Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения
статья на тему

Ясешвили Татьяна Павловна

Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основ

здорового образа жизни

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     

                                 Доклад

  Тема: «Модернизация традиционных форм работы и

       использования новых педагогических технологий в

         процессе обучения»

                                                  Составила

                                    учитель физической культуры

                                                   Ясешвили Т.П.

                            Г. Владикавказ

Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни.

И чтобы этого добиться мы, учителя физической культуры, применяем следующие инновационные технологии на уроках:

  1. Здоровьесберегающие технологии

Важное место в своей деятельности мы отводим здоровьесберегающим технологиям, цель которых, обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии являются самыми значимыми из всех технологий,  по степени влияния на здоровье учащихся, так как основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок.

И чтобы этого добиться мы применяем следующие инновационные технологии на уроках физической культуры:

Здоровьесберегающие технологии.

1. Чередование видов деятельности. Разнообразие форм организации урока, чередование умственной и физической нагрузки учащихся  - один их способов повышения эффективности урока.

2. Благоприятная дружеская обстановка на уроке. Урок должен быть развивающим, интересным. На уроке  обязательно обращать внимание на физическое и психологическое состояние детей, смотреть, как они воспринимают задания учителя, как оценивают его работу. Предъявлять требования и замечания только в дружественной форме.

3. Дозировка заданий. Главное при выполнении упражнений - не допускать перегрузки учащихся.

4. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Дети очень разные, но учитель должен сделать свои уроки интересными. Для этого  предлагать создать для каждого ученика ситуацию успеха.

5. Занятия на свежем воздухе. Известно, что дети очень сильно подвержены простудным заболеваниям, поэтому одной из задач является повышение устойчивости детского организма  такого рода болезням. Эффективным средством против простудных заболеваний становится закаливание организма. Надо опираться на естественные факторы закаливания. Уроки на свежем воздухе включают бег по пересеченной местности, футбол.

6. Воспитательная направленность занятия. Воспитательный эффект уроков физкультуры достигается и за счет возможностей индивидуально-дифференцированного подхода к развитию качеств каждого ученика и формированию ценностного отношения к своему здоровью. Нет способных и неспособных, а есть трудолюбивые и ленивые в физическом воспитании.

На уроках  предусматривается:

- строгие дозированные физические нагрузки  с учетом физического развития всех учащихся, их группы здоровья;

-строгий контроль температурного режима, вентиляции помещения;

-проверка и контроль за состоянием спортивного оборудования и инвентаря, своевременный их ремонт и починка, содержание их в чистоте;

-контроль за сменной спортивной формы.

Спортзал школы желает быть лучше раз перет учителями стоят такие современные задачи. Это поломанные шведские стенки, поломанные скамейки и плохая влажная уборка зала.

Зал в начальной школе плохо освещён, зимой низкий температурный режим из-за чего две недели не было практических занятий. Нужно установить ещё одну дверь, чтоб сохранить тепло зала.

2. Личностно – ориентированная технология

В нашей работе много внимания надо уделять развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъяснять при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока,  ориентироваться на личный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре учителя Герасимова и Абаева используют проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности используют технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

Но учителя сталкиваются с проблемой плохого посещения уроков физкультуры. Одна из причин это маленькие раздевалки, где переодеваются два класса за раз.

Другая причина это мало подвижный образ жизни, где идёт преобладание компьютера и телефонов. Из-за потери физических качеств как: ловкость, сила, координация старшикласники стесняются заниматься вместе с другими классами.  

В процессе преподавания физической культуры учителя стараются побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках внимания уделяют индивидуальной работе с учащимися. В этом помогают кружки во внеурочное время. Герасимова Л.Л. ведёт кружок по подготовке детей  к сдаче ГТО, Абаева А.С. ведёт кружок ОФП, Тасоева М.С. занимается с детьми волейболом и этим привлекла большое количество желающих детишек, Ясешвили Т.П. ведёт кружок по ОФП. и работу со слабыми детьми. Сущность этой технологии заключается в личностно-оринтированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребёнку, формированию осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно творческой деятельности. Ребятам предлагают упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. В процессе учебной деятельности  вводятся  разные  типы уроков, формы их проведения, комплексно используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.  Применяются разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками проводятся нестандартные уроки  с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания. 

С целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой используем игровые технологии на уроке

Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.

Игра – это проявление желания действовать.

Игровые формы работы отражаются в развитие национального компонента.

Так Абаева А.С. успешно провела соревнования в 7 классах «Нартские игры»

3.Информационно-коммуникативные технологии

ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала. Это помогает  решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет  эффективно решать эту проблему.

Учитель Герасимова Л.Л. применяет презентации у детей освобождённых от занятий.

Абаева А.С. ведёт теорию физической культуры третьим часом. На этих уроках идёт объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещаются теоретические вопросов различных направлений.

Так, применение ИКТ с использованием межпредметных связей в процессе преподавания физической культуры помогает  подготовить интересные уроки, а учащимся  более полно и глубоко осмысливать изучаемый материал. На уроке теории в  классе по теме: «История Олимпийских игр» прослеживается  связь с рядом предметов. Цель данного урока – создать общее представление об Олимпийских играх, способствовать эстетическому отношению к искусству, воспитывать чувство патриотизма. Теоретический материал воспринимается лучше, когда идёт ещё и зрительное восприятие информации. Рассказывая об истории зарождения физической культуры или Олимпийских играх, освещается история Древнего мира.

Анализ, который провели учителя кафедры показал, что физическое качество «СИЛА» является ведущим и на нём базируется всё остальное.

Поэтому, планируя работу над повышением физической подготовленности, необходимо в первую очерет позаботится о развитии силы. Недостаточное развитие силы часто является основной причиной невозможности выполнять определённое длительное действие.

Главное – уметь создать условия для преодоление своей тяжести, и успех будет очевиден. Естественное отягощение - ваше тело всегда при вас.

Особенно это актуально, когда в зале 2 класса и нет ни тренажёров и пространства, из-за количества учащихся.

Мы с Мариной Сослановной остановились на 5 китах – это разгибатели и сгибатели рук, брюшной пресс, мышцы задней поверхности тела и разгибатели ног. Тасоевой М.С. были разработаны специальные упражнения, которые  решили эти проблемы, а также пространственный дефицит в зале.

Другим качеством в условиях большого количества детей является координационные способности. «Не овладев комплексом прочно сформировавшихся двигательных умений и качеств нельзя научится управлять собой, своим телом, своими движениями»

На своих уроках мы применяем такие игры которые позволяют каждому ученику точно определить и своевременно изменить положение тела и осуществить движение в нужном направлении.

 

Результативность инновационных технологий

В результате использования вышеописанных технологий в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре.

В заключении хочется отметить, что использование инновационных технологий в  физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры  и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения.

В работе представлена сравнительная характеристика различных видов тренажеров компьютерных и механических), как игровых, так и обучающих, как помогающих так и мешающих образовательной деятельности обу...

Опыт использования здоровьесберегающих педагогических технологий в процессе преподавания иностранного языка

Текст выступления на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин в ГПОУ ТО "ТГМК им. Н. Днмидова"...

План урока с использованием игровой педагогической технологии в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))»

представлена разработка методики проведения урокf с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))», что спосо...

статья "Игровая педагогическая технология в процессе обучения по профессии 15.01.05 «Сварщик(ручной и частично механизированной сварки(наплавки))» "

В статье представлена разработка методики проведения уроков с использованием игровых технологий при подготовке по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))&r...

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Проблемы, связанные с разным уровнем знаний и умений обучающихся, чаще всего решаются за счет использования «технологии индивидуализации обучения». Педагог стремится выявить реальные интер...

Конспект занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий в процессе обучения основам автодела, мотоспорту и безопасности движения»

В работе представлен конспект вводного занятия «Компьютерные и механические автотренажеры. Использование современных компьютерных технологий  в процессе обучения основам автодела, мото...

«Использование современных образовательных технологий в процессе обучения на уроках биологии»

Формирование творческой личности, владеющей важнейшими методами мыслительной деятельности, обладающей исследовательскими качествами, способной к эффективному воздействию с природой и обществом - одна ...