Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда
методическая разработка

Букарова Юлия Александровна

В тяжелые годы блокады людям необходимо было верить во что-то, им нужна была поддержка и опора. И этой опорой для них стало искусство, которое даже в самые тяжелые времена дарило людям веру в непобедимость человеческого величия, в неиссякаемость человеческих сил, веру в то, что с помощью общих усилий восторжествует мир и покой, веру в доброту и отвагу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное
  профессиональное образовательное учреждение
                «Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»

Методическая разработка занятия

Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда

Внеклассное занятие по литературе

                                                                                              Разработчик:
                                                                                             Букарова Ю. А., преподаватель

Санкт-Петербург
2020

Тема: Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда

Цель урока:  расширение исторических и литературных знаний учащихся о блокаде Ленинграда.

Задачи урока:

 

  1. образовательные:
  • ознакомление учащихся с понятием Блокады;
  • ознакомление с творчеством поэтов Блокадного Ленинграда;
  • соотнесение творчества «поэтов-блокадников» с историческими событиями;

  1. развивающие:
  • развитие умения анализировать поэтические произведения;
  • формирование представления о роли Ленинграда и его поэтов в Великой Отечественной войне;
  • развивать творческие способности учащихся;
  •  развивать эмоциональные качества и чувства учащихся.

  1. воспитательные:
  • формирование духовно-нравственного отношения, пробуждение чувства сострадания и гордости на основе поэтического творчества Блокадного Ленинграда;
  • воспитание у учащихся чувства уважения к старшему поколению.

Мультимедийное оснащение урока: аудиозапись стихотворения О. Берггольц, видеозапись стихотворения О. Берггольц, видео сюжет на тему блокады ( первый канал телевидения), презентация «Блокада и значение поэзии для жителей Ленинграда», документальный видеоматериал.

Техническое оснащение урока: фотографии; тексты стихотворений для учеников, хлеб, сборник стихов О. Берггольц “Ленинградская поэма”.

Ход урока

1. Орг. Момент   (1,5 мин.)

Организационный момент предполагается сделать нетрадиционным. Ученикам будет предложено прослушать небольшую аудиозапись, где О. Берггольц читает своё стихотворение.

Вопросы для детей:

- о чём это стихотворение?

- какие чувства оно у вас вызывает?

- что такое блокада города?

- что вы о ней знаете?

2. Война. Блокада  (8,5 мин.)

Здесь продолжается беседа с учениками:

- какое событие ежегодно отмечается 27 января?

(День снятия блокады Ленинграда)

- давайте освежим в нашей памяти точную дату!

Далее ход урока сопровождается презентацией

Блокада Ленинграда во время Великой  Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 900 дней противостоял Ленинград вражеской осаде,  каждый из этих дней был отмечен высокой боевой и трудовой доблестью ленинградцев. Никакие лишения и страдания блокадного времени не смогли заставить их усомниться в верности  Родине.

Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года отрезали Ленинград от всей страны. Так началась почти 900дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху.
       Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную «задержку» с Ленинградом: «Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».

- как вы понимаете это выражение?

После неудачи в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. Германское командование считало,  что Ленинград должен  быть стертым с лица земли, а население города — умереть от голода и холода. 

В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Штурмы тем временем следовали один за другим. В том числе и самый грозный штурм - голодом.

В этой части урока будет вставлен небольшой репортаж Первого канала про голод в блокаду и воспоминания жителей блокадного Ленинграда об их трудном детстве  в период войны. (1,5 мин.)

Слайд, озаглавленный «Паек Ленинграда», можно проиллюстрировать так: принести кусочки хлеба в том весе, который указан.

Паек Ленинграда

  • Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки,
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов,
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов,
  • Войскам первой линии — 500 граммов.

- как вы понимаете выражение «Дорога жизни»?  
По Ладожскому озеру в короткий срок была проложена ледовая трасса, названная позднее ленинградцами Дорогой жизни. Коллективы промышленных предприятий выделили автомашины и технику, инженеров и рабочих. Тяжел и опасен был труд работников трассы. Машины попадали под бомбежки, проваливались в полыньи, моторы глохли на морозе, но движение не прекращалось.

