Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.
учебно-методическое пособие

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Существенное внимание уделено вопросам планирования и организации профессионального воспитания в соответствии с моделью разработанной Министерством Просвещения РФ на основе формирования общих компетенций актуализированных ФГОС СПО, а также рекомендациями аналитического отчета по результатам проведения Всероссийского конкурса «Лучший проект модели профессионального воспитания».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 03_mp_vospitanie.docx132.03 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ

среднего профессионального образования

МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В ПРОЦЕССЕ ПЛАНИРОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Учебно-методическое пособие

Ярославль

2019


Методика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Учебно-методическое пособие.

Издание второе, переработанное.

АВТОР-СОСТАВИТЕЛЬ:

Лебедев Михаил Константинович – методист кафедры профессионального образования ГАУ ДПО Ярославской области «Институт развития образования»

Серия «Учебно-методическое обеспечение реализации образовательных программ среднего профессионального образования» включает в себя практико-ориентированные учебно-методические пособия для педагогических работников среднего профессионального образования. В них представлены интерактивные макеты/шаблоны для разработки учебно-методической документации, которая необходима для реализации федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций в процессе планирования и организации профессионального воспитания в профессиональных образовательных организациях. Существенное внимание уделено вопросам планирования и организации профессионального воспитания в соответствии с моделью разработанной Министерством Просвещения РФ на основе формирования общих компетенций актуализированных ФГОС СПО, а также рекомендациями аналитического отчета по результатам проведения Всероссийского конкурса «Лучший проект модели профессионального воспитания».

Целевой аудиторией, на которую рассчитаны представленные методические материалы, являются заместители директора по учебной и/или учебно/научно-методической работе, методисты, преподаватели, мастера производственного обучения, студенты , обучающиеся по направлению «Образование и педагогика».

©  М.К. Лебедев


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ        6

Постановка вопроса о профессиональном воспитании и определение его направлений        6

Общие компетенции как результат профессионального воспитания        6

Специфика реализации процесса профессионального воспитания в ПОО        7

Соответствие между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями        8

Базовые технологии и инфраструктура системы профессионального воспитания        8

Основные принципы, структура и содержание программы/стратегии профессионального воспитания        9

Концептуальные основы формирования и оценки общих компетенций средствами профессионального воспитания        10

ВЫВОДЫ        12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ        13

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ        14

ПРИЛОЖЕНИЯ        15

Приложение 1. Общие компетенции актуализированных ФГОС СПО        15

Приложение 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ПООП в части формирования общих компетенций актуализированных ФГОС СПО        16

Приложение 3. Форма карты формирования общих компетенций        18

Приложение 4. Направления профессионального воспитания        18

Приложение 5. Соответствие между направлениями профессионального воспитания и планируемыми результатами освоения образовательной программы в контексте требований актуализированных ФГОС СПО в части формирования общих компетенций        19

Приложение 6. Распределение общих компетенций по категориям/группам        23

Приложение 7. Форма составления плана-графика в составе программы профессионального воспитания в ПОО на учебный год        23

Приложение 8. Возможности формирования и оценки общих компетенций в ходе учебной и производственной практики        26

Приложение 9. Сопряжение общих компетенций с требованиями профессионального стандарта        27

Приложение 10 Связь общих компетенций с профессиональными компетенциями        28

Приложение 11 Возможности формирования и оценки общих компетенций в различных видах внеучебной деятельности обучающихся        30


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусмотрено: «обеспечить воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Для достижения поставленной цели и для методического сопровождения формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации воспитательной работы в ПОО необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретические и прикладные исследования проблемы формирования и оценки ОК обучающихся средствами профессионального воспитания в условиях введения актуализированных ФГОС СПО;
  • провести сопоставительный анализ между направлениями профессионального воспитания и перечнем ОК актуализированных ФГОС СПО;
  • описать модель организационно-методического сопровождения формирования и оценки ОК обучающихся в процессе профессионального воспитания

В настоящей учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, определяющие роль и место системы профессионального воспитания при реализации образовательных программ среднего профессионального образования в части формирования и оценки ОК (приложения 1,2), как образовательного результата реализации актуализированных ФГОС СПО в практико-ориентированной модели профессионального образования.

Концептуальными положениями в данном учебно-методическом пособии заложены в парадигма, что формирование ОК является совокупным продуктом образовательного результата при реализации ФГОС СПО в соответствии с требованиями современных технологий и международных стандартов Ворлдскиллс, и который получается не только в ходе освоения предметного содержания, учебной и производственной практики, но и в процессе проведения мероприятий в рамках  внеучебной и воспитательной деятельности, участия в конкурсном движении.

Материалы, представленные в настоящем учебно-методическом пособии, развивают, дополняют и вносят новые элементы в теорию и практику  формирования и оценки ОК средствами профессионального воспитания. Определён потенциал каждого направления воспитательной деятельности необходимый как для формирования и оценки ОК в целом, так и отдельной категории/группы компетенций.

Практическая значимость и отличительная особенность представленных методических материалов по формированию и оценке ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО является их универсальность и возможность использования в повседневной практике любой ПОО с целью формирования и оценки ОК. Предлагаемый материал позволит практикующим педагогическим работникам ПОО разработать свою систему мероприятий в рамках направлений профессионального воспитания, обеспечивающую формирование и оценку ОК как часть ОПОП.

Нормативные акты, определяющих описание стратегии формирования и оценки ОК (в комплексе или по отдельным категориям/группам) средствами воспитательной деятельности можно выделить следующие:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в актуальной редакции) от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Понятие воспитания, сущность и миссия воспитания; понимание воспитания как процесса, неотделимого от процесса обучения. Образование – «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» (Статьи 2, 28).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024года». Приоритетность задачи воспитания; индивидуализация процесса воспитания с ориентацией на индивидуальные качества и самоопределение обучающихся («формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, … направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся»); введение в систему воспитания проектных и добровольческих практик, наставничества («создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства)».

Паспорт национального проекта «Образование» (федеральный проект «Молодые профессионалы», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протокол от 3 сентября 2018 г. №10.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464. Требования к образовательной программе СПО (п.12).

Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (в актуальной редакции), утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291. Практика как  этап формирования общих компетенций: цели, регламент, оценка, отчетность.

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Требования к результату освоения образовательной программы. Требования к общим компетенциям выпускников программ СПО.

