статья "Формирование компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью."
статья

Форостенко Елена Николаевна

Особенности обучения элементарной компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование компьютерной  грамотности у учащихся

с умственной отсталостью.

Проблема социализации учащихся с умственной отсталостью всегда занимала важное место в теории и практике олигофренопедагогики. Такие исследователи, как Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, В.В. Линьков, Н.Н. Малофеев, С.Л. Мирский, Т.П. Трубачева и др. отмечают, что в настоящее время ее острота во много раз возросла, т.к. изменяющиеся социально-экономические условия жизни повышают требования к подготовке учащихся всех видов школ. Школьники с нарушением  интеллекта являются одной из наиболее уязвимых групп, поэтому и не перестает быть актуальным поиск путей совершенствования системы обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта [23, 24 и др.].

Принимая во внимание точку зрения вышеперечисленных специалистов, нельзя не согласиться с обоснованным мнением Н.Н. Малофеева о том, что «становление системы специального образования детерминируется эволюцией отношения общества и государства к лицам с различными отклонениями» [26, С.5]. Девяностые годы прошлого столетия в России характеризуются переходом к новому периоду эволюции отношения государства к лицам с отклонениями в развитии, а система специального образования – переходом к качественно новому периоду развития в соответствии с новым пониманием обществом и государством прав детей с ограниченными возможностями здоровья. Система специального образования должна обеспечивать целенаправленное личностное развитие детей и их подготовку к самостоятельной взрослой жизни в современных условиях. Существует потребность в разработке новых компонентов программ целенаправленного формирования жизненной компетентности для разных категорий детей с отклонениями в развитии и условий для внедрения в действующую систему специального образования программ целенаправленного формирования жизненной компетентности.

Современные тенденции информатизации общества увеличивают трудности социальной адаптации выпускников специальных (коррекционных) школ VIII вида. Целенаправленная  подготовка учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения компьютерной грамотности будет способствовать более успешной их адаптации в условиях современного информационного общества.   По  мнению О.И.Кукушкиной, внедрение компьютерной техники в специальное обучение связано с решением двух фундаментальных задач: единой с общеобразовательной школой – научить  детей грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности, а также собственной – использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребенка. [24]

Обучение информатике в общеобразовательной школе не может быть механически перенесено в школу для детей с нарушением интеллекта. Процесс обучения компьютерной грамотности учащихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида должен учитывать психолого-педагогические особенности детей данной категории, которые были рассмотрены в предыдущем параграфе.

Акцент следует делать на формирование элементарных компьютерных знаний и умений, необходимых в жизни. При определении информационных знаний и умений, которые необходимо и возможно сформировать у данной категории учащихся, следует исходить с одной стороны, из нужд современного информационного общества, а с другой – из возможностей конкретного ученика. При обучении акцент должен ставиться на компетентность ребенка с нарушением интеллекта в современном информационном обществе, учитывая особенности  данного ребенка.

За основу можно взять три направления обучения компьютерной грамотности в начальной школе [14].

1. Информация в окружающем мире.

Ребенок с умственной отсталостью должен знать, что человек постоянно имеет дело с информацией: наблюдает и анализирует происходящее вокруг, общается с окружающими людьми, участвует в обсуждении актуальных и каждодневных тем. Общество стремиться к тому, чтобы максимально облегчить доступ к различного рода информации для каждого человека, что осуществляется с помощью создания, развития и изучения все более совершенных электронных устройств и программных средств для хранения и переработки информации. Поэтому в современном обществе знания и умение эффективно использовать, имеющиеся в распоряжении информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций крайне важны для каждого человека. Словосочетание «эффективно использовать» подразумевает возможность получать необходимую информацию, структурно ее организовывать и распространять с наименьшими временными и финансовыми затратами. Поэтому одним из необходимых компонентов  компьютерной грамотности  у учащихся с умственной отсталостью должны являться знания об информации.

2. Обучение умению работы с информацией.

Необходимо обучать умению работать с информацией, поскольку каждый и умения работы с ней. В работах, посвященных обучению и воспитанию детей с нарушением интеллекта, исследователями (Л.С. Выготский, С.Л. Мирский, В.Г. Петрова, А.П. Федченко и др.) рассматриваются умения данной категории учащихся работать с информацией. Понимание учащимися с умственной отсталостью получаемых сведений, их умение выяснять дополнительные факты и др. способствует общению, поскольку любое общение с людьми направлено на получение определенных сведений. В процессе обучения компьютерной грамотности у учащихся с умственной отсталостью нужно формировать элементарные знания об информации и ее свойствах (полнота, достоверность, своевременность, важность, понятность), знакомить их с видами информационной деятельности (сбор, организация, поиск, хранение, передача информации), учить классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать и т.д. Учащиеся должны знать, что  любую нужную информацию можно найти. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и, каким способом ее искать. А для этого необходимо уметь правильно сформулировать свою потребность в информации, правильно определять направление поиска, отличать нужную информацию от ненужной.

3. Практика работы на компьютере (пользовательское).

