МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА тематического планирования раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер»
методическая разработка на тему

Днепровая Антонина Анатольевна

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волонтер» (автор-разработчик А. А. Днепровая, ГБНОУ ДУМ СПб, 2017 г.) в объединениях дополнительного образования с учащимися в возрасте от 16 до 22 лет. Методическая разработка может быть также рекомендована к применению (частичному или полному) при реализации  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.

Методическая разработка направлена на повышение уровня педагогических работников в области тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержит практические рекомендации по тематическому планированию раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Волонтер», направленного на формирование у учащихся знаний о добровольческой деятельности, развитие мотивации к социально значимой деятельности, приобретение знаний и навыков уверенного общения, знаний о коллективном труде и особенностях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и пожилыми людьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение

 Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

тематического планирования раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  «Волонтер»

Составитель:

Днепровая Антонина Анатольевна,

 методист отдела учебно-воспитательной работы

 ГБНОУ ДУМ СПб

Санкт-Петербург

2018


Аннотация

Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, реализующим дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волонтер» (автор-разработчик А. А. Днепровая, ГБНОУ ДУМ СПб, 2017 г.) в объединениях дополнительного образования с учащимися в возрасте от 16 до 22 лет. Методическая разработка может быть также рекомендована к применению (частичному или полному) при реализации  дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности.

Методическая разработка направлена на повышение уровня педагогических работников в области тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Содержит практические рекомендации по тематическому планированию раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Волонтер», направленного на формирование у учащихся знаний о добровольческой деятельности, развитие мотивации к социально значимой деятельности, приобретение знаний и навыков уверенного общения, знаний о коллективном труде и особенностях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и пожилыми людьми.


Содержание

Аннотация………………………………………………………………….

2

Содержание………………………………………………………………...

3

Введение……………………………………………………………………

4

Основная часть……………………………………………………………..

методической разработки тематического планирования раздела  «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»

13

Заключение………………………………………………………………...

16

Список литературы………………………………………………………..

18


Введение

Согласно указу Президента Российской Федерации от 06.12.2017 года «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)», 2018 год стал годом добровольчества. Волонтерское движение в современной России – значимое социальное явление, улучшающее качество жизни граждан и, при благоприятных условиях, создаваемых совместно обществом и государством, способное стать значительным источником для социального и экономического развития страны.

Глобальные социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения. Развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Добровольческая общественная деятельность сегодня не только помогает решить многие социальные проблемы общества, но и способствует развитию социально значимых качеств юношей и девушек, формированию у них активной жизненной позиции.

Современное развитие добровольческое движение получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых, при современной экономической ситуации, волонтеры незаменимы.

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа «Волонтер»  предусматривает создание  условий для формирования общественно активной личности, ориентированной на  социально значимую деятельность.

Программа рассчитана на молодых людей (юношей и девушек возрасте от 16 до 22 лет), активно участвующих в Санкт-Петербургском городском добровольческом движении.

Целью дополнительной общеобразовательной общеразвивающий программы «Волонтер» является создание условий для развития личностных и коллективных ориентаций в сфере социальной самореализации учащихся.

Актуальность

Настоящая методическая разработка является структурной частью учебно-методического комплекса дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер» (автор-разработчик А. А. Днепровая, ГБНОУ ДУМ СПб, 2017 г.)  содержит методические материалы по тематическому планированию второго раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)», направленного на формирование знаний о добровольческой деятельности, развитие мотивации к социально значимой деятельности, приобретение знаний и навыков уверенного общения, знаний о коллективном труде и особенностях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и пожилыми людьми.

Цель методической разработки – сформировать у учащихся стремление (мотивацию) и навыки добровольческой деятельности через развитие знаний о видах волонтерской работы, формирования умений успешного взаимодействия с различными социальными группами.

