«Кейс-технологии как мотивация для профессионального самоопределения учащихся с умственной отсталостью»
учебно-методический материал

Преподавание дисциплины "Столярное дело" для учащихся с умственной отсталостью

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologii.docx153.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«Кейс-технологии как мотивация для профессионального самоопределения учащихся с умственной отсталостью»

Учитель трудового обучения

Жучков Игорь Михайлович

2023 год


Не профессия выбирает человека, а человек профессию.

Сократ  

Одной из ключевых проблем, несущей в себе предпосылки решения многих социальных задач, является профессиональное самоопределение. Актуальность обращения к этой проблеме обуславливается несколькими факторами, основным из которых является тот, что в условиях глобальных изменений в обществе, определенного сдвига ценностных ориентиров и внешних факторов, самоопределение личности, в том числе профессиональное, приобретает определяющую значимость в процессе принятия личностью жизненно важных решений.

Поиск и выбор профессии, профессиональное самоопределение и развитие, овладение профессией, эффективная реализация себя в трудовой деятельности, наконец, достижение успеха в профессиональном труде представляют собой достаточно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплановый и, подчас, противоречивый процесс. Для подростка выбор профессии – в значительной степени моральная проблема и, чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее. В связи с тем, что у старшеклассников с умственной отсталостью профессиональные интересы не сформированы, неустойчивы и недостаточно осознаны, профессиональная ориентация отсутствует или слабо выражена, проблематика профессионального самоопределения детей данной категории весьма актуальна. Кроме того, своеобразие интеллектуального и физического развития таких выпускников не позволяет им ставить вопрос о свободном выборе профессии: низкий уровень интеллектуального развития, низкая концентрация внимания, преобладание кратковременной памяти, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические отклонения. Всё это в совокупности с жизненной неопытностью, неточными представлениями, несформировавшимися чувствами, неустоявшимися интересами, неадекватной самооценкой не позволяет детям данной категории ориентироваться в современных социально-экономических и социально-исторических условиях, постоянно изменяющем свои требования рынке труда и выдерживать конкуренцию со своими сверстниками из массовой школы.  Поэтому одним из приоритетных направлений обучения детей с интеллектуальными нарушениями, наряду с общим образованием, является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки с цель профессионального самоопределения. Обусловлено это тем, что большинству выпускников данной категории только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных организациях, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность их трудоустройства в сфере материального производства.

Ребенок с умственной отсталостью может без интереса относиться к изучаемой профессии. Это обусловлено многими факторами: сложность данной профессии для обучающихся с ОВЗ, неуверенность в своих силах для выполнения качественно работы по данной профессии, низкая активность сложных мыслительных процессов и точных практических действий. Для того, чтобы у обучающихся возникло желание работать и совершенствоваться по изучаемой ими специальности, используются различные методы и технологии. Все они направлены на решение задачи по мотивации ребят после окончания школы посвятить себя профессии столяра, показав им, в том числе, что данная профессия интересна и востребована не только на производстве, но и в быту.

И эту работу я начинаю с пятиклассниками, которые, в силу своего возраста, испытывают заинтересованность в изучении «настоящей» взрослой профессии.

Несомненно, что важнейшим фактором в профессиональном определении обучающихся, является ситуация на рынке труда: востребована ли изучаемая профессия в регионе, где проживают обучающиеся. Поэтому уже традицией, своеобразным введением в профессию, стало проведение экскурсии в городской центр занятости населения, где дети получают сведения не только о вакантных рабочих местах на деревообрабатывающих предприятиях, но и о других профессиях, востребованных в регионе. Полученные в рамках экскурсии сведения и проводимая по её результатам беседа уже дают первые ростки заинтересованности изучаемой профессией.

В целях более глубокой заинтересованности профессией, воспитания уважения к ней, и, следовательно, для профессионального самоопределения, я использую метод обучения действием – кейс-технологии, технологии, которые предполагают рассмотрение и решение предложенных профессионально-бытовых случаев и ситуаций. (Слайд 2)

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Эта технология отвечает идеям контекстного подхода: она представляет собой реальные жизненные ситуации (случаи, истории), в которых обычно описываются какие-то события, адаптированные и упрощенные для восприятия детьми с умственной отсталостью.

В отличие от теоретического изучения материала, при выполнении кейсов учащиеся приобретают широкий набор навыков, поскольку в технологии использования кейсов предполагается несколько решений, что способствует развитию у школьников с интеллектуальными нарушениями гибкости мыслительных операций.

