Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности
классный час на тему

Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Красивая жизнь киноэкранных героев, зазывающая своим блеском реклама, соблазн сверкающих витрин магазинов. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека. Сориентироваться подростку в этих сложных денежных отношениях поможет открытый коллективный разговор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности учащихся  5-6 класса.

Цель: способствовать формированию экономической грамотности. 

Задачи:

  • Обучающая - ознакомить учащихся с понятием денег.
  • Развивающая - формировать умение коллективного обсуждения, правильно расставлять приоритеты и принимать разумные решения, развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности  к изменяющимся внешним условиям;.
  • Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость,  совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
  • Осмыслить понятия: деньги, доход, предприниматель, финансовый консультант, банк, семейный бюджет.
  • Проанализировать условия жизни и потребности конкретной семьи для принятия решения о распределении имеющихся  средств.
  • Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления, способности к анализу сложившейся ситуации, принятию ответственного и своевременного решения.

. Методы обучения:  беседа, рассказ, объяснение, самостоятельная работа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

План занятия.

3.Основной этап: разминка. Соедините две части пословицы.

а) Выполнение задания «Знаешь ли ты экономические термины?».

б) Обмен мнениями по предложенной ситуации для принятия оптимального решения.

в) Работа в группах.

г) Демонстрация домашнего задания.

4. Этап обобщения систематизации знаний и закрепление изученного: что выгоднее для каждой конкретной  семьи?

5. Подведение итогов.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Приветствие.

II. Мотивационное начало урока.

Воспитатель:

Задумайтесь над тем, зачем мы собрались? Посмотрите на тему нашего занятия и подумайте над следующим вопросом. Что вы хотели бы узнать или понять?

Тема: Деньги .

Цель нашего занятия:

узнать, что такое деньги и из каких источников можно получить денежные доходы.

Сегодня много разговоров о рынке, рыночных отношениях. Они охватили все общество, в том числе семью и школу.  Экономические знания необходимы не только тем, кто хочет стать бизнесменом. Элементарная экономическая образованность на пользу каждому человеку. Без нее невозможно наладить свою жизнь, свой быт и т.п.                  Сегодня ученик младших классов должен знать, что такое деньги, с чего складывается бюджет семьи и школы, что такое цена товара, от чего она зависит, как создается богатство и каковы его источники.
Как вы понимаете, что такое деньги простым и понятным языком?

В самом упрощенном варианте определение денег звучит как финансы. И когда говорят: «Финансы поют романсы» - все понимают, что речь идет о недостатке денег.

Но финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и акции, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

III Основной этап.   Выполнение задания «Знаешь ли ты экономические термины?».

Термин “экономика” ввёл в научный оборот выдающийся философ Древней Греции Аристотель (384-322г.г. до Н.Э.), составил его из двух греческих слов: “Эйкос” – “хозяйство” и “Номос” – “закон”; так что “экономика” в переводе с древнегреческого означает “законы хозяйства”. Сейчас слово экономика – хозяйство и хозяйственная деятельность, т.е. совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей. Экономику называют также науку о хозяйстве и хозяйственной деятельности.

Воспитатель: Из чего же составляется бюджет наших семей? Чтобы обсудить этот важный для всех людей вопрос мы проверим, знаете ли вы основные экономические термины по нашей теме.

Задание: Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.

Вопросы:

  1. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
  2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
  3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
  4. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
  5. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
  6. «Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
  7. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта (пиастр)
  8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
  9. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
  10. Лицо торговой точки это что? (витрина)
  11. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
  12. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)

Задание: на экране появляется термин, а вы должны его объяснить. Затем мы сверим ваши объяснения с правильной их трактовкой.

Личный доход - личные доходы граждансемей и домохозяйств, получаемых в виде денежных средств. К ним относятся: заработная платапенсиястипендияпособие, доход от продажи товаров, произведённых в собственном хозяйстве, денежные поступления в виде платы за оказанные услуги, авторские гонорары, доход от продажи личного имущества.

Семья социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.

Основные материальные потребности- потребности человека в еде, одежде и жилье.

Натуральное хозяйство образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить все или почти все, что ей нужно для жизни.

Частная собственность- форма юридического закрепления за гражданином прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать как для личного потребления, так и для осуществления коммерческой деятельности

Бизнес-это система деловых отношений с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей участников сделок.

Прибыль-это разница между суммой денег от реализации товаров и услуг и затратами на их производство, продажу.