Осень  зима 19411942 годов  самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод  отопления, горячей воды не было, люди стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться  работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 1314летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Дети блокады

Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода. Учиться в таких условиях было настоящим подвигом. К тому же учителям и ученикам приходилось самим заготавливать дрова, следить за чистотой, решать все другие хозяйственные вопросы. Поскольку дети физически были ослабленными, в младших классах проводилось по 3, а в старших - не более 5 уроков в день.

Данный материал сопровождается не только текстом презентации, но и фотографиями того времени.

3.Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда   (11 мин.)

В тяжелые годы блокады людям необходимо было верить во что-то, им нужна была поддержка и опора. И этой опорой для них стало искусство, которое даже в самые тяжелые времена дарило людям веру в непобедимость человеческого величия, в неиссякаемость человеческих сил, веру в то, что с помощью общих усилий восторжествует мир и покой, веру в доброту и отвагу. Искусство придавало людям силы, давало надежду на самое лучшее, объединяло людей.

Вопросы:

- как вы думаете, что значило искусство для жителей блокадного Ленинграда?

- Помогало ли искусство (поэзия, музыка, танец) легче переживать ужасы войны?

- Слышали ли вы когда-нибудь о «Петербургской симфонии», о футбольном матче?

- А как заботились о животных в Ленинградском зоопарке?

Дальнейший материал предполагается сопровождать слайдами презентации

Футбольный матч в блокадном Ленинграде

В апреле 1942 года немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».

Трудно сказать, кто первым вспомнил тогда о футболе, но 6 мая 1942 года Ленгорисполком принял решение о проведении футбольного матча на стадионе "Динамо". Так, в блокадном Ленинграде 31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Игра, которая состоялась в мае на стадионе «Динамо», опровергала доводы вражеской пропаганды. Ленинград жил и даже играл в футбол!

Непросто было набрать 22 человека. Для проведения этого матча с передовой были отозваны бывшие игроки. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране, что Ленинград жив.

Команда «Динамо» почти полностью была составлена из футболистов, выступавших до войны за этот клуб, в то время как заводская команда была разнородной – играли те, кто просто умел играть и кто был достаточно крепок для игры в футбол, ведь сил у голодных жителей Ленинграда еле хватало, чтобы просто передвигаться.

Не все спортсмены смогли выйти на поле. Слишком сильное истощение не позволило им принять участие в игре. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжёлой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног.

Поле стадиона «Динамо» было «распахано» воронками от бомб. Играть на нем было нельзя. Играли на резервном поле этого стадиона. Горожан о матче не предупреждали. Болельщиками были раненые из соседнего госпиталя.

Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен. Второй тайм футболисты провели под бомбежкой. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно.

Поначалу медленные передвижения по полю этих людей мало напоминали спортивное состязание. Если футболист падал – встать самому не было сил. Зрители, как и в довоенные годы, подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве на траву не садились, знали – сил подняться не будет.  После матча игроки покидали поле в обнимку, так было легче идти. Матч в осажденном городе дался нелегко. Это был подвиг!

Факт проведения матча в блокадном городе не остался незамеченным ни нашими, ни немцами. Он поднял дух жителей города.

Далее предполагается использовать не только слайды презентации, но и небольшие отрывки из музыкального произведения

«Петербургская симфония»

«Петербургская симфония»  связана с именем великого советского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906 – 1975).  9 августа 1942 произведение прозвучало в блокадном Ленинграде. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Иногда вовремя перерывов в работе композитор выходил из дома.

«С болью и гордостью смотрел я на любимый город,- вспоминал он потом. - А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания войны, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город…не поведать миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».

История мирового искусства не знает подобного примера,  когда величественное, монументальное произведение музыки рождалось бы под впечатлением только  что происходящих событий.  В этом отношении Седьмая симфония Шостаковича не имеет себе подобных.  Работал композитор ослабленный голодом, черпая вдохновение в мыслях «о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах советского человека, о нашей прекрасной природе, о гуманизме, о красоте, о том во имя чего мы ведём борьбу». Вскоре была окончена и третья часть симфонии. «Я никогда не сочинял так быстро, как сейчас»,- утверждал композитор.

Эта симфония прозвучала в героическом городе, где она была создана, которому была посвящена. 9 августа над Ленинградом из всех репродукторов звучала прекрасная музыка Седьмой симфонии Шостаковича.  И те люди, те тысячи людей, которых не смог вместить зал филармонии, тоже слушали эту «Симфонию всепобеждающего мужества», как назвал её один из современников.

Седьмая симфония Шостаковича – великое произведение, отразившее в себе ту героико – трагическую эпоху, которая породила его. Яркое и талантливое, оно поведало всему миру о мужестве советских людей, об их неисчислимых страдании, непоколебимой стойкости в борьбе  с врагом.

Ленинградский зоопарк в период блокады

В самом начале Великой Отечественной войны из Ленинградского зоосада было эвакуировано в Казань 80 видов ценных животных. Остальная часть коллекции осталась в блокадном городе. Трудно себе представить, но в самую страшную голодную зиму 1941-1942 годов служители не только заботились о своих питомцах, но сумели даже подготовиться к летнему сезону, когда зоосад открылся для посетителей. Вот почему когда город снова стал Санкт-Петербургом, сотрудники зоопарка решили оставить его «Ленинградским».

С осени 1941-го по весну 1943 года зоосад не принимал посетителей. Работники зверинца боролись за жизнь животных. Памятник нужно ставить зоологу Евдокии Дашиной. В городе, где еда была на вес золота, она смогла выкормить гигантскую бегемотиху Красавицу. Для неё Дашина выращивала овощи на огороде. Летом разрывалась между зоосадом и грядками в районе Удельной, где до войны хотели делать новый зверинец.

А зимой Евдокия для бегемотихи и печку топила, и воду по 400 литров в сутки с Невы носила, и постоянно смазывала её камфорным маслом, чтобы кожа Красавицы не трескалась. А ела бегемотиха по 40 кило в день. Только что это был за корм… 36 килограмм распаренных опилок и 4 килограмма кормовой смеси  немного овощей, зёрен, комбикорм.

И Красавица выжила. Она умерла уже в 1960-е, когда ей было за 50 лет.

Корм был главной проблемой зоосада в те годы. Большинство животных кормили опилками. Помогло несчастье. В начале войны разбомбило деревянный аттракцион  американские горки, которые были высотой с пятиэтажный дом и тянулись вдоль зоопарка со стороны Кронверкского пролива. Их потом ещё долго пилили на дрова и на корм. А однажды в зоопарке случился праздник –  город прислал голодающим зверям целых два мешка хлебных крошек.

 В первые дни блокады, как только город перешёл на военное положение, всех крупных хищников пришлось пристрелить. Оставлять их было опасно, Ленинград начали бомбить, в любой момент снаряд мог разломать клетки с опасными животными, и они бы вырвались в город. Так многие обезьяны погибли. Их отдел разбомбило, они разбежались. Кого-то удалось поймать, но большинство умерли от холода в блокадных подвалах. Погибла слониха Бетти, жившая в зоопарке 30 лет. К весне 1942-го в живых осталось менее четверти всех ленинградских зверей.

Поэзия блокадного Ленинграда

Поэзия играла огромную роль в жизни ленинградцев-блокадников. Она придавала силы, давала надежду на светлое будущее, укрепляла веру в непобедимость русских людей.

4. Объявление темы урока  (1мин.)

Вот сегодня мы и поговорим о поэзии и о поэтах того времени!

Вопросы для учеников:

- назовите имена поэтов, писавших о блокаде нашего города?

- не знает ли кто-нибудь из вас хотя бы несколько строк из таких стихотворений?

- Какие слова приходят вам в голову при упоминании Блокадного Ленинграда?

5. Поэты блокадного Ленинграда   (8 мин.)

 - И вот нашлись люди, которые в ужасе войны подобрали нужные слова, способные затронуть душу многих.

Учащимся предлагается просмотреть видео сюжет, где О. Берггольц читает своё стихотворение.  ( 2мин.)

