Организация внеурочной деятельности в начальной школе
статья

Журавлева Ольга Алексеевна

Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям дополнительного образования и групп продленного дня, в нем рассматриваются направления, виды, формы и типы программ внеурочной деятельности, используемые на занятиях с учащимися. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_zanyatiy_gpd.docx16.69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности в начальной школе

              Школа для ребенка выступает первой моделью социального мира. Школьный опыт помогает осваивать законы этого мира, законы, по которым потом живет взрослый, формируются межличностные отношения. Именно от усилий учителя часто зависит уровень учебной мотивации и активности подрастающего поколения, открытость всему новому, готовность пускаться в образовательные эксперименты, пробовать себя в разных видах досуговой деятельности. Очень важно, чтобы комплекс внеурочного досуга в полной мере отражал принципы образовательных стандартов:

1. Главные показатели деятельности — доступность, наглядность, связь с реальностью, учет возрастных особенностей.                                                                                                                  2. Вовлечение школьников в активный познавательный досуг.                                                      3. Обеспечение связующих компонентов между теоретической и практической частью.  4.Сочетание групповых и индивидуальных форм просветительской работы.                               5. Последовательность и систематичность обучения (переход от простого к сложному, повышение мотивации к освоению новых знаний, умений).

НАПРАВЛЕНИЯ внеурочной деятельности выбираются в соответствии с требованиями стандарта, она должна реализоваться по основным направлениям развития личности ребенка:

  • Общеинтеллектуальное (развитие критического мышления, способностей к анализу информационного потока, расширение кругозора)
  • Спортивно-оздоровительное (гармоничное психофизическое развитие детей, привитие школьникам здоровых привычек)
  • Социальное (осознание важности социальных норм, Формирование социальных навыков. знакомство с законами развития общества)
  • Общекультурное (привитие эстетических ценностей, экологическое воспитание)
  • Духовно-нравственное (приобщение к национальным и общечеловеческим гуманистическим ценностям, патриотическое воспитание)

ВИДЫ внеурочной деятельности:

  • Игровая
  • Познавательная  
  • Проблемно-ценностное общение
  • Досугово-развлекательная
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая
  • Спортивно-оздоровительная
  • Туристско-краеведческая 

Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано.

Приоритетные формы внеурочной деятельности:

Групповая: Кружковая работа, секции, студии, клубы по интересам, поисковые операции, олимпиады, соревнования, интеллектуальные игры, дискуссии, круглые столы, конференции, трудовой десант, производственные бригады, социальные пробы, исследовательские проекты, групповые консультации, кружки художественного творчества

Общешкольная: Экскурсии, походы, военно-спортивные игры, экспедиции, социальные и гражданские акции, социально значимые проекты, шефское движение, детские общественные организации, подготовка и проведение научных ярмарок, выставок, школьные научные общества, концерты, спектакли.

В современной педагогике выделяют такие типы программ по внеурочной деятельности:

  • Методические разработки, посвященные обучению по одному направлению (например, общешкольная программа по туристической деятельности, содержащая рекомендации по работе с разными возрастными группами детей).
  • Комплексные программы, реализуемые с целью обеспечения перевода внеучебной деятельности на качественно новый уровень.
  • Тематические рабочие программы по ведению внеурочной деятельности, предусматривающие ведение учебно-воспитательной работы по ряду проблемных вопросов.
  • Программные разработки, используемые для оказания помощи школьникам в достижении определенного уровня знаний и умений (например, осознания базовых правил поведения в социуме).
  • Возрастные, составляемые с учетом возрастного фактора.
  • Авторские программы, отражающие региональные особенности, индивидуальные образовательные потребности детей или приоритетные направления развития ОУ.
  • Программа, сориентированная на достижение результатов определенного уровня. Часто такие программы возрастные, например, для 1-2 классов программы ориентированы на приобретение знаний в разных видах деятельности, воспитание учащегося в коллективе и через коллектив, для 2-3 классов программы, формирующие позитивное отношение к базовым ценностям, признание ценности каждого человека, для 4 классов программы, дающие ученику опыт самостоятельно действовать в той или иной ситуации.

         Успешно проведенное внеурочное время облегчает процесс адаптации младшего школьника к новым условиям жизни. В ходе участия в досуговых видах активности малыши знакомятся друг с другом и учителем, проявляют разные грани своего таланта, преодолевают скованность и стеснение. Поэтому важно, чтобы организация внеурочной досуговой деятельности в начальной школе была подчинена следующим принципам: 

  • Принцип учета возрастных и индивидуальных факторов.
  • Принцип обеспечения коммуникативной активности.
  • Сохранение преемственности между основной и внеурочной образовательной работой.
  • Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия.
  • Принцип добровольности участия.
  • Принцип занимательности и новизны содержания учебного материал.

3 уровня воспитательного результата участия ребенка во внеурочной деятельности:

  • Уровень достигается при взаимодействии с учителем. Приобретаются знания об устройстве общества, об общественных нормах в том числе и поведения.
  • Уровень достигается в дружном детском коллективе. Получение школьного опыта позитивного отношения к базовым ценностям общества, опыта переживания, сочувствия.
  • Уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами. Опыт самостоятельного общественного действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы в рамках ФГОС

Интегрированный подход с применением метода эвристического инсайта...

«Использование фильмотерапии (мультфильмотерапии) на занятиях по внеурочной деятельности в начальной школе»

Статья представленная в сборнике XIV Научно-практической конференции "Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения" 21-22 апреля 2016г.  Направление: "Арт-терапия в рабо...

Внеурочная деятельность в начальной школе

Взаимодействие с детьми во внеурочное время в начальной школе имеет особую значимость в виду необходимости приобщения младших школьников к всесторонней образовательной работе. По сути, именно от усили...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методические рекомендации для учителей начальных классов, студентов педагогического колледжа...

Проектно-исследовательская работа во внеурочной деятельности в начальной школе.

О проектно-исследовательской деятельности в начальной школе....

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...

«Формы привлечения родителей к организации учебной и внеурочной деятельности в начальной школе» сообщение

Выступление на педсовете по воспитательной работе и работе с родителями...