Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2
статья

Ярославцева Галина Ивановна

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Вариант 2

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Вариант 2

Слайд 2

В соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)       

На основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (ПрАООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 2), образовательное  учреждение (далее ОУ ) разрабатывает  адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию (далее АООП (вариант 2)).  

Слайд 3

На основе  адаптированной  основной общеобразовательной программы   образования обучающихся Вариант2. С целью освоения АООП (вариант 2) разрабатывается специальная программа развития обучающегося (СИПР) и рабочая программа  по  учебным предметам .

Слайд 4

Стандарт устанавливает требования (ФГОС  4.1.) к результатам освоения АООП к личностным и предметным результатам освоения обучающимися.

Освоение обучающимися АООП (вариант 2) предполагает достижение ими двух видов результатов:  

- личностных, включающих сформированность мотивации к обучению и познанию, социальные компетенции, личностные качества;

- предметных (коррекционных для коррекционных курсов), включающих освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

         В соответствии с требованиями ФГОС ОО УО (ИН) личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися АООП (вариант 2) рассматриваются в качестве возможных (примерных, ожидаемых) результатов, соответствующих индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям  обучающихся.

          Результаты освоения АООП (вариант 2) обучающимися с умеренной, тяжелой,  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  оцениваются как итоговые на момент завершения обучения.

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержит    требования к системе оценки.

   Слайд 5      

Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:

*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

 *обеспечивает комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных действий и личностных результатов   освоения АООП (вариант 2);

 *позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.

Слайд 6

Освоение ребенком запланированных результатов оценивает экспертная группа, основной метод –наблюдение в ходе учебных занятий, коррекционных курсов и во внеурочной деятельности.

 Аттестация (оценивание) обучающихся подразделяется на текущую –которая происходит в конце полугодия в форме мониторинга запланированных достижений по установленным критериям.

Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся  применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе) объединяющий  специалистов, осуществляющих процесс образования и развития ребенка и члены  семьи обучающегося. Задачей экспертной группы (созданная приказом ОУ) является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа  представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции.

Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики.

 Предметом итоговой аттестации освоения обучающимися адаптированной основной общеобразовательной программы образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) является  достижение результатов освоения СИПР последнего года обучения и развития жизненных компетенций обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения
обучающимся СИПР, отражающую взаимодействие следующих компонентов:
• что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
• что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
• насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

       Для решения задач  Системы оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) образовательная организация разработала программу обеспечивающую комплексный подход к оценке предметных, базовых учебных действий и личностных результатов   освоения АООП (вариант 2);

Слайд 7

Программа оценки предметных результатов

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Возможные предметные результаты освоения АООП (вариант 2) заносятся в СИПР с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся, а также специфики содержания предметных областей и конкретных учебных предметов.    

 Результаты заносятся экспертной группой за 1 полугодие и за год, что  и позволяет проследить динамику освоения обучающимися СИПР по каждому учебному предмету и коррекционному курсу  на основе сравнительного анализа результатов.  

Слайд 8

Оценка выявленных  результатов освоения  СИПР, разработанной на основе АООП (вариант 2) образовательного учреждения  осуществляется  с использованием метода наблюдения и с применением специальных диагностических проб. 

Диагностическая проба включает оценку сформированности представлений и умений по  критериям в соответствии с содержанием программного материала. Наблюдение за ребенком проводят не только на занятиях, но и в режимные моменты, в свободной деятельности.

Программа оценки базовых учебных действий

В соответствии с требованиями Стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) образовательное учреждение самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД. 

 Слайд 9  

  Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализуется в процессе всего школьного обучения и конкретизирует требования к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2), включая следующие задачи:

       1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

       2. Формирование учебного поведения:

 направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

 умение выполнять инструкции педагога;

 использование по назначению учебных материалов;

  умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

      3. Формирование умения выполнять задание:

 в течение определенного периода времени,

 от начала до конца,

 с заданными качественными параметрами.

