образовательный проект "Самоменеджмент как средство развития успешной личности"
проект по теме

Карпова Наталья Николаевна

В начале трудовой карьеры  многие выпускики среднего профессионального образования испытывают трудности адаптации, самоорганизации, саморегуляции эмоционального состояния. Это приводит к повышению риска стрессов, развитию психосоматических растройств. Навыки самоменеджмента способны снизить уровень напряженности и гармонизировать межличностные отношения на производстве и в быту. Данный проект направлен на включение данного курса в образовательный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_proekt_28.02.14.docx167.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Киселевский горный техникум

Образовательный проект

САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ

2014 г.

                                              Актуальность

        На современном этапе общество предъявляет повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами.        

         В новых социально-экономических условиях,  существует потребность в образованных, исполнительных, организованных людях, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к  сотрудничеству, работе в команде,   рационально использующие рабочее время и т. д.

         От того, какая у них будет самоорганизация, во многом будет зависеть и успех в карьере.

         Киселевский горный техникум – кузница кадров угольной промышленности  Кузбасса!

          Многие выпускники, благодаря грамотному подходу к организации своей деятельности, занимают руководящие должности.

           Анализ анкетирования  выпускников прошлых лет показал, что в начале своей карьеры они испытывали трудности  в самоорганизации своего времени  и  деятельности, в конструктивном общении с окружающими,  в применении навыков саморегуляции. В результате,  повышался риск стрессов и психосоматических расстройств, что мешало эффективному выполнению своих должностных обязанностей. В этом мы видим проблему, требующую решения.

           На основании обозначенной проблемы, возникло противоречие: с одной стороны социальный заказ от работодателей направлен на подготовку высококлассного специалиста, обладающего хорошо развитыми общими  компетенциями  и навыками самоорганизации, с другой – их недостаточная сформированность.

           Одно из правил менеджмента гласит: «Чтобы управлять другими, научись сначала управлять собой».

          Поэтому, цель нашего образовательного проекта:  формирование общих  компетенций и навыков самоорганизации в процессе работы школы самоменеджмента  «Программируем успех!»

         Самоменеджмент – это прежде всего самоорганизация, умение управлять собой, своим временем  в пространстве, общении, деловом  мире.

Выпускник среднего профессионального образования как потенциальный  руководитель среднего звена должен так уметь  организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной.

  Для решения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • изучить уровень сформированности общих  компетенций и навыков самоорганизации у обучающихся  3-4 курсов;
  •  апробировать программу школы самоменеджмента «Программируем успех!» на 3 курсе специальности «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование»;
  • провести анализ эффективности  выполненной работы;
  • обобщить опыт работы для педагогической общественности.

 Срок реализации проекта: 2 года (2013-2015г.)

                           

Основное содержание проекта

   Этапы

Сроки

Задачи и основные мероприятия

подгото-вительный

октябрь 2013г. – июнь 2014г.

(9 мес.)

Задача этапа:   выявить проблему, определить пути решения.

Мероприятия:

1.анкетирование выпускников прошлых лет в начале карьеры с целью изучения  психологических трудностей;

2.разработка программы и методического обеспечения  школы самоменеджмента «Программируем успех!» для обучающихся 3 курса всех специальностей.

основной  

сентябрь 2014г. – декабрь 2014г.

(4 мес.)

Задача этапа: создать условия для формирования навыков самоорганизации и саморегуляции у обучающихся 3 курса, подготовка к освоению МДК 03.02 «Психология управленческой деятельности» на 4 курсе.

Мероприятия:

1. входная диагностика уровня сформированности общих компетенций и навыков самоорганизации у обучающихся 3 курса;

2. реализация  программы школы самоменеджмента «Программируем успех!»

Основные направления:

  • целеполагание;
  • эффективная организация времени и пространства;
  •  саморегуляция;
  • конструктивные взаимоотношения с окружающими.

3. пополнение совместно с обучающимися  методического обеспечения программы:

  • сборника упражнений и рекомендаций по развитию самоменеджмента;
  •  сборника фрагментов художественных фильмов, иллюстрирующих профессиональные и жизненные ситуации для анализа и ролевого проигрывания;
  • компьютерных презентаций к темам под рубрикой «Знаете ли вы, что…»,   где будут размещены интересные факты в занимательной форме, и др.

