Технология рейтинга учебных достижений
статья

Синельникова Ирина Дмитриевна

Технология рейтинга учебных достижений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_reytinga_uchebnyh_dostizheniy.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА: «ТЕХНОЛОГИЯ РЕЙТИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ»

Рославль

2016-2017 учебный год

ОДОБРЕНА

предметной (цикловой) комиссией  

общепрофессиональных дисциплин

Председатель ПЦК

_____________

Протокол №___ от

«__»_________  20__ г.

         

        УТВЕРЖДАЮ

        заместитель директора по

        учебной работе

        _________________

        «___»___________20__ г.                                                                                                                          

                                                                           

                                           

Автор: Синельникова Ирина Дмитриевна - преподаватель Рославльского многопрофильного колледжа

Рецензент:

Романова Ю.М.. - преподаватель Рославльского железнодорожного техникума

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку по теме: «Технология рейтинга учебных достижений», написанную  преподавателем Рославльского многопрофильного колледжа

Синельниковой И.Д.

Методическая разработка написана преподавателем Рославльского многопрофильного колледжа Синельниковой И.Д.  по теме: «Технология рейтинга учебных достижений».

Данная разработка предназначена для ознакомления с рейтингом достижений студентов, который является системой знаний, нормой контрольно-оценочной деятельности, формализованных процедур, обеспечивающих управление процессом оценки образовательной деятельности студентов.

Методическая разработка написана по актуальной для преподавателей теме, так как. изучение данной технологии преподавателями окажет положительное влияние на весь процесс обучения студентов колледжа.

Цель методической разработки преподавателем определена. Написана разработка грамотно, простым и понятным языком.

Структура методической разработки соответствует предъявленным требованиям. Имеется оглавление, пояснительная записка, основная теоретическая часть, которая разбита на три вопроса, заключение, список использованных источников и приложения.

В целом, давая оценку настоящей методической разработки, следует отметить её высокий профессиональный уровень.

Достоинством данной разработки является то, что она, несомненно, окажет помощь преподавателям для совершенствования своего  профессионального мастерства.

Рецензент преподаватель                                                                      Ю.М.Романова

Рославльского ж.д. техникума –

филиала МИИТ

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………………...

3

  1. Понятие рейтинга достижений студентов……………………………………

5

  1. Характеристика компонентного состава рейтинга достижений студентов...

6

  1. Виды рейтинга………………………………………………………………….

8

Заключение………………………………………………………………………………

15

Список использованных источников………………………………………………….

17

Приложения

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящее время характеризуется превращением проблемы качества образования в общенациональную, общемировую, поскольку она напрямую связана с решением проблем экологии, экономики, безопасной жизнедеятельности и пр. Поэтому в теории и практике образования этому вопросу придается все большее значение. Одним из аспектов является проблема успешности обучения.

На каждом этапе общественного развития профессиональное образование направлено на удовлетворение определенных норм, т.е. стандартов, определяющих тот минимум квалификации, без которого специалист не может состояться. В этой связи обозначилась потребность в разработке гибкого и динамичного учебно-методического обеспечения, разработанного на научной основе, адаптивного к индивидуальным интересам и способностям обучаемых.

Современное обучение должно не только опираться на новейшие достижения определенной области знаний, но и быть технологичным, гарантирующим получение определенного результата, что невозможно без получения оперативной обратной связи и организации на этой основе последующей коррекционной деятельности.

Модульно-рейтинговая технология обучения - это активная технология, куда входят модульное построение курса, циклическая организация учебного процесса, уровневая подготовка, рейтинговая система оценивания результата учебной деятельности и обучения студентов, осуществляемая методом тестов, отсутствие традиционных зачетных и экзаменационных сессий.

Под модульно-рейтинговой технологией оценки достижений студентов понимаем проектирование и реализацию на практике образовательного процесса через разбиение предметного материала на диагностические модули, осуществление контроля и оценки достижений студентов на основе рейтинговой оценки.