       4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

       Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в  СИПР, разработанные с учетом особых образовательных потребностей обучающихся на основе АООП (вариант 2) образовательного учреждения. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана и во внеурочной деятельности.  

Слайд 10

Оценивание БУД осуществляется  с применением бальной системы оценивания:

         0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

        1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

        2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

         3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

         4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

         5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

       Балльная система оценки позволяет объективно оценить достижения каждого обучающегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у обучающихся, и на этой основе осуществлять корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.  

 Оценка сформированности БУД производится 2 раза в год в начале и конце учебного года экспертной группой созданной приказом ОУ.

Слайд 11

Оценка сформированности всех групп БУД обучающегося   заносятся в таблицу 1 и подсчитывается средний балл, по количеству баллов

Слайд 12

определяется уровень сформированности БУД  (Таблица 3) Лист  сформированности БУД) по каждому обучающемуся,  и по классу в целом

Слайд 13

заносятся в журнал итоговых достижений БУД обучающихся (Таблица 4)

Оценка личностных результатов 

Слайд 14

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в структуре планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умеренной, глубокой и тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР ведущее место принадлежит исключительно личностным результатам, так как именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования, введению обучающихся в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Слайд 15

в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции, программа предусматривает перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата. Они дифференцируются по возрастным периодам, соответствующим специфике индивидуально – возрастных особенностей развития обучающегося, а именно: 1-4 классы,

Слайд 16

5-9 классы.

Для оценки результатов развития жизненной компетенции ребёнка  используется метод экспертной группы и родителей (законных представителей) Данная группа объединяет участников образовательного процесса и создается приказам ОУ. Задачей экспертной группы является выработка общей оценки достижений ребёнка в сфере жизненной компетенции. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома.  

Слайд 17

Оценка достижений личностных результатов производится 1 раз в год на конец учебного года. 

Система оценки:

Результаты анализа представлены в форме условных единиц:  

0-баллов – нет фиксируемой динамики;  

1-балл – минимальная динамика;  

2-балла –удовлетворительная динамика;  

3-балла – значительная динамика.  

Оценка уровня развития жизненных компетенций каждого обучающегося

проводится в 1 классе в начале года (до 15 сентября) и в конце учебного года (до 25 мая), а в последующих классах на конец учебного года (до 25 мая) экспертной группой и родителями (законными представителями) обучающегося.

Слайд 18-19

Педагоги экспертной группы применяют лист наблюдений для каждого обучающегося. (Таблица 3,4) 

Слайд 20

Классный руководитель передаёт родителям анкету содержащую вопросы для оценки личностных результатов обучающегося и лист наблюдений на родительском собрании или в индивидуальном порядке, пояснив задание и уточнив время его выполнения.  

Слайд 21-22

Оценка экспертной группы заносится  в бланк оценивания экспертной группы по каждому обучающемуся (Таблица 5,6)

При обработке результатов мониторинга оценки экспертной группы (Таблицы5,6) подсчитывается суммарный балл показателей и уровень

Слайд 23

развития жизненных компетенций по каждому критерию в % соотношении

по каждому обучающемуся каждый учебный год. Уровень развития жизненных компетенций определяется по сумме баллов по каждому критерию личностных результатов.

Слайд 24

(Таблица7),

Слайд 25

результаты всего класса заносятся в журнал итоговых достижений (Таблица 8)

Бланк оценивания обучающихся  хранится в карте развития обучающегося, Журнал итоговых достижений обучающихся  класса за учебный год хранится  в ПМПк.

На основании сравнения показателей текущей и предыдущей оценки экспертная группа делает вывод о динамике  развития жизненной компетенции обучающегося  за год по каждому критерию.

Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка.  Результаты оценки личностных достижений заносятся  в  индивидуальную  карту  развития  обучающегося , что позволяет не только представить полную картину динамики целостного  развития  ребенка,  но  и  отследить  наличие  или  отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.