4. итоговая диагностика сформированности общих компетенций.

заключи-

тельный  

сентябрь 2014г. – декабрь 2014г.

(4 мес.)

Задача этапа: анализ апробации и трансляция опыта для  педагогической общественности.

Мероприятия:

  1.  анализ эффективности  курса;
  2.  включение в ПМ 03 «Организация деятельности производственного подразделения» курса самоменеджмента;

3. размещение фрагментов творческой деятельности обучающихся и обобщение опыта работы на сайте образовательного учреждения, личном мини-сайте на nsportal.ru;

4. оформление опыта работы в виде учебно-методического пособия, публикаций, обмен опытом на научно-практических конференциях.

Содержание программы  школы самоменеджмента «Программируем успех!» представлена в приложении 1.

Формы и методы обучения в школе самоменеджмента: тренинг делового общения с видеосъемкой и дальнейшим анализом, социально-ролевой тренинг, деловая игра, дискуссия, мозговой штурм, кластерный метод, кейс-метод,  творческие задания, лекция, беседа и др.

          Новизна и особенность данного образовательного проекта на уровне учреждения и заключается в том, что разрозненные элементы формирования самоорганизации в рамках всех дисциплин выделены в отдельный курс и обогащены современными психологическими знаниями и технологиями.

 В основе курса - интерактивные методы обучения. Они, в отличие от традиционных, позволяют формировать у обучающихся не только знания, умения и навыки, но и компетенции (компетенции в действии).

 Практическая ценность проекта.

 Система работы по формированию  общих и дополнительных компетенций через реализацию  школы самоменеджмента «Программируем успех!» универсальна и  может быть применена в других  образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Продукт проекта:   программа и методические материалы   курса.

Реалистичность. Проект  реалистичен,  так как не требует дополнительного финансирования. Оплата труда преподавателя осуществляется из  внебюджетных средств. 

Анализ реалистичности проекта

риски

способы нейтрализации

  1. слабая мотивация;
  2. низкий процент посещаемости  школы самоменеджмента.
  1. рекламная акция (применение фрагментов программы в разных группах с описанием курса);
  2. применение   интерактивных  методов обучения;
  3. мотивация на применение навыков в профессиональной  деятельности.

Ожидаемые  результаты реализации проекта

В результате выполнения проекта повысится:

Критерии эффективности (методы)

1

уровень сформированности

   общих компетенций

рейтинг-лист оценки сформированности общих компетенций, наблюдение, самоонализ обучающихся

2

  развитие навыков:

- саморегуляции;

- самоорганизованности;

-целеполагания.

наблюдение, самоанализ, экспертная оценка классного руководителя

             Диагностический инструментарий представлен в приложениях 2-4.

 Таким образом,  реализация программы школы самоменеджмента «Программируем успех!»  будет способствовать формированию общих компетенций и навыков самоорганизации обучающихся,   что позволит повысить уровень эффективности подготовки личности компетентного и конкурентноспособного специалиста на рынке труда.

Приложение 1.

 Содержание программы школы самоменеджмента

 «Программируем успех!»

Цель программы:   создание условий для освоения базовых инструментов самоменеджмента и развития личностных качеств необходимых для управления собой. 

Задачи программы:

  1. обосновать необходимость использования приемов самоорганизации в процессе осуществления управленческих функций;
  2. сформировать у студентов практические умения и навыки в сфере персонального менеджмента;
  3. выработать у обучающихся навыки управления личным временем, карьерой; обучить приемам самоанализа и самооценки уровня организации собственной деятельности, минимизации стрессов и усталости;
  4. ознакомить с технологиями формирования позитивного общественного мнения о собственной компетенции, способами повышения работоспособности, результативности и степени самоконтроля в осуществлении профессиональных функций.

Программа рассчитана на 32 часа. Занятия проводятся в режиме тренинга.

Тематическое планирование программы

темы программы

Кол-во часов

1

Знакомство. Практическая значимость самоменеджмента руководителя среднего звена.