Для достижения поставленной цели предлагаем решать следующие задачи:

  • сформировать у учащихся представление о сущности добровольческой деятельности;
  • научить учащихся различать сферы современной волонтерской деятельности;
  • научить учащихся навыкам взаимодействия с различными социальными группами, в зависимости от их психологических особенностей и социального положения;
  • сформировать у учащихся навыки этичного поведения (обучение нормам ответственного поведения, различение приемлемого и неприемлемого поведения в добровольчестве);
  • научить совладать с окружающими с агрессивными формами поведения;
  • сформировать у учащихся навыки коллективной работы (работы в команде);
  • сформировать у учащихся навыки уверенного поведения в общении;
  • обучить учащихся методам релаксации;
  • дать описание методического фонда разработки тематического планирования раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)».

Объект методической разработки: структурная организация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ социально-педагогической направленности, стимулирующих учащихся к участию в добровольческом движении.

Предмет методической разработки: тематическое планирование раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «Волонтер», направленного на формирование знаний о добровольческой деятельности, развитие мотивации к социально значимой деятельности, приобретение знаний и навыков уверенного общения, знаний о коллективном труде и особенностях взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и пожилыми людьми.

Инструментарий методической разработки

Методическое обеспечение

Основной формой проведения занятий является групповая дискуссия, представляющая собой совместное  с педагогом дополнительного образования обсуждение всех учебных тем и прояснение сложных вопросов учебного материала. Такая форма проведения занятий теоретического блока позволяет прояснить личностные и социальные установки учащихся, их отношение к изучаемому материалу, а также облегчает усвоение теоретических вопросов, через личностное вовлечение учащихся в учебный процесс.

Основной формой проведения практических занятий является социальный   тренинг, поскольку тренинговая форма обучения является эффективной для формирования у обучающихся практических навыков общения с различными социальными группами, а также для формирования необходимых в волонтерской деятельности социальных навыков и умений.

Проведение практических занятий в форме тренингов способствует активному эмоциональному включению учащихся в обучающий процесс, приобретению собственного опыта, таким образом, информация, полученная в ходе теоретических занятий, усваивается прочнее и легче, что способствует формированию у учащихся уверенности в собственных силах и готовности участия в добровольчестве.

Методы исследования

В методической разработке использованы общенаучные методы: анализ литературных источников, описание, сравнение, обобщение.

Методы воспитания и обучения

Методы убеждения, стимулирующие (или возвратно-оценочные) методы и методы организации жизни и деятельности участников.

Убеждение представляет собой процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения. В рамках программы палитра методов убеждения разнообразна. В программе применяются четыре основные группы методов убеждения:

–   информационные  (когда  участникам   программы   в  готовом   виде предлагаются понятия и представления о чем-либо);

–   поисковые   (когда   участники   программы   совместно   с   педагогом включаются в поиск ответов на поставленный вопрос);

дискуссионные (когда участникам программы предлагаются различные пути решения проблем и они сами идут к правильному ответу в ходе дискуссии);

–    взаимного   просвещения   (когда   понятия   о   чем-либо   взаимно обогащаются   через   различные    организационные   формы,   реализуемые самими участниками программы.

Стимулирующие (возвратно-оценочные) методы являются сильнейшим средством воздействия на личность человека. К ним относятся: одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Их назначение – регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности участника программы: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

Методы организации жизни и деятельности участников призваны воздействовать на их поведенческо-деятельностную сферу. Их цель – научить определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов.

Психологические принципы педагогической работы (по Орлову А.Б.):

1. Принцип диалогизации

Диалог представляет собой принцип взаимодействия между людьми, взаимоуправления друг другом.

В речевой коммуникации диалог означает процесс, при котором люди взаимодействуют посредством выражения в словах смысловых позиций-суждений. Для реального диалога необходимы следующие условия:

– наличие желания и готовности у участников образовательного процесса выразить свою позицию по отношению к обсуждаемой проблеме;

– готовность воспринять и оценить позицию участников образовательного процесса;

– готовность к активному взаимодействию;

– наличие у участников образовательного процесса общей основы и определенных различий в решении обсуждаемой проблемы.

2. Принцип проблематизации

Педагог актуализирует, стимулирует тенденцию учащихся к личному росту, их исследовательскую активность, создает условия для совершения учащимися нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки ими познавательных проблем и задач.

3. Принцип персонификации

Требует от педагога отказа от ролевых масок и фасадов, адекватного включения во взаимодействие с учащимися.

4. Принцип индивидуализации педагогического взаимодействия

Взаимодействие, ориентированное на индивидуальность учащихся, на специфичность их интересов и способностей (возможность гибкой перестройки педагога дополнительного образования на изучение той сферы добровольчества, которая наиболее интересна учащимся, т.е. если в учебной группе большинству учащихся интересно экологическое волонтерство, не следует в этой группе развернуто рассказывать о проблемах работы  информационно-технологического  добровольчества, а ограничиться лишь основными моментами работы волонтеров по неинтересному для учащихся виду добровольчества, но во всех деталях с яркими примерами рассказать про интересующую тему).

Принципы тренинговой работы:

  1. Принцип активности

Основная задача ведущего – стимулировать и поощрять активность участников. От активности каждого участника тренинговой группы зависит совокупная эффективность тренинговой работы. В тренинге люди вовлечены (или вовлекаются ведущим) в спроектированную социально-психологическую ситуацию. Для продуктивной работы ведущему необходимо сформировать у группы готовность, установку на максимальное включение в спроектированную ситуацию, в тренинговый процесс.

Упражнения на тренинге должны быть подобраны таким образом, чтобы в них одновременно работали все участники тренинга. Задачей ведущего является отслеживание осознания участниками целей и задач, выполняемых  упражнений на тренинге.

  1. Принцип исследовательской творческой позиции

Основная задача педагога заключается в создании условий, проблемных ситуаций, способствующих актуализации любознательности участников тренинга. Для этого педагог может задавать наводящие вопросы учащимся, при ответе на которые они будут выдвигать различные гипотезы, участвовать в дискуссии, и получат возможность проверять свои предположения на практике. Благодаря этому, учащиеся получат возможность осознать свои личностные особенности, определить границы своих ресурсов, понять себя и свои предпочтения (ограничения) в волонтерской работе.

Для нейтрализации возможного сопротивления (негативизма) учащихся

педагогу следует терпеливо и доброжелательно разъяснять цели тренинга (на что он направлен), цели каждого выполняемого упражнения на тренинге, в т. ч. обсуждений и дискуссий, если они являются структурной частью тренинга. Четкое разъяснение целей и задач способствует восприятию учащимися тренинга как возможности для эксперимента, а значит творческой реализации личности, со своим поведением (подбор наиболее комфортной для участника тренинга модели поведения), со своим отношением к проблемным областям (переоценка личного отношения к проблемной ситуации, к самому себе, окружающим). Отдельно необходимо обратить внимание учащихся, что, будучи, по сути, экспериментом, тренинг допускает широкое поле для проб и ошибок учащихся, для творческого отношения к работе в тренинговой группе.

  1. Принцип объективации (осознания) поведения

Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом исследовательской творческой позиции.

Для выполнения этого принципа необходимо продумать и реализовать механизм обратной связи, который позволял бы участникам тренинга получать своевременно информацию о том, как другие воспринимают их поведение и насколько оно уместно и эффективно.

  1. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения

Для успешного и продуктивного включения всех участников тренинга в работу тренинговой группы педагогу необходимо обеспечить возможность их безопасного самораскрытия, используя для этой цели партнерский стиль общения. Для этого стиля характерны соблюдение интересов участников тренинговой группы, бережное (политкорректное) отношение к их переживанием, эмоциям, чувствам, убеждениям, позициям, установкам и мнениям.

Реализация этого принципа поможет созданию в тренинговой группе доброжелательной атмосферы доверия, открытости, безопасности, что позволит участникам творчески экспериментировать со своим поведением, не стесняться собственных ошибок при проведении тренинга, настроит на конструктивную работу в тренинговой группе.

Методические приемы тренинговой работы

 Чаще всего в этом направлении используются групповые дискуссии, ситуационно-ролевые игры, психодрама и ее модификации, психогимнастика.

Делая выбор в пользу того или иного методического приема, необходимо руководствоваться следующими факторами: содержанием тренинга (определяется темой и целями тренинга), особенностями конкретной группы учащихся, особенностями ситуации, возможностями педагога, который будет проводить тренинг.

Психолого-педагогические методики, используемые на практических занятиях  раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»:

  • социальный   тренинг:

–  тренинг «Познаю себя»;

–  тренинг «Мое отношение к миру»;

  • психологический инструментарий:

–  техника «Я - высказывание»;

–  методы релаксации.

.

Материально-технические ресурсы программы

  1. Учебный класс, в котором есть необходимое пространство для групповой тренинговой работы (в т. ч. возможность рассадить участников тренинговой группы в рабочий круг);
  2. Столы (не менее 8 штук);
  3. Стулья (не менее 16 штук);
  4. Персональный компьютер педагога;
  5. Мультимедийная аппаратура для демонстрации видео-материалов;
  6. Канцтовары (бумага, ручки, папки с файлами, бланки опросников).


Основная часть методической разработки

тематического планирования раздела

 «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)»

Новизна данной методической разработки заключается в использовании проблемно-диалогического подхода для изучения теоретического материала и  тренинговой формы работы на практических занятиях. Особую роль в творческом освоении знаний учащимися имеют проблемные вопросы, являющиеся необходимым структурным элементом каждого занятия. Их постановка позволяет включить учащихся в обсуждение, побудить высказать свою точку зрения, задуматься о неожиданных аспектах привычных событий или отношений (самоотношения). Выслушивая разные мнения, педагог должен поощрять активность учащихся, удерживаясь от критических замечаний и категоричных оценок. Диалогический характер обучения призван способствовать самостоятельному «открытию» различных аспектов психологических явлений и фактов; осознанию необходимости учета позиций, мнений, интересов и потребностей других людей в добровольческой деятельности, преимуществ конструктивного взаимодействия с окружающими для достижения  целей волонтерской работы.

Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному вовлечению подростков в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению педагогических задач за счет приобретения участниками собственного опыта в тренинговых формах работы.

Целью психологической подготовки волонтеров является формирование уверенности в своих силах, адекватной самооценки, толерантности молодых добровольцев.  Она достигается за счет коррекции личностных качеств учащихся, мешающих успешной добровольческой деятельности, таких как неуверенность в себе, неадекватная самооценка, агрессивные формы поведения или общения, повышенный уровень тревожности; а также посредством  развития навыков работы в команде; освоения главных принципов волонтерской работы, прежде всего этических; приобретение знаний о психологических особенностях, связанных с ними особых потребностях и благоприятных формах общения и взаимодействия с пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями здоровья.

При проведении практической части занятий, педагог чаще выступает как организатор конструктивного общения участников тренинговой группы, что предполагает применение навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода.

Согласно учебному плану дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер» на реализацию второго  раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» отводится 40 часов, из них на изучение теоретического материала запланировано 32 часа, на практические занятия  – 8 часов;  предусмотренные формы контроля – педагогическое наблюдение, анализ результатов деятельности учащихся.

Календарно-тематическое планирование  второго раздела дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер» представлено в выписке из тематического планирования дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волонтер» (Таблица).

Таблица

Календарно-тематическое планирование раздела

«Познаю себя и других

(психологическая подготовка волонтеров)»

Раздел 2 «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)», тема занятия

Кол-во часов

Группа

Планируемая дата

Фактическая дата

Кто такие волонтеры?

2

07.09.2018

Мифы о волонтерстве

2

08.09.2018

Мир вокруг меня

2

14.09.2018

Что такое толерантность

2

15.09.2018

Психологические особенности людей с ограниченными возможностями

2

21.09.2018

Психологические особенности пожилых людей

2

22.09.2018

Виды общения

2

28.09.2018

Этикет

2

29.09.2018

 Духовное общение

2

05.10.2018

Чувства, мысли, поведение людей

2

06.10.2018

Основные понятия: воспитание, чувства, эмоции

2

12.10.2018

Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде

2

13.10.2018

Навыки   вербального общения

2

19.10.2018

Приемы убеждения и аргументации

2

20.10.2018

Уверенное поведение в общении

2

26.10.2018

Навыки уверенного реагирования на критику

2

27.10.2018

Тренинг «Познаю себя»

2

02.11.2018

Тренинг «Мое отношение к миру»

2

03.11.2018

Техника «Я - высказывание»

2

09.11.2018

Методы релаксации

2

10.11.2018

2.1. Теория. Кто такие волонтеры? Мифы о волонтерстве. Мир вокруг меня.         

Что такое толерантность. Психологические особенности людей с ограниченными возможностями. Психологические особенности пожилых людей. Виды общения. Этикет. Духовное общение. Чувства, мысли, поведение людей. Основные понятия: воспитание, чувства, эмоции. Формирование у подростков представлений о коллективе, коллективном труде. Навыки   вербального общения. Приемы убеждения и аргументации. Уверенное поведение в общении. Навыки уверенного реагирования на критику.

2.2. Практика. Тренинг «Познаю себя», тренинг «Мое отношение к миру». Техника «Я - высказывание». Методы релаксации.


Заключение

Обучение по дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Волонтер» дает возможность учащимся, добровольно готовым отдавать свои силы и время на благо общества, получить необходимые знания, умения и навыки в волонтерской работе.

Всем хорошо известно крылатое выражение «Благими намерениями вымощена дорога в ад», поэтому, прежде всего, добровольчество должно быть не только добровольным, т.е. осуществляемым по собственному желанию, исходящим из собственных представлений о необходимой помощи, но и осознанным, ответственным, компетентным. В ходе занятий по тематическому разделу «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)» учащиеся  получают возможность сформировать необходимые коммуникативные компетенции, компетенции эмоционального поведения, ценностно-смысловые компетенции (усвоение этических ценностей), компетенции социально-трудовой деятельности. Таким образом, у учащихся системно формируется возможность эффективного поведения в конкретных жизненных ситуациях, а также способность и психологическая готовность к добровольческой деятельности.

Выводы

Настоящая методическая разработка нацелена на помощь педагогическим работникам, реализующим дополнительные общеразвивающие образовательные программы социально-педагогической направленности, в педагогические задачи которых входит  формирование у учащихся создание условий для развития личностных и коллективных ориентаций в сфере социальной самореализации учащихся.

В методической разработке изложено описание комплекса методического фонда, включая психолого-педагогический инструментарий, тематическое  планирование раздела «Познаю себя и других (психологическая подготовка волонтеров)». Разработано планирование учебных тем, способствующих решению следующих педагогических задач: формирование у учащихся представлений о сущности добровольческой деятельности; сферах современной волонтерской деятельности; обучение навыкам взаимодействия с различными социальными группами; формирование навыков этичного поведения; обучение нормам ответственного поведения; различение приемлемого и неприемлемого поведения в добровольчестве; обучение совладанию с окружающими с агрессивными формами поведения; формирование навыков коллективной работы (работы в команде); формирование навыков уверенного поведения в общении, обучение учащихся методам релаксации.