Далее материал сопровождается слайдами презентации

О. Ф. Берггольц

Первый её муж, Борис Корнилов, был расстрелян. Второй, Николай Молчанов, умер от голода в блокадном Ленинграде. Сама О. Берггольц в 1937 году была арестована по ложному обвинению, 171 день провела в тюрьме, где её избивали, в следствие чего она родила мёртвого ребёнка, двое других детей умерли до ареста. В 1939 году её реабилитировали. Вскоре после освобождения вспоминала «Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в неё, гадили, потом сунули обратно и говорят: живи!». Оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио. «В трудности судьбу я упрекнуть не смею», - напишет О. Ф.

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова: "Никто не забыт и ничто не забыто".

Чтение стихотворения учителем:

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных...

<…>

Скрипят полозья в городе, скрипят...

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев.

(«Февральский дневник», 1942)

Вопросы:

- о чём рассказывает это стихотворение?

- какие чувства у вас вызывает?

Э. А. Асадов

Через неделю после выпускного бала поэт отправляется на войну добровольцем.
Всю войну состоял в подразделениях «катюши» - гвардейских миномётов. Поначалу был наводчиком орудия, воевал близ Ленинграда. Однажды, несмотря на обожженные руки, отказавшись от госпитализации, Асадов продолжал вести бой.

В ночь с 3 на 4 мая 1944 года в боях за Севастополь под Бельбеком получил тяжелейшее ранение осколком мины в лицо. Теряя сознание, он довёл грузовой автомобиль с боеприпасами до артиллерийской батареи. После продолжительного лечения в госпиталях врачи не смогли сохранить ему глаза, и с того времени Асадов был вынужден до конца жизни носить чёрную полумаску на лице.

Об этих трагических днях поэт потом вспоминал:

«Когда мне встречается в людях дурное,

То долгое время я верить стараюсь,

Что это скорее всего - напускное,

Что это - случайность, и я ошибаюсь».

Генерал-лейтенант И. С. Стрельбицкий в своей книге об Эдуарде Асадове "Ради вас, люди" так напишет о его подвиге: "...Эдуард Асадов совершил удивительный подвиг. Рейс сквозь смерть на старенькой грузовой машине, по залитой солнцем дороге, на виду у врага, под непрерывным артиллерийским и минометным огнем, под бомбежкой - это подвиг. Ехать почти на верную гибель ради спасения товарищей - это подвиг... Поминутно теряя сознание, он продолжал командовать, выполнять боевую операцию и вести машину к цели, которую теперь он видел уже только сердцем. И блестяще выполнил задание..."

Е. А. Вечтомова

Закончила ЛГУ в 1930 году  вместе с Ольгой Фёдоровной Берргольц.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны пришло известие о гибели в  Балтийском море мужа, поэта Юрия Инге, при переходе из Таллина  в Кронштадт  кораблей Красного Балтийского Флота. От эвакуации Елена Вечтомова отказалась и вместе с сыном осталась в блокадном Ленинграде.

«Что наше горе, наши беды,

Мы знали, стоя над Невой:

Весь Ленинград – залог победы,

Корабль, готовый выйти в бой»

(«Награда». 1945).

Читала стихи на радио, в госпиталях, на кораблях, в Доме писателей им. В. В. Маяковского, готовила к изданию сборники Инге, печаталась в журналах.

Счастье прорыва блокады Елена Вечтомова встретила вместе с друзьями, в Доме радио:

«Друг, товарищ, там за Ленинградом,

Ты мой голос слышал за кольцом.

Дай мне руку! Прорвана блокада.

Сердце к сердцу — посмотри в лицо»

(«18 января 1943 года». 1943).

Награждена медалями Медаль «За оборону Ленинграда» и Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».

Ю. А. Инге

В связи с началом первой мировой войны с Германией был исключён из гимназии как немец. Так из Эриха он превратился в Юрия. После ранней смерти отца Юрий остался единственным кормильцем для матери, брата и сестры. Прервав обучение в гимназии, работал на заводе Красный треугольник.

Существует легенда, что за несколько часов он написал поэму "Война началась". Эту поэму читали по Ленинградскому радио уже 22 июня 1941, сразу после правительственного сообщения о начале войны. На самом деле, он написал её за несколько недель до отъезда из Ленинграда к месту службы, по просьбе работников радио, ощущавших напряжённость обстановки, угрозу войны.