2

2

Целеполагание в системе самоменеджмента.

2

3

Самоменеджмент и формирование имиджа руководителя среднего звена.

2

4

Планирование деятельности руководителя.

2

5

 Принятие решений в системе самоменеджмента.

2

6

Эффективная самоорганизация учебной деятельности обучающегося.

2

7

Условия успешности профессиональной деятельности.

2

8

Управление временем.

2

9

Саморегуляция как  фактор профилактики стрессов.

2

10

Конструктивное взаимодействие с окружающими.

2

11

Барьеры коммуникации.

2

12

Эффективное разрешение конфликтов.

4

13

Психологические приемы достижения позитивного отношения с подчиненными.

2

14

Моделирование жизненного пути.

2

15

Тренинг самопознания.

2

Итого:

32


Приложение 2.

Рейтинг-лист сформированности общих компетенций

Студент______________________ группы __________

вид ОК  

(общих компетенции)

показатели проявления компетенций

формы и методы контроля и оценки

самооценка обучающегося

оценка  преподавателя

Заключение

в начале курса

в конце курса

в начале курса

в конце курса

 ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

 -демонстрация интереса к будущей профессии;

- активность, инициативность в процессе деловых игр профессиональной направленности;

 

-наблюдение;

-самоанализ;

- оценка работы студентов во время деловых игр и анализа ситуационных задач;

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

- принятие решений в стандартных и нестандартных ситуациях во время занятий;

- оценка работы студентов во время деловых игр и анализа ситуационных задач;

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, подчиненными.

- бесконфликтное взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;

-владение навыками эффективной коммуникации в области учебной  деятельности;

- умение пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы, этики делового общения;

оценка результатов деловой игры;

- анализ результатов ситуационных задач;

- интерпретация результатов моделирования производственных ситуаций;

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

- самоанализ и коррекция результатов собственной работы;

- интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы;

- во время деловой игры;

- самоанализ.

Общий балл

 Для оценки используется  3-х  балльная шкала:

0 баллов -  компетенции  отсутствуют;

1 балл -  компетенции  проявляются слабо;

2- балла – компетенции проявляются в достаточной мере, в большинстве  ситуаций;

3- балла -  компетенции проявляются в полном объеме, всегда.

Уровни сформированности общих компетенций у обучающихся:

Высокий уровень сформированности - 30 - 36 баллов;  

Средний уровень - 29 - 24 баллов; 

Допустимый уровень - 28 - 23 балла;

Низкий уровень - 22 и менее баллов.  

 

Приложение 3.

Экспертная оценка классного руководителя  уровня сформированности общих компетенций и

развития профессионально-значимых качеств у обучающихся ГБОУ СПО КГТ

Группа___________

Классный руководитель________________________

Дата диагностики ______________

Ф. И.

общие компетенции

 навыки

1

2

3

4

6

7

8

9

10

саморегуляции

организованности

целеполагания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

 Критерии оценки представлены в приложении 2.


Приложение 4.

Самоанализ сформированности навыков самоменеджмента

 (предполагаемый результат)

           Задание: составить график  сформированности навыка самоорганизации.

  1.  отметить уровень сформированности указанных качеств по 10 бальной шкале в начале освоения курса школы самоменеджмента, соединить их синей линией;
  2. отметить уровень сформированности указанных качеств по 10 бальной шкале в завершении освоения школы самоменеджмента, соединить их  красной линией;
  3. сравнить результаты и сделать выводы.
  4. составить рекомендации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг развития творческой личности педагога

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого ко...

Формирование социально-профессиональной компетентности студентов на основе профессионально успешной личности

Суть новой концепции модернизации профессионального образования заключается в необходимости расширения знаний и навыков, необходимых для продуктивной работы  не только на производстве,...

Индивидуальный образовательный маршрут как средство успешного освоения профессиональных образовательных программ

Описан механиз индивиуализации образовательной траектории в зависимости от индивиуальных потребностей и способностей обучающегося....

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ (УСПЕШНОЙ) ЛИЧНОСТИ...

Научно-исследовательская работа учащихся как средство развития их личности

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными образовательными потребностями является неотъемлемой частью деятельностью учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по пред...