Коррекционный курс «Логопедические занятия» для обучающихся с задержкой психического развития 1 - 4 классы на 2019 - 2020 учебный год
рабочая программа

Лопаткина Юлия Андреевна

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому проблема своевременной коррекции речевых нарушений принимает актуальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dlya_sayta.docx103.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2»

г. Ханты – Мансийска

Коррекционный курс

«Логопедические занятия»

для обучающихся  с задержкой психического развития

1 - 4 классы

на 2019 - 2020 учебный год

Учитель - логопед: Лопаткина Ю.А.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2.  Общая характеристика коррекционного  курса
  3. Описание места коррекционного предмета в учебном плане.

4.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

5.  Содержание коррекционной работы.

6.  Содержание коррекционного курса

7.  Тематическое планирование.

8.  Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.


  1. Пояснительная записка

Современная эпоха предъявляет высокие требования к личности человека. Он должен быть гармонично развит во всех сферах жизни. По данным статистики, число речевых расстройств неуклонно растёт, поэтому проблема своевременной коррекции речевых нарушений принимает актуальный характер. В настоящее время наблюдается неблагополучная тенденция к увеличению количества неуспевающих школьников, не справляющихся с учебной программой. Наиболее многочисленную группу риска составляют ученики с ЗПР.

Логопедическая работа в школе с обучающимися с ЗПР является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Недостатки речи у детей имеют сложную структуру и стойкий характер. Чаще всего это дети с полиморфным нарушением звукопроизношения, у них нарушаются процессы формирования фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, аграмматизмы при словообразовании и словоизменении, несформированность связной речи. Как правило, у таких детей дисграфия переплетается с дизорфографией. Стойкие и многочисленные ошибки, называемые  дизорфографией не являются случайными и требуют квалифицированной коррекционной работы для их преодоления. Такую работу должен вести учитель-логопед. В связи с вышеизложенным основной практической задачей школьного логопеда является помощь учащимся с ЗПР в овладении программным материалом по русскому языку. Программа составлена для учащихся 1 – 4 классов с ЗПР, обучающимся по адаптированным  программам, имеющим речевое заключение: нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи.

Коррекционно-развивающая программа логопедического сопровождения по развитию всех компонентов устной и письменной речи, развитию графо-моторных навыков для обучающихся с 1 - 4 класс, разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 .«Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ЗПР в рамках ФГОС НОО ОВЗ (Вариант 7.1; Вариант 7.2.) (утв. приказ №341  от 02.09.2019 г.)
  • Положение об адаптированной  рабочей  программе по учебному предмету (курсу) для  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в МБОУ СОШ №2 (приказ № 322  от  02.09.2019 г.).
  • Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
  • Положение о логопедическом пункте МБОУ СОШ №2 (приказ № 167  от  05.05.2016 г).
  • Учебный план МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год.

Логопедическая программа разработана с использованием рекомендаций ведущих специалистов в области логопедии Козыревой Л.М., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Г.Г., Садовниковой И.Н., Лалаевой Р.И., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Тикуновой Л.И., Игнатьевой Т.В., Лопухиной И.С. и с опорой на общеобразовательную программу начальной школы (1-4) по русскому языку.

Цель курса: предупреждение и преодоление неуспеваемости обучающихся, обусловленной нарушениями развития устной и письменной речи; создание специальных условий развития и коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей в соответствии с их реальными возможностями.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Восполнить пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи;

2. Закрепить навыки звукобуквенного анализа с установлением соотношения между буквами и звуками в слове;

3 Обогащать словарный запас как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования;

4. Совершенствовать навыки усвоения морфологического состава слова;

5. Уточнить значение используемых синтаксических конструкций: развивать и совершенствовать грамматическое оформление речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

6. Учить устанавливать логику (связность, последовательность), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания, отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции;

7. Развивать навыки построения связного высказывания, отбора языковых средств, адекватных смысловой концепции.

  1. Общая характеристика учебного курса

        Направления работы:

Диагностическая работа включает:

  • Своевременное выявление детей, нуждающихся в логопедической помощи (с 1 – 15 сентября и с 15 – 30 мая).
  • Системный контроль за уровнем и динамикой развития речи детей.

Коррекционно – развивающая работа включает:

  • Выбор оптимальных методов и приемов обучения.
  • Организацию проведения индивидуальных и групповых коррекционно – развивающих занятий, необходимых для преодоления недостатков устной и письменной речи.

Консультативная работа включает:

  • Выработку рекомендаций по основным направлениям работы.

Информационно – просветительская работа предусматривает:

  • Различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы),

направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, по вопросам связанных с особенностью логопедической работы.

  • Проведение тематических выступлений для педагогов, логопедов и родителей по разъяснению причин, методов и особенностей логопедической работы.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане.

В рамках часов учебного плана МБОУ СОШ №2 на 2019-2020 учебный год, отведенных на внеурочную деятельность на коррекционный курс по развитию устной и письменной речи в  1 дополнительном и 1 классе отводится – 33 часа,  со 2-4 классы  - 34 часа. Коррекционно-развивающие занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма проведения занятий - групповая.

Адресат: Программа разработана для детей 1 - 4 классов, имеющих речевое заключение–нарушение чтения и письма, обусловленное общим недоразвитием речи (соответствующим IV уровню речевого развития),  предназначена для реализации в 2019-2020 учебном году.

Длительность программы: с детьми каждой возрастной категории проводится 2 занятия в неделю, групповые 1 класс 35 минут, групповые 2-4 класс 40 минут.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса.

