Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"
классный час

Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnye_chasy_konflikty.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение                                                                Московской области

«Электростальский колледж»

«УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                                                                            Зав. структурным подразделением                                                                                       ________________Е.В. Чикурина

«_____»____________20___г

РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ

«Типичные конфликты в образовательном учреждении: виды, свойства, содержание, профилактика».

Подготовлено                                                                                                                                           педагогом-психологом

 Демидовой О.Н.

                                                                  2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

 Образовательное учреждение – это, прежде всего, образовательная среда, характеризующаяся совокупностью  всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Которая содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.

Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях. Поэтому знание механизмов возникновения, разрешения и предупреждения конфликтов – это залог эффективности образовательного процесса. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Цель:  Изучить виды конфликтов в образовательном учреждении их свойства, содержание и средства профилактики.  Для использования теоретического материала в практической деятельности студентов.

Классный час №1 Конфликты.

Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.

Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил всех участников конфликта. Это сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.

 К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.

 Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.

Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.

Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:

  • учебно-воспитательным процессом;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
  • личностным своеобразием членов группы, например, неумением, контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.

Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:

  • неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
  • стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
  • психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;
  • определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.

Классный час№2 Причины конфликтов

По характеру причин:

-объективные, связаны с реальными проблемами и недостатками возникающими в коллективе.

- субъективные, обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и т.д.

По отношению к субъекту конфликта:

- Межличностные – это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Он возникает  из-за несовместимости взглядов, интересов, целей.

Межличностные конфликты бывают:

- вертикальные (учитель-ученик);

- горизонтальные (педагог-педагог);

- смешанные (директор-педагог-родитель).

- Между личностью и группой, это своеобразная форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, и целой группы. В основном эти конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.

- Межгрупповой конфликт выражается в столкновении иинтересов различных групп, как формальных, так и неформальных

-  По длительности протекания:

- Кратковременные.

- Длительные.

- Затяжные.

По своим последствиям:

- Конструктивные, настроены на взаимовыгодное и объективное решение.  Позитивно влияют на структуру, динамику и результативность процесса.

- Деструктивные, разрушают и снижают Эффективность образовательного процесса.

Конфликт, являясь следствием взаимоотношений людей, выполняет различные функции как позитивные, так и негативные.

Функции конфликтов

Позитивные

Негативные

Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами

Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте

Получение новой информации об оппоненте

Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе

Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним недругом

Представление о побежденных группах, как о врагах

Стимулирование к изменениям и развитию

Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе

Снятие синдрома покорности у подчиненных

После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников

Диагностика возможностей оппонентов

Сложное восстановление деловых отношений

Классный час №3.Конфликт «ученик – учитель»

Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.

В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост рее и может приводить к конфликтам в любой форме.

 Выделяют следующие конфликты:

- Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.

-  Конфликты поведения. Возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок, может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.

-  Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.

Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.

Объективные причины таких конфликтов:

Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.

Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).

Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).

Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").

Зависимость ученика от учителя.

Необходимость оценивания учащихся учителем.

Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.

Множественность ролей, которые вынужден играть обучающийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.

Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.

Социальная нестабильность.

К субъективным причинам относятся:

Психологическая несовместимость учителя и ученика.

Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм).

Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).

Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

Вынужденная бездеятельность ученика.

Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.

При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.

Классный час №4 Конфликт «ученик – ученик»

Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы.  Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим.

Классный час №5 Основные механизмы прогнозирования и предупреждения конфликтов как средства  профилактики.

Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых: по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов, поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.

В настоящее время проблема предупреждения конфликта исследуется в педагогике по следующим направлениям:

  • анализ конфликтов в педагогическом процессе;
  • конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
  • преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
  • подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.

Активно изучаются также проблемы предупреждения конфликтов между преподавателями и родителями.

 Прогнозирование конфликтов.

Прогнозирование конфликтов – это один из важнейших видов деятельности, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

     Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий  и факторов взаимодействия между людьми, а так же их индивидуально - психологических особенностей. ( в школе такими условиями и факторами могут быть например: стиль управления, социально-психологический климат, лидерство,  микрогруппы  и т.д.)

      Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта направленное на недопущение возникновения конфликта.

Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного  конфликта. Предпринимается  активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Основные пути предупреждения конфликтов:

- Постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников.

- Подбор и расстановка сотрудников с учётом их индивидуальных психологических особенностей.

- Соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях затрагивающих интересы коллектива и личности.

- Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения.

Литература:

А.Я. Анцупов А.И.Шипилов «Конфликтология» Второе издание переработанное и дополненное  ООО « Издательство Юнити-Дана» 2002-591с.

С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии»  Санкт-Петербург Издательство « Питер» 2001- 400с.

М.Н. Садовникова  Конфликты в образовательных и социальных учреждениях, их разрешение и профилактика с использованием медиативных технологий. Опыт внедрения служб примирения в Иркутской области : Методическое пособие для практических работников. Иркутск : Изд-во ИГУ, 2013. – 162 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов по профилактике экстремистских проявлений на почве межнациональной розни с учетом возрастных особенностей обучающихся. Методические рекомендации по подготовке и проведению классных часов

Современные условия жизни оказывают на психику ребенка интенсивное воздействие. Поток информации стал обильнее, впечатления разнообразнее, богаче, темп жизни ускорился. При неустойчивой нервной систем...

Методические материалы для проведения классных часов по теме «Внимание! Спайс!»

p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 120%; widows: 2; orphans: 2; }p.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }p.cjk { font-family: "Ti...

Материалы для проведения классного часа по теме: «История врачевания» 34.02.01 Сестринское дело

Материалы для проведения классного часа по теме: «История врачевания» 34.02.01 Сестринское дело...

Материалы для проведения классного часа по теме: «250-летие Н.М. Карамзина»

Материалы для проведения классного часа по теме: «250-летие Н.М. Карамзина»...

Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Моя профессия - лучшая профессия»

Данная методическая разработка направлена на повышение эффективности воспитательного процесса в учебном заведении с учетом формирования у обучающихся потребности социально значимой профессиональной де...

Методическая разработка классного часа по теме "Конфликт"

Методическая разработка классного часа...

Методическая разработка проведения классного часа на тему: «Экстремизм в молодежной среде»

Структура и план проведения классного часаЦели и задачи:Обучающие:·         Способствовать формированию у молодёжи активной гражданской позиции неприятия...