"Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования"
статья по теме

Патрикеева Татьяна Александровна

Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._patrikeeva.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение профессионального самоопределения молодёжи в условиях непрерывного образования

Патрикеева Т.А.

       В настоящее время вопросы, связанные с сопровождением профессионального самоопределения молодёжи, нередко отодвигаются на второй план. Вместе с тем необходимость работы в этом направлении, особенно на этапе выбора учащимися своего будущего профессионального пути, становится все более очевидной.  Профессиональное самоопределение начинается еще в школе и продолжает осуществляться в ходе профессионального обучения.

      Существуют два понятия – «профессиональное самоопределение» и «профориентация». Оба они описывают процесс профессионального становления личности, но с разных, прямо противоположных, сторон. Если профессиональное самоопределение – это активная деятельность самого человека, то профориентация – это  помощь со стороны, которая позволяет человеку лучше ориентироваться в многообразном мире профессий.

     Помогая выбрать  профессию необходимо выявить способности и предрасположенность учащегося к определенному роду занятий, его

мечты и стремления. А также, изучить потребность общества в том или ином виде трудовой деятельности («Какие профессии на сегодняшний день востребованы на рынке труде?» «А какие будут востребованы в ближайшем будущем?»)

      Чтобы выбрать профессию по душе, учащийся должен ясно представлять, какие виды деятельности соответствуют его интересам и целям. Здесь важно то, что процесс профессионального самоопределения обязательно включает поиск личностного смысла трудовой деятельности, иначе говоря, перед учащимся встаёт вопрос: «Зачем это нужно для моей жизни?» Именно поэтому процесс профессионального самоопределения должен протекать при максимальной активности самого учащегося.

      На процесс профессионального самоопределения влияет ряд факторов:

1. Личностные особенности человека  - его цели, ценности, установки, идеалы.

Психологи в процессе профессионального самоопределения старшеклассников часто предлагают им написать сочинения-эссе на тему «Чего я жду от будущей профессии».  Было обнаружено деление школьников на две разные группы в зависимости от того, какие ценности для них более значимы. В первую группу вошли подростки, у которых лидирующее положение занимают ценности материального характера. Хорошая работа им нужна в основном в качестве источника для получения денежных средств, необходимых для того, чтобы  «иметь хороший дом», «машину», «ни в чем себе не отказывать». Для них важны внешние характеристики работы (какая должна быть зарплата, когда будут возвращаться домой,  что делать вечером и т.п.). При этом внутренние характеристики профессии (содержание работы, ее нужность и полезность для других людей, возможность собственного развития и реализации) отходят на второй план. Подростки, которые вошли во вторую группу, мечтают, главным образом, об интересной работе. Для них наиболее важными являются именно внутренние характеристики профессии, содержание деятельности, значимость результатов труда, возможность самореализации в ходе профессиональной деятельности.

2. Способности и дарования человека. Различия в уровне развития способностей – важная для самоопределения вещь, так как от нее зависит, насколько сложную профессию может выбрать человек, насколько он способен продвинуться в своем деле.

3. Особенности личности и ее характера. Пожалуй, самое главное, что нужно учитывать при выборе учеником будущей профессии – это его саморегуляция, т.е.  аккуратность, организованность, умение довести дело до конца, умение выслушивать собеседника, способность продумывать и определять цели деятельности и способы их достижения.

4. Представления человека о самом себе. Важно учитывать, что на содержание представлений о самом себе оказывают большое влияние многие социальные факторы, такие, как мнение родителей, друзей, учителей и т.д. Например, на представление учащегося об уровне своих способностей существенно влияет мнение педагога (в том числе и выставляемые им оценки по своему предмету). Некоторые  педагоги не особенно четко различают способности и успеваемость ученика: хорошо учишься – способный, плохо учишься – неспособный. Неудивительно, что при отсутствии других ориентиров у учащегося могут сформироваться заниженные или завышенные представления об уровне своих способностей. Это может очень помешать выбору профессионального пути.

Семья также играет важную роль в формировании у подростков представления о себе. Неуверенность в своих силах и возможностях, занижение своих способностей и уровня знаний или, наоборот, излишняя самоуверенность  по отношению к себе зачастую являются результатом не только влияния ближайшего окружения (родителей), но и всего социального окружения, что значительно усложняет процесс профессионального самоопределения.

      Особое внимание следует уделить вопросу, связанному с влиянием средств массовой информации на представления молодёжи о себе. На сегодняшний день эта проблема становится все более актуальной в профориентационной работе. Формирование определенного шаблона, характеризующего «правильный» современный образ жизни, нередко приводит к существенным изменениям в системе представлений современной молодёжи о себе и желаемом будущем.

     Таким образом, важной задачей в области сопровождения и обеспечения успешного профессионального самоопределения молодёжи является не только выявление содержания существующих у них представлений о себе, но и активная их проработка, уточнение и корректировка.

5. Представления о профессиях. Представления учащихся о профессиях не всегда адекватно отражают реальность. Информацию о профессиях они заимствуют в основном из внешних источников – от родственников, знакомых, друзей, из средств массовой информации. Характерной для подросткового и юношеского возраста является ориентация на «внешнюю» сторону профессии.