1. Требования к предметным, метапредметным и личностным  результатам (с учётом индивидуального подхода к обучающимся с ОВЗ).

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
  2. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
  4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
  5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты:

  1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  2. Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
  3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
  4. Способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
  6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
  7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
  8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
  9. Овладение следующими логическими действиями:
  • сравнение;
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация и обобщение по родовидовым признакам;
  • установление аналогий и причинно-следственных связей;
  • построение рассуждений;
  • отнесение к известным понятиям.
  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.

Предметные результаты:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношение и функции.
  4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
  5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
  6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

5. Содержание коррекционной работы.

Коррекционно-развивающая работа направлена на развитие всех компонентов устной и письменной речи у  обучающихся с ЗПР.

          Для  обучающихся  с  ЗПР осваивающих коррекционный курс необходимо соблюдать следующие специфические образовательные потребности:

  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
  • организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
  •  наглядно-действенный характер содержания образования;
  • обеспечение   непрерывного   контроля   за   становлением   учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
  • постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • постоянное стимулирование познавательной активности; 

Процесс коррекции у детей данной категории в условиях ФГОС ОВЗ строится с учетом общедидактических и специфических принципов:

1.Принцип учёта этиологии и механизмов речевых нарушений.

2.Принцип поэтапности. Логопедическое воздействие – это сложный педагогический процесс. В нём выделяют различные этапы. Каждый имеет свои цели, задачи, методы и приёмы коррекции.

3.Принцип системного подхода и учёта структуры дефекта, типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.

4.Принцип деятельностного подхода. Логопед должен проводить коррекционную работу, учитывая возраст и ведущую деятельность. Все обучение проблемного ребенка строиться с опорой на «зону ближайшего развития».

5. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными, создает благоприятные условия обучения, учитывающие как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и типологические особенности, свойственные данной категории детей, на что обращает внимание педагог при определении содержания и организации коррекционной работы, ее темпа, объема, сложности, методов и приемов работы, формы и способов контроля и мотивации.

6. Принцип активизации речевой практики. Использовать наиболее адекватные разнообразные приёмы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.

7. Принцип гуманно-личностного отношения к ребенку, что позволяет обеспечить развивающее обучение школьников, формирование базовых основ культуры личности ребенка, развитие психических процессов, интеллектуально-волевых качеств.

Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.

  1. Содержание коррекционного курса

Данный курс представляет собой концептуально обоснованный, выстроенный комплекс занятий, рассчитанный на детей определенного возраста. Занятия на развитие устной речи чередуются с занятиями на развитие письменной речи. Курс допускает вариативность, т.е. изменение тематики и плана занятий в зависимости от задач и проблем конкретной группы детей при соблюдении последовательности и преемственности тем с учётом времени на закрепление приобретённых навыков.

Основные направления работы

  1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.
  2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
  • уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
  • уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
  1. Формирование связной речи:

Раздел «Предложение»:

  • анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
  • проводить качественный и количественный анализ предложений;
  • обозначать границы предложений на письме;
  • развивать умения распространять простые предложения;
  • развивать инициативные формы речи: умение составлять развернутые и краткие ответы, задавать вопросы, рассуждать;
  • через различные виды деятельности с деформированным предложением формировать умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.

Раздел «Текст»:

  • формировать умение определять тему текста, основную мысль, отделять главное от второстепенного;
  • развивать умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, наречия, местоимения, союзы;
  • совершенствовать приемы мыслительной обработки текстов: деление по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных слов, составление плана;
  • понимать, как составление плана помогает последовательно пересказывать;
  • устанавливать логическую связь и последовательность, точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины);
  • предупреждать искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий, нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту, отсутствие связи между фактами, событиями.
  1. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;
  • произвольности общения и поведения.
  1. Формирование полноценных учебных умений:
  • планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
  • контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными I приемами самоконтроля);
  • работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
  • применение знаний в новых ситуациях;
  • анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
  1. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:
  • умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);
  • умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;
  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда;
  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;
  • ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;
  • ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);
  • применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;
  • употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;
  • обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;
  • пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;
  • развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;
  • формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;
  • проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);
  • составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).

7. Тематическое планирование.

1 класс

п/п

Темы занятий

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1

Обследование

На каждом занятии  артикуляционная гимнастика;  упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти.

2

2

Урок знаний. Когда мы едины, мы непобедим

Различать звуки и буквы.

Группировать звуки по их характеристике, дополнять группы звуков с помощью ориентиров таблицы.

1

3

Осень

Работа с простыми предложениями. Распространение простого двусоставного предложения. Работа над распространением и грамматическим оформлением простого предложения. Деление слов на слоги. Тренировочные упражнения и выделение ударного и безударного слога. Работа со словами обозначающие предмет, действие предмета, признак  предмета. Постановка вопросов. Словообразование.

1

4

Слово

Ориентируются в своей системе знаний- отличают новое от уже неизвестного

1

5

Деление слов на слоги

Деление слов на слоги, выделение ударного слога, слогоритмическая схема слов. Словообразующая роль гласных.

1

6

Ударение

Выделение ударного слога

1

7

Пространственные представления

Ориентация в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, определение последовательности предметов ряда.

1

8

Временные представления

Знать возраст свой и членов семьи, названия и последовательность частей суток, дней недели, месяцев, времен года

1

Звуки и буквы

Гласные I-го ряда

9

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания, фонематического восприятия

1

10

Звук [а] и буква А

Уметь четко произносить звук [а]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

1

11

Звук [у] и буква У

Уметь четко произносить звук [у]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

1

12

Звук [о] и буква О

Уметь четко произносить звук [о]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

1

13

Дифференциация звуков

[а] -[о]

Уметь дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах. Уметь сравнивать буквы а-о по начертанию.

