ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ.
статья

проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

ПРОЯВЛЕНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ.

Социальное значение педагогической деятельности трудно переоценить: она связана с сохранением и трансляцией культуры как опыта деятельности. Очевидно, что психологическое здоровье педагога – одно из важнейших условий, обеспечивающих достижение новой цели образования: «Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», которая прописана в ФГОС второго поколения. Новые стандарты образования предъявляют к учителю ещё более высокие требования, Российский учитель это:

  • Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями.
  • Работник, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде.
  • Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.

Это возможно, если педагог профессионально компетентен, физически и психологически здоров, а также устойчив к развитию негативных профессионально-обусловленных состояний. На сегодняшний день последняя задача остается трудновыполнимой. В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». При этом очень мало обращается внимания на действующие эффективные психолого-педагогические и медицинские технологии, которые направлены на сохранение здоровья педагога, снижения риска формирования синдрома «эмоционального выгорания» и появления кризиса профессии в целом. Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо- экологических условиях, приобрела особую актуальность в конце XX – начале XXI века – века наук о человеке, среди которых консолидирующее место принадлежит психологии. Повышенный интерес к человеку как к субъекту труда обратил внимание исследователей на изменения, которые происходят с личностью в процессе выполнения профессиональной деятельности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений СЭВ существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия.

Поскольку основным в данной работе является понятие “эмоциональное выгорание”, то логичнее всего начать ее с определения эмоций и их значения в жизни человека. Психологический словарь дает нам такое определение эмоций (от лат.emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме  непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Виктор Бойко называет эмоции источником психической энергии. Энергия эмоции в повседневной жизни облегчает или осложняет межличностную коммуникацию, способна активизировать, угнетать и даже разрушать личность. Выполняя роль связующего звена между материальным и духовным миром, эмоции проникают в системы межличностных отношений. Энергетика эмоций сопутствует разным проявлениям бытия людей: рождению и смерти, здоровью и болезни, влюбленности и конфликтам, профессиональной деятельности и досугу. Энергия эмоций, не нашедшая выхода вовне, становится причиной мышечных зажимов, психического и соматического нездоровья и даже деформации личности.

  1. Понятие синдрома эмоционального выгорания.

        В последние время в России, так же как и в развитых странах, все чаще говорят не только о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального сгорания или выгорания работников. Исследования эмоционального выгорания впервые были представлены достаточно недавно, хотя эта проблема была актуальна всегда.

Рассмотрим, как определяют исследователи эмоциональное выгорание. Определений СЭВ (синдром эмоционального выгорания) существует огромное количество, но мы рассмотрим лишь основные понятия.

Г. Фрейденбергер, впервые описавший синдром эмоционального выгорания, считает, что это – «истощение энергии у профессионалов в сфере социальной помощи, когда они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, вследствие чего снижается их эффективность в целях и действиях».

Позже К. Маслач определила СЭВ как потерю интереса и осторожности в работе. А впоследствии, развив свое учение, она представила это понятие как «синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам».

«Эмоциональное сгорание – трехмерный синдром, характеризующийся истощением, деперсонализацией и понижением профессиональной самооценки» [7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978.].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение, цинизм, профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.

К. Чернисс (С. Cherniss) в 1980 году определил синдром эмоционального выгорания как потерю мотивации в работе в ответ на чрезмерные обязательства, неудовлетворенность, реализующуюся в психологическом уходе и эмоциональном истощении. «Синдром эмоционального выгорания – синдром физических, эмоциональных и познавательных симптомов, которые испытывает профессионал, неспособный справиться эффективно со стрессом, вызванным ограничениями, касающимися его цели и личной карьеры» [16 Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья,]. Синдром эмоционального выгорания определяется как чувство эмоционального и физического истощения вместе с чувством расстройства и неудачи. Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное истощение, невозможность сострадать.

Одним из первых отечественных исследователей, который вплотную занялся проблемой выгорания, является Бойко В.В. [1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999. - С.99-105.8.; 2.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука. - 1997. – С.115-154.].