Заработная плата (номинальный доход)- денежное вознаграждение, которое получает работник или семья за свой труд, за определенный период времени.

Ресурсы- источники, средства обеспечения жизни людей, предпринимательской деятельности, производства. Ресурсы бывают: природные, трудовые, основной капитал ( здания, оборудование), оборотный капитал (сырье, материалы, энергия), финансовые (денежный капитал).

Капитал семьи- это недвижимость (жилье, сарай, погреб, гараж и др.), технические средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, трактор, электрические устройства и т.п.), деньги и ценные бумаги. Под капиталом следует понимать стоимость, приносящую дополнительную, или самовозрастающую стоимость.

 Доход — деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или  какого-либо рода деятельности. Различают совокупный и денежный доходы. Если в совокупный  входят все виды доходов (зарплата, дивиденды на акции, льготы, бесплатная путевка в дом отдыха, служебная машина), то денежный доход включает только деньги, полученные за определенный период времени.

 Расходы - уменьшение суммы первоначальных средств в течение отчетного периода.

Бюджет – в переводе с английского означает «денежная сумка» - это смета или финансовый отчет, который суммирует доходы и расходы за определенный период времени (месяц, год).

 Потребительским бюджетом называют таблицу доходов и расходов человека, семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год.

Прожиточный минимум - это социально-экономическая категория, характеризующая минимум жизненных средств, физически необходимый для поддержания жизнедеятельности людей и восстановления их рабочей силы, т. е. тот самый минимум, который необходим человеку для существования.

Потребительская корзина - это принятый в данной стране расчетный годовой набор товаров и услуг, потребление которого обеспечивает необходимый уровень жизни населения. В потребительскую корзину входят основные продукты питания: молоко, хлеб, мясо, масло, фрукты, овощи, различные услуги и т. д.

Спрос – количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного времени.

Ссуда – передача материальных ценностей или денег одними участниками договора займа другим на условиях возврата и, как правило, с уплатой процента.

Стоимость – выраженная в деньгах ценность чего-либо или величина затрат на что-либо.

Чистая прибыль –часть прибыли, которая остается в полном распоряжении семьи после уплаты налогов и других обязательных платежей.

- Ребята, сегодня мы с вами обсудим проблему денег. Часто ли вам родители дают деньги, чтобы вы их тратили на себя, на покупку чипсов, конфет? У каждого ли из вас есть мобильный телефон, и вы разговариваете по нему, не жалея денег?

- Сегодня мы поймём цену деньгам и определим своё отношение к ним.

- Как вы думаете, деньги существовали всегда?

- Когда изобрели деньги никто не знает. Кто изобрел - тоже неизвестно.

- Ребята, а вы как думаете, что такое деньги?

- Когда мы произносим слово “деньги”, какие вопросы у вас возникают?

- Дети, а вы знаете, как появляются деньги в вашей семье?

- А как тратятся деньги в ваших семьях?

- Скажите, ребята, а бывает денег много?

- Есть такая поговорка – “Денег много не бывает”. Как вы её понимаете?

Размер прожиточного минимума Москвы за III квартал 2016 года учрежден Постановлением № 794-ПП от 29.11.2016 года и составляет:

  • в расчете на душу населения – 15307 рублей в месяц;
  • для трудоспособного населения – 17487 рублей в месяц;
  • для пенсионеров – 10823 рубля в месяц;
  • для детей – 13159 рублей в месяц.

C 1 января 2013 года вступила в силу новая потребительская корзина, которая будет действовать до 2018 года.

В потребительскую корзину в первую очередь включены продукты питания, которые составляют около 50% ее стоимости (для сравнения, в странах Западной Европы, эта цифра не превышает 20%). Стоит упомянуть, что большинство российских семей тратят на продукты питания также больше половины семейного бюджета.

Во вторую группу включены непродовольственные товары - одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства.

Ну и третья группа потребительской корзины состоит из услуг: коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия и прочее.

Итак, если вы посмотрите в приведенную ниже таблицу, где представлены продукты и услуги, входящие в потребительскую корзину на 2013 год, то убедитесь, что согласно расчетам правительства, трудоспособный гражданин, употребляет за год 100,4 кг. картофеля, 114,6 кг. овощей, 60 кг. свежих фруктов, 126,5 кг. хлеба и хлебопродуктов, 58,6 кг. мясных и 18,5 кг рыбопродуктов соответственно. Услуги культуры составляют 5% от общей величины расходов в месяц.