Примерные образовательные программы по профессиям и специальностям среднего профессионального образования (актуализированные ФГОС СПО). Планируемые результаты освоения образовательной программы. Требованиями  в части формирования общих компетенций (знания и умения).

Профессиональные стандарты по профессиям и специальностям.

Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденные приказом Минтруда России от 08 сентядря2015 № 608н. Трудовые функции и действия по должностям: преподаватель (СПО), мастер производственного обучения, методист, старший методист.

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия, утвержденные приказом Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия» от 31 января 2019г. № 31.01.2019-1. Проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия с целью оценки уровня овладения обучающимися профессиональными и общими компетенциями в рамках освоения образовательной программы.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Постановка вопроса о профессиональном воспитании и определение его направлений

6 декабря 2018 года, выступая на форуме «Национальная система квалификаций России-2018» директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Черноскутова И.А., подчеркнула, что «Образование непрерывно связано с воспитанием, то есть воспитание - специфическая сфера, но в этом году был введен условный термин «профессиональное воспитание» и под профессиональным воспитанием стали понимать формирование общих компетенций в рамках образования. Мы провели огромную, колоссальную работу в этой системе. Мы понимаем, что общая компетенция на сегодняшний день не контролируется, не проверяется. Далеко не каждая образовательная организация может её сформулировать, как же она контролирует или осуществляет общую компетенцию?» [3]. Министерством сформирована модель профессионального воспитания в СПО – на основе  формирования общих компетенций актуализированных ФГОС СПО. Все направления воспитательной работы привязаны к ОК. В настоящее время качество программ воспитания оставляет желать лучшего. В большинстве своем программы ориентированы на даты, а не на результаты, Результаты запланированы в качественных, а не в количественных показателях. На основе лучших практик будет разработана интегративная модель программы воспитания колледжа в проектном формате. Направления воспитательной деятельности должны быть приведены в соответствии с общими компетенциями актуализированных ФГОС СПО [3].

В рамках проведения в 2018 году Всероссийского конкурса достижений профессионального воспитания в образовательных организациях среднего профессионального образования «Лучший проект модели профессионального воспитания» было сформулировано определение профессионального воспитания: «Профессиональное воспитание – это целенаправленный процесс, способствующий успешной социализации, гибкой адаптации обучающихся и соотнесению возможностей своего «Я» с требованиями современного общества и профессионального сообщества, формированию готовности обучающихся к эффективному самопознанию, саморазвитию, самоопределению, самовоспитанию, самореализации, идентификации с будущей профессией, ее деятельностными формами, ценностями, традициями, общественными и личностными смыслами» [4,5].

По результатам мониторинга ПОО России и конкурса «Лучший проект модели профессионального воспитания» было определено семь направлений профессионального воспитания [5]:

  1. Гражданско-патриотическое направление
  2. Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры)
  3. Спортивное и здоровье сберегающее направление
  4. Экологическое направление
  5. Студенческое самоуправление
  6. Культурно-творческое направление
  7. Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство)

Общие компетенции как результат профессионального воспитания

В структуре квалификации специалистов среднего звена усиливается значимость ОК (приложение 1), назначение которых как раз и состоит в обеспечении функциональной готовности человека к наращиванию и переструктурированию своих внутренних ресурсов в соответствии с новыми для него задачами. При этом, в актуализированных ФГОС СПО общие компетенции понимаются как «универсальные способы деятельности, общие для всех (большинства) профессий и специальностей, направленные на решение профессионально-трудовых задач и являющиеся условием интеграции выпускника в социально-трудовые отношения на рынке труда».

ОК характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в самых различных сферах - как профессиональных, так и социальных. Кроме того они имеют надпредметный характер, поэтому их формирование и оценка осуществляется в различных формах организации образовательного процесса (учебной, внеучебной и воспитательной деятельности) независимо от конкретных учебных дисциплин/профессиональных модулей и видов практик, на протяжении всего периода обучения. ОК отражают запросы общества и личности к общекультурным и социально-личностным качествам выпускника ПОО [1,2].

Таким образом, следует однозначно понимать, что ОК формируются не в виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс, через содержание, технологии и  средовые факторы [1,2], а также через планирование и организацию внеучебной деятельности обучающихся и воспитательной работы в процессе реализации ОПОП. Также следует понимать, что актуализированные ФГОС СПО и ПООП построены на профессиональном контексте, в котором отражены требования к результату подготовки специалистов ПОО в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия и профессиональными стандартами.

Специфика реализации процесса профессионального воспитания в ПОО

Специфика реализации процесса профессионального воспитания состоит в том, что он оказывается интегрирован в различных точках пространства и времени с осуществлением иных процессов. То есть система профессионального воспитания работает и с учебным процессом, и с внеучебной деятельностью обучающихся, в какой бы форме она ни осуществлялась – проектная деятельность или самоуправление, клубная активность или добровольческие акции, дополнительное образование или общение. Понимаемая описанным способом система профессионального воспитания оказывается интегрированной в образовательную программу и не предполагает однозначно выделенного в образовательном процессе времени своего функционирования. Другими словами, осуществляет профессиональное воспитание и отвечает в той или иной мере за его результаты любой субъект (преподаватель, мастер, специалист производства и т.п.), работающий с обучающимися [7].

Образовательные результаты планируются в системе профессионального воспитания на основе заявленных отложенных результатов[1] (эффектов) в виде сформированных ОК, которые являются конечными результатами профессиональной образовательной программы и осуществляется для программы в целом. Рекомендуемой формой планирования ОК является карта формирования общих компетенций (приложение 3). Образовательные результаты должны быть определены таким образом, чтобы они подлежали целенаправленному формированию педагогическими средствами и оцениванию средствами педагогической диагностики. Результаты профессионального воспитания формулируются в соответствии с их типом и видом [7].

Соответствие между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями

Между направлениями профессионального воспитания (приложение 4) и формируемыми ОК (приложение 1) установлена не разрывная связь. В приложении 5 приведен возможный вариант соответствия между направлениями профессионального воспитания и формируемыми общими компетенциями, которые зафиксированы в актуализированных ФГОС СПО. В основу установления такого соответствия положены материалы «Мониторинга ПОО России и конкурс моделей̆ профессионального воспитания» [5], в которых сформулированы наименования направлений профессионально воспитания, их содержательная линия, цель и ценности. В предложенном соответствии (приложение 5), каждому из семи направлений профессионального воспитания  поставлена в соответствие одна/две основных/определяющих ОК. При этом необходимо понимать, что при планировании содержания каждого из направлений учитываются все или большая часть ОК. Результаты данной работы могут лечь в основу разработки Программы/Стратегии профессионального воспитания и внеучебной деятельности обучающихся в ПОО.

