Образовательный проект на тему: "Психологические особенности успешности младшего школьника"
опыты и эксперименты

 

Проблема успешности младших школьников особенно актуальна так как,  школа - новая социальная среда для ребенка, переступая порог школы, он превращается в ученика, а это значит, что теперь у него появляются конкретные обязанности. Поступление в школу- стресс, так как ребёнок сталкивается с непривычным, новым для него. Ведущим видом деятельности становится учение. Ребёнок хочет быть успешным, и это стремление является предпосылкой  желанного успеха. Но  часто  уже в самом начале обучения ребенок встречается с проблемами,  ведь для большинства современных детей характерны,  быстрая переключаемость внимания, неумение сосредоточится, быстрая утомляемость, а, следовательно, они начинают  испытывать трудности и скуку, последствиями  чего становятся серьезные неудачи. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание

Введение                                                                                                                  

Глава 1 Теоретические основы успешности младших   школьников    

  1. Понятие успешности младшего школьника                                              
  2. Типология детей младшего школьного возраста

Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей успешности младших школьников

2.1 Методы и процедура исследования

2.2 Рекомендации по организации условий процесса успешности детей младшего школьного возраста.

Выводы

Список использованных источников

Приложение

Введение

Проблема успешности младших школьников особенно актуальна так как,  школа - новая социальная среда для ребенка, переступая порог школы, он превращается в ученика, а это значит, что теперь у него появляются конкретные обязанности. Поступление в школу- стресс, так как ребёнок сталкивается с непривычным, новым для него. Ведущим видом деятельности становится учение. Ребёнок хочет быть успешным, и это стремление является предпосылкой  желанного успеха. Но  часто  уже в самом начале обучения ребенок встречается с проблемами,  ведь для большинства современных детей характерны,  быстрая переключаемость внимания, неумение сосредоточится, быстрая утомляемость, а, следовательно, они начинают  испытывать трудности и скуку, последствиями  чего становятся серьезные неудачи. 

Данная тема актуальна еще тем, что в данный период у ребенка  начинает формироваться мнение о себе, как об ученике  и происходит это в результате оценки их взрослыми: педагогами, родителями. Очень важно,  чтобы положительная оценка  преобладала - бы  над отрицательной оценкой личности ребёнка. 

Концептуальные основы разработки проблемы успешности  связаны с трудами исследователей - философов, педагогов, психологов. Они давно обращали внимание на проблему школьной успешности учеников начальных классов (Н.М.Амосов, Л.И.Божович, Е.И.Бондарчук и др.).  С появлением массовой школы возрос интерес к личности ученика, возрастным особенностям детей, процессам, происходящим в детском коллективе. Педагоги (И.А.Климов, Р.С.Немов, Р.В.Овчарова) обратили внимание на так называемый "дух школы" - такие феномены, как "товарищество", "корпоративный дух", правила и ценности, разделяемые всеми учащимися. Во многих работах описывается действие этих феноменов в воспитании личности, развитии успешности младших школьников, формировании нравственных качеств.

Все вышеизложенное и определяет тему нашего исследования: «Психологические особенности успешности младшего школьника».

Целью является изучение психологических особенностей успешности младшего школьника.

Объект: личностное развитие младшего школьника.

Предмет: психологические особенности успешности младшего школьника.

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие успешности детей младшего школьного возраста;
  2. Рассмотреть  индивидуально-типологические особенности детей    младшего школьного возраста;
  3. Выявить  проблемы успешности младших школьников;
  4. Составить рекомендации по учету индивидуальных особенностей учеников для дальнейшего более успешного обучения.

Практическая значимость в том, что в работе предпринята попытка разработать рекомендации по организации процесса успешности детей младшего школьного возраста, которые могут быть полезны как педагогам, так и родителям.

    Эмпирической базой исследования стало МБОУ СОШ №1 села Серафимовский. В исследуемую группу вошли 20 детей 3 класса. Выборка испытуемых носила произвольный характер.

Структура состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Глава1 Теоретические основы успешности младших   школьников

  1. Понятие успешности младшего школьника

Успешность - социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к младшему школьнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.

Социально-педагогическими факторами успешности обучения и воспитания младших школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха младшего школьника.

Ведущей целью начальной школы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младшего школьника.

Личность успешного младшего школьника характеризуют:

- высокая мотивация; интерес к учению; сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

- проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

- адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

- умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

- умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;

- способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

Развитие успешности как социального качества личности ребенка определяет его субъектную позицию в учебно-воспитательном процессе: ученик проявляет значительный интерес к своим школьным успехам, а также прилагает усилия для новых достижений. Успешность младшего школьника в учебной и внеурочной деятельности приводит к положительным результатам в общении со взрослыми: ребенок принимает и выполняет требования педагогов, родителей. Это проявляется в общем положительном отношении ребенка к процессу обучения и воспитания, а также в соблюдении правил поведения, норм общения, распорядка дня в школе и дома. При этом необходимо соблюдение ряда условий, таких как реальность, оптимальность, доступность, осознанность достижений, мотивация ребенка на успех[1,с.266].

Для многих детей классный коллектив является полигоном успехов, источником адаптации, дает чувство безопасности и удовлетворения, способствует формированию положительной самооценки, поэтому он является одним из основных социально-педагогических факторов успешности обучения и воспитания младших школьников. Игнорировать этот фактор как несущественный неоправданно с педагогической точки зрения. Индивидуальное развитие ребенка младшего школьного возраста нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с одноклассниками. Однако в силу возрастных особенностей дети младшего школьного возраста в большей степени ориентированы на оценку взрослого, нежели сверстников, поэтому данный фактор успешности учебно-воспитательного процесса менее значим, чем названные выше.

Такое восприятие сущности и степени воздействия основных социально-педагогических факторов учебно-воспитательного процесса в начальной школе позволило сконструировать адекватную социально-педагогическую модель взаимодействия всех участников образовательного процесса. Эта модель позволила раскрыть основные функции семьи, учителя, классного коллектива, значимых взрослых в процессе обучения и воспитания младшего школьника с позиций успешности. В ходе разработки и построения модели взаимодействия участников образовательного процесса вычленены критерии успешности обучения и воспитания младшего школьника: здоровья, психологического комфорта, обучения и воспитания. Данные критерии легли в основу социально-педагогической модели успешного обучения, воспитания, социального развития младшего школьника [2,c. 312].

