"Система диагностики развития учащихся с ОВЗ 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе".
статья на тему

Матвиенко Светлана Александровна

Данная статья содержит материалы с научно - практической конференции на тему: "Система диагностики развития детей в раннем возрасте" (личный опыт и достижения).

Цель: создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка с ОВЗ раннего школьного возраста. 

Задачи:

- ранее выявление отклонений в развитии ребенка;

- создание необходимой развивающей среды;

- разработка и применение индивидуальных мер коррекции;

- стимуляция потенциальных возможностей ребенка;

- формирование умений работать в группе сверстников;

- осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно – практическая конференция на тему: «Система диагностики развития детей в раннем возрасте»

Система диагностики развития учащихся с ОВЗ 1 класса, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе.

Авторы: Матвиенко С. А., педагог – психолог МКОУ «ОШ №9 для обучающихся с ОВЗ». Петрова А. В., учитель начальных классов МКОУ «ОШ №9 для обучающихся с ОВЗ».

        Цель: создание оптимальных условий, необходимых для полноценного физического и психического развития, эмоционального и социального благополучия ребенка с ОВЗ раннего школьного возраста.

Задачи: 

  • раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
  • создание необходимой развивающей среды;
  • разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
  • стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
  • формирование умений работать в группе сверстников;
  • осуществление профилактики неблагополучного развития детей.

Нормативно-правовая база (основные документы): 

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Закон РФ «Об образовании».
  • Письмо МО РФ «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии».
  • Приказ «О специализированной помощи больным при нарушении речи и других ВПФ».
  • Положение о работе ПМПк МКОУ школы №9.
  • Устав МКОУ школы №9.

Основные принципы:

  • Принцип междисциплинарного подхода;
  • Принцип сотрудничества с семьей ребенка;
  • Принцип конфиденциальности;
  • Принцип последовательности и поэтапности;
  • Принцип непрерывности;
  • Принцип ориентации на индивидуальные особенности;
  • Принцип создания специально организованной педагогической среды для детей с ОВЗ.

Система диагностики детей с ОВЗ раннего школьного возраста включает следующие блоки:

  • I блок ориентирован на детей и включает в себя организационные формы оказания помощи детям раннего школьного возраста с проблемами в развитии. Содержание работы в данном направлении заключается в реализации наблюдений и диагностической работы с целью изучения того, как проходит период адаптации ребенка к школе, оценки уровня развития, и своевременного выявления детей, имеющих отклонения в физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудности в обучении и социальной адаптации.

По результатам наблюдений и диагностических мероприятий делаются выводы, заключения, даются устные и/или письменные рекомендации родителям и педагогам школы по наиболее эффективному построению дальнейшего взаимодействия и коррекционно-развивающей работы с детьми. При выявлении недостатков в развитии разрабатываются и реализуются индивидуальные программы развития. Полученная информация о ребенке может быть использована для создания развивающей среды в классе, изменения обстановки, смены стиля взаимодействия с детьми и так далее.

  • II блок ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогу, работающему с детьми 1 класса, а также их законных представителей.

В своём выступлении нам бы хотелось рассмотреть основные методы диагностики эмоционально – волевой и познавательной сферы детей с ОВЗ раннего школьного возраста в контексте основных закономерностей психологического развития ребёнка.

К закономерностям психологического развития относятся неравномерность, неустойчивость, сензитивность.

Неравномерность. Неравномерность – это неравномерное развитие различных психических и психологических функций, свойств и образований. Данный процесс характеризуется подъемом, стабильным течением и спадом, носит колебательный характер. Когда говорят о неравномерности психического развития, имеют в виду темп, направленность, длительность происходящих перемен. Было замечено, что наибольшая частота колебаний в развитии какой-либо функции приходится на период наивысших достижений этой функции. Е.Ф. Рыбалко говорил, что чем выше уровень продуктивности (достижений) в развитии, тем больше колебательный характер ее возрастной динамики.

Немецкий педагог и психолог Э. Мейман (1862–1915) показал следующее: чем нужнее та или иная функция, тем быстрее она развивается. Например, ребенок быстрее учится ориентироваться в пространстве, чем во времени.

Неустойчивость развития. Данная закономерность, тесно связанная с неравномерностью, ярко проявляется в кризисах развития. Это обусловлено тем, что развитие всегда проходит через неустойчивые периоды, в том числе кризисные. Отсюда следует, что устойчивость возможна благодаря неустойчивости.

Сензитивность развития. Отечественный психолог Б.Г. Ананьев понимал под сензитивностью временные комплексные характеристики коррелируемых функций, сенсибилизированных к определенному моменту обучения.

Данные периоды ограничены во времени, и если в сензитивный период развитию определенного качества не уделялось должного внимания, то потом процесс его развития будет более долгим.

При поступлении ребёнка в 1 класс коррекционной школы педагогом – психологом, совместно с классным руководителем изучается личное дело ребенка, его медицинская карта, диагноз, а также заключении МППК, по итогам которой разрабатываются индивидуальные программы реабилитации. Важным фактором для учащихся первого класса является диагностика процесса адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Поступление ребенка в школу ведет к смене его социальной роли и ведущего типа деятельности. От того, насколько быстро и полноценно ребенок интегрируется в образовательный процесс, зависит его социальный и интеллектуальный статус в дальнейшем. Поэтому данный процесс нельзя оставлять вне пристального внимания педагогов, психолога и родителей. Существуют различные методики диагностики адаптации первоклассников к школе, позволяющих определить успешность прохождения этого процесса. В своей работе нами успешно используется метод наблюдения, по его итогам результаты фиксируются в специальном бланке (Приложение 1).

Период адаптации у каждого ребенка происходит индивидуально. Его сроки могут колебаться от трех недель до полугода. Важно следить за динамикой процесса адаптации, выявлять причины намечающейся дезадаптации и проводить необходимую коррекцию выявленных отклонений в ходе «подстраивания» первоклассника к школьной жизни. Учитывая физическое состояние и медицинские диагнозы обучающихся, их процесс адаптации может потребовать гораздо больше времени, чем требуется здоровому ребёнку.

В последнее время появляется все больше детей, которые имеют отклонения в своем развитии, а так же расстройства аутистического спектра (F 84.0) и уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания педагога и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии.

В своём выступлении нам бы хотелось более подробно описать методики, которые мы используем в ходе своей работы с детьми, имеющими интеллектуальные и поведенческие нарушения.

Описание методов исследования.

Программа диагностики первоклассников состоит из пяти методик:

1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». (Приложение 2). Методика помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как воспринимает учебный процесс, для чего он ходит в школу.

2. Определение мотивов учения (методика разработана М.Р.Гинзбургом.) Методика направлена на изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива. Особенности психического развития детей 6-8-летнего возраста.

3. Исследование эмоционально – волевой сферы учащихся с помощью цветового теста Люшера — определение эмоционального состояния ребенка в школе, наличия положительных и отрицательных эмоций в различных учебных ситуациях. Так же выявляется самооценка ребенка (Приложение 3).

4. Методика определения уровня тревожности (В. Амена, М. Дорки, Р. Тэммпла) и диагностика детских страхов (А. И. Захаров), беседа. С их помощью выявляется уровень тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. А также выявляются количественные отклонения в показателях детских страхов для каждой половозрастной группы.

5. Проективная рисуночная методика «Рисунок человека», «ДДЧ», «Несуществующее животное» — позволяет определить уровень умственного развития ребенка, выявить детей с отставанием от возрастной нормы, что может являться следствием нарушения интеллектуального развития ребенка.

Данная схема диагностики проста в применении и не требует специального оборудования (приборов, компьютеров), проводится в удобной для исследователя обстановке, в форме неформальной беседы с ребенком, которому не нужно решать сложные задачи, писать ответы, выполнять тесты. Кроме того, обработка результатов проста, поэтому программу может использовать не только психолог, но и любой педагогический работник.

