Планирование профессиональной траектории выпускника
статья

Потапова Галина Николаевна

Статья об этапах становления профессиональной карьеры выпускника техникума

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование профессиональной траектории выпускника 

ГБПОУ КНТ им. Б.И. Корнилова,

преподаватель Г.Н. Потапова

В теории управления персоналом карьера — это  результат осознанной  позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Карьера — это успешное продвижение в области служебной, социальной, научной и другой деятельности; продвижение вверх по служебной лестнице Карьера – это цепь событий, которая составляет жизнь, последовательность профессиональных занятий и других жизненных ролей, которые вместе выражают приверженность человека действовать в соответствии с его обобщенной моделью саморазвития.

Карьера-это и траектория движения, которую человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и вне- организационной реальности и, главное, — со своими собственными целями, желаниями и установками. Карьера тесно связана с социальной мобильностью человека; охватывает достижение успеха в широком диапазоне сфер деятельности: служебной, научной, общественной и других. Во всех определениях слова «Карьера» присутствует понятие успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху».

Профессиональная  карьера по линии специализации – углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения.

Вертикальная карьера — должностной рост.

Горизонтальная карьера — продвижение внутри организации, например, работы в разных подразделениях одного уровня иерархии.

Центростремительная карьера — продвижение к ядру организации, центру управления, всё более глубокое включение в процессы принятия решений.

Выделяют стадии профессионального развития по Е.Ю. Климову:

  • стадия «оптации» - подготовка к труду, выбор профессии, профессионального самоопределения;
  • стадия адепта - профессиональная подготовка, получение профессии, специальности;
  • стадия адаптанта - первые шаги в профессии, вхождение в профессиональное сообщество;
  • стадия интернала - вход  в профессиональное сообщество в качестве полноправного ее члена, становление равным среди равных;
  • стадия мастера - работник начинает выделяться на общем профессиональном фоне, становится лучшим среди равных;
  • стадия авторитета - работник  становится лучшим среди мастеров;
  • стадия наставника - высший  уровень развития любого специалиста.

Существует несколько типов карьеры.

Карьера «Трамплин» - подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности.

Карьера «Бабочка» - человек меняет работу в системе одной специальности  не по карьерной лестнице  конкретной компании, а занимает смежную должность в более крупной компании

«Карьера перемен» - человек меняет работу в системе одной специальности  не по карьерной лестнице  конкретной компании, а занимает смежную должность в более крупной компании.

Карьера «Фри-лансер» - человек вообще не привязан ни к какой организации и работает самостоятельно.

Карьера «Организатор» - человек сам организует свою компанию, сам решает, чем он будет заниматься.

Карьера «Змея» - человек последовательно занимает различные должности внутри компании  на горизонтальном уровне.

Карьера «Перепутье» - работник в ходе своей деятельности проходит аттестацию, в ходе которой выявляется дальнейший путь работника. Это может быть повышение, понижение или горизонтальное перемещение.

«Комбинированная карьера» - комбинируются различные типы карьеры, когда есть много интересов, и хочется во многом себя попробовать.

Карьерные ориентации — это ценностные ориентации, социальные установки, интересы и социально обусловленные побуждения к деятельности, характерные для определённого человека. По мнению доктора Эдгара Шейна: «Мотивация  к выполнению работы будет самой сильной, когда выполняемое нами задание и функции согласуются с нашими ценностями».

К карьерным ориентациям относятся:

  1. Профессиональная компетентность. Быть профессионалом, мастером в своем деле. Быстро  теряют интерес к работе, которая не позволяет развивать их способности.
  2. Менеджмент. Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
  3. Автономия (независимость).  Главное в работе – это свобода и независимость. Они любят выполнять работу своим способом, темпом и по собственным стандартам.
  4. Стабильность работы. Стабильная, надежная работа на длительное время. Часто данная ценностная ориентация сочетается с невысоким уровнем притязаний.
  5. Стабильность места жительства. Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
  6. Служение. Воплощать в работе свои идеалы и ценности.  Они часто ориентированы больше на ценности, чем на требующиеся в данном виде работы способности.
  7. Вызов. Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи. Эти люди считают успехом преодоление непреодолимых препятствий, решение неразрешимых проблем или просто выигрыш. Они ориентированы на то, чтобы “бросать вызов”.
  8. Интеграция стилей жизни. Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой. Для них важно, чтобы все было уравновешено – карьера, семья, личные интересы и т.п.
  9. Предпринимательство. Создавать новые организации, товары, услуги.  Работать на других – это не их, они –предприниматели по духу, и цель их карьеры – создать что-то новое, организовать свое дело, воплотить в жизнь идею, всецело принадлежащую только им.

