Урок-размышление «Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»
план-конспект урока на тему

Кондрашова Елена Николаевна

Пояснительная записка к уроку – размышлению

«Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»

Урок – размышление представлен на конкурс «Мой лучший урок»  по гуманитарному направлению.  Данный урок проводился в 11 классе при изучении творчества М.А.Булгакова, в частности, при изучении его романа «Мастер и Маргарита» в 2016г., 2017г., 2018г. Каждый раз урок имел положительные результаты: повышался интерес учащихся к изучению творчества писателя; их внимание была акцентировано на том, как перекликаются тема, события, проблемы произведения с жизнью, с современной действительностью. В результате размышления на уроке ученики имели возможность приобщиться к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации, сделать свой выбор, принимая во внимание выбор героев романа.

 

Самоанализ урока  - размышления

«Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»

Обоснование целесообразности форм

 организации учебной деятельности обучающихся.

Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения, поскольку характерной чертой художественных произведений русской литературы является повышенное внимание к внутреннему миру человека, его душе, к ближнему.

Необходимо акцентировать внимание школьников на том, как перекликаются события, темы, проблемы художественного произведения с жизнью, современной действительностью; важно приобщить к сотворчеству, к совместному поиску правильного выхода из сложившейся ситуации; показать в ходе сравнительного анализа преимущества добра и милосердия, важности сохранять истинные человеческие ценности, учить прогнозировать свое будущее на примере жизни литературных героев и их реальных прототипов, дать возможность каждому школьнику почувствовать важность его участия в процессе урока, что в конечном итоге даст положительные результаты.

Именно поэтому я выбрала такие формы работы, как размышление, проблемный диалог, анализ ситуации, выражение  личностного восприятия ситуации. Таким образом, урок имел личностно – ориентированную направленность.

Определение рисков и способы их преодоления.

Главным риском при проведении данного урока считаю религиозный аспект: отношение учащихся (их семей, следовательно, соответствующее воспитание) к религии. Великий бал у Сатаны – не самый «подходящий» вопрос для рассмотрения с детьми из воцерковленных семей. Поэтому главное при изучении романа – не углубляться в религиозные аспекты книги, а показать множество вариантов ее прочтения и истолкования. На данном уроке – рассматривать Воланда как литературного героя, а присутствующих на балу гостей  как реально живших когда-то людей, не заостряя внимание на таких понятиях, как «грех», «раскаяние», «наказание» «проданная душа» и т.д. Учителю необходимо серьёзно подготовиться к возможным вопросам относительно восприятия романа, связанным с религией. Рекомендую источники для подготовки:

http://www.litra.ru/composition/get/coid/00068201184864254399

//alexey-x.livejournal.com/13066.html

azbyka.ru/fiction/master-i-margarita-za-xrista-ili-protiv/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_11_klasse.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – размышление «Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»

Цели:

Обучающие.

1 .Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель

4. Показать значимость любви в жизни  героев романа, проанализировать возможности человека, стремящегося не расставаться с любимым.

Развивающие.

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

3. Развивать умение размышлять и делиться своими размышлениями, чувствами.

Воспитательные.

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б)осуществлять самооценку и самоконтроль.

Тип урока: урок-размышление.  Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам, размышление, выступления учащихся и др.

Оборудование: портреты М.А. Булгакова, проектор, экран, художественный фильм «Мастер и Маргарита» (2005г., режиссер - Владимир Бортко), аудиозапись с вальсом И.Шуберта, карточки для каждого учащегося.

№П/П

Этапы урока

Методики/Формы/

Методы/Технологии

Работа обучающихся

Результаты

1

Определение темы урока.

Звучит «Баллада о прокуренном вагоне»

А. Кочеткова.

Учитель: - Ребята, знакомы ли вам эти стихи?

- Находите ли вы связь между прослушанным стихотворением и героями романа, который мы сейчас изучаем?

- На что готова Маргарита, чтобы вернуть Мастера?

-Определите тему нашего урока.

-Поставьте цели, обозначьте задачи урока.

- А теперь попробуем связать обозначенную вами тему и начало нашего урока.

(Маргарита не согласна с расставанием, поэтому «Великий бал у Сатаны, или «С любимыми не расставайтесь…»

Знакомство с ситуацией и ориентирование в ней.

Слушание.

Проблемный диалог.

Индивидуальное сообщение учащегося об истории создания стихотворения А.Кочеткова.

-Мастер покинул Маргариту, но она не готова расстаться с любимым.

- Принимает предложение Воланда стать королевой на его балу.

Учащиеся формулируют тему «Бал у Сатаны», цели, задачи.

Понимание и осознание темы урока, направленности действий, его значимости

2

Актуализация знаний.

