ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему
Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появление. В статье приводится опыт по исследованию самооценки у младших школьников. Представлены полученные результаты по методике В.Г. Щур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st_1.docx | 24.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
FEATURES OF SELF-ESTEEM IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN
Данилова Анна Алевтиновна
Danilova Anna Alevtinovna
Россия, Казань, Казанский федеральный университет
Russia, Kazan, Kazan federal university
E-mail: danilova.anna96@mail.ru
Аннотация. Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появление. В статье приводится опыт по исследованию самооценки у младших школьников. Представлены полученные результаты по методике В.Г. Щур.
Ключевые слова: Самооценка, младшие школьники.
Abstract. Self-esteem is not a constant indicator. It varies under the influence of various circumstances. These circumstances can be prevented. The article gives the experience on the study of self-esteem in younger schoolchildren. The obtained results are obtained by the method of V.G. Schur.
Keywords: Self-esteem, younger schoolchildren.
Время, когда у ребенка начинается складываться определенное представление о себе, о своих мотивах, целях, потребностях в обществе, относится к младшему школьному возрасту. Поэтому особенно важно именно на этом отрезке времени заложить основы для адекватной самооценки. Самооценка связана с одной из важнейших потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением личности найти свое место в жизни, свое призвание.
Самооценка, по утверждению К. Аспера, является сложным личностным образованием. В ней выявляется то, что ребёнок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, которая направленна на осознание своих действий и личностных качеств [1].
По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начитается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности [2].
В настоящее время всё очевиднее становится влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностное общение, на его деятельность. Поэтому нами было проведено эмпирическое исследование для выявления особенностей самооценки у учащихся младших классов. Для этого было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 51 республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 41 школьников 3 (25 учеников) и 4 (16 учеников 4 класса).
В качестве диагностических методик нами использовались: методика «Лесенка» В.Г. Щур и модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.
По модифицированной методике «Лесенка» В.Г. Щур мы выявили о преобладании учеников третьего класса адекватной самооценки, процент учащихся составил 52 % (13 учеников), для них характерно умение в достаточной степени объективно осознавать себя и своё место в мире. Эти ученики знают свои сильные стороны и плюсы, но, не преувеличивают свои способности, также дают отчет и осознают свои минусы. При совершении доброго или полохого поступка они анализирут его и оценивают себя по достоинству. Завышеная самооценка выявлена у 40 % (10 учеников), для них характерно переоценивание собственного «Я», детям с завышенной самооценкой присуще чрезвычайная самоуверенность и они не сомневатся в своей правоте, думают, что не могут сделать ошибку. У них сформировано суперэго. Если привалирует завышенная самооценка человека, то ученик не способен правильно и своевременно оценить риск своих действий. Заниженная самооценка у 8% из всех учеников. Этим детям свойственна чрезмерная самокритика, они всегда недовольны собой. Если они допускают ошибку, то корят себя в этом и считают себя ни к чему не способным, они не умеют себя прощать.
В ходе исследования учеников 4-го класса по модифицированной методике «Лесенка» В. Г. Щур были полученны следующие показатели: у 19% учеников 4-го класса была выявлена завышенная самооценка, значит эти дети очень самоуверенны, такие ученики не умеют правильно и спокойно принимать чужую критику в свой адрес. У 31% (5 учеников) обнаружена адекватная самооценка, которая предполагает, что они умеют верно оценивать свои возможности, способности и могут радоваться достигнутым результатами впоследствии усердного труда. С заниженной самооценкой оказались 6 учеников - 38%. У них нередко возникают трудности при контакте с окружающими, наблюдается тревожность, робость. У 1 ученика 4-го класса (6%) выявлена низкая самооценка, что говорит о его неуверенности, если он вовлечен в какую-либо деятельность, где он наименее остро видит свои промахи. Ребенок чаще избегает заданий, которые дает учитель и решения проблем, даже не предпринимая попыток что-то сделать. Также у одного ученика (6%) обнаружена резко заниженная самооценка, такие дети крайне застенчивы, тревожны, боятся взять на себя ответственность за дела класса и тд.