1

14

Звук [ы] и буква Ы

Уметь четко произносить звук [ы]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

1

15

Звук [э] и буква Э

Уметь четко произносить звук [э]. Знать правильную артикуляцию звука. Уметь выделять звук из ряда гласных, слогов, слов; позиция звука в слове; соотносить звук с буквой.

1

Гласные II-го ряда. Твердые и мягкие согласные.

16

Звук [и] и буква И

Развитие навыков выделения звука, уточнение артикуляции звука, соотнесение звука с буквой, определение места звука в слове.

Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной и.

1

17

Дифференциация звуков

[ы] - [и]

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ы]-[и]. Дифференциация гласных звуков [ы] - [и]. Соотнесение звуков с буквами.

1

18

Буква Я

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я.

1

19

Дифференциация звуков

[а] - [я]

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [а]-[я]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами.

1

20

Буква Е

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

1

21

Дифференциация звуков

[э] - [е]

 Уточнение артикуляции звуков [э]-[е]. Дифференциация гласных звуков [а] - [я]. Соотнесение звуков с буквами.

1

22

Буква Ю

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной ю.

1

23

Дифференциация звуков

[у] - [ю]

 Уточнение и сравнение артикуляции звуков [у]-[ю]. Дифференциация гласных звуков [у] - [ю]. Соотнесение звуков с буквами.

1

24

Буква Е

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме и в схемах при помощи гласной е.

1

25

Дифференциация звуков

[о] - [е]

 Уточнение и сравнение артикуляции гласных [о]-[е]. Дифференциация гласных звуков [о] - [е]. Соотнесение звуков с буквами.

1

26

Обозначение мягкости согласных буквой ь в конце и середине  слова.

Соотнесение звуков и букв в слове. Смыслоразличительная роль ь.

1

Звонкие и глухие согласные

27

Звуки [с]- [с’] .Буква С

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

28

Звуки [з]- [з’] .Буква З

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

29

Дифференциация звуков [с]- [з] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [з] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [з] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

30

Дифференциация звуков [с’]- [з’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с’]- [з’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с’] - [з’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

31

Звуки [ж]- [ж’] .Буква Ж

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

32

Звуки [ш]- [ш’] .Буква Ш

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

33

Дифференциация звуков [ш]- [ж] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ш]- [ж] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ш] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

34

Звуки [в]- [в’] .Буква В

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

35

Звуки [ф]- [ф’] .Буква Ф

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

36

Дифференциация звуков [в]- [ф] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в]- [ф] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в] - [ф] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

37

Дифференциация звуков [в’]- [ф’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [в’]- [ф’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [в’] - [ф’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

38

Звуки [п]- [п’] .Буква П

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

39

Звуки [б]- [б’] .Буква Б

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

40

Дифференциация звуков [п]- [б] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п]- [б] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п] - [б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

41

Дифференциация звуков [п’]- [б’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [п’]- [б’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [п’] - [б’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

42

Звуки [т]- [т’] .Буква Т

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

43

Звуки [д]- [д’] .Буква Д

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

44

Дифференциация звуков

[т]- [д] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т]- [д] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т] - [д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

45

Дифференциация звуков

[т’]- [д’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [т’]- [д’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [т’] - [д’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

46

Звуки [к]- [к’] .Буква К

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

47

Звуки [г]- [г’] .Буква С

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

48

Дифференциация звуков [к]- [г] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [к]- [г] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [к] - [г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

49

Звуки [л]- [л’] .Буква Л

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

50

Дифференциация звуков

[л]- [л’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [л]- [л’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [л] - [л’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

51

Развитие речи: «Зимующие птицы»

Развитие речи: «Перелетные птицы»

Расширять словарный запас существительных и глаголов по теме «Зимующие птицы», «Перелетные птицы»;

-Развитие фонематического представления;

-Воспитывать заботливое отношение к птицам.

1

Соноры

52

Звуки [р]- [р’] .Буква Р

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

53

Дифференциация звуков

[р]- [р’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [р]- [р’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [р] - [р’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах.

 Работа со словами- паронимами.

1

54

Развитие речи: «Транспорт»

Развитие речи: «Професии»

научить составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа).

1

Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

55

Дифференциация звуков

[с]- [ш] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [с]- [ш] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [с] - [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

56

Дифференциация звуков [з]- [ж] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [з]- [ж] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [з] - [ж] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

57

Звуки [ч] .Буква Ч

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

58

Дифференциация звуков

 [ч]- [т’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [ч]- [т’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [ч] - [т’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

59

Звуки [щ] .Буква Щ

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

60

Дифференциация звуков [щ]- [с’] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [щ]- [с’] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [щ] - [с’] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

61

Дифференциация звуков [щ]- [ч] .

Уточнение и сравнение артикуляции, характеристики  звуков [щ]- [ч] . Соотнесение звуков  с буквами, символами и «опорами»  для их обозначения на письме. Дифференциация  звуков [щ] - [ч] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и текстах. Работа со словами- паронимами.

1

62

Звуки [ц] .Буква Ц

Уметь четко произносить звук [ц] . Знать правильную артикуляцию и характеристику звука. Уметь выделять звук из ряда звуков, слогов, слов; определять позицию звука в слове; соотносить звук с буквой и символом.

