Профильная смена "Лето книжное, будь со мной!" Проект смены.
проект на тему

Поздняк Ольга Петровна

Проект профильной смены рассчитан для учащихся 6 классов. В проекте отражены основные направления работы педагога-библиотекаря с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_smeny.docx32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Новобурейская средняя общеобразовательная школа №3

 п.г.т. Новобурейского Бурейского района Амурской  области

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_________Рыжевская В.П.

«        » __________ 2018 г.

Утверждено

Директор школы –

_________ Туманов Д.Н.

«       » _________2018 г.

Летняя профильная смена

«Лето книжное, будь со мной»

ПРОЕКТ

 «Книжкина больница»

Руководитель проекта:

педагог-библиотекарь

Поздняк Ольга Петровна,

1 категория

2018 год

                   Пояснительная записка

   Сегодня книга - величайшее достижение человеческого разума, стала органической потребностью каждого человека. Она помогает овладевать знаниями, познавать людей, окружающий мир, приобретать профессию и приобщаться к прекрасному. С рождением ребёнка в семье непременно появляется и детская книга. И хотя в два- три года малыш ещё не читатель, а слушатель и зритель, но он уже привыкает к тому, что книга несёт ему радость познания. Придя в школу, юный гражданин на много лет связывает свою судьбу с учебниками и другой литературой, постигая с их помощью основы знаний и культуры, трудовые умения и навыки.   Только в общеобразовательной школе насчитывается более сотен наименований учебников и пособий, а если и учитывать и те книги, которые выходят на многих языках народов России, то эта цифра возрастает до нескольких тысяч! Работники образования, издательств и полиграфических предприятий стремятся дать школьникам умные, добротные, красочные, долговечные книги. Но при частом пользовании, небрежном обращении, неправильном хранении книга со временем ветшает, утрачивает свой первоначальный вид, и дальнейшая работа с ней затрудняется. Особенно подвержены этому книги для детей, поскольку ребята ещё не обладают навыками правильного обращения с ними. Сейчас, при постоянно растущем спросе на книги, а также в связи с бесплатной выдачей школьных учебников проблема их сохранности и продления срока пользования учебниками и другой литературой становится весьма актуальной. Учебники – это всенародное достояние, посредством которых в юных сердцах сеется «разумное, доброе, вечное», и забота о сохранности учебной книги библиотечного фонда должно стать составной, органической частью воспитательной работы в школе во внеурочное время на период летних каникул.

Проект «Книжкина больница» очень своевременен и актуален.

Главным в проекте является то, что учащиеся смогут повысить уровень своей книжной культуры, адекватно оценивать ситуации, быстро принимать правильное решение, иметь большой объём памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.

Возможно, что дети книгу станут воспринимать как живое «существо», которое одаривает их умными мыслями, развлекает, ничего не требуя взамен. Вместе с тем и эти безмолвные «существа» нуждаются в уходе и заботе.

Участвуя в проекте «Книжкина больница» дети смогут проявить доброту, отзывчивость и талант. Постоянно занимаясь с детьми, увлекая их чем-то новым, по настоящему полезным, дети охотно откликнутся и включатся в работу с желанием, интересом. Ребята в ходе работы почувствуют важность своего туда, самостоятельно придут к выводу: книги обязательно надо беречь!

«Книжкина больница» для ребят – это и игра, и труд, и новые знания, ремонт книг для них превращается в интереснейшее дело.

Актуальность данного проекта состоит в том, что он помогает учащимся адаптироваться в сложном информационном потоке. Учит их работать с книгой, систематизировать и обобщать полученные знания. Формирует у детей умение читать осознанно и избиратель, соотнося свои потребности и возможности.

Реализация проекта способствует развитию интеллектуальных, творческих способностей и интересов детей, вооружает их приёмами познавательной деятельности, углубляет и расширяет знания и практические навыки, развивает память и внимание.

Проект способствует воспитанию трудолюбия, ответственности, бережливости, целеустремлённости, способности к сотрудничеству.