Объектом данной работы являются педагогические условия повышения эффективности образовательного процесса в Рославльском многопрофильном колледже..

Предметом работы является влияние модульно-рейтинговой технологии оценки учебных достижений на успешность обучения обучающихся в Рославльском многопрофильном колледже.

Цель методической разработки - обоснование модульно-рейтинговой технологии оценки учебных достижений студентов как фактора повышения-успешности обучения.

Методическая разработка предназначена преподавателям Рославльского многопрофильного  колледжа для ознакомления с рейтингом достижений студентов, который является системой знаний, нормой контрольно-оценочной деятельности, формализованных процедур, обеспечивающих управление процессом оценки образовательной деятельности студентов.

Структура методической разработки соответствует предъявленным требованиям и состоит из пояснительной записки, основной части в которой содержится три вопроса, заключения, списка использованных источников и приложений.

  1. Понятие рейтинга достижений студентов

Термин «рейтинг» (англ. rating) означает оценку, класс, разряд. В последнее время чрезвычайно широкое распространение получила иная трактовка рейтинга - как средства индивидуализации образовательного процесса, позволяющего преподавателю формировать систему заданий текущего и рубежного контроля освоения учебной программы исходя из уровня подготовки студента и обеспечивать переход студента к более сложным заданиям, соответствующим иному, более высокому уровню подготовки или освоения конкретной образовательной программы.

При выявлении уровня знаний, умений, навыков, опыта деятельности, которым должен обладать выпускник, разработчики рейтинга используют требования квалификационной характеристики будущего специалиста. Для этого разработчики рейтинга объединяются в бригады, команды, стремясь выделить те единицы содержания образования, освоение которых необходимо для формирования профессионально значимых характеристик выпускника как будущего специалиста. Кроме того, одной из ключевых задач в деятельности таких бригад является обеспечение преемственности целей и задач образовательного процесса в колледже и единства содержания образования[1].

В образовательной практике учебных заведений рейтинг выступает как средство оптимизации работы и организации самостоятельной работы студента в течение семестра. Вот почему широкое применение получает рейтинговая интенсивная технология модульного обучения.

На сегодняшний день сформированы основные принципы проведения рейтинга:

  1. открытости, определяющий необходимость принятия и преподавателями, и студентами цели и процедуры рейтинга;
  2. обратной связи, регламентирующий обеспечение доступности результатов рейтинга для студентов;
  3. доступности, определяющий наличие многоуровневой системы заданий, позволяющий студенту максимально полно реализовать свои образовательные интересы и потребности.

На сегодняшний день в деятельности учебных заведений используются различные системы рейтинга. Но в подавляющем большинстве случаев их объединяет следующее:

  1. объектом рейтинга является не только образовательная деятельность, но и социальная активность студента;
  2. в процессуальном аспекте для рейтинга характерно использование модульного принципа и системы зачетных единиц;

Рассмотрим рейтинг достижений студентов (Приложение - таб.1) как технологию, применяемую в следующих планах деятельности:

  1. теоретическое представление,
  2. переход от теории к практике и
  3. план практики.

Таким образом, дадим характеристику рейтинга как эмпирико-теоретической системы, метода и средства управления образовательной деятельности студентов.

Рейтинг достижений студентов является системой знаний, норм контрольно-оценочной деятельности, формализованных процедур, обеспечивающих управление процессом оценки образовательной деятельности студентов.

  1. Характеристика компонентного состава рейтинга достижений студентов

Дадим характеристику компонентного состава рейтинга достижений студентов.

Рассмотрим целевой компонент. На сегодняшний день рейтинг достижений студентов применяется для реализации следующих социально значимых целей:

  1. организация учебного процесса и самостоятельной работы студентов, их научно-исследовательской и учебно-профессиональной деятельности, социальной активности;
  2. оценка качества образования и профессиональной подготовки студентов;
  3. контроль за процессом и результатами освоения содержания образовательной программы и сроками такого освоения в соответствии со стандартами.

