Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"
классный час

Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_chasy_konflikty.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение                                                                Московской области

«Электростальский колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                            Зав. структурным подразделением                                                                                       ________________Е.В. Чикурина

«_____»____________20___г

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

«Типичные конфликты в образовательном учреждении: виды, свойства, содержание, профилактика».

Подготовлено                                                                                                                                           педагогом-психологом

 Демидовой О.Н.

                                                                  2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 Образовательное учреждение – это, прежде всего, образовательная среда, характеризующаяся совокупностью  всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Которая содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях. Поэтому знание механизмов возникновения, разрешения и предупреждения конфликтов – это залог эффективности образовательного процесса. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Цель:  Изучить виды конфликтов в образовательном учреждении их свойства, содержание и средства профилактики.  Для использования теоретического материала в практической деятельности студентов.

Классный час №1 Конфликты.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил всех участников конфликта. Это сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

 К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.

 Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:

  • учебно-воспитательным процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением, контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
  • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
  • психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Классный час№2 Причины конфликтов

По характеру причин:

-объективные, связаны с реальными проблемами и недостатками возникающими в коллективе.

- субъективные, обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и т.д.

По отношению к субъекту конфликта:

- Межличностные – это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Он возникает  из-за несовместимости взглядов, интересов, целей.

Межличностные конфликты бывают:

- вертикальные (учитель-ученик);

- горизонтальные (педагог-педагог);

- смешанные (директор-педагог-родитель).

- Между личностью и группой, это своеобразная форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, и целой группы. В основном эти конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

- Межгрупповой конфликт выражается в столкновении иинтересов различных групп, как формальных, так и неформальных

-  По длительности протекания:

- Кратковременные.

- Длительные.

- Затяжные.

По своим последствиям:

- Конструктивные, настроены на взаимовыгодное и объективное решение.  Позитивно влияют на структуру, динамику и результативность процесса.

- Деструктивные, разрушают и снижают Эффективность образовательного процесса.

Конфликт, являясь следствием взаимоотношений людей, выполняет различные функции как позитивные, так и негативные.

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним недругом

Представление о побежденных группах, как о врагах

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

Диагностика возможностей оппонентов

Сложное восстановление деловых отношений

Классный час №3.Конфликт «ученик – учитель»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.

В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост рее и может приводить к конфликтам в любой форме.

 Выделяют следующие конфликты:

- Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

-  Конфликты поведения. Возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок, может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

-  Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Объективные причины таких конфликтов:

Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

Зависимость ученика от учителя.

Необходимость оценивания учащихся учителем.

Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Множественность ролей, которые вынужден играть обучающийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

Социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся:

Психологическая несовместимость учителя и ученика.

Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм).

Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

Вынужденная бездеятельность ученика.

Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Классный час №4 Конфликт «ученик – ученик»

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.  Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим.

Классный час №5 Основные механизмы прогнозирования и предупреждения конфликтов как средства  профилактики.

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых: по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов, поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

В настоящее время проблема предупреждения конфликта исследуется в педагогике по следующим направлениям:

  • анализ конфликтов в педагогическом процессе;
  • конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
  • преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
  • подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.

Активно изучаются также проблемы предупреждения конфликтов между преподавателями и родителями.

 Прогнозирование конфликтов.

Прогнозирование конфликтов – это один из важнейших видов деятельности, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

     Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий  и факторов взаимодействия между людьми, а так же их индивидуально - психологических особенностей. ( в школе такими условиями и факторами могут быть например: стиль управления, социально-психологический климат, лидерство,  микрогруппы  и т.д.)

      Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта направленное на недопущение возникновения конфликта.

Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного  конфликта. Предпринимается  активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Основные пути предупреждения конфликтов:

- Постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников.

- Подбор и расстановка сотрудников с учётом их индивидуальных психологических особенностей.

- Соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях затрагивающих интересы коллектива и личности.

- Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения.

Литература:

А.Я. Анцупов А.И.Шипилов «Конфликтология» Второе издание переработанное и дополненное  ООО « Издательство Юнити-Дана» 2002-591с.

С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии»  Санкт-Петербург Издательство « Питер» 2001- 400с.

М.Н. Садовникова  Конфликты в образовательных и социальных учреждениях, их разрешение и профилактика с использованием медиативных технологий. Опыт внедрения служб примирения в Иркутской области : Методическое пособие для практических работников. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.