1

63

Фронтальное обследование

3

ИТОГО

66 часов

2 класс

п/п

Темы занятий

Основные виды деятельности

Кол-во часов

Фронтальное обследование.

На каждом занятии звуковой и слоговой анализ слов и развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти.

1

Исследование письма и чтения.

1

Исследование лексико-грамматического строя речи.

1

Исследование связной речи.

1

Звуки гласные и согласные.

Различать понятие «звук» и «буква».

Различать гласные и согласные звуки.

1

Работа со словом.

Слова- предметы.

Графическое изображение слов, обозначающие предметы. Постановка вопросов.

1

Слова- действия.

 Слова- признаки.

Различать  слова, обозначающие действие и признаки предметов. Постановка вопросов.

1

Анализ слов в предложении.

Анализ и синтез слов в предложении.  Различать

понятия «слово» и «предложение».

1

Разбор предложений по составу.

Графическое

изображение предложений. Главные члены предложения.

1

Состав слова: корень.

Дать понятие о составе  слова «корень».   Выделение корня в словах.

1

Родственные слова.

Приставка, окончание.

Дать понятие о родственных словах, подбор родственных слов. Образование  родственных слов с помощью приставок.   Выделение приставок и окончаний в словах.

1

Образование слов с помощью приставок.

Образование  родственных слов с помощью приставок.  Выделение приставок.

1

Твёрдые и мягкие согласные звуки.

Образование мн. числа существительных с помощью окончаний «ы» и «и».

1

Разделительный мягкий знак.

Соотносить произношение и написание  «ь» знака.

1

Дифференциация приставок и предлогов.

Различать приставки и предлоги на слух и на письме.

1

Ударение. Ударные и безударные звуки.

Правильно ставить ударение. Работать над  ритмико- слоговой  структурой слова.

1

Постановка ударения в словах. Выделение безударных гласных в слове.

Нахождение в словах ударных слогов. Выделение безударных гласных в слове.

1

Деление слов на слоги.

Делить  слова на слоги. Определять количество слогов в словах. Изменение слов так, чтобы получилось в слове два, а затем три слога.

1

Правила переноса слов по слогам. Слогообразующая роль гласных.

Правильное деление слов  по слогам. Составление схем и выделение гласных.

1

Большая буква в именах и фамилиях людей. Различение понятий: имя- фамилия.

Различать  понятия:

«имя» и  «фамилия».

Тренировочные упражнения по написанию имен собственных

1

Дифференциация  

А –Я.

Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе.

Правописание  безударных гласных в словах. Различие гласных в словосочетаниях  и предложениях.

1

Дифференциация  

О -Ё.

Различать гласные

о-ё устно и на письме.

1

Дифференциация

У-Ю.

Различать гласные

у -ю на слух  и на письме.

Словообразование. Работа с предложениями и текстом.

1

Дифференциация  

Ё -Ю.

Различать гласные

ё -ю на слух  и на письме. Образование слов с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

1

Дифференциация

Ы-И.

Различать гласные

ы -и устно и на письме.

1

Звонкие и глухие согласные.

Дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и с помощью тактильных ощущений.

1

Дифференциация

З-С.

Различать з-с на слух и на письме. Предлоги (в, на, с, из.) Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде и числе.

1

Дифференциация

Б-П.

Различать б-п на слух и на письме. Составление  словосочетаний. Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе.

1

Дифференциация

Т-Д.

Различать т-д на слух и на письме. Приставки и предлоги пространственного значения.

1

Дифференциация

В-Ф.

Различать в-ф на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе.

1

Дифференциация  

Г-К-Х.

Различать г-к-х на слух и на письме. Согласование глаг. пр. вр. с сущ. в роде и числе.

1

Дифференциация

С-СЬ.

Различать с-сь на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе.

1

Дифференциация  

Ш-С.

Различать ш-с на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. в роде и числе.

1

Дифференциация

 Ш-Ж.

Различать ш-ж на слух и на письме. Согласование сущ. с  глаг. в роде и числе.

1

Дифференциация

Ж-З.

Различать ж-з на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. и глаг. в роде и числе.

1

Дифференциация

 Ж-Щ.

Различать ж-щ на слух и на письме. Согласование сущ. с прилаг. и глаг. в роде и числе.

1

Дифференциация

 К-Г.

Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе.

1

Дифференциация

Ц-С.

Различать ц-с на слух и на письме. Согласование глаг. наст. вр. с сущ. в роде и числе.

1

Дифференциация

 С-Х.

Различать с-х на слух и на письме. Антонимы.

Многозначные слова. Согласование слов в предложение.

1

Дифференциация

Ц-Т (ТЬ).

Различать ц-т-ть на слух и на письме. Распространение предложений.

1

Дифференциация

Ц-Ч.

Различать ц-ч на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения.

1

Дифференциация

Ч-Щ.

Различать ч-щ на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения.

1

Дифференциация

С-Щ .

Различать с-щ на слух и на письме. Образование слов увеличительного значения.

1

Дифференциация

С-Ч.

Образование слов увеличительно-ласкательной формы. Выделение суффикса. Подбор синонимов.

1

Дифференциация

Ч-Ш.

Различать ч-ш на слух и на письме.  Подбор антонимов. Составление  и распространение предложений.

1

Дифференциация

 Ч-ТЬ.

Различать ч-ть на слух и на письме.  Изменение предложений по образцу. Понимать смысл скороговорок и загадок.

1

Работа с деформированным текстом.

Определение количества предложений в тексте.

1

Беседа по сюжетной картинке

«Ранняя весна»

Развитие связной речи.  Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

Дифференциация

Ч-ТЬ-СЬ.

Различать ч-ть-сь на слух и на письме. Образование глаголов. Составление словосочетаний (существительные  и глаголы).

1

Дифференциация

Щ-СЬ.

Различать  щ-сь на слух и на письме. Выделение из текста щ-сь. Выделение из текста главной мысли. Пересказ по вопросам.

1

Дифференциация

 Ш-Щ.

Различать  ш-щ на слух и на письме. Образование слов с помощью суффиксов: -онок,-ата,-ята. Составление предложений по картинкам. Выделение из текста главной мысли. Пересказ по вопросам.

1

Дифференциация  

Ж-С.

Различать  ж-с на слух и на письме. Выделение из текста главной мысли. Согласование глаг. буд. вр. с существ. в роде и числе.

1

Дифференциация  

Ш-Ж-С.

Различение  ш-ж-с звуков и букв на слух и на письме. Согласование глаг. наст. вр. с существ. в роде и числе.

1

Дифференциация

Р-РЬ.

Различать  р-рь на слух и на письме. Согласование глаг. пр. вр. с существ.

в роде и числе.

1

Дифференциация

Л-ЛЬ.

Согласование глаг. пр. вр. с существ.

в роде и числе.

1

Дифференциация Р-Л.

Согласование глаг. наст. вр. с существ.

в роде и числе.

1

Различение

Р-РЬ-Л-ЛЬ

в рассказах.

Развитие связной речи. Выделение главного из текста. Пересказ текста.

1

Устное сочинение-описание отдельного предмета.

Развитие связной речи. Составление  текста - описание, используя план, опорные слова и словосочетания.

1

Контрольный диктант.

Проверка ЗУН. Контрольное списывание.

1

Работа с деформированным текстом

Расположение частей рассказа последовательно.

1

Контрольное чтение.

Проверка техники чтения.

1

Работа с рассказом «Ласточки».

Составление плана рассказа и рассказывание по плану.

1

Работа с текстом «Морж».

Составление плана и выделение главного из текста.

1

Работа с текстом «Белка».

Работа над текстом –описания.

1

Прямое  и переносное значение слов.

Определять прямое и переносное значение слов.

1

Исследование  грамматического строя  речи.

1

Фронтальное обследование.

2

ИТОГО

68 часов

3 класс

п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Основные виды деятельности

1

Обследование

На каждом занятии  артикуляционная гимнастика;  упражнения на развитие фонетико-фонематического восприятия. Развитие слухового внимания и памяти.

1

2

Предложение

Научить писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи, предложенных и самостоятельно составленных текстов

1

3

Упражнения в разборе предложения по членам предложения

Способствовать развитию умения разбирать предложение по членам предложения

1

4

Коллективное составление рассказа «Золотая осень»

Создать условия для составления и записи текста по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень»

1

5

Слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? что делает?

Уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте

1

6

Последовательный пересказ текстов ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы.

Учить устанавливать причинно-следственные связи с опорой на предметные картинки, слова- действия.  Слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии.

1

7

Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки.

Создать условия для актуализации знаний учащихся о гласных звуках и буквах, обозначенных гласные звуки; совершенствовать умения определять слоги в словах, правильно переносить слова с одной строки на другою, правильно определять букву для обозначения на письме безударного гласного звука в словах.

1

8

Звуки и буквы. Гласные е,е,ю,я.

Развивать умение отличать звук от буквы; углубить знание о роли гласных букв е,е,ю, я.

1

9

Слово и слог. Звуки и буквы. Согласные звуки.

Создать условия для актуализации знаний учащихся о согласных звуках и буквах, обозначенных согласные звуки, о написании буквосочетаний с шипящими согласными звуками; совершенствовать умения правильно обозначать на письме парные по звонкости-глухости согласные звуки в конце слова и перед согласными, ударный гласный звук после шипящих.

1

10

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

Формировать умение составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь заголовка с темой текста; развивать фонематический анализ слов в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов.

1

11

Мягкий знак –показатель мягкости согласного звука

Научить  обозначать  мягкость согласного при помощи мягкого знака согласных звуков; обогащать словарный запас, упражнять в подборе прилагательных.

1

12

Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИ

Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у.

1

13

Правописание слов с сочетаниями ЧА-ЩА

Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у.

1

14

Правописание слов с сочетаниями ЧУ-ЩУ

Развивать умение распознавать в словах шипящие звуки и правильно употреблять на письме сочетания этих звуков с гласными и ,а, у.

1

15

Правописание слов с сочетаниями 

ЧК, ЧН, ЩН

Формировать умение писать сочетания чк -чн без мягкого знака

1

16

Мягкий знак- показатель мягкости между согласными

Тренировать в обозначении мягкости согласного при помощи мягкого знака в середине слова между согласными

1

17

Мягкий знак –показатель мягкости согласных в середине слова

Закрепить знания детей о смягчении при помощи мягкого знака.

1

18

Разделительный мягкий знак

Совершенствовать умение писать слова с разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами.

1

19

Пересказ описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы. Текст «Березка»

Совершенствовать навыки фонематического анализа.

Воспитывать бережное отношение к живой природе; развивать активный и пассивный словарь.

1

20

Разделительный твердый знак и его употребление на письме

Ознакомить с правилом написания разделительного ъ.

1

21

Предложение, словосочетание

 Уточнение артикуляции звука, соотнесение количества  звуков йотированной гласной в разных позициях с буквой. Выделение звука из слова, определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной я.