Цель и задачи проекта:

  • освоить приёмы работы с книгами, развивать умение и навыки для лечения книжек;
  • научить каждого учащегося не только бережно относиться к книге, но и умению вовремя отремонтировать, восстановить  повреждённый или изношенный учебник, книгу, оставить его пригодным для использования младшими товарищами в будущем;
  • приобщить ребят к работе в группе и дать возможность проникнуть в тайну производства книги, познакомиться с её историей, способами изготовления;
  •  пробудить и сформировать у детей интерес к детским книгам, желание их читать, развивать способность думать над книгой, развивать стремление самостоятельно сосредоточить своё внимание на книге, чтобы проникнуть в её содержание;
  • воспитывать чувство коллективизма, ответственность и уважение к книгам;
  • занять детей важным и полезным делом.

Задачи проекта:

Обучающие:

       * -формирование у детей бережного отношения к книге;

       * - обучение практическим навыкам по ремонту книг.

         Воспитательные:

  • - воспитание бережного отношения к книге; трудолюбия.
  • - воспитание познавательной активности и устойчивого интереса к книге.

Развивающие:

  • - расширение кругозора детей;
  • - пробуждение творческой активности ребёнка;
  • - раскрытие индивидуальных способностей;
  • - формирование у детей элементов творчества;
  • Метапредметные результаты:
    владение учащимися основными знаниями о разных методах  ремонта книги;
    умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

Ожидаемые результаты

по окончании Проекта учащиеся должны знать:

  • элементы книги;
  • ключевые понятия библиографии;
  • виды справочной литературы;
  • информационные источники информации;
  • правила коллективной и самостоятельной деятельности.

     уметь:

  • систематизировать полученные знания;
  • находить нужный источник информации;
  • объединять в единое целое полученную информацию;
  • анализировать творческую деятельность свою и товарищей;
  • проявлять оригинальность мышления;

приобрести навыки:

  • практическая работа (самостоятельно ремонтировать книги);
  • как правильно пользоваться инструментами для ремонта книг.

В конце проекта подводятся итоги:

  • выставка изделий (отремонтированные книжки, книжки, сделанные учащимися, поделки);
  •  обсуждение вопросов «какие знания и умения приобрели учащиеся, что сделали для библиотеки, сколько отремонтировали книг»;

Формы и режим проведения занятий.

Формы занятий:

1. Экскурсия

2. Групповые формы работы;

3. Индивидуальные формы работы;

4. Познавательно-развлекательные викторины;

5. Беседа.

7. Выставки работ учащихся (рисунки, книжки-малышки, закладки для уч-ся, отремонтированные учебники, художественные книги).

Проект разработан для летней профильной смены. Занятия с детьми среднего школьного возраста - 6 классы в количестве (40 человек) будут проводиться на базе МОБУ Новобурейской СОШ №3 в школьной библиотеке по 3 часа в день. Проект рассчитан на поэтапное освоение материала на занятиях.

Сроки реализации проекта 5 дней.

                      Тематическое планирование

Дата проведения

№занятия

Тема занятия

Форма проведения

июнь

1.

2.

3.

4.

5.

Знакомство с библиотекой

«Путешествие в страну Читалию». Что мы знаем о книге и библиотеке)

Основные правила пользования библиотекой, учебниками, художественной литературой. История появление первых основных источников информации

«Книжка на диске»

(Электронные книги , аудиокниги)

«Будь здорова книжка»

 «Что и как мы найдем в библиотеке?»

«Жили – были книжки «

(Знакомство со структурой книги)

«Художник иллюстрирует книгу…»

(Элементы оформления книги)

«Мир книжной закладки»

«Будь здорова книжка»

«Сегодня мы художники»

(Рисунок к любимой книге)

«Как хорошо уметь читать…»

 «Айболит ведет приём»

«Литературные загадки»

«Игра в рекламу»

(Реклама книги , журнала , библиотеки)

«Библиотека , книжка , я –вместе дружная семья!»

(Итоговое занятие)

Оформление альбома , изготовление книжек-малышек, выставка вылеченных книг

«Живи, книга».

Ознакомительная экскурсия

Беседа – обзор

Занятие– прослушивания

Практическое занятие

Беседа

Практическое занятия

Выставка-конкурс

Громкие чтения

Практическое занятие

Видеовикторина

Игровое занятие

Практическое занятие

                                        Содержание занятий

                                      «Книжкина больница»

Основные правила пользования библиотекой. Познакомить с понятиями  «пользователь», «документ», «источники», «информация».

Стихи, сказки и загадки про звериные повадки. Игра-викторина.

 Как хорошо уметь читать, не надо к маме приставать! Громкие чтения детских произведений.