Необходимо подчеркнуть, что содержание целевого компонента данной технологии будет изменяться в зависимости от того, является ли рейтинг манипулятивной, гуманистической либо гуманитарной технологией, поскольку будет изменяться содержание понятия «достижения студентов».

Если рейтинг выступает как манипулятивная технология, то достижения студентов будут неразрывно связаны с социальной ролью, социальным ожиданием. В случае если рейтинг является гуманистической технологией, то достижением студентов является их профессионально-личностное развитие. Безусловно, выполнение нормативных предписаний студентами в ходе освоения ГОСТа или конкретной образовательной программы сохраняется в целевом компоненте рейтинга достижений студентов при использовании в качестве гуманистической технологии.

Если рейтинг является гуманитарной технологией, то достижения студентов связаны со способностью «к восприятию ситуации и поведения внутри нее, для которой у нас нет знаний, исходящих из общих принципов» (Х.Г. Гадамер). В данном случае чрезвычайно значимым является предшествующий опыт образовательной и профессиональной деятельности, интенсивность, глубина осознания студентами этого опыта, а также те ценности, которыми студент при этом руководствуется.

Рассматривая проблему диагностичности цели рейтинга достижений студентов, необходимо указать следующее. Вне зависимости от того, является ли рейтинг достижений студентов манипулятивной, гуманистической или гуманитарной технологией, в современных социально-экономических условиях обязательными критериями достижения цели ее применения являются оценка степени освоения содержания образования, а также удовлетворенность студентов содержанием и результатами своей образовательной деятельности. Дополнительным критерием достижения цели применения рейтинга как гуманистической технологии выступает положительная динамика учебных достижений студентов и профессионально-личностного развития студента. Дополнительным критерием достижения цели применения рейтинга как гуманитарной технологии является опыт ценностного отношения студентов к объектам познавательной или учебно-профессиональной деятельности и оптимальные модели поведения в типичных личностно-смысловых ситуациях.

  1. Виды рейтинга

Прежде всего, необходимо определить, какой вид рейтинга будет обеспечивать учебные, личностные или профессиональные достижения студентов.

Вне зависимости от того, является ли рейтинг манипулятивной, гуманистической или гуманитарной технологией, необходимо определить:

  1. вид или виды деятельности студента, которые являются значимыми для определения учебных достижений студента;
  2. период времени, за который учитываются достижения студента;
  3. круг компетентных судей, оценивающих результаты образовательной деятельности студента;
  4. способ расчета рейтинга.

Если рассматривать удовлетворенность студентов результатами своей образовательной деятельности как один из критериев достижения цели, поставленной перед рейтингом, то целесообразно использовать сочетание экспертного и самооценочного рейтинга. Если исходить из того, что рейтинг как манипулятивная технология направлен на определение меры соответствия образовательной деятельности студента социальным ожиданиям, то основными видами деятельности, оцениваемыми в ходе рейтинга, являются учебно-познавательная и учебно-профессиональная деятельность, социальная активность студента. Если в ходе рейтинга первостепенную роль играет динамика развития способностей и задатков студента как будущего специалиста, то в рейтинг входит широкий спектр видов деятельности, позволяющих студенту максимально полно развить способности и реализовать свой потенциал, например: учебная, научно- исследовательская деятельность, социальная активность студента, различные бонусы, дополнительные баллы за участие в спортивных соревнованиях, творческих объединениях и т.п. Если в процессе применения рейтинга приоритетным является создание условий, позволяющих студенту формировать свое ценностное отношение к новым, нетипичным явлениям в сфере будущей профессиональной деятельности, а также способность действовать в нестандартных ситуациях, то в рейтинг обязательно входят результаты учебной и научно-исследовательской деятельности студента.

При определении способа расчета рейтинга чрезвычайно значимой является шкала, позволяющая оценить результаты образовательной деятельности студента. Например, используя такой способ расчета рейтинга, как накопительный (компенсирующий) рейтинг, при котором итоговый результат является суммой всех полученных студентом баллов, для оценки результатов деятельