Новый год в блокадном Ленинграде
методическая разработка на тему

Сценарий мероприятия для среднего школьного возраста, призванное воспитывать патриотизм, расширять знания о городе Ленинграде в блокадное время ВОВ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Сценарий познавательно-воспитательного занятия

«Новый год в блокадном Ленинграде»

               Автор-составитель:

                                                                     Скоробогатова Д. А.  – концертмейстер

2018 год.

Информационная карта занятия

Объединение – вокальный ансамбль « Радость»

 Концертмейстер - Скоробогатова Дарья Алексеевна

Стаж – 6,5 года

 Категория - первая

Место проведения – школа №354, каб.111

Дата и время проведения –25.12.2018,  16.40.

Группа - 301

Возраст  - 9-11 лет

Продолжительность – 45 минут

Форма - познавательно-воспитательное занятие

Название -  «Новый год в блокадном Ленинграде»

Пояснительная записка

     Существуют темы, актуальные только в определенное время, и темы «вечные», которые привлекают внимание вне конкретных отрезков времени: любовь, смерть, война. Мы, люди, проживающие в этом прекрасном городе, имеем обязанность – помнить о том беспримерном подвиге, который совершили жители и защитники города на Неве, и неустанно просвещать подрастающее поколение.

Данное мероприятие рассчитано на детей младшего и среднего возраста. При подготовке музыкально-театрального представления учащиеся глубже проникнут в эпоху блокадного Ленинграда, эмоционально прочувствуют годы лишения и борьбы.

Цель занятия:  Расширение кругозора учащихся, ценностное отношение к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества, культурно-историческому наследию.

 

Задачи занятия:

образовательная

 - Расширить и углубить знания о Великой Отечественной войне.

развивающая

- развитие познавательных интересов , навыков коллективизма через совместную творческую деятельность.

- способствовать развитию интереса к занятиям

воспитательная

- воспитание нравственных чувств и убеждений, чувства патриотизма.

Материально-техническое обеспечение:

• фортепиано

• ноты песни «Детство это я и ты» Чичкова.

• записи Чайковский «Декабрь», «Звуки войны»,  Шостакович «7 симфония» тема нашествия, В. Толкунова «Дети Ленинграда»

• ноутбук

Ведущая – концертмейстер вокального ансамбля «Радость» Скоробогатова Дарья Алексеевна.

Ход мероприятия

Время

Ответственный

Примечания

1.Организационный этап. Объявление темы занятия.

3 мин

Скоробогатова Д.А.

2.Ведущий № 1. Ввод в тему занятия.

7 мин

Скоробогатова Д.А.

Фоном звучит «Декабрь» П. И. Чайковского

3.Ведущий №2. Рассказ о встрече нового 42 года. Стихотворение Кати Матросовой

15 мин

Скоробогатова Д.А.

Фоном звучит «7 симфония » Шостаковича. Тема нашествия

«Звуки войны »

4.Ведущий №3 Встреча Нового 1943 года,  бои за прорыв блокады.

13 мин

Скоробогатова Д.А.

В. Толкунова «Дети Ленинграда»

5.Ведущий №1.Возвращение в сегодняшние дни. Рефлексия

7 мин

Скоробогатова Д.А.

Чичков «Детство –это я и ты»

Ход  мероприятия.

Количество детей не ограничено. Форма одежды: внизу яркие футболки, сверху темные кофты, свитера.

Выходит Ведущий № 1 (одежда современная, повседневная)

♦Фоном звучит музыка Чайковский «Декабрь»

«На носу Новый год. Улицы северной столицы России нарядились украшенными ёлками и множеством электрических огней. Петербуржцы в предпраздничной суете спешат завершить все неотложные дела, чтобы вечером 31 декабря в окружении родных и друзей в тёплых домах за праздничным столом встретить наступающий год.

Но так было далеко не всегда. Три раза жители Ленинграда переживали наступление нового год в страшных условиях Блокады».

♦Фоном звучит «7 симфония Шостаковича» , Тема нашествия.

Встает Ведущий № 2.

Первый блокадный новый год – 31 декабря 1941 - 1 января 1942 годов. Почти четыре месяца с начала блокады. Быт ленинградцев полон лишений и тягот. В бомбоубежищах дети получают свои новогодние подарки - маленькие кусочки чёрного хлеба. А на улицах свирепствуют морозы. Зимой 1941-1942 годов температура опускается до -42 °С.

Из дневника Тони Журиной: «1 января 1942 года нам, учащимся, дали пригласительные билеты на елку в Драматический театр им. Горького. Во время спектакля несколько раз объявляли тревогу, спектакль прерывался, мы все спускались в бомбоубежище. После спектакля были накрыты столы. Нам каждому дали по маленькой котлетке с гречневой кашей».

