Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 классы
рабочая программа

Невская Марина Александровна

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logo_uo.doc217.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочие материалы составлены на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету (курсу) педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении.

Важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка занимает логопедическая работа. Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект.

В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Цели и задачи программы.

Цель программы – коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей логопатов.

Основные задачи программы:

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (1 четверть – 18 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 21 часов, 4 четверть – 17 часов) и составлена на 70 часов (35 недель). Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 мин., индивидуальные – 2 раза в неделю по 20 мин.

Общая характеристика программы.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения; нарушения сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);  выраженная дислексия; дисграфия. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Организация работы по программе.

Коррекция нарушений речи учащихся МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад  Московской области  требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

В начале учебного года логопед планирует работу на год. На основании материалов обследования школьников составляет индивидуальные планы занятий, а также перспективные планы для каждой группы обучающихся. В конце учебного года логопед составляет отчет о работе, проделанной за год.

Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

В структуру занятия может входить:

  • упражнения для развития артикуляционной моторики;
  • упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
  • дыхательная гимнастика;

Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

Формирование фонематических процессов;

  • работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
  • работа над предложением, текстом;
  • обогащение и активизация словарного запаса.

При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.

Данная программа разработана с учетом последовательной поэтапной коррекции всех компонентов речевой деятельности.

Программа состоит из следующих разделов:

1) коррекция звукопроизношения,

2) коррекция фонематических процессов,

3) коррекционная работа на лексическом уровне,

4) коррекционная работа на синтаксическом уровне,

5) совершенствование связной речи.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 2-го класса.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • различать твердые и мягкие согласные,
  • придумывать слова  из 3-5 букв.

Учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
  • правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
  • употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
  • написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
  • придумывать слова на заданные звуки.

Мониторинг определяет 5 уровней речевого развития обучающихся с ОВЗ:

  1. Оптимальный (звуки поставлены, автоматизированы в словах, словосочетаниях и фразовой речи, читает по норме, пишет с минимальным количеством ошибок, которые исправляет самостоятельно или после замечаний учителя).
  2. Выше среднего (звуки поставлены, автоматизированы, в речи допускает соскальзывания, читает по норме, пишет и списывает с различных источников, допускает ошибки, которые сам не исправляет)
  3. Средний (звуки поставлены, изолированно-автоматизированы, в речи встречаются частые соскальзывания, читает по норме, пишет с ошибками различного характера)
  4. Ниже среднего (звуки ставятся с трудом, в речи быстро соскальзывают, требуется дополнительная работа по постановке каждого звука, читает ниже нормы, но прочитанное частично осознает, пишет медленно, с ошибками различного характера)
  5. Низкий (звуки ставятся с трудом, в речи автоматизируются трудно, нет никакого контроля со стороны ребенка,  к дефектам речи безразличен, читает ниже нормы, прочитанного не осознает, пишет медленно, с ошиками, имеет низкую учебную мотивацию).


Календарно-тематическое планирование логопедической коррекции

2 класс (70 ч.)

№ п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Дата проведения

по плану

по факту

Обследование.

Изучение медицинских карт, сведений о семье ребенка, данных о раннем речевом развитии. Провести первичную диагностику.

1

04.09.2018

Обследование импрессивной речи. Обследовать речь на уровне понимания слов, предложения, грамматических форм, текст.

1

06.09.2018

Обследование экспрессивной речи. Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. Обследование связной речи.

1

11.09.2018

Обследование словарного запаса. Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов.

1

13.09.2018

Обследование слоговой структуры слов. Выявить степень владения слоговой структурой.

1

18.09.2018

Обследование чтения. Обследование письма. Выявить наличие нарушений чтения.

1

20.09.2018

Звуковой анализ

Органы речи. Сравнить речевые и неречевые звуки. Познакомить со строением речевого аппарата. Образование звуков  речи. Показать, как образуются звуки речи.

1

25.09.2018

Гласные звуки.  Узнавание гласного звука на слух. Развивать фонематический слух.