Условия проведения

Проводить диагностику эмоционально – волевой и познавательной сферы детей с ОВЗ раннего школьного возраста первых классов лучше в октябре–ноябре, поскольку сначала нужно дать детям возможность адаптироваться к новым жизненным условиям, познакомиться с одноклассниками, привыкнуть к учителю. В сентябре я присутствую на уроках и веду наблюдение за детьми, отмечая в своём журнале особенности их поведения на уроках и во время перемен.

Исследование проводилось как индивидуально с каждым ребенком, так и со всем классом, по предварительной договоренности с учителем. Детей я брала с уроков, а не после них. Нет ничего страшного, если ребенок пропустит 15 минут одного урока, конечно же при условии, что дети не проходят новую для них тему. Зато в этом случае есть большая вероятность того, что ребенок с ОВЗ еще не устал и с интересом будет отвечать на вопросы психолога.

Как уже было сказано, обследование одного ребенка обычно занимает 15–20 минут, поэтому за один урок я успевала принять троих детей. Таким образом, за одну неделю я протестировала целый класс, а за месяц — всю параллель первых классов. Причем в первой половине дня я проводила исследование, а во второй — обрабатывала результаты, составляла заключения, а в конце месяца накопился готовый материал для составления итогового аналитического отчета.

Исследование строилось по типу беседы: я, как психолог, знакомилась с учащимся, спрашивает, сколько ему лет, в каком классе он учится, в какой школе. Затем предлагала поговорить немного о его школьной жизни, задавала вопросы на тему школы. При этом ребенку не нужно ничего писать, решать, он только отвечал на вопросы, которые я ему задавала и фиксировала ответы ребенка в протоколе.

По окончании исследования мы анализируем ответы учащихся, даем им интерпретацию, учитывая поведение ребенка во время беседы, данные наблюдения, опроса учителей и родителей. Затем мною на каждого ребенка составлялось заключение (приложение 1), в котором описаны общие характеристики процесса адаптации, его особенности и дальнейшие прогнозы. Каждое заключение обсуждалось с учителем, при необходимости приглашались родители и им сообщались результаты исследования адаптации ребенка.

Интерпретация результатов.

В своей работе мы использовали две системы анализа: качественную и количественную (балловую). Они позволяют быстро подсчитать баллы и выявить определенный уровень сформированности того или иного показателя психологической адаптации ребенка в школе.

1. Исследование внутренней позиции школьника

(См. «Опросный лист»)

1-й вопрос. 

На этот вопрос дети, как правило, отвечают «да». Если на дополнительный вопрос: «Что нравится больше всего?» — ребенок отвечает «учиться, писать, читать, уроки», то можно поставить 1 балл. Если же ребенок говорит, что в школе ему больше всего нравится: «как со мной дружат», «ходить утром в школу», «играть, бегать, драться, гулять», «учительница», «перемена» — в общем, все, что не связано с учебной деятельностью, то за такой ответ ставится 0 баллов.

2-й вопрос. 

Можно поставить 1 балл, если ребенок говорит, что учительница ему нравится тем, «как учит», «вопросы задает», «учит писать, читать», «учит детей хорошему» и пр. Балл не ставится, если ребенок дает ответ «хорошая, красивая, добрая, не ругает», «ставит пятерки», «хорошо выглядит», «отношением к детям», поскольку такое отношение к учителю не затрагивает учебный процесс.

3-й вопрос. 

1 балл ставится, если ребенок отвечает, что ему больше всего нравится «писать, читать», «математика, чтение, письмо». 0 баллов — если больше всего нравится «гулять», «рисовать», «лепка, труд, физкультура», «играться», особенно если при этом ребенок говорит, что остальные предметы ему не нравятся.

4-й вопрос. 