Поскольку на современном этапе развития общества необходимо формировать у учащихся умения, позволяющие им обращаться к информационным и коммуникационным технологиям (в том числе к компьютеру) для решения разнообразных задач. Подготовка умственно отсталых учащихся должна осуществляться на уровне пассивных пользователей. К данному направлению можно отнести знакомство учащихся с основными внешними устройствами компьютера, знание их назначения и соответствующую терминологию (например, монитор, процессор, клавиатура, дисковод, и др.). Учащиеся должны уметь выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств информационно-коммуникационных технологий (соблюдая при этом требования техники безопасности): помещение бумаги в лоток принтера и распечатка документа, иллюстрации в сканер и сканирование, загрузка дискеты, диска и т.д. У данной категории учащихся возможно и необходимо формировать элементарные умения набора текста на клавиатуре, работы с мышью, действий с файлами (сохранить, удалить, скопировать). Если включить учащихся в активную учебную деятельность, то наиболее часто употребляемые команды даже с использованием англоязычных клавиш (Delete, Enter, Shift и др.) им запомнятся. Учащимся коррекционной школы достаточно дать некоторый (элементарный) комплекс знаний и умений по текстовому, графическому и музыкальным редакторам. [9]

Процесс обучения в коррекционных школах реализуется своеобразно. Это своеобразие выражается, прежде всего, в том, что в процессе обучения должны корригироваться последствия нарушения интеллекта учащихся, поэтому обучение, воспитание и развитие имеет коррекционную направленность. Сущность коррекционно-развивающей направленности обучения состоит:

- в коррекционном обучении, усвоении знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоении способов применения полученных знаний [9];

- в коррекционном воспитании,  воспитании типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде [9];

- в коррекционном развитии,  исправлении (преодолении) недостатков умственного и физического развития, совершенствовании психических и физических функций, сохраненной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта [9];

Обучение компьютерной грамотности учащихся с умственной отсталостью имеет следующие задачи [9]:  

- коррекционно-воспитательные: формировать у учащихся адекватное восприятие предметов и явлений окружающей действительности, интерес и положительное отношение к информатике, а также формировать такие черты личности у учащихся, как аккуратность, настойчивость, воля, стремление доводить начатое до завершения и др.;

- коррекционно-развивающие: формировать у учащихся доступные элементарные знания и представления об информации, информационных процессах и видах информационной деятельности, об алгоритме, как последовательности действий; формировать элементарные практические умения работы с информацией, планирование последовательности действий для достижения определенной цели; формирование у учащихся умения воспринимать, анализировать, сравнивать окружающие предметы и явления, ориентироваться в действительности, проектировать действия и поведение человека в различных ситуациях, развивать эмоции и чувства при восприятии окружающих предметов и явлений и др. При обучении элементам компьютерной грамотности, используется множество игр и упражнений, тренажеров. Следуя правилам игры, достигая поставленной задачи, учащиеся тренируют не только те или иные навыки работы за компьютером, а и развивают психические функции. Развиваются такие свойства внимания как концентрация, устойчивость, переключаемость, что позволит ребенку быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. В процессе действий с изображёнными на экране предметами и явлениями у детей формируются гибкие, подвижные представления и образы, которые служат основой для перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Одна из основных заповедей улучшения памяти – повторение. Учащиеся, как правило, с большим интересом «играют» в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную;

- коррекционно-образовательные: формировать у учащихся элементарные знания и представления о значении и роли информационных и коммуникационных технологий в различных областях человеческой деятельности в современном мире; познакомить их с основными внешними устройствами компьютера, а также устройствами, подключаемыми к нему; формировать элементарные практические умения пользоваться современными информационными и телекоммуникационными технологиями (телефон, компьютер и др.).

У учащихся с умственной отсталостью формирование умений действовать по инструкциям будет способствовать обучение их элементам компьютерной грамотности. При выполнении любого задания важно соблюдать точно инструкцию. Учащиеся должны понять, что компьютер – это всего лишь машина, и выполняет только те команды, которые ему знакомы.

Межпредметный характер информатики, состоящий в том, что в процессе обучения элементам информатики возможно использование материалов по русскому языку, математике, СБО и другим учебным предметам, способствует повышению интереса к учебной работе, расширению круга знаний и представлений учеников об окружающей действительности, обогащению практического жизненного опыта, формированию основ алгоритмического мышления и активизации мыслительных процессов, а также развитию речи и обогащению словарного запаса учащихся. Многие знания, умения и навыки, формируемые в процессе обучения информатике, являются метапредметными (общеучебными), т.е. могут применяться учащимися в различных видах учебной деятельности. Когда компьютер понятен, тогда  достигаются  необходимые воспитательные и образовательные цели. Компьютерные технологии способствуют формированию самостоятельности и инициативы, являются мощным стимулом и создают условия для спонтанного развития.

Компьютерные технологии целостно воздействуют на психическую сферу ребенка, приводящее, прежде всего, к активизации его познавательной активности, гармонизации личностных и поведенческих проявлений.

Все это в конечном итоге помогает учащимся более осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться. И, что является наиболее важным, участвовать в жизни общества, самостоятельно обслуживать себя, используя самые прогрессивные достижения и технологии современного мира.  


Литература

1.

«Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)». Принят Государственной думой 18 июля 1996 года.

2.

Верховный совет СССР. Постановление от 12 апреля 1984 г. N 13-XI, Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы. раздел III. Повышение качества  учебно-воспитательного процесса п.10: Сборник документов и материалов.   – М.: Политиздат, 1984, – 45 с.

3.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс»// Вопросы образования  – 2005–№3.

4.

Алексеев А.П. Информатика . – М.: Солон, 2002 .

5.

Андреева Г.М. Определение общения. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996. Пер, 363 с.

6.

Баракина Т. В. Развитие творческого мышления младших школьников средствами графического редактора //Информатика и образование . – 2010 –№4.

7.

Босова Л.Л. Информатика: 5 класс. М.: Бином.  2008.

8.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В6-ти т. Т.5 Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. – М.: Педагогика, 1983. – 368с.

9.

Глазкова Н.Н. Обучение элементам информатики старших школьников с недоразвитием интеллекта : диссертация ... кандидата педагогических наук/ РГПУ им. А.И. Герцена – СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.–218 с.

10.

Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и. воспитании: хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и психология». М., 2001.

11.

Дефектология: словарь-справочник / под ред. Б.П. Пузано-ва. М.: Новая школа, 1996.

12.

Ершов А. П. и др. Основы информатики и ВТ. Пособие для учителей и преподавателей средних учебных заведений для средних школ. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

13.

Зимняя И.А. Педагогическая психология,. М.: Логос, 2004 – 384с.

14.

Информатика и ИКТ, начальная школа, УМК, авторский коллектив под руководством Н. В. Матвеевой. М.:БИНОМ. 2006.

15.

Истомина Т. П. Открываем мир на уроках информатики // Информатика и образование . – 2000 –№2.

16.

Информатика:5-6 классы. Начальный курс/Под ред. Н.В. Макаровой, СПб.: Питер, 2005.

17.

Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. СПб.: Речь, 2004.

19.

Конопатова Н.К., Матвеева Н.В., Челак Е.Н.  Информатика и ИКТ. Учебник для 2, 3, 4 класса. Гриф МО РФ, 2009.

20.

Коррекционная педагогика / под ред.  Б.П.  Пузанова.  М.: Издат. центр «Академия», 1998.

21.

Коррекционная педагогика в начальном образовании: учеб, пособие для студ. сред. спец. учеб. зав. / под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001.

22.

Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. – М., 1990.

23.

 Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: Электронная хрестоматия к спецкурсу / Сост. – М.: Полиграф-сервис, 2003. – 13Мб

24.

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. Поиски. Подходы // Дефектология. –1994. – № 5. – С. 3-9.

25.

Лубовский В.И., Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 460с.

26.

Малофеев Н.Н.Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. Часть 1. Западная Европа. – М.: «Печатный двор», 1996. – 182с.

27.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

28.

Методические рекомендации по использованию ИИСС «Курс элементарной компьютерной грамотности для начальной школы» (Редакция 09.2008).

29.

Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.  

30.

Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике, М., 2003.

31.

Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".- 3-е изд., перераб. и доп. –М.: Просвещение, 1986. –192 с.

32.

Семаго Н.Я. Новые подходы к потреблению коррекционной работы с детьми с разными видами отклоняющегося развития // Дефектология. 2000. № 1.

33.

Симоненко В.Д., Ретивых М.В. Общая и профессиональная педагогика: Учеб.пособие для студ. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003. – Кн.1 – 174 с.  

34.

Тупоногов Б.К. Коррекционно-педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. 1984. № 4. С. 9—14.

35.

Хуторской А.В., Деятельность как содержание образования//Народное образования. 2003. №8. С.107 – 114

36.

Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2001. – 512 с.

37.

Шевченко  С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

38.

Югова Н.А., Камалов Р.Р. Поурочные разработки по информатике, 5 класс, - М.: ВАКО, 2009.

39.

http://www.edusite.ru/p75aa1.html

40.

http://www.edusite.ru/p139aa1.html

41.

http://www.ozhegov.ru/

42.

http://www.rusmedserv.com/psychsex/oligoph/

43.

http://standart.edu.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Важность и значимость кружковой работы с умственно отсталыми детьми

статья о кружковой работе в Волгодонском доме-интернате для умственно отсталых детей...

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

План сценарий урока производственного обучения Профессия 19727 Штукатур для лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)

Тема программы: Освоение приемов штукатурных работ.Тема урока: Нанесение основного слоя штукатурки (грунта) с разравниванием.Цель урока:Обучающая: Научиться  наносить основной слоя штукатурки (гр...

Дефектология : научно-теоретический и методический журнал . №3 1994. "Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками."

Статья 74.3 Гомилка, Л.В. Использование инсценировок в воспитательной работе с умственно отсталыми школьниками / Л.В. Гомилка // Дефектология : научно-теоретический и методический журнал / ред. В.И. Л...

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы).

Современные подходы и нетрадиционные методы в обучении детей с тяжелой умственной отсталостью» (из опыта работы)....

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...