1

27.09.2018

Слова, отличающиеся одним гласным звуком. Формировать понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

02.10.2018

Согласные звуки. Показать различие в образовании гласных и согласных звуков. Слова, отличающиеся одним согласным звуком. Закрепить понятие о фонеме как смыслоразличительной единице языка.

1

04.10.2018

Звуковой анализ односложных слов. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

09.10.2018

Звуковой анализ двусложных слов. Упражнять в определении количества и последовательности звуков в слове.

1

11.10.2018

Дифференциация звонких и глухих парных согласных

Дифференциация Б – П в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

16.10.2018

Дифференциация Б – П в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

18.10.2018

Дифференциация В - Ф в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

23.10.2018

Дифференциация В -Ф в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

25.10.2018

Дифференциация Г - К в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

30.10.2018

Дифференциация Г – К  в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

01.11.2018

Дифференциация Д – Т в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

13.11.2018

Дифференциация Д - Т  в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

15.11.2018

Дифференциация Ж - Ш в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

20.11.2018

Дифференциация Ж - Ш  в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

22.11.2018

Дифференциация З – С в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустико- артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

27.11.2018

Дифференциация З - С  в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме.

1

29.11.2018

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.  Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

04.12.2018

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении.  Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

06.12.2018

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

11.12.2018

Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё. Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

13.12.2018

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е». Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда.

1

18.12.2018

Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. Наглядно показать  количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова.

1

20.12.2018

Дифференциация  сонорных  согласных.

Дифференциация согласных Р – Л в слогах и словах. Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

25.12.2018

Дифференциация согласных Р – Л в предложении. Уточнить артикуляцию данных звуков. Учить различать на слух и в произношении.

1

27.12.2018

Дифференциация свистящих и шипящих согласных.

Дифференциация С – Ш в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

10.01.2019

Дифференциация С – Ш в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

15.01.2019

Дифференциация З - Ж в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

17.01.2019

Дифференциация З - Ж в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

22.01.2019

Дифференциация С -  Щ в слогах и словах. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

24.01.2019

Дифференциация С - Щ в предложении. Учить различать звуки, имеющие акустикоартикуляционное сходство на слух и в соответственном произношении.

1

29.01.2019

Дифференциация   согласных.

Дифференциация  С – Ц в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

31.01.2019

Дифференциация  С - Ц в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

05.02.2019

Дифференциация   Ч – Ц в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

07.02.2019

Дифференциация   Ч - Ц в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

12.02.2019

Дифференциация   Ч – Щ в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

14.02.2019

Дифференциация   Ч - Щ в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

19.02.2019

Дифференциация  Ш – Щ в слогах и словах. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

21.02.2019

Дифференциация  Ш - Щ в предложении. Учить различать данные звуки, сопоставляя их по акустическим и артикуляционным признакам, на слух и в произношении.

1

26.02.2019

Дифференциация  И – Й изолированно и в словах. Показать различие в образовании данных звуков.

1

28.02.2019

Слоговая структура слова.

 Анализ односложных слов. Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

1

05.03.2019

Анализ двусложных и трехсложных слов. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

07.03.2019

Определение ударного слога в словах. Учить определять ударный слог.

1

12.03.2019

Слова, обозначающие предметы.

Различение одушевлённых и неодушевлённых предметов. Учить различать предметы по вопросам «Кто это?», «Что это?»,

1

14.03.2019

Слова, обозначающие один и много предметов. Учить образовывать множественное число имени существительного.

1

19.03.2019

Слова, обозначающие действия предметов.

Различение животных по их действиям. Учить различать предметы по их действиям и группировать действия по признаку их однородности ( кто как передвигается, кто как голос подаёт).

1

21.03.2019

Упражнение в подборе слов, обозначающих предметы, к словам, обозначающим действия. Учить подбирать слова – действия к словам – предметам.

1

02.04.2019

Работа с предлогами.

Применение предлогов в речи. Познакомить детей с предлогами на практическом уровне.

1

04.04.2019

Дифференциация предлогов на – в. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

09.04.2019

Дифференциация предлогов с - из. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

11.04.2019

Дифференциация предлогов от - к. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

16.04.2019

Дифференциация предлогов под – над. Уточнить конкретно – пространственное значение предлогов.

1

18.04.2019

Закрепление понятия о предлогах. Закрепить умение выделять предлоги в предложении.

1

23.04.2019

Предложение.

Обозначение границ предложения. Выделение предложений из текста. Формировать умение правильно оформлять границы предложения в устной и письменной речи, выделять законченные предложения из сплошного текста.

1

25.04.2019

Дополнение предложений с помощью вопросов и слов для справок. Формировать умение распространять простое двусоставное предложение.

1

30.04.2019

Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку. Учить составлять грамматически верное предложение.

1

02.05.2019

Текст.

Ознакомление с признаками текста. Формировать умение отличать текст от группы предложений. Восстановление деформированного текста. Формировать умение устанавливать последовательность предложений в тексте.

1

07.05.2019

Пересказ текста по вопросам. Формировать умение составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

1

14.05.2019

Составление рассказа по серии картинок. Учить выделять части в рассказе, последовательно излагать текст.

1

16.05.2019

Обследование.

Фронтальное обследование.

1

21.05.2019

Фронтальное обследование.

1

23.05.2019

Фронтальное обследование.

1

28.05.2019

Фронтальное обследование.

1

30.05.2019


Особенности индивидуальной работы с ребенком, имеющего нарушения звукопроизношения.

Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимся, имеющим нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи  у младшего школьника.

Основные задачи:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения у школьника.
  • Развить артикуляционную моторику.
  • Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  • Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
  • Развивать пространственно-временные представления.
  • Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
  • Формировать  связную  речь как средство и форму мыслительной деятельности.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май).

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи,  уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Содержание работы:

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      
  • Выработка умения узнавать и различать фонемы.
  • Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.
  • Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе систематических тренировок.
  • Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования. Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

  • Постановка звука.
  • Автоматизация звука в словах и предложениях.
  • Формирование умения не смешивать звуки.
  • Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков. Последовательность постановки звуков определяется индивидуальным подходом, в зависимости от подготовленности артикуляционных укладов: дорсальной, какуминальной, альвеолярной. Г.В. Чиркина предлагает два этапа в постановке звуков и их дифференциации:

  • I этап. Отрабатываются звуки: а, п, у, м, к, ы, н, х, в, о, т, с, л автоматизируются. На этом этапе планируют дифференциацию: п-м, м-н, к-х, т-с, а-у-о-ы.
  • II этап. б, д, з, г, ж, ш, щ, ч, ц, р.                                        
  • Дифференцируют: с-з, ш-ж,  ц-ч, ч-щ, ч-ть.

        Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  • Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  внимания, памяти.
  • Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  моторики. Развитие  мышления. Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.
  • Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.
  • Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
  • Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.  Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.  Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.

На основе индивидуального логопедического сопровождения ребёнка как часть адаптированной образовательной программы  составлен  перспективный план работы с  ребенком, имеющим нарушение звукопроизношения.  (Приложение 1)


Приложение 1

Перспективный план работы с ребенком _____________________________,  

имеющим нарушение звукопроизношения (звуки: ______________________________).

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Подготовительные

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

 Направления:

  • Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать правильную воздушную струю;
  • Отработка опорных звуков.

4-5ч

Постановка звука

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух,  память,  мышление.

9-10ч.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения  звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.  Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

 

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

1-2 ч

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

1-2ч

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

1ч.

г) автоматизация в словах (в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

1ч.

е) автоматизация звука  в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях) 

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

1ч.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Фонематический слух.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать речь ребенка.
  • Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

10-12ч

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

2ч.

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

2ч.

в)  автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном  предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением.  Пополнять словарный запас.

2-3ч

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

2-3ч.

5. Автоматизиция звука :

- чистоговорках ;

-стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

-шутках;

- потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

6-7ч.

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

5-6ч.

7.Автоматизация в длинных рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

5-6ч.

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

2-3ч.

9. Дифференциация звуков:

- изолированное произношение;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- чистоговорках;

- стихах;

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

6-7ч.


Учебно-методическое обеспечение предмета

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
  4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
  6. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс»,  2006г.
  7. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  8. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  9. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  10. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  11. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  12. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  13. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  14. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  15. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  16. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера»,  2008 г.
  17. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  18. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  19. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  20. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.