урок по повести Э.Хемингуэя "Старик и море" с применением технологии "Обучающие тесты"
план-конспект урока на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Технология «Обучающие тесты»

Цели: формирование метапредметных  и предметных умений: поиск информации, ее анализ и истолкование, оценка и сопоставление информации, выявление приемов создания художественного образа, изучение наблюдений и выводов литературоведов, выражение смысла в собственном высказывании.

Развитие внимание подростков на художественные приемы, детали, на речь, экспрессивность диалогов и монологов героев, умение находить соответствующую информацию, выраженную в тестовом задании, развитие критического мышления, умение обосновывать свою читательскую интерпретацию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГАО ДПО

Бурятский Республиканский институт образовательной политики

Кафедра: гуманитарных дисциплин

Аттестационная работа

Урок литературы (10-11 класс)

Старик, море и Хемингуэй

(по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»)

Технология «Обучающие тесты»

Выполнила:  Мурзиненко Е.С.,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ «Усть-Баргузинская

Проверила: Имихелова С.С., профессор БГУ,

 доктор филологических наук

Улан-Удэ

2018 г.

Учитель русского языка и литературы Мурзиненко Елена Сергеевна, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им. Шелковникова К.М.»

Урок литературы (10-11 класс)

Старик, море и Хемингуэй

(по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»)

Технология «Обучающие тесты»

Цели: формирование метапредметных  и предметных умений: поиск информации, ее анализ и истолкование, оценка и сопоставление информации, выявление приемов создания художественного образа, изучение наблюдений и выводов литературоведов, выражение смысла в собственном высказывании.

Развитие внимание подростков на художественные приемы, детали, на речь, экспрессивность диалогов и монологов героев, умение находить соответствующую информацию, выраженную в тестовом задании, развитие критического мышления, умение обосновывать свою читательскую интерпретацию.

Ход урока

  На первый взгляд, сюжет повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире?  Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста через обучающее тестирование.

Обучающие тестовые задания по повести Эрнеста Хемингуэя «Старик и море»:

1.Запишите свое суждение, дополнив предложенные варианты:

  Реплику  «Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно» я понимаю так,...

  Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно  сказать, что он вернулся домой ни с чем, но это не так, потому что… (ведь все случившееся для старика Сантьяго - это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств).

2. Прочитайте портрет старика Сантьяго: «Старик был худ и изнеможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывает солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря.

  Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне.

  Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».

 Можно ли по портрету  определить отношение автора к герою рассказа?

3. В одном интервью Э.Хемингуэй сказал: «Мне повезло, что у меня были хороший старик и мальчик, в последнее время писатели забыли, что такие существуют. Кроме того океан заслуживает, чтобы о нем писали так же, как о человеке». Как  эта мысль писателя нашла отражение в  тексте повести «Старик и море»?

4. Прочитайте реплики старика Сантьяго о большой рыбе, выберите ответ, характеризующий  его отношение к ней:

А отношение как к добыче

Б отношение как к равному себе

5. Определите последовательность смены состояний главного героя по отношению к самому себе, пронумеруйте цитаты:

Нельзя, чтобы в старости человек оставался один

Рыба, я с тобой не расстанусь, пока не умру.

Но достойны ли люди ею питаться? Конечно, нет

Не стоит, Манолин. Поиграй лучше в бейсбол. Я еще сам могу грести…

Пусть она (рыба) думает обо мне лучше, чем я на самом деле…

Жаль, что все-таки я убил рыбу

Он думал обо всем, что его окружало… в том числе и о грехе.  Ты убил ее не только для того, чтобы продать ее другим…Ты убил ее из гордости

Мальчик-вот кто не дает мне умереть

Мне не следовало уходить так далеко в море. Мне очень жаль, рыба. Ты надругался над собственной удачей, когда зашел так далеко в море

Я многого не понимаю, но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды

Эх, если бы со мной был мальчик…Он бы мне помог и увидел бы все это сам.