Начальная школа - фундамент дальнейшего образования, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера. Именно на этом этапе обучения индивидуальные успехи ребенка впервые приобретают социальный смысл, поэтому проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования.

Взрослые участники образовательного процесса не осознают в полной мере значение личностного успеха ребенка в учебно-воспитательном процессе: количество родителей, считающих своих детей «маленькими неудачниками», достигает 33%; педагоги начальных классов не ориентированы на необходимость воспитания ученика, добивающегося успеха. Такое отношение со стороны педагогов и родителей приводит к тому, что значительную часть младших школьников составляют будущие «проблемные» подростки [3,c.145].

Если схема «учитель-ученик» заменяется более сложной позиционной схемой, то создается многоэлементная модель, все части которой «работают» на успех маленького ученика, при этом он является центром взаимодействия системы. Необходимыми элементами такой системы являются не только учителя и классный руководитель, но и другие специалисты школы, главная роль среди которых принадлежит социальному педагогу.

Итак, успешность учебно-воспитательного процесса зависит от ряда факторов, в том числе социально-педагогических: учебная деятельность младшего школьника, обучающий учитель, семья ребенка, классный коллектив. Проведенное ранжирование социально-педагогических факторов позволило расположить их по степени значимости в следующем порядке: семья, учитель, собственно учебная деятельность, классный коллектив. Сила влияния семьи объясняется тем, что она является базисной основой первичной социализации личности. Социологические исследования подтверждают, что влияние семьи на ребенка в два раза больше, чем влияние, например, школы. Одна из основных функций семьи - фелицитологическая - заключается в создании ощущения счастья в семье.            Для реализации этой функции родителям необходимо формировать у ребенка установку радостного восприятия жизни, учить находить разнообразные источники положительных эмоций (преимущественно не материальные), поскольку способность быть счастливым формируется с детских лет. Как показало исследование, большинство родителей проявляют непосредственный интерес к учебной деятельности ребенка, но главным ориентиром школьной успешности была и продолжает оставаться таковым в настоящее время отметка [17,c.199].

  1. Типология детей младшего школьного возраста

Гармоничный тип личности. У детей этого типа в равной мере, сформированы все личностные свойства и практически отсутствуют такие психоло​гические факторы, как тревожность, напряженность. Такие дети не испытывают трудностей в школе. Они обладают достаточ​но высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций, общительны, уверены в себе, добросовестно относят​ся к выполняемой работе, успешно контролируют свое поведе​ние, соизмеряя свои реакции и поступки с принятыми норма​ми и правилами [4, c.156 ].

Гармония личностной структуры обеспечивает им наибо​лее эффективную и быструю адаптацию к меняющимся усло​виям социальной среды. Такие школьники могут быть ус​пешны практически в любом виде деятельности, их развитие многовариантно, что одновременно является и положитель​ным, и отрицательным их качеством. Многообразие способно​стей позволяет детям овладевать различными знаниями, уме​ниями и навыками, хорошо учиться по всем школьным пред​метам, но они редко проявляют яркие, специфические способности, выраженный талант в определенной сфере.

При всей устойчивости личностной структуры, гармонич​ный тип подвержен неблагоприятным внешним воздействи​ям. Таких детей можно испортить неверным стилем воспитания, особенно в ситуации постоянного стресса, когда окру​жающие проявляют повышенную тревожность, излишне дер​гают детей, предъявляют к ним завышенные требования, за​нижают оценку результатов их деятельности. При этом у детей может снижаться уверенность в себе, падает самооцен​ка, повышается тревожность и напряженность. Как защит​ные реакции, могут формироваться склонность к доминиро​ванию, раздражительность, интравертированные тенденции. Таким образом, нарушается естественный процесс развития личности.

Социально-ориентированный тип личности. Дети социально-ориентированного (или конформного) типа обладают, подобно гармоничному типу, устойчивой структурой личности, но их выделяет сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению, потребность поступать согласно существующим нормам поведения. Эти дети стара​тельны, добросовестны, имеют высокий уровень школьной мотивации. Все это определяет их направленность на учеб​ную деятельность как на социально одобряемый, социально значимый вид деятельности.

Конфликтная ситуация для них возникает в том случае, если они не справляются с учебной нагрузкой и попадают в число неуспевающих, а значит, отвергаемых. Низкий соци​альный статус в классном коллективе становится причиной их дезадаптации.

Трудности в освоении учебного материала связаны с низ​ким уровнем развития интеллектуальных функций этих де​тей. В первую очередь, у них страдает развитие вербального интеллекта вследствие социально-педагогической запущенно​сти, недостаточности культурного развития. Обусловлено это проблемами в семейном воспитании. В дошкольном возрасте эти дети имели мало стимула для формирования познавательной сферы, их родители, имеющие, как правило, низкий образо​вательный уровень, уделяли внимание преимущественно фор​мированию у них практических навыков, усвоению ими всех норм и правил поведения. В результате, дети были рано при​учены к самостоятельности, ответственности в принятии ре​шений, привыкли соблюдать все требования взрослых, но при этом родители мало заботились о формировании у них позна​вательной активности, не учили их читать, писать, не стимули​ровали их познавательные интересы, часто из-за неспособнос​ти помочь им в овладении интеллектуальной деятельностью. Однако при поступлении в школу от детей стали требовать хорошей успеваемости как проявления соответствия школь​ным нормам.

Дети конформного типа стремятся, тем не менее, не столько к успешному овладению учебной деятельностью, сколько к социальному поощрению их действий и поступков. Они ждут одобрения со стороны педагога, похвалы сверстников. Они могут быть удовлетворены невысокой оценкой, если за нее не ругают и не воспринимают ее как несостоятельность ребенка. Сами они доброжелательны, отзывчивы, охотно помогают другим. Подобных реакций они ждут и от окружающих [18, c.188 ].

Доминирующий тип личности. Отличительной особенностью данной группы детей явля​ется стремление к самостоятельности, независимости, самоутверждению. Они уверены в себе, обладают социальной смело​стью и склонностью к риску.

Большинство детей этой группы — мальчики. Высокая активность сочетается у них, как правило, с низким самокон​тролем, что порождает трудности адаптации, связанные с вы​полнением норм и правил поведения. Они непоседливы, часто нарушают дисциплину, стараясь всячески привлечь к себе внимание окружающих.