       Немалую роль играет и современная культура, романтизирующая одни профессии и пренебрежительная по отношению к другим.

      Необходимо сформировать представления у учащихся  о следующих сторонах профессий:

-социально-экономические (общественную значимость профессии, перспективы профессионального и социального роста, заработную плату и др.);

- производственно-технические (продолжительность рабочего дня, условия труда, характер нервно-психической напряженности);

- производственно-педагогические (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности);

- социально-психологические  (требования к личностным качествам, в том числе и нравственным, к возможностям общения,  организационным качествам и т.д.)

     Для лучшей адаптации на рынке труда и более эффективного поиска работы при трудоустройстве в лицеях введена факультативная дисциплина: «Основы поиска работы»

      В ходе профориентационной работы  необходимо также особое внимание уделять существующим  профессиональным стереотипам (продавец зачастую груб, педагог все время поучает,  и т.п.). Они достаточно широко используются, так как упрощают и, по видимости, облегчают процесс понимания профессий.

Сложность заключается в том, что стереотипы, с одной стороны, содержат определенную долю истины, а с другой стороны, неоправданно преувеличивают те или иные характеристики профессий, искажая реальность.

6. Влияние социального окружения. С самого раннего детства социальное окружение играет большую роль в жизни каждого человека. Профессиональные представления формируются в значительной степени под влиянием различных социальных факторов. Для подросткового и юношеского возраста мотив престижности той или иной профессии почти всегда является важным.

В зависимости от степени социально-экономического развития общества в нем выделяются престижные, уважаемые, прибыльные, а, следовательно, привлекательные для молодежи профессии. Представления подростков об этих профессиях нередко носят излишне идеализированный характер, в то время как адекватная информация может ими не замечаться.

     Вместе с тем современная молодёжь вынуждена считаться с социальными условиями, диктующими свои требования к профессиональному становлению (воинская обязанность, условия найма на работу, уровень заработной платы и т.д.). Все это может не оказывать влияния на выбор цели (сферы профессиональной деятельности), но способно определить конкретный «маршрут» ее достижения.

      Стратегии сопровождения молодёжи в процессе их профессионального самоопределения:

- Традиционная стратегия - проводится серия диагностических методик, обсуждаются результаты, формулируются рекомендации.

- Поисковая стратегия. При её реализации  выделяют начальную стадию и более поздние этапы профориентационной работы с учащимися.

Задача начальной стадии – интенсификация процесса профессионального самоопределения учащихся с помощью различных методических средств:

– «мозговой штурм» для выявления возможных, желательных и нежелательных профессий для себя и других;

– выполнение исследовательских проектов для самостоятельного изучения всевозможных профессий;

– различные дискуссии на темы профессионального самоопределения;

– сортировка карточек с названиями профессий, которую желательно проводить по разным основаниям. Например, сгруппировать карточки по признакам: «не выберу», «выбор под вопросом», «скорее всего, выберу». В связи с этим можно обсудить, сходство и различия в профессиях, которые попали в вышеуказанные группы.

       Описанные методы способствуют тому, чтобы подросток задумался, делает ли он свой выбор на основе стереотипных представлений, или же он действительно подбирает профессию в соответствии со своими способностями, жизненными целями и планами.

      Позже, на второй стадии поисковой стратегии появляется необходимость интеграции накопленных ранее знаний о себе и своих способностях, своих планах на будущее и жизненных ценностях со знаниями о различных видах и уровнях профессиональной деятельности.

Заключение

      Профессиональное самоопределение это первый и очень значительный этап в профессиональном становлении молодого человека. Процесс самоопределения основывается на собственной активности подростка, осмыслении им собственных идеалов и целей, типа дарований, опыта деятельности (пусть и небольшого). И от того, как психологи, педагоги, родители сопровождают на этом пути подростка, зависит многое. Дело не только в содержании профессионального выбора, в его соответствии интересам будущего профессионала, его личности, целям и ценностям, а в том, что от этого зависит многое другое в будущей жизни подростка.  Если  процесс профессионального самоопределения был активным, осмысленным, самостоятельным, то это может определить все важные вехи будущего жизненного пути человека.

Литература

Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: Учебно-методическое пособие. М.: МПСИ, НПО "МОДЭК", 2002.         

Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Метод. Пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников М., 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удостоверение о повышении квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС

Повышение квалификации Организация обучения и комплексного сопровождения детей с ВОЗ в условиях инклюзивного образования в рамках ФГОС...

Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"

Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....

Презентация "Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процессе профессионального образования"

Презентация содержит описании технологии сопровождение профессионального самоопределения лиц с инвалидностью и ОВЗ в процесс профессионального образования, реализуемой в организации СПО...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Профориентационное сопровождение образовательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

в работе представлены результаты разработки и апробации модели  непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе абитуриент-студент-выпукник....

ФУНКЦИИ КУРАТОРА ГРУППЫ КОЛЛЕДЖА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья в вестнике Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество...