Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)
рабочая программа

Невская Марина Александровна

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических  занятий с  группой обучающихся вторых классов с задержкой психического развития (вариант программы 7.1) и  недоразвитием речи системного характера. Содержание программы имеет коррекционно-развивающую направленность, предусматривающую преодоление нарушений устной  и профилактику нарушений  письменной речи обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logo_zpr.docx56.45 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету (курсу) педагога МКОУ школы-интерната городского округа  Павловский Посад Московской области», учебного плана МКОУ школы-интерната.

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических  занятий с  группой обучающихся вторых классов с задержкой психического развития (вариант программы 7.1) и  недоразвитием речи системного характера. Содержание программы имеет коррекционно-развивающую направленность, предусматривающую преодоление нарушений устной  и профилактику нарушений  письменной речи обучающихся.

Цели и задачи на 2018-2019 учебный год:

Цель: устранение недостатков устной речи  и предупреждение нарушений письменной речи у обучающихся.

Задачи:

  • формировать полноценные представления о звуко-буквенном составе слова;
  • формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
  • восполнить пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи;
  • развивать связную речь;
  • развивать пространственно-временные представления;
  • развивать психологические предпосылки к обучению;
  • развивать коммуникативную готовность к обучению.

Программа рассчитана на 1 год обучения (1 четверть – 18 часов, 2 четверть – 14 часов, 3 четверть – 21 часов, 4 четверть – 17 часов) и составлена на 70 часов (35 недель). Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 30-40 мин., индивидуальные – 2 раза в неделю по 20 мин.

Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

  1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.
  2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

  • анедостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
  •  недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;
  •  трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

  1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).
  2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

  • анедостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;
  • бтрудности овладения учебными понятиями, терминами;
  • трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;
  • недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

  • Неустойчивое внимание.
  • Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
  • Недостаточное развитие способности к переключению.
  • Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  • Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  • Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.
  • Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

  • недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;
  • трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
  2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
  1. Формирование связной речи:
  • развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
  • установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
  1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.
  1. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:
  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый контроль, итоговый контроль (плановая диагностика в начале и в конце года), текущий контроль: тестовая диагностика устной речи (по  Т. А. Фотековой)  в начале и в конце учебного  года;- проверочные работы, оценка работы с дидактическим материалом; самостоятельные,  проверочные  работы, речевые карты, рабочие тетради.

Планируемые результаты 

Предметные результаты:

  • Соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; использовать в активной речи термины звук, буква;
  • Правильно произносить все пройденные звуки, дифференцировать их.
  • Последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
  • Различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, правильно называть их, использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый согласный, мягкий согласный, глухой согласный, звонкий согласный;
  • Различать все пары звонких и глухих согласных, правильно обозначать их на письме в четкой позиции;
  • Правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения;
  • Выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
  • Читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты;
  • Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
  • Различать слова-предметы, слова-признаки и слова-действия; ставить вопросы что? кто? какой? какая? какое? что делает? Дифференцировать их.

Личностные результаты:

  • Позитивно относиться к правильной устной и письменной речи;
  • Проявлять интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • Проявлять интерес к изучению языка;
  • Осознавать ответственность за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Метапредметными результатами логопедических занятий является формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. 

Регулятивные УУД:

  1. Определять цель выполнения заданий на занятиях, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
  2. Планировать совместно с учителем-логопедом свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
  3. Переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
  4. Овладевать способами самооценки выполнения действия, адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные УУД:

  1. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему, устанавливать последовательность основных событий в тексте.
  2. Выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу, уметь слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою
  2. Слушать и понимать речь других.
  3. Обсуждать в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила
  4. Уметь задавать учебные вопросы.

Календарно-тематическое планирование логопедической коррекции

с группой учащихся , имеющих диагноз ОНР

2 класс (70 ч.)

№ п/п

Тема

Кол-во ча-сов

Дата проведения

по плану

по факту

Обследование.

Фронтальное обследование

4

03.09.2018

05.09.2018

10.09.2018

12.09.2018

III этапы (диагностико-подготовительные)

Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение

4

17.09.2018

19.09.2018

24.09.2018

26.09.2018

III этап (коррекционный)

Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки. Развитие фонематических представлений и восприятия, развитие слухового внимания и памяти

1

01.10.2018

Работа над слогозвуковым составом слова

1

03.10.2018

Звуковой состав слова. Гласные и согласные звуки

1

08.10.2018

Выделение гласных ряда из слогов и слов. Слогообразующая роль гласных

1

10.10.2018

Выделение гласных II ряда из слов. Буквы «я», «ё», «ю», «е»

1

15.10.2018

Образование гласных II ряда. Развитие фонематического слуха. Игра «От звука к слову»

1

17.10.2018

Дифференциация гласных I и II ряда

1

22.10.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в слогах и словах

1

24.10.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в предложе-ниях и текстах. Написание гласных после шипящих «жи—ши». Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

1

29.10.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в слогах и словах. Написание гласных после шипящих «ча—ща». Отработка понятий «правый» и «левый».

1

31.10.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в предложениях и текстах. Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»

1

12.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в слогах и словах. Написание гласных после шипящих «чу—щу». Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

1

14.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в предложениях и текстах. Гласные звуки и буквы. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

1

19.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в слогах и словах. Гласные звуки и буквы. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

1

21.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в предложениях и текстах. Гласные звуки и буквы. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

1

26.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в слогах и словах. Гласные звуки и буквы. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

1

28.11.2018

Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в предложениях и текстах. Гласные звуки и буквы

1

03.12.2018

Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги. Слогообразующая роль гласных. Ударение

1

05.12.2018

1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом. Ударный слог. Безударная гласная. Формирование приемов учебной деятельности

1

10.12.2018

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове. Правила переноса. Формирование умения принять учебную задачу

1

12.12.2018

Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных. Гласные и согласные буквы и звуки

1

17.12.2018

Дифференциация твердых и мягких согласных. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда и буквой «ь». Формирование умения планировать свои действия

1

19.12.2018

Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда. Мягкие согласные. Формирование приемов самоконтроля.

1

24.12.2018

Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова. Буква «ь». Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

1

26.12.2018

Обозначение мягкости согласного буквой «ь» в середине слова. Буква «ь». Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

1

14.01.2019

Разделительный «ь»

1

16.01.2019

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков. Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

1

21.01.2019

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв больше количества звуков

1

23.01.2019

Звукобуквенный анализ слов. Количество букв меньше количества звуков. Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек»

1

28.01.2019

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно- акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные

Звонкие согласные. Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Сделай так же»

1

30.01.2019

Дифференциация [в—ф]

Согласные буквы и звуки «в—ф»

1

04.02.2019

Дифференциация [в'—ф']

1

06.02.2019

Дифференциация [б—п]

Согласные буквы и звуки «б—п»

1

11.02.2019

Дифференциация [б'—п']

1

12.02.2019

Дифференциация [г—к]

Согласные буквы и звуки «г—к»

1

18.02.2019

Дифференциация [г'—к']

1

20.02.2019

Дифференциация [д—т]

Согласные буквы и звуки «д—т»

1

25.02.2019

Дифференциация [д'—т']

1

27.02.2019

Дифференциация [ж—ш]

Согласные буквы и звуки «ж—ш»

1

04.03.2019

Дифференциация [з—с]

Согласные буквы и звуки «з—с»

1

06.03.2019

Дифференциация [з'—с']

1

11.03.2019

Дифференциация [с—ш]

1

13.03.2019

Дифференциация [з—ж]

1

18.03.2019

Дифференциация [с—ц]

1

20.03.2019

Дифференциация [ч—ш]

1

01.04.2019

Дифференциация [ч—щ]

1

03.04.2019

Дифференциация [ч—ц]

1

08.04.2019

Дифференциация [ч—т']

1

10.04.2019

Дифференциация [р—л]

1

15.04.2019

Дифференциация [р—р']

1

17.04.2019

Слоговая структура слова

Анализ односложных слов. Развивать умение анализировать слоговую структуру слова.

1

22.04.2019

Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

24.04.2019

Анализ трёхсложных слов. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

29.04.2019

Анализ трёхсложных слов. Учить преобразовывать двусложные слова в трёхсложные. Закрепить понятие  о слоге как части слова.

1

01.05.2019

Деление на слоги слов со стечением согласных. Упражнять в нахождении слогов со стечением согласных в слове.

1

06.05.2019

Определение ударного слога в словах. Учить определять ударный слог.

1

08.05.2019

Оценка результативности коррекционной работы.

Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей

2

13.05.2019

15.05.2019

Фронтальное обследование

4

20.05.2019

22.05.2019

27.05.2019

29.05.2019


Особенности индивидуальной работы с ребенком, имеющего нарушения звукопроизношения.

Цель: организация коррекционно-развивающей работы с учащимся с ЗПР, имеющим нарушения звукопроизношения, способствующей успешной адаптации  в учебной деятельности; устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи  у младшего школьника.

Основные задачи:

  • Создать условия для формирования правильного звукопроизношения у школьника.
  • Развить артикуляционную моторику.
  • Коррекция нарушений звуков, их автоматизация и дифференциация.
  • Формировать фонематический слух, восприятие, анализ и синтез.
  • Развивать пространственно-временные представления.
  • Совершенствовать лексико-грамматическую сторону речи:
  • Формировать  связную  речь как средство и форму мыслительной деятельности.
  • Совершенствование мелкой моторики.
  • Курс коррекционного обучения рассчитан на 9  месяцев (сентябрь — май).