 28 августа 1941 года во время перехода эскадры кораблей Краснознамённого Балтийского флота из Таллина в Кронштадт Юрий Инге погиб, находясь вместе с редакцией газеты "Красный Балтийский Флот" на корабле «Вальдемарас». В этот день газета напечатала его последнее стихотворение.

«И счастлив я тем, что прочтут моё имя

Средь выцветших строк „боевого листка“…»

Эти пророческие строки Инге оказались в «Боевом листке» в день взятия Рейхстага. Юрия Инге знали и ненавидели гитлеровцы. Впоследствии, в освобожденном Таллинне были обнаружены документы гестапо - имя Инге значилось в списке заочно приговоренных к смерти.

6. Анализ стихотворений (8 мин.)

Предполагается проанализировать 2 стихотворения Ольги Берггольц.

Анализ стихотворений параллельно сопровождается презентацией с фотодокументами о блокадном Ленинграде

Учащимся раздаются тексты стихотворения

Учитель читает 1 – е стихотворение:

Февральский дневник. 1 глава. I часть.

Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
не плача, рассказала, что вчера
единственного схоронила друга,
и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?
Я тоже — ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем,
и тихо-тихо стало в Ленинграде,
Один, стуча, трудился метроном.

И стыли ноги, и томилась свечка...
Вокруг ее слепого огонька
образовалось лунное колечко,
похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,
мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады
рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то армия рвала кольцо блокады,
вела огонь по нашему врагу.

Беседа с учениками:

- Эти блокадные стихи Ольги Берггольц появились в тоненьком сборнике “Ленинградская поэма” еще в блокаду (предполагается показать этот сборник).

Тема стихотворения – встреча и разговор двух подруг в блокадном городе. Идея – общее горе, сплотившее как двух подруг,

- найдите эти слова в тексе!


(Какие ж я могла найти слова?
Я тоже — ленинградская вдова.)

- Любой житель блокады, читая эти стихи, узнавал в них себя и свой быт – все узнаваемо, все так и было:

Мы съели хлеб, что был отложен на день,
в один платок закутались вдвоем.

- В городе не было электричества, тепла и канализации. За водой ходили к проруби на Неве, а хлеб получали по карточкам, отстояв огромные очереди. Именно об этом говорят строки стихотворения:

- найдите эти строки стихотворения!

(Когда немного посветлело небо,
         мы вместе вышли за водой и хлебом.)

-Как раскрывает мысль автора риторический вопрос «Какие ж я могла найти слова?»?

-Что можно узнать про жизнь ленинградцев в блокадном городе?

(Люди замерзали от холода, умирали от голода и бомбежек, метроном был символом жизни города).

-Какие эпитеты использует Ольга Берггольц в этом стихотворении?

(«дальней канонады рыдающий, тяжелый, мерный гул»)

-Почему автор использует такой прием, как повтор («И стало в Ленинграде тихо-тихо») ?

-Как вы понимаете олицетворение «трудился метроном»?

(метроном был для ленинградцев тем, чем для нас сейчас является телевидение, радио, компьютер, он показывал, что город жив и борется)

- Какие чувства выражены в этом стихотворении?

(Берггольц пишет скупо, короткими предложениями, не выражая бурных эмоций. Именно потому, что так просто написано о страшном, становятся понятными чувства, как будто замерзшие в душе).  

- Было неимоверно трудно, но все-таки стихотворение трагическое или все же в нем звучит общая вера и надежда на скорую победу над врагом?

Учитель читает 2 – е стихотворение:

Из блокнота сорок первого года :

В бомбоубежище, в подвале, 
Нагие лампочки горят... 
Быть может, нас сейчас завалит, 
Кругом о бомбах говорят... 
...Я никогда с такою силой, 
Как в эту осень, не жила. 
Я никогда такой красивой, 
Такой влюбленной не была...
 ... 
Вот женщина ведет куда-то мужа. 
Седая полумаска на лице, 
В руках бидончик - это суп на ужин. 
Свистят снаряды, свирепеет стужа... 
— Товарищи, мы в огненном кольце...