Существует два варианта доминирующего типа:

Дети, отличающиеся активностью в общении, склонностью к лидерству в группе. Такие школьники часто являются организаторами детских игр, стараясь руководить други​ми, стремясь быть в центре событий в классе.

Дети, проявляющие интровертированные черты, стремящи​еся, прежде всего, к самоактуализации и занятию лидирую​щей позиции в значимых для них видах деятельности. Они всячески стараются доказать свое превосходство в знаниях и умениях, тщеславны и ждут высоких оценок своих дос​тижений от окружающих. Общение для них важно только для получения поддержки и одобрения. Они не умеют и не стремятся быть групповыми лидерами, им необходимо лишь повышенное внимание сверстников, восхищение с их стороны теми успехами, которых они добиваются.

Конфликтная ситуация для детей с доминирующим ти​пом личности возникает в том случае, если окружающие пытаются противодействовать их стремлениям, подавить, под​чинить их. Вероятность возникновения конфликта возрастает при наличии недостаточной сформированности интеллекту​альной сферы. Низкий уровень выполнения учебных требова​ний не позволяет им подтвердить завышенную самооценку и удовлетворить склонность к лидерству и самоутверждению. В таком случае они могут отказаться от деятельности, обесце​нивая ее и демонстрируя протестные реакции. В общении они начинают проявлять агрессию, повышенную возбудимость и раздражительность, постоянно ссорятся с одноклассниками, вступают в драки и другие конфликты.

Чувствительный тип личности. Эти дети робки и застенчивы, однако у них устанавливают​ся стойкие дружеские связи с теми, к кому они привыкли. Учатся они старательно, прилежно. Основным их свойством является повышенная чувствительность, сентиментальность, они чутко реагируют на любые оценки со стороны окружающих. Хорошо понимают самые тонкие нюансы поведения людей, поэтому они добросовестны, предъявляют к себе повышенные требования, но при этом обидчивы, легко ранимы, нередко расстраиваются, плачут при неудачах или несправедливом отношении к себе.

Чаще к этому типу можно отнести девочек. Повышенная чувствительность у мальчиков характеризует особый склад личности, который сохраняется на всю жизнь.

Психотравмирующей ситуацией для детей этого типа яв​ляется отсутствие эмоциональной теплоты в отношениях, гру​бость, насмешка над значимыми для них чувствами, понятия​ми, принципами. В школьной ситуации они особенно остро реагируют на несправедливые действия (оценки, требования, недоверие, непонимание особенностей их поведения) со сторо​ны педагогов и одноклассников.

Тревожный тип личности. Для этих детей характерны повышенная эмоциональная неустойчивость, излишнее волнение, тревожность, низкая стрессоустойчивость. Как правило, это сочетается с высокой возбуди​мостью, повышенной ответственностью, добросовестностью, хо​рошим пониманием социальных нормативов. Для такого типа детей ведущей деятельностью является общение, они могут хорошо учиться, но при этом недостаточно продуктивны в си​туации повышенного стресса (экзамены, контрольные работы, оценочные выступления), что связано с их чрезмерным волне​нием, желанием сделать работу как можно лучше. Они посто​янно контролируют свое поведение и остро реагируют на оцен​ку своих действий со стороны окружающих, постоянно нужда​ясь в положительном эмоциональном подкреплении [19, c.45].

Психотравмирующей для них будет ситуация, связанная со школьными неудачами, но наибольшую значимость пред​ставляют все же трудности во взаимоотношениях с окружающими. Эмоциональные нарушения проявляются в виде реакции тревоги и неуверенности в себе. Повышенная тревожность и напряженность детей этого типа обусловлена чаще всего неблагоприятным биологиче​ским фоном развития — неблагополучием внутриутробного периода развития, осложнением в родах (асфиксии, травмы, прекращение сердцебиения и т. п.), инфекционными заболе​ваниями раннего возраста.

Интравертированный тип личности. Особенностью этих учащихся является направленность на познавательную деятельность. Как правило, их отличает вы​сокий уровень развития интеллекта. Однако эти дети замкну​ты, малообщительны. У них понижен контроль за окружаю​щей действительностью, из-за чего иногда они кажутся недо​статочно добросовестными. Для них характерна затрудненность контактов, неприемлемы коллективные формы работы, поэто​му в группе они часто проявляют повышенную возбудимость, тревожность и напряженность, социальную робость и неуве​ренность в себе. Школьников данного типа личности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся разным уровнем активности.

Дети «пассивного» типа, для которых характерны безини​циативность, рассеянность, уход в себя, отгороженность от окружающих, бедность мотивационной сферы, низкий энер​гетический потенциал.

Дети «активного» типа, для которых характерны повы​шенная возбудимость, эффективность, иногда агрессивные формы поведения. У таких детей недостаточный самокон​троль может снижать продуктивность деятельности.

Групповые формы взаимодействия для таких детей вообще являются психотравмирующими. Ребенок стремится к макси​мальной индивидуализации работы, предпочитая, по возможно​сти, ограничивать число поступающих внешних раздражений. Основную радость ему приносит познавательная деятельность [20, c.431].

Способ реагирования на конфликты зависит от уровня активности ребят. У «пассивного» типа — это уход из психотравмирующей ситуации, самоизоляция, иногда психосоматика как защитная реакция, у «активного» — реакция протеста, агрессия по отношению к окружающим[5,c.165 ].

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности, и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения, являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе с детьми младшего школьного возраста – создание оптимальных условий для раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.

Выводы

Следовательно, успешный ученик - это способность использовать полученные знания в жизни – это очень важно: знания, которые остаются лишь в стенах школы, никому не нужны;
успешный ученик – это позитивные отношения между учеником и учителем – ни о какой успешности не может быть и речи, если ученик не любит или боится учителя, а учитель не понимает и не принимает ученика;

Умный педагог создаст ситуацию успеха для каждого воспитанника, независимо от его талантов и способностей. Ведь ребенок по-своему уникален, и педагогу необходимо нацелить его на успех, вселить веру в свои силы. Самое важное для учителя - иметь авторитет у ребят, если я дала слово, должна это слово сдержать. Учитель должен заслужить уважение, и если его уважают, значит к успеху идти легко.

Успешный ученик – это

-  позитивные отношения с одноклассниками;

- чувство благополучия, защищенности в семье и школе – тревожный, задерганный отличник не может быть назван успешным учеником.

