Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"
классный час
Материал для проведения классных часов по теме " Конфликты в образовательном учреждении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnye_chasy_konflikty.docx | 38.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Электростальский колледж»
«УТВЕРЖДАЮ» Зав. структурным подразделением ________________Е.В. Чикурина
«_____»____________20___г
РАЗРАБОТКИ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
«Типичные конфликты в образовательном учреждении: виды, свойства, содержание, профилактика».
Подготовлено педагогом-психологом
Демидовой О.Н.
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Образовательное учреждение – это, прежде всего, образовательная среда, характеризующаяся совокупностью всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Которая содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.
Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях. Поэтому знание механизмов возникновения, разрешения и предупреждения конфликтов – это залог эффективности образовательного процесса. Этим и обусловлена актуальность данной работы.
Цель: Изучить виды конфликтов в образовательном учреждении их свойства, содержание и средства профилактики. Для использования теоретического материала в практической деятельности студентов.
Классный час №1 Конфликты.
Конфликт – это столкновение противоположных сторон, мнений, сил, которое характеризуется активностью субъектов, направленной на разрешение противоречий.
Конфликт в образовательном учреждении — это кризисное развитие педагогической ситуации, характеризующееся резким обострением межличностных отношений и ростом внутреннего, психического напряжения участников образовательного процесса. Его решение требует существенного напряжения интеллектуальных, эмоциональных, духовных сил всех участников конфликта. Это сложное явление, происходящее, как правило, в силу объективных и субъективных причин.
К объективным причинам можно отнести социально-экономическое положение учительства в целом по стране и конкретно – особенности условий педагогической деятельности в данной области, районе, учебном заведении.
Субъективные причины связаны в основном со спецификой межличностных отношений в школьном социуме, обусловлены особенностями психологической структуры личности каждого участника учебно-воспитательного процесса, т. е. индивидуально-психологическими, общественно-психологическими и научно-мировоззренческими качествами личности.
Таким образом, можно сказать, что педагогический конфликт, как правило, возникает на базе объективных условий при соответствующем включении субъективного фактора. Однако, в практике немало фактов, свидетельствующих о приоритетной роли именно субъективного фактора в провокации конфликтов в школьном социуме.
Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается следующими тремя группами причин, обусловленными:
- учебно-воспитательным процессом;
- психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, действиями учителя, плохой психологической коммуникацией и т. д.;
- личностным своеобразием членов группы, например, неумением, контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью.
Черты характера, особенности поведения человека характерные для конфликтной личности. Обобщая исследования психологов, можно сказать, что к таким качествам могут быть отнесены следующие:
- неадекватная самооценка своих возможностей и способностей, которая может быть как завышенной, так и заниженной. И в том, и другом случае она может противоречить адекватной оценке окружающих - и почва для возникновения конфликта готова;
- стремление доминировать, во что бы то ни стало там, где это возможно и невозможно;
- психологические особенности человека, идущие вразрез с нормами, убеждениями, существующими в данном учебном коллективе;
- определенный набор эмоциональных качеств личности: тревожность, агрессивность, упрямство, раздражительность.
Классный час№2 Причины конфликтов
По характеру причин:
-объективные, связаны с реальными проблемами и недостатками возникающими в коллективе.
- субъективные, обусловлены различием индивидуальных оценок тех или иных событий, отношений между людьми и т.д.
По отношению к субъекту конфликта:
- Межличностные – это столкновение между отдельными индивидами в процессе их социального и психологического взаимодействия. Он возникает из-за несовместимости взглядов, интересов, целей.
Межличностные конфликты бывают:
- вертикальные (учитель-ученик);
- горизонтальные (педагог-педагог);
- смешанные (директор-педагог-родитель).
- Между личностью и группой, это своеобразная форма конфликтного взаимодействия, в котором сталкиваются интересы и притязания отдельного индивида, и целой группы. В основном эти конфликты обусловлены несовпадением индивидуальных и групповых норм поведения.
- Межгрупповой конфликт выражается в столкновении иинтересов различных групп, как формальных, так и неформальных
- По длительности протекания:
- Кратковременные.
- Длительные.
- Затяжные.
По своим последствиям:
- Конструктивные, настроены на взаимовыгодное и объективное решение. Позитивно влияют на структуру, динамику и результативность процесса.
- Деструктивные, разрушают и снижают Эффективность образовательного процесса.
Конфликт, являясь следствием взаимоотношений людей, выполняет различные функции как позитивные, так и негативные.
Функции конфликтов
Позитивные | Негативные |
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами | Большие материальные, эмоциональные затраты на участие в конфликте |
Получение новой информации об оппоненте | Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе |
Сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним недругом | Представление о побежденных группах, как о врагах |
Стимулирование к изменениям и развитию | Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе |
Снятие синдрома покорности у подчиненных | После завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников |
Диагностика возможностей оппонентов | Сложное восстановление деловых отношений |
Классный час №3.Конфликт «ученик – учитель»
Межличностные конфликты между учениками и учителями возникают в старших классах в силу проблем подросткового возраста. Общество, родители и учителя ставят перед молодым человеком важную задачу осуществить профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора. Конфликт в данном случае может возникнуть, если позиции учителя и ученика противоположны.
В младших классах учитель для ученика – такой же непререкаемый авторитет, как и родители, поэтому межличностных конфликтов не возникает. В подростковом возрасте происходит изменение личности, отстаивается позиция «Я – взрослый», которая способствует созданию конфликтных ситуаций с преподавателем. В старших классах школьники стремятся к автономии, открыто отстаивают право быть самим собой, самостоятельно решать вопросы, касающиеся лично их, имеют собственные привязанности, а также собственные взгляды на происходящее вокруг него. В этом возрасте реакция на нетактичные замечания становится гораздо ост рее и может приводить к конфликтам в любой форме.
Выделяют следующие конфликты:
- Конфликты деятельности. Часто возникают на уроках между учителем и учеником, учителем и группой учеников по поводу выполнения учеником учебных заданий, успеваемости. Это может происходить по разным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, невыполнение домашнего задания, а часто неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе. В последнее время наблюдается увеличение подобных конфликтов из-за того, что учителя часто предъявляют завышенные требования к усвоению предмета, а отметки используют как средство наказания тех, кто не подчиняется учителю, нарушает дисциплину на уроке.
- Конфликты поведения. Возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе, чаще на уроках, и вне школы, если учитель допустил ошибки в анализе поступка ученика, сделал необоснованный вывод, не выяснил мотивы. Следует иметь в виду, что один и тот же поступок, может вызываться совершенно различными мотивами. Учителю приходится корректировать поведение учеников через оценку их поступков при недостаточной информации об обстоятельствах и подлинных причинах. Учитель не всегда бывает свидетелем детской жизни, лишь догадывается о мотивах поступка, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения, и это вызывает вполне оправданное возмущение учеников. Учителя, оценивая поступки учеников, не всегда ответственно относятся к последствиям таких оценок для ученика и недостаточно заботятся о том, как повлияют такие оценки на последующие взаимоотношения учителя с учеником.
- Конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности. Конфликты отношений приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь или ненависть ученика к учителю, надолго нарушают взаимодействие с учителем и создают острую потребность в защите о несправедливости и непонимания взрослых. По содержанию ситуаций, возникающих между учителем и учениками, можно узнать о характере сложившихся взаимоотношений между ними, позициях учителя и учеников.
Всякая ситуация, поступок и даже конфликт в педагогической работе учителя при грамотном анализе могут быть ценным источником информации о личности ученика.
Объективные причины таких конфликтов:
Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка.
Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема "отцов и детей").
Зависимость ученика от учителя.
Необходимость оценивания учащихся учителем.
Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
Множественность ролей, которые вынужден играть обучающийся в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
Социальная нестабильность.
К субъективным причинам относятся:
Психологическая несовместимость учителя и ученика.
Наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих так называемую "конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм).
Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.
Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.
Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.
Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определенных профессиональных способностей).
Наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.
Чрезмерная загруженность учителя или ученика.
Вынужденная бездеятельность ученика.
Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.
Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем.
При этом встречаются ситуации, когда игнорирование конфликта, стремление его избежать любыми способами приводит лишь к его затягиванию, осложнению, преобразованию в более тяжелые, трудно разрешимые формы. В таких ситуациях гораздо разумнее дать возможность конфликту вызреть, проявиться в открытой форме с тем, чтобы, управляя его ходом, можно было бы прийти к конструктивному решению проблемы и позитивному результату. Однако достаточно часто встречаются конфликты (особенно в сфере межличностных отношений), вызванные обычно субъективными причинами, развитие которых абсолютно бесперспективно, приводит лишь к негативным последствиям. Если своевременно предпринять адекватные ситуации действия, то можно избежать нежелательного развития педагогической ситуации.
Классный час №4 Конфликт «ученик – ученик»
Большая часть конфликтов среди учеников возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета группой в целом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем группы (класса), который должен найти (иногда вместе с родителями) каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования. Случайные межличностные конфликты встречаются между девочками и мальчиками из-за демонстрации личного превосходства, отсутствия сочувствия к другим.
Классный час №5 Основные механизмы прогнозирования и предупреждения конфликтов как средства профилактики.
Конфликты в педагогическом процессе неизбежны. Профессия педагога признана в числе самых тяжелых: по своей психофизиологической напряженности она стоит на уровне летчиков-испытателей и альпинистов, поэтому одной из проблем в педагогике является вопрос конструктивного разрешения конфликтов.
В настоящее время проблема предупреждения конфликта исследуется в педагогике по следующим направлениям:
- анализ конфликтов в педагогическом процессе;
- конфликты в педагогических коллективах и способы их преодоления;
- преодоление конфликтов в коллективах обучаемых;
- подготовка педагогов к предупреждению и разрешению конфликтов в педагогических коллективах и среди учащихся.
Активно изучаются также проблемы предупреждения конфликтов между преподавателями и родителями.
Прогнозирование конфликтов.
Прогнозирование конфликтов – это один из важнейших видов деятельности, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.
Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а так же их индивидуально - психологических особенностей. ( в школе такими условиями и факторами могут быть например: стиль управления, социально-психологический климат, лидерство, микрогруппы и т.д.)
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.
Предупреждение конфликта – это вид деятельности субъекта направленное на недопущение возникновения конфликта.
Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта. Предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.
Основные пути предупреждения конфликтов:
- Постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников.
- Подбор и расстановка сотрудников с учётом их индивидуальных психологических особенностей.
- Соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях затрагивающих интересы коллектива и личности.
- Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения.
Литература:
А.Я. Анцупов А.И.Шипилов «Конфликтология» Второе издание переработанное и дополненное ООО « Издательство Юнити-Дана» 2002-591с.
С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии» Санкт-Петербург Издательство « Питер» 2001- 400с.