Большинство детей на этот вопрос отвечают так: «Дома скучно без учителя, без парты», «дома нехорошо, а в школе лучше», «дома я не могу писать, а в школе нам говорят, что делать», «буду прогульщицей», «дома нельзя школьную форму носить, можно запачкать», «дом это не школа, там нет учителя». Когда ученик дает подобный ответ, иногда может сложиться впечатление, что он просто не понял вопроса, поэтому при желании его можно повторить. Но если ребенок не меняет своего ответа, то он оценивается в 0 баллов. 1 балл ставится, если ответ ученика примерно такой: «Хочу в школу ходить, не прогуливать, делать уроки», «в школе можно заниматься, читать, ум набавлять», «хочется учиться», «тогда не будешь ничего знать, надо учиться», «в школе можно всему научиться».

5-й вопрос. 

Это достаточно каверзный вопрос, так как ребенок с несформированной позицией школьника будет воспринимать его не как вопрос о школе, а как вопрос об игре. Таким образом, ребенок показывает свою неготовность к обучению в школе, преобладание игровой, а не учебной ведущей деятельности. Поэтому если первоклассник выбирает роль учителя («я всегда играю учителя», «хочу учить детей») или роль ученика («учеником быть интересней», «я еще маленький и ничего не знаю», «можно поднимать руку»), то ответ оценивается в 0 баллов. Если же ребенок выбирает роль ученика потому, что хочет «стать умным», «нравится учиться», «нравится решать примеры, писать», то за этот ответ можно поставить 1 балл. 

6-й вопрос. 

В интерпретации данного вопроса применяется тот же принцип, что и в предыдущем. Ребенок – «дошкольник» будет выбирать перемену (0 баллов), потому что его ведущей деятельностью все еще остается игра. Ребенок – «школьник» выбирает урок (1 балл), так как у него на первом месте стоит учебная деятельность.

7-й вопрос. 

С помощью данного вопроса можно выяснить отношения ребенка с одноклассниками. Если ученик плохо адаптируется к новой среде, то у него могут быть проблемы в общении. Поэтому 1 балл ставится, если ребенок говорит, что у него двое и более друзей, 0 баллов — если нет друзей или только один друг.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка суммарно оцениваются в 6–7 баллов, то позиция школьника сформирована. Если 4–5 баллов, позиция школьника сформирована средне. 3 и менее баллов — позиция школьника не сформирована.

Качественный: позиция сформирована — ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться. Он осознает цели, важность и необходимость учения. Проявляет познавательный интерес. Ведущая деятельность — учебная.

Позиция сформирована средне — ребенку нравится учиться, нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются, а желание учиться заменяется установкой: «Надо учиться, я должен учиться».

Позиция школьника не сформирована — ребенок не осознает целей и важности учения, школа привлекает лишь внешней стороной. Ребенок приходит в школу, чтобы играть, общаться с детьми, гулять. Учебная деятельность ребенка не привлекает, ведущая деятельность — игровая.

2. Определение мотивов учения.

В этой методике основными являются учебно-познавательные мотивы (учебный, социальный, отметка), но нужно учитывать, почему ребенок выбирает данный мотив. Если ученик выбирает учебно-познавательные мотивы, отвечая «я хочу учиться», «в школе выучишься и получишь профессию», «если бы не было школы, я бы все равно учился», то за такой ответ ставится 1 балл. Если же он выбирает учебно-познавательный мотив, потому что «пятерки хорошо получать», «отвечать и руку поднимать», «в школе лучше, чем дома», «потому что он отличник, с ним нужно дружить», «потому что она красивая», — за такой ответ ставится 0 баллов. Также 0 баллов ставится, если ребенок выбирает мотив, не связанный с учебной деятельностью (внешний, игровой, позиционный). Это говорит о том, что он еще не готов к учебной деятельности и, скорее всего, в процессе адаптации к школе у него могут возникнуть трудности: нежелание учиться, ходить в школу, пропуски уроков и так далее.

Анализ

Количественный: если ответы ребенка оцениваются в 3 балла, то уровень учебной мотивации нормальный. Если 2 балла — уровень учебной мотивации средний. Если 0—1 балл, уровень низкий.

Качественный: внешний — собственного желания ходить в школу ребенок не проявляет, школу он посещает только по принуждению.

Учебный — ребенку нравится учиться, нравится посещать школу.

Игровой — в школе ребенку нравится только играть, гулять, общаться с детьми.

Позиционный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы овладевать учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.

Социальный — ребенок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители.

Отметка — ребенок ходит в школу, чтобы зарабатывать пятерки, за которые хвалят родители и учитель.

3. Исследование эмоционально – волевой сферы учащихся с помощью цветового теста Люшера. И методика «Лесенка» предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. «Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. В своей работе мы применяли групповой метод (смотри таблицу ниже).

Цветовой тест Люшера: Определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям.

При выборе синего, зеленого, красного, желтого цветов отмечаются положительное отношение, установка, эмоциональное состояние, хорошее настроение.

При выборе черного цвета отмечаются отрицательное отношение, негативизм, резкое неприятие того, что происходит, преобладание плохого настроения.

При выборе серого цвета отмечаются нейтральное отношение, отсутствие эмоций, пассивное неприятие, равнодушие, опустошенность, ощущение ненужности.

При выборе коричневого цвета отмечаются тревога, беспокойство, напряжение, страх, неприятные физиологические ощущения (болит живот, голова, подташнивает и так далее).

При выборе фиолетового цвета отмечаются инфантилизм, капризы, неустойчивость установок, безответственность, сохранение «позиции ребенка».

Определение эмоциональной самооценки ребенка.

Если общий цветовой выбор ребенка начинается с синего, зеленого, красного, желтого цветов, то в этом случае самооценка у ребенка позитивная, он отождествляет себя с хорошими детьми.

Если общий цветовой выбор начинается с черного, серого, коричневого цветов, то в этом случае у ребенка негативная самооценка, он отождествляет себя с плохими людьми, сам себе не нравится.

Если общий цветовой выбор начинается с фиолетового цвета, то в этом случае у ребенка инфантильная самооценка, личностная незрелость, сохранение установок и манеры поведения, свойственных младшему возрасту.

Интерпретация результатов (смотри таблицу).

Вывод:

  1. Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод о том, что общие показатели диагностики эмоционально – волевой сферы первоклассников находятся на среднем уровне.
  2. Уровень школьной тревожности у большинства детей нормальный, то есть учащиеся чувствуют себя в школе комфортно, им нравится школа, одноклассники и учителя. Дети переживают по поводу своих успехов, но эти переживания не превышают нормы и являются обычным для нормального протекания адаптации.
  3. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Нередко у школьников наблюдается переоценка своих сил и возможностей. Может появиться чувство зазнайства. Дети с завышенной самооценкой часто считают себя во всем правыми, они стремятся к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видят при этом своих собственных, часто перебивают, относятся к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего школьного возраста.

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Особое внимание следует уделить учащимся с низким уровнем самооценки, как правило, это дети, которые плохо адаптируются к новым условиям. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться. Как правило, эти учащиеся тревожны, неуверенны в собственных силах. Учитель должен знать индивидуальные особенности самооценки и учитывать их в учебном процессе.

  1. Изучение школьной тревожности.

Методика определения уровня тревожности (В. Амена, М. Дорки, Р. Тэммпла) и диагностика детских страхов (А. И. Захаров), беседа. С их помощью выявляется уровень тревожности, анализируются школьные ситуации, вызывающие у ребенка страх, напряжение, дискомфорт. А также выявляются количественные отклонения в показателях детских страхов для каждой половозрастной группы.

Данная методика (Приложение 4) имеет большое значение в исследовании адаптации учащихся. Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; нежелание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе.

Общий уровень школьной тревожности 1а класс.