Он пишет, что эмоциональное выгорание приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая, определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.

Эмоциональное выгорание Виктор Васильевич Бойко определяет как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия [1].

Для него выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения, отчасти функциональный стереотип, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Само по себе выгорание, таким образом, В.В. Бойко считает конструктивным, а дисфункциональными – его следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Тогда же эмоциональное выгорание приводит к профессиональной деформации личности [2].

1.1.1.Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального  выгорания.

После того как феномен стал общепризнанным, закономерно возник  вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока, особенности профессиональной  деятельности и  индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и  внутренними,   или личностными и организационными (Орел, 2001г.) Некоторые авторы  выделяли  и  третью группу факторов, рассматривая  содержательные аспекты  деятельности  как  самостоятельные. Так,  Форманюк  Т.В. выделяет личностные,  ролевые  и  организационные  факторы  (у  К.Кондо (1991г.) соответственно: индивидуальные, социальные и  “характер  работы  и  рабочего окружения”). Группа организационных (внешних)  факторов,  куда  включаются  условия материальной среды, содержание работы  и  социально-психологические  условия деятельности.                                                                                                                                                       1.1.2.     Симптомы эмоционального выгорания

К Маслач (1978 г.) условно разделяет симптомы эмоционального  выгорания  на: физические, поведенческие и психологические. К физическим относятся:

   - усталость;

   - чувство истощения;

   - восприимчивость к изменениям показателей внешней среды;

   - астенизация;

   - частые головные боли расстройства желудочно-кишечного тракта;

   - избыток или недостаток веса;

   - одышка;

   - бессонница.

  К поведенческим и психологическим:

   - работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше;

   - профессионал рано приходит на работу и остается надолго;

   - поздно появляется на работе и рано уходит;

   - берет работу на дом;

   - чувство неосознанного беспокойства;

   - чувство скуки;

   - снижение уровня энтузиазма;

   - чувство обиды;

   - чувство разочарования;

   -  неуверенность;

   - чувство вины;

   - чувство невостребованности;

   - легко возникающее чувство гнева;

   - раздражительность;

   - человек обращает внимание на детали;

   - подозрительность;

   - чувство всемогущества (власть над судьбой ученика);

   - ригидность;

   - неспособность принимать решения;

   - дистанционирование от пациентов и стремление  к  дистанционированию  от  коллег;

   - повышенное чувство ответственности за пациентов;

   - растущее избегание;

   - общая негативная установка на жизненные перспективы;

   - злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.

       Выгорание очень инфекционно и может быстро распространяться  среди сотрудников.   Те,   кто   подвержен   выгоранию,    становятся    циниками,

негативистами и пессимистами; взаимодействуя на  работе  с  другими  людьми, которые находятся под воздействием  такого  же  стресса,  они  могут  быстро превратить целую группу  в  собрание  “выгорающих”.  Наибольшая  вероятность того,  что  это  случится,  существует  в  организациях  с  высоким  уровнем стресса.

Очень подробно освещает  симптомы  трех  фаз  выгорания Бойко  В.В.  в  своей статье (2) “Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других”,  рассмотрим  их.

Фаза “напряжения”. Нервное  (тревожное)  напряжение  служит предвестником и “запускающим” механизмом в формировании эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается изматывающим постоянством или усилением психотравмирующих факторов.

Тревожное напряжение включает несколько симптомов:                                               1.  Симптом “переживания психотравмирующих обстоятельств”. Проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе  неустранимы.  Если человек не ригиден, то раздражение или  постепенно  растет,  накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к  развитию  прочих явлений “выгорания”                                                                                                       2. Симптом “неудовлетворенности собой”.     В результате неудач или неспособности повлиять на  психотравмирующие обстоятельства, человек обычно испытывает недовольство собой, избранной профессией, занимаемой должностью, конкретными  обязанностями.  Действует механизм “эмоционального переноса”- энергетика направляется не только и не столько вовне,  сколько  на  себя.  По  крайней  мере,  возникает  замкнутый энергетический контур “Я и обстоятельства”: впечатления от внешних факторов деятельности постоянно травмируют личность и  побуждают ее вновь и вновь переживать психотравмирующие элементы профессиональной деятельности. В этой схеме особое  значение имеют известные нам внутренние факторы, способствующие появлению эмоционального выгорания: интенсивная интериоризация обязанностей, роли, обстоятельства  деятельности,  повышенная совестливость и чувство ответственности. На начальных этапах “выгорания” они нагнетают напряжение, а на последующих провоцируют психологическую защиту.

3. Симптом ”загнанности в клетку”.  Возникает, но не во всех случаях,  хотя  выступает  логическим продолжением развивающегося стресса. Когда психотравмирующие  обстоятельства очень давят  и  устранить  их  невозможно,  к  нам  часто  приходит  чувство безысходности. Мы пытаемся,  что-то  изменить,  еще  и  еще  раз  обдумываем неудовлетворительные  аспекты  своей  работы.  Это   приводит   к   усилению психической  энергии  за  счет  индукции  идеального:   работает   мышление, действуют планы, цели, установки, смыслы,  подключаются  образы  должного  и желаемого.  Сосредоточение  психической   энергии   достигает   внушительных объемов. И  если  она  не  находит  выхода,  если  не  сработало  какое-либо средство  психологической  защиты,  включая  “эмоциональное  выгорание”,  то человек  переживает  ощущение  “загнанности  в   клетку”.    Это   состояние интеллектуально-эмоционального затора, тупика.  В  жизни  мы  часто  ощущаем состояние “загнанности в клетку", и не  только  по  поводу  профессиональной деятельности. В таких случаях мы в  отчаянии  произносим:  “неужели  это  не имеет пределов”, “нет сил,  с  этим  бороться”,  “я  чувствую  безысходность ситуации".  Нас   повергает   в   исступление   бюрократическая   казенщина, организационная   бестолковщина,   людская   непорядочность, повседневная рутинность                                                                                                            4. Симптом “тревоги и депрессии”. Обнаруживается  в  связи  с  рофессиональной  деятельностью  в  особо осложненных обстоятельствах,  побуждающих  к  эмоциональному  выгоранию  как средству  психологической  защиты.  Чувство  неудовлетворенности  работой  и собой  порождают  мощные  энергетические  напряжения  в  форме   переживания ситуационной или личностной  тревоги,  разочарования  в  себе,  в  избранной профессии,  в  конкретной  должности.  Симптом  “тревоги  и  депрессии”, - пожалуй, крайняя точка в формировании тревожной напряженности  при  развитии эмоционального выгорания.

 Фаза “резистенции”. Вычленение этой фазы  в  самостоятельную  весьма условно. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с  момента появления тревожного напряжения.  Это  естественно:  человек  осознанно  или бессознательно  стремится  к  психологическому  комфорту,  снизить  давление внешних обстоятельств  с  помощью  имеющихся  в  его  распоряжении  средств. Формирование защиты с участием эмоционального выгорания происходит  на  фоне следующих явлений:                                                                     1. Симптом ”неадекватного избирательного эмоционального реагирования”.                      Несомненный  “признак  выгорания”,  когда  профессионал  перестает  улавливать разницу  между  двумя  принципиально  отличающимися  явлениями экономическое проявление эмоций и неадекватное избирательное эмоциональное  реагирование.В первом случае речь идет  о  выработанном  со  временем  полезном  навыке подключать к взаимодействию с деловыми партнерами  эмоции  довольно  ограниченного  регистра  и   умеренной   интенсивности:   легкая   улыбка,  приветливый взгляд, мягкий, спокойный  тон  речи,  сдержанные  реакции  на  сильные раздражители, лаконичные формы  выражения  несогласия,  отсутствие  категоричности, ибо он свидетельствует о высоком уровне  профессионализма. Он вполне оправдан в случаях:

-   если   не   препятствует   интеллектуальной    проработке    информации,  обусловливающей эффективность деятельности.  Экономия  эмоций  не  снижает  “вхождение” в партнера, то есть понимание его состояний и потребностей, не  мешает принятию решений и формулировке выводов;

- если не настораживает и не отталкивает партнера;

-  если,  при  необходимости,  уступает  место   иным,   адекватным   формам  реагирования  на  ситуацию.  Например,  профессионал,   когда   требуется,  способен  отнестись  к  партнеру,  подчеркнуто  вежливо,  внимательно,   с  искренним  сочувствием.

Совсем иное дело, когда  профессионал  неадекватно  “экономит”  на  эмоциях,   ограничивает   эмоциональную   отдачу   за   счет   выборочного  реагирования в ходе рабочих контактов.  Действует  принцип  “хочу  или  не  хочу”: сочту нужным – уделю внимание данному партнеру, будет настроение  –  откликнусь на его состояния и потребности. При всей неприемлемости  такого  стиля эмоционального поведения, он весьма распространен. Дело в  том,  что  человеку чаще всего кажется, будто он поступает допустимым образом. Однако  субъект общения или сторонний наблюдатель фиксирует иное  –  эмоциональную  черствость, неучтивость, равнодушие.

Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности включения эмоций в  профессиональное общение интерпретируется партнерами как неуважение  к  их  личности, то есть переходит в плоскость нравственных оценок.

2.  Симптом “ эмоционально-нравственной дезориентации”.Он как бы  углубляет  неадекватную  реакцию  в  отношениях  с  деловым партнером. Нередко у профессионала возникает потребность  в  самооправдании.

Не проявляя должного эмоционального отношения к субъекту, он  защищает  свою стратегию.  При  этом  звучат  суждения:  “  это  не   тот   случай,   чтобы переживать”, “такие люди не заслуживают доброго  отношения”,  “таким  нельзя сочувствовать”, “почему я должен за всех волноваться”.

Подобные мысли и оценки, бесспорно, свидетельствуют о том, что  эмоции не пробуждают или  не  достаточно  стимулируют  нравственные  чувства.  Ведь профессиональная  деятельность,  построенная  на  человеческом  общении,  не знает  исключений.  Врач  не  имеет  морального  права  делить  больных   на “хороших” и “плохих”.  Учитель  не  должен  решать  педагогические  проблемы подопечных по собственному выбору.

К  сожалению,  в  жизни  мы  зачастую   сталкиваемся   с   проявлениями эмоционально-нравственной   дезориентации.   Как   правило,   это   вызывает справедливое возмущение, мы осуждаем попытки, поделить нас  на  достойных  и недостойных уважения. Но с такой же легкостью  почти  каждый,  занимая  свое место  в  системе  служебно-личностных  отношений,  допускает  эмоционально-нравственную  дезориентацию.  В  нашем  обществе  привычно  исполнять   свои обязанности в зависимости от настроения и  субъективного  предпочтения,  что свидетельствует,  если  можно  так  сказать,  о  раннем   периоде   развития цивилизации в сфере межсубъектных взаимосвязей.

 3.   Симптом “расширения сферы экономии эмоций”.Такое доказательство эмоционального выгорания имеет место тогда,  когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с родными, приятелями и знакомыми. Случай известный: на работе  вы  до  того устаете от контактов, разговоров, ответов на вопросы,  что  вам  не  хочется общаться даже с близкими. Кстати, часто именно  домашние  становятся  первой“жертвой”   эмоционального   выгорания.   На   службе   вы   еще   держитесь соответственно нормативам и  обязанностям,  а  дома  замыкаетесь  или,  хуже того, готовы послать всех подальше, а то  и  просто,  “рычите”  на  брачного партнера и детей. Можно сказать, что вы пресыщены человеческими  контактами. Вы переживаете симптом “отравления людьми”.

4. Симптом “редукции профессиональных обязанностей”.Термин редукция означает упрощение. В  профессиональной  деятельности, предполагающей широкое общение с людьми,  редукция  проявляется  в  попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат.

По пресловутым “законам  редукции” субъектов сферы обслуживания, лечения, обучения и воспитания, обделяют элементарным вниманием. Врач  не находит  нужным  дольше  побеседовать  с  больным,  побудить  к   подробному изложению жалоб. Анамнез получается  скупым  и  недостаточно  информативным.