Что это значит в расчете на одного человека в день? А это значит, что обычный среднестатистический гражданин Российской Федерации для нормального существования должен употреблять в день 300 г. хлеба, картошки – 280 г., овощей – 300 г., фруктов свежих – 160 г., сладкого – 60 г., молока и молочных продуктов – 800 г., масла растительного и жиров – 40 г. А также 1 раз в 2 дня съедать одной яйцо, довольствоваться в день 160 г. мяса, ну и употреблять за неделю 350 г. рыбы. Что касается культурного развития, то здесь трудоспособный российский гражданин имеет шанс на свой прожиточный минимум раз в месяц сходить в кино или театр, на большее для этих целей денег не предусмотрено.

 1. Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

Трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

126,5

98,2

76,6

Картофель

кг

100,4

80,0

88,1

Овощи и бахчевые

кг

114,6

98,0

112,5

Фрукты свежие

кг

60,0

45,0

118,1

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

кг

23,8

21,2

21,8

Мясопродукты

кг

58,6

54,0

44,0

Рыбопродукты

кг

18,5

16,0

18,6

Молоко и молокопродукты

кг

290,0

257,8

360,7

Яйца

штука

210,0

200,0

201,0

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

11,0

10,0

5,0

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

2. Непродовольственные товары

Наименование

Единица измерения/ срок износа

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Верхняя пальтовая группа

штук/лет

3/7,6

3/8,7

3/2,6

Верхняя костюмно-платьевая группа

штук/лет

8/4,2

8/5,0

11/2,0

Белье

штук/лет

9/2,4

10/2,9

11/1,8

Чулочно-носочные изделия

пар/лет

7/1,4

4/1,9

6/1,3

Головные уборы и галантерейные изделия

штук/лет

5/5,0

4/5,6

4/2,8

Обувь

пар/лет

6/3,2

6/3,5

7/1,8

Школьно-письменные товары

штук/лет

3/1,0

3/1,0

27/1,0

Постельное белье

штук/лет

14/7,0

14/7,0

14/7,0

Товары культурно-бытового и хозяйственного назначения

штук/лет

19/10,5

19/10,5

19/10,5

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

% от общей величины расходов на непродовольственные товары в месяц

10

15

12

3. Услуги

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Жилье

кв. м общей площади

18

18

18

Центральное отопление

Гкал в год

6,7

6,7

6,7

Холодное и горячее водоснабжение и водоотведение

л в сутки

285

285

285

Газоснабжение

куб. м в месяц

10

10

10

Электроэнергия

кВт.ч в месяц

50

50

50

Транспортные услуги

поездок в год

619

150

396

Услуги культуры

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

5

5

5

Другие виды услуг

процентов от общей величины расходов на услуги в месяц

15

15

15

 Воспитатель: Что же такое бюджет семьи, из каких доходов он формируется? Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год

Бюджет семьи.

Для каждого человека семья – начало начал. Не зря говорят :счастлив тот, кто счастлив в своём доме.

Любая семья проживает в условиях ограниченности ресурсов. Это её цели и задачи, капитал, технология и люди.

Нормально, когда семья стремится увеличивать свой капитал. Важнейшими её ресурсами являются технологии. Имеются в виду различные технологии производства товаров и услуг, приготовления пищи, ухода за жильём, выращивания овощей на приусадебном участке и т.д. Мы живём в век технологической революции, она коснулась и семьи. В условиях семьи можно заниматься и коммерческим бизнесом: это различные сделки, покупка и перепродажа товаров и услуг, операции с ценными бумагами при повышении или понижении их курса. При этом нельзя нарушать существующие законы, общепринятые нормы нравственности.

Проведём мини-тест.

Мини-тест

Найдите в правой колонке определения, соответствующим понятиям в левой колонке.

1

       

Экономика        

А

Количество товаров и услуг, которые Гражданин или

семья могут приобрести в определённый период

времени на свои номинальные доходы.

2        2

Натуральное хозяйство

Б

Источники, средства, обеспечения жизни людей,

Предпринимательской деятельности, производства.

3

Прибыль

В

Разница между суммой денег от реализации товаров и

услуг и затратами на их производство, продажа.

4

Заработная плата

Г

Образ жизни, при котором семья вынуждена сама производить всё или почти всё, что ей нужно для жизни.

5

Реальный доход        

Д

Денежное вознаграждение, которое получает работник

Или семья за свой труд за определённый период времени.

6

Ресурсы

Е

Хозяйство и хозяйственная деятельность т.е.