Уровень тревожности

Показатель в %.

Высокий

9,5%

Средний (в пределах нормы)

57%

Низкий

33,5%

Высокий уровень тревожности. 9, 5% первоклассников. Высокий уровень школьной тревожности свидетельствует о том, что в школьной жизни ребенка встречаются такие ситуации, которые вызывают  у ребенка переживания. Однако, данный уровень, скорее всего, является адаптационным, то есть это нормальная реакция организма на соответствующие изменения ситуации.

  Тревожные дети. Чаще всего во время исследования тревожные дети очень медлительны, молчаливы, и, несмотря на то, что они понимают инструкцию и задание, ответить на вопрос им порой бывает очень трудно. Такие дети боятся отвечать, боятся сказать что-то неправильно и при этом даже не пытаются дать ответ. В конце концов, они либо говорят, что не знают ответа, либо молчат.    

Средний (в пределах нормы). 57% первоклассников. У большинства учащихся 1а класса наблюдается фрустрация потребности в достижении успеха, страх ситуации проверки знаний.

Низкий. 33, 5% первоклассников. Низкий уровень тревожности связан с психическими особенностями учащихся.

Диаграмма 1. Уровень тревожности учащихся.

Авторы данной методики предлагают 14 различных жизненных ситуаций, при чем для мальчиков предназначены картинки с мальчиком, для девочек – картинки с изображением девочки. На каждой картинке есть свой сюжет, но у главного персонажа отсутствует лицо. Задача испытуемого из предложенных пиктограмм выбрать подходящее лицо к той или иной ситуации: «веселое» или «грустное».

Анализ производится с помощью формулы, где определяется индекс тревожности.

5. Проективные рисуночные методики: «Рисунок человека», «ДДЧ», «Несуществующее животное» и другие. По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Данные методики хорошо применять в работе с детьми с ОВЗ, поскольку рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания. Во всем мире рисуночные тесты стали главным инструментом практических психологов. В своей работе я использую интерпретацию замечательного автора психолога Александра Леонидовича Венгера «Психологические рисуночные тесты».

И так, пример, если в моей работе возникают какие – либо вопросы для выявления отклонений в умственном развитии ребенка, то я  дополнительно прошу ребенка сделать рисунок человека.

По результатам диагностических методик и психокоррекционной работы, ученики 1 класса прошли успешную адаптацию к школьной жизни, за исключением двух учеников. С которыми в настоящее время ведется коррекционно – развивающая работа, направленная на устранение причин школьной дезадаптации.  

В начале учебного года к нам в класс поступила девочка. По правилам конфиденциальности, мы не разглашаем ее имени. В медицинской карте было прописано следующее: диагноз F - 70, нарушение интеллекта умеренное, нарушение слуха незначительное. ЗПРР, ММД, нервно – психическое развитие не соответствует возрастным нормам. Поступив из РЦ, ребенку прогнозировали отсутствие мотивации к обучению, что ребенок никогда не сможет научиться читать. Девочка была замкнутой, контакт с окружающими ослаблен. Речь и инструкцию педагога не воспринимала. По результатам и проведённых коррекционных мероприятий ученица стала уверенно вести себя в классе, научилась отвечать на поставленные вопросы, проявлять усидчивость, умение вступать в контакт со взрослыми и вести диалог. В классе чувствует себя комфортно, имеет друзей, класс девочку принимает, конфликтов не возникает. Большую роль в положительной динамике ребёнка играют родители (законные представители), которые находятся в постоянном контакте с учителем и психологом школы.

Может быть и такое, что ребенок начнет трястись от страха или плакать, хотя в нашей практике такого не случалось.

Гиперактивные дети. Гиперактивного ребенка узнать легко. Он постоянно крутится, вертится, может болтать ногой во время исследования, раскачиваться. Чаще всего гиперактивный ребенок не вникает в суть задания, не смотрит на психолога, разглядывает кабинет. Эти дети отвечают на вопросы не задумываясь, первое, что придет в голову. Могут начать веселиться, смеяться над картинками, которые предлагает обсудить психолог. Иногда, в редких случаях, ребенок может встать, походить по кабинету, пересесть, потрогать предметы интерьера и т.п.