Список литературы

  1. Абросимова Е.А., Бурцева Н.Ф., Семионкина И.Л., Толмасова А.К. Как создать общественное объединение/ под ред. Е.А. Абросимовой. – М.: Просвещение, 1995. – 288 с.
  2. Андрианова Дарья Дмитриевна Роль педагога в формировании стремления подростков к волонтёрской деятельности // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2015. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-formirovanii-stremleniya-podrostkov-k-volontyorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/rol-pedagoga-v-formirovanii-stremleniya-podrostkov-k-volontyorskoy-deyatelnosti
  3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2007. – 271 с.
  4. Бессонова Т.И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтёрства) // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Педагогические науки. 2016. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-issledovaniya-istinnogo-dobrovolchestva-volontyorstva (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-issledovaniya-istinnogo-dobrovolchestva-volontyorstva.
  5. Герасимова Людмила Геннадьевна Волонтёрская деятельность в рамках современного подхода к воспитательному процессу в профессиональном образовании // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-v-ramkah-sovremennogo-podhoda-k-vospitatelnomu-protsessu-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-v-ramkah-sovremennogo-podhoda-k-vospitatelnomu-protsessu-v-professionalnom-obrazovanii
  6. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Программа развития познавательно-профессиональной активности волонтёров//Научно-методический электронный журнал Концепт. 2017. Т. 8. С. 39-43.  URL: http://e-koncept.ru/2017/770007.htm (дата обращения: 11.12.2018)
  7. Иванов И.П., Воспитывать коллективистов: Из опыта работы школ Ленинграда и Ленинградской области. – М.: – Педагогика, 1982.  – 80 с.
  8. Капустина А.Н. Волонтёрская деятельность как ресурс самореализации личности // Universum: психология и образование. 2016. №3-4 (22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-kak-resurs-samorealizatsii-lichnosti (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskaya-deyatelnost-kak-resurs-samorealizatsii-lichnosti.
  9. Киселева Т.Г. Мотивация и эрзац-мотивация волонтёрской деятельности // Вестник ЧелГУ. 2013. №34 (325). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-i-erzats-motivatsiya-volontyorskoy-deyatelnosti (дата обращения: 11.12.2018).
  10. Кипнис М. Тренинг коммуникации. М.: Ось-89, 2004. – 128 с.
  11. Кобзова С.Н. «Туристическое волонтёрство» и «Волонтёрский туризм»: современное состояние и перспективы развития // Сервис в России и за рубежом. 2015. №3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskoe-volontyorstvo-i-volontyorskiy-turizm-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/turisticheskoe-volontyorstvo-i-volontyorskiy-turizm-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya
  12. Козлов Н.И. Я-высказывание: что оно может и где уместно? URL: https://www.psychologos.ru/articles/view/ya-vyskazyvanie-dvoe-zn--chto-ono-mozhet-i-gde-umestno-vop-zn- (дата обращения: 11.12.2018). 

Психологос: https://www.psychologos.ru/articles/view/ya-vyskazyvanie-dvoe-zn--chto-ono-mozhet-i-gde-umestno-vop-zn-

