через холодный ручей», игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись — разойдись», «Смена мест».

«Неоступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки»,

«Салки на болоте», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень»,

«Третий лишний», «Мышеловка», «Белочка- защитница». Баскетбол (с резиновым мячом): ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне

головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади за

27

головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось — поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки», «Вышибалы через сетку», «Знамя»,

«Перестрелка».

6.

Лыжная подготовка. Переноска и надевание лыж; ступающий и скользящий шаг

без палок, повороты переступанием на месте, передвижение на лыжах до 1 км.

6

Итого

99 часов

  1. класс (102 часа в год)

п/п

Раздел программы

Кол-во

часов

1.

Знания о физической культуре. Возникновение первых спортивных соревнований. Появление мяча, упражнений и игр с мячом. История зарождения древних Олимпийских игр. Физические упражнения, их отличие от естественных движений. Основные физические качества: сила, быстрота, выносливость, гибкость, равновесие. Закаливание организма (обтирание) Организационно-методические указания. Физические качества. Режим дня. Частота сердечных сокращений, способы ее

измерения.

14

2.

Способы физкультурной деятельности. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и  занятия физическими  упражнениями во время прогулок.

Измерение длины и массы тела.

6

3.

Физическое совершенствование:

Гимнастика с основами акробатики. Упражнения на координацию движений. Наклона вперед из положения стоя. Подъема туловища из положения лежа за 30 с. Подтягиваний на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. Виса на время. Кувырок вперед. Усложненные варианты выполнения кувырка вперед. Стойка на лопатках, «мост». Круговая тренировка. Различные виды перелезаний. Прыжки через скакалку. Прыжки через скакалку в движении. Различные варианты висов. Вращение обруча. Тестирование подтягиваний и отжиманий. Тестирование подъема туловища из

положения лежа за 30 с.

20

4.

Легкая атлетика. Бег на 30 м с высокого старта. Челночного бега 3 х 10м. Метания мешочка на дальность. Метания мешочка на точность. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Преодоление полосы препятствий. Усложненная полоса препятствий. Прыжок в высоту с прямого разбега. Броски набивного мяча от груди и способом «снизу». Бросок набивного мяча из-за головы на дальность. Метания на точность (разные предметы). Беговые упражнения. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Бег на 500 м. Тестирование метания малого мяча на точность. Беговые упражнения. Тестирование челночного бега 3х10 м. Тестирование метания

мешочка (мяча) на дальность.

28

5.

Подвижные и спортивные игры. «Мяч соседу», «Космонавты», «Мышеловка»,

«Хвостики», «Воробьи и вороны», «Кот и мыши». Футбол: остановка катящегося мяча; ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой, по дуге, с остановками по сигналу, между стойками, с обводкой стоек;   остановка катящегося мяча внутренней частью стопы; подвижные игры:    «Гонка    мячей»,

«Метко в цель», «Слалом с мячом», «Футбольный бильярд», «Бросок ногой». Баскетбол: специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста, приставными шагами правым и левым боком; бег спиной вперед; остановка в шаге и прыжком; ведение мяча на месте, по прямой, по дуге, с остановками по сигналу; подвижные игры: «Мяч среднему», «Мяч соседу»,«Бросок мяча в колонне». Волейбол:    подводящие упражнения    для обучения прямой    нижней    и    боковой

24

подаче;        специальные движения — подбрасывание мяча на заданную высоту и расстояние                от        туловища;        подвижные        игры:        «Волна», «Неудобный бросок»,

«Перестрелка», «Осада города», Вышибалы через сетку».

6.

Лыжная подготовка. Ступающий и скользящий шаг с палками, преодоление небольших спусков и подъёмов, повороты переступанием на месте, Передвижение на лыжах до 1,5 км. Передвижения на лыжах: попеременный двухшажный ход. Спуски

в основной стойке. Подъем «лесенкой». Торможение «плугом».

10

Итого

102

  1. класс (102 часа в год)

п/п

Раздел программы

Кол-во

часов

1.

Знания о физической культуре. Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревновательные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и ее влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ). Организационно- методические требования на уроках физической культуры. Пас и его значение для

спортивных игр с мячом. Закаливание.

19

2.

Способы физкультурной деятельности. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок.