Таким образом, способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Свойство компенсации одних способностей при помощи развития других открывает неисчерпаемые возможности перед каждым человеком, раздвигая границы выбора профессии и совершенствования в ней.

В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей успешности младших школьников

2.1 Методы и процедура исследования

Цель эмпирического исследования: выявить психологические особенности успешности детей младшего школьного возраста.

В ходе эмпирического исследования нами решаются задачи:

 1) сформировать выборку исследования;

2) подобрать диагностики для выявления уровня мотивации младшего школьника, уровня его взаимоотношений в семье и социализации в обществе;

3) провести работу по диагностическим методикам;

4) проанализировать результаты эмпирического исследования, сделать обобщение относительно психологических особенностей процесса успешности  младшего школьника;

 5) составить рекомендации для родителей по организации условий процесса успешности детей младшего школьного возраста.

Эмпирической базой исследования стало МБОУ СОШ №1 села Серафимовский. В выборку исследования вошли дети 3 класса: 11 мальчиков и 9 девочек.

 Наши задачи решались поэтапно.

 I этап. Определение эмпирической базы исследования и выбор диагностических методик.

 II этап. Изучение психологических особенностей:

- « Тест – опросник Дж. Морено, для оценки межличностных отношений в коллективе»;

- «Диагностика успеваемости «Школьный журнал»;

- «Опросник социализации для школьников «Моя семья»».

III этап. Обработка результатов диагностических методик.

IV этап. Вывод по проведенному исследованию и составление рекомендаций по организации условий для достижения успешности  детей младшего школьного возраста.

Охарактеризуем диагностические методики.

Тест – опросник Дж. Морено, для оценки межличностных отношений в коллективе

Цель - изучение взаимоотношений в классе.

Инструкция: « Задаются определенные вопросы, учащиеся должны ответить соответствующими буквами. Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Необходимо подсчитать сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наоборот.

Обработка результатов: все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

-20-18 баллов –привлекательное отношение к коллективу;

-15-12 баллов –адаптированное отношение к коллективу;

-10-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу;

-5 и менее баллов – негативное отношение к коллективу.

Стимульный материал и интерпретация результатов представлены в Приложении А.

Диагностика успеваемости по журналу

Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений.

Цель: исследование успеваемости учащихся.

Инструкция: использование журнала МБОУ СОШ № 1, села Серафимовский 3 «Б» класса. Диагностика успеваемости учащихся 3 класса по классному журналу, т.к самая важная оценка для ученика начальной школы – это оценка учителя.

 Интерпретация: выявление уровня успешности учащихся 3 класса (11 мальчиков и 9 девочек).

Стимульный материал представлен в Приложении В.

Опросник  для школьников  С.П. Акутиной «Моя семья»

Цель: изучить степень выраженности социализации в семейном воспитании, оценить общий уровень взаимоотношений в семье 

Инструкция: Вопросы переписывать не надо, а ставить только номер вопроса и номер ответа. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбирать ответы указанием матери или отца.

Обработка результатов:

-благополучный (высокий);  

-менее   благополучный; 

-удовлетворительный ( неблагополучный).

Использование данных методик дает достаточно полную картину не только особенностей поведения ребенка, но также позволяет вскрыть психологические основания того или иного поведения, направленного на сверстника. Эмоциональное и практически-действенное отношение выявляются в этих методиках в неразрывном единстве, что особенно ценно для диагностики межличностных отношений. Результаты вносятся в протокол.

Стимульный материал и интерпретация представлены в приложении В.

2.2 Результаты исследования

Сводные результаты по методике  межличностных отношений в коллективе представлены в Таблице 1.

Таблица 1 - Результаты по выявлению  направленности личности учащегося,  отношений к одноклассникам

Ученик/ца 3 Б класса

Балл

Отношение к коллективу

Трубянова Ульяна

13

Адаптированное

Кулик Денис

11

Нейтральное

Пеняев Владислав

12

Адаптированное

Анисимова Дарья

14

Адаптированное

Комбаров Данила

16

Привлекательное

Саганов Павел

13

Адаптированное

Зарянова Арина

12

Адаптированное

Салаватов Радмир

11

Нейтральное

Кильдияров Саид

5

Негативное

Арсланов Марсель

16

Привлекательное

Воробьева Полина

12

Адаптированное

Храмов Дмитрий

14

Адаптированное

Садыкова Камилла

13

Адаптированное

Сайфулина Гульназ

11

Нейтральное

Кирсанов Илья

12

Адаптированное

Харисова Ангелина

12

Адаптированное

Шакиров Артур

11

Нейтральное

Талбиев Самат

14

Адаптированное

Гурова Полина

6

Нейтральное

Пешкун Арина

17

Привлекательное

Как видим по данным Таблицы 1, в нашей выборке наблюдаются   следующие взаимоотношения в классе:

Адаптированное отношение в классе 11 человек (55%);

Нейтральное отношение к классу имеют 6 человек (30%);

Привлекательное отношение имеют 3 человека ( 15%).

Покажем уровень взаимоотношений в классе в выборке младших школьников  наглядно с помощью Рисунка 1.

Рисунок 1 - Взаимоотношения в классе

Как видим из Рисунка 1 большая часть детей, а именно 55 % имеют адаптированное отношение к коллективу, он свидетельствует о том, что ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка. весьма общительны, учатся охотно, всегда послушны, готовы помочь, проявляют чуткость и заботу к окружающим, умеют действовать в команде. 

Но, к сожалению, половина класса имеют нейтральное отношение к друг другу, что не так уж и мало. Эти дети не стремятся к общению со сверстниками и в большей степени предпочитают уединение.

Сводные результаты выявлению уровня успеваемости младших школьников  по журналу,   представлены в Таблице 2.

