Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)
материал на тему

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии;

          2) сформировать знания о  тематическом многообразии и эстетическом  единстве ее поэзии;

           3)  развивать у подрастающего поколения чувство сопричастности к русской  культуре 20 века,   чувство патриотизма и любви к своей Родине  на примере   жизни и творчества А.А.Ахматовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного  130- летию  со дня рождения  Анны Андреевны Ахматовой.

(1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии;

          2) сформировать знания о  тематическом многообразии и эстетическом  единстве ее поэзии;

           3)  развивать у подрастающего поколения чувство сопричастности к русской  культуре 20 века,   чувство патриотизма и любви к своей Родине  на примере   жизни и творчества А.А.Ахматовой.

Участники мероприятия: НИК  ( филиал)  ФГБОУ ВО «ЮГУ», обучающиеся  1 курса ,

 группы 1БС80.

Организатор: Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна, преподаватель русского языка и литературы.

Я научила женщин говорить …

А.А.Ахматова

Июнь 2019 года – знаменательная  дата в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Россия отметит 130-летие  поэта.   И сегодня   поэтесса А.А. Ахматова  остается   для многих «человеком своего времени»,  которой    был предназначен крестный путь уже в начале ее жизненного и творческого пути.

Послушница обители Любви
Молитвенно перебирает четки.
Осенней ясностью в ней чувства четки.
Удел — до святости непоправим.

Он, Найденный, как сердцем ни зови,
Не будет с ней в своей гордыне кроткий
И гордый в кротости, уплывший в лодке
Рекой из собственной ее крови.

Уж вечер. Белая взлетает стая.
У белых стен скорбит она, простая.
Кровь капает, как розы, изо рта.

Уже осталось крови в ней немного,
Но ей не жаль ее во имя бога;
Ведь розы крови — розы для креста… (Игорь Северянин)

1.Ведущий

Её стихи о вечном и бесконечном … Это история страдающей души сильной женщины.  Личное  в ее творчестве восходит к всеобщему и становится достоянием каждого из нас.  Так  в жизни каждой девочки, девушки, женщины   наступает момент, когда  она понимает, что в ее жизнь ворвалась любовь. Сколько чувств и  эмоций   ей приходится пережить:  это и накал страстей,  и горечь одиночества,  и боль утраты…

И много будет странствий и скитаний,

Страна Любви - великая страна,

И с рыцарей своих для испытаний

Всё строже станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна …(В.Высоцкий)

3.Ведущий

 Как необходимы  в такие мгновения  человеку   внутренняя опора, душевный отклик  на высокое чувство влюбленности …

И очень часто  на помощь приходит небольшой томик стихов А.А.Ахматовой. Именно  здесь женщина находит ответы на многие вопросы человеческого бытия.  Ее стихи помогают нам стать   сильнее, чище, мудрее,  учат  женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными.

3.Ведущий

 

Каков же  художественный    мир  А.А.Ахматовой, признанного мастера  любовной лирики, знатока женской души, поэта  «Серебряного  века», певца трагедии и скорби русского народа в сталинское время?

4.Ведущий

        Казалось бы, все в ее судьбе  начиналось благополучно…

 Анна  Ахматова, Горенко, родилась в Одессе. На втором году  ее жизни  семья переехала в Царское Село. Знаменательным стало  еще одно событие: в 10-летнем возрасте, Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский.

 Среди зелени парков прошло ее детство. Летом выезжали на море, где она удивляла окружающих непредсказуемостью поведения тем, что мало походила на  чинных барышень своего времени. С детства  увлекалась  лирикой,  с 11лет писала свои стихи, вызывая  бурю негодования  у родителей,  особенно у отца, Андрея Антоновича, который  однажды сказал: « Не срами мое имя». Тогда Анна н стала Ахматовой ( по материнской линии  фамилия происходила от предка - хана Ахмата). Затем  было обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы. 

5.Ведущий

В 1903 году познакомилась  с Н.С.Гумилевым,   ставшим  впоследствии  организатором «Цеха поэтов», основоположником акмеизма. Постепенно дружба переросла в  нечто большее.

Безусловно, история их любви  нашла отражение  в  ранней лирике не Ахматовой:

    И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

    Озарила тень улыбки

     Милые черты.

    От подобных оговорок

    Всякий вспыхнет взор…

    Я люблю тебя, как сорок

    Ласковых сестер. ( 1909)

6.Ведущий

Бытует мнение, что «первые ее стихи  о любви имели  некоторый налет мелодраматизма,  но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий  душевное состояние лирической героини через описания ее внешнего поведения, через выразительные четкие детали»:

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. 1909

7.Ведущий

 В 1910 году Анна Ахматова выходит замуж за «друга юности Николая  Степановича», уже известного автора трех книг, который  всерьез не  воспринимал стихи, написанные молодой женой. Каково было его удивление, когда  первые сборники  стихов, вышедшие  в 1912 году («Вечер») и  в1914 году ( «Четки»)  не  только  заметили читатели, оценили критики,  но и молодую  поэтессу  осыпали похвалами современники.

