Лабораторная работа по теме "Лексикология"
учебно-методический материал на тему

Лабораторная работа по лексикологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.r._leksika.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Лабораторная работа. Лексикология.

Вариант 1.

Задание 1. Составьте с каждым словом словосочетания так, чтобы в одном из них слово употреблялось в прямом значении, в другом – в переносном.

 Садиться, рукав, лить

Задание 2. Подберите синонимы к данным словам.

Необычный -… , буря- ..., авария - … , дорога - …. , небольшой - …, громадный -…, бояться -…  .

Задание 3. Спишите текст, вставляя омонимичные слова.

Ванюша, взявши прут, погнал гусей на ….   .

Задание 4. Выпишите иноязычные слова. Что они обозначают?

  1. Театр уж полон, ложи блещут, Партер и кресла – всё кипит.
  2. Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе.
  3. Вот мой Онегин на свободе; острижен по последней моде; как денди лондонский одет -  И наконец увидел свет.
  4. Онегин был по мненью многих (Судей решительных и строгих) Ученый малый, но педант.

Задание 5. Спишите текст, подчерните в нем историзмы и архаизмы.

Когда же бармы Мономаха Принял смиренный Фёдор-царь,

Был приставами Конь за ворот    Приведен в Кремль: засыпав рвы,

Царь вздумал строить Белый город – Кольцо из стен вокруг Москвы.

В Кремле стояли рынды немо, Царь не снимал с креста руки.

Сидели овамо и семо Седобородые дьяки.

Бояре думные стояли, В углу дурак пускал кубарь…

Задание 6. Что такое диалектные слова? Замените диалектизмы литературными словами.

  1. Где же ты, Прокл Севастьяныч? Что пособлять не идешь?
  2. Доставил товар, домой воротился.

Лабораторная работа. Лексикология.

Вариант 2.

Задание 1. Составьте с каждым словом словосочетания так, чтобы в одном из них слово употреблялось в прямом значении, в другом – в переносном.

 Хвост, свежий, седой.

Задание 2. Подберите антонимы к словам.

Белый - …, старый -…, веселый -…, хороший -…, большой -…, правдивый -…, умный -…

Задание 3. Спишите текст, вставляя омонимичные слова.

Убеждали люди братца за редакторство не …  .

Задание 4. Выпишите старославянские слова. Каковы из значения?

  1. Вокруг брады его седой Рабы толпились молчаливы.
  2.  Здесь вижу двух озер лазурные равнины, Где парус рыбаря белеет иногда.
  3. И вот сентябрь! Замедляя свой восход, сияньем хладным солнце блещет, И луч его в зерцале зыбком вод Невероятным златом трепещет.
  4. Он в остром шеломе, в кольчатой броне…

Задание 5. Спишите текст, подчерните в нем историзмы и архаизмы.

Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники; И пирует царь во славу божию,

В удовольствие свое и веселие.

Задание 6. Что такое диалектные слова? Замените диалектизмы литературными словами.

  1. По лестнице спущаться стал…
  2. Уж как мы напужались о ту пору!

 Упражнения по лексикологии. Задания к ЕГЭ.

  1. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?

1)  омонимы  2) паронимы   3)синонимы    4) антонимы

2. Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова   в стихотворении М. Цветаевой?

                         Все перемелется, будет мукой!

                         Люди утешены этой наукой.

                         Станет мукою, что стало тоской?

                         Нет, лучше мукой!

1) синонимы   2) паронимы   3) омонимы   4) антонимы

3. Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?

1) омонимы   2) паронимы   3) антонимы    4) синонимы

4. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) зал полон   2) тонкие пальцы 3) зал аплодирует стоя   4) крутой берег

5. В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?

1) крутой кипяток 2) тяжелая поклажа 3) крутой подъем 4) шёлковая ткань

6. В каком примере выделенное слово используется в прямом значении?

1) часы идут 2) дождь прошёл 3) человек прошёл 4) век прошёл

7. В каком примере слово глухой используется в прямом значении?

1) глухое недовольство 2) глухой к просьбам 3) глухой согласный 4) глухой старик

8. В каком предложении слово стол употреблено в значении «питание, пища»?

1) Берёте книгу и тетрадь, садитесь вы за стол.

2) На кухонном столе стоял красивый сервиз.

3) стол у него был незатейливый: любил баранину, жирные щи.

4) Состоялись переговоры за круглым столом.

8. В каком предложении слово дом употреблено в значении «семья»?

1) Мы знакомы домами.             2) В одном переулке стояли дома.

3) Родина – наш общий дом.      4) Летом мы были в доме отдыха.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания к выполнению лабораторных работ по теме «РАБОТА В MICROSOFT ACCESS»

На примере разработки базы данных Склад рассмотрена программа создания и управления базами данных Access 2003. Основное внимание уделено таким вопросам, как планирование баз данных, создание таблиц, з...

Методическая разработка по выполнению практических и лабораторных работ ПМ 04.Организация видов работ при эксплуатации и реконструкции строительных объектов МДК 04.02. Реконструкция зданий Раздел 2. Проведение мероприятий по оценке технического сост

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов дневного отделения специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовой и углубленной подготовки).Те...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ПМ 01 Выполнение работ по закупке, транспортировке и хранению сельскохозяйственного сырья и продукции

Разработаны рекомендации по планированию, организации и проведению лабораторных работ и практических занятий по МДК 01.02 Технология хранения сельскохозяйственной продукции...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 3 "Подключение и работа с цифровой и видеокамерой" для МДК.02.02 Установка и конфигурирование периферийного оборудования

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответсвии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подготов...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическое пособие по выполнению лабораторной работы № 6 "Изучение работы программы по организации разделов жесткого диска - FDISK. Изучение работы программы логического форматирования жесткого диска - FORMAT" для МДК.02.02

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...