Программа тьюторского сопровождения профессионально самоопределения учащихся «Моя будущая профессия»
рабочая программа

Коркина Наталья Михаловна

Программа тьюторского сопровождения учащихся 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorstvo.docx38.61 КБ

Предварительный просмотр:

1. Паспорт программы.

Наименование программы

Программа тьюторского сопровождения выбора профессии для учащихся 5 - 9 классов МОУ Павинская СОШ  «Моя будущая профессия»

Нормативно-правовые основы разработки программы

- Конституция Российской Федерации;

- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральные государственные стандарты основного, среднего общего образования;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;

- Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795;

- Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р;

- Национальная образовательная инициатива  «Наша новая школа»;

- Стратегия социально-экономического развития Костромской области на период до 2025 года

- Ведомственная целевая программа «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Костромской области» на 2014 – 2016 годы, утвержденная приказом департамента образования и науки Костромской области от 9.10.2013 года №1776;

- Проект «Концепция краеведческого образования детей и молодежи Костромской области»;

- Программой Патриотического воспитания учащихсяМОУ Павинская СОШ 2011-2016

Автор-составитель

Коркина Н.М., учитель английского языка МОУ Павинская СОШ., классный руководитель 6 А класса.

Исполнители Программы

Ученический коллектив 6 А класса МОУ Павинская СОШ, родительская общественность.

Сроки реализации программы

Программа  планируется на 5 учебных лет и включает в себя аудиторную и внеаудиторную  работу.

Программа   рассчитана на 85 часов в год, соответственно 17 часов в 5 классе, 17 часов в 6 классе 17часов в 7 классе, 17часов в 8 классе, 17часов в 9 классе. Занятия проводятся 1 раз в 2  недели по 1 часу.

Возраст обучающихся участвующих в реализации данной программы 12-16 лет,  учащиеся 5-9 классов.

Цель и задачи программы

Цель программы – создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи программы.

Задачи:

  • Разработать  нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;
  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
  • Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.

Ожидаемые результаты

(и продукты деятельности)

Реализация программы способствует у подростков выработки следующих компетенций: ценностно-смысловых, учебно-познавательных, коммуникативных, информационных, здоровьесберегающих.

  1. Также, реализация данной программы позволит учащимся выработать способность к самостоятельному ответственному решению в ситуации выбора, а также к личностному и профессиональному самоопределению.

Порядок мониторинга хода и результатов реализации Программы

 Мониторинговое исследование сформированности  ключевых компетенций участников программы осуществляется по итогам года.

Пояснительная записка

Разработка и принятие программы обусловлено рядом нормативных документов развития образования: «Концепция модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт» и «Федеральная программа «Развитие образования»

  1. Концептуальные положения программы

Данная программа создает такие условия взаимодействия педагогов и учащегося, в ходе которых решается широкий круг задач, связанных с самоопределением учащегося в окружающем образовательном пространстве, обеспечением понимания учащимися возможностей использования собственных ресурсов, ресурсов гимназии и других образовательных учреждения для достижения образовательных целей, выстраиванием вместе с ним его индивидуальной образовательной траектории. Тьютор (классный руководитель) выступает в роли сопровождающего и наставника, который может помочь поставить цель, организовать внутренние и внешние ресурсы для ее достижения, при условии, что весь процесс сопровождения будет основан на активности самого учащегося, совершающего реальные действия, регулируемые им самим.

Сопровождение необходимо рассматривать как особую сферу деятельности наставника, ориентированную на взаимодействие с учениками по поддержке его в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избираемой профессиональной деятельности.

Главное условие реализации программы – обеспечение самостоятельного выбора учащимися вариантов изучения предметов, элективных курсов, форм обучения, выбора дополнительных образовательных услуг, самостоятельного определения тем и направлений творческой, исследовательской и проектной деятельности и оформление этого в виде индивидуального учебного плана.

Главное средство, положенное в основу реализации программы – тьюторское сопровождение учащихся, обеспечивающее связь индивидуальной образовательной потребности учащегося и поля возможностей ее достижения.

Основные технологии, технологии консультирования, тренинговые технологии, технологии профильных и профессиональных проб, активизирующие методики, технологии работы с портфолио, проектные технологии, информационные технологии.

Успешность  реализации  будет достигнута при соблюдении следующих принципов:

  • признание объективности существования индивидуальных целей учащихся в образовательном процессе;
  • индивидуализации и персонификации образовательного процесса;
  • максимального разнообразия представленных возможностей для развития личности;
  • непрерывности и преемственности – понимание образовательного процесса как взаимосвязанного, объединенного единством и последовательностью целей образования;
  •  «не навреди», психологический контакт  с подопечным и атмосфера доверия;
  • взаимодополняемости (психологической, педагогической, информационной и др. тьюторской составляющих);
  • свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Цель программы: создать условия для формирования индивидуальной  образовательной  траектории учащихся, удовлетворения их личного образовательного интереса.

Задачи:

  • Разработать  нормативно-правовую базу необходимую для осуществления тьюторского сопровождения;
  • Разработать механизм индивидуального сопровождения учащихся с целью формирования индивидуальной образовательной траектории;
  • Осуществить мероприятия по сбору данных о планах, намерениях учащихся, их интересах, склонностях, мотивах, готовности к социально- профессиональному самоопределению.

Реализация программы предусматривает несколько этапов:

  1. Диагностико-мотивационный этап.

На этом этапе происходит фиксация первичного образовательного запроса учащегося, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении. Выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего (естественно, в зависимостиот той возрастной ступени, на которой разворачивается тьюторское сопровождение).

На данной начальной ступени тьюторского сопровождения особенно значимо создание ситуации «позитивной атмосферы», психологического комфорта, который способствует вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество. В целом же работа на данном этапе направлена прежде всего на развитие и стимулирование у тьюторанта мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

2.Следующий этап – проектирование предстоящей работы. Основным содержанием этого этапа является организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса.

Учащийся собирает тематическое портфолио, посвященный данной теме; по содержанию он представляет собой прежде всего информационный портфолио. Там собираются материалы, предназначенные для дальнейшего совместного анализа тьютором и школьником.

На этом этапе тьютор прежде всего помогает школьнику составить так называемую «карту» познавательного интереса, проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, касающихся сужения или расширения темы предстоящего проекта или исследования. Основными задачами тьютора здесь является поддержка самостоятельности и активности, стремления школьников отыскать собственный оригинальный способ заполнения карты познавательных интересов.

Реализационный этап.

На этом этапе учащийся осуществляет реальный поиск (проект, исследование) и затем представляет полученные им результаты этого поиска (проекта, исследования).

Оформляется новый тип портфолио – презентационный. Он создается на основе тематического, но служит для размещения отобранной учащегося специально для представления наиболее значимой информации, наглядно свидельствующей о полученных им результатах в процессе поиска (проекта, исследования).              

Эти материалы могут быть затем продемонстрированы во время самой презентации или защиты работы.

Аналитический этап. На этом этапе организуется тьюторская консультация по итогам презентации, на которой были представлены результаты работы учащегося.

Анализируются трудности, возникшие во время доклада, проводится групповая рефлексия с целью получения каждым выступающим обратной связи от аудиторий. По возможности устраивается индивидуальное, а при желании учащегося и групповое, обсуждение видеозаписи самого выступления (предварительно наставник совместно со школьником разрабатывают критерии удачного выступления).

 Завершается аналитический этап планированием будущей работы, фиксацией пожеланий в выборе темы, характера материала, групповой или индивидуальной работы и своей роли в ней.

2.Содержание и организационные условия реализации программы

 

Программа   тьюторского сопровождения имеет статус услуги, которая оказывается учащимся ежедневно в течение всего учебного года. График оказания услуги педагога-тьютора предполагает время  после уроков.

Часовая нагрузка по видам тьюторской деятельности может варьироваться в связи с календарно-тематическим планированием.  

Личностно-ориентированное (тьюторское)  сопровождение  

Рассчитано на 5-9 классы

Механизм реализации  программы

Она предусматривает развитие творческих способностей, самоопределение учащихся и овладение самостоятельной образовательной деятельностью.

Технологии сопровождения и организационные формы определяются на каждой ступени образования.

Технология сопровождения

Организационные формы

Класс

Функции

сопровождения

Технология  индивидуальных и групповых консультаций

Групповые и индивидуальные занятия. Ролевые игры

 5

Диагностическая, консультационная Определение уровня интеллектуального развития при переходе в среднее звено

Диагностические и коррекционное – развивающие занятия

 5

Диагностическая, коррекционная.

Как протекает адаптационный период

Создание условий для рефлексии успеха.

Групповые и индивидуальные занятия. Тестирование,

Карта интересов.

8-9

Аналитическая.

Определение готовности школьников к принятию решения о выборе профессии.

Информационные  технологии

Групповые занятия

5-6

Консультационная, проектировочная

Работа с развивающими программами

Групповые занятия

5-9

Аналитическая. Освоение основной программы по курсу информатики и ИКТ

Групповые занятия

5-9

Аналитическая, проектировочная Углубленное изучение компьютерных программ Word,Power Point , Excel

Информационные технологии

Родительские собрания

5

Консультационная, диагностическая

Определение уровня адаптации

Родительские собрания

 

5

Консультационная, диагностическая. Особенности младших подростков, требования к пятикласснику

Родительские собрания

8-9

Аналитическая, диагностическая Материалы по состоянию личностного профессионального плана старшеклассников

Тренинговые технологии

Ролевые игры

 7-9

Проектировочная. Измерение индивидуальных психологических свойств личности

Коррекционно-развивающие занятия

5-9

Коррекционная, аналитическая. Составление на основе наблюдений и исследований прогноза ситуации развития личности. Снятие эмоционально-психологической напряженности

Мини - тренинги

5-9

Аналитическая, диагностическая. Реализационная. Выявление запросов, потребностей и разработка рекомендаций в выборе  образовательной траектории

Проектная технология

Мини - проекты

7-9

Диагностическая, аналитическая. Формирование и развитие интеллектуальных умений творческого  мышления

Конкурсы,

олимпиады

5-9

Диагностическая, аналитическая. Определение индивидуальных образовательных целей и построение индивидуального учебного пути

Клуб деловых игр

8-9

Проектировочная Расширение горизонтов профессионального, социального самоопределения школьника

  1. Ожидаемые результаты:
  1. Решение индивидуальных задач (осознанное формирование (или коррекция) индивидуального стиля мышления, познавательной и творческой деятельности);
  2. Повышение эмоциональной устойчивости, развитие настойчивости и терпимости как черт характера; появление новых творческих инициатив; коррекция коммуникативной сферы;
  3. социализация, успешность (в публичных выступлениях, конкурсах, олимпиадах и т.п.)
  4. Развитие у учащихся  навыков самостоятельной образовательной деятельности;
  5. Создание условий для  презентации, анализа достижений учащихся;
  6. Осуществление социально-профессионального самоопределения старшеклассников.

5. Календарный план работы

Сроки

Вид деятельности

Сентябрь

-Знакомство с учащимися и их родителями;

-Составление банка данных учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Посещение уроков;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями

Октябрь

-Проведение диагностик, наблюдение;

-Составление индивидуальных планов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Составление маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Посещение уроков;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Индивидуальные консультации;

-Консультации с учителями.

Ноябрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Составление портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями;

-Организация встреч с психологом

Декабрь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Консультации с родителями

-Организация встреч с психологом

-Организация родительского собрания

Январь

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Групповые занятия;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

Февраль

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Март

- Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Участие в конкурсах;

-Проведение тьюторских часов;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Апрель

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Пополнение портфолио на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проведение тьюторских часов;

-Участие в конкурсах;

-Проверка посещаемости учащихся,

охваченных тьюторским сопровождением;

-Консультации с учителями;

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

Май

Наблюдение;

-Индивидуальное сопровождение учащихся;

-Заполнение маршрутных листов на учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Проверка посещаемости учащихся, охваченных тьюторским сопровождением;

-Родительское собрание

-Организация встреч с преподавателями высших учебных заведений

-Организация экскурсий

-Анализ работы;

-Оформление и представление результатов работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся

Статья в котро рассматривается роль элективного курса "Физиология животных" в профессиональном самоопределении учащихся...

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению «Познай себя в профессии».

Классный час по личностному и профессиональному самоопределению для студентов педагогических колледжей. Разнообразные виды деятельности, все студенты включены в работу. есть материалы тестов, рекоменд...

"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"

Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям....

Формирование интереса учащихся к будущей профессии через проектную деятельность.

ПрезентацияВопрос, который обучающиеся задают на занятиях чаще прочих, это вопрос "Зачем?". Удовлетворяющие учеников ответы лежат в области целеполагания. Цель создает осмысленность самого п...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...

«Кейс-технологии как мотивация для профессионального самоопределения учащихся с умственной отсталостью»

Преподавание дисциплины "Столярное дело" для учащихся с умственной отсталостью...