ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья на тему

Данилова Анна Алевтиновна

Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появление. В статье приводится опыт по исследованию самооценки у младших школьников. Представлены полученные результаты по методике В.Г. Щур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл st_1.docx24.97 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

FEATURES OF SELF-ESTEEM IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Данилова Анна Алевтиновна

Danilova Anna Alevtinovna

Россия, Казань, Казанский федеральный университет

Russia, Kazan, Kazan federal university

E-mail: danilova.anna96@mail.ru

Аннотация. Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появление. В статье приводится опыт по исследованию самооценки у младших школьников. Представлены полученные результаты по методике В.Г. Щур.

Ключевые слова:  Самооценка, младшие школьники.

Abstract. Self-esteem is not a constant indicator. It varies under the influence of various circumstances. These circumstances can be prevented. The article gives the experience on the study of self-esteem in younger schoolchildren. The obtained results are obtained by the method of V.G. Schur.

Keywords: Self-esteem, younger schoolchildren.

Время, когда у ребенка начинается складываться определенное представление о себе, о своих мотивах, целях, потребностях в обществе, относится к младшему школьному возрасту. Поэтому особенно важно именно на этом отрезке времени заложить основы для адекватной самооценки. Самооценка связана с одной из важнейших потребностей человека – с потребностью в самоутверждении, со стремлением личности найти свое место в жизни, свое призвание.

Самооценка, по утверждению К. Аспера, является сложным личностным образованием. В ней выявляется то, что ребёнок узнает о себе в процессе общения с другими, и его собственная активность, которая направленна на осознание своих действий и личностных качеств [1].

По мнению Л.С. Выготского, самооценка начинает складываться в 7 лет как устойчивое отношение к себе. В этом возрасте ребенок идет в школу и у него начитается новая полоса в жизни. В школе ему необходимо ставить цели для достижения результатов в учебе, а для этого ему надо научиться оценивать свои возможности [2].

В настоящее время всё очевиднее становится влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностное общение, на его деятельность. Поэтому нами было проведено эмпирическое исследование для выявления особенностей самооценки у учащихся младших классов. Для этого было проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 51 республики Татарстан. В эксперименте приняли участие 41 школьников 3 (25 учеников) и 4 (16 учеников 4 класса).

В качестве диагностических методик нами использовались: методика «Лесенка» В.Г. Щур и модифицированная методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна.

По модифицированной методике «Лесенка» В.Г. Щур мы выявили о преобладании учеников третьего класса адекватной самооценки, процент учащихся составил 52 % (13 учеников), для них характерно умение в достаточной степени объективно осознавать себя и своё место в мире. Эти ученики знают свои сильные стороны и плюсы, но, не преувеличивают свои способности, также дают отчет и осознают свои минусы. При  совершении доброго или полохого поступка они анализирут его и оценивают себя по достоинству. Завышеная самооценка выявлена у 40 % (10 учеников), для них характерно переоценивание собственного «Я», детям с завышенной самооценкой присуще чрезвычайная  самоуверенность и они не сомневатся в своей правоте, думают, что не могут сделать ошибку. У них сформировано суперэго. Если привалирует завышенная самооценка человека, то ученик не способен правильно и своевременно оценить риск своих действий. Заниженная самооценка у 8% из всех учеников. Этим детям свойственна чрезмерная самокритика, они всегда недовольны собой. Если они допускают ошибку, то корят себя в этом и считают себя ни к чему не способным, они не умеют себя прощать.

В ходе исследования учеников 4-го класса по модифицированной методике «Лесенка» В. Г. Щур были полученны следующие показатели: у 19% учеников 4-го класса была выявлена завышенная самооценка, значит эти дети очень самоуверенны, такие ученики не умеют правильно и спокойно принимать чужую критику в свой адрес. У 31% (5 учеников) обнаружена адекватная самооценка, которая предполагает, что они умеют верно оценивать свои возможности, способности и могут радоваться достигнутым результатами впоследствии усердного труда. С заниженной самооценкой оказались 6 учеников - 38%. У них нередко возникают трудности при контакте с окружающими, наблюдается тревожность, робость. У 1 ученика 4-го класса (6%) выявлена низкая самооценка, что говорит о его неуверенности, если он вовлечен в какую-либо деятельность, где он наименее остро видит свои промахи. Ребенок чаще избегает заданий, которые дает учитель и решения проблем, даже не предпринимая попыток что-то сделать. Также у одного ученика (6%) обнаружена резко заниженная самооценка, такие дети крайне застенчивы, тревожны, боятся взять на себя ответственность за дела класса и тд.