Совокупность средств, ресурсов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей.

Классификация доходов семьи

Члены

семьи

Группа доходов

Содержание

Вид дохода

папа

заработная плата

за работу на заводе

наличные рубли

доход от собственности

дивиденды по

акциям

----

мама

заработная плата

работа в автобусном

парке

наличные рубли

социальные трансферты

а) детское пособие на содержание дочери

б) пособие по

безработице

деньги, переведённые на счет в банке

в виде услуг

бесплатный проезд в городском транспорте

услуга

бабушка

социальные трансферты (пособия)

пенсия по старости

деньги переведенные на счет в банке или наличные

сын-

студент

социальные трансферты (пособия)

стипендия

Наличные рубли

Классификация расходов семьи

Группа расходов

Содержание

Налоги

Подоходный налог и др.

Обязательные платежи

Плата за квартиру, телефон, электроэнергию, содержание детей, в дет.садах, обучение в муз.школе, выплата кредитов.

Питание

Приобретение продуктов и заготовка их в

прок, оплата питания в столовой, кафе и т.д.

Хозяйственно-бытовые нужды

Затраты на ремонт одежды, обуви, бытовой техники, квартиры, телерадиоаппаратуры, химчистки, предметы личной гигиены.

Предметы личного пользования

Одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности.

Предметы комнатного убранства

Мебель, светильники, картины, ковровые изделия т.д.

Бытовая техника и приспособления для ведения домашнего хозяйства

Электроплиты, кухонные принадлежности, холодильник, посуда, пылесос и т.д.

Культурные и информационные потребности

Телевизор, магнитофон, музыкальный центр, фотокинопринадлежности, кассеты, книги, газеты, журналы и т.д.

Транспорт

Проезд в общественном транспорте, приобретение и эксплуатация легковой

машины, оплата услуг станции техобслуживания.

Спорт, туризм, увлечения, отдых

Спортивно-туристические принадлежности, предметы, инструменты, материалы для индивидуальных увлечений.

Прочее

Детские игрушки, медикаменты и т.д.

Семьи получают доходы благодаря факторам производства:

Труда (умственные способности и навыки…)

Капиталла (автомобиль, квартира) Следует помнить, что доход приносит только та собственность, которая может быть направлена на производство нужных людям благ. Автомобиль – капитал, когда его используют для получения дохода (напр. такси)

Земли (ресурсы земельные…)

Предпринимательские способности. 

Доход семьи можно классифицировать:

Денежные.
А) Зарплата с доплатами.
Б) Пенсии, стипендии, социальные выплаты
В) От предпринимательской деятельности (надомное кустарное производство, оказание частных услуг, продажа продукции приусадебного хозяйства).
Г) Доходы от операций, % по банковскому вкладу, ценных бумаг, от курса валют).

Натуральные.

Предоставление льгот.

Расходы классифицируют:

Постоянные – можно запланировать. (Плата за квартиру, проездной билет, покупка основных продуктов питания).

Переменные.
А) Циклические – предметы, которые покупают на долгое время (мебель 7-12 лет, шубу…) Б) Непредвиденные (ремонт сломавшейся техники, покупка лекарств…)
В) Сезонные – связанные с сезонными явлениями (закупка ягод впрок, семян для посева…)

Единовременные (украшения, обручальное кольцо…)

Семейные расходы: Личное потребление (самая большая величина)

Денежные сбережения (покупка ценных бумаг).

Налоги и другие обязательные платежи (они уменьшают сумму, которую семья может потратить на свои цели).

Расходы семьи могут уменьшить:

1) Выращивание своих овощей, изготовление благ собственными руками (пошив одежды).
2) Бесплатные блага, которые предоставляет государство (бесплатный проезд).
3) Бережное отношение к вещам (Напр. пальто носить не 2 года, а 3).

Рациональный бюджет школьника

От умения распорядиться карманными деньгами тоже зависит культура потребителя. В каждой семье возникают проблемы, связанные с тратой денег. И каждый из нас принимает посильное участие в планировании семейного бюджета. Но не будем торопиться и попробуем для начала разобраться  с Вашим личным бюджетом. Задумывался ли кто-нибудь из вас: сколько и на что Вы тратите денег за один день, неделю, месяц? Можете ли Вы разумно тратить деньги? Какую часть Ваши расходы составляют от общих доходов семьи в месяц? и т.д.