8.Ведущий

О чем напечатанные в  первых сборниках стихи? О любви, о радости встреч и горечи расстояний, о несбывшихся надеждах. Просто, ясно, буднично. Но все пропущено через призму своей души:

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке

9.Ведущий

Во втором сборнике есть и стихи, посвященные А. Блоку, мэтру русской поэзии начала 20 века,  к которому А.А.Ахматова  испытывала особые, теплые чувства, считая « его не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т. е. самым характерным представителем своего времени…».

Вот как описана  встреча  с ним в петербургской квартире поэта:


Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы

10.Ведущий

Знакомство с ранней лирикой  поэтессы помогает нам соприкоснуться  к миру души  лирической героини, живущей  в своем мире: она  почти всегда говорит о себе. Однако Судьба  уготовила  уже ей новые  жизненные испытания: эпоха сложная и трагическая  настигает и Анну Андреевну: Гумилев уходит на фронт,  Ахматова болеет туберкулезом.

Вскоре   произойдет еще одна  знаменательная встреча - с Борисом Анрепа,  известным художником, скульптором, человеком  тонким, интеллигентным,  сумевшим  пронести  через всю долгую жизнь высокое чувство дружбы и любви к поэтессе,   но  оказавшегося  в эмиграции.

Пусть голоса органа снова грянут,  
Как первая весенняя гроза:  
Из-за плеча твоей невесты глянут  
Мои полузакрытые глаза.  

Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,  
Война, мятеж, опустошенный дом,  
В крови невинной маленькие руки,  
Седая прядь над розовым виском.  

Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,  
Верну тебе твой сладостный обет,  
Но берегись твоей подруге страстной  
Поведать мой неповторимый бред, —  

Затем что он пронижет жгучим ядом  
Ваш благостный, ваш радостный союз;  
А я иду владеть чудесным садом,  
Где шелест трав и восклицанья муз

11. Ведущий

А. Ахматова, которая  тоже не поняла и не приняла революцию,   отказалась покинуть родину, осуждая тех, кто на это решился:  

Мне голос был. Он звал утешно,  
Он говорил: “Иди сюда,  
Оставь свой край глухой и грешный,  
Оставь Россию навсегда.  
Я кровь от рук твоих отмою,  
Из сердца выну черный стыд,  
Я новым именем покрою 
Боль поражений и обид”.  
Но равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух

Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух…

12.Ведущий

Так уж в ее жизни сложилось: трагедия общечеловеческая   тесно переплетена с личной драмой. В 1918 году состоялся развод с Гумилевым. Он остается   одна , с сыном, Львом.   Несмотря на существующую  версию, что «Ахматова обвиняла супруга в безграничном эгоизме, потому что  он поставил ее в абсолютно беззащитное положение перед новой властью»,   ее лирическая героиня  способна преодолеть драматизм собственной судьбы, гордо и мужественно взглянуть ей в лицо.

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь
.

13.Ведущий

Перелом в жизни самой поэтессы и в жизни страны приводит к существенным переменам   в творчестве поэта.  В сборнике «Белая стая» (1917)  появляется тема любви к Родине.  В стихотворении «Молитва» Ахматова звучит мысль о способности лирической героини   на жертву  ради спасения Родины:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

14.Ведущий

   С изменением в тематике  лирики меняется и стилистика ахматовского слога. Стиль становится строгим, аскетичным. В ней словно пробуждается национальное самосознание. В этом  сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

…И ходит на кладбище в поминальный день,

 И смотреть на белую божию сирень…

15.  Ведущий

   Поздняя поэзия Анны Ахматовой - отражение трагедии времени. 

Октябрьская  революция, Гражданская война, трагедия сталинских репрессий  - все это живет в поэзии Ахматовой, сумевшей с достоинством принять удары судьбы:

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

16.  Ведущий

Даже  в любовный роман Ахматовой входит  эпоха, внося в стихи ноту тревог и печали, имевших более широкое значение, чем собственная судьба.   Есть утверждение, что «образ больной любви у Ахматовой был образом  больного времени и образом больного мира». В ее стихах  возникают мотивы бренности и  мгновенности жизни:

Помолись о нищей, о потерянной,
О моей живой душе,
Ты в своих путях всегда уверенный,
Свет узревший в шалаше.