По модифицированной методике Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейна был выявлен уровень притязаний учеников 3 класса. У 8% учеников (2 учеников) обнаружен низкий уровень притязаний. Значит, у этих школьников уровень притязаний всегда бывает направлен на неудачу, что проявляется в дальнейшем неясными планами на будущее. Люди с низким уровнем притязаний обычно выступают в качестве ведомого и им комфортнее подчинятся, и проявлять беспомощность, они плохо планируют свои действия на ближайшее время и не умело соотносят их с реальностью. Средний уровень притязаний был выявлен у 48% (12 учеников). Средний уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих неадекватного самоутверждения, они настроенны на успех учитывая свои способности и реалную действительность. Высокий уровень показали 6 учеников (25%) у них уровень притязаний может сочетаться с чрезмерной уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению любым путем, они могут корректировать неудачи за счет собственных усилий. Очень высокий уровень притязаний выявлен у 21% (5 учеников), что свидетельствует о нереалистическом отношении к себе, им свойственна некритичность к себе. Это говорит о том, что ученик не может правильно и целенаправлено строить планы. Хотя это является очень важным для младшего школьника. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.
В ходе исследования уровня притязаний в четвертом классе по модифицированной методике Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейна было выявлено: низкий уровень – 32% (5 учеников), такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, он является катализатором неблагоприятного развития личности. У 44% учеников средний уровень притязаний, что свидетельствует об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. У 11% учеников был выявлен высокий уровень, также у 11% (2 учеников) - очень высокий уровень притязаний. Это говорит, что данные ученики не способны принимать критику и сами не имеют представлений о самокритике.
Все полученные значения мы проверяем на значимость, сравнивая критическое значением t-критерия Стьюдента. Так, нами было установлено, что при р=0,05; t(кр.)=2,02, а t(эмп.)= 0,43. Значит, подтверждается гипотеза Н(0) - не существует различия формирования адекватной самооценки между третьим и четвертым классом.
Также нами было проверено с помощью t-критерия Стьюдента различие уровня притязаний. В ходе исследования мы выяснили, что подтвердилась гипотеза Н(1), существует различие уровня притязаний у 3-х и 4-х классов. Так как t(эмп.)=2,4; а критическое значение t-критерия Стьюдента равно 2,02, при р. = 0,05. То есть уровень притязаний у 3-го класса выше, чем у 4-го класса, потому что среднее арифметическое значение учеников 3-го класса равно 75, а у 4-го класса 65. Отсюда следует, что у испытуемых из 4-го класса более адекватно сформирован уровень притязаний. Значит, они реалистичнее воспринимают свои возможности.
Мы по двум методикам исследовали уровень самооценки младших школьников, уровень притязаний в 3-м и 4-м классах. В результате анализа соответствия количества испытуемых по определенному уровню самооценки, мы пришли к выводу, что уровень формирования самооценки не отличаются у испытуемых с 3-го и 4-го класса 51 школы города Казань.
Список литературы:
- Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология: twirpx 2008. URL: http://www.twirpx.com/file/222334/ . (Дата обращения 27.11.2016)
ЗАЯВКА
на участие во Всероссийской научно-практической конференции
«АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»
Фамилия, имя, отчество (полностью на русском) | Данилова Анна Алевтиновна |
Фамилия, имя, отчество (полностью на английском) | Danilova Anna Alevtinovna |
Тема доклада (на русском) | Особенности самооценки младших школьников |
Тема доклада (на английском) | Features of self-esteem of younger schoolchildren |
Форма участия (очное, заочное) | Очное |
Место работы, учебы (полное название учреждения, без сокращений) | Казанский федеральный университет |
Должность | студент |
Ученая степень, почетное звание (если есть) | |
Почтовый адрес (с индексом) | 422102, РТ, Кукморский район, д. Старая-Юмья ул. Центральная, дом 129 а. |
Телефон домашний | 88436432569 |
Телефон мобильный | 89655874918 |
E-mail: | |
Потребность в аудио, видео аппаратуре | Есть, презентация. |
Нужно бронировать гостиницу (да, нет) | Нет |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"
Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди котор...
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры
Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...
Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника
Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...
Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"
Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальну...
Образовательный проект на тему: "Психологические особенности успешности младшего школьника"
Проблема успешности младших школьников особенно актуальна так как, школа - новая социальная среда для ребенка, переступая порог школы, он превращается в ученика, а это значит, что теперь у...
Формирование самооценки младшего школьника
Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, как определенное отношение к себе. Истоки умения оценивания себя закладываются в раннем детстве, а развите и совер...