- Вспомним, почему Маргарита  была «избранной»?

- Почему она пошла на этот шаг (цитируем текст)

- Булгаков пишет: «С совершенно облегчённой душой… (гл.20,) – Почему на душе стало легко? Ведь она продана Дьяволу?

-Что ж, к этому вопросу мы еще вернемся в конце нашего урока. А сейчас давайте поговорим о балах.

-Что такое бал?

- Каковы назначения балов?

-Кто туда является?

- Похож ли бал у Воланда на те самые балы, которые представляются нам?

Проблемный диалог.

Учащиеся называют причины выбора, павшего не героиню

Дают предположительные ответы

Значение слова «бал» своими истоками восходит к итальянскому и французскому языку - bal, ballo, что означает «танцевать». Существует и другая версия, согласно которой слово было заимствовано из польского или немецкого языков, в которых bal означает «кружить». Таким образом, бал - это светское мероприятие, центральным развлечением на котором являются танцы.

Извлечение из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию

3

Открытие нового знания (размышление)

Учитель: - Итак, начнем бал!

- Какое место занимает 23-я глава в романе?

- Какую композиционную роль играет этот эпизод?

- Какую роль играют потусторонние силы в романе в плане повествования о трех мирах: древнем, современном и потустороннем?

- Покажите, до каких пределов раздвинута бывшая квартира Берлиоза.

- Когда начинается действие в 23-ей главе?

-  Чьими глазами показан бал? 

Просмотр фрагмента художественного фильма (начало бала) «Мастер и Маргарита» (2005г., режиссер - Владимир Бортко).

- Что особенно отягощает положение Маргариты?(ответьте текстом Булгакова)

- О чем предупреждает ее Коровьев?(ответьте текстом Булгакова)

- Ребята, мы уже говорили о прототипах героев романа. Есть ли прототипы у гостей, приходящих на бал?

- Начнем со Штрауса.

 

Звучит вальс И.Штрауса.

-Продолжим знакомство с гостями. И..их прототипами.

Появление гостей.

-Думаю, вы не удивитесь, что у описанных Булгаковым гостей на балу тоже были прототипы. И сейчас они расскажут вам свои душещипательные истории. Слушая их, вам необходимо размышлять и думать над вопросом: вызвали ли они у королевы бала ответную реакцию и согласны ли вы с ней в ее выборе. После очередной истории вы поднимете 2 карточки или 1: черная – Маргарита держит себя в руках, красная – ей это не удалось, белая – вы ее поддерживаете, если нет-карточка одна.

-Итак, проследим за появлением гостей и поведением королевы. Кто появляется первым?

 Учащиеся, работая с текстом романа, называют по порядку прибывающих гостей. После имени каждого выходит подготовленный ученик – «прототип преступника» и рассказывает «свою» настоящую историю.

  1. Господин Жак с супругой (Жак Ле-Кёра, 1400-1456гг.)
  2. Граф Роберт (Роберт Лейчестер, 1532-1588 гг.)
  3. Госпожа Тофана (Мария Александровна Спиридонова (1884-1941).

  1. Фрида (Фрида Келлер)

Учитель: - Я обратила внимание на то, что большинство из вас поддержали Маргариту в ее неосторожном действии дать надежду Фриде. Почему? Разве она не преступница?

Учитель: - Что ж, бал окончен. Кто из вас может от лица Маргариты поделиться своими размышлениями и чувствами о том, чего ей стоило перенести это испытание и что ждёт она по его окончании? (используем текст главы 24).

- Просит ли она Воланда вернуть ей любимого? (нет, она просит не подавать Фриде платок).

Почему она так поступает?

- Может ли проданная Дьяволу душа оставаться такой милосердной и щедрой? (это любящая душа).

- Смогли бы вы пожертвовать ради страдающего своим счастьем?

-Почему Воланд даёт ей второй шанс?(он уважает Маргариту, мастера, он даже возвращает рома: «рукописи не горят»)

Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно сделать общий вывод.

ИКТ

Антиципация.

Сопоставление собственной позиции с позицией героя.

Формирование собственного мнения на основе размышления.

Отвечают на вопросы учителя.

Обращаем внимание на то, что Маргарита не должна никому ничего обещать.

Индивидуальное сообщение

учащегося об И.Штраусе кратко.

«– Кто дирижер? – отлетая, спросила Маргарита.
–Иоганн Штраус, — закричал кот, — и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался». (Булгаков М. А. Мастер и Маргарита (роман)

Факты о «разоблачении» присутствия вальсов Штрауса в художественном фильме.

Сообщение звучит на фоне вальса И.Штрауса.