Мы знаем — нам горькие выпали дни, 
Грозят небывалые беды. 
Но Родина с нами, и мы не одни, 
И нашею будет победа. 

Беседа с учениками:

- Это стихотворение Ольга Берггольц написала в самом начале блокады, 16 октября 1941 года.

- определите тему стихотворения!

(тема стихотворения – тяжелые дни блокадной жизни, бомбоубежища, голод и холод, смерть близких)

- докажите словами текста

(В бомбоубежище, в подвале, 
Нагие лампочки горят... 
Быть может, нас сейчас завалит, 
Кругом о бомбах говорят... )

- Какую идею показывает нам автор?

(Идея – стремление показать, что даже в таких невыносимых условиях человек остается человеком – любит, надеется и верит)

...Я никогда с такою силой, 
Как в эту осень, не жила. 
Я никогда такой красивой, 
Такой влюбленной не была...

- Какая основная мысль заключается в последней строфе?

(Единение жителей блокадного города со всей страной, воевавшей против фашистов, их уверенность в победе, несмотря ни на что).

Но Родина с нами, и мы не одни, 
И нашею будет победа. 

-Где спасались люди во время бомбежек города?

(В бомбоубежищах).

-Что помогало людям выжить в блокаду, не сдаваться?

(Вера в победу, любовь к жизни, поддержка страны (например, Дорога жизни)

-Как изображается война в этом стихотворении?

(Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность, просто как жизнь, пусть очень страшная).

-Какие эпитеты использует Ольга Берггольц?

(«нагие лампочки», «горькие дни», «небывалые беды»)

-Для чего поэтесса использует цитату?

(Чтобы быть ближе к читателю, показать достоверность событий)

-В этом стихотворении много олицетворений. Назовите их.

(«свистят снаряды», «свирепеет стужа», «грозят беды»)

7. Подведение итогов урока ( 2, 5 мин.)

Вопросы для проверки знаний учеников:

-  какое событие ежегодно отмечается 27 января?

- что произошло 10 июля 1941 года?

- что вы запомнили о детях того времени?

- о чём вспоминают люди того времени сейчас?

- как искусство помогало людям в дни блокады?

- назовите имена поэтов, писавших о блокаде нашего города?

- как в то время люди могли услышать стихи?

- о чём писали поэты? Какую общую идею показывали в своих стихах?

8. Домашнее задание   (1 мин.)

Домашнее задание по выбору учеников.

  1. Самостоятельно подобрать и выучить наизусть одно стихотворение, с тем, чтобы прочитать его наизусть на следующем уроке литературы.
  2. Можно запланировать экскурсию на Пискарёвское кладбище, с обязательным посещением места, где установлена мемориальная доска с гравировкой стихов О. Берггольц  и, исходя из этого, продумать индивидуальные задания для детей.

Сетевые ресурсы:

  1. Ольга Берггольц - Сборник стихотворений. URL: https://libking.ru/books/poetry-/poetry/205271-olga-berggolts-sbornik-stihotvoreniy.html. Дата обращения: 10.06.19.
  2. Эдуард Асадов: Стихи. URL: https://rustih.ru/eduard-asadov/. Дата обращения: 10.06.19.
  3. Ленинград. Блокада. Жизни. URL: http://aroundpiter.ucoz.net/news/leningrad_blokada_zhizni/2012-03-03-20. Дата обращения: 10.06.19.
  4. Юрий Инге. Стихотворения. URL: https://poezosfera.ru/yurij-inge-stihotvoreniya.html. Дата обращения: 10.06.19.
  5. «Матч жизни» в блокадном Ленинграде. URL: https://defendingrussia.ru/a/match_zhizni_v_blokadnom_leningrade-5974/. Дата обращения: 07.06.19.
  6. Д.Д. Шостакович «Ленинградская симфония». URL: https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya. Дата обращения: 07.06.19.
  7. Как ленинградский зоопарк спасался в блокаду. URL: https://1944-2014.livejournal.com/15594.html. Дата обращения: 08.06.19.
  8. Блокадный быт. URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/16317/7/Granin%2C_Adamovich_-_Blokadnaya_kniga.html. Дата обращения: 09.06.19.
  9. Стихи читает Ольга Берггольц. URL: https://ipleer.fm/q/%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%B8+%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B5%D1%82+%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0+%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%86/. Дата обращения: 09.06.19.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение искусства для жителей блокадного Ленинграда Дисциплина : Литература Автор : Букарова Юлия Александровна, преподаватель Организация : СПб ГБПОУ «Промышленно-технологический колледж им. Н. И. Путилова»

Слайд 2

Осада Ленинграда (8.09.1941 – 27.01.1944) Голод Лишения Война Дети

Слайд 3

«Ленинград мы не штурмуем сейчас сознательно. Ленинград выжрет сам себя».

Слайд 4

Паек Ленинграда: Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки, Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов, Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов, Войскам первой линии — 500 граммов.

Слайд 7

Осень ‑ зима 1941‑1942 годов Осень ‑ зима 1941‑1942 годов

Слайд 8

Осень ‑ зима 1941‑1942 годов

Слайд 9

Дети блокады

Слайд 10

Дети блокады

Слайд 11

Дети блокады

Слайд 12

значение искусства для жителей блокадного города

Слайд 13

Футбольный матч как матч "жизни" состоялся в блокадном Ленинграде 6 мая 1942 года

Слайд 14

клуб "Динамо" против "Ленинградского металлического завода"

Слайд 16

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906 – 1975) «Петербургская симфония»

Слайд 19

Ленинградский зоопарк

Слайд 24

Поэзия Ольги Берггольц Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда.

Слайд 25

Елена Вечтомова Дети. Все это называется - блокада. И детский плач в разломанном гнезде... Детей не надо в городе, не надо, Ведь родина согреет их везде. Детей не надо в городе военном, Боец не должен сберегать паек, Нести домой. Не смеет неизменно Его преследовать ребячий голосок. И в свисте пуль, и в завыванье бомбы Нельзя нам слышать детских ножек бег. Бомбоубежищ катакомбы Не детям бы запоминать навек. Они вернутся в дом. Их страх не нужен. Мы защитим, мы сбережем их дом. Мать будет матерью. И муж вернется мужем. И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Слайд 26

Эдуард Асадов Поэт обращается к лучшим человеческим качествам — к доброте, верности, благородству, великодушию, патриотизму, справедливости.

Слайд 27

Юрий Инге

Слайд 28

После войны на гранитной стене Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470 000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены слова: Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект классного часа на тему: "Поэты блокадного Ленинграда. Наталья Крандиевская"

План-конспект классного часа, посвященного поэтессе блокадного Ленинграда Наталье Крандиевской-Толстой. Методическая разработка классного часа содержит краткую биографию и стихи Н. Крандиевской-Толсто...

Новый год в блокадном Ленинграде

Сценарий мероприятия для среднего школьного возраста, призванное воспитывать патриотизм, расширять знания о городе Ленинграде в блокадное время ВОВ....

Организация учебной экскурсии на тему "Судьбы блокадного Ленинграда" по музею РКТК

В статье представлен материал, составляющий важную часть музея "Блокадная комната" Российского колледжа традиционной культуры....

УРОК МУЖЕСТВА, ПОСВЯЩЕННЫЙ ПАМЯТИ ЗАЩИТНИКОВ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ЛЕНИНГРАДСКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Сценарий урока мужества, посвященный памяти защитников блокадного Ленинграда...

Доклад к Ломоносовским чтениям на тему "Преступления блокадного Ленинграда (по страницам воспоминаний и архивных документов)"

Доклад выполнен обучающимися 1 курса профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» Шишовым Ильей и Коковиным Ярославом...

Сценарий "Страницы блокадного Ленинграда"

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ через изучение истории блокадного Ленинграда, подвига, совершённого его жителями.Задачи: 1. Привлечь внимание к и...

Статья по дисциплине «История России» по теме: «Блокада Ленинграда.Дети блокадного Ленинграда»

Данную статью можно использовать в качестве дополнительного материала на уроке истории....