Проводник не спешит предложить чай пассажирам. Стюардесса смотрит “стеклянными глазами”. Одним словом, редукция профессиональных  обязанностей – привычная спутница бескультурья в деловых контактах.

 Фаза “истощения”. Характеризуется более или  менее  выраженным  падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной  системы.  Эмоциональная защита в форме “выгорания” становится неотъемлемым атрибутом личности.

    1. Симптом “эмоционального дефицита”.   К профессионалу приходит ощущение,  что  эмоционально  он  уже  не  может помогать субъектам своей деятельности. Не в состоянии войти в их  положение, соучаствовать  и  сопереживать,  отзываться  на  ситуации,  которые   должны трогать,  побуждать,  усиливать  интеллектуальную,  волевую  и  нравственную отдачу. О том, что это не что иное,  как  эмоциональное  выгорание,  говорит его еще недавний опыт: некоторое время тому назад таких ощущений не было,  и личность  переживает  их  появление.  Постепенно   симптом   усиливается   и приобретает более осложненную  форму:  все  реже  проявляются  положительные эмоции и все  чаще  отрицательные.  Резкость,  грубость,  раздражительность, обиды, капризы – дополняют симптом “эмоционального дефицита”.

 2. Симптом “эмоциональной отстраненности”. Личность почти полностью исключает эмоции из сферы  профессиональной  деятельности.  Ее  почти  ничего  не  волнует,  почти  ничто  не  вызывает  эмоционального отклика – ни позитивные обстоятельства,  ни  отрицательные.

 Причем это не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак  ригидности,  а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная  защита.  Человек  постепенно учится работать как робот,  как  бездушный  автомат.  В  других  сферах он живет полнокровными эмоциями.

Реагирование без чувств и эмоций наиболее яркий симптом  “выгорания”.  Он  свидетельствует о профессиональной деформации  личности  и  наносит  ущерб субъекту общения. Партнер обычно переживает проявленное к нему безразличие и может быть глубоко травмирован. Особенно  опасна  демонстративная форма  эмоциональной  отстраненности,  когда  профессионал   всем своим видом  показывает: “плевать на вас”.

3. Симптом “личностной отстраненности, или деперсонализации”. Проявляется в широком диапазоне умонастроений и поступков профессионала в  процессе  общения.  Прежде  всего,  отмечается  полная  или частичная утрата интереса к человеку – субъекту профессионального  действия. Он воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для  манипуляций  – с  ним  приходится  что-то  делать.  Объект   тяготит   своими   проблемами, потребностями, неприятно его присутствие, сам факт его существования.

Метастазы “выгорания” проникают в установки, принципы и систему ценностей личности. Возникает деперсонализированный защитный  эмоционально-волевой антигуманистический настрой. Личность утверждает,  что  работа  с людьми  не  интересна,  не  доставляет   удовлетворения,   не   представляет социальной ценности. В наиболее тяжелых формах  “выгорания”  личность  рьяно защищает свою антигуманистическую философию: “  ненавижу…”, “презираю…”. В таких случаях  “выгорание”  смыкается  с  психопатологическими  проявлениями личности,  с  неврозоподобными  или  психопатическими   состояниями.   Таким личностям противопоказана эта профессиональная деятельность.  Но,  увы,  они ею заняты, поскольку нет психологического подбора кадров.

4. Симптом “психосоматических и психовегетативных нарушений”. Как следует из названия, симптом  проявляется  на  уровне  физического  и психического самочувствия.  Обычно  он  образуется  по  условно-рефлекторной связи  негативного  свойства:  многое  из  того,  что   касается   субъектов профессиональной деятельности, провоцирует  отклонения  в  соматических  или

психических состояниях. Порой даже мысль о таких  субъектах  или  контакт  с ними вызывает плохое  настроение,  дурные  ассоциации,  бессонницу,  чувство страха,  неприятные  ощущения  в   области   сердца,   сосудистые   реакции, обострение хронических заболеваний.

Переход реакций  с   уровня   эмоций   на   уровень   психосоматики свидетельствует  о  том,  что   эмоциональная   защита   –   “выгорание”   – самостоятельно  уже  не  справляется  с   нагрузками,   и   энергия   эмоций перераспределяется  между  другими  подсистемами  индивида.  Таким  способом

организм спасает себя от разрушительной мощи эмоциональной  энергии  (Бойко, 1996г.).

Таким образом, согласно Бойко В.В., синдром эмоционального  выгорания развивается поэтапно  и  каждому  этапу  характерны  определенные  признаки, которые вызываются определенными факторами.

1.2 Возможные меры профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания

На сегодняшний день используются разнообразные  подходы  в  разрешении обозначенных выше трудностей.  Эти  подходы  могут  быть  использованы  и  в педагогической  деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным  средством  является  непрерывное  психолого-педагогическое  образование  педагога,  повышение  его   квалификации.

Со   стороны   администрации   нужна   система   поощрений,    должны использоваться  методы  психологической  разгрузки,  релаксация   прямо   на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом  руководители  могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало  более значимым для исполнителей.

Важным аспектом  в  профессиональной  деятельности  педагога  является саморегуляция.

Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности,  которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность.  

Широко используется психокоррекция как  совокупность  психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия  на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится  с  целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия  повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения  конфликтов с которыми сталкивается человек.  Психокоррекция  может  осуществляться  как индивидуально,   так   и   в   группе.  

Выводы

Анализ литературы по данной тематике позволяет  нам  сформулировать теоретическую позицию, согласно которой  синдром  эмоционального  выгорания развивается в процессе  профессиональной   деятельности  педагога  в  форме стереотипа   эмоционального   поведения,   проявляющегося   в   особенностях профессионального общения.

Эмоциональное  выгорание  –  это  динамический  процесс   и   возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса, когда  налицо все три фазы стресса:  нервное  напряжение,  резистенция  (сопротивление)  и истощение.

Важно  отметить,  что  авторы  статей  и  работ  по  эмоциональному выгоранию,  говорят   о   нем   неоднозначно.   В   одном   случае   как   о профессиональной    деформации,    которая    негативно    отражается     на профессиональной деятельности педагогов,  а  в  другом  –  как  о  механизме психологической защиты, который позволяет регулировать  психику  и  защищать ее от негативных эмоциональных воздействий.

Эмоциональное   выгорание   инициируется   комплексом   факторов, включающих    индивидуально-психологические    особенности    педагога     и специфические  особенности  профессиональной   деятельности   эмоционального характера.

Список использованных источников:

  1. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб.: Питер.- 1999.- С.99-105.
  2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. – М.: Наука.- 1997. – С.115-154.
  3. Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко.-СПб.:Прайм-Еврознак.-2003.
  4. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика.-1991.
  6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение .- 1993.
  7. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978.
  8. Митина Л.М., Асмаковец Е.С. Эмоциональная гибкость учителя: психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.-“Флинта”, -2001.-
  9. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.-  -1986 г.
  10. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование. //Психологический журнал. – М.: Наука, 2001
  11. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома "эмоционального выгорания" в работе педагога. // Психологическая наука и образование. -№2.-2008.
  12. Резапкина Г.В., Резапкина З.В. Психологический портрет учителя// Психология в школе.-1999.-№2.- С.24-30.
  13. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом.. М., Владос, 1998. -496с.
  14. Трунов Д.В. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. //Журнал практического психолога. – М.: Издательство МГУ, 1998. – № 8.- С.84-89.
  15. Форманюк Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель про-фессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии. – М.: Школа-Пресс, 1994. – № 6. – С. 57–63.
  16. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет // Статья, интернет (http://edinorog.h1.ru/psimaster/bornout.htm#10.)
  17. Надеждой Огненко http://domognenko.com/ob-avtore/
  18. Па́вел Ива́нович Си́доров  medgazeta.rusmedserv.com  № 43 - 8 июня 2005 г