Базовые технологии и инфраструктура системы профессионального воспитания

Базовые технологии профессионального воспитания в ПОО основаны на принципе распределения ОК по категориям/группам принятых в актуализированных ФГОС  высшего образования[2] (приложение 6).

Инвариантными являются проектные технологии и технология педагогического сопровождения деятельности обучающихся, которые могут быть конкретизированы в отношении следующих видов деятельности обучающихся: проектная деятельность; выбор активностей/акций, предложенных ПОО; продуцирование собственных предложений и формирование индивидуальной программы получения образовательных результатов, запланированных в системе воспитания; клубная работа; подготовка к конкурсам профессионального мастерства (в том числе чемпионаты Ворлдскиллс Россия), олимпиадам, соревнованиям и т.п.; наставничество; иной деятельности, значимой для системы профессионального воспитания ПОО. [7].

Инфраструктурными элементами системы профессионального воспитания, которые предоставляют обучающимся доступ к определенным ресурсам или социально-образовательным услугам могут быть:

  • коворкинг-центры, предоставляющие такие ресурсы, как помещение, офисная техника и т.п. для проектных команд;
  • кванториумы и технопарки как  площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием;
  • центры временного трудоустройства, оказывающий посреднические услуги в получении обучающимися работы в каникулярное время или в форме почасовой занятости;
  • бизнес-инкубаторы;
  • оборудованные студии/лаборатории;
  • образовательные организации дополнительного образования;
  • т.п. [7].

Основные принципы, структура и содержание программы/стратегии профессионального воспитания

Методическое сопровождение формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО предполагает разработку «Программы профессионального воспитания», содержание которой неотделимо от планирования и организации внеучебной деятельности обучающихся.

Программа профессионального воспитания составляется на учебный год и является гибким документом, включающим инвариантную часть – образовательные результаты, запланированные на год, и вариативную часть – активности[3], являющиеся средством формирования этих образовательных результатов.

Составление программы профессионального воспитания и ее реализация осуществляются на основе следующих принципов:

  • обучающиеся являются субъектами формирования программы профессионального воспитания наряду с преподавателями, мастерами и администрацией ПОО;
  • обучающийся обязан принять участие как минимум в одной акций/активности, формирующей каждый из запланированных образовательных результатов в виде формирования и оценки ОК, при этом ни одна запланированная акция/активность не может быть обязательной для обучающихся;
  • обучающийся может получить требуемый результат вне программы профессионального воспитания ПОО (например, участвуя в работе какой-либо общественной организации, совершая поездку с образовательным контекстом вместе с родителями и т.п.);
  • получение образовательного результата вида «опыт практической деятельности» не считается завершенным без анализа/рефлексии полученного опыта, приветствуются такие формы организации анализа/рефлексии, при которых обучающиеся, получившие опыт в разных ситуациях, обмениваются своими выводами и впечатлениями;
  • текущая деятельность социально-воспитательной направленности, мероприятия, имеющие статус предупреждающих, надзорных, служебных, планируются отдельно от деятельности по получению запланированных образовательных результатов в виде формирования и оценки ОК. [7].

Реализация перечисленных принципов обуславливает следующие параметры планирования, организации и реализации программы профессионального воспитания:

  • результаты профессионального воспитания, как и результат образования в целом, – знания, умения и опыт практической деятельности – должны быть известны обучающимся в начале учебного года (куратор организует обсуждение содержания этих результатов, внесение предложений, касающихся конкретных акций/активностей, в рамках которых можно получить требуемый опыт и которые востребованы обучающимися);
  • для результатов вида «опыт практической деятельности» в программу профессионального воспитания включается несколько акций/активностей, различающихся своими параметрам (направленностью, массовости, длительности, ситуациям получения опыта и т.п.);
  • список акций/активностей корректируется в процессе реализации программы профессионального воспитания (в программу включаются акции/активности, предложенные обучающимися и их объединениями (клубами, группами, проектными командами и т.п.), а также связанные с мероприятиями, проводимыми в масштабах муниципального образования, региона, страны);
  • для обеспечения разнообразия направленности акций/активностей в составе программы профессионального воспитания используется идентификация конкретных мероприятий в отношении одного или нескольких направлений профессионального воспитания;
  • все акции/активности, запланированные на учебный год, представлены в открытом доступе (обучающийся делает предварительный выбор, заявляя о своем участии в некоторых из них, а также может пересмотреть свое решение после обновления списка акций/активностей), обновление программы происходит 1 раз в месяц;
  • при включении в программу профессионального воспитания акции/активности, предложенной группой обучающихся, достигаются договоренности о разделении ответственности по планированию, организации и обеспечению этой акции/активности между обучающимися и работниками ПОО, ответственным за реализацию программы профессионального  воспитания. [7].

Для обеспечения разнообразия направленности акций/активностей в составе программы профессионального воспитания используется идентификация конкретных мероприятий в отношении одного или нескольких направлений профессионального воспитания в соответствии с перечнем направлений профессионального воспитания, рекомендованном на федеральном уровне (приложение 4). Отнесение акции/активности к тому или иному направлению(ям) профессионального воспитания является внутренней информацией, позволяющей осуществлять мониторинг и планирование.

План-график в составе программы профессионального воспитания на учебный год составляется по форме в виде таблицы, представленной в приложении 7. Наибольший эффект достигается, если план-график будет находится в локальной сети и (или) на сайте ПОО. Пользователям план-графика, имеющим разный статус, представляется доступ к разным столбцам таблицы для его ведения [7].

Концептуальные основы формирования и оценки общих компетенций средствами профессионального воспитания

Для формирования и оценки ОК средствами профессионального воспитания концептуально возможны два взаимодополняющих подхода неперсонифицированный и персонифицированный [1,2].

Неперсонифицированный подход предполагает оценку ОПОП на предмет наличия признаков формирования и оценки ОК в её содержание. Признаками этого подхода являются наличие в ОПОП:

  • карты/матрицы формирования общих компетенций (приложение 3);
  • учебной и производственной практик с описанием опыта, в процессе которых обучавшиеся приобретают опыт профессиональной деятельности (приложение 8);
  • анализа соответствующего профилю подготовки профессионального стандарта на предмет содержания в нём требований к наличию у работника признаков той или иной  ОК (приложение 9);
  • принятие профессионального контекста за основу формирования образовательного результата освоения образовательной программы (формирование и оценка ОК невозможны в отрыве от формирования профессиональных компетенций на основе объединения компетенций в кластеры по логике соотношения их проявлений в профессиональной деятельности) (приложение 10);
  • программа/стратегия профессионального воспитания, в основе которой лежат направления профессионального воспитания (приложения 4, 5);
  • программы/стратегии внеучебной деятельности, которая ориентирована на включение обучающихся в различные виды социальной практики, развитию и проявлению их способностей (приложение 11);
  • описания образовательных технологий, на которые целесообразно ориентироваться при разработке ОПОП и которые необходимо учитывать при разработке программ учебных дисциплин/профессиональных модулей и практик (приложение отсутствует, т.к. это тема самостоятельной методической разработки).

Персонифицированный – накопительная оценка индивидуальных достижений обучающегося выраженная в форме портфолио (технологии портфолио). При этом  портфолио является не только средством образования, но и средством формирования ОК (приложение в виде структуры портфолио и методов его оценки отсутствует, т.к. это тема самостоятельной методической разработки).

Портфолио позволяет обучающемуся продемонстрировать результаты свей образовательной деятельности по освоению ОПОП. Содержание портфолио свидетельствует о сформированности у будущего специалиста как общих так и профессиональных компетенций характеризующих его готовность к реализации трудовых функций и трудовых действий соответствующего профессионального стандарта.

Технология портфолио позволяет не только формировать компетенции, но и развивать у обучающихся ряд общеучебных навыков:

  • навыки выбора и формулировки цели, конкретизация задач в поэтапные и оперативные, разработки и реализации проектов (ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере);
  • навыки самоорганизации (ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие);
  • навыки самооценки и взаимооценки (ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами);
  • навыки презентации (ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках);
  • навыки систематизации и классификации (ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности).

Таким образом портфолио является наиболее приемлемой формой персонифицированной оценки ОК и мониторинга индивидуальных достижений обучающегося при освоении ФГОС СПО, в том числе в структуре профессионального воспитания.


ВЫВОДЫ

Общие компетенции формируются не только на предметно-содержательном уровне, но и за счет их систематического интегрирования в целостный образовательный процесс через внеучебную и воспитательную деятельность, технологии и средовые факторы.

Спроектировав сквозную, комплексную и вариативную систему методического сопровождения формирования и оценки общих ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания в ПОО с привлечением всех её средств, значительно увеличивается вероятность подготовки рабочих кадров способных осваивать и внедрять новые технологические решения, управлять проектами, умеющих креативно и системно мыслить, готовых к командной работе.

Технологии, методы и приемы формирования и оценки ОК в процессе планирования и организации профессионального воспитания, описанные в настоящей методической разработки, позволяют решить как на уровне ПОО, так и на региональном, следующие задачи:

  • утверждение единого понимания надпрофессионального характера процесса формирования и оценки ОК;
  • обеспечение непрерывности и сквозного характера процесса формирования и оценки общих и профессиональных компетенций;
  • определение механизмов разработки и реализации программ профессионального воспитания;
  • разработку системы управления профессиональным воспитанием в ПОО, а также оценки качества программ профессионального воспитания и социализации обучающихся;
  • стратегический характер организационных форм внеучебной деятельности и профессионального воспитания в ПОО, позволяющих сформировать профессиональные и общие компетенции;
  • преодоление в планировании и организации профессионального воспитания шаблонных подходов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Методические рекомендации по формированию и оценке универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры) / составители Тарханова И.Ю., Харисова И.Г. – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. – 91с. (УДК 376, ББК 74, М 54);
  2. Измерение и оценка универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, специалитета, магистратуры : коллективная монография / под науч. ред. д.п.н. И.Ю. Тархановой – Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. – 383с. (УДК 378, ББК 74.48, И 37, ISBN 978-5-00089-297-8);
  3. Презентация. Государственная политика и в системе среднего профессионального образования. Черноскутова Инна Анатольевна, директор Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров http://spspo.ru/data/3386.pdf, http://проф-обр.рф/board/4-1-0-2330 (дата обращения 26.08.2019);
  4. Положение о Всероссийском конкурсе достижений профессионального воспитания  в образовательных организациях среднего профессионального образования «Лучший проект модели профессионального воспитания» https://conspo.bsu.edu.ru https://conspo.bsu.edu.ru/documents/polozhenie_o_konkurse.pdf (дата обращения 26.08.2019);
  5. Мониторинг ПОО России и конкурс моделей̆ профессионального воспитания.

https://docs.edu.gov.ru/document/c25ea419ebc46296d49cf920dd25251f/ (дата обращения 26.08.2019);

  1. Формирование и оценка общих компетенций. Центр профессионального образования Самарской области. https://cposo.ru/formirovanie-i-otsenka-obshchikh-kompetentsij (дата обращения 06.08.2019);
  2. Система профессионального воспитания https://cposo.ru/images/2018/26/spv.pdf (дата обращения 26.08.2019).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОНЯТИЯ

В настоящей методической разработке применяются следующие основные сокращения, определения и понятия:

ВКР – выпускная квалификационная работа,

ГИА –государственная итоговая аттестация,

ОК – общая компетенция,

ОПОП – основная профессиональная образовательная программа,

ПОО – профессиональная образовательная организация,

ПООП – примерная основная образовательная программа,

СПО – среднее профессиональное образование,

ТОП-50 – список 50 наиболее востребованных на рынке труда Российской Федерации новых и перспективных профессий, требующих среднего специального образования (Общероссийский перечень),

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт,

Актуализированные ФГОС СПО - федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, разработанные по макету для профессий и специальностям ТОП-50;

Закон об Образовании - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (в актуальной редакции);

Компетенция - способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области;

Педагогические работники – преподаватели и мастера производственного обучения (для данного пособия);

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ч. вторая ст. 195.1 ТК РФ, с 1 июля 2016 г.).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Общие компетенции актуализированных ФГОС СПО

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Приложение 2. Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ПООП в части формирования общих компетенций актуализированных ФГОС СПО

Код ОК

Формулировка компетенции

Умения и знания

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

Умения: распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составить план действия; определить необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

Знания: актуальный профессиональный и социальный контекст, в котором приходится работать и жить; основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте;

алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

Умения: определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска

Знания: номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Умения: организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Знания: психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Умения: грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Знания: особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

Умения: описывать значимость своей специальности; применять стандарты антикоррупционного поведения.

Знания: сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по специальности; стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Умения: соблюдать нормы экологической безопасности; определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности

Знания: правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности; основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности; пути обеспечения ресурсосбережения

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Умения: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; применять рациональные приемы двигательных функций в профессиональной деятельности; пользоваться средствами профилактики перенапряжения характерными для данной специальности

Знания: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни; условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности; средства профилактики перенапряжения

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Умения: применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Знания: современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы

Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Умения: выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи; презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план; рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования; определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности; презентовать бизнес-идею; определять источники финансирования

Знание: основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности; правила разработки бизнес-планов; порядок выстраивания презентации; кредитные банковские продукты

Приложение 3. Форма карты формирования общих компетенций

Индекс и

наименование ОК

Индекс и наименование учебных дисциплин и профессиональных модулей,

на которых формируется ОК

(указываются в соответствии с рабочими программами)

ГИА (защита ВКР или демонстрационный экзамен)

Приложение 4. Направления профессионального воспитания 

  1. Гражданско-патриотическое направление
  2. Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры)
  3. Спортивное и здоровье сберегающее направление
  4. Экологическое направление
  5. Студенческое самоуправление
  6. Культурно-творческое направление
  7. Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство)

Приложение 5. Соответствие между направлениями профессионального воспитания и планируемыми результатами освоения образовательной программы в контексте требований актуализированных ФГОС СПО в части формирования общих компетенций 

Направления профессионального воспитания

Соответствие основной(ым)

формируемой общей компетенции

Наименование направления

Содержание направления

Цель

направления

Ценности

направления

Гражданско-патриотическое направление

Гражданско-патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс  воспитания гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации

Активная гражданская  позиция: гражданин  Отечества, защитник,  избиратель, волонтер.

Уважение к традициям,  принадлежности,  верованиям и устоям других людей.

Духовно-нравственные и  ценностно-смысловые  ориентиры обучающихся.

Социальное и  гражданское становление  личности.

Успешная самореализация в  жизни общества и профессии.

Сформировать ответственную гражданскую позицию и  социальную активность для успешной самореализации в  жизни, обществе, профессии.

Обладать навыками правовой и политической культуры.

Проявлять социальную активность в  общественной жизни и  профессиональной деятельности.

Уметь разрабатывать собственные конструктивные решения,  затрагивающие права и интересы  социально-профессиональных групп.

Иметь собственную адекватную позицию по отношению к окружающей социальной действительности.

Уметь противостоять идеологии экстремизма, национализма,  ксенофобии по социальным ,религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры)

Развитие карьеры – это процесс целенаправленного, планируемого движения  в своей профессиональной деятельности как в горизонтальном, так и  вертикальном направлении

Самоопределение  и социализация  обучающихся.

Планирование  обучающимися  личностного профессионального роста.

Оценка карьерного  потенциала  обучающихся.

Формирование высокого  уровня притязаний в развитии карьеры.

Мобильное реагирование на частую смену технологий  в профессиональной деятельности.

Заниматься видом деятельности или иметь должность, которые  соответствуют самооценке, что будет способствовать моральному удовлетворению.

Заниматься видом деятельности или иметь должность, которые  стимулируют профессиональный рост по вертикали и по горизонтали

Получить работу или должность, которые будет усиливать и  развивать личностные возможности

Иметь работу или должность, которые позволяют продолжать  активное обучение и саморазвитие

Работать по профессии или занимать должность, которые позволяют достичь определенной степени независимости.

Иметь работу или должность, позволяющую заниматься воспитанием детей и домашним хозяйством

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

Спортивное и здоровье сберегающее направление

Спортивное и здоровьесберегающее воспитание – это целенаправленный  процесс формирования здорового образа жизни и культуры здоровья

Гармоничная развитая  здоровая личность.

Ответственное  отношение к собственному здоровью.

Культура здоровья  обучающихся.

Потребность в здоровом  образе жизни.

Собственная система профилактики здоровья.

Соблюдать принятые в обществе правила и нормы профилактики и сохранения здоровья –соматического,  физического, психологического, духовно-нравственного,  социального.

Обладать навыками культуры здоровья и здорового образа жизни, быть здоровым физически.

Проявлять социальную активность в общественной жизни и  профессиональной деятельности по профилактике и сохранению здоровья.

Сформировать ценностное отношение к сохранению,  профилактике и укреплению здоровья.

Принимать активное участие в спортивных мероприятиях, секциях, позволяющих поддерживать, укреплять собственное  здоровье и осуществлять профилактические меры.

Прививать ценности культуры здоровья и здорового образа жизни в собственной семье и воспитании детей.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

Экологическое направление

Экологическое воспитание –это целенаправленный процесс формирования  у обучающихся экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Экологически  целесообразное  поведение.

Экологическое  образование.

Активное участие в  природоохранных  акциях.

Экологическое  мышление.

Собственная система  экологически целесообразного поведения

Соблюдать принятые в обществе правила и нормы  экологически целесообразного поведения.

Обладать навыками экологической и гигиенической культуры.

Проявлять социальную активность в общественной жизни и профессиональной деятельности по бережному отношению к  родной земле и малой родине.

Сформировать внутреннюю адекватную личностную позицию  по отношению к соблюдению ответственного отношения к природе и природоохранных акций.

Принимать активное участие в решении экологических проблем.

Прививать ценности здорового, безопасного и экологически  целесообразного образа жизни в собственной семье и в процессе воспитания детей

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Студенческое самоуправление

Студенческое самоуправление –э то инициативная, самостоятельная,  творческая самоподготовка обучающихся к будущей профессиональной  деятельности

Самоопределение, социализация, активная  гражданская позиция, личностный рост.

Формирование собственной активной  социальной позиции, достижение  результатов.

Расширение участия в управлении государственными и  общественными делами.

Навыки ведения  переговоров, командообразования.

Развитие молодежного  добровольчества,  волонтерства

Сформировать активную и ответственную жизненную позицию для успешной социализации в жизни, обществе,  профессии.

Участвовать в управлении образовательной организацией.

Участвовать в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи.

Уметь разрабатывать собственные социально-значимые  студенческие инициативы.

Осуществлять поддержку инициатив студенческих групп

Уметь взаимодействовать с различными структурами по  решению социально-значимых проблем студенческой  молодежи.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

Культурно-творческое направление

Культурно-творческое воспитание – это целенаправленный процесс  воспитания гармонично-развитой личности на основе исторических и национально-культурных традиций народов Российской Федерации

. личность.

Духовно-нравственные и  ценностно-смысловые  ориентиры обучающихся.

Уважение к традициям,  принадлежности,  верованиям и устоям других людей.

Мотивация к  непрерывному личностному росту.

Успешная самореализация в  жизни общества и профессии

Соблюдать принятые в обществе правила и нормы поведения в  интересах семьи, общества и государства.

Обладать навыками духовно-нравственной культуры.

Проявлять социальную активность в общественной жизни и  профессиональной деятельности.

Сформировать внутреннюю адекватную личностную позицию  по отношению к окружающей социальной действительности.

Принимать активное участие в сохранении духовно-нравственных традиций в семейных отношениях.

Создать собственную семью и иметь возможность заниматься  воспитанием детей на основе приобщения их к духовно-нравственным ценностям.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

Бизнес-ориентирующее направление (молодежное предпринимательство)

Молодежное предпринимательство – это процесс: 1)целенаправленного  участия в общественных инициативах и проектах, имеющих коммерческий результат; 2) социализации и самореализации в профессиональной деятельности

Стимулирование предпринимательской  активности обучающихся.

Исследование предпринимательских намерений обучающихся.

Планирование обучающимися участия  в общественных  инициативах и проектах.

Формирование предпринимательской  позиции.

Мобильное реагирование на частую смену технологий  в профессиональной деятельности.

Иметь опыт участия в деловых встречах с предпринимателями, бизнес экспертами, инноваторами для стимулирования уровня компетентности в вопросах построения и развития собственного бизнеса.

Сформировать опыт участия в проектных командах, конкурсных мероприятиях, старт-апах для повышения уровня  предпринимательской компетентности.

Получить работу или должность, которая будет  демонстрировать его готовность к самостоятельной профессиональной и предпринимательской деятельности.

Быть мобильным субъектом профессиональной деятельности в  новых социально-экономических условиях, проявлять готовность к профессионально-личностному развитию.

Работать по профессии или занимать должность, которые позволяют достичь определенной степени независимости.

Уметь выстраивать собственную профессиональную стратегию  на основе навыковXXIвека («ФорсайтКомпетенций-2030», Сколково) для повышения возможностей самозанятости.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

Приложение 6. Распределение общих компетенций по категориям/группам 

Наименование категории/группы ОК

Общие компетенции

1. Системное и критическое мышление

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

2. Разработка и реализация проектов

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

3. Командная работа и лидерство

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

4. Коммуникация

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

5. Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения;

6. Самоорганизация и самообразование

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

7. Здоровьесбережение

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

8. Безопасность жизнедеятельности

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

Приложение 7. Форма составления плана-графика в составе программы профессионального воспитания в ПОО на учебный год

Деятельность/ активность (акция)

Источник

Образовательные результаты

Эффекты

Направление

Сроки

Обучающиеся

Ответственный

Статус


Деятельность/активность (акция)

Под деятельностью/активностью (акцией) понимается долгосрочная деятельность, позволяющая получить единый набор образовательных результатов, включающая однотипные по форме организации и локальные по составу постоянных участников акции, объединенные общим содержанием или общей целью, поставленной обучающимися. По формам это может быть:

  • клубная работа (например: клуб исторической реконструкции; волонтерский центр; дискуссионный клуб; спортивный клуб, объединяющий команду и группу поддержки; интеллектуальный клуб; бизнес-клуб,; литературный клуб; фотостудия; ансамбль и т.п.);
  • программа дополнительного образования (например: спортивные секции, театральная студия, студия танца, школа предпринимательства, центр профессионального мастерства и т.п.);
  • организации и объединения, являющиеся формами участия в общественной жизни (например: студенческий совет и профсоюз, информационный центр, YouTube-канал, совет курса и т.п.);
  • проектная команда (команды обучающихся, являющиеся субъектами долгосрочных проектов, привлекающие к участию в той или иной деятельности по проекту других обучающихся или реализующие разработанный проект собственными силами).

Каждое такое объединение имеет свою программу работы, которую готовит самостоятельно.

Под акцией подразумевается разовое событие (несколько взаимосвязанных событий), участники которого занимают разные позиции и могут получить разные образовательные результаты. Подготовка акции может быть результатом активности той или иной группы обучающихся или деятельности работников ПОО с привлечением обучающихся только в качестве участников самого события. Примерами акции может служить «день открытых дверей» для школьников, подготовленный профи-клубом; мастер-класс, проведенный признанным профессионалом, подготовленный куратором; новогодний бал, подготовленный несколькими клубными объединениями при координации и (или) руководстве социального педагога и т.п.

Источник

В этом поле указывается инициатор активности/акции. Поле может использоваться для анализа меры вовлеченности обучающихся в формирование плана-графика.

Образовательные результаты

Указывается номер одного или нескольких образовательного результата в виде ОК, которые позволяет получить включенная в план активность/акция. Поле открыто для обучающихся, поскольку они ответственны за планирование собственной программы, в которой нашли бы отражение все образовательные результаты, запланированные на учебный год. Если инициатором какой-либо акции являются обучающиеся (объединения обучающихся), они предлагают образовательные результаты самостоятельно. Педагог, осуществляющий сопровождение деятельности участников клуба или проектной команды, от которой исходит предложение, или куратор группы, от обучающегося или обучающихся которой исходит предложение, в процессе консультирования (собеседования) обеспечивает соответствие результатов замыслу акции/активности. В процессе анализа продвижения обучающихся или обеспечивая планирование, куратор может отсортировать результаты по обучающимся в группе и наглядно представить те результаты, которые у них сформированы и те, для которых им еще надо выбрать пункт плана-графика.

Эффекты

В «Системе профессиональное воспитания в ПОО» зафиксировано соответствие образовательных результатов тем отложенным результатам (эффектам), для достижения которых они планировались. Отложенные результаты также нумеруются (кодируются), их номера переносятся в данное поле с тем, чтобы использовать соответствие строк при составлении отчета за полугодие/год.

Направление

Указывается одно или несколько направлений профессионального воспитания, ценностно-целевым установкам которого(ых) соответствует активность/акция. Это поле является служебным и используется педагогами/администрацией в процессе планирования (для обеспечения разнообразия содержательной направленности акций/активностей, позволяющих получить тот или иной образовательный результат) и в процессе анализа результатов (в том числе в ситуации, когда запрошен анализ работы по направлениям или одному направлению).

Сроки

Для активностей указывается дата точки старта, периодичность или даты ключевых событий (при необходимости), дата завершения (если она понятна на этапе планирования). Для акций указывается дата.

Обучающиеся

В версии, которая открывается обучающемуся, это поле для выбора, в котором обучающийся ставит/снимает отметку о своем намерении принять участие в той или иной деятельности или в том или ином событии. Обучающийся может изменить свое решение не позднее чем за месяц до события. В версии, которая открывается педагогу, поле содержит список обучающихся, выбравших соответствующую активность/акцию для участия.

Ответственный

В версии, которая открывается обучающемуся, могут быть указаны либо два ответственных – от группы обучающихся, по чьей инициативе активность/акция включена в план-график, и от работников ПОО, либо один – работник ПОО (если инициатором активности/акции является ПОО или субъект внешней среды) или обучающийся (если инициатором активности \ акции является, например, проектная группа). В версии, которая открывается педагогу, в обязательном порядке указан ответственный из числа работников ПОО. Если речь идет об акции в рамках работы клуба или реализации проекта обучающихся, это субъект, осуществляющий педагогическое сопровождение деятельности клуба или проектной деятельности.

Статус

В данном поле указывается статус активности/акции: «началась подготовка», «осуществляется», «прошла», «отменена». Последний статус присваивается в том случае, если запланированная (предложенная) активность или акция не привлекла внимания количества обучающихся, достаточного, чтобы ее проведение было эффективным. Такие активности/акции не разрабатываются в составе детального плана на месяц.

Ячейки для оперативного планирования (…)

Для оперативного планирования активностей и акций следует использовать дополнительные ячейки, позволяющие распределить ресурсы (помещения, оборудование, кадры) и \ или рассчитать затраты.

Приложение 8. Возможности формирования и оценки общих компетенций в ходе учебной и производственной практики

Наименование категории/группы ОК

Возможности приобретения опыта в ходе учебной и производственной практики

Системное и критическое мышление

Опыт анализа профессиональных задач  составления и реализации плана их решения.

Опыт поиска и оценки информации для решения профессиональных задач.,

Опыт самооценки успешности решения профессиональных задач  

Разработка и реализация проектов

Опыт участия в конкурсах профессионального мастерства на уровне ПОО.

Опыт участия в региональных профессиональных проектах в рамках заданной цели, в том числе отборочных мероприятиях чемпионата «Молодые профессионалы Ворлдскиллс Россия», Всероссийских олимпиад профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования», отраслевых конкурсах профессионального мастерства и волонтерских проектах.

Опыт работы в рамках зоны своей ответственности.

Опыт работы с проектной документацией.

Опыт презентации результатов своей деятельности.

Командная работа и лидерство

Опыт реализации различных ролей в командной работе.

Опыт учета интересов и потребностей других участников профессиональной деятельности.

Опыт анализа последствий своего поведения в акциях профессиональной направленности.

Опыт соблюдения норм корпоративной этики.

Коммуникация

Опыт выбора и апробации стиля делового общения.

Опыт аргументации и отстаивания своей точки зрения

Опыт работы с профессиональными текстами.

Опыт ведения деловой переписки.

Опыт публичного выступления.

Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение

Опыт взаимодействия с представителями различных социальных и культурных групп.

Опыт адаптации правил взаимодействия применительно к контексту общения в профессиональной сфере.

Опыт учета индивидуально-психологических особенностей партнеров по профессиональному взаимодействию.

Самоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение)

Опыт управление временем в решении профессиональных задач.

Опыт определение приоритетов в решении профессиональных задач.

Опыт анализа требований рынка труда и соотнесение с ними своих возможностей и перспектив

Опыт использования в процессе профессиональной деятельности полученных знаний по финансовой грамотности и деятельность в профессиональной сфере.

Опыт планирования физической нагрузки в ходе выполнения профессиональных задач.

Опыт применения здоровьесберегающих технологий  профессиональной деятельности.

Безопасность жизнедеятельности

Опыт практического выполнения норм и правил охраны туда в условиях реальной профессиональной деятельности.

Опыт разъяснения данных норм и правил другим участниками профессиональной деятельности.

Опыт приобретения знаний по экологии и охране окружающей среды в контексте профессиональной деятельности.

Опыт действий в чрезвычайных ситуациях на производстве  в контексте профессиональной деятельности.

Приложение 9. Сопряжение общих компетенций с требованиями профессионального стандарта

(на примере актуализированного ФГОС СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50) профессиональный стандарт 06.026 «Системный администратор информационно-коммуникационных систем», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 октября 2015 г. № 684н  зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный № 39361)

Общие компетенции

Формулировка требований профессионального стандарта

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

(Системное и критическое мышление)

ОТФ 3.2 Администрирование прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы организации

ТФ 3.2.3 Оптимизация функционирования прикладного программного обеспечения

ТД:

Анализ функционирования прикладного программного обеспечения по значимым параметрам

Разработка плана работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы

Выполнение работ по оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы и оценка результата

Необходимые умения:

Анализировать функционирование инфокоммуникационной системы по выбранным параметрам

Использовать специализированное программное обеспечение для оптимизации функционирования прикладного программного обеспечения

Выполнять настройку прикладного программного обеспечения в соответствии с принятыми критериями оптимизации

Необходимые знания:

Основные параметры функционирования инфокоммуникационной системы

Методы измерения параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы

Методы контроля параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы

Методы мониторинга параметров функционирования прикладного программного обеспечения инфокоммуникационной системы

Принципы оптимизации инфокоммуникационных систем

Методы оптимизации инфокоммуникационных систем

Регламенты проведения профилактических работ на администрируемой инфокоммуникационной системе

Требования охраны труда при работе с аппаратными, программно-аппаратными и программными средствами администрируемой инфокоммуникационной системы

Приложение 10 Связь общих компетенций с профессиональными компетенциями

(на примере ПООП для актуализированного ФГОС СПО 09.02.06 Сетевое и системное администрирование (ТОП-50))

Код ОК

Формулировка компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ПК 1.1. Выполнять проектирование кабельной структуры компьютерной сети.

ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.3. Обеспечивать защиту информации в сети с использованием программно-аппаратных средств.

ПК 2.1. Администрировать локальные вычислительные сети и принимать меры по устранению возможных сбоев.

ПК 2.2. Администрировать сетевые ресурсы в информационных системах.

ПК 2.3. Обеспечивать сбор данных для анализа использования и функционирования программно-технических средств компьютерных сетей.

ПК 3.1. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать технические и программно-аппаратные средства компьютерных сетей.

ПК 3.2. Проводить профилактические работы на объектах сетевой инфраструктуры и рабочих станциях.

ПК 3.3. Устанавливать, настраивать, эксплуатировать и обслуживать сетевые конфигурации.

ПК 4.2. Контролировать сетевую инфраструктуру с использованием инструментальных средств эксплуатации сетевых конфигураций.

ПК 4.3. Обеспечивать максимальную стабильность предоставляемых сетевых сервисов.

ПК 4.4. Предоставлять согласованные с информационно-технологическими подразделениями сетевые сервисы и выполнять необходимые процедуры поддержки.

ПК 4.5. Восстанавливать нормальную работу сетевых сервисов в соответствии с требованиями регламентов.

ПК 5.1. Идентифицировать проблемы в процессе эксплуатации программного обеспечения.

ПК 5.3. Разрабатывать сетевые топологии в соответствии с требованиями отказоустойчивости и повышения производительности корпоративной сети.

ПК 5.5. Проводить эксперименты по заданной методике, выполнять анализ результатов.

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ПК 1.4. Принимать участие в приемо-сдаточных испытаниях компьютерных сетей и сетевого оборудования различного уровня и в оценке качества и экономической эффективности сетевой топологии.

ПК 2.4. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 5.2. Разрабатывать предложения по совершенствованию и повышению эффективности работы сетевой инфраструктуры.

ПК 5.4. Составлять отчет по выполненному заданию, участвовать во внедрении результатов разработок.

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06

Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ПК 3.4. Участвовать в разработке схемы послеаварийного восстановления работоспособности компьютерной сети, выполнять восстановление и резервное копирование информации.

ПК 3.5. Организовывать инвентаризацию технических средств сетевой инфраструктуры, осуществлять контроль оборудования после его ремонта.

ПК 3.6. Выполнять замену расходных материалов и мелкий ремонт периферийного оборудования, определять устаревшее оборудование и программные средства сетевой инфраструктуры.

ПК 4.1. Принимать меры по отслеживанию, предотвращению и устранению нештатных ситуаций.

ОК 08

Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.

ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации.

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

ПК 4.6 Вести учет плановой потребности в расходных материалах и комплектующих.

Приложение 11 Возможности формирования и оценки общих компетенций в различных видах внеучебной деятельности обучающихся

Наименование категории/группы ОК

Формы организации внеучебной деятельности

Возможности приобретения опыта в ходе внеучебной деятельности

Системное и критическое мышление

Междисциплинарные и социальные проекты

Опыт анализа проблемной ситуации.

Опыт инновационного мышления.

Опыт сбора и анализа информации, её обработки и презентации.

Опыт обоснования и аргументации предлагаемых решений

Разработка и реализация проектов

Междисциплинарные и социальные проекты

Опыт проблематизации и целеполагания.

Опыт индивидуального и группового планирования.

Опыт взаимодействия с участниками проекта и партнерами.

Опыт организации деятельности.

Командная работа и лидерство

Студенческое самоуправление.

Тренинги.

Коллективные творческие дела

Опыт реализации различных командных ролей.

Опыт координации своих действий в процессе решения совместных задач.

Опыт организации и руководства командой

Коммуникация

Все формы организации внеучебной деятельности

Опыт выбора и применения приемлемого стиля общения (научный, официально-деловой художественный, публицистический, разговорный).

Опыт использования вербальных и невербальных средств коммуникации.

Опыт составления различных видов текста.

Опыт участия в дискуссиях, полемиках, диспутах, встречах и т.п.

Опыт подготовки и проведения переговоров.

Межкультурное взаимодействие. Гражданско-патриотическое поведение

Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию. Коллективные творческие дела.

Опыт организации диалогового взаимодействия с людьми, независимо от их национальной и культурной принадлежности, взглядов и убеждений.

Опыт конструктивного межкультурного взаимодействия в личной и профессиональной сферах.

Опыт толерантного отношения к индивидуальным и групповым различиям.

Опыт поисковой работы.

Самоорганизация и самообразование (в том числе здоровьесбережение)

Конференции

Олимпиады

Конкурсы профессионального мастерства

Спортивные соревнования

Опыт самоанализа и рефлексии.

Опыт построения панов и программ саморазвития.

Опыт освоения основных видов деятельности.

Опыт применения здоровьесберегающих технологий деятельности.

Опыт планирования свободного и рабочего времени для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности.

Безопасность жизнедеятельности

Профилактические мероприятия

Опыт идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности (трудовой, образовательной, досуговой и др.)

Опыт личного безопасного поведения, умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли в чрезвычайных ситуациях.


[1] Группы отложенных результатов[7]:

1. Общие компетенции в соответствии с ФГОС СПО.

2. Качества, ценности, установки, выделенные из запросов потенциальных работодате-лей обучающихся, полученных при проведении изучения требований работодателя к подготовке выпускника профессиональной образовательной программы.

3. Ценности и установки, определенные на основе анализа федеральных документов, со-держащих официальную декларацию социально значимых ценностных позиций

[2] Применение такого распределения  в СПО является оправданным, т.к. с ним полностью согласуются с результатами среднего общего образования, являющиеся основой формирования ОК при реализации актуализированных ФГОС СПО, а также соблюдается принцип преемственности формирования и оценки универсальных компетенций высшего образования в отношении образовательных результатов СПО.

[3] Активность обучающегося  проявляется в мышлении и деятельности и регулируется личностными ценностями и проектными целями. Из этого следует, что обучающийся имеет возможность самостоятельно строить свое будущее, выступая как субъект собственного формирования, изменения и развития [7].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

Использование информационных технологий и средств электронного обучения при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношений в учреждении СПО

Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знаний...

Методика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика планирования, организации и проведения лабораторных и практических занятий. Существенное внимание уделено вопросам дидактики...

Методика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Учебно-методическое пособие.

В настоящем учебно-методическом пособии рассматриваются методика и практика формирования и оценки общих компетенций средствами образовательных технологий при реализации образовательных программ средне...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Использование информационных технологий и средств электронного образования при формировании общих компетенций в процессе образовательных отношении СПО

. Современные тенденции в образовании характеризуются рядом противоречий, среди которых можно выделить противоречие между традиционным темпом обучения и постоянно прогрессирующего появления новых знан...