1

22

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

23

Восклицательные предложения

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

24

Изложение

Совершенствовать умение оформлять предложения в письменной речи.

1

25

Работа над ошибками

Проверка ЗУН

1

26

Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

Умеют отвечать на вопросы полным предложением, последовательно пересказывать  с опорой на вопросный план, составлять полные предложения –объяснения лексического значения слова.

1

27

Главные и второстепенные члены предложения

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

27

Словосочетание

Владеют способностями понимать учебную задачу занятия, отвечает на вопросы, обобщать собственные представления; слушают друг друга и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии.

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

28

Чем отличается словосочетание от слова

развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию

1

29

Развитие речи: «Охрана здоровья. Режим дня»

развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию

1

30

Развитие речи: «Охрана здоровья. Кожа –надежная защита организма»

Развивают связную речь на примере составления правил гигиены.

1

Состав слова

31

Корень

знают определение корня, умеют выделять его в слове;

1

32

Однокоренные и (родственные) слова

Знают что такое однокоренные слова, их признаки; умеют находить однокоренные слова; находят слова с изученными орфограммами, видят сигналы орфограмм, выполняют орфографический разбор

1

33

Понятие об окончании и его роли в языке

Знают понятие о окончании, умеют выделять его в слове

1

34

Тест

Проверка ЗУН

1

35

Развитие речи: «Охрана здоровья. Уход за ногами»

Развивать память на основе упражнений  в запоминании о воспроизведении

1

36

Развитие речи: «Здоровье и питание»

Развивать умения работать внимательно, сосредоточенно. Обогащать словарь учащихся

1

37

Проект «Режим дня. Составление меню»

Развивают связную речь на примере составления рассказа о режиме дня. Развивать устойчивость внимания, способность к запоминанию

1

38

Общие понятия о приставке

Знают определение приставки, ее роль; умеют отличать приставку от других частей слова, знают приставки с единообразным написанием, умеют образовывать слова с заданными приставками, знают порядок действий для нахождения приставки в слове.

1

39

Общие понятия о суффиксе

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

40

Образование слов с помощью приставок

Имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях.

1

41

Образование слов с помощью суффиксов

Артикуляция, характеристика  звука, соотнесение звука с буквой, выделение звука из слогов, слов;  определение места звука в слове

1

42

Упражнения в разборе слов по составу

Развивать умение разбирать слова по ставу и подбирать слова к заданным схемам

1

43

Тест

Проверка полученных знаний на занятии

1

44

Устное сочинение . Составление рассказа по вопросам к картинке. Сюжетная картинка «Еж»

Формировать умения составлять полный ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте, определять и раскрывать тему текста, собирать материала по теме.

1

45

Антоним

Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем

1

46

Синоним

Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем

1

47

Омоним

Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию среди других лексических групп слов

1

48

Многозначные слова

Способствовать развитию распознавать в речи многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов . Работа со словарем

1

49

Фразеологизм

Создать условия для ознакомления с устойчивыми сочетаниями слов (фразеологизмами); способствовать развитию умений замечать в речи фразеологизмы, объяснять их значение, обогащать речи учащихся фразеологизмами.

1

50

Образные слова и выражения. Загадки

Формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного употребления образных слов и выражений

1

Предложение, словосочетание

51

Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения

Познакомить учащихся с особенностями предложений по цели высказывания; совершенствовать знания учащихся об особенностях повествовательного, вопросительного и побудительного предложения.

1

52

Восклицательные предложения

Углубить знания детей об интонации предложений, развивать умение правильно произносить предложения, передавая то или иное чувство.

1

53

Изложение

Формировать умение передавать содержание рассказа, используя основные вопросы; развивать умение сравнивать слова, близкие по смыслу, и точно употреблять их в предложении.

1

54

Работа над ошибками

Развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст

1

55

Последовательный пересказ с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы)

Учить устанавливать последовательный пересказ с опорой на вопросы.  Слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на занятии.

1

56

Главные и второстепенные члены предложения

Познакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать знания о связи слов в предложении

1

57

Словосочетание

Формировать понятие «словосочетание»  на основе усвоения его существенных признаков.

1

58

Чем отличается словосочетание от слова

Создать условия для ознакомления со словосочетанием; показать сходство и различие слова и словосочетания, выполняющих номинативную функцию; способствовать формированию навыка написания слов с изученными орфограммами.

1

59

Развитие речи: «Охрана здоровья. Режим дня»

Научить детей составлять свой режим дня; закрепить знания о гигиенических нормах и культуре поведения

1

60

Развитие речи: «Охрана здоровья. Кожа – надежная защита организма»

Познакомить с понятием «кожа» и ее функциями; прививать гигиенические навыки по уходу за кожей.

1

Состав слова

1

61

Правописание слов с безударными гласными в корне

Создать условия для актуализации знаний учащихся о способах проверки безударной гласной в корне слова; способствовать развитию умения находить безударную гласную в корне

1

62

Правописание слов с безударными гласными в корне. Историческое чередование в корне

Способствовать развитию умений правильно писать безударные гласные в корне, обосновывать правильность написанного, наблюдать над историческим чередованием звуков в русском языке; проверять умение обозначать буквой безударный гласный в корне.

1

63

Ударения в слове

Звучание одного и того же звука в ударной и безударной позиции. Проверка написания безударных гласных разными способами (изменением формы слова, подбор однокоренных слов)

1

64

Безударная гласная проверяемая ударением

Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов.