Таблица 2 - Результаты по выявлению уровня успеваемости младших школьников по журналу обучающихся в 3 классе

Ученик/ца 3 Б класса

Уровень успеваемости

Трубянова Ульяна

Хорошо

Кулик Денис

Удовлетворительно

Пеняев Владислав

Хорошо

Анисимова Дарья

Отлично

Комбаров Данила

Хорошо

Саганов Павел

Отлично

Зарянова Арина

Отлично

Салаватов Радмир

Хорошо

Кильдияров Саид

Удовлетворительно

Арсланов Марсель

Хорошо

Воробьева Полина

Хорошо

Храмов Дмитрий

Хорошо

Садыкова Камилла

Хорошо

Сайфулина Гульназ

Хорошо

Кирсанов Илья

Удовлетворительно

Харисова Ангелина

Удовлетворительно

Шакиров Артур

Хорошо

Талбиев Самат

Удовлетворительно

Гурова Полина

Хорошо

Пешкун Арина

Отлично

        

Как видим по данным Таблицы 2, в нашей выборке наблюдаются следующие уровни успеваемости младших школьников :

Хороший уровень успеваемости имеют 11 человек (55%)

Удовлетворительный уровень имеют 5 человек ( 25%)

Отличный уровень успеваемости имеют 4 человека ( 20%)

Покажем успеваемость  учеников начальной школы  наглядно с помощью Рисунка 2

Рисунок 2 - Успеваемость младших школьников

Анализ обобщенных данных позволяет сделать вывод о том, что у 55 % младших школьников (11 человек) хороший уровень успеваемости, т.е они имеют общую оценку 4. Эти дети не отвлекаются на уроках, внимание направлено лишь на учителя, старательны и активно принимают участие во всех олимпиадах. Но у 25 % учащихся имеются проблемы в учебе, они рассеяны и быстро теряют интерес к уроку, начинают отвлекаться на посторонние предметы. Неуспевающих нет.

Сводные результаты по методике « Опросник моя семья»представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - Результаты по выявлению взаимоотношений в семье

Ученик/ца 3 Б класса

Баллы

Уровень взаимоотношений в семье

Трубянова Ульяна

87

Благополучный

Кулик Денис

83

Менее благополучный

Пеняев Владислав

86

Благополучный

Анисимова Дарья

84

Благополучный

Комбаров Данила

45

Неблагополучный  

Саганов Павел

66

Менее благополучный

Зарянова Арина

57

Неблагополучный

Салаватов Радмир

68

Менее благополучный

Кильдияров Саид

69

Менее благополучный

Арсланов Марсель

87

Благополучный

Воробьева Полина

77

Менее благополучный

Храмов Дмитрий

87

Благополучный

Садыкова Камилла

63

Менее благополучный

Сайфулина Гульназ

63

Менее благополучный

Кирсанов Илья

62

Менее благополучный

Харисова Ангелина

41

Неблагополучный  

Шакиров Артур

83

Менее благополучный

Талбиев Самат

39

Неблагополучный

Гурова Полина

83

Менее благополучный

Пешкун Арина

87

Благополучный

Как видим по данным Таблицы 3, в нашей выборке наблюдаются следующие уровни взаимоотношений в семье:

- менее благополучный 10 человек  (50%)

- благополучный 6 человек (30%)

- неблагополучный 4 человека (20%)

Покажем уровни  взаимоотношений младших школьников в семье наглядно с помощью Рисунка 3

              Рисунок 3- Уровни взаимоотношений в семье

Как видим из Рисунка 3, 50% детей имеют менее удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье, т.е существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально опасном положении.

Попробуем соотнести данные трех таблиц в одну и выявить какой же из трех факторов больше влияет на успешность младшего школьника.

Сводные результаты по выявлению взаимоотношения таких психологических особенностей, как: общение в коллективе (в классе), успеваемость по журналу, взаимоотношения ребенка в семье , представлены в Таблице 4.

Таблица 4 - Результаты по выявлению взаимоотношения таких психологических особенностей, как : общение в коллективе( в классе), успеваемость по журналу, взаимоотношения ребенка в семье

Ученик/ца 3 Б класса

Взаимоотношения в классе

Успеваемость по журналу

Взаимоотношения в семье

Уровень успешности

Трубянова Ульяна

Адаптированное

Хорошо

Благополучный

Высокий

Кулик Денис

Нейтральное

Удовлетворительно

Менее благополучный

Средний

Пеняев Владислав

Адаптированное

Хорошо

Благополучный

Высокий

Анисимова Дарья

Адаптированное

Отлично

Благополучный

Высокий

Комбаров Данила

Привлекательное

Хорошо

Благополучный  

Высокий

Саганов Павел

Адаптированное

Отлично

Менее благополучный

Средний

Зарянова Арина

Адаптированное

Отлично

Неблагополучный

Средний

Салаватов Радмир

Нейтральное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Кильдияров Саид

Негативное

Удовлетворительно

Менее благополучный

Низкий

Арсланов Марсель

Привлекательное

Хорошо

Благополучный

Высокий

Воробева Полина

Адаптированное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Храмов Дмитрий

Адаптированное

Хорошо

Благополучный

Высокий

Садыкова Камилла

Адаптированное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Сайфуллина Гульназ

Нейтральное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Кирсанов Илья

Адаптированное

Удовлетворительно

Менее благополучный

Средний

Харисова Ангелина

Адаптированное

Удовлетворительно

Неблагополучный  

Низкий

Шакиров Артур

Нейтральное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Талбиев Самат

Адаптированное

Удовлетворительно

Неблагополучный

Низкий

Гурова Полина

Нейтральное

Хорошо

Менее благополучный

Средний

Пешкун Арина

Привлекательное

Отлично

Благополучный

Высокий

Как видим по данным Таблицы 4, в нашей выборке наблюдаются следующие связи психологических особенностей успешности младшего школьника:

- средний уровень успешности 10 человек ( 50%)

-высокий уровень успешности 7 человек ( 35%)

-низкий уровень успешности 3 человека ( 15%)

Покажем связи психологических особенностей успешности младших школьников наглядно с помощью Рисунка 4.

          Рисунок 4 - Связи психологических особенностей успешности младших        

школьников

Как видим из Рисунка 4, большая часть детей 50%  имеет средний уровень успешности, т.е. по проведенным диагностикам у них совпадают два качества- это успеваемость в школе и взаимоотношения в семье. Эти дети хорошо учатся в школе и имеют благополучный уровень в семье.

Таким образом, проведя исследование можно сделать  вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью и т.д., нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности и прочем, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности.

Но, к сожалению, половина класса имеют низкий уровень успешности, по проведенным диагностикам выяснилось, что у детей у которых плохие отношения в семье и не складываются отношения со сверстниками, низкий уровень успеваемости, следовательно, низкий уровень успешности. Исходя из полученных результатов, были разработаны рекомендации для учителей и родителей по организации условий процесса успешности детей младшего школьного возраста, а именно: наличие трудностей в общении со сверстниками, успеваемость в школе.

2.3 Рекомендации по организации условий процесса успешности детей младшего школьного возраста.

Проблема успешности младших школьников очень сложна, ее исследование предполагает множество различных подходов, учебная деятельность младшего школьника, обучающий учитель, семья ребенка, классный коллектив. Каждый ребенок, это носитель индивидуальных особенностей, отличных от других детей, поэтому необходим так же индивидуальный подход к каждому ребенку, с какими бы особенностями, характера он ни был, и как бы это не отражалось на его успеваемости. Помогать в обучении, достижении достойных результатов в первую очередь должны родители.

Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, любовью отца и матери к людям, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по - настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей.

Консультация для родителей «Школьные проблемы»

Детям младшего школьного возраста необходимо доверять в прояв​лениях их самостоятельности, инициативы, поощрять их ус​пехи , создавать условия для их всестороннего развития, по​мня, что для них одинаково важны и практические достиже​ния, и познавательная активность, и успешность общения. Они должны иметь время и для контактов со сверстниками, и для полноценного отдыха, и для занятий любимым делом.

В формировании у младших школьников мотивов учения важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего, социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.

Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами одного школьного учреждения достигнуть не удастся.

Значительное влияние на отношение к учению в младшем школьном возрасте оказывают стиль семейного воспитания, характер взаимодействия семьи и школы, способ организации учебно-воспитательного процесса и система взаимоотношений ребенка с учителем и одноклассниками.

Школьные проблемы настигают неожиданно, складываясь из множества мелких вещей. Как разобраться с ними и оградить ребенка от лишних переживаний?

В какой-то момент появляются определенные трудности (недостаточность внимания, неумение сосредоточиться, медленный темп работы и др.), которые обычно списывают на недостатки воспитания, возраст, нежелание учиться. Однако именно в это время трудности относительно легко поддаются корректировке, а вот позднее они могут нарастать со скоростью снежного кома, скатывающегося со склона горы. Частые неудачи приводят ребенка к отчаянию, провоцируя новые трудности – и так образуется порочный круг. В результате ребенок ощущает себя беспомощным и считает, что его старания бесполезны. Современные же психологи знают, что успех в обучении зависит не только от способностей ребенка, но и от уровня его уверенности в том, что он может решить поставленную задачу.

Когда неудачи сыплются одна за другой, приходит момент и ребенок искренне верит в то, что у него ничего никогда не получится, а если так, то зачем стараться? К тому же родители могут усугубить ситуацию, бросив, не подумав, что-то вроде «какой же бестолковый», показать жестом, укоряющим взглядом или другими невербальными знаками, которые нередко ребенок слышит громче слов.

Рекомендация для родителей « Взаимоотношения в семье»

Говорите с ребенком тактично, избегайте резких выражений. В общении с ребенком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускайте публичных порицаний.

Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте сразу идеального поведения.

Разработайте систему последовательных требований, поощрений, правил и санкций за их нарушение. Необходимо, чтобы ребенок был в курсе этих правил и согласился с мерами наказаний. Требования и правила должны быть хорошо аргументированы и понятны ребенку. Наказания должны применяться последовательно, а не быть угрозой только на словах. При этом категорически неприемлемо физическое наказание. Исключите запугивания.

Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много.

Контролируйте свои эмоции, сдерживайте гнев, негодование. Обсуждайте поведение ребенка только после его и вашего успокоения.

Чаще улыбайтесь. Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас видеть злыми и мрачными, без улыбки, обращенной к ним.

Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребенком! Искренне интересуйтесь его делами, трудностями. Спрашивайте, в чем ему помочь.

Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.

Не выясняйте при ребенке отношений с другими членами семьи.

Говорите о своих чувствах («Я переживаю, что ты…», «Я разозлилась..», «Мне обидно» и др.). Например, вместо того, чтобы сказать «Ты опять получил «двойку!», лучше сформулируйте так: «Ты меня расстраиваешь, я очень переживаю за твои оценки, мне кажется, что ты можешь учиться гораздо лучше».

Будьте честными и откровенными с ребенком, даже если он интересуется взрослыми проблемами. Объясняйте ему в доступной форме, не лгите.

Никогда не позволяйте себе оскорбить ребенка, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова - это не даст ему право оскорблять Вас.

Относитесь к проступкам как к случайности, недоразумению, которого от ребенка не ждали, демонстрируйте уверенность в том, что он не такой плохой.

Выказывайте отношение только к поступкам, а не к личности ребенка (не «ты грубиян», а «ты проявил грубость»).

Больше общайтесь со своим ребенком, рассказывайте ему о себе, своих проблемах и переживаниях, станьте ему другом, будьте на равных.

Требования всех членов семьи к ребенку должны быть едиными.

Наше собственное поведение остается самым мощным способом воздействия на ребенка - будем во всем примером!

Рекомендации для учителя «Социализация»

Для того чтобы повысить уровень успешной социализации младшего школьника посредством влияния на него различными стилями семейного воспитания, необходимо, чтобы родители осознавали значимость своих действий и поступков по отношению к своим детям.

Рекомендации для родителей, в семье которых  необходимо повысить уровень социализации у ребенка :

-  быть  мягче в своих требованиях;

- обосновывать свои требования;

-  быть немного уступчивее по отношению к детям;

-  не ограничивать самостоятельность ребёнка;

-  не порождать конфликты и враждебность;

-  настраивать душевную близость с детьми;

-  больше внимания уделять воспитанию  детей;

-  интересоваться их проблемами;

-  помогать преодолевать трудности;

-  добиваться выполнения своих указаний;

-  направлять ребёнка на правильный путь;

-  научить учитывать интересы других людей;

-  контролировать поведение ребёнка.

Рекомендации для родителей « Мотивация»

1. Обсудите с вашим ребенком важность школы и образования. Это очень важно.

2. Спрашивайте вашего ребенка каждый день, как прошел его день в школе. Удостоверьтесь, что он вам рассказывает подробности.

3. Узнайте: задали ли ему домашнее задание или какой-либо проект в классе, который он должен сделать.

4. Если у вашего ребенка нет никакого домашнего задания, удостоверьтесь, что они тратят по крайней мере 30 минут на изучение, просмотр и практику уроков.

5. Прочтите и поговорите с вашим ребенком о каких-либо признаках его прогресса, который он делает дома. Если необходимо, поставьте какие-либо ограничения на его действия или сделайте что-либо по поводу его плохого поведения.

