Конспект логопедического урока для учащихся 3 класса с задержкой психического развития "Корень слова"
план-конспект урока

Представлен конспект  урока в 3 классе для учащихся с ЗПР по теме " Корень слова" .  Разработка конспекта дана с учётом всех требований ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического урока по теме "Корень слова"

в 3-ем классе для подгруппы учащихся с ЗПР.

                                 учитель-логопед высшей квалификационной категории Солнцева Е.А.

Планируемые результаты изучения темы “Состав слова”:

  • учащиеся научатся распознавать однокоренные слова и группировать их; различать однокоренные слова и похожие по смыслу;
  • работать со словарём однокоренных слов; работать с памяткой “Как разобрать слово по составу”;
  • образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • Цели. Уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, учить находить корень в словах.

Задачи:

  • Коррекционные:
  • упражнять учащихся в слоговом и звукобуквенном анализе;
  • совершенствовать технику постановки ударения в словах, различать ударные и безударные слоги.
  • Образовательные:
  • уметь находить и выделять корневую морфему в слове;
  • совершенствовать умение выбирать проверочные слова из гнезда родственных слов, опираясь на слоговое деление  и ударение в словах;
  • уметь подбирать однокоренные родственные слова, объясняя лексическое значение  слова;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • Оздоровительные:
  • упражнять мимическую мускулатуру;
  • формировать правильное речевое дыхание.
  • Воспитательные:
  • воспитывать умение слушать друг друга;
  • развивать способность к самоанализу и самооценке.

Тип урока: урок рефлексии.

Оборудование:  электронные ресурсы (презентация); толковый словарь Ожёгова; карточки «Конструктор слов»;  памятки “Как найти корень слова”.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок -
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться!
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

II. Проверка домашнего задания.

Работа с толковым словарём. Нахождение лексического значения слова “корень”

Корень - подземная часть растения.

Корень - внутренняя, находящаяся в теле, часть зуба.

Корень – часть слова. (Слайд 2, 3, 4)

Презентация.

III. Актуализация знаний.

1. Где мудрость, там и успех, где разум, там и процветание во всём.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Запишите любую из пословиц в тетрадь.

.

2. Прочитайте группы слов (Слайд 5, слайд 6)

1

2

 ученик

 школьник

 обучающийся

 класс

 классная

 одноклассник

- Что можете сказать про каждую группу слов?

- Сформулируйте тему урока. ( Слайд 7)

- Чему мы будем учиться на уроке?

IV. Самоопределение к деятельности.

1.

Слов на свете нам не счесть,
В каждом слове корень есть.
Чтобы грамотно писать,
Надо корень выделять.

- Составьте алгоритм, по которому будем находить корень.

(1 шаг. Подбираем группу однокоренных слов с одним и тем же лексическим значением.

2 шаг. Находим общую часть слов.

3 шаг. Выделяем корень.

2. Образование родственных слов.

- Найдите корень в словах. (Слайд 8,9,10)

Физминутка (из знакомых разминок на повторение)

V. Работа учащихся в тетради

– Отгадайте загадку:

Весной одевается, а зимой раздевается. (Лес)

Фонетический разбор слова

Лес – 1 слог
Л – [л‘] – согласный, звонкий, мягкий, непарный
Е – [э] – гласный, ударный
С – [с] – согласный, глухой, твердый, парный

3б., 3 зв.

– Что такое лес? Как вы понимаете значение этого слова?

Лес – это множество деревьев с сомкнутыми кронами, которые растут на большой территории. (Толкование значения слова из словаря)

- Попробуем посадить семечко, под названием “лес”. Понаблюдаем, какие “вырастут” слова из этого корня. – Что такое лес? Как вы понимаете значение этого слова?

Лес – это множество деревьев с сомкнутыми кронами, которые растут на большой территории

VI. Упражнение из «конструктора-слов» - «Деформированное слово»

Подберите к слову лес однокоренные, родственные, составив их из разных частей слова. Объясните значение слова. Дети составляют слова и записывают их на доске.

Лес-н-ик – лесной сторож
Лес-ок – небольшой лес
Лес-ов-ик – сказочное существо, живущее в лесу.
Лес-нич-ий – человек, ухаживающий за лесом
Лес-н-ой – обитающий в лесу
Лес-ист-ый – покрытый лесом
Под-лес-ок – молодой, низкий лес
Пере-лес-к-и – редкий лес
Лес-о-вод – человек, который разводит лес, ухаживает за растущим лесом.
Лес-о-руб – человек, который рубит сухой лес.

– Назовите слова с безударной гласной в корне.
– Назовите слова, которые являются проверочными.
– Назовите слова, которые образованы при помощи приставок, суффиксов.
– В чем особенность слова лесовод и лесоруб?

Мимическая гимнастика «Медведь»

В начале каждой фразы нужно сделать вдох и произнести ее на выдохе. 
Первую строчку стихотворения произносим с радостью, вторую с огорчением.

Мед в лесу медведь нашел!
Мало меда, много пчел.

VII. Итог занятия

- По вашему мнению, наш урок достиг цели?

- Обратите внимание на пословицы, с которых начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока? (слайд 11).

- А какую связь с нашим  уроком  вы заметили? (В пословице есть родственные слова). Назовите эти слова. Какой корень у этих слов?

- Что такое корень?

- Назовите признаки однокоренных слов.

Отметить, все ли у вас получилось на занятии при помощи лестницы из трех ступенек. 
Самая верхняя ступенька – у меня ошибок не было, средняя – ошибки были, но я их исправил, нижняя – ошибок было много, но на следующем занятии я буду стараться работать лучше.

Вложить в дневник задание на дом  в виде индивидуальных карточек.

Спасибо за участие на уроке.

( итог занятия  и есть использование рефлексии)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 3Б классе. "В Лесной школе - викторина. Вопросительные слова"

Урок закрепления и применения знаний умений и навыков в нетрадиционной форме....

Конспект открытого урока в 3Б классе. "В Лесной школе - викторина. Вопросительные слова"

Урок закрепления и применения знаний умений и навыков в нетрадиционной форме....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.

Адаптированная  рабочая программа  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для  9 класса. Программа по литературе для 9 ...

Коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классы на 2019 - 2020 учебный год

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому п...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития

Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...