Вам предоставляется возможность составить свой примерный бюджет школьника. В нем обязательно должны быть предусмотрены текущие и запланированные расходы. Имея это в виду, заполните в своих тетрадях следующую таблицу:

Недельный бюджет

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

Деньги от родителей на карманные расходы

Фиксированные расходы(плата за автобус, обеды, школьные взносы)

Заработок

а.

б.

в.

Другие доходы:

г.

1.

1.Всего фиксированных расходов

2.

Переменные расходы (например сладости, кассеты и др.)

а.

3.

Всего доходов

б.

в.

2.Всего переменных расходов

Всего расходов (1)+(2)

Планируемые сбережения_________________________________________

Всего расходов и сбережений______________________________________

Карманные деньги.

Правильное обращение с деньгами - это совершенно особый навык, который, к счастью, поддается тренировке. И лучшим "тренажером" материальной самостоятельности для детей являются карманные деньги.

Необходимость карманных денег для ребенка трудно отрицать. Возможность самостоятельно распоряжаться выданной суммой и чувство "кредитоспособности" чрезвычайно важны не только для подростков, но и для младших школьников. А желание купить что-то значимое и откладывание определенных сумм приучают ребенка к терпению и планированию своих трат.

Если в семье нет лишних денег, имеет ли смысл идти на подобные расходы?

Как уже говорилось выше, сумма карманных денег, выделяемая ребенку, зависит в первую очередь от материальных возможностей семьи. Бывает, в семье настолько мало свободных средств, что карманные деньги для школьника считаются неразумным расточительством. Но даже в таких случаях психологи советуют давать ребенку совсем небольшую, пусть даже символическую сумму, нежели не давать ничего. 

7. Нужно ли обсуждать с детьми родительскую зарплату?

Если ребенок поинтересовался, сколько именно зарабатывают его родители, можно назвать конкретную сумму. В тех случаях, когда семья живет очень бедно или очень богато, впадать в крайности при обсуждении доходов не стоит. Можно ответить обтекаемо: зарплата достойная, средняя по рынку, выше или чуть ниже средней и т.д.

Разговоры о бедности снижают самооценку ребенка, а хвастовство родителей высокими доходами приводит к тому, что и сам ребенок попытается завоевать авторитет у одноклассников толщиной родительского кошелька.

Чтобы представлять себе семейные доходы, ребенок должен иметь понятие и о семейных расходах, в обсуждение которых психологи советуют вовлекать детей уже с 6-7 лет. В этом случае некорректные вопросы вроде "Почему вы так мало зарабатываете? Почему не можете мне купить смартфон?" попросту не возникнут. 

8. Надо ли платить детям за помощь по хозяйству?

Мытье посуды и уборка в квартире - это не подвиг, а норма, поэтому платить за это не следует. Практика показывает, что дети, которым платили за помощь по хозяйству, впоследствии нередко вымогали деньги по любому поводу. Вынести мусор, сходить за хлебом, купить бабушке лекарство - у них на все была своя "такса".

Чем больше денег у людей, тем у них больше появляется разных потребностей.

Заработанное своим трудом

Один торговец ежедневно давал своему сыну одну монетку и говорил:

— Возьми, сынок, береги и старайся копить деньги.

Сын выбрасывал эти деньги в воду. Отец узнал об этом, но ничего не сказал. Сын ничем не занимался, не работал, ел и пил в доме отца.

Однажды торговец сказал своим родственникам:

— Если мой сын придёт к вам и попросит денег, не давайте.

Затем он позвал сына и обратился к нему со словами:

— Иди сам зарабатывай деньги, принесёшь — посмотрю, каковы они, заработанные тобой.

Сын пошёл к родственникам и стал просить денег, но они ему отказали. Тогда он вынужден был наняться на работу чернорабочим. Весь день сын босыми ногами размешивал известь и, получив одну монетку, принёс эти деньги отцу. Отец сказал:

— Ну вот, сынок, теперь иди и брось в воду заработанные тобой деньги.

Сын ответил:

— Отец, как же могу я выбросить их? Разве ты не знаешь, какую муку я принял из-за них? Пальцы на моих ногах до сих пор горят от извести. Нет, я не смогу выбросить их, рука моя не поднимется.

Отец ответил:

— Сколько раз я давал тебе по монетке, а ты уносил её и спокойно бросал в воду. Ты думал, эти деньги доставались мне даром, без труда? То-то, сынок, пока не будешь трудиться, цену труду не будешь знать.

- Ребята, объясните, почему же сын торговца не смог выбросить маленькую денежку, если до этого всегда их выбрасывал?