Такой подход к профессиональному обучению реалистичнее, чем просто выполнение заданий на изучаемую тему, рассмотренную без связи с реальной жизнью. Через учебные ситуации воссоздаются реальные профессиональные этапы производства и межличностные отношения занятых в нем людей. Таким образом, ребёнку задаются моменты и контексты его будущего профессионального труда. Эффективность данной методики обучения очень высока, но из-за относительной её новизны, методических пособий по использованию этой технологии недостаточно, а редкие наработки по ней в большинстве случаев являются авторскими.

Благодаря использованию кейс-технологии умственно отсталые выпускники окажутся более стрессоустойчивыми на производстве, поскольку, отрабатывая данную технологию, постепенно за основу сценария ситуации я беру модель реального производственного предприятия. Но при этом я моделирую ситуации без технологических тонкостей, которые очень сложны для восприятия и могут понести за собой обратный эффект (полное нежелание выполнять задание). Кроме того, я включаю в процесс выполнения заданий в смоделированной ситуации простые бытовые ситуации. Например - обеденный перерыв на производстве, во время которого ребята могут провести чаепитие, обсудить кинофильм, а также распланировать, чем будут заниматься в оставшееся рабочее время.

Данная технология начинает применяться мною в 5 классе. В 5-6 классах я использую более простые кейсы, с которыми начинающие изучение профессии ребята способны справиться, далее, в старшем звене, усложняю задания и ситуации, все более и более адаптируя их к производственной сфере. К этому времени учащиеся уже владеют основными знаниями, умениями, навыками по данной профессии, имеют представление о структуре деревообрабатывающих предприятий. Она замечательна тем, что у обучающихся складывается представление о производственном процессе на предприятии как бы «изнутри».

Я стараюсь организовать внедрение данной технологии так, чтобы процесс решения ситуаций был связан не только с будущей профессиональной деятельностью, а также с другими изучаемыми в школе предметами: русским языком (оформлении бланков документаций, отчетов), математикой (расчеты при построении конструкторской документации, выполнении практического задания согласно имеющейся документации), чтением (чтение технологической документации, ее осознание). В то же время полученные профессиональные знания, навыки и умения могут использоваться учащимися в быту (мелкие ремонтные работы, изготовление различных изделий кухонной утвари и т.д.), а осуществляемые при решении кейсов мыслительные операции успешно применяются как в учебной деятельности, так и в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, в процессе применения кейс-технологий осуществляются интеграционные процессы, заложенные в программу формирования базовых учебных действий, благодаря которым обеспечивается становление учебной деятельности ребёнка с умственной отсталостью.

Исходя их опыта использования данной технологии, я определяю следующую структуру любого кейса:

№ п/п

Элементы кейса

Содержание элементов кейса

1.

Введение

Знакомство с ситуацией, определение темы, цели,

2.

Проблема

Погружение в проблему

3.

Материалы

Отбор средств, пособий, справочников, раздаточного материала, в т. ч. мультимедиа в различном виде

4.

Решение кейса

Решение проблемы кейса

5.

Подведение итогов, их сопоставление. Рефлексия.

Анализ решений, сравнение решений обучающихся с решениями в реальной производственной среде. Рефлексия.

В связи с тем, что производственный процесс предполагает выполнение определённых, четко обозначенных операций, то и при решении созданных ситуаций я предлагаю школьникам выполнять их в несколько этапов:

№ этапа п/п

Содержание этапа

1.

Знакомство с созданной ситуацией

2.

Определение основной проблемы

3.

Разработка плана решения кейса

4.

Предложение одного или нескольких вариантов решения

5.

Анализ принятия того или иного решения

При подготовке кейса я придерживаюсь критериев: (Слайд 3)

  1. Наличие источника ситуации.

Источником создания любого кейса являются люди, вовлеченные в созданную ситуацию, которая требует разрешения. В моем случае я стараюсь брать за пример кейсов ситуации в деревообрабатывающем производстве.

  1. Отбор необходимой информации

При отборе информации я ориентируюсь на учебные цели, поэтому я подбираю данные, максимально приближенные к реальному производственному процессу, описанному в ситуации, т. к. в противном случае обучающиеся могут потерять интерес к решению кейса, так как ситуация будет казаться нереальной, надуманной.

  1. Содержание кейса.

Содержание кейса должно отображать цели, для которых он создаётся, причем материала и информации должно быть достаточно для решения его детьми с умственной отсталостью. Во избежание возможных затруднений у детей при изучении проблемы, нахождении пути её решения, я стараюсь избегать «лишней» информации.