Обработка и анализ полученных результатов.

Рассчитаем средний показатель оценивания.

Максимальное количество баллов – 100%

Суммарный показатель обучающегося – х%

Максимальное количество баллов в каждом критерии оценивания, которое может набрать ученик - 27 баллов ( 3 результата * 9 оценок).

Например, ученик набрал 16 баллов по критерию «Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я», из 27 возможных баллов:

27 – 100%

16 – х%

Х = 16* 100 = 59% - оптимальный уровень.

           27

59% - заносим в карту динамики развития жизненных компетенций. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2 Подготовила учитель Ярославцева Галина Ивановна Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области « Колушкинская специальная школа-интернат»

Слайд 3

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) Рабочая программа по предмету

Слайд 4

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП ФГОС п.4.1.

Слайд 5

Задачи системы оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП

Слайд 6

Оценивание запланированных результатов

Слайд 7

Оценка предметных результатов Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Слайд 8

Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Слайд 9

Оценка базовых учебных действий Задачи: 1 . Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения:  направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);  умение выполнять инструкции педагога;  использование по назначению учебных материалов;  умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 4 . Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д. 3. Формирование умения выполнять задание:  в течение определенного периода времени,  от начала до конца,  с заданными качественными параметрами.

Слайд 10

Система оценивания БУД 0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи; 2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Слайд 11

Таблица 1 Ф.И. обучающегося_______________________________________год обучения_____________ Оценка сформированности БУД

Слайд 12

Таблица 3 Лист сформированности БУД

Слайд 13

Таблица 4 Журнал итоговых достижений БУД обучающихся________ класса _____________уч. год

Слайд 14

Оценка личностных результатов Личностные результаты освоения АООП ФГОС п.4.2. 1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»; 2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; 3) формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей; 4) формирование уважительного отношения к окружающим; 5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах; 8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Слайд 15

Критерии, параметры и индикаторы оценки личностных результатов

Слайд 16

Таблица №2. Ожидаемые личностные результаты (критерии, параметры и индикаторы) освоения АООП (Вариант 2) 5-9 классов.

Слайд 17

Оценка динамики достижений ребенка в сфере жизненных компетенций и социальном развитии Система оценки Результаты анализа представлены в форме условных единиц : 0-баллов – нет фиксируемой динамики; 1-балл – минимальная динамика; 2-балла –удовлетворительная динамика; 3-балла – значительная динамика. 1 класс -начало уч. года конец уч. года. В последующих классах -конец уч. года

Слайд 18

Таблица 3 Лист наблюдений 1-4 класс

Слайд 19

Таблица 4 Лист наблюдений 5-9 класс

Слайд 20

Анкета для родителей (законных представителей )

Слайд 21

Таблица 5 Бланк оценивания экспертной группы 1-4 класс

Слайд 22

Таблица 6 Бланк оценивания экспертной группы 5-9 класс

Слайд 23

У ровень сформированности жизненных компетентностей

Слайд 24

Таблица 7 Оценка сформированности жизненных компетенций

Слайд 25

Таблица 8 Журнал итоговых достижений обучающихся _____ класса за _______________учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Система оценки достижения планируемых результатов"

Эта статья рассказывает о том, как наиболее эффективно осуществить оценку достижения планируемых результатов учащихся, как определить основные направления и цели оценочной деятельности, сориентировать...

Контроль и оценка результатов освоения адаптированной образовательной программы для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ПОО

В предлагаемой таблице содержится информация о видах контроля, его назначении и специфике в рамках освоения обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ адаптированных образовательных программ (АОП) в профе...

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...

"Система диагностики развития учащихся с ОВЗ 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе".

Данная статья содержит материалы с научно - практической конференции на тему: "Система диагностики развития детей в раннем возрасте" (личный опыт и достижения).Цель: создание оптимальных усл...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

ПРОГРАММА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1 класс (вариант 2) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЕЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (в...