«Я необыкновенный старик»

6. Хемингуэй сравнивал свои произведения с айсбергами: «Они на семь восьмых погружены в воду, и только одна восьмая их часть видна». Так работает система намеков и умолчаний в произведениях Хемингуэя. Как вы можете интерпретировать этот принцип в данной повести? (начертите треугольник и попробуйте обосновать через эту фигуру )

                                                                                   

                                                                            Текст: старик и море, поединок

                                                                                              Подтекст: размышления автора о

                                                                                           важнейших проблемах жизни:    

                                                                                           человек и природа,                                                                                  

                                                                                          человек и общество, человек и          

                                                                                               Вера, человек и Вселенная

7. Писатель широко использует намеки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел. Попробуйте объяснить ряд символов произведения, дополнив таблицу; можете продолжить символический ряд

Образы - символы

Интерпретация символов

море

старик

большая рыба

акулы

скелет

мальчик

львы

Словарная статья:

Подтекст - невысказанное прямо в тексте, но как бы вытекающее из отдельных реплик, деталей, отношение автора к действующим лицам, их взаимоотношениям, сюжетным ситуациям; неявный смысл, который может не совпадать с прямым смыслом текста

Символ - предмет или действие, служащее условным знаком какого-либо понятия; художественный образ, воплощающий какую-либо идею. Значение символа подразумевается, поэтому его восприятие зависит от читателя. Символ многозначен.

8. Многие литературоведы отмечают двуплановость писателя:

А. И. Финкельштейн говорил о произведениях «как об аллегории жизненной борьбы»

Б. Ю.Я. Лядский писал: «Природа Хемингуэя - целая философия»

В. Т.Денисова продолжала:  «За поверхностью скрывается глубокая обобщенная правда жизни».

  Такое новаторство писателя было удостоено двумя высшими наградами. За повесть «Старик и море» Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровсую премию, самый престижный символ литературного призвания в США. Это же произведение повлияло и на присуждение писателю Нобелевской премии по литературе в 1954 г. Выберите одно из умозаключений литературоведов и прокомментируйте его.

9. Объясните смысл заглавия повести «Старик и море». Запишите свое рассуждение

10. Рассмотрите иллюстрацию художницы Славы Шульц к повести. Какие эпизоды проиллюстрировала  Слава Шульц? Какой смысл выражают иллюстрации? Напишите отзыв об иллюстрациях художника.

10. Почему же человека нельзя победить? Посвятите этому размышлению сочинение – миниатюру.

Прием обучающего тестирования позволил прочитать произведение уже с другой точки зрения. Помимо самого текста мы по принципу айсберга рассмотрели подтекст со своим глубоким морально-этическим значением. Символический ряд позволил прочитать произведение с философской точки зрения, и это уже для нас не просто повесть по жанровому признаку, а повесть - притча.

Словарная статья:

Притча-произведение, содержащее поучение в иносказательной форме, родственной басне. Однако смысл притчи более значительный: она иллюстрирует важную идею, касаясь проблем морали, человеческих законов

Хемингуэй не предлагает читателю мораль в чистом ее виде, а настраивает  на ее самостоятельный поиск: мы вместе с Сантьяго движемся к истине, которую открывает нам автор.

Художник Слава Шульц

https://cs6.pikabu.ru/post_img/2017/09/08/10/1504888806160492166.jpg

https://cs6.pikabu.ru/post_img/2017/09/08/10/1504888724142687580.jpgФото: pikabu.ru. Художник Слава Шульц, иллюстрации к повести «Старик и море»Фото: pikabu.ru. Художник Слава Шульц, иллюстрации к повести «Старик и море»https://cs6.pikabu.ru/post_img/2017/09/08/10/1504888720135048598.jpg

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие жанра антиутопии в современной отечественной литературе". Материалы к уроку по повести А. Курчаткина "Записки экстремиста"

Повесть А. Курчаткина, носящая подзаголовок "Строительство метро в нашем городе", - представляет причудливое смешение временных пластов - узнаваемого послереволюционного прошлого, настоящего  и ф...

Открытый урок на тему "Город,деревня,инфраструктура" с применением зарубежных технологий.

Данная презентация предназначена в помощь студентам 1-курса , изучающим английский язык в учреждениях НПО и СПО по профессии "Повар".Данная презентация предназначена для развития лексико-грамматически...

Методическая разработка урока по повести Н.В.Гоголя "Невский проспект"

Урок по изучение петербургской повести Н.В. Гоголя" Невский проспект". Цель урока- раскрыть идейный замысел повести, показать сквозную тему для всех петербургских повестей "тему маленького человека",в...

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий. Применение конструктора тестов платформы OnlineTestPad

Организация образовательного процесса с использованием дистанционных технологий.Применение конструктора тестов платформы OnlineTestPad...