  1. Устаревание. 

Так как технический процесс не стоит на месте, то проблема устаревания производственных ситуаций актуальна в том числе и для деревообработки, поэтому кейс должен быть актуален для существующих на сегодняшний день технологических процессов.

К кейс-технологиям, применяемым мною в учебном процессе, относятся: (Слайд 4)

  • метод инцидента;
  • метод ситуационно-ролевых игр;
  • метод разбора деловой документации;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии.

Причем, я использую как краткосрочные кейсы, на выполнение которых отводится 1-2 урока, так и долгосрочные, на несколько занятий.  

МЕТОД ИНЦИДЕНТА (Слайд 5)

Инцидент (от лат. инциденс) —случай, происшествие, столкновение. Цель метода — поиск информации для решения самим обучающимся. Дети получают краткое сообщение об инциденте в организации. Для принятия решения учащимся предлагается явно недостаточная информация, поэтому им самостоятельно необходимо разобраться в обстановке, определить, в чём состоит проблема, что надо делать, чтобы принять то или иное решение.

Основное назначение метода — развивать умение обучающихся принимать решения при недостаточности информации, а также рационально собирать и использовать информацию, необходимую для принятия решения.

Обучающиеся с умственной отсталостью учатся анализировать ситуацию и различные варианты её решения, и, проявляя творческое мышление, обосновывать выбранный вариант решения. Уже в 5 классе я предлагаю некоторые простые ситуации и инциденты. Например, при изучении темы «Изготовление игрушек из древесного материала» мною предлагается ситуация, когда нужно выбрать из нескольких образцов лучший. Конечно, здесь возможна и индивидуальная симпатия к конкретной игрушке, выраженная, например, в том, что ребенок когда-то читал сказку с героем, в виде которого выполнена данная игрушка. Но, как правило, обучающиеся руководствуются внешним видом и качеством выполнения.

Одним из разработанных и реализуемых мною кейсов данного метода является кейс «Преимущества имеющегося варианта». (Слайд 6. Видео)

Я предлагаю ситуацию, когда считаю, что в изделии «Направитель для пиления» соединение на вставных круглых деревянных шипах (нагелях) является:

  1. Неэстетичным
  2. Ненадежным
  3. Трудозатратным
  4. Экономически невыгодным

 Задача группы обучающихся - составить список преимуществ, которыми будет обладать соединение на нагелях и убедить меня в моей неправоте.

В процессе решения данного кейса дети показывают преимущества данного соединения, основываясь на ранее изученном материале по соединению деталей изделия на вставных шипах. Поскольку в этой ситуации им приходится доказывать преимущества этого соединения перед винтовым, они закрепляют и прорабатывают в том числе тему соединения деревянных поверхностей на винтах и шурупах. Результат: развиваются элементы технического мышление, эстетический вкус, закрепляются полученные ранее знания по теме соединения деревянных поверхностей.  

Примеры решений, которые представили обучающиеся:

  1. Данное изделие не требует разборки и нет необходимости делать соединение на винтах.
  2. Соединение на винтах периодически может расшатываться, что потребует подтягивание крепежа.
  3. При соединении на нагелях вид у изделия будет более эстетичным.
  4. При износе элементов и при их замене нагельное соединение также является разъемным.
  5. Стоимость деревянных нагелей намного меньше стоимости метизов из металла.
  6. Выполнить вставные шипы из древесины можно самостоятельно, не прибегая к использованию сложного технологического оборудования.

Каждый обучающийся смог высказать свою версию с указанием приёмов технического решения задания. В результате анализа предложенных вариантов решения проблемы, делается вывод о существовании нескольких возможных вариантов решения одной и той же проблемы, каждый из которых имеет как преимущества, так и недостатки.

Таким образом, используя в своей работе метод инцидентов, я даю учащимся возможность развивать творческое мышление, отстаивать свою точку зрения, опираясь на полученные знания и опыт в процессе изучения программного материала. Отстаивание своей точки зрения в условиях созданного инцидента побуждает у учащихся желание показать насколько глубоко они разбираются в этом вопросе, что явно повышает уровень их самооценки.

МЕТОД ДИСКУССИИ  И ИГРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ (Слайд 7)

Близкие к методу инцидентов метод дискуссии и метод игрового проектирования - два отдельных метода, которые я стараюсь использовать совместно при создании очередных кейсов на уроках труда.  