Социально и педагогически запущенные дети. У таких детей чаще всего возникают проблемы с пониманием инструкции, они постоянно переспрашивают психолога и даже после этого отвечают неправильно. Такой ребенок иногда не знает имен родителей, учителя называет «тетя», не всегда может назвать свою фамилию, возраст, номер школы и класса. Так же как и тревожные дети, на многие вопросы они отвечают «не знаю». На уроках такой ребенок, хоть и сидит спокойно, слушает учителя, мало что понимает и мало с какими заданиями справляется. Кроме того, у социально и педагогически запущенных детей могут быть проблемы с произношением, выговариванием слов. У них скудный запас слов, речь однообразна, а иногда они просто не могут подобрать слова и правильно сформулировать свою мысль.

Обработка и анализ результатов

В конце исследования психолог проводит обработку всех ответов ребенка, подсчитывает баллы по каждой методике, анализирует особенности поведения ребенка во время исследования и пишет заключение.

Поскольку для каждой методики разработан не только качественный, но и количественный анализ, соответственно существует определенная шкала уровней адаптации ребенка к школе.

Общий анализ результатов

• 22–30 баллов. Адаптация ребенка к школе проходит нормально, поводов для беспокойства нет. Ребенку в школе нравится, он учится с удовольствием, выполняет все задания, которые дает учитель, ответственно относится к выполнению домашних заданий. В школе у него преобладает хорошее настроение, эмоциональное состояние в норме. Отношение к учителю, к одноклассникам и в целом к школе положительное.

• 12–21 балл. Адаптация ребенка к школе проходит средне, возможно наличие некоторых проблем в усвоении школьных правил и норм поведения. У ребенка со средним уровнем адаптации может быть не сформирована позиция школьника, то есть школа привлекает его не собственно учебным содержанием, а тем, что в ней интересно, весело, много ребят. В целом ребенок посещает школу с удовольствием, ему нравится учиться, но могут возникнуть трудности в учебной деятельности из-за низкого уровня мотивации и нежелания выполнять определенные задания учителя. Такой ребенок может проявлять низкую концентрацию внимания, часто отвлекаться. Для того чтобы начать заниматься, для него необходимо присутствие взрослого в позиции учителя, то есть если учитель к нему лично не обратился, ему лично не сказал, что надо делать, он может и не начать выполнять задание. Однако после помощи или просто эмоциональной поддержки учителя он может начать действовать самостоятельно.

• 0–11 баллов. Адаптация ребенка находится на низком уровне, в школе могут преобладать отрицательные эмоции и плохое настроение. Такой ребенок чаще всего на уроках отказывается выполнять задания учителя, занят посторонними делами, отвлекает соседей по парте. Учебная деятельность его не привлекает, если она ему неинтересна. Часто ребенок с низким уровнем адаптации не хочет учиться, утром отказывается идти в школу. Возможны проблемы в поведении, несоблюдение школьных норм и нарушение школьных правил. У такого ребенка часто встречаются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками, возможно отрицательное отношение к учителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

Доклад «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью ― это общеоб­ра­зо­ва­тель­ная про­грамма, адаптированная для этой категории о...

Конспект учебного занятия по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК 03.02 Теория и методика развития речи детей Тема: Методика словарной работы на занятиях

Конспект учебного занятияпо ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК 03.02 Теория и методика развития речи детейТема: Методика словарной ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

  Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 Организация занятий по основным   общеобразовательным программам разработан на основе Федерального государственного образовател...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Программа Система оценки достижений обучающимися  с умеренной, тяжелой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)   планируемых (возможных) результатов освоения адапти...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушениями опорно- двигательного аппарата

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата...