Статья "Система оценки достижения планируемых результатов"
статья на тему

Коркина Ирина Николаевна

Эта статья рассказывает о том, как наиболее эффективно осуществить оценку достижения планируемых результатов учащихся, как определить основные направления и цели оценочной деятельности, сориентировать образовательный процесс на духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся. Она поможет учителю реализовать требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечить комплексный подход к оценке результатов освоения программы согласно требованиям ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Оценка планируемых результатов156 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ гимназия  № 114 Выборгского района Санкт – Петербурга

Коркина Ири6на Николаевна,

учитель английского языка

ГБОУ гимназия № 114

Выборгского р-на Санкт-Петербурга

2014-2015 гг.

Система оценки достижения планируемых результатов

Основные понятия

Оценка − это словесная характеристика результатов действий

Отметка − это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы/

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  • определять  основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
  • ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам  освоения основной образовательной программы основного общего образования;
  • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов основного общего образования;

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна:

  • обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования;
  • предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения);
  • позволять использовать результаты итоговой оценки выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, как основу для оценки деятельности образовательного  учреждения и системы образования разного уровня.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должна включать описание организации и содержания:

  • государственной (итоговой) аттестации обучающихся,
  • промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности,
  • итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся,
  • оценки проектной деятельности обучающихся.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

  • Общие положения
  • Особенности оценки личностных результатов
  • Особенности оценки метапредметных результатов
  • Особенности оценки предметных результатов
  • Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений
  • Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему (полному) общему образованию
  • Оценка результатов деятельности образовательного учреждения

К компетенции образовательного учреждения относится:

  • описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;
  • адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля;

     б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга);

     в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую

      аттестацию;

  • адаптация (при необходимости — разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением;
  • адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики;
  • адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса.

Внешняя оценка (государственные службы):

1)аккредитация ОУ, аттестация кадров

2) мониторинг системы образования

Итоговая оценка:

обеспечивает связь внешней и внутренней оценки и является основой для всех      процедур внешней оценки

Формируется на основе

  • результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам (оценочные листы, промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе)
  • оценки за итоговые работы,
  • оценки за выполнение и защиту проектной работы  
  • оценок  за работы, выносимые  на государственную итоговую аттестацию  (ГИА).

Внутренняя оценка:

  • Внутришкольный мониторинг образовательных достижений: ведётся каждым учителем-предметником и фиксируется с помощью оценочных листов, классных журналов, дневников (промежуточная аттестация).
  • Портфель достижений.

Подходы к оценке результатов:

  • Комплексный подход к оценке результатов (оценка личностных, метапредметных и предметных результатов)
  • Уровневый подход (оценка на основе «метода сложения»)

Функции системы оценки

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства образовательной системы школы и обеспечению преемственности между ступенями обучения. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Объект и содержание оценки

В соответствии со Стандартом основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования:

  • предметные,
  • метапредметные,
  • личностные.

Принципы системы оценивания

  • Ориентация на достижения учащихся, а не на поиск неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке
  • критериальность - cодержательный контроль и оценка строятся  на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими.
  • приоритет самооценки - для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы). Прогностическая деятельность является деятельностью более высокого порядка, так как позволяет устанавливать границу знания-незнания, предусматривает оценку своих возможностей - «я до работы» (мой прогноз).
  • использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации, в том числе:

  • внутренней и внешней оценки, при последовательном нарастании объема

                  внешней оценки на каждой последующей ступени обучения,

  • субъективных и объективных методов оценивания,
  • стандартизованной оценки,
  • интегральной оценки, в частности – портфолио,
  • дифференцированной оценки отдельных аспектов обучения,
  • оценивания как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их
  • формирования,
  • оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего
  • собственного процесса обучения.

  • Комплексность, то есть все используемые средства, формы и методы должны обеспечить главное - комплексную оценку результатов: общую характеристику всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
  • непрерывность - учитывая непрерывность процесса обучения, осуществляется переход от традиционного понимания отметки как фиксатора конечного результата к оцениванию процесса движения к этому результату.