Как нам известно, дискуссия — это обмен мнениями по какому-либо вопросу. В этом плане метод схож с методом инцидентов. Здесь также происходит живое общение между учащимися при обмене мнениями. Отличие состоит в том, что в методе инцидентов ребенок доказывает свою точку зрения, ее преимущества, а при дискуссии каждый высказывает свое мнение, свою инженерную и творческую мысль, свое видение дизайна и функциональности изделия.  Для того, чтобы дискуссия проходила в более интересной обстановке, я связал этот метод с методом игрового проектирования.  

Цель игрового проектирования - создание или совершенствование объектов.

Используя эти методы кейс-технологий обучающиеся с ОВЗ получают возможность доказать и обосновать свою точку зрения по выполнению различных изделий. В процессе дискуссий каждый ученик сталкивается со встречными вопросами, касательно его мнения по технологическому процессу изготовления изделия. В этой ситуации развивается способность ребенка искать доводы, которые могут убедить собеседника в правильности решения. Учащиеся, используя полученные знания в области технологии выполнения простых и достаточно сложных изделий, пытаются обосновать свое решение, развивают творческое мышление, основы инженерной мысли.

В работах А. М. Щербаковой, Е. П. Хохлиной и др. одной из проблем, которые встают перед школьниками с интеллектуальными нарушениями является неудовлетворительная социальная адаптация, несформированность требуемых социальных навыков. В предлагаемых мною кейсах через участие в групповой дискуссии, доказательство своей точки зрения, своего метода учащиеся перешагивают барьеры социальной закомплексованности, стараются донести до людей свое мнение, свои мысли.

Основными интегративными показателями способности ребенка к самоопределению являются: готовность к самопознанию, адекватная самооценка, оценка действий других людей, а также способность делать самостоятельный выбор, занимать свою позицию, быть открытым и готовым к любым новым поворотам жизненного пути, активная жизненная позиция личности

Для реализации решения этих проблем я предлагаю следующие примеры кейсов:

Лучший дизайн изделия (Слайд 8. Видео)

Например: конструкторскому отделу необходимо разработать дизайн письменного стола.

Каждый обучающийся предлагает свою версию данного изделия, сопровождая своё решение пояснением. В то же время остальные участники кейса просят выступающего рассказать, почему тот или иной узел изделия автор решил выполнить именно таким образом.

В данном кейсе мне, как учителю, отводится роль главного конструктора. После рассмотрения всех вариантов, мы с группой учеников, которые входят в комиссию, анализируем каждое предложение, после чего выносим решение по лучшему проекту.

В процессе решения этого задания дети осознают, что технический труд - это творческая работа, что здесь всегда есть место интересным решениям, а столяр должен обладать чувством прекрасного, и подобно художнику, с душой относиться к своей работе.

Очень важно при подведении итогов проговаривать конкретные недостатки и преимущества каждой работы так, чтобы у учащихся с умственной отсталостью не осталось ощущение, что их работа бездарна, но при этом они должны знать и учитывать свои ошибки. При этом есть и обратная сторона, где победитель начинает себя ощущать выше остальных. Этот момент тоже необходимо проработать, объяснить, что в данной ситуации получилось так, но возможны варианты, когда любой другой участник предложит лучший, более экономичный и креативный вариант.

Следующий кейс данной технологии также помогает в преодолении социальных барьеров, проблем с общением.  При его решении школьники убеждаются, что весь изучаемый материал взаимосвязан, и вооружённый знаниями работник всегда может найти выход из ситуации, предложив верное решение, а значит, может быть рационализатором, передовиком производства. Этот кейс называется «Рационализаторское предложение» (Слайд 9. Видео)

Рационализаторским предложением является любое техническое решение, которое станет инновационно полезным для деятельности предприятия. Оно может представлять собой изменение конструкции существующих изделий, а также совершенствование производственных технологий и техник или изменение состава материалов.

Исходя из опыта использования данного кейса на уроках столярного дела, я считаю, что его применение способствует развитию элементов самостоятельного технического мышления умственно отсталых школьников.  

Пример

Учащимся необходимо изготовить инвентарь для физкультурных мероприятий, который представляет собой дугу из половины металлического обруча, концы которого вставлены в деревянный брус. При этом существует опасность, что в результате механического воздействия концы дуги будут выпадать из основания.

Каким образом сделать крепление дуги в основании более надежным?

Варианты ответов (рационализаторских предложений).