Измерение длины и массы тела.

В

процесс е урока

3.

Физическое совершенствование:

Гимнастика с основами акробатики. Упражнения на координацию движений. Наклона вперед из положения стоя. Подъема туловища из положения лежа за 30 с. Подтягиваний на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. Виса на время. Кувырок вперед. Кувырок вперед с разбега и через препятствие. Кувырок назад. Стойка на лопатках, «мост». Круговая тренировка. Стойка на голове. Стойка на руках. Различные виды перелезаний. Прыжки через скакалку. Прыжки через скакалку в тройках. Упражнения на гимнастическом бревне. Различные варианты висов. Вращение обруча. Варианты вращения обруча. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке.

19

4.

Легкая атлетика. Бег на 30 м с высокого старта. Челночного бега 3 х 10 м. Метания мешочка на дальность. Метания мешочка на точность. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Преодоление полосы препятствий. Усложненная полоса препятствий. Прыжок в высоту с прямого разбега. Броски набивного мяча способами

«от груди» и «снизу». Броски набивного мяча правой и левой рукой. Беговые упражнения. Бег на 1000 м. Тестирование прыжка в длину с места. Тестирование метания малого мяча на точность. Беговые упражнения. Тестирование бега на 30 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 3х10 м. Бег на 100 м.

28

5.

Подвижные   и   спортивные   игры.   «Парашютисты», «Догонялки    на    марше»,

«Увертывайся    от    мяча». «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит»,

«Ловишка, поймай ленту», «Метатели». Футбол: удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 м, длиной до 7 – 8 м) и вертикальную (полоса шириной 2 м, длиной 7 – 8 м) мишень; ведение мяча между предметами и с обводкой предметов; подвижные игры: «Передал — садись», «Передай мяч головой».   Баскетбол:   специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек («змейкой»), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей». Волейбол: прием мяча снизу двумя руками; передача мяча сверху двумя руками вперед- вверх;     нижняя     прямая      подача; подвижные игры: «Не давай мяча водящему»,

«Круговая лапта», «Перестрелка», «Осада города», «Пионербол», спортивные игры: футбол, баскетбол

26

6.

Лыжная        подготовка.        Попеременный        двухшажный        ход,        попеременный

одношажный        ход,        одновременный бесшажный ход, подъём «лесенкой», спуски в высокой и низкой стойках, передвижение на лыжах до 2 км

10

Итого

102

  1. класс (102 часа в год)

п/п

Раздел программы

Кол-во

часов

1.

Знания о физической культуре. Характеристика основных способов регулирования физической нагрузки: по скорости и продолжительности выполнения упражнения, изменению величины отягощения. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями. Закаливание организма (воздушные и солнечные ванны, купание в естественных водоемах). Организационно-методические требования на уроках физической культуры. Спортивная игра «Футбол». Зарядка.

Гимнастика, ее история и значение в жизни человека. Физкультминутка.

7

2.

Способы физкультурной деятельности. Выполнение утренней зарядки и гимнастики под музыку; проведение закаливающих процедур; выполнение упражнений, развивающих быстроту и равновесие, совершенствующих точность броска малого мяча. Подвижные игры и занятия физическими упражнениями во время прогулок. Измерение

длины и массы тела.

8

3.

Физическое совершенствование:

Гимнастика с основами акробатики. Упражнения на координацию движений. Наклона вперед из положения стоя. Подъема туловища из положения лежа за 30 с. Подтягиваний на низкой перекладине из виса лежа согнувшись. Виса на время. Кувырок вперед. Кувырок вперед с разбега и через препятствие. Кувырок назад. Стойка на лопатках, «мост». Круговая тренировка. Прыжки через скакалку. Прыжки через скакалку в тройках. Различные варианты висов. Вращение обруча. Варианты вращения обруча. Лазанье по наклонной гимнастической скамейке. Знакомство с опорным прыжком. Тестирование виса на время. Тестирование наклона вперед из положения стоя. Тестирование подтягиваний и отжиманий. Тестирование подъема туловища из положения лежа за 30 с.

19

4.

