Развитие у детей с задержкой психического развития понимания устной речи.
консультация

ФОМИЧЁВА Евгения Александровна

Консультация для педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Развитие у детей

с задержкой психического развития

понимания устной речи».

АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

Задержка психического развития (ЗПР)  в настоящее время продолжает оставаться одной из актуальных проблем в специальной педагогике, а также  детской психиатрии и психологии, изучающих аномалии нервно-психического развития.

Согласно известным исследованиям ряда  авторов (В.И. Лубовский,  Е.М. Мастюкова,  И.Ф. Марковская,  У.В. Ульенкова  и  др.)  все дети с ЗПР имеют значительные трудности  в  овладении  речью,  проявляющиеся как  в  говорении, так  и  в  понимании   речевого  высказывания. Однако процессу восприятия речи детьми с ЗПР в научной литературе уделено недостаточно внимания. Таким образом, определенный интерес для специалистов, работающих с детьми с ЗПР, представляет проблема рассмотрения процесса понимания речи  данной категорией детей.

 Рассмотрим  процесс  слушания  с  позиции  анализа  структуры  и  психологи-ческого  содержания. Слушание  является  не  менее  сложным видом  речевой  деятельности,  чем говорение.  С  точки  зрения  психолингвистики  слушание  характеризуется  трех-фазностью.

Первая  фаза            –         побудительно-мотивационная.  В  данном  случае  цель  слушания  заключается  в  раскрытии  смысловых  связей,  осмыслении поступающего  на  слух  речевого  сообщения, произведенного  говорящим.  Восстановление,  понимание  чужой мысли,  составля-ет  цель  слушания, в  которой  находит  себя  мотив    этого  вида  речевой  деятель-ности.

Вторая – аналитико-синтетическая – фаза  деятельности.  

В  процессе  слушания  проходит  несколько  этапов  аналитико-синтетической обработки  поступающего  на  слух  речевого  сообщения. Обеспечивающий  эту  часть  деятельности  операциональный  механизм  включает операции  «внутреннего  оформления»  (в  данном  случае  воссоздания)  чужой  мысли.  К  этим  операциям  относятся  операции  отбора  (выбора), сличения  и  установления  внутрипонятийных  соответствий,  установления  смысловых  связей.  В  отличие  от  говорения,  слушание  определяется внутренней  его  стороной,  а  именно,   смысловым восприятием.

Таким  образом,  третья  фаза–результат  осмысления:  понимание  или  непонимание.

Положительный  результат процесса  осмысления  в  акте восприятия  речевого  сообщения    есть  понимание,  отрицательный  результат  свидетельствует  о  непонимании.

Рассмотрев особенности  мышления  детей  с  ЗПР,  можно  сделать  вывод,  что  

отставание  проявляется,  прежде  всего,  в  недоразвитии  операционной основы  деятельности.  Исследования  подтверждают  тот  факт,  что  к  началу  школьного  обучения  дети  с  ЗПР  недостаточно  хорошо  владеют такими  операциями,  как  

анализ,  синтез,         сравнение,  обобщение.  В  связи  с  этим  аналитико-синтетическая  фаза  процесса  слушания  не  может осуществляться  полноценно. В  результате  такое  слушание  ведет  к  фрагментарному,  случайному  отражению  связей  и  отношений, представленных  в  речевом  сообщении.  Оно  не  может  привести  к  адекватному  пониманию  мысли  говорящего.

Смысловое  восприятие  рассматривается как  внутренняя сторона,  как  психологический  механизм  речевой  деятельности слушания.  Восприятие  речевого  сообщения  является  наиболее  сложным  в  плане  приема  и  

переработки  информации.  Сложность  и неоднородность  этого  процесса  обусловливается  целым  рядом  объективных  и  субъективных  факторов. 

 К  объективным  факторам  относят: 

1.Сам  объект  восприятия         – речевое  сообщение  (текст),     представляющее  сложное  логическое  и  смысловое  образование.  

2. Степень  новизны сообщения.

3. Способ  его  преподнесения. 

К  субъективным  факторам  относят:

1. Осмысленность  восприятия.   

 2.         Дискретность  процесса  восприятия.

3. Обусловленность  восприятия прошлым  опытом  человека.

4. Опережающий  характер  восприятия.

5. Обусловленность восприятия закономерностям функционирования  памяти.

Если  действие  объективных  факторов  определяется  деятельностью  педагога его  уровнем  подготовки,  профессиональной компетентностью,  то  действие  субъективных  факторов  зависят  от  подготовленности  учеников,  а  также  от  их  психологических  особенностей. 

Рассмотрим  каждый  из  субъективных  факторов  с  учетом  структуры  дефекта детей с  задержкой  психического  развития.

Так,  осмысленность  восприятия  речевого  сообщения  требует  от  ученика 

 установления  связей  и  отношений  между  объектами  и явлениями,  о  которых  

 говорится  в сообщении.  В  результате  трудностей,  которые  испытывают  дети  с  ЗПР  в  осуществлении  аналитико-синтетической  деятельности,  процесс  осмысления    осуществляется,  как  правило,  неточно,  искаженно.

Дискретность  восприятия  определяется,  в  первую  очередь,  тем,  что  человек  во  время  слушания  устанавливает  смысловые  связи  между частями  текста  

по  различным  принципам (часто  очень  индивидуальным)  и  образует  более  сложные  смысловые  единства.  Накопление  и  обработка  смысловой  информации  в  процессе  ее  восприятия  

идут  порциями,  что  определяет  дискретный, пошаговый  характер  восприятия  любого  речевого  сообщения.  Качество  обработки  смыслового  материала  определяется  глубиной  личностного опыта,  включающего  знание  темы.

Восприятию  детей  с  ЗПР  свойственны  фрагментарность, значительное  замедление  процесса  переработки,  поступающей  через  органы  чувств информации. Недостаточность  опыта,  ограниченность знаний  об  окружающем  мире  

оказывают  отрицательное  воздействие  на  процесс  смысловой  обработки  информации.

Следующая  важная  характеристика  восприятия – это  влияние  прошлого  опыта  на  этот  процесс.  На  процесс восприятия  речевого сообщения  влияет  ряд  факторов:  знание  предмета,  о  котором  идет  речь,  уровень  культуры,  образования,  возраст  слушателя  и  др.

Исследования  ряда  авторов (С.Г. Шевченко,  Е.С. Слепович и др.)  указывают  на  бедность  и  недифференцированность  словарного запаса детей  с  ЗПР,  что  приводит  к  неточному  пониманию  многих  слов.  В  результате  речевое  сообщение  воспринимается  с  искажениями.  В  связи с  тем,  что  восприятие  детей  с  ЗПР  неполноценно  и  не  поставляет  достаточной  информации,  это   влечет  за  собой  недостаточность  опыта данной  категории  детей (Л.И. Переслени ).

Зависимость  восприятия  от  прошлого  опыта  дает  человеку  основания  для  построения  некоторых  прогнозов  в  процессе  восприятия,  то есть  позволяет  определенным  образом  предвосхищать будущее.  В  процессе  восприятия  человек  прогнозирует  наиболее вероятную  для  данной ситуации  реализацию  явления. 

И.А.Зимняя  выделяет  два  уровня прогнозирования  в  процессе  смыслового  восприятия  речевого  сообщения: 

 1.  На  уровне  смысла,  то есть  на  уровне  предугадывания  развития  хода  мысли  говорящего,  развития  основных  смысловых  связей  текста. 2.  На  уровне  конкретной реализации  или  вербализации  этих  смысловых  связей. 

Следовательно,  для  осуществления  процесса  прогнозирования  необходимо  иметь  достаточный  уровень  сформированности  мыслительной деятельности  и, 

 безусловно,  достаточный   речевой  опыт.

В  процессе  смыслового  восприятия  поступающий  на  слуховой  анализатор  человека  материал  структурируется,  обрабатывается, модифицируется.  Этот  материал  и  средства  его  обработки  должны  удерживаться,  сохраняться  во  времени  для  осуществления  осмысления. Удержание,  сохранение  внешнего  воздействия,  как  известно,  осуществляется  памятью.  В  данном  случае  восприятие  речевого  материала обусловлено  особенностями  памяти  слушателя.