  1. Намотать на концы дуги изоляционную ленту для более плотного соединения.
  2. Просверлить с торца оснований отверстия через древесину и металл и с помощью саморезов соединить основания с металлом дуги.
  3. См. вариант 2, при этом прозенковать отверстия для того, чтобы «утопить» саморезы внутри отверстий, что придаст изделию более эстетичный вид.

Известно, что работа с технологической и конструкторской документацией является неотъемлемой частью, а вернее, основой многих рабочих профессий. Без умения читать технологическую и конструкторскую документацию невозможно достичь высоких результатов в профессии. Поэтому программный материал по трудовому обучению предусматривает работу с технической документацией, хотя этот вид деятельности, требующий сложных мыслительных операций, не всегда интересен школьникам с интеллектуальными нарушениями.  

На выручку приходят кейс-технологии, в частности метод «РАЗБОР ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ» (Слайд 10)

Применительно к школьному образованию для детей с интеллектуальными нарушениями в становлении профессионального самоопределения основным являются такое умение учащихся, как готовность применить полученные знания и навыки в незнакомой жизненной ситуации.

Формируя элементы технического мышления, работа с деловой документацией побуждает ребят не только применить имеющие знания и умения по различным предметам школьной программы в изменённых условиях, но и совершенствовать их. Кроме того, полученные при этом навыки пригодятся в самостоятельной жизни: расчет семейного бюджета, планирование мелкого ремонта, ведение счёта в банке и т. д.

Являясь одним из методов анализа конкретных ситуаций, он даёт его участникам возможность принимать самостоятельные решения, способствуя развитию внимательности, усидчивости, аккуратности, а главное - формированию ответственности за выполняемую работу, что особенно важно для ребёнка с умственной отсталостью.  

Используя данный метод, я создаю кейсы, моделирующие незнакомые производственные ситуации, но основанные на изученном материале.

Одним из них является кейс «Выполнение нормоконтроля чертежей изделия» (Слайд 11. Видео)

Нормоконтроль - контроль выполнения проектной, конструкторской и технологической документации в соответствии с нормами, требованиями и правилами, установленными нормативными документами.

Участникам кейса выдаются чертежи с ошибками, а они должны не только найти ошибки, допущенные в оформлении предложенных им чертежей изделий, но и пояснить суть ошибок.

Из-за того, что умственно отсталые школьники испытывают большие трудности в чтении и построении чертежей в соответствии со стандартами (путаются в типах линий, правилах постановки размеров на проекциях изделий и т. д.), а простое заучивание кажется им тяжелым и не вызывает живого интереса, то данный кейс помогает решать эти проблемы.  Ведь в этом случае дети работают в условиях, приближенных к реальному производству, поэтому они с большим интересом изучают стандарты построения конструкторской документации, параллельно пользуясь различной справочной литературой, учебниками.

 Не менее продуктивным является кейс «Выполнение конструкторской и технологической документации для поузлового изготовления изделия»

На основе имеющегося чертежа и технологической карты изделия «Направитель» я предлагаю ребятам, под моим контролем и руководством, разработать инструкционно - технологические карты каждого узла данного изделия. Здесь учащиеся до тонкости прорабатывают все технологические процессы при выполнении изделия, что способствует формированию у детей более четкого и осмысленного понятия сборочная единица. Они осознают, что от качественного и технологически верного выполнения каждого узла изделия зависит быстрота и качество сборки изделия, понимают, что в случае неграмотного составления документации для изготовления узлов изделия или неверного следования ей при его сборке, могут возникать проблемы.

Инструкционно - технологическая карта по изготовлению направителя

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Разметка детали (основание, колодочку)

Разметить основания и колодочки согласно чертежу

Угольник, линейка, карандаш

2.

Формирование основания и колодочки

Выпилить и обстрогать детали, согласно чертежу

Ножовка, рубанок, линейка, угольник

3.

Разметка и сверление отверстий

Разметить отверстия и просверлить отверстия в колодочке и основании

Линейка, шило, сверлильный станок

4.

Формирование круглых шипов

Скруглить грани, изготовить круглые шипы

Напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка, нож, штангенциркуль

5.

Подгонка, сборка изделия насухо

Доработать и подогнать основания, колодки шипов

Напильник, рашпиль, шлифовальная шкурка

6.

Окончательная сборка направителя

Собрать направитель, склеить, обработать

Клей, рашпиль, напильник, шлифовальная шкурка

Инструкционно - технологическая карта для участка по изготовлению основания направителя (Слайд 12)

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Разметка заготовки под основание

Разметить основание согласно чертежу

Угольник, линейка, карандаш

2.