Легкая атлетика. Бег на 30 м с высокого старта. Челночного бега 3 х 10 м. Метания мешочка на дальность. Низкий старт. Стартовое ускорение. Финиширование. Метания мешочка на точность. Прыжок в длину с разбега. Прыжок в длину с места. Преодоление полосы препятствий. Усложненная   полоса   препятствий. Прыжок в высоту способом «перешагивания». Броски набивного мяча способами «от груди» и «снизу» и «из-за головы». Броски набивного мяча правой и левой рукой. Беговые упражнения. Бег на 1000 м. Тестирование прыжка в длину с места. Тестирование метания малого мяча на точность. Беговые упражнения. Тестирование

бега на 30 м с высокого старта. Тестирование челночного бега 3х10 м. Тестирование метания мешочка (мяча) на дальность. Бег на 100 м.

27

5.

Подвижные и      спортивные игры. Задания      на координацию движений      типа:

«Веселые задачи», «Запрещенное движение» (с напряжением и расслаблением мышц звеньев тела), «Подвижная цель». Футбол, Баскетбол: бросок мяча двумя руками от груди после ведения и остановки; прыжок с двух шагов; эстафеты с ведением мяча и бросками его в корзину, игра в баскетбол по упрощенным правилам («Мини- баскетбол»). Волейбол: передача мяча через сетку (передача двумя руками сверху, кулаком       снизу); передача мяча с собственным подбрасыванием на месте после

небольших перемещений вправо, вперед, в парах на месте и в движении правым (левым) боком, игра в «Пионербол», спортивные игры: футбол, баскетбол.

25

6.

Лыжная подготовка. Попеременный двухшажный ход, попеременный        одношажный ход,        одновременный        бесшажный,        одновременный        одношажный        ход,        подъём

«лесенкой» и «ёлочкой», спуски в высокой и низкой стойках, торможение плугом и упором, передвижение на лыжах до 2,5 км.

16

Итого

102

Приложение

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Таблица 1.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол- во

1.

Основная литература для учителя

1.1.

Стандарт начального общего образования по физической культуре

Д

1.2.

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение.

Д

1.3.

Лях В.И. Мой друг – физкультура.        Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение»

К

1.4.

Рабочая программа по физической культуре

Д

2.

Дополнительная литература для учителя

2.1.

Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета

«физическая культура»

Ф

2.2.

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории        и методики физического воспитания

Д

2.3.

Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва

Д

3.

Учебно-практическое оборудование

3.1.

Бревно гимнастическое напольное

П

3.2.

Козел гимнастический

П

3.3.

Канат для лазанья

П

3.4.

Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П

3.5.

Стенка гимнастическая

П

3.6.

Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м)

П

3.7.

Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

П

3.8.

Мячи: набивные весом 2 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные

К

3.9.

Палка гимнастическая

К

3.10.

Скакалка детская

К

3.11.

Мат гимнастический

Ф

3.12.

Гимнастический подкидной мостик

Д

3.13.

Кегли

Ф

3.14.

Обруч пластиковый детский

Д

3.15.

Планка для прыжков в высоту

Д

3.16.

Стойка для прыжков в высоту

Д

Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);

К – полный комплект (для каждого ученика);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);

П – комплект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре на 140 часов для детей коррекционных классов ( восьмого вида)

Программа разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и средне...

План-конспект урока по физической культуре в 4 «Б» классе Тема: «Корригирующая гимнастика для профилактики нарушения осанки»

Задачи урока:1.     Обучение преодолению гимнастической  полосы препятствий.2.     Формирование  правильной  осанки.3.     Во...

Рабочая программа по физической культуре для 6-х классов по ФГОС

Пояснительная запискаРабочая программа по физической культуре для 6-х классов разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта основного общего образова­ния второго пок...

«Фрагмент индивидуальной образовательной программы по физической культуре для учащегося с ОВЗ 8 класса по разделу "Волейбол»

В данном материале вы найдете небольшой фрагмент оформления индивидуальной программы для детей с ОВЗ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ для обучающихся 10 класса

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по физической культуре В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 2015) и ориентирована на использование учебника В....

Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья.4 класс.

Рабочая программа по физической культуре для детей с ограниченными возможностями  по состоянию здоровья предназначена для индивидуального обучения на дому. В программе заложены способы , направле...

Адаптивная рабочая программа по физической культуре

АРП по физической культуре для студентов средне-профессионального образования...