1

65

Сложные слова

Проверка усвоения орфографических навыков. Выделять сформированность действий самоконтроля

1

66

Проверочная работа

Развивать умение исправлять ошибки; учить редактировать текст

1

67

Фронтальное обследования

2

ИТОГО

68 часов

4 класс

п/п

Темы занятий

Основные виды деятельности

Кол-во часов

1

Обследование

1

2

Предложение

Предложение – основная единица речи, выражающий законченную мысль.

1

3

Анализ предложения

Закрепить понятие о предложении, грамматически правильном построении предложения; продолжать работу над деформированном текстом.

1

4

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

Познакомить с ролью главных и второстепенных членов предложения; совершенствовать знания о связи слов в предложении.

1

5

Знаки препинания в конце предложения

Научить писать без ошибок, применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов

1

6

Виды предложений по интонации

Формировать умения  видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), знаки препинания в конце предложения; классифици

ровать предложения по интонации; обосновывать знаки препинания в конце предложений

1

7

Виды предложений по цели высказывания

Формировать умения  видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)

1

8

Однородные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения

1

9

Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных-слов действий.

Создать условия для составления и записи текста по рисунку.

1

10

Имя существительное как часть речи

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени существительного как части речи, роли имени существительного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен существительных.

1

11

Имя существительное  Окончания существительных

Определять роль имен существительных в речи в предложении. Находить имена существительные с предлогами

1

12

Число имени существительного

Научатся устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными

1

13

Род имени существительного

Определять род имен существительных, согласовывать их с другими частями речи в роде и числе

1

14

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Получат возможность научиться: осознать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; Научатся писать без ошибок.

1

15

Выборочный пересказ. Составление плана пересказа.

Формировать умения выборочно пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей в тексте, составлять план рассказа и использовать составленный план при выборочном пересказе.

1

16

Краткий пересказ. составление плана пересказа.

Формировать умение составлять полные предложения- объяснения лексического значения слова, кратко пересказывать повествовательный текст, определять последовательность частей  текста, составлять план рассказа и использовать составленный план при кратком пересказе.

1

17

Имя прилагательное как часть речи

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, роли имени прилагательного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прилагательных.

1

18

Изменение имени прилагательного по родам и числам

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени прилагательного как части речи, роли имени прилагательного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен прилагательных.

1

19

Склонение имен прилагательных в единственном числе мужского ,женского и среднего рода

Получат возможность научиться: осознавать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателю общей культуры человека; Научаться: писать без ошибок, применять орфографические правила постановки знаков препинания при записи предложенных и самостоятельно составленных текстов.

1

20

Глагол как часть речи

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках глагола как части речи, роли глагола в речи; определять глаголы и по вопросам и по обобщенному лексическому значению.

1

21

Неопределенная форма глагола

Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части.

1

22

Изменение глагола по числам, по времени

Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части. Ставить вопросы к глаголам. определять роль глаголов в речи и в предложении.

1

23

Глаголы прошедшего времени

Формировать представления учащихся о признаках глагола как части речи. научатся определять времена глагола

1

24

Спряжение глаголов

Научаться распознавать глаголы приводить примеры слов данной части. Ставить вопросы к глаголам. определять роль глаголов в речи и в предложении.

1

25

Имя числительное как часть речи

Создать условия для актуализации знаний учащихся о признаках имени числительного как части речи, роли имени числительного в речи; к учебной деятельности, способствовать развитию умений различать оттенки значений имен числительных.

1

26

Наречие как  часть речи

Создать условия для актуализации знаний учащихся о наречий как части речи, роли имени наречия в речи .

1

27

Значения наречий

Создать условия для актуализации знаний учащихся о наречий как части речи, роли имени наречия в речи .

1

28

Однозначные и многозначные слова

Способствовать развитию распознавать в речи многозначностью слов. Прямое и переносное значение слов . Работа со словарем

1

29

Прямое и переносное значения слов. Пути переноса значения слов.

Формировать умения определять прямое и переносное значения многозначных слов, правильного словоупотребления; воспитывать интерес к языковым явлениям

1

30

Омонимы

Создать условия для ознакомления с омонимами, обучения нахождению слов-омонимов в письменной речи и узнаванию среди других лексических групп слов

1

31

Антонимы. Подбор антонимов к слову

Практическое овладение учащимися подбором антонимов. Работа со словарем

1

32

Нахождение антонимов в тексте

Формировать умение находить антоним к словам различных частей речи; расширять активный и пассивный словарный запас.

1

33

Синонимы. Подбор синонимов к слову.

Создать условие для ознакомления с синонимами. Практическое овладение учащимися подбором синонимов. Работа со словарем

1

34

Нахождение синонимов в тексте. обоснование выбора синонимов в тексте.

Создать условия для обучения нахождению слов-

1

35

Употребление синонимов в речи для преодоления неоправданного повторения слов.

Формировать умение подбирать синоним к словам различных частей речи, редактировать текст, устраняя повторяющиеся слова.

1

36

Сложные слова

Способ образования сложных слов. Соединительная гласная. Лексическое значение сложных слов.

1

37

Образование сложных слов путем слияния двух корней.

Формировать умения и навыки образования новых слов путем слияния двух корней.

1

38

Лексическое значение слова. Определение лексического значения слова.

Формировать умение определять лексическое значение слова по толковому словарю; расширять словарный запас по теме: «Месяцы года».

1

39

Определение и толкование лексического значения слова, употребленного в контексте.

1

40

Узнавание слова по толкованию его лексического значения. Работа с кроссвордами.

Формировать умение узнавать слово по толкованию его лексического значения; учить работать с орфографическим словарем.

