Доходы семьи
классный час на тему

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_dohody_semi.docx147.85 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности для учащихся

  5-6 классов

Тема: «Доходы семьи».

Место занятия в системе образования: мероприятие предназначено для воспитанниц 5-6 курса; внеурочная деятельность

Форма занятия: час общения с элементами ролевой игры

Цели:

Обучающая – формирование первоначального понятия о семейном бюджете; освоение воспитанницами знаний о структуре семейного бюджета;  выявление основных источников формирования семейного бюджета; приобретение навыков экономичности, бережливости.

Развивающая –  умения учащихся анализировать полученную информацию и выделять главное; развитие экономического образа мышления и потребности в овладении знаниями и умениями составления семейного бюджета, востребованными в повседневной жизни; формирование умения коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.

Воспитывающая  - воспитание ответственности за экономическое решение практических задач по рациональному использованию доходов семьи; воспитание экономности, бережливости, предприимчивости.

Планируемый результат:

Личностный: воспитанницы смогут определять доходы семьи, рассчитывать семейный бюджет и определять его тип.

Материалы и оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Доходы семьи»;  материал для создания индивидуального глоссария, раздаточный материал (карточки с указанием ролей для проведения игры)

План проведения занятия

№ этапа

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучаюшихся

Планируемые результаты

1.

Организация класса

Организация внимания, включение обучающихся в мероприятие

Проверяют готовность к занятию, мобилизуются и организуются на работу

Создание позитивного настроения

2.

Мотивация. Актуальность данной темы

Мотивирует обучающихся с помощью исторических сведений и вопросов

1.Отвечают на вопросы учителя и вступают с ним в диалог.

2. Распределяются по группам: помощники-консультанты (оказывают информационную поддержку), семьи с различными доходами

Уметь сформулировать цель мероприятия

3.

Информационный блок.

Введение экономических понятий:

 - семейный бюджет, доход, расход, виды дохода (пассивный/активный, постоянный/временный), виды семейного бюджета (сбалансированный, избыточный, дефицитный)

Информационная работа помощников – консультантов, создание и заполнение индивидуального глоссария по экономическим понятиям.

4.

Объяснение правил игры

Объясняет правила проведения сюжетно-ролевой игры

Работают в группах, распределение семейных ролей (мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат), обсуждение выбранных ролей и доходов семьи

Уметь оформлять свои мысли, слушать и понимать других, находить ответы на вопросы

5.

Практическая часть №1.

Проведение сюжетно-ролевой игры «Доходы семьи»

Контролирует правильность выполнения заданий, контролирует их работу

Представляют доходы  каждой семьи в зависимости от вида семейного бюджета: (сбалансированный, избыточный, дефицитный)

6.

Физминутка

Проводит физминутку

Выполняют упражнения

7.

Практическая часть № 2.

Решение кейсов

Постановка ситуационных кейсов, направленных на выявление проблем, возникающих в семейных  бюджетах

Работа в группах.

Решение проблемных ситуаций, возникающих в связи с отсутствием какого-либо вида дохода.

8.

Рефлексия

Организует рефлексию

Анализируют свою деятельность, делают выводы

Тема: «Доходы семьи».

  1. Организационный этап

Взаимное приветствие учителя и воспитанниц. Проверка готовности к занятию: наличие письменных принадлежностей, тетрадей, раздаточного материала (карточки с указанием ролей для проведения игры)

  1. Мотивация и актуальность данной темы. Беседа с воспитанницами
  2. Информационный блок .Работа помощников-консультантов, создание и заполнение индивидуального глоссария по экономическим понятиям.
  1.  Введение экономических понятий:  семейный бюджет, доход, расход, виды дохода (пассивный/активный, постоянный/временный), виды семейного бюджета (сбалансированный, избыточный, дефицитный)

- С точки зрения экономики семейный  бюджет - это баланс доходов семьи и расходов

-Что такое доход?

  • Доход – это все денежные и материальные средства, поступающие в семью, в результате полезной деятельности членов семьи.
  • Виды доходов:

-заработная плата членов семьи*

-доход от предпринимательской деятельности*

-государственные пенсии и пособия*

-стипендии*

-доходы от банковских вкладов и накоплений*

-доходы от ценных бумаг*

-доход от сдачи недвижимости и других средств в аренду*

-выплаты и льготы от общественных организаций*

-Доходы от приусадебного хозяйства*

-иные доходы

- Заработная плата – оплата за наемный труд. С точки зрения теоретической экономики, заработная плата – это разновидность обмена, при котором  одна сторона предоставляет свой труд, а другая -деньги. Уровень определенной заработной платы представляет собой меновую стоимость этого вида труда в определенном месте и в определенное время. Как правило уровень заработной платы зависит от специальности, подготовленности, общего и специального состояния спроса и предложения на труд и т.д.

  Каждый трудоспособный человек должен понимать, что чем его квалификация выше и его специальность дефицитнее, тем, как правило, выше его заработная плата относительно других. Вот для чего надо уметь правильно выбирать себе специальность, и, конечно же, стремиться в своем деле стать докой.

     Формы оплаты за труд могут быть различные: повременные, повременно-премиальные, сдельные, сдельно-прогрессивные, многофакторные и т.д. Но, в конечном счете, работнику платят за отработанное время, только используя различные стимулы для качественного и интенсивного труда со стороны работника.  

- Индивидуальное предпринимательство без использования наемной рабочей силы – это экономически обособленная деятельность любого специалиста в одиночку. Например, адвокат, слесарь-сантехник, электрик, обувщик, дилер и т.д. Каждый из этих специалистов мог бы работать и как наемник, но предпочел свободную деятельность. Однако здесь надо сразу же понимать, что не только весь доход от сделанного будет принадлежать работнику, но и вся ответственность за деятельность тоже самого работника: регистрация в налоговой, ПФР, уплата налогов и других платежей, открытие счета, ведение учета, поиск клиентов и т.д

-Предпринимательство с использованием наемной рабочей силы – это любая предпринимательская деятельность с использованием наемников. Это может быть как небольшое предприятие по эгидой ИП, численностью в 3 человека, так и целое объединение предприятий (ООО, ЗАО, ОАО и т.д.),

-Рантье – это, например, последняя группа из вышеупомянутых получателей доходов (различного рода неработающие акционеры и пайщики), а также, лица, просто сдающие в аренду какое-то имущество, права и т.п., предоставляющие различные займы и т.д. относятся к лицам, получающим пассивный доход. Ранее таких лиц называли просто рантье. Рантье – это лица, получающие доходы от предоставления своих накоплений (имущества, денег, прав и т.п.) во временное пользование другим лицам за определенное вознаграждение. Для того чтобы стать рантье необходимо иметь приличные накопления, которые надо либо накопить, либо получить в наследство.

-Пенсии – доходы, как правило, пожилых или нетрудоспособных граждан. Размер пенсии зависит от различных факторов.

-Различные пособия, льготы – это различные компенсационные выплаты или взаимозачеты, выплачиваемые определенной части граждан, как правило, нуждающихся в материальной помощи (большая часть пенсионеров, инвалидов, пострадавших от стихийных бедствий или действий или бездействия государства). Данные доходы для граждан редко бывают основным источником для существования, обычно, эти доходы являются дополнением уже к какому-нибудь основному источнику доходов.

-Прочие виды доходов – это доходы, получаемые гражданами от лотерей, игр на бирже и других, различных социальных или торговых акций и т.п. Разумеется, что рассчитывать на эти виды доходов может далеко не всякий, здесь нудны дополнительные умения: постоянно следить за  финансовой ситуацией, чтоб оказаться в нужное время в нужном месте, и конечно же, нужно хорошее везение. Этот вид доходов является непостоянным. Определенные специалисты занимаются им определенное время, но и они тоже не застрахованы от неудач.

-Так что же собой представляет расходы семьи? 

  • Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.
  • Семейный бюджет состоит из доходов и расходов.

-  Сбалансированный бюджет – доходы равны расходам

-Профицитный (избыточный) – доход больше расходов

-Дифицитный – доходы меньше расходов

- Какие существуют виды семейного бюджета?

В зависимости от периода планирования выделяют месячный, квартальный, полугодовой, годовой бюджеты.

 Чаще всего используется месячный и годовой бюджеты. Бюджет на месяц- самый популярный. Заработная плата выплачивается работодателем  раз или два в месяц, оплачиваем коммунальные платежи, кредиты, кредитные карты, аренду за квартиру, детские садики и прочие расходы – тоже раз в месяц. Поэтому планирование на месяц вперед очень удобно.

