Особенности социокультурной и профессиональной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)
статья

Тарасюк Наталья Алексеевна
Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимой деятельности, способствующей дальнейшей интеграции в общество. Адаптация в условиях инклюзивного среднего профессионального образования будет успешной, если рассматривать его как процесс взаимного приспособления к изменившимся условиям студентов и образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_ovz_ot_gbpou_ro_ntt.docx20.4 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности социокультурной и профессиональной адаптации

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в учреждениях СПО (опыт работы ГБПОУ РО «НТТ»)

Авторский коллектив:

Методист Глазова Анастасия Викторовна

Тьютор  Тарасюк Наталья Алексеевна

Адаптация - процесс усвоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья социального и профессионального опыта посредством участия в разнообразной учебной, производственной и социально-значимой деятельности, способствующей дальнейшей интеграции в общество. Адаптация в условиях инклюзивного среднего профессионального образования будет успешной, если рассматривать его как процесс взаимного приспособления к изменившимся условиям студентов и образовательной организации. Это процесс активации и приспособления собственных познавательных и социальных ресурсов студента с ОВЗ к процессу профессионального обучения в техникуме, а с позиции техникума - это организация технически и социально безбарьерного образовательного пространства для обеспечения каждому студенту возможности качественного профессионального образования в рамках инклюзивного обучения. 

Наиболее массово группа студентов с ограниченными возможностями здоровья в ГБПОУ РО «НТТ» представлена лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В текущем учебном году на базе ГБПОУ РО «НТТ» проходят профессиональное обучение по профессии «Швея» 25 обучающихся с ОВЗ из числа выпускников школ-интернатов  г. Красный Сулин, г. Шахты.

Успешной адаптации  лиц с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предшествует грамотно организованная профориентационная работа. Обучающиеся с умственной отсталостью после окончания специального (коррекционного) образовательного учреждения, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно соотнести свои предпочтения со своими возможностями. Студентам с умственной отсталостью необходима квалифицированная и своевременная помощь взрослых при выборе профессии. Такую работу мы проводим уже при комплектовании групп. В профориентационную работу включены обучающиеся с ОВЗ, которые во время посещений коррекционных учреждений рассказывают о выбранной профессии, предлагают раздаточный материал и агитируют абитуриентов для поступления в техникум.

В рамках комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья в штат техникума введена должность тьютора, в обязанности которого входит контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы, организация индивидуальных консультаций, коррекция взаимодействия преподавателей и обучающихся, консультирование по психофизическим особенностям, проведение инструктажей для педагогов.

Для качественной подготовки студентов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к трудовой деятельности и успешной социально-трудовой адаптации необходимы определенные изменения в содержании и организации учебного процесса в системе профессионального обучения. Обучение лиц с ОВЗ организовано в специальных группах по адаптированным образовательным программам профессионального обучения. Срок освоения программы при очной форме получения образования 10 месяцев. Подготовку ведут квалифицированные специалисты: мастера производственного обучения и преподаватели, способные модифицировать имеющиеся подходы к обучению лиц с ОВЗ применительно к конкретной ситуации и индивидуальным особенностям детей.

Программы профессионального обучения предполагают отработку практических навыков, где особое внимание уделяется вопросам безопасности и соблюдению индивидуального режима при проведении швейных мероприятий. Во время образовательного процесса осуществляются выездные экскурсии на предприятия-партнеры, где обучающиеся знакомятся с выбранной профессией.

Адаптационный цикл образовательной программы содержит дисциплины АУД.01 «Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний», АУД.02 «Психология личности и профессиональное определение». Данные дисциплины введены с целью повышения психологической культуры обучающихся, развития общеучебных и коммуникативных навыков, формирования готовности к самостоятельной трудовой деятельности, предупреждения алкогольной, наркотической зависимостей обучающихся, формирования у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни, успешной реализации своих возможностей и умения адаптироваться к новой социальной, образовательной и профессиональной среде, эффективно взаимодействовать в команде, использовать свои права в соответствии с законодательством.

Социокультурная адаптация предполагает специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания обучающегося к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе, реализация творческого и рабочего потенциала. Основными причинами трудной адаптации в социуме обучающихся с ОВЗ являются недостаток психического и физического здоровья, ограниченность социального опыта, неблагоприятная семейно-экономическая ситуация. Успешной адаптации и социализации детей с ОВЗ способствует воспитательная работа, которая включает в себя привлечение обучающихся с ОВЗ к участию в работе творческого объединения «Рукодельница», участию в общетехникумовских мероприятиях, в фестивально-конкурсном движении. В техникуме работают различные спортивные секции. Обучающиеся с ОВЗ с большим интересом посещают секции, участвуют в городских соревнованиях в составе групповой команды техникума, где занимают призовые места.

Вопросы трудоустройства, а также социокультурной адаптации лиц с ОВЗ решаются во взаимодействии с ЦЗН г. Новошахтинска, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями города. Список профессий в будущем учебном году будет расширен, обучающиеся получат возможность пройти профобучение по профессии «Штукатур».

Созданные в техникуме условия способствуют успешному освоению инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья основных программ профессионального обучения. В техникуме активно формируется безбарьерная среда для обеспечения постоянного общения обучающихся с ОВЗ с нормально развивающимися детьми, их социальной адаптации и интеграции в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслит...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...

Методика по использованию учителем-дефектологом инновационного метода канис-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1-4 класс

Использование инновационного метода канис-терапии в условиях коррекционно-развивающей работы с обучающимися с ОВЗ младшего школьного возраста направлено на формирование и развитие таких базовых жизнен...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...

«Адаптация первоклассников к обучению в условиях реализации ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Начало обучения в школе-один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социальном плане, так и в физиологическом. Это не только новые условия жизни и деятельности маленького че...