Художественная литература, периодические издания детям, ее назначение. Будь здорова книжка! Простейшие операции по ремонту книг: подклеить обложку, вклеить выпавший лист. Книжная выставка «Эти книги, лечим сами». Практикум.

 «Книжкина больница».  Увлекает детей в мир книг, расширяет круг знаний учащихся, повышает интерес к чтению.

Основные знания об истории книги (камень, папирус, пергамент). Древнейшие и средневековые библиотеки (Египетская, Александрийская, книжные собрания Древней Руси). Знакомство с древнейшими библиотеками.

Структура библиотечной системы. Правила пользования библиотекой. Книжная выставка «Читаем вместе».

Система расстановки библиотечного фонда. Познакомить с расстановкой книг в библиотеке (слева направо, корешком наружу, по алфавиту, что такое разделитель, справочная, энциклопедическая литература, словари).

 Поиск нужной информации в библиотеке. Познакомить учащихся с отделами библиотеки (читальный, абонементный, справочная, художественная литература).

Справочно-библиографический аппарат библиотеки (СБА). Алфавитный каталог (АК). Познакомить с алфавитным каталогом, каталожной карточкой. Игра «Найди книгу по автору?». Урок практикум.

Поиск документа на полке. Объяснить понятие «документ», почему у каждого документа «свое место».

Виды словарей и их назначение. Познакомить со словарями: орфографический, толковый, грамматический, иностранных слов. Книжная выставка «По словарям от А до Я», игра «Значение слова». Урок-практикум.

Правила пользования справочными изданиями. Понятия «читальный зал» и «справочная литература» чем они схожи.

Отзыв на прочитанную книгу. Дневник чтения. Рекомендации на прочитанную книгу. Форма ведения дневника, иллюстрации. Урок-практикум.

Детская периодическая печать. Познакомить с периодической печатью для младшего школьного возраста: «Колобок», «Миша». Обложка, тематика, иллюстрации. Урок-практикум.

Роль информации в современном мире. Основные понятия: информационные ресурсы, культура, документ, Интернет. Урок-практикум.

Список литературы:

  1. Андреева О.В. История книги: Хрестоматия. Ч.II. – М.: МГАП «Мир книги», 1997. – 206с.
  2. Бединская Е. Основы информационной культуры школьника: Программа для       учащихся 5-6 классов //Школьная библиотека. – 2002. - № 3. –с.9.
  3. Бирюкова А.П. Программа "Библиотечно-библиографические и информационные знания младших школьников 1-4 классов" //Школьная библиотека. - 2003. - № 1. - с.55-57.
  4. Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях /Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубова: Учебно-методическое пособие. - М.: Школьная библиотека, 2002. - 208 с.
  5. Караваева Е.А. Из опыта ведения курса «Информационная культура личности»// Школьная библиотека. – 2005. - № 8. – с.40.
  6. Книговедение: Энциклопедический словарь/ Ред. Коллегия: Н.М. Сикорский и др. – М.: Сов. Энциклопедия, 1982. – 664с. 
  7. Краткий справочник школьного библиотекаря/О.Р. Старовойтова при участии Т.И. Поляковой, Ю.В. Лисовской; Под общей редакцией Г.И. Поздняковой. – СПб: Профессия, 2001.-352 с. – (Серия «Библиотека»)
  8. Крук Н. Формирование информационной культуры школьников как неотъемлемая составная часть учебной деятельности //Школьная библиотека. - 2001. - № 8. - с. 16-21.
  9. Мяотс О.Н. Уроки информационной грамотности в школе: Методические рекомендации. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека  в школе»).
  10. Стародубова Г.А. Библиотечное занятие: операционное описание технологического              процесса его подготовки и проведения /Г.А. Стародубова, Л.А. Савкина //Школьная библиотека. - 2002. - № 1. - С. 28-29.
  11. Тихомирова И.И. Методический словарь справочник для библиотекарей «Психология детского чтения от А до Я // Школьная библиотека. – 2003. - №1,2,3,5,6,8,9-10.
  12. Формирование основ библиотечно-библиографической грамотности в целях развития умений и навыков умственного труда: методические рекомендации в помощь учителю и школьному библиотекарю. – М., 1987. – 145 с.

                       Инструктаж по технике безопасности.

        Перед началом работы обязательное проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила подготовки рабочего места перед началом работы

1.Положи на парту клеёнку, рабочую доску

2.Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе

3.Приготовь тряпочку или салфетку для рук

               Правила безопасной работы с ножницами

1.Соблюдай порядок на своем рабочем месте

2.Перед работой проверь исправность инструментов

3.Не работай ножницами с ослабленным креплением

4.Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами

5.Работай ножницами только на своем рабочем месте

6.Следи за движением лезвий во время работы

7.Ножницы клади кольцами к себе

8.Подавай ножницы кольцами вперед

9.Не оставляй ножницы открытыми

10.Храни ножницы в чехле лезвиями вниз

11.Не играй с ножницами, не подноси к лицу

12.Используй ножницы по назначению

               

 

                 Правила безопасной работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется

2.Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе

3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой

4.Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом

              Правила уборки своего рабочего места

1.Сложи материалы и инструменты в коробку

2.Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор

3.Протри инструменты и парту тряпочкой

4.Тщательно вымой руки с мылом

5.Все принадлежности убери.

Занимаясь ремонтом книг дети, увлекаются новым, по-настоящему полезным делом, включатся в работу с желанием и интересом. Ребята в ходе работы прочувствуют важность своей работы, самостоятельно придут к выводу: книги надо беречь!

Итогом всей профильной смены стала выставка отремонтированных книг «Живи, книга».
   Выставка отремонтированных книг является доказательством пользы работы «Книжкиной больницы». Все детские работы – живое свидетельство пользы данной работы.

Смета на приобретение канцтоваров для летней профильной смены «Лето книжное, будь со мной!»

Канцелярские товары

Наименование

ед. изм.

кол-во

1.

Блок флажок пластмассовый

шт.

1

2.

Блок бумаги для записей с клеящейся полосой

шт.

2

3

Бумага цветная

пачка

2

4.

Бумага А4 (белая)

пачка

2

5.

Дырокол

шт.

1

6.

Карандаш простой

шт

10

7.

Клей-карандаш

шт

5

8.

Картон

упаковка

2

9.

Ластик

шт

5

10.

Корректирующая жидкость

шт

1

11.

Маркер широкий (3 цвета)

набор

1

12.

Клей ПВА

шт

2

13.

Кисточка 

шт

5

14.

Линейка

шт

3

15.

Ножницы

шт

3

16.

Краски (гуашь)

пачка

1

17.

Карандаши цветные

пачка

2

18.

Ручка шариковые

шт

10

19.

Ручка гелевые

шт

2

20.

Скобы для степлера

пачка

1

21.

Скотч (широкий)

шт

5

22.

Скрепки

пачка

1

23

Степлер

шт

2

24

Фломастеры (разноцветные)

пачка

4

25

Скотч (узкий)

шт

        3

Итого

шт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развивающей грамоте и обучению чтения по программе "АБВГДейка". Создание пространства Любви. Выставка − беседа «Книжный мир».

Данная тема занятия выбрана мною не случайно. Первое занятие, урок в школе,  я всегда начинала с создания пространства ЛЮБВИ. Оно, это прстранство, всегда помогало мне, охраняло мир в классе, а в...

Конспект урока по окружающему миру "Из книжной сокровищницы Древней Руси" (4 класс)

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 4 классе по теме «Из книжной сокровищницы Древней Руси " УМК "Школа России". В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя...

Книжное царство - мудрое государство

Презентация "Книжное царство - мудрое государство" приветмтвует вас! Пезентация рассказывает о библиотеке МОБУ Новобурейской СОШ №3....

Управление мотивацией в организации (на примере национальное книжное издательство «Бичик»)

В статье рассмотрены процессы движения персонала в организации и проанализирована применяемая система мотивации персонала, выявлены ее достоинства и недостатки. А также представлены результаты исследо...

Презентация "Книжная полка". "Дышим легко"

30 мая Всемирный день борьбы против астмы и аллергии. Цель этого мероприятия – повысить осведомленность общества о симптомах, течении, последствиях астмы и аллергии. Активисты пропагандируют иде...

Проект "Книжная полка". "Природа, земля, человек"

Пандемия COVID 19 - напоминание о том, что здоровье человека связано со здоровьем планеты. Коронавирусы являются зоонозами, т.е. передаются от животных к человеку, и исследования свидетельствуют об их...

Проект "Книжная полка". "24 мая - День славянской письменности и культуры"

Ежегодно 24 мая в славянских странах отмечается День славянской письменности и культуры. Связан этот праздник с именами святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия – славянских просветител...