- Да, человек познаёт истинную цену деньгам, только когда сам начинает работать, получать вознаграждение за свой труд.

- Для того, чтобы у вас были все условия для счастливой полноценной жизни, чтобы вы имели возможность получить хорошее образование, медицинскую помощь, качественную еду, красивую одежду, игрушки и пр. ваши родители работают.

–Как вы думаете, им тяжело достаются заработанные деньги? Приятно ли им видеть, как бездумно иногда вы их тратите?

Слайд№2(пословицы)

- Есть такое выражение «Булки не растут на деревьях». Как вы его понимаете? –

Вы правы. Всё в этой жизни имеет свою цену. Надо уметь быть благодарными своим родителям за всё, что они для вас делают.

- Приведу в качестве примера задачу:

Дверь подъезда многоэтажного дома вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь за которую они заплатили 2000 рублей и за её установку - ещё 1000 рублей. Сколько всего заплатили родители, и сколько денег внесла каждая семья если в установке участвовало 3 семьи?

- Скажите, а если бы не эта детская шалость, куда бы каждая из семей могла потратить отданные в качестве штрафа деньги? (на посещение театра, кафе-мороженое, покупку новых книг и т.д.)

Физ.минутка

Мы сегодня много говорим о деньгах. Скажите ребята, а у вас бывают карманные деньги?

- Как вы ими распоряжаетесь?

- Кто из ребят, как вы думаете, экономно обращается с деньгами?

- Как вы её понимаете?

- А вы знаете, ребята, что многие богатые люди жили и живут не ради своих денег.

Например, в Древнем Риме на средство богатых людей строили театры, храмы, бани, мостились улицы.

КОМПЕТЕНТНО

"Карманные деньги учат ребенка принимать решения" 

- Как можно научить ребенка планировать свои расходы?

- К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в школах. А ведь грамотное отношение к собственным деньгам в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует материальному благополучию детей, когда они вырастают. Но, конечно, самые важные знания о собственных финансах дети получают на опыте пользования карманными деньгами. Именно карманные средства, которыми ребенок распоряжается по своему усмотрению, не только помогают в финансовом воспитании, но и учат детей принимать решения, расставлять приоритеты, тратить и копить.

- Как часто следует выдавать деньги школьникам? 

- В зависимости от возраста школьника подход к выдаче и контролю карманных денег должен отличаться: чем меньше возраст, тем чаще и меньшими частями нужно выдавать деньги. Дело в том, что дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают время, и в раннем возрасте им сложнее планировать. Например, если ребенку младшего школьного возраста выдавать карманные деньги сразу на месяц, то есть два наиболее распространенных варианта: либо он потратит всю сумму в первые несколько дней, либо не станет тратить деньги вовсе.

С возрастом дети готовы учиться планировать, поэтому им лучше выдавать карманные деньги на более длительные строки и большими долями. Для подростков оптимальной частотой получения карманных расходов является раз в месяц. Это учит их бюджетированию, позволяет экономить и откладывать, а также помогает определять приоритеты.

- Нужно ли интересоваться, на что уходят выданные деньги?

- Да, причем важно это делать регулярно. У детей младшего возраста - ежедневно, у подростков - 1-2 раза в неделю интересуйтесь, на что они тратят или откладывают деньги. Для того чтобы дети научились принимать финансовые решения, родителям важно помогать советами или примерами, но ни в коем случае не диктуйте, как необходимо сохранять или тратить деньги.

- Если ребенок мгновенно спускает все деньги на сиюминутные нужны, можно ли научить его бережливости?

- Ребенку подросткового возраста можно подарить депозит, а более младшего возраста - копилку. А еще можно поиграть в финансовую игру "три конверта". Механика игры проста и эффективна: вместе с карманными деньгами выдайте ему три пустых конверта и попросите распределять по ним обязательные траты, сбережения и мелкие расходы. Если в течение месяца деньги мигрировали из одного конверта в другой, проанализируйте причины этого вместе с ребенком и разработайте более реальный план на следующий месяц. 

ВЗГЛЯД С ДРУГОЙ СТОРОНЫ 

Не средство поощрения, а необходимость.

Не знаю как кому, а мне карманные деньги нужны совершенно не для осознания собственной значимости, а для того, чтобы иметь хотя бы минимальную покупательную способность. Бутылка воды, плитка шоколада, проезд в маршрутке - на все эти вещи нужны совсем небольшие суммы, но их же нужно где-то брать! Поскольку подобные покупки делает каждый подросток, на мой взгляд, карманные деньги являются необходимостью, а не средством поощрения, к примеру, за хорошие оценки.

