Научно-исследовательская работа учащихся как средство развития их личности
статья

Абрамова Марфа Николаевна

Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными образовательными потребностями является неотъемлемой частью деятельностью учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по предмету, но также и во внеурочной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская работа учащихся как средство развития их личности

Абрамова М. Н.

учитель физики

МОУ СОШ №15,

г. Нерюнгри

        Психолого-педагогическая поддержка учащихся с различными образовательными потребностями является неотъемлемой частью деятельностью учителя и должна находить свое воплощение не только на уроках по предмету, но также и во внеурочной работе.

        Важнейшей целью образования в настоящее время является всестороннее развитие ребёнка , раскрытие потенциала каждого, создание условии для максимально возможного доступа к образованию во всех формах. Исследовательская деятельность учащихся – одна из новых педагогических технологий  активизации учебного процесса. Развитие личности означает формирование у него новых способностей, т.е. условием развития может стать и новое знание, приобретенное учеником, навык и умение.

          Актуальность использования исследовательской деятельности учащихся для формирования у него новых способностей понятна и очевидна для каждого педагога. Участие обучаемых в различных научно-практических конференциях, семинарах  развивает индивидуальность и личность ребёнка. Возможность учета результатов выступлений на различных уровнях при поступлении в ВУЗ является дополнительным стимулом к занятию исследовательской деятельностью.

          Исследовательская деятельность- это «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» (1). Автор подчёркивает, что данная творческая деятельность учащихся должна основываться на базовом образовании средней школы и быть  направлена на образование, воспитание и развитие учащихся, получение первичных научных и профессиональных знаний и умений.

           В рамках научно-исследовательской деятельности учащихся перед педагогами и учащимися ставятся такие цели и  задачи:

  • выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью;
  • развитие личности, способной к самоактуализации в постоянно изменяющихся условиях.

         При изучении феномена творческой инициативы Д.Б. Богоявленской было выявлено три качественных уровня проявления: стимульно-продуктивный, эвристический, креативный (2).  Исследовательская деятельность учащихся  позволяет выйти на эвристический, а затем и на креативный уровень интеллектуальной активности. Это становится возможным, если у ученика будет потребность и осознание в познавательной деятельности; эмоциональному настрою от деятельности в условиях  работы. При изучении физики необходимо обратить внимание на формирование умений получать и применять полученные знания в многообразных ситуациях. Задача учителя увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и умело их развивать и применять на практике. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, но он очень застенчив, не может отвечать у доски. Похвала учителя и восторг (восхищение) одноклассников вызывает у этого ученика потребность в реализации этой способности не только на уроке. В этой ситуации на помощь приходит учитель, вовлекая его в исследовательскую деятельность. В дальнейшем он занимает 2 место в районной политехнической олимпиаде школьников. Именно такая форма работы будет способствовать с одной стороны, поддержанию интереса этого ребенка к дальнейшему развитию и применению на практике своих творческих способностей, с другой – расширению кругозора и обогащению его языка, формированию и развитию не только коммуникативных умений, но и творческих. Эта задача решается благодаря организации кружковой работы и элективных курсов. Организацию исследовательской деятельности учащихся я начала с 1995 года. Вела кружок «Юный физик», элективные  курсы «Методы решения задач по физике», «Наблюдай и исследуй»,  «Физика в твоей будущей профессии».  В рамках исследовательской работы нашей целью является приобретение умений и навыков исследовательской работы, активизация мыслительной деятельности учащихся: создание среды богатой информации, свободой деятельности, неформальные атмосферы, где каждый получает возможность индивидуального темпа деятельности.

             При подготовке учащихся  к творческой деятельности можно выделит два этапа: подготовительный и этап защиты. В подготовительном этапе учащиеся учатся готовить доклад, выступать перед аудиторией, отвечать на вопросы, делать соответствующие выводы для продолжения исследования. В школе действует Научное общество школьников «56-ая параллель». «Малые» научные работы в течение года обдумываются, готовятся, обсуждаются, пишутся и оформляются.

              Этап защиты всегда сложен. Нужно выработать у ученика психологическую готовность в условиях ограничений и моральной ответственности за конечный результат. Вопросы аудитории касаются не только оценки содержания работы и умения отвечать без шпаргалок, но и умения  держать себя, говорить четко и грамотно. Интересен то факт, что «слабые» в учебе ученики становятся намного активнее, заметнее, появляется чувство уверенности в себе. Именно во время организации внеучебной деятельности учащихся можно наиболее полно раскрыть развивающую и воспитывающую функции предмета.

      Выбор методов организации  исследовательской работы зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовки и личностных качеств учащегося, материального оснащения и других факторов.

      Исследовательская деятельность учащихся невозможна без разнообразного физического эксперимента, что развивает у школьников прикладные умения. Например,  «Роль процесса испарения в жизни человека» Латышова  Валентина, Шульгин Артем, Иноземцев Константин - ученики 5а, раскрыли значения процесса испарения для жизнедеятельности человека и изготовили простой в обращении прибор. На основе проделанной большой, кропотливой работы учащихся была исследована зависимость скорости испарения от различных фактов, выявлено влияние влажности воздуха на состояние здоровья учащихся СОШ № 15. Исследовательская группа на практике в городском краеведческом музее познакомились с использованием приборов для определения влажности. Особый интерес у ребят вызвал использование изготовленного им гигрометра. Приведенные методы исследования способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся и дают навык совместной работы с специалистами: медиками и работниками музея. Совместная работа в группе создаёт условия для раскрытия способностей, удовлетворения интересов. Работа была представлена на заседание Научного общества учащихся школы и  вызвала большой интерес. Они успешно выступили в районной научно-практической конференции «Первые шаги».