 Результаты  исследований  в  этом  направлении  Т.В. Егоровой,  Н.Г. Поддубной,  Ю.Г. Демьянова  и  других  подтверждают  тот  факт,  что  у детей  с  ЗПР  отмечается  недостаточность  всех  видов  памяти.  Установлено,  что  продуктивность  непроизвольной  памяти  у  детей  с  ЗПР  ниже, чем  у  нормально  развивающихся  

сверстников. Успешность  обучения  детей  с  ЗПР  в  большей  мере  зависит от  того,  в  какой   форме  предъявляется  материал,  при  этом  вербальный  материал удерживается  в памяти  значительно  хуже,  чем    наглядный.

В  связи  с  этим  процесс  восприятия  речевого  сообщения  детьми  с  

задержкой  психического  развития  не  может  осуществляться полноценно,  в  полном  объеме  и  с  точностью.

Детальный   анализ  процесса  восприятия  речи  с  точки  зрения  его  психологической  структуры  позволяет  предположить,  какие  умения необходимо  формировать  у  детей  в  процессе  коррекционно-педагогической  работы.

Во-первых,  необходимо  формировать  у  детей  потребность  в  приеме  

информации,  во-вторых,  обязательно  развивать  мыслительные операции. 

Учитывая  факторы,  влияющие  на    процесс  понимания  речи,  педагог  может  способствовать  более  успешному  пониманию  речевого высказывания  детьми  с  ЗПР.  С  этой  целью  материал,  предлагаемый  детям,  должен  быть  доступен  их  пониманию,  содержать  информацию, которую  способен  осмыслить  ребенок  с 

 позиции  своего  жизненного  опыта.   Речевой  материал,  используемый  на   

занятии,  должен  быть строго  дозированным,  даваться  порциями, согласно  определенному  плану,

чтобы  объем  речевого  материала  не  усложнял  процесс  осмысления, а  план,  в  

свою  очередь,  помогал  бы  детям прогнозировать  предстоящее  высказывание.  В  процессе  коррекционно-педагогической  работы нельзя  забывать  о  том, что  для  более  успешного  осуществления данного вида  речевой  деятельности  необходимо  развивать  оперативную память  детей. 

 Коррекционная работа по развитию  понимания речи у детей  с  ЗПР  должна быть  неотъемлемой  частью  всего  процесса формирования  их   речи.

Развитие понимания речи у детей

В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит».

Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Однако следует осознавать, что, если имеет место задержка речевого развития или общее недоразвитие речи, отставание затрагивает все стороны речи — не только активную (процесс говорения), но и пассивную (понимание речи). Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием речи с не говорящими детьми не просто желательна, а необходима.

Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание Речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

  • постоянный разговор с ребенком;
  • единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
  • определенные требования к речи окружающих взрослых;
  • постепенное усложнение речевого общения;

Постоянный разговор с ребенком

С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, игры, и др.) При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы.

Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых

Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться. Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.

Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Однако взрослые могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. У малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком. Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых была правильной, чистой и четкой.

Постепенное усложнение речевого общения

Постепенно, в ходе спонтанного развития, а также специальных игр упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.

Организация специальных речевых игр и упражнений

На логопедических занятиях развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Форма игры является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его индивидуальных возможностей. То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда необходимо закреплять родителями.

Накопление пассивного словаря

Пассивный словарь — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за отставания в речевом развитии. В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные), слова-действия (глаголы), а также слова-определения (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.

Повторяйте ребенку неоднократно то, что он уже усвоил, используя простые конструкции. Постарайтесь вызывать у ребенка желание подражать вам. Эмоциональные выражения, всегда вызывают у детей заинтересованность и желание повторить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опир...

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в условиях общего образования

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.В настоящее время наиболее востребованной в практике остается классификация задержек психическог...

Конспект открытого коррекционно-развивающего интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития «Путешествие на планету Речи» 1 класс

Цель занятия: преодоление речевых нарушений путём выполнения системы двигательных упражнений в сочетании с речью, с использованием ИКТ....

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...