И тебе, печально-благодарная,
Я за это расскажу потом,
Как меня томила ночь угарная,
Как дышало утро льдом.

В этой жизни я немного видела,
Только пела и ждала.
Знаю: брата я не ненавидела
И сестры не предала.

Отчего же Бог меня наказывал
Каждый день и каждый час?
Или это ангел мне указывал
Свет, невидимый для нас?

17.  Ведущий

     Судьба не была к ней благосклонна. Более десяти лет провел в заключении ее единственный сын, Лев Гумилев, ставший  в дальнейшим известным ученым.

 Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, трижды был арестован и погиб в лагере третий ее муж, историк искусства, художественный критик Николай Пунин.

    Как  ни странно, но именно в эти годы судьба лирической героини сливается с судьбой России, с судьбой народа в поэме «Реквием»:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

18.  Ведущий

Ахматова пережила  и Вторую мировую войну, находясь в блокадном Ленинграде, затем в эвакуации.
Великую Отечественную войну  поэтесса восприняла как искупление народом греха революции и безбожия. Её стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение «Мужество» было напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

19.  Ведущий

Однако в  1946 году Ахматова снова попала в немилость к партийному руководству: Ахматову обвинили в безыдейности, отсутствии воспитательного начала и  исключили из Союза писателей. Она бедствовала. Многие прежние знакомые, увидев Анну Андреевну на улице, переходили на другую сторону, и лишь немногие друзья продолжали общение с ней. Но она вынесла всё с достоинством.

Так много камней брошено в меня,
Что ни один из них уже не страшен,
И стройной башней стала западня,
Высокою среди высоких башен.
Строителей ее благодарю,
Пусть их забота и печаль минует.
Отсюда раньше вижу я зарю,
Здесь солнца луч последний торжествует.
И часто в окна комнаты моей
Влетают ветры северных морей,
И голубь ест из рук моих пшеницу...
А не дописанную мной страницу -
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука. (1914)

20.  Ведущий

  Жизнь редко баловала Анну Андреевну, как бы проверяя, сколько она еще может вытерпеть.  И она стерпит все.  Привыкнув к бурям и ураганам, приняв их в свою жизнь, встретит победу всей жизни:  в 1962 г. номинирована  на Нобелевскую премию по литературе, в 1964г.- в Италии получила премию «Этна –Таормина» в честь 50-летия  творчества, в 1965 году  удостоена  диплома почетного доктора Оксфордского  университета? А это было международное признания значения ее творчества как крупнейшего явления в культуре 20 века.  На Родине она награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943)

 21.  Ведущий

 Важнее всего то, что она   осознавала, что  все страдания и потери были не  напрасны: свое предназначение как поэта она выполнила сполна: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучат в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Литература:

  1. Поэзия  Серебряного века русской литературы: Поурочные планы.11класс. /Сост. Карисова  Ж.М.-Волгоград: Учитель-АСТ.2003-112с.
  2. Литература [Текст] : учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений  . В двух частях. Часть 2. под ред. Г.А.Обернихиной. – 3-е изд., испр.  и доп.- М.: изд. центр «Академия», 2016–448 с.
  3. www. twirpx.com. (  учебно-методическая и профессиональная литература для студентов и преподавателей технических, естественнонаучных и гуманитарных специальностей)
  4. www. rgdb. ru (коллекция ссылок по тематическим рубрикам: «Литературные ресурсы», «Детские ресурсы»,  «Сайты писателей» и др.
  5. www.5 ballov.com.ru/biograf/index.htmi ( на сайте размещены  биографии  русских писателей и поэтов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 200-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года.

Основной задачей мероприятия является обогащение знаний учащихся о героическом прошлом своего народа, страны. У современных юношей и девушек необходимо вызывать интерес к прошлому и настоящему с...

сценарий внеклассного мероприятия "Ярмарка"

праздник в русском народном стиле...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@

СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы:  Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...

Сценарий внеклассного мероприятия - профессионально-познавательная игра "Час банковского дела"

Профессионально-познавательная игра«Час банковского дела»             Цели и задачи профессионально-познавательной игры:1. Развитие ин...

Сценарии внеклассных мероприятий

Данные сценарии могут быть использованы классными руководителями в качестве примерных для проведения различных мероприятий со студентами  колледжа....

Сценарий внеклассного мероприятия на 8 марта

сценарий на 8 марта в 5 б классе для мам, бабушек. В сценарий включены песни, танцы, стихотворения, сценки....

Сценарий внеклассного мероприятия: «Золотая волшебница – осень» (возраст от 6 до 9 лет)

Создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством музыкальной, познавательной и двигательной деятельности....