Часть учащихся работает с текстом и слушает правдивые истории, подготовленные ученики играют роль прототипов.

Информация имеется на сайтах:

http://www.litsovet.ru

/works.doklad.ru

/foto-history.livejournal.com

Выслушав историю каждого, поднимают соответствующие карточки.

Учащиеся делятся своими размышлениями.

Заслушиваются 1-2 ученицы(ка).

Высказывают свои мнения, делятся размышлениями.

Осмысление текста, осознание возможности выбора, согласия или несогласия с главной героиней романа.

Совместное решение актуальных проблем общества.

4

Рефлексия.

-Послушайте стихотворение Г.Ахматовой «Гений».

- Ответьте на вопрос: почему Воланд – нечистая, злая сила - спасает возлюбленных ?(Он тоже считает мастера гением. Он видит чистую любовь)

-  Какие строки стихотворения привели вас к этому умозаключению?

(Мой гений, говоривший с Богом
О  тайном смысле бытия,

……………………………………….

Скитанье - трудная стезя

…………………………………………

Мой гений, смертью искушенный,
Ты  ангел, взмывший в небеса.)

 - Есть  романе ещё примеры героев, которые не готовы расстаться с любимыми?

(Левий Матвей, собака Банга)

- В каких ещё литературных произведениях вы читали о вечной любви и преданности?

- Кто из вас может сказать, что история мастера и Маргариты стала для вас примером любви и верности любимому человеку?

- Кто осмелился на данное признание, пусть даже не высказавшись на уроке, а в своих мыслях, может поставить себе в дневник «5».

Фиксация выявленных впечатлений.

Знакомство с современными поэтами.

Самооценка.

Читает ученица.

Мой гений, говоривший с Богом
О  тайном смысле бытия,
Ты выбрал трудную  дорогу,
Где я с тобой, но без тебя.
И было дале невозможно,
Скитанье - трудная стезя,
Гордыню пил, мешая с водкой,
Боялся жить, взахлеб любя.
Кто был ты  ангел или демон?
И мог ли душу излечить?
Вещун, мне доказавший делом,
Что трудно женщину учить.
С тобой бывало в стужу жарко,
А ты, плеснувши спирт в камин,

Смотрел, как прогорает ярко
Секундной вспышкой твоя жизнь.
Мне снится голос приглушенный,
Твои нездешние глаза,
Мой гений, смертью искушенный,
Ты  ангел, взмывший в небеса.

Рефлексируют.

Знакомство с современными поэтами.

Подготовка к ЕГЭ по литературе, по русскому языку.

5

Итог урока. Оценивание ответов.

Учитель: - А зачем человеку нужна любовь?

- Конечно, можно долго рассуждать о значении любви в жизни человека. Но эта самая жизнь у вас еще впереди.

Мартин Лютер Кинг писал: «Любовь — самая стойкая сила в мире. Это творящая сила — самый могущественный инструмент, доступный человечеству в его стремлении к миру и безопасности».

- Я желаю вам обязательно обрести в своей жизни любовь, которая будет вести вас по верному пути, давать вам силы при любых испытаниях и сделает вас счастливыми».

Выставление отметок за урок.

Направленность на последующий результат.

Оценивание.

Воспитание доброты, бескорыстия, уверенности в силе добрых чувств.

6

Домашнее задание.

  1. Дочитать роман.
  2. Подготовить рассуждение «Что значит свобода для героев романа» (возможно, не только для мастера и Маргариты).

Подготовка к ЕГЭ по литературе, по русскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа "Любимых окон негасимый свет"

Данная методическая разработка относится к разделу "Семейное воспитание". Классный час проводился в студенческой группе третьего курса педагогического колледжа. Цель кураторского часа: рассмотрет...

План открытого урока по дисциплине "Живопись с основами цветоведения" на тему: Цветовая композиция "Любимые цвета" (аппликация)

Данный материал поможет  преподавателю для проведения открытого урока по дисциплине: "Живопись с оновами цветоведения"...

Методическая разработка ""Край родной, навек любимый!""

Мероприятие, посвященное 70-летию Ульяновской области. Отражает патриотическую направленность. Мероприятие имеет краеведческий характер....

Презентация к классному часу "Край родной, навек любимый!"

Презентация является сопровождением для проведения мероприятия, посвященного 70-летию Ульяновской области....

Мамочка, любимая моя

Данное мероприятие разработанно ко дню матери для учащихся начальной школы....

Любимой Воркуте - 70 лет

План-конспект классного часа к юбилею города....

Методическая разработка классного часа, посвященного Великим Победам и Великим Героям Великой России Тема: «Г.К. Жуков и его битва за Москву...»

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов и внеклассных мероприятий....