У каждого человека должен быть личный карьерный план. Это персональный "навигатор" человека, строящего свою карьеру, описывающий цели (долго-, средне-, краткосрочные) и пути достижения, опирающиеся на личную миссию, ценности и желаемый образ жизни.

Что влияет на выбор работы?На выбор работы влияет резюме.

Основные компоненты и разделы которого:

  1. Контакты.
  2. Компетенции.
  3. Развитие карьеры.
  4. Образование.
  5. Дополнительная информация.

Ошибки, допускаемые в резюме:

  1. Нет данных отправителя в названии почтового ящика.
  2. Грамматические ошибки.  
  3. Нет  темы письма.
  4. Неправильно назван файл с резюме.
  5. Не указана позиция, на которую претендуем.
  6. Нет сопроводительного письма.  
  7. Не соблюдены элементарные культурные принципы.  
  8. Резюме вставлено в «тело» электронного письма.  
  9. Не «вложено» резюме.  
  10. Есть знаки, показывающие, что письмо отправлялось много раз.  
  11. Не совпадают имена отправителя и автора резюме.  
  12. Не поддерживающий формат резюме.  
  13. Не соответствующее фото в резюме.
  14. Задачи, стоящие перед современными молодыми людьми:
  15. оперативно и адекватно реагировать на поступающую информацию,
  16. тонко улавливать, что от нее требуется сегодня,
  17. оценивать, каким образом вознаграждается та или иная работа,  
  18. ориентироваться на профессии, которые представляют возможность в полной мере реализовывать себя и др.
  19. Успешное трудоустройство зависит от ряда аспектов:
  20. Качественное  образование.
  21. Знания психологических аспектов интервьюирования.  
  22. Практические  навыки общения с работодателями и др.
  23. Навыки использования правил написания резюме.
  24. Представления о состоянии современного рынка труда.
  25. Владение технологиями  поиска места работы

.

Список использованной литературы:

  1. Баткаева, И.А. Мотивация трудовой деятельности / И.А. Баткаева. – М.: ГАУ, 2003. – 134 с.
  2. Береговая Д.А. Сопровождение профессиональной карьеры выпускников профессиональных учебных заведений: Информационно-аналитический обзор. - Саратов: ПМУЦ, 2002. - 35 с.
  3. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002, 512 с.
  4. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д., 1996..
  5. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения / 
    Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001.
  6. Шавир, П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П.А. Шавир. - М., 1981. – 95
  7. http://www.maguru.ru/books/spt_ch6.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования общих и профессиональных компетенций при планировании воспитательной работы в рамках комиссии математических дисциплин

В рамках комиссии математических дисциплин большое внимание уделяется формированию общих и профессиональных компетенций не только в процессе учебной и внеучебной деятельности, но и при планировании и ...

перспективно-тематемаческое планирование по русскому языку для 1 и 2 курса профессионального училища

Перспективно-тематический план по предмету "Русский язык" для учащихся начального профессионального образования...

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

Индивидуальное планирование профессиональной карьеры на примере подготовки студентов по профессии: "Слесарь по КИП и А"

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТАИндивидуальное планирование профессиональной карьерына примере подготовки  студентов по профессии:  «Слесарь по КИП и А»Автор: Терентьева Светлана Владими...

Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональны...

"Классификация профессий. Виды профессий. Модели конкурентоспособного работника. Планирование профессиональной карьеры"

Презентация на тему "Классификация профессий. Виды профессий. Модели конкурентоспособного работника. Планирование профессиональной карьеры" по дисциплине "Основы поиска работы, трудоуст...

Единый городской профориентационный урок - начало планирования профессиональной карьеры студента

Встреча руководителей и специалистов ЦСТВ на тему:  "Карьерное консультирование: принципы, инструменты, возможности "...