6. Поощряйте позитивные действия. Не надо концентрировать ваше внимание только на его негативных действиях или плохом поведении.

7. Поддержите вашего ребенка, если даже он плохо сдал какой-либо экзамен или тест.

8. Если у вашего ребенка проблемы в учебе, ему необходима дополнительная помощь учителя, домашнего репетитора.

9. Поговорите с его учителем о различных альтернативах или источниках, которые могут помочь вашему ребенку, если же у него или нее есть проблемы в учебе.

Рекомендации для родителей « Школьные трудности »

1. Школьные трудности нельзя воспринимать как трагедию. Не показывайте ребенку своего недовольства и огорчения. Главная задача родителей в это время – помочь школьнику, поэтому примите его таким, какой он есть, ведь меньше любить своего ребенка из-за возникших трудностей вы не будете. Ваша безусловная любовь будет одним из основных условий успешного обучения ребенка в дальнейшем.

2. Приготовьтесь к длительной совместной работе – одному школьнику со своими проблемами не справиться.

3. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах, стремитесь проводить с ним больше времени, т.к. если вы едва улучаете минутку, чтобы спросить, как дела – это не является помощью и поддержкой, а скорее основой для новых проблем.

4. Забудьте о вопросе: «Какие оценки ты сегодня получил?». Продемонстрируйте поддержку по другому – оставьте его в покое, он сам расскажет вам о своих успехах и неудачах в школьных делах, если будет уверен в вашей поддержке.

5. В присутствии ребенка не стоит обсуждать его же трудности с учителем – это лучше сделать с педагогом наедине. Не ругайте ребенка и не корите его при друзьях и одноклассниках. Также как не следует восхищаться успехами других детей.

6. Если вы регулярно помогаете школьнику с выполнением домашних заданий, то ваш интерес в этот период будет естественным. При совместной работе нужно набраться терпения, не повышать голоса, не допускать упреков и раздражения. Не перегружайте ребенка заданиями, с которыми он испытывает трудности – это не доставит ему радости и только усугубит ситуацию. Во время занятий ни в коем случае не отвлекайтесь – ребенок должен чувствовать, что все ваше внимание с ним. Продолжительность занятий не должна превышать получаса.

7. Поговорите с учителем и попросите его не подчеркивать ошибки вашего ребенка, вызывая к доске только тогда, когда он просится сам. Помните, что отстающему школьнику нужна поддержка с обоих сторон.

8. Подчеркивайте даже самые маленькие победы. Важно подбадривать ребенка за труд и не только на словах. Если проигнорировать данную рекомендацию, школьник может подумать, что ему не за чем стараться, т.к. вряд ли кто-то заметит его успехи. Придумайте вознаграждение за успехи, которыми могут выступать совместные прогулки, поход в цирк, в зоопарк и т.п.

9. Организуйте четкий режим дня для ребенка. Школьники с проблемами в обучении обычно несобранны, беспокойны им непросто соблюдать режим. Когда ребенок встает с трудом – не торопите его и не дергайте, просто поставьте будильник раньше на полчаса. Самым тяжелым временем является вечер, когда настает пора спать. Ребенок тянет время, а родители стремятся уложить его поскорее. Не доводите ситуацию до конфликта – предоставьте ребенку некоторую свободу, разрешите ложиться не ровно в девять вечера, а с 9 до 9.30. Кроме того, важно организовать полный отдых по воскресеньям и в каникулы – без учебных заданий.  

Это для кого страница?

Заключение

 В ходе теоретического исследования нами были выявлены следующие положения успешности младшего школьника:

Успешность — социальное качество личности, отражающее степень усвоения ею системы современных общественных норм, ценностей, обычаев. Применительно к младшему школьнику успешность есть интегративная, общественно и личностно признанная социально-педагогическая характеристика его личности.

Социально-педагогическими условиями успешности обучения и воспитания младших школьников являются важнейшие институты и источники социализации, которые должны комплексно учитываться в педагогическом процессе (семья, педагогический и ученический коллектив, сверстники, социальное окружение и др.); их взаимодействие и взаимовлияние реализуется в конкретной ситуации школьного успеха/неуспеха младшего школьника.

Ведущей целью начальной школы является формирование установки и обеспечение условий для достижения ребенком успеха в учении, преодоления им различных комплексов и страхов, детерминированных неудачами в различных сферах его жизнедеятельности (школа, семья, свободное время). Средством достижения этой цели является построение и реализация многофакторной модели успешной социализации младшего школьника.
          В ходе эмпирического исследования нами выявлены следующие психологические особенности успешности детей младшего школьного возраста:

- большая часть детей, а именно 55 % имеют адаптированное отношение к коллективу, он свидетельствует о том, что ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка;

- у 55 % младших школьников (11 человек) хороший уровень успеваемости, т.е они имеют общую оценку 4;

- 50% детей имеют менее удовлетворительный уровень взаимоотношений в семье, т.е существуют некоторые трудности, но семья в состоянии с ними справиться самостоятельно или с небольшой поддержкой; существующие трудности семьи не оказывают существенного влияния на ребенка; отсутствует риск того, что ребенок окажется в социально опасном положении.

Но, к сожалению, половина класса имеют низкий уровень успешности, по проведенным диагностикам выяснилось, что у детей у которых плохие отношения в семье и не складываются отношения со сверстниками, низкий уровень успеваемости, следовательно, низкий уровень успешности.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и становление ее требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с ее постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Таким образом, становление человека как личности возможно только во взаимодействии с другими людьми, где развитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно. Следует отметить, что в этом развитии ставится акцент на общение детей друг с другом.

Список используемых источников

1. Амосов,Н.М., Никитина,Л.А., Воронцов, Д.Д. Страна детства. Сборник. М.: Знание,2014. – 288 с.

2. Божович,Л.И. Проблчвачвемы формирования личности. Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. 2-е изд. М.:Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО"МОДЭК",2012.–352 с.

3. Бондарчук,Е.И., Бондарчук,Л.И. Б81 Основы психологии и педагогики: Курс лекций. 3-е изд., стереотип. К.: МАУП, 2011. — 168 с.

4. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 2013. – 288 с.

5. Детская психология. Методические указания. Автор-составитель Р.П. Ефимкина. Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 2011.-234 с.

6. Истратова, О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Изд.4-е. ростов н/Д: Феникс, 2011. – 375 с. (Психологический практикум)

7. Климов, И. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2014.-165 с.