  1. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самопознание. – М.: – Политиздат, 1984.  – 151 с.
  2. Краснова О.В., Галасюк И.Н., Шинина Т.В.: Психология личности пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья. Издательство: Каро, 2011 г. – 320 с.
  3. Куприянова Г.В. Молодежные и детские общественные объединения России на современном этапе: тенденции и проблемы развития//Молодёжные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований: Сборник докладов и выступлений  – М.: Логос, 2002. – С.3–11.
  4. Логинова Н.В. Добровольчество как социокультурное явление: от теории к осмыслению молодежных практик // Педагогическое образование в России. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie-ot-teorii-k-osmysleniyu-molodezhnyh-praktik (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-sotsiokulturnoe-yavlenie-ot-teorii-k-osmysleniyu-molodezhnyh-praktik
  5. Молчанова Н.В., Гриценко В.В. Тренинг просоциального поведения. Практическое пособие. – Смоленск: Маджента, 2013. – 88 с.
  6. Носова Ю.И. Волонтерство как социально-культурный феномен: генезис и основные характеристики // Вестник КазГУКИ. 2012. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialno-kulturnyy-fenomen-genezis-i-osnovnye-harakteristiki (дата обращения: 11.12.2018).
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialno-kulturnyy-fenomen-genezis-i-osnovnye-harakteristiki
  7. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 272 с.
  8. Павлов М.А.  Особенности образовательных программ для волонтёров тим-лидеров//В сборнике: Социальные технологии работы с молодежью: новое время - новые решения Материалы межвузовской научно-практической конференции. Сборник научных статей. Под редакцией Ростовской Т.К., Фоминой С.Н. 2016. С. 173-176.
  9. Паклина Е.А. Условия мотивации студенческой молодёжи к волонтёрской деятельности в учебных заведениях//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 37-1. – С.199-203.
  10. Певная М.В. Развитие волонтёрства в России: проблемы и противоречия // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2014. №2 (29). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-volontyorstva-v-rossii-problemy-i-protivorechiya (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-volontyorstva-v-rossii-problemy-i-protivorechiya
  11. Подхомутникова М.В. Развитие добровольчества в молодежной среде // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dobrovolchestva-v-molodezhnoy-srede (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-dobrovolchestva-v-molodezhnoy-srede
  12. Попова И.В., Албегов Ф.Г. Добровольчество как фундамент гражданского общества // Вестник КГУ. 2013. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-fundament-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolchestvo-kak-fundament-grazhdanskogo-obschestva
  13. Правдов М.А., Шипилов Р.М., Шипилова О.В., Матвеичев В.Н. Студенческие волонтёрские организации в системе ГПС МЧС России // СИСП. 2013. №1 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskie-volontyorskie-organizatsii-v-sisteme-gps-mchs-rossii (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/studencheskie-volontyorskie-organizatsii-v-sisteme-gps-mchs-rossii
  14. Пушкарёва Т.В., Мельникова В.Н. Волонтерство как добровольная благотворительная деятельность // Вестник КГУ. 2013. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-dobrovolnaya-blagotvoritelnaya-deyatelnost (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-dobrovolnaya-blagotvoritelnaya-deyatelnost
  15. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2008. – 208 с.
  16. Соснин В.А., Лунев П.А. Учимся общению: взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. – М.: Институт психологии РАН, 1993. – 156 с.
  17. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Волонтёрские сообщества – школа профессиональных проб студентов // Высшее образование в России. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskie-soobschestva-shkola-professionalnyh-prob-studentov (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volontyorskie-soobschestva-shkola-professionalnyh-prob-studentov.
  18. Стародубцев В.А., Родионов П.В. Учебно-профессиональные волонтёрские организации // Высшее образование в России. 2017. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-professionalnye-volontyorskie-organizatsii (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-professionalnye-volontyorskie-organizatsii.
  19. Сычева А.В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskoe-dvizhenie-v-molodezhnoy-srede-sostoyanie-i-perspektivy (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskoe-dvizhenie-v-molodezhnoy-srede-sostoyanie-i-perspektivy
  20. Тарасова Н. В. Волонтерская деятельность как историко-педагогический феномен // Педагогическое образование в России. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-istoriko-pedagogicheskiy-fenomen (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/volonterskaya-deyatelnost-kak-istoriko-pedagogicheskiy-fenomen
  21. Ульянова Е.В. Социально-культурные векторы развития волонтёрской деятельности в современном российском обществе // Вестник МГУКИ. 2016. №6 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-vektory-razvitiya-volontyorskoy-deyatelnosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve (дата обращения: 11.12.2018). 
    КиберЛенинка: 
    https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-kulturnye-vektory-razvitiya-volontyorskoy-deyatelnosti-v-sovremennom-rossiyskom-obschestve
  22. Фопель, Клаус. Сплочённость и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения// Электронное издание на основе: Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Электронный ресурс] / К. Фопель ; пер. с нем. - 2-е изд. (эл.). - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf : 332 с.). - М. : Генезис, 2018.
  23. Фопель К. На пороге взрослой жизни. Планирование жизни. Решение проблем. Сотрудничество. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. – 208 с.
  24. Холина О.И. Волонтерство как социальный феномен современного российского общества // Теория и практика общественного развития. 2011. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 11.12.2018).

КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/volonterstvo-kak-sotsialnyy-fenomen-sovremennogo-rossiyskogo-obschestva


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности "Магнит добра" (волонтеры)

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию об...

Методическая разработка открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста"»

Тема занятия:Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста".Возраст обучающихся: 13 лет.Продолжительность за...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills»

Цель программы - знакомство обучающихся  с ситуацией в сфере социальной работы, с основами профессиональной деятельности социального работника, уяснение ее предназначения, содержания и реализуемы...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Социальная работа в рамках подготовки к World Skills»

Профессия «социальная работа» реализуется в системе социальной защиты населения, востребована в государственных органах управления, на различных уровнях власти, в государственных и негосуд...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...