Выпиливание основания по внешним размерам

Выпилить основание согласно разметке

Ножовка, линейка, угольник

3.

Строгание припуска

Прострогать грани основания, убрать припуск

Рубанок

4.

Шлифование основания

Обработать наждачной бумагой основание направителя

шлифовальная бумага

Инструкционно - технологическая карта для участка по изготовлению верхней колодочки направителя (Слайд 13)

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Разметка заготовки под верхнюю колодочку

Разметить колодочки согласно чертежу

Угольник, линейка, карандаш

2.

Выпиливание колодочки по внешним размерам

Выпилить колодочку согласно разметке

Ножовка, линейка, угольник

3.

Опиливание припуска

Опилить грани колодочки, убрать припуск

Рашпиль, напильник

4.

Шлифование верхней колодочки

Обработать наждачной бумагой верхнюю колодочку направителя

Шлифовальная бумага

Инструкционно - технологическая карта для участка по изготовлению нагелей (Слайд 14)

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1..

Раскалывание заготовки на 3 равные части

Расколоть заготовку на 3 равные части

Долото, киянка

2.

Выстругивание по толщине 3 нагелей

Выстругать 3 круглых нагеля

Нож, штангенциркуль

3.

Отпиливание нагелей по длине

Отпилить круглые нагели по длине

Ножовка

4.

Шлифование верха нагелей

Обработать наждачной бумагой полученные нагели

Шлифовальная бумага

Инструкционно - технологическая карта для участка сверления (Слайд 15)

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Разметка на верхней колодочке отверстий под нагели согласно чертежу  

Разметить на верхней колодочке отверстия под нагели согласно чертежу  

Карандаш, линейка, угольник, шило

2.

Сверление по разметке соединенных основания и колодочки

Просверлить по разметке соединенные основания и колодочки

Сверлильный станок, портативные тиски

Инструкционно - технологическая карта для участка сборки (Слайд 16)

№ п/п

Наименование операций

Описание работы

Инструменты, материалы, приспособления

1.

Намазывание клеем нагелей и соединение колодочки и основания  

Намазать клеем нагели и соединить колодочку и основание  

Клей, киянка

2.

Шлифование изделия

Обработать наждачной бумагой изделие

Наждачная бумага

МЕТОД ИНСЦЕНИРОВКИ (Слайд 17)

Цель метода в том, чтобы в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую производственную ситуацию и оценить поступки и поведение участников. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Ролевая игра — это способ расширить ранее полученные учащимися знания, умения и навыки, предоставляя им неожиданную ситуацию, в которой им предлагается сыграть роль участников производственного процесса.

Многие учителя, использующие этот метод в учебном процессе, часто путают его разновидности: разыгрывание ситуаций в ролях и ролевые игры. Они действительно имеют много общего, но также имеют существенные различия.

При разыгрывании ситуаций в ролях учащиеся исполняют роль так, как считают нужным, самостоятельно определяя стратегию поведения, сценарий, конечный результат. Основная задача при этом — проявить творческие способности к решению неожиданно возникающих проблем. Как правило, школьники играют либо самих себя, либо тех, кого хорошо знают.

Основное отличие ролевых игр в том, что обучающемуся выдаётся не только описание ситуации, но и инструкция, в которой указано, как играть свою роль, какой характер изображать, какие позиции отстаивать. Такой тип игры называется сюжетной или сценарной игрой. Иными словами, ролевая игра — игра по заданному сценарию, где необходимо знакомство с материалом ситуации, вхождение в заданный образ, перевоплощение.

Одной из основных проблем профессионального самоопределения школьников с умственной отсталостью является дефицит знаний о реальном производстве, о требованиях к деловым и профессиональным качествам работников.

Этот метод более остальных приближает ситуацию к производственной, так как в нем мы можем разыграть полный процесс выполнения производственного задания несложного изделия, ребята смогут себя почувствовать работниками предприятия, ощутить свою значимость в данном производственном процессе.

Первый разработанный мною кейс в данной технологии «Выполнение полного цикла производственного задания» (Слайд 18) 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Главный конструктор

Главный технолог

Технолог

Начальник цеха

Рабочий

Контролер ОТК

Инженер по технике безопасности

На первом этапе данной игры под моим руководством (в данном случае я выполняю роль главного конструктора, главного технолога и начальника цеха) участниками выполняется анализ конструкторской и технологической документации несложного изделия (кормушка для птиц). По завершении этого этапа определяются действующие лица ситуации и распределяются роли.

Ребенку, исполняющему роль технолога, я выдаю чертеж и технологическую карту изделия, которые он изучает и отправляется с ними в цех для передачи их рабочему.

Получив документацию, рабочий изучает задание и выполняет изделие согласно документации.

Технолог периодически контролируют процесс выполнения задания.

После выполнения задания, учащийся - технолог, исполняет роль контролера ОТК, поскольку роль технолога в данном кейсе небольшая. Он проверяет качество выполненного изделия, выдает сертификат с личной подписью и печатью.

Сертификат соответствия

Наименование изделия

Отметка о соответствии

соответствует/не соответствует

______________________________

_______________________________

_______________________________

МП

Контролер ОТК___________/_____/

 Инженер по технике безопасности контролирует соблюдение техники безопасности, в случае её нарушения составляет протоколы. Каждое нарушение разбирается по окончании работы начальником цеха  с рабочими на собрании, что способствуют закреплению основных правил техники безопасности при работе в столярной мастерской.

Для более полного погружения в производственную ситуацию данный кейс можно разнообразить бытовыми моментами, как: перерыв на обед, игра в шахматы во время обеденного перерыва и. т.д.

Следующий кейс этой технологии является прямым продолжением кейса в разделе «Работа с документацией» «Выполнение конструкторской и технологической документации для поузлового изготовления изделия»

 Это кейс «Выполнение поузлового производства бригадным способом» (Слайд 19)

 Используя чертежи и технологические карты изделия «Направитель» (см. «Выполнение конструкторской и технологической документации для поузлового изготовления изделия») бригады из 2-х человек изготавливают конкретный узла изделия, причем за каждой бригадой закреплён контролер ОТК.

Изготовленный узел передается контролеру ОТК и тот должен либо принять, выдав соответствующий паспорт, либо забраковать данный узел. Бригада сборщиков осуществляет сборку изделия. Если при сборке возникают проблемы, то на общем собрании выясняется, на каком участке контролер ОТК принял несоответствующий нормам узел.

В данном кейсе дети, исполняющие роли контролеров ОТК, задействованы в исполнении роли инженеров по охране труда на тех же участках, где они являются контролерами.

В условиях школьной мастерской участками являются верстаки с необходимыми инструментами.

Таким образом, применение кейсов «Выполнение конструкторской и технологической документации для поузлового изготовления изделия» и «Выполнение поузлового производства бригадным способом» даёт более четкое представление о полном производственном процессе изготовления конкретного изделия. Боле того, по результатам работы выдаётся «заработная плата» (используются «деньги», действующие в пределах учреждения).

Существует еще одна очень острая проблема, с которой в процессе профессионального самоопределения сталкиваются учащиеся с интеллектуальными нарушениями. Это – некорректная оценка своих способностей и возможностей, неадекватная самооценка. Поэтому существует необходимость, используя кейс-технологии, осуществлять контроль теоретических знаний в форме, максимально приближенной его к производству. Для этой цели я моделирую ситуацию, которая называется «Аттестация по профессии». (Слайд 20, Приложение 1, онлайн-тест https://onlinetestpad.com/6yvsktxkvswta)

Мною разработано тестовое задание, которое является своеобразной аттестацией работника по профессии (теоретическая часть) и одной из частей моделирования производственного процесса в рамках учебной мастерской.

В процессе проведения этого кейса выявляются проблемы дефицита знаний о реальном производстве, о требованиях к деловым и профессиональным качествам работников.

В случае неудовлетворительного результата тестирования, вместе с обучающимся выясняем его причину. 

Для отслеживания эффективности применения кейс-технологий ежегодно (в конце учебного года) мною проводится мониторинг уровня мотивации учащихся к профессии столяра.

Я использую десятибалльную оценочную шкалу, где 0 - полное отсутствие интереса к профессии, а 10 - желание связать свою трудовую деятельность с данной профессией.

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

 К ПРОФЕССИИ (Слайд 21)

Класс

Обучающийся

Уровень мотивации (%)

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Руслан Б.

6

6

8

9

9

Виктор Б.

6

6

7

8

9

Максим К.

5

6

6

7

8

Константин Р.

5

6

6

6

7

Данила С.

7

8

9

9

10

Дмитрий Р.

7

8

8

9

10

Марат Г.

5

6

7

8

8

Богдан Щ.

4

5

5

5

7

Как показывает мониторинг, благодаря применению кейс-технологий у большинства учащихся с интеллектуальными нарушениями повышается уровень профессионального самосознания, который характеризуется самостоятельностью и объективностью при оценке своих наклонностей, возможностей и способностей, пониманию важности и значимости труда.  

Помимо мониторинга уровня мотивации, я провожу с ребятами беседу о том, какие факторы повлияли на их решение. По результатам этой беседы я планирую применение кейсов, способствующих повышению мотивации к изучению столярного дела.

Используемые мною кейс-технологии вносят вклад не только в формирование профессионального самоопределения умственно отсталых школьников, но и общее развитие личности, способствуют формированию нравственных черт, настойчивости, способности к труду и желанию трудиться. Поэтому, даже если выпускник будет трудиться по другой, не изучаемой в школе профессии, сформированные в процессе обучения качества помогут ему занять достойное место в жизни.

Приложение 1

Онлайн-тест по трудовому обучение, профиль «Столяр строительный»

(https://onlinetestpad.com/6yvsktxkvswta)

Необходимо выбрать вариант ответа из двух предложенных.

  1. Что является главной технологической документацией на производстве?
  • Технический рисунок
  • Технологическая карта
  1. Что является основной конструкторской документацией на производстве?
  • Чертеж
  • Инструкция по Т.Б.
  1. Как называется увеличение или уменьшение размеров изделия на чертежах по сравнению с натуральными?
  • Масштаб
  • Припуск
  1. Как называется документ, который выдается ОТК при соответствии изделия нормам?
  • Паспорт качества
  • Соответствие
  1. Что неверно обозначено на этом чертеже?

C:\Users\User\Desktop\Конкурс\Новая папка\20230302_133138.jpg

  • Ширина
  • Длина
  1. Как на производстве называется человек, который проектирует будущее изделие?
  • Конструктор
  • Проектор
  1. Как называется на производстве человек, который проектирует технологическую документацию?
  • Технарь
  • Технолог
  1. Как называется на производстве человек, который проверяет качество и соответствие нормам готового изделия или узла?
  • Контролер ОТК
  • Инженер по качеству
  1. Как называется на производстве человек, который следит за соблюдением правил техники безопасности?
  • Инженер по технике безопасности
  • Безопасник
  1. Как называется на производстве человек, который является главным в бригаде рабочих?
  • Главный рабочий
  • Бригадир
  1. Каким должен быть режущий столярный инструмент?
  • Исправным и острозаточенным
  • Промаркированным
  1. Куда нельзя направлять режущий инструмент?
  • На себя и впереди выставленную руку
  • От себя
  1. Как убирается стружка после работы?
  • Сдувается
  • Щеткой сметкой
  1. Какого цвета кнопка выключения на сверлильном станке?
  • Красного
  • Зеленого
  1. Как называется прослушивание правил техники безопасности на производстве под роспись?
  • Инструктаж
  • Беседа

Список использованной литературы

  1. Журавлев Б.А. «Столярное дело» 5-6 класс. Учебное пособие для вспомогательной школы. Москва. Просвещение. 1988
  2. Журавлев Б.А. «Столярное дело» 7-8 класс. Учебное пособие для вспомогательной школы. Москва. Просвещение. 1989
  3. Кусков В.А. «Столярные работы в школе и дома». Учпедгиз. Москва. 1958
  4. Гушулей И.Н., Рига В.В. «Основы дерево-обработки». Пробное учебное пособие для учащихся 7-8 классов средней школы. Просвещение. Москва. 1988
  5. Пашинова О. В. Особенности профессионального самоопределения и профессиональных предпочтений школьников с интеллектуальными нарушениями. Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3
  6. Пряжников Н.С. П85 Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 с- (Педагогика. Психология. Управление).
  7. Голомшток А.Е., Ботякова Л.В. «Содержание и методы профориентационной работы в школе». 1972
  8. Профессиональная ориентация школьников : [Для фак. обществ. профессий] / Н. Н. Захаров. - Москва : Просвещение, 1988.
  9. Основы профессиональной ориентации школьников : [Учеб. пособие по спец. N2008 "Труд и черчение"] / С. Н. Чистякова; Под ред. В. А. Сластенина. - Москва : Просвещение, 1983

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся

Статья в котро рассматривается роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся...

Методические приемы в процессе формирования краеведческих знаний у умственно отсталых учащихся.

Статья по теме Методические приемы в процессе  формирования краеведческих знаний у умственно отсталых....

статья "Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью."

Особенности обучения элементарной компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью....

Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)

Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимо...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....