1

41

Этимология слов. Работа с этимологическим словарем.

Учить работать с этимологическим словарем; обогащать словарный запас по теме «Части тела».

1

42

Пословицы и поговорки.

Формировать понятия «пословица», «поговорка»; осознание афоризма пословиц, поговорок; обогащать пассивный и активный словарь учащихся пословицами и поговорками.

1

43

Сочинение «Веселые каникулы»

Учить написать сочинение, передавать ее содержание; совершенствовать умение правильно писать слова .

1

44

Работа над ошибками, допущенными в сочинении

Формировать умение редактировать текст; развивать орфографическую зоркость.

1

45

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста.

1

46

Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа.

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

1

47

Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа.

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, собирать материал по теме, точно употреблять слова в речи, определять последовательность частей текста, составлять план рассказа и использовать составленный план в творческом пересказе.

1

48

Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера и использованием графических (знаковых) схем

Формировать умения  собирать материал для рассказа путем наблюдений, определять и раскрывать тему текста,  составлять связное высказывание, использовать средства выразительности для описания своих наблюдений; закреплять представления об осени и весне.

1

49

Согласование имени прилагательного с именем существительным

Научатся образовать имена прилагательные от имен существительных по вопросам

1

50

Согласование имени существительного и глагола в числе

Научаться устанавливать связь имен прилагательных с именем существительным

1

51

Согласование имени существительного и глагола прошедшего времени единственного числа в роде

Умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде

1

52

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе

Научаться устанавливать связь имен прилагательных с именем существительным

1

53

Текст. Тема текста.

Обобщить знания детей о тексте; работать над определением текста

1

54

Работа с деформированными текстами.

Развивать орфографическую зоркость и умение применять изученные орфографические правила на практике.

1

55

Текст –рассуждение

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства.

1

56

Текст- описание

Формировать умения определять и раскрывать тему текста, составлять связное высказывание по опорным словам, словосочетаниям, используя разнообразные языковые средства.

1

57

Сравнение П-Т по начертанию и звучанию.

Нахождение и сравнение данных букв.

1

58

Работа с деформированным  текстом.

Работа  над

развитием речи.

1

59

Однородные члены предложения.

Выделение однородных членов.

1

60

Однородные члены предложения и союзы но, а, и.

Составление

предложений

с союзами.

1

61

Проверочная работа №2.

Проверка ЗУН.

1

62

Антонимы и синонимы.

Различение слов-

антонимов  и синонимов. Нахождение и подбор  к заданным словам.

1

63

Контрольный диктант.

Проверка навыка письма под диктовку.

1

64

Обследование

1

ИТОГО

68 часов

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В ходе проведения занятий логопед соблюдает права участников, сохраняет конфиденциальность. Родители имеют право отказаться от занятий.

Сферы ответственности, права и обязанности участников программы прописаны в следующих документах:

1. Должностная инструкция учителя - логопеда.

2. Соглашение с родителем на проведение занятий (заявление).

Требования к условиям реализации программы:

  • Обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционно-развивающая направленность в логопедической работы; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для эффективности образовательного процесса).
  • Обеспечение специализированных условий (использование специальных методов и приемов, средств обучения, ориентированных на особые образовательные потребности детей; индивидуальное обучение с учетом специфики речевого нарушения; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях).
  • Обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика умственных и психологических перегрузов обучающихся; соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил).

Список литературы

п/п

Автор(ы)

Название

Издательство

Год издания

1

Ястребова А.В.

Бессонова Т.П.

Инструктивно-методическое письмо о работе учителя- логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой  патологией).

М.:

«Когито-Центр»

1996

2

Инструктивное письмо Минобра-зования России

«Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

 от 14.12.

2000№2

3

Волкова Л.С.

Логопедия

М.:«Владос»

2004

4

Елецкая О.В.

Горбачевская Н.Ю.

Организация логопедической работы в школе.

М.:

«ТЦ Сфера»

2007

6

Лалаева Р.И.

Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.пособие для учителя-логопеда.

М.:«Гуманитарный изд.центр

ВЛАДОС»

1999

7

Воронкова В.В.

Учебник 5 класса специальных (коррек-циионных) образовательных учреждений 8 вида

М.:

ВЛАДОС

2006

Дополнительная часть.

п/п

Автор(ы)

Название

Издательство

Год издания

1

Поваляева М.А.

Справочник логопеда

Ростов-на-Дону

«Феникс»

2008

2

Мазанова Е.В.

Коррекция  акустическойдисграфии

М.: Издательство

ГНОМ

2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического урока для учащихся 3 класса с задержкой психического развития "Корень слова"

Представлен конспект  урока в 3 классе для учащихся с ЗПР по теме " Корень слова" .  Разработка конспекта дана с учётом всех требований ФГОС....

Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития

Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов:  1....

Рабочая программа логопедических коррекционных занятий обучающихся с задержкой психического развития (2 классы)

Рабочая программа составлена на основе авторских работ по коррекции нарушений письма и речевых нарушений, указанных в учебно-методическом обеспечении. Данная программа предназначена для логопедических...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....

Адаптированная рабочая программа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для 9 класса.

Адаптированная  рабочая программа  для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) по литературе для  9 класса. Программа по литературе для 9 ...

Адаптированная рабочая программа основного общего образования учебного предмета"Физическая культура" для обучающихся 6 класса с задержкой психического развития

Рабочая программа для обучающихся 6 класса с ЗПР разработана с учетом особенностей психофизического развития обучающихся, их индивидуальных возможностей, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и ...