Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
статья

Куликова Мария Викторовна

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kulikova_mv_petrogradskiy_rayon_ppts_zdorove.docx28.08 КБ

Предварительный просмотр:

Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации

Куликова М.В.

методист

ГБУ ДО Центр диагностики и консультирования,

 психолого-педагогической,

медицинской и социальной помощи

Петроградского района Санкт-Петербурга

«Психолого-педагогический центр «Здоровье»

На сегодняшний день образовательные организации столкнулись с тем, что государство активно старается вернуть профориентацию в зону ответственности школы.

В этом ему помогают, в том числе некоммерческие организации (например, Агентство стратегических инициатив, Союз «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия и другие).

Так в 2018-2019 гг. все школы Санкт-Петербурга приняли участие в проекте «Билет в будущее», который предполагал участие учащихся в очных мероприятиях в Экспофоруме, посещение соревнований World Skills Russia, он-лайн тестирование, профессиональные пробы на базе Академии цифровых технологий. Активно начал в прошлом учебном году свою работу портал «ПроеКТОриЯ» с он-лайн уроками о профессиях и встречами с известными в бизнесе и науке людьми.

Некоторые из этих проектов реализуются в рамках Национального проекта «Образование». В 2019-2020 году «Билет в Будущее» и «ПроеКТОриЯ» стартовали сразу с началом учебного года. К ним присоединился проект «Засобой».

Такое внимание государства к этой области неслучайно.

В Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года одним из слабых мест системы образования города являются существенные различия между организациями как общего, так и профессионального образования Санкт-Петербурга по качеству образования, а также несоответствие структуры выпускников профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования в Санкт-Петербурге потребностям экономики Санкт-Петербурга [1].

Н.А.Заиченко, профессор Высшей школы экономики в своей презентации «Петербургское пространство неформального образования: Кто и Что выбирает?» приводит следующие интересные данные исследования:

26 % старшеклассников Санкт-Петербурга на вопрос «Какую профессию ты планируешь получить?» не дали ответ или признались, что затруднились с выбором профессии/специальности.

52% старшеклассников не имеют информации о том, какие профессии будут востребованы в регионе через 5 лет.

Также исследование выявило, что старшеклассникам свойственна слабая осознанность и самостоятельность профессионального самоопределения.

Выбор профиля обучения в старшей школе не соответствует выбору предметов для прохождения ГИА в форме ЕГЭ по ее окончании; в большинстве случаев учащиеся полагаются на выбор и мнение родителей, у которых совсем другие требования к профессии, чем у современной молодежи [2]

Общаясь на консультациях с учащимися и их родителями часто слышишь, что ребенок будет поступать туда, где он сможет предъявить баллы ЕГЭ по тем предметам, которые ему будет легче сдавать. А это совершенно никак не связано с осознанным выбором профессии, с учетом своих способностей, интересов и тенденциями рынка труда.

По словам Г.Н. Резапкиной, формула «хочу-могу-надо» уже не отвечает условиям нового  времени, а узкое понятие «профориентация» давно пора заменить на «оказание помощи в профессиональном самоопределении», что гораздо шире.

Помощь в профессиональном самоопределении вовсе не означает, что нужно дать готовый ответ, пришедшему на консультацию кем ему быть. Помощь заключается в длительной поэтапной работе по формированию личности, пониманию своего Я, своих способностей, желаний, ценностей. Эта работа не может быть проведена за одно занятие, за одну профессиональную пробу, за одну консультацию.

Возникает явное противоречие: государство тратит деньги на большие разовые мероприятия (пусть и в рамках ежегодных проектов), эффективность которых вызывает у специалистов в этой области явные сомнения. Учащиеся не понимают в очередной раз, куда и зачем их привели. Учителя часто жалуются, что срывается основной для образовательного учреждения процесс – учебный.

Как же быть? Какой выход может быть в данной ситуации?

Проект Концепции развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга (далее Концепция) во многом дает ответы на многие вопросы.

Профориентационное пространство Санкт-Петербурга, согласно Концепции, насыщено множеством ресурсов, значимых для профессионального самоопределения детей и молодёжи, включая:

- программы дополнительного образования детей, имеющие практикоориентированную, предпрофессиональную или профильную направленность;

- профориентационные возможности школьного курса технологии и других образовательных областей общеобразовательной программы;

- профориентационные мероприятия, проводимые в рамках федерального профориентационного проекта «Билет в будущее»;

- конкурсы профессионального мастерства, в т.ч. «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia и WorldSkills Russia – юниоры);

  • проект по сопровождению процесса ранней профориентации детей «Умения юных - KidSkills»;
  • традиционные профориентационные мероприятия для школьников, систематически проводимые организациями профессионального и высшего образования;

- корпоративные профориентационные программы и практики, реализуемые крупными предприятиями-работодателями;

- Интернет-ресурсы различного типа, отражающие актуальное состояние экономики, профессионального и высшего образования, рынка труда и профессий[3].

В ближайшее время Концепция предлагает апробировать еще три новых содержательных модуля.

Первый модуль - «Мир будущего» – организация проектная деятельности для обучающихся 1-11 классов.

Второй модуль предполагает объединение учащихся, родителей и работодателей в рамках сети площадок нетворкинга.

Третий модуль – сетевые циклы профессиональных проб.

Каждый из этих модулей может дополнять друг друга, усиливая ресурсы каждого субъекта профориентации в городе, создавая условия для длительного, последовательного гармоничного развития личности. А это и есть основа для самостоятельного, осознанного профессионального выбора учащихся.

Образовательные учреждения работают с детьми над проектами, которые им интересны, программ дополнительного образования знакомят с основными понятиями мира профессий и рынка труда, востребованными профессиями региона, профессиями будущего.

Так программа дополнительного образования ППЦ «Здоровье» «Профессиональный компас», рассчитанная на 72 часа.

Программа «Профессиональный компас» опирается на теоретические и практические

разработки в области профориентационной работы с учащимися, но отличается эффективной подачей материала, апробированного в условиях работы на базе общеобразовательных учреждений Петроградского района.

Она позволяет не только рассказать учащимся 7-11 класса о том, чем отличается между собой специальность и должность, осветить требования каждого типа профессии к индивидуальным качествам человека, но и построить предварительный профессиональный профиль и дальнейший образовательный маршрут с учетом всех имеющихся у ребенка ресурсов (материальных, временных, интеллектуальных, физических).

В качестве ожидаемых результатов программы выступают: расширение представлений о мире профессий, понимание учащимися взаимосвязи профессии и качеств характера, осознание своих мотивов, ресурсов и трудностей, которые могут возникнуть на пути профессионального самоопределения.

Для оценки уровня освоения программы учащимися осуществляется несколько уровней контроля:

  • входной контроль, анкетирование (проводится в начале учебного года с целью  определения уровня возможностей учащихся, имеющихся знаний и готовности к профессиональному самоопределению); на этом этапе применяется метод педагогического наблюдения, педагогического анализа, анкетирование;
  • текущий контроль (проводится в течение всего учебного года с целью определения степени усвоения учащимися программного материала, определение готовности учащихся к восприятию нового материала, повышение активности и воспитание интереса к занятиям, подбор оптимальных методов и средств обучения) с применением методов  педагогического наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования участников программы и педагогического анализа;
  • промежуточный контроль (проводится в середине учебного года с целью определения степени усвоения учащимися программного материала, определения результатов обучения за полугодие), на этом этапе проводится открытое мероприятие в формате открытого занятия, творческой мастерской с целью представления результатов освоения программы;
  • итоговый контроль в формате защиты индивидуального проекта (проводится в конце учебного года с целью определения результатов обучения, получения сведений для совершенствования образовательной программы по средствам обратной связи от участников программы), педагогической диагностики.

Государственный заказ на программу «Профессиональный компас» ежегодно составляет 180 человек. Каждый год программа стабильно пользуется успехом у учащихся, поэтому образовательные организации активно подают на нее заявки уже летом, чтобы запланировать эту работу.

Когда такая ознакомительная работа с учащимися проделана, наступает время поиска и проб.

А для этого как раз и нужны построенные государством кванториумы, технопарки. Они позволят детям осваивать на практике моделирование, проектирование, прототипирование, управление беспилотными аппаратами, прикасаться к науке напрямую и созидать свое, пробовать себя во всем и выбирать любимое.

Ярмарки профессий, Дни открытых дверей в ВУЗах и ССУЗах дают возможность знакомится будущим выпускникам с условиями поступления, получения дополнительных баллов к ЕГЭ за счет участия в олимпиадах, конкурсах, волонтерской деятельности.

Некоммерческие организации, используя свои ресурсы привлекают внимание общественности к данной сфере через интернет и СМИ, обеспечивают широкий охват участников, на новом техническом уровне организуют он-лайн тестирование, организацию ярких запоминающихся конкурсов и фестивалей.

Только в такой связке может выстраиваться современная помощь в профессиональном самоопределении молодежи.

Без предварительной работы специалистов в области профориентации с учащимися в школах успех отдельных мероприятий не будет гарантировать их социальную пользу.

Новые ориентиры заданы. Участники обозначены. Надежда есть…

Осталось только планы согласовать…

Использованные источники информации и ресурсы:

  1. Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2035 года принята Законодательным собранием Санкт-Петербурга и утверждена Законом Санкт-Петербурга от 19.12.2018 №771-164. 

https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_econom/strategiya-ser-2035/

  1. Презентация Заиченко Н.А. , профессора Высшей школы экономики «Петербургское пространство неформального образования: Кто и Что выбирает?» (http://ddtna9line.ru/wp-content/uploads/2018/09/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%CC%86.pdf
  2. Концепция развития дополнительного образования детей: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.
  3. Программа дополнительного образования ППЦ «Здоровье» «Профессиональный компас».
  4. Сайт «ПроеКТОриЯ»

https://proektoria.online

  1. Сайт «Билет в будущее»

http://bilet-help.worldskills.ru

  1. Сайт проекта «Засобой»

https://www.xn--80acqkxbs.xn--p1ai


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся

Статья в котро рассматривается роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся...

"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"

Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям....

Эффективные методы педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения одаренных школьников в образовательном пространстве школы.

На мини-заседании проводится разбор блоков-тем «Стратегия выбора».  Используются интерактивные формы работы: игровые упражнения («Профессия на букву», «Самая-самая&h...

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...

Профориентационное сопровождение образовательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

в работе представлены результаты разработки и апробации модели  непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе абитуриент-студент-выпукник....

«Кейс-технологии как мотивация для профессионального самоопределения учащихся с умственной отсталостью»

Преподавание дисциплины "Столярное дело" для учащихся с умственной отсталостью...