Ожидаемые результаты

В результате проведенной работы к концу учебного года ребенок должен научиться правильно произносить согласные звуки, овладеть элементами звукового анализа и синтеза, овладеть навыком употребления в речи слов разной слоговой структуры, уметь называть предметы и их свойства, освоить обобщающие понятия, научиться употреблять в речи: прилагательные, глаголы и предлоги. Кроме этого ребенок должен освоить навыки словообразования и словоизменения, соотносить и согласовывать различные части речи,  уметь составлять предложения, отвечать на поставленные вопросы и овладеть диалогической речью.

Содержание работы:

1 этап: Подготовительный.

Цель работы: Формирование   артикуляционной базы речи.

Задачи:

  • Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций.      
  • Выработка умения узнавать и различать фонемы.
  • Формирование артикуляционной базы звука, т.е. артикуляционных   умений и навыков.
  • Формирование и развитие мелкой  моторики  в процессе систематических тренировок.
  • Укрепление физического здоровья в процессе различных оздоровительных мероприятий и процедур (массаж, медикаментозное лечение, консультирование врачей-специалистов).

Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, по завершении обследования. Знакомство с органами артикуляции. Выделение звуков в словарном ряду. Вызывание звука по подражанию. Подготовительные артикуляционные упражнения (создание артикуляционной базы звука). Артикуляционная гимнастика. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика.

2 этап: Формирование первичных произносительных умений и навыков

Цель работы: Формирование первоначальных умений и навыков правильного произнесения звука на специально подобранном  материале.

Задачи:

  • Постановка звука.
  • Автоматизация звука в словах и предложениях.
  • Формирование умения не смешивать звуки.
  • Формирование и развитие мелкой  моторики.

Постановка звуков. Последовательность постановки звуков: Звуки раннего онтогенеза  А, У, О, И, Э, Ы; Б, П, М, В, Ф.  После того, как данные звуки появились в самостоятельной речи ребёнка начинается работа над звуками   Т, Д, Н, К, Г, Х, Й, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. После автоматизации данных звуков стоит вводить звуки  Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ.  В самом конце ставится звук Р.

        Автоматизация  поставленного звука в слогах: прямых, в обратных, со стечением согласных звуков. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. Автоматизация звука в предложениях. Выделение звука в словах, предложениях. Пальчиковая гимнастика. Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.

3 этап: Этап коммуникативных умений и навыков

Цель работы: Формирование умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

Задачи:

  • Автоматизация звука в текстах, выделение звука в текстах.  Развитие  внимания, памяти.
  • Автоматизация звуков в речи. Развитие внимания, памяти, мелкой  моторики. Развитие  мышления. Автоматизация поставленных  звуков в чистоговорках, пословицах, поговорках, загадках, потешках, стихах.
  • Автоматизация в связной речи: пересказ, составление рассказов по картинке, по серии картинок и т.д.
  • Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи: в играх, экскурсиях, на прогулках и других формах жизнедеятельности учащихся.
  • Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков.  Работа над звуковым анализом и синтезом. Лексико-грамматические задания. Графомоторные упражнения.  Пальчиковая гимнастика.

4 этап: Оценочный

Цель работы: Подведение итога логопедической работы.

Задачи:

1. Оценка результативности коррекционной работы.

2. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Формы и средства контроля

Основная цель контроля - проверка знания изученного материала.

На основе индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы  составлен  перспективный план работы с  ребенком, имеющим нарушение звукопроизношения.  (Приложение 1)


Приложение 1

Перспективный план работы с ребенком _____________________________,  

имеющим нарушение звукопроизношения (звуки: ______________________________).

Темы занятий

Цели занятий

Кол-во занятий

Подготовительные

упражнения (артикуляционная гимнастика)

Развитие фонематического слуха .

Выработка правильных, полноценных артикуляционных укладов.

 Направления:

  • Необходимо формировать точные движения органов артикуляции;
  • Развитие мелкой моторики рук;
  • Развивать фонематический слух;
  • Формировать правильную воздушную струю;
  • Отработка опорных звуков.

4-5ч

Постановка звука

Добиваться правильного произношения отдельных звуков.

1способ–по подражанию (слух, зрение, тактильно-вибрационными ощущениями)

2 способ - смешанный (подражание + словесные пояснения)

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать фонематический слух,  память,  мышление.

9-10ч.

Автоматизация звука в словах.

Добиваться правильного произношения  звуков. Работа ведется с опорой на слуховой и кинестетический самоконтроль.  Развивать слуховой самоконтроль, мелкую моторику рук, фонетико-фонематический слух, логическое мышление, память, внимание. Работать над пополнением активного и пассивного словарного запаса.

 

а) автоматизация в прямых слогах

Добиваться правильного произношения в прямых слогах

1-2 ч

б) автоматизация в обратных слогах.

Добиваться правильного произношения в обратных слогах.

1-2ч

в) автоматизация в слогах со стечением согласных

Добиваться правильного произношения звуков в слогах со стечением.

1ч.

г) автоматизация в словах (в начале слова)

Добиваться правильного произношения звука в начале слова (односложные, двусложные …)

д) автоматизация в середине слова

Отработать правильное произношение в середине слова.

1ч.

е) автоматизация звука  в конце слова. Закрепление звука в словах (в разных позициях) 

Отработать правильное произношение звука в конце слова. Уметь выделять изучаемый звук.

ж) произношение слов с несколькими изучаемыми звуками в одном слове

Отработать правильное произношение звука несколько раз встречающие в одном слове.

1ч.

4. Автоматизация звука в предложениях.

Воспитание правильного произношения звука в предложениях. Работа ведется с опорой на слуховой и зрительный анализаторы. Направления :

  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Фонематический слух.
  • Пополнять словарный запас.
  • Развивать речь ребенка.
  • Учить составлять предложения, выражать основную мысль и правильно использовать предлоги в речи.

10-12ч

а) автоматизация во фразовой речи

Воспитание правильного, четкого произношения во фразовой речи.

2ч.

б) автоматизация звука в простом предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом предложении. Умение составлять простые предложения с опорой на картинки.

2ч.

в)  автоматизация звука в простом распространенном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в простом распространенном  предложении. Учить составлять и работать с простым распространенным предложением.  Пополнять словарный запас.

2-3ч

г) автоматизация в сложном предложении

Воспитание правильного, четкого произношения в сложном предложении. Учить пользоваться союзами (а, и, но) и предлогами, при составлении предложений с опорой на картинки и самостоятельно.

2-3ч.

5. Автоматизиция звука:

- чистоговорках ;

-стихах;

- скороговорках;

- поговорках;

-шутках;

- потешках;

Автоматизировать произношение звука. Развивать память, мышление внимание. Прививать любовь к народному творчеству.

6-7ч.

6. Автоматизация в коротких рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить находить главную мысль в рассказе. Учить давать полные ответы на поставленные вопросы. Чтение коротких рассказов. Составление рассказов по серии картинок.

5-6ч.

7.Автоматизация в длинных рассказах.

Следить за правильным звукопроизношением в рассказах. Учить передавать прочитанное. Развивать память, внимание, речь, словарь.

5-6ч.

8. Автоматизация в разговорной речи.

Следить за правильным звукопроизношением в разговорной речи.

2-3ч.

9. Дифференциация звуков:

- изолированное произношение;

- в слогах;

- в словах;

- в предложениях;

- чистоговорках;

- стихах;

Учить детей различать звуки и правильно употреблять их речи.

6-7ч.


Учебно-методическое обеспечение предмета

Ресурсное обеспечение рабочей программы.

  1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 1998. - С. 18-46, 74-97, 105-169.
  2. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.-С. 80-256.
  3. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999.-С. 39,46, 114-115.
  4. Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. М.: Просвещение, 1979.
  5. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. М.: Просвещение, 1987.-С. 15
  6. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс»,  2006г.
  7. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  8. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  9. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  10. Лалаева, Р.И. « Логопедическая работа в коррекционных классах». – М:, « Владос», 2001 г.
  11. Юрова , Р.А. «Формирование произносительных навыков у учащихся с нарушениями интеллектуального развития». – М:, 2005 г.
  12. Филлипова, «Говори правильно». – М:, Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2007 г.
  13. Ястребова, А. В., Бессонова, Г.П. «Обучаем читать и писать без ошибок». – М:, «Аркти», 2007 г.
  14. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  15. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  16. Киселёва, В.А. «Двигаемся, играем, рисуем». – М:, «Творческий Центр Сфера»,  2008 г.
  17. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  18. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  19. Мазанова, Е. «Логопедия. Дисграфия , обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза и Аграмматическая дисграфия». - «Аквариум Фгуппв», 2004  г.
  20. Ефименкова, Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». – М:, «Владос», 2004 г.

Литература, используемая  учителем – логопедом в работе над программой.

  1. Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 1989 г.
  2. Филичева, Т.Г., Чевелёва, Н.А., Чиркина, Т. В. «Основы логопедии». – М.: «Просвещение» , 1989 г.
  3. Лалаева, Р. И. «Логопедическая работа в коррекционных классах». – М.: «Владос»,

1998 г.

  1. Лалаева, Р. И. « Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы», - М.: « Просвещение», 1978 г.
  2. Аксёнова, А.К. «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе». – М.: «Владос»,1999 г.