Годовой бюджет удобен тем, что в него можно запланировать сезонные траты и расходы на отпуск. К сезонным тратам можно смело отнести зимнюю и демисезонную одежду/обувь, автомобильные шины и т.д. В этот бюджет отлично включаются не только годовые премии и бонусы, но и такие расходы, как автомобильные и медицинские страховки, ремонт квартиры, обновление мебели, автомобиля и т.д.

В первую очередь нужно приступить к составлению бюджет на месяц, а затем очень легко начать планировать свои финансы на год или более вперед.

В зависимости от методики составления выделяют процентный и суммовой бюджеты. Суммовой бюджет предполагает измерение в денежных единицах. Процентный бюджет подразумевает использование процентных величин статей бюджета. Процент вычисляется от общей суммы дохода или расхода.

Плюс суммового бюджета в том, что он открывает для вас дополнительные резервы экономии.

 

2. Фронтальная работа

Воспитатель: Важно ли планировать бюджет семьи? (Ответы детей – Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.)

ВоспитательКто планирует бюджет в семье? (Ответы детей – Мама, папа, бабушка, вся семья)

ВоспитательА есть ли бюджет у нашего государства? (Ответы детей – Есть)

ВоспитательКто его планирует? (Ответы детей – Правительство)

ВоспитательА кто-нибудь из вас планировал хоть раз свой бюджет? (Несколько детей поднимают руку). Вы все каждый месяц планируете свой, пусть небольшой, бюджет.

ВоспитательА что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?(Ответы детей – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.)

ВоспитательЧто значит «экономить», как вы понимаете (Ответы детей – не тратить зря электричество, делать необходимые покупки )

ВоспитательА на чем нельзя экономить? (Ответы детей – на отдыхе, здоровье, вещах первой необходимости)

Культура общения с деньгами – это часть общей культуры человека. Вам уже сейчас стоит серьезно задуматься над тем, откуда берутся деньги.

Что же касается непосредственно бюджета, то хочется сказать еще одно. Он в разные годы жизни будет разным. Разными будут и потребности. Редко даже самые обеспеченные семьи проживают, не познав финансовых трудностей. Только не надо из этого делать трагедию. Деньги определяют многое в нашей жизни, но, к счастью, не все.

Самое главное – научиться жить по средствам, на деньги, что заработаны честным трудом. И при этом не страдать, что не все покупки по карману.

Если счастье не ставить в зависимость от материальных благ, если видеть главную ценность не в деньгах, а в теплых, сердечных отношениях, то они окажутся важнее любых приобретений.

«Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга».

III часть ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Словарик.

  1. Глосса́рий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний
  2. Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные субъектом лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (наследство, продажа чего-нибудь, стипендия, лотерея, проценты от сбережений)
  3. Семейный бюджет – баланс доходов и расходов семьи за установленный период времени.
  4.  Расходы – это денежные затраты, идущие на удовлетворение потребностей членов семьи.

Приложение

C:\Users\a0329\Desktop\1.jpg

C:\Users\a0329\Desktop\2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»

Методическая разработка   урока  по Основам экономики на тему  «ВНП, особенности его учёта. Расчёт ВНП по доходам и расходам. Понятие и расчёт ЧНП, НД, ЛД, РД»  составлена в р...

Презентация на тему «Доходы, проблемы социальной политики государства»

Эта презентация предназначена для использования на уроке на тему: «Доходы, проблемы социальной политики государства». Представленная в презентации информация в наглядной форме способствует изучению ма...

Презентация к уроку по теме: "Доходы и расходы"

Презентация включая тест на повторение, статьи доходов и расходов, закон Э.Энгеля, " Перевёртыши", задание на закрепление  изученной темы....

Методическая разработка "Налог на доходы физических лиц"

Знание основных элементов налога, умение рассчитывать сумму НДФЛ, применять налоговые вычеты необходимо как будущим специалистам, так и каждому физическому лицу, получающему доход....

Лекция с использованием информационных технологий. Учет прочих доходов и расходов

Лекция с использованием информационных технологий. Учет прочих доходов и расходов...

Зарплата как источник дохода

Данный материал может быь использован при проведении уроков по дисциплине "Основы финансовой грамотности"...

Конспект урока по предмету ЭК.04 Актуальные вопросы обществознания на тему: «Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход».

Какие бы вопросы экономике мы не изучали и не рассматривали, всегда сталкиваемся с тем, что в центре данной науки, человек, семья. Семья является основной потребительской единицей в экономике, или, ка...