 В рамках исследовательской деятельности очень важно показать учащимся прикладную значимость физики в технических науках. Физика является основой мировоззрения и специальных знаний будущего учёного и инженера. В работе «Изучение прочности и хладостойкости металлов, используемых в технике Южной Якутии» Бердиев Максим и ПимченкоДенис, учащиеся 10 класса касаются проблем, волнующих каждого жителя Южной Якутии. Существует острая проблема повышения надёжности, безопасности и эффективности эксплуатации техники, трубопроводов в Южной Якутии- следствие недостаточной хладостойкости промышленных конструкционных материалов. Проводя эксперимент по исследованию зависимости физико-механических свойств меди и стали при низких температурах ребята доказали, что у металлов уменьшается предел прочности. Это говорит о том, что с уменьшением температуры материал становится хрупким. В частности, в будущем авторы работ планировали разработать собственную технологию получения более качественных сплавов, так как в связи с развитием на Крайнем Севере и Востоке газовой и нефтяной промышленности и строительством магистральных трубопроводов большого диаметра особенно увеличилась потребность  в хладостойких листовых сталях. Ученики стали победителями городской научно-практической конференции в «Актуальные проблемы естествознания» при ТИ н(ф) ГОУ ВПО «ЯГУ им. М.К. Аммосова и  участниками 9-й межрегиональной научно практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри 2008г. Ныне Максим учится в Сибирском  Государственном Аэрокосмическом Университете им. академика  М. С. Решетнёва в Институте .космической техники ракетостроения  г. Красноярск. А Денис - в Техническом институте (ф) ГОУ ВПО «ЯГУ им. М.К. Аммосова». Этот пример показывает, что включение учащихся в научно-исследовательскую деятельность помогает им в профессиональном самоопределении.

         Более ярко и значимо заблистал талант наиболее одаренных детей. Исследовательская группа «Чурапчата» успешно выступила в Интернет - проекте и получила сертификат Интернет проекта по физике Ярославского Центра телекоммуникаций и информационных  систем в образовании Специализированного Центра по работе с одаренными детьми в Центральном Федеральном округе РФ Например, Шульгин Артем ( работа «Велико ли давление») ученик 8 класса победитель городской научно-практической конференции «Первые шаги» и городской научно-практической конференции в «Актуальные проблемы естествознания» при ТИ н(ф) ГОУ ВПО «ЯГУ им. М.К. Аммосова,  участником  9 межрегиональной научно практической конференции молодых ученых и аспирантов и студентов в г. Нерюнгри 2008г., получил сертификат  участника 1 региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» за работу «Влияние изменения атмосферного давления на самочувствие человека».

 Научно-исследовательская работа воздействует на все грани личности. Процесс творческого саморазвития ускоряется, если ученик мотивирован к творчеству.  Артём   очень старался, очень любознательный. Занимается исследовательской работой с 5 класса. Он занимает 1 место на городской олимпиаде по физике. Этот пример показывает то, что очень многое в успехе учащихся зависит от них самих. От того, насколько они заинтересованы в исследовательской работе.

             В ходе исследовательской работы приобретаются и развиваются следующие навыки и качества обучаемых:

  • Навык самостоятельной  исследовательской деятельности;
  • Инициативность и творчество;
  • Применение, расширение и углубление школьных знаний;
  • Навык совместной работы с различными специалистами;
  • Самоутверждение учащихся в физике и вера в свои силы;

              Развитие личности означает формирование у него новых способностей, т.е. условием развития может стать и новое знание, приобретенное учеником, навык и умение. Мобилизация и выступления учащихся в различных фестивалях, школах-семинарах, конференциях, где учатся выступать перед аудиторией, общаться со своими сверстниками создают благоприятные условия для творческого развития личности.

Литература:

1.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. Народное образование.1999.-№10.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие, М.: Изд. Центр «Академия», 2002.

3. Слепцов А.И. Методика включения учащихся в научно-исследовательскую деятельность по физике. Новосибирск. НИПРКиПРО.2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

образовательный проект "Самоменеджмент как средство развития успешной личности"

В начале трудовой карьеры  многие выпускики среднего профессионального образования испытывают трудности адаптации, самоорганизации, саморегуляции эмоционального состояния. Это прив...

РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Цель данной статьи- раскрыть характер и возможности  научно-исследовательской работы, как средства овладения студентами методами самостоятельной познавательной деятельности....

Научно-исследовательская работа студентов «Анализ лекарственных средств, входящих в перечень оснащения линейных бригад станции медицинской помощи, с точки зрения фармакоэкономического подхода»

В докладе представлены результаты научно-исследовательской работы студентов по теме: «Анализ лекарственных средств, входящих в перечень оснащения линейных бригад СМП, с точки зрения фармако...

Выступление на Региональном Форуме "Молодежь. Наука. Инновации - 2018" тема доклада "Научно-исследовательская работа студентов как действенное средство повышающее качество подготовки выпускников"

Материалы к выступлению на Региональном Форуме "Молодежь. Наука. Инновации - 2018"Тема доклада "Научно-исследовательская работа студентов как действенное средство  повышающее качес...

Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»

Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»...

Научно-исследовательская работа "Духовно-нравственное и творческое развитие будущих специалистов средствами хорового искусства"

В период социально-экономических преобразований в России процессы воспитания были отодвинуты на второй план, современная молодежь оказалась в водовороте проблем социального самоопределения. Произошла ...

Мастер -класс «Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».

В данном материале рассматриваются этапы моей работы при организации  научно-исследовательской деятельности с учащимися начальных классов...