8. Мир детства. Младший школьник. Под ред. А.Г. Хрипковой. 2-е изд., доп. М.: Педагогика, 2012. – 272 с.

9. Небылицин, В.Д. Темперамент: Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицин.- М.: Наука, 2013.- 268с.

10. Немов,Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. Учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 1: Общие основы психологии / Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 688 с.

11. Немов,Р.С. Психология: Учебник для студентов высших пед. учебных заведений: в 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2013. - 512 с.

12. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова.- М.: Сфера, 2011.- 240с.

13. Райгородский,Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом "БАХРАХ", 2014. – 672 с.

14. Русалов,В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 2010.-544 с.

15. Русалов,В.М. О природе темперамента и его места в структуре индивидуальных свойств человека. // Вопросы психологии. 2010.-235 с.

16. Стреляу,Я. М. Роль темперамента в психическом развитии / Я. Стреляу.- М.: Прогресс, 2011.- 234с.

17. Талызина ,Н.Ф. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2013. – 288 с.

18. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии / Г. А. Урунтаева.- М.: 2010.- 218с.

19. Файнберг, С.М.  У каждого ребенка свой темперамент и характер / С. М. Файнберг // Дошкольное воспитание.- 2010.- №2.- С.57-62.

20. Шевандрин ,Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 512 с.

21. Шмелев, А.Г.Основы психодиагностики индивидуальности – М.; Феникс,2011.-233 с.

22. Петрова, Л. Е. «Успешность младшего школьника» [Электронныйдокумент].Режимдоступа:http://www.ecsoc.msses.ru/pdf/ecsoc003.pdf. - 3.04.16.

23. Методика теоретическая психология начальной школе  [Электронный документ].Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/uspeshnost-uchenika-nachalnoy-shkoly-v-usloviyah-differentsirovannogo-obrazovaniya-3.04.16.

24. http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/73

Приложение А

Тест – опросник для оценки межличностных отношений в коллективе.

Отвечая на вопросы теста, выберите один из четырёх возможных вариантов ответа.

Как бы Вы оценили свою принадлежность к группе?

а)  Чувствую себя членом группы

б)  Участвую в делах группы

в)  Не чувствую себя членом группы

г)  Предпочитаю работать отдельно от других членов группы

Удовлетворены ли Вы отношением к Вам товарищей по учёбе?

а)  Полностью удовлетворён(на)

б)  Удовлетворён(на)

в)  Недостаточно удовлетворен(на)

г)  Совершенно неудовлетворен(на)

Если бы Вам представилась возможность, перешли бы Вы учиться в другую группу?

а)  Однозначно нет

б)  Скорее всего, остался (сь) бы в этой группе

в)  Скорее, перешёл (ла) бы, чем остался (сь)

г)  Охотно перешёл(ла) бы учится в другую группу

Какие взаимоотношения сложились в вашей группе?

а)  Лучше, чем в большинстве других групп, как мне кажется

б)  Вероятно, такие же, как и в большинстве других групп

в)  Хуже, чем в других группах

г)  Считаю, что значительно хуже, чем в большинстве других групп

Как Вы считаете, сложились ли в Вашей группе традиции взаимной поддержки, взаимовыручки?

а)  Однозначно да

б)  Скорее да, чем нет

в)  Скорее нет, чем да

г)  Однозначно нет

Обработка данных.

Каждый ответ по варианту «а» оценивается в 4 балла, «Б» - 3, «в» - 2, «г» - 1 балл. Подсчитайте сумму баллов по выбранным вариантам ответов. Возможный диапазон тестового балла от 5 до 20. Высший показатель может свидетельствовать о хороших взаимоотношениях в группе и высоком индексе групповой сплочённости, и наобо - это что?

Приложение В

Опросник  для школьников  С.П. Акутиной «Моя семья»

  1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
  2. Часто ли  родители  помогают вам  в  выполнении домашних заданий?
  3. С кем вы чаще советуетесь - с матерью или отцом, когда нужно принять какое либо решение?
  4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
  5. Часто ли родители Вас наказывают?
  6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
  7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
  8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
  9. Часто ли в ответ на ваш просьбу разрешить что-либо родители отвечают, что это нельзя?
  10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
  11. Кто является главой в вашей семье - мать или отец?
  12. Смеются ли родители на кем-нибудь из ваших учителей?
  13. Часто ли  родители разговаривают с  вами  раздражительным тоном?
  14. кажется ли  вам,  что у вас  в семье холодные недружеские отношения между родителями?
  15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в хозяйственных делах?
  16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
  17. Считают ли вас родители капризным ребенком?
  18. часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
  19. с кем из родителей вы больше общаетесь?
  20. Часто ли родители не одобряют  и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
  21. Наказывали ли вас более сурово, чем других детей?
  22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь поличным проблемам?
  23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
  24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театры, музеи, на выставки и концерты?

Варианты ответов:

5 - конечно нет; 4 - скорее нет, чем да; 3 - не знаю; 2 - скорее да, чем нет; 1 - конечно да.

Изучается степень выраженности в семейном воспитании.

Ответы «5», «конечно нет», - указывают на максимально положительное

проявление фактора. Максимальная сумма баллов по одному фактору - 15.

Ответы «1», «конечно да», - указывают на педагогически отрицательное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности коррекционной работы по снижению агрессии у младших школьников с нарушением интеллекта"

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения, среди котор...

образовательный проект "Самоменеджмент как средство развития успешной личности"

В начале трудовой карьеры  многие выпускики среднего профессионального образования испытывают трудности адаптации, самоорганизации, саморегуляции эмоционального состояния. Это прив...

Адаптивная образовательная среда как условие успешной социализации школьников с интеллектуальной недостаточностью

Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве : материалы VI Международ-ной научно-практической конференции (г. Москва, 12 марта 2015 г.) / отв. ред. Л.А. Рапацкая. - Москв...

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Самооценка не является постоянным показателем. Она изменяется под воздействием различных обстоятельств. Значит, эти обстоятельства, которые влияют на самооценку можно изменить, предупредить их появлен...

Доклад на ШМО по теме: «Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания»

Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания...

Статья "Особенности обучения младших школьников правилам дорожного движения в группе продлённого дня"

Обучение младших школьников правилам дорожного движения необходимо проводить с учетом их психологических и физиологических особенностей. В силу возраста дети не всегда могут объективно оценить реальну...