Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития
статья

Дудина Татьяна Дмитриевна

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.

Дудина Т.Д.

Учитель-дефектолог ГБДОУ Д/С компенсирующего вида № 24 Калининского района г. Санкт-Петербурга

Особенности нарушения речи у детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) изучены мало. В структуре дефекта при ЗПР на первый план выступает несформированность познавательной деятельности, при этом как правило отмечается и недоразвитие речи. Нарушения речи при ЗПР преимущественно имеют системный характер и входят в структуру дефекта.

Обследование состояния фонематического восприятия и степени сформированности звукопроизношения у детей четвертого года жизни с ЗПР выявило значительное отставание в развитии этих систем. Детям свойственны такие виды нарушений звукопроизношения, как замены и смешения звуков, что расценивается как фонематический дефект, а также искажения звуков, которые расцениваются как фонетический дефект. Поэтому важно уже в младшей группе начать систематическую работу по развитию и коррекции фонетико-фонематических процессов. Целенаправленная работа по развитию фонематического слуха помогает ребенку быстрее овладеть правильными навыками звукопроизношения. Можно и нужно развивать речевые навыки и функции, необходимые для овладения грамотой. К основным речевым предпосылкам письма и чтения можно отнести: развитие слухового восприятия, внимания, осознание звуковой стороны речи, развитие фонематического восприятия, анализа и формирование фонематических представлений.

Логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с ЗПР четвертого года жизни проводится с учетом научных данных о многоуровневой структуре процесса восприятия речи и с учетом этапов развития фонематических функций в онтогенезе. Так известно, что в процессе развития у ребенка вырабатывается фонематический слух (он осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова, он формируется у ребенка в первую очередь). Развивается и фонетический слух (им оценивается ненормированное, непривычное для данного языка произношение как неправильное). Фонематический и фонетический слух осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но контроль за собственной речью. Речевой слух является важным стимулом формирования правильного произношения.

При формировании восприятия устной речи у детей трех лет с ЗПР нами были использованы следующие виды работы для развития фонетического слуха:

  • повторение слогов (Проводятся игры на песке с мелкими фигурками -дети за логопедом повторяю слоги типа «СГ, ГС, СГС, ССГ», говорят короткие, волшебные слова).
  • Различение правильно и искаженно произнесенного звука в чужой речи изолированно, на фоне слов. Игра «Правильно ли сказал Незнайка»

Для развития фонематического анализа, фонематических представлений мы предлагали следующие упражнения:

  • выделение звука на фоне других звуков, слогов, слов (Игра «Хлопни в ладоши»).
  • вычленение звука из слова. Ребенку предлагается назвать последний, первый звук в слове. Самостоятельное выделение звуков ребенком на первых этапах формирования звукового анализа невозможно без подчеркнутого интонирования, которому надо специально обучать. Ребенок учится особому произнесению слова с интонационным
  • выделением заданного звука, который затем должен быть выделен и назван отдельно. Подчеркнутое интонирование как средство выделения звуков необходимо до конца обучения.
  • многие дети к концу первого года обучения определяют место звука в слове, определяют последовательность звуков в обратных и прямых слогах (некоторые - последовательность звуков в трехзвуковых словах).
  • различение слов паронимов при их слуховом восприятии и назывании. 'Ребенок, определив нужный звук, выполняет какое-либо действие (например, указывает на соответствующих зрительный символ).
  • раскладывание на группы картинок, названия которых включают дифференцируемые звуки (под соответствующим зрительным символом).
  • придумывание ребенком слов, включающих заданный звук (вне зависимости от положения звука в слове).
  • определение «лишнего» звука в ряду звуков, «лишнего» слова в ряду слов (С опорой на зрительные символы и предметные картинки, игрушки).
  • произнесение слов без заданного звука, а затем с ним (игры - «Какой звук не произнес Незнайка?», «Помоги Незнайке верно произнести слова»).
  • разные варианты речевого лото.

Предложенная методика по развитию и коррекции фонематических процессов у детей младшего дошкольного возраста апробирована в течение трех лет и результаты проведенной работы подтвердили ее эффективность. Мы убедились на практике, что уже в младшей группе для детей с ЗПР можно начинать систематическую работу по формированию функционального базиса навыков чтения и письма. Представленный опыт работы может быть использован с учетом индивидуальных психолого-педагогических, речевых особенностей детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Рабочая программа «Коррекция нарушения чтения у младших школьников с задержкой психического развития»

Коррекционно-развивающия программа коррекции дислексии и трудностей формирования навыка чтения разработана  в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов с ЗПР. Программа опир...

Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в условиях общего образования

Группа детей с задержкой психического развития (ЗПР) была выделена из категории неуспевающих школьников.В настоящее время наиболее востребованной в практике остается классификация задержек психическог...

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»

Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

выявление эффективности использования игр и игровых упражнений в формировании словаря у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Количество профессий в наши дни изм...