Источники информации для
оценивания (формы представления результатов)

  • работы учащихся (домашние задания, мини-проекты и презентации, разнообразные тексты, отчеты о наблюдениях и экспериментах,  дневники, собранные массивы данных, подборки информационных материалов,  а также разнообразные инициативные творческие работы, ПОРТФОЛИО);
  • индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ;
  • статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и получаемые в ходе целенаправленных наблюдений или мини-исследований;
  • результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ).

Аспекты формирующего оценивания

  • Оценка обучения
  • Оценка для обучения
  • Оценка как обучение

Традиционные формы и методы контроля и оценивания (устный опрос, письменная контрольная работа) дополняются такими новыми формами контроля и оценки достижения планируемых результатов:

  • целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
  • самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
  • оценивание результатов учебных проектов по заданным критериям,
  • оценивание результатов разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Формы оценки достижения планируемых результатов

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

текущая аттестация

итоговая (четверть, год) аттестация

урочная деятельность

устный опрос

- письменная самостоятельная работа

- диктанты

- контрольное списывание

- тестовые задания

- доклад

- творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения

- диагностическая - контрольная работа

- диктанты

- изложение

- контроль техники чтения

анализ динамики текущей успеваемости

- портфолио

- анализ психолого-педагогических исследований

Учебно-методическое обеспечение системы оценки

  • Стартовая диагностика, в которой представлены ожидаемый уровень предметной подготовки, примеры проверочных заданий и возможные структуры проверочных работ в зависимости от методики и времени их проведения, а также рекомендации по использованию системы стартовой диагностики.
  • Систематизированное описание рекомендуемых учебных задач и ситуаций (по каждому предмету и для каждой дидактической линии) для различных этапов обучения, включающие описание дидактических и раздаточных материалов, необходимые для организации учебной деятельности школьников, организации системы внутренней оценки, в том числе – диагностической.
  • Итоговые проверочные работы (на конец каждого класса), включая рекомендации по их проведению, оцениванию, фиксации и анализу результатов.

Эффективность системы оценивания определяется рядом условий и ограничений, предполагающих:

  • постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному: «минимум первого этапа», «минимум второго этапа» (обязательная часть) и «максимум» (часть, внедряемая по желанию и возможностям учителя).
  • понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.

Эффективность системы оценивания определяется рядом условий и ограничений, предполагающих:

  • использование двух средств:
  • обучение самих учеников способам самостоятельного оценивания и фиксации своих результатов лишь при выборочном контроле учителя;
  • внедрение новых форм отчёта учителя одновременно с компьютеризацией этого процесса, с переводом большей части отчётов на цифровую, автоматизированную основу.
  • ориентир на поддержание успешности и мотивации ученика.
  • обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний.

Правило 1. «ОЦЕНКА И ОТМЕТКА»

  • «Оцениваться может любое, особенно успешное действие, а отметка – только за решение продуктивной задачи»
  • Оценка - словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
  • Отметка - фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)

Правило 2. «САМООЦЕНКА»

«Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку.»

Алгоритм самооценки (вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этой задаче (задании)? Какая была цель, что нужно было получить?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Правило 3. «ЧИСЛО ОТМЕТОК»

«За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка»

ПРИМЕР: В проверочной работе – 5 заданий. Значит, ученик может получить за проверочную работу – 5 отметок.

Правило 4.  «ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ»

Предмет: Английский язык

Класс: 9 А

Тема: Исаак Ньютон, гигант науки – Isaac Newton, a Giant of Science

Учащиеся

Учебные умения

-рассказывать о Ньютоне и его научных достижениях;

-начинать, вести/поддерживать и заканчивать диалог

по этой теме

воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников

читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации по теме

Алешин Д.

5

4

5

Демидов В.

5

5

4

Лопатин Е.

4

4

3

Правило 5. «ОТКАЗ ОТ ОТМЕТКИ»

  • За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика.
  • За каждую задачу проверочной работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, ученик имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку

Правило 6. «УРОВНИ УСПЕШНОСТИ»

  • Необходимый уровень – решение типовой  задачи. Это необходимо всем по любому предмету, «хорошо, но не отлично».
  • Программный уровень – решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые, изучаемые в данный момент, знания,  либо старые знания и умения, но в новой непривычной ситуации. Это отличает от необходимого всем уровня - «отлично».
  • Максимальный уровень (необязательный) - решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи». Это демонстрирует исключительные успехи сверх школьных требований, «превосходно».

Как внедрять новую технологию оценивания?

МИНИ          1-й класс = САМООЦЕНКА

МАКС         2-й класс  +ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ

3-й класс  +УРОВНИ УСПЕШНОСТИ

4-й класс  + ВЕСЬ КОМПЛЕКС

Примечание: «Класс» соответствует этапу внедрения на любой учебной ступени

Оценка достижения метапредметных результатов

Система внутренней оценки метапредметных результатов включает в себя следующие процедуры:

  • решение задач творческого и поискового характера (творческие задания, интеллектуальный марафон, информационный поиск, задания вариативного повышенного уровня и др.);
  • проектная деятельность ;
  • текущие и итоговые проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения;
  • комплексные работы на межпредметной основе.

Оценка достижения метапредметных результатов

Оценивание уровня сформированности личностных, коммуникативных и таких познавательных УУД как целеполагание, планирование может основываться на устных и письменных ответах учащихся, а также на наблюдениях учителя за участием учащихся в групповой работе.

Оценка проектной деятельности

Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности

Базовый

Повышенный

Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного

Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему и находить пути её решения; продемонстрировано свободное владение логическими операциями, навыками критического мышления, умение самостоятельно мыслить; продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы

Знание предмета

Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. В работе и в ответах на вопросы по содержанию работы отсутствуют грубые ошибки

Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности. Ошибки отсутствуют

Регулятивные действия

Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.

Работа

доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося

Работа

тщательно

спланирована

и последовательно

реализована,

своевременно

пройдены все

необходимые этапы

обсуждения и

представления.

Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно

Коммуникация

Продемонстрированы

навыки

оформления

проектной работы и пояснительной записки, а также подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы.

Тема ясно определена и пояснена. Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументированно. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы.

Оценка достижения метапредметных результатов

Результаты освоения универсальных учебных действий учитываются при выведении итоговых отметок по предмету.

Оценка достижения предметных результатов

Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

В систему оценки предметных результатов входят:

  • предметные учебные действия: показывать, описывать, приводить примеры, решать задачи, характеризовать, использовать, раскрывать, систематизировать, участвовать, объяснять, выявлять, высказывать и аргументировать, представлять и обосновывать.
  • опорные знания по предметам, которые включают в себя ключевые теории, идеи, факты, методы, понятийный аппарат.

Вопрос: «А отметки-то нам как ставить?»

Уровни успешности

Критерии и показатели

Отметка

Высокий уровень

полнота освоения планируемых результатов,

уровень овладения учебными действиями

сформированность интересов к данной предметной области

5 (отлично)

Повышенный уровень

полнота освоения планируемых результатов,

уровень овладения учебными действиями

сформированность интересов к данной предметной области

4 (хорошо)

Базовый уровень

демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач.

3 (удовлетворительно)

Пониженный уровень

отсутствии систематической базовой подготовки

не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся,

имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучение затруднено

при этом обучающийся может выполнять отдельные задания повышенного уровня.

2 (неудовлетворительно

Низкий уровень

наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету, дальнейшее обучение практически невозможно.

1 (плохо)

Четвертная оценка-характеристика

Четвертная оценка выражается в письменной и словесной (устной) характеристике уровня развития ученика: какие предметные действия и на каком уровне он смог продемонстрировать в ходе решения задач по темам данной четверти.

Главное внимание при этом уделяется сравнению с уровнем самого ученика на предыдущих этапах, подчёркивается продвижение и выделяются действия, развитие которых необходимо продолжить в будущем.

Пример четвертной оценки-характеристики:

«За четверть (год) ученик _________(ФИ) ____ продемонстрировал владение всеми требуемыми умениями по предмету _______ (некоторыми – какими именно). Из них на необходимом уровне - частично - __, полностью - ___, на программном уровне - частично -____, полностью - ____, на максимальном уровне - _____. Особые успехи были отмечены по линии развития _________ (несколько раз демонстрировал максимальный уровень). Наибольшие затруднения вызывали задания, связанные с умением _________».

Четвертная отметка

Четвертная отметка высчитывается как среднее арифметическое, так как это единственное объективное и понятное ученику правило, только при этом условии ученик может контролировать действия учителя и самостоятельно заранее прогнозировать свою четвертную отметку.

Для определения среднего балла (среднее арифметическое) должны учитываться отметки за все темы, изученные в данной четверти: текущие отметки, выставленные с согласия ученика, обязательные отметки за задания проверочных и контрольных работ с учётом их пересдачи.

Итоговая оценка достижения планируемых результатов

Итоговая оценка - это характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:

  • комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);
  • результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
  • результатов предварительных диагностических работ по УУД за этот класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).

На основе трёх показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:

Вывод-оценка

(о возможности продолжения образования на следующей ступени)

Показатели

(процентные показатели установлены авторами примерной ООП)

Комплексная оценка

(данные «Портфеля достижений»)

Итоговые работы

(английский язык)

1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями

Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты)

Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня

2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач.

Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально».

Правильно не менее 50% заданий необходимого (базового) уровня.

3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач.

Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично»

Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

На основании итоговой оценки может быть составлена характеристика ученика:

  • 1. Основные образовательные достижения следующие: ….
  • 2. К проблемным вопросам личностного развития можно отнести: …
  • 3. Для решения проблем и новых задач на следующей ступени образования можно дать следующие психолого-педагогические рекомендации: …

Модель мониторинга достижения планируемых результатов

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

5 класс

Стартовая диагностика на двух уровнях: внешняя экспертиза (ЕРТ) и внутренняя (психолого-педагогическая диагностика).

Тест 1A

Тест 2A

Контрольная работа:

Тест 3A

Тест 4A

Контрольная работа:

Тест 5A

Тест 6A

Контрольная работа:

Заключительный тест

6 класс

Входная

диагностика

Тест 1 А

Тест 2 А

Контрольная работа:

Тест 3 А

Тест 4 А

Контрольная работа:

Тест 5 А

Тест 6 А

Контрольная работа:

Заключительный тест

7 класс

Входная

диагностика

Тест 1

Тест 2

Контрольная работа:

Тест 3

Тест 4

Контрольная работа:

Тест 5

Тест 6

Контрольная работа:

Заключительный тест

8 класс

Входная

диагностика

Тест 1

Тест 2

Контрольная работа:

Тест 3

Тест 4

Контрольная работа:

Тест 5

Тест 6

Контрольная работа:

Заключительный тест

9 класс

Входная

диагностика

Тест 1

Тест 2

Контрольная работа:

Тест 3

Тест 4

Контрольная работа:

Тест 5

Тест 6

Контрольная работа:

Заключительный тест

Литература и источники        

1.В.В. Кучурин, канд. ист. наук, ведущий научный сотрудник НИЦ ЛОИРО

Электронный ресурс -

https://docs.google.com/presentation/d/1N7jo3kiN12X8I7lm_bto4GCl9nCGqYsUJQvNJZJtu70/edit?pli=1#slide=id.p57


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока по литературе с планируемыми результатами

ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРАКУРС:1ТЕМА УРОКА: «СЧАСТЬЕ…КТО ЗНАЕТ, ЧТО ОНО ТАКОЕ?» ( А. РОЗЕНБАУМ ) ВИД УРОКА: СВОБОДНОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ТЕМЫИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:ТЕХНОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРСКИХ;ТЕХНОЛОГИЯ ...

Рейтинговая система как метод достижения планируемых результатов обучения

Проблемы оценки качества образования давно находятся в центре внимания российских педагогов. Но трудно представить, что содержание образования и методы работы преподавателя изменятся, если способы и к...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилов

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижени...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...

Проектная деятельность как средство достижения планируемых результатов младших школьников в условиях реализации требований ФГОС НОО.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...