Отношения с деньгами у моих ровесников разные. Многие уже не первый год летом подрабатывают, причем по различным причинам. Кто-то копит на новый компьютер, кто-то собирает деньги, чтобы оплатить учебу в лицее, а кто-то просто нуждается хотя бы в минимальной сумме на мелкие расходы. Ведь некоторым родители не дают ни копейки, если только не просить деньги на что-то конкретное - например, на учебник по английскому или экскурсию.

Презентация своего домашнего задания.

Структура расходов семейного бюджета. Анализ формирования и структуры семейных доходов является лишь средством удовлетворения потребностей семей. Степень же удовлетворения потребностей семей зависит не только от величины, структуры и динамики доходов, но и от динамики розничных цен, насыщенности рынка товарами и услугами и от уровня системы налогообложения в каждый период времени. Структура расходов семейного бюджета выглядит следующим образом:

  1. питание;
  2. непродовольственные товары (одежда, обувь, предметы длительного пользования, предметы гигиены, лекарства);
  3. жилищно-коммунальные услуги;
  4. образование;
  5. медицинское обслуживание;
  6. культурно-просветительные услуги;
  7. бытовые услуги;
  8. транспорт;
  9. связь;
  10. детский сад;
  11. налоги;
  12. взносы в пенсионные фонды;
  13. накопления (вклады в сберегательные банки);
  14. инвестиции (покупка ценных бумаг, вложение средств в развитие семейного хозяйства, приобретение доли собственности в товариществах).

Расходы на питание являются одной из важнейших статей расходов семейного бюджета. В США на их долю приходится 15% семейного бюджета, в Германии, Франции, Швеции — 23%. В России, достигнув максимума к 1990-м гг. (более 50%), данный показатель после 2000 г. стал снижаться и в 2005 г. составил 33,3%: к сожалению, это гораздо выше аналогичного показателя развитых стран.

Продолжает увеличиваться статья расходов на оплату жилья и коммунальных услуг: с 4,3 в 1995 г. до 8,3% в 2005 г.

Несложно заметить, что, несмотря на увеличение денежных доходов населения, наблюдается их значительное отставание от роста цен на товары и услуги, что не способствует улучшению жизненного уровня населения страны. Увеличение расходов на питание и оплату жилья привело к изменению в самой структуре расходов семейного бюджета. Резко сократилось потребление товаров длительного пользования, товаров непродовольственной группы. Особенно сильно сократились потребление товаров и услуг культурно-просветительного назначения, в том числе книг, газет, посещение театров (цены которых являются недоступными большему числу населения), а также покупка медицинских препаратов. Невозможность обеспечить должный образовательный и культурно-просветительный уровень молодого поколения непременно скажется на качестве профессиональных и квалифицированных кадров в нашей стране, а соответственно, и на уровне развития экономики России.

Минимальный потребительский бюджет. После перехода нашей страны на путь рыночных преобразований в результате либерализации цен наблюдается падение жизненного уровня и увеличение числа малообеспеченных семей. Основным критерием малообеспеченности семьи является соотношение величины доходов, получаемых членами семьи, с уровнем минимального потребительского бюджета (МПБ), который представляет собой баланс доходов и расходов, позволяющий определить стоимость жизни тех групп населения, которые располагают минимальными доходами. Этот бюджет выступает неким нормативом, включающим в себя научно обоснованные нормы и нормативы по продуктам питания, основным непродовольственным товарам и услугам; это минимально необходимый уровень потребления материальных благ и услуг, соответствующий минимальному доходу и позволяющий человеку воспроизводить себя не ниже физиологических норм.

Минимальный потребительский бюджет рассчитывается как для одиноких, так и для семейных с учетом возрастного состава и для различных социальных групп. Такой дифференцированный подход позволяет учитывать все факторы формирования доходов и расходов и, следовательно, формировать ставки минимальной заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и соответственно определять динамику стоимости жизни работника, которая в различных регионах страны сильно варьирует в зависимости от экономических и природно-климатических условий.

В странах с рыночной экономикой рассчитывают два вида минимального потребительского бюджета: 1) бюджет прожиточного минимума; 2) бюджет минимального достатка (социальный минимум). Бюджет прожиточного минимума должен обеспечивать физиологически необходимый уровень потребления. Социальный минимум должен включать более широкий и качественный ассортимент товаров и услуг, обеспечивая семье определенный достаток и более высокий уровень удовлетворения потребностей, включая более ценные продукты питания, товары и услуги.

Исходя из определения МБП все население делится на три группы: малообеспеченные, среднеобеспеченные и богатые. Малообеспеченные имеют доходы ниже прожиточного минимума; это люди, находящиеся за чертой бедности. Среднеобеспеченными считаются люди, доход которых равен или больше минимального достатка. Те семьи, доход которых значительно превышает социальный минимум, относятся к категории богатых.

Но уровни бедности и богатства значительно отличаются в разных странах, так как имеют неодинаковый уровень благосостояния. В начале 1990-х гг. в России по уровню доходов население разделилось следующим образом: богатые составляли 2,3% (около 400 тыс. человек); люди среднего достатка — 11,2; малообеспеченные — 86,5%. С 1995 по 1998 г. можно было наблюдать некоторое увеличение числа среднеобеспеченных семей и семей большого достатка. В то же время конец 1998 г., ознаменовавшийся финансовым кризисом, положил начало росту малообеспеченных семей.

В настоящее время тенденция к увеличению среднеобеспеченных семей возобновилась и продолжает возрастать, сформировался фундамент так называемого среднего класса. Но не следует забывать, что основным налогоплательщиком, определяющим в значительной степени размеры государственного и муниципального бюджетов, является средний класс.

Доходы

Сумма

Расходы

Сумма

1. Заработная плата

1. На питание

2. Стипендия

2. На услуги:  транспортные

ремонт обуви

ремонт одежды

парикмахерскую

химчистку

прокат и т.д.

3. Доходы от ценных бумаг

3. На товары длительного пользования

4. Доходы от аренды

4.На коммунальные услуги:

плату за жилье

электроэнергию

воду

канализацию

телефон и т.д.

5. Доходы от индивидуальной

трудовой деятельности

5. На культурно-бытовые нужды:

посещение музеев

кинотеатров

театров и т.д.

6.Доходы из других источников

6. Другие виды расходов: на косметику

гигиенические и моющие средства

7.Непредвиденные расходы

Итого

Итого

Выводы:_______________________________________

Баланс семьи на _ _______ 200_года

Актив

Пассив

Статьи

Сумма

Статьи

Сумма

1. Продукты

1. Собственные средства

2. Одежда, обувь

2. Средства взятые взаймы

3. Мебель

3. Средства, поступившие из других источников

4. Деньги наличные

4.

5. Деньги в сбербанке    

5.

6. Ценные бумаги

6.

7. Книги

7.

8. Посуда

8.

9.

9.

10.

10.

Итого:

Итого:

Подведение итогов занятия. Что выгоднее для каждой конкретной семьи?

Заключительное слово воспитателя.

- Какой вывод вы делаете в конце нашей беседы?

Надо уметь с благодарностью принимать то, что имеешь на сегодняшний день, мечтать о большем, но не тратить понапрасну деньги, время, здоровье, учиться быть бережливыми.


Объедини общими терминами

Задание: Участники должны  перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.

  1. Товар, страна, вывоз (экспорт)
  2. Товар, информация, покупатель (реклама)
  3. Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты (банк)
  4. Деньги, большое количество, обесценивание (инфляция)

Конкурс капитанов команд:

Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Показать сигнальными карточками (зеленой и красной).

Последний конкурс «Черный ящик»

Угадайте, что в «Черном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты на весь класс)

Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других -  мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое?

(деньги)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экономико-правовая грамотность"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Экономико-правовая гармотность". Разработана совместно с преподавателем Глазыриной Ю.С. по дисциплинам: "Правовое обеспечение профессиональной деятель...

Внеклассное мероприятие в рамках повышения финансовой грамотности на тему: "Сколько стоит твоя жизнь?"

Методическая разработка по проведению Внеклассного мероприятия в рамках повышения финансовой грамотности "Сколько стоит твоя жизнь?"...

Отчет о мероприятиях, организованных в рамках проекта "Неделя финансовой грамотности"

Отчет о мероприятиях, организованных в рамках проекта "Неделя финансовой грамотности" включает в себя план мероприятий и фотоотчет об их проведении....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

План мероприятий по повышению финансовой грамотности

формирование разумного финансового поведения при принятии обоснованных решений по отношению к личным финансам и повышение эффективности защиты их прав как потребителей финансовых услуг....

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...