По модифицированной методике Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейна был выявлен уровень притязаний учеников 3 класса. У 8% учеников (2 учеников) обнаружен низкий уровень притязаний. Значит, у этих школьников уровень притязаний всегда бывает направлен на неудачу, что проявляется в дальнейшем неясными планами на будущее. Люди с низким уровнем притязаний обычно выступают в качестве ведомого и им комфортнее подчинятся, и проявлять беспомощность, они плохо планируют свои действия на ближайшее время и не умело соотносят их с реальностью. Средний уровень притязаний был выявлен у 48% (12 учеников). Средний уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих неадекватного самоутверждения, они настроенны на успех учитывая свои способности и реалную действительность. Высокий уровень показали 6 учеников (25%) у них уровень притязаний может сочетаться с чрезмерной уверенностью в ценности собственных действий, со стремлением к самоутверждению любым путем, они могут корректировать неудачи за счет собственных усилий. Очень высокий уровень притязаний выявлен у 21% (5 учеников), что свидетельствует о нереалистическом отношении к себе, им свойственна некритичность к себе. Это говорит о том, что ученик не может правильно и целенаправлено строить планы. Хотя это является очень важным для младшего школьника. Наличие нереалистического уровня притязаний может, таким образом, свидетельствовать о личностной незрелости.

В ходе исследования уровня притязаний в четвертом классе по модифицированной методике Т.В. Дембо – С.Н. Рубинштейна было выявлено: низкий уровень – 32% (5 учеников), такой результат характеризует средний показатель уровня притязаний испытуемого, он является катализатором неблагоприятного развития личности. У 44% учеников средний уровень притязаний, что свидетельствует об оптимистическом представлении о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. У 11% учеников был выявлен высокий уровень, также у 11% (2 учеников) - очень высокий уровень притязаний. Это говорит, что данные ученики не способны принимать критику и сами не имеют представлений о самокритике.  

Все полученные значения мы проверяем на значимость, сравнивая критическое значением t-критерия Стьюдента. Так, нами было установлено, что при р=0,05; t(кр.)=2,02, а t(эмп.)= 0,43. Значит, подтверждается гипотеза Н(0) - не существует различия формирования адекватной самооценки между третьим и четвертым классом.

Также нами было проверено с помощью t-критерия Стьюдента различие уровня притязаний. В ходе исследования мы выяснили, что подтвердилась гипотеза Н(1), существует различие уровня притязаний у 3-х и 4-х классов. Так как t(эмп.)=2,4; а критическое значение t-критерия Стьюдента равно 2,02, при р. = 0,05. То есть уровень притязаний у 3-го класса выше, чем у 4-го класса, потому что среднее арифметическое значение учеников 3-го класса равно 75, а у 4-го класса 65. Отсюда следует, что у испытуемых из 4-го класса более адекватно сформирован уровень притязаний. Значит, они реалистичнее воспринимают свои возможности.

Мы по двум методикам исследовали уровень самооценки младших школьников, уровень притязаний в 3-м и 4-м классах. В результате анализа соответствия количества испытуемых по определенному уровню самооценки, мы пришли к выводу, что уровень формирования самооценки не отличаются у испытуемых с 3-го и 4-го класса 51 школы города Казань.

 Список литературы:

  1. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология: twirpx 2008. URL:    http://www.twirpx.com/file/222334/ . (Дата обращения 27.11.2016)

ЗАЯВКА

на участие во Всероссийской научно-практической конференции

«АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Фамилия, имя, отчество (полностью на русском)

Данилова Анна Алевтиновна

Фамилия, имя, отчество (полностью на английском)

Danilova Anna Alevtinovna

Тема доклада (на русском)

Особенности самооценки  младших школьников

Тема доклада (на английском)

Features of self-esteem of younger schoolchildren

Форма участия (очное, заочное)

Очное

Место работы, учебы (полное название учреждения, без сокращений)

Казанский федеральный университет

Должность

студент

Ученая степень, почетное звание (если есть)

Почтовый адрес (с индексом)

422102, РТ, Кукморский район, д. Старая-Юмья ул. Центральная, дом 129 а.

Телефон домашний

88436432569

Телефон мобильный

89655874918

E-mail:

danilova.anna96@mail.ru 

Потребность в аудио, видео аппаратуре

Есть, презентация.

Нужно бронировать гостиницу (да, нет)

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди котор...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА по программе профессиональной переподготовки «КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА» Тема: Особенности развития познавательной деятельности младших школьников с нарушением интеллекта на уроках математики посредством дидактической игры

Нарушения психического развития вызывают, прежде всего, нарушения познавательной деятельности, поэтому учитывая индивидуальные особенности умственно отсталых младших школьников, познавательная д...

Роль педагога в формировании адекватной самооценки младшего школьника

Самооценка не постоянный показатель, она изменяется под воздействием различных обстоятельств. В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность...

Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"

Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальну...

Образовательный проект на тему: "Психологические особенности успешности младшего школьника"

Проблема успешности младших школьников особенно актуальна так как,  школа - новая социальная среда для ребенка, переступая порог школы, он превращается в ученика, а это значит, что теперь у...

Формирование самооценки младшего школьника

Правильно сформированная самооценка выступает не просто  как знание самого себя, как определенное отношение к себе. Истоки умения оценивания себя закладываются в раннем детстве, а развите и совер...