♦ Фоном звучит запись «Звуки войны»

♦  Чтецы (2 или 4 человека)

Стихотворение «Новогодний тост».  

Сегодняшний вечер, друзья, необычный:

Страна наша в схватке смертельной с врагом.

И в шум нашей жизни простой и привычной,

Сегодня орудий врывается гром.

Но разве упорных сломить ленинградцев?

Но разве врагу покорятся они?

И в ночь новогоднюю, ровно в двенадцать,

Поднимем бокалы, как в мирные дни!

Неважно, что скуден наш стол Новогодний,

Неважно, что в комнате холод и мгла,

Зато никогда еще так, как сегодня,

Нам близость друзей дорога не была!

Быть может в застольную нашу беседу

Ворвется сирены суровый сигнал,

Но мы поднимаем бокал за Победу!

За Родину пьём новогодний бокал!

И пусть наша жизнь тяжела и сурова,

Дух бодрости нашей – не сломится, нет!

Мы славим пришествие сорок второго

Великого года, великих Побед! 

31декабря. Катя Матросова

Ведущий № 2

-В канун нового, 1942, года Гитлер заявляет, что 1943 год ленинградцы уже не увидят.

Около половины ребят  встают, уходят.

Ведущий№ 3.

-Прошёл год, многие жители города действительно уже не встречают наступивший 1943-й. Но в некоторых квартирах горит свет, по улицам днём ходят трамваи, работает радио. Город стоит. Уже больше года. Но враг всё ещё держит Ленинград в плотном страшном кольце.

Невероятно, но некоторые ленинградцы  «празднуют» (если можно применить это слово) Новый год. Песни под гармошку, детские хороводы вокруг ёлки, музыка из патефонов. На новогодних утренниках голодным детям дают маленькие невероятно ценные подарки – еду.

♦Под песню В. Толкуновой «Дети Ленинграда» дети встают, берутся за руки, улыбаются, водят хоровод.

Ведущий №3

-Меньше чем через 2 недели после наступления нового 1943 года – 12 января начинаются бои по прорыву блокадного кольца. В начале февраля замученные жители встречают первые составы, пришедшие по автомобильной и железной дороге вдоль Ладожского озера.

В 1942, 1943, 1944 годах в новогодние ночи люди вздрагивают, заслышав звуки сирен, умирают от голода. Но невероятная сила и дух жителей северной столицы помогают пережить им страшное время.

Ведущий № 1

- Давайте в канун праздников забудем обо всех неприятностях, невзгодах, проблемах. Порадуемся простому теплу и драгоценному домашнему уюту. А под бой курантов загадаем здоровья близким и мирного времени!

Возвращаются дети, которые ушли после первой сценки. На аккорды снимают серые, темные одежды, остаются в ярких  футболках.

♦Поют песню «Детство – это я и ты»

Детство, детство, детство - это свет и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство - это краски радуг.

Детство, детство, детство – это я и ты.

Все люди на большой планете

Должны всегда дружить.

Должны всегда смеяться дети

И в мирном мире жить.

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

Должны смеяться дети,

И в мирном мире жить.

Ожидаемые результаты:

•Расширение кругозора.

•Заинтересованность  к данной теме, эмоциональный настрой.

Литература:

1.http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/novyjj-god-v-blokadnom-gorode/

2.https://www.pravmir.ru/novyj-god-v-blokadnom-leningrade/

3.http://www.leningradpobeda.ru/nesmotrja-ni-na-chto/novyjj-god-v-blokadnom-gorode/

4.https://www.youtube.com/watch?v=Eku8qQTTfNI

5.http://www.ladymystery.ru/doc1015_1017_0_2686.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"

План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...

Организация учебной экскурсии на тему "Судьбы блокадного Ленинграда" по музею РКТК

В статье представлен материал, составляющий важную часть музея "Блокадная комната" Российского колледжа традиционной культуры....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда...

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"

Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...

Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда

В тяжелые годы блокады людям необходимо было верить во что-то, им нужна была поддержка и опора. И этой опорой для них стало искусство, которое даже в самые тяжелые времена дарило людям веру в непобеди...

Сценарий "Страницы блокадного Ленинграда"

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.Задачи: 1. Привлечь внимание к и...

"Путешествие в прошлое - Блокадный Ленинград"

Наше мероприятие называется "Экскурсия в прошлое. Блокадный Ленинград". Представители из каждой группы 1-2 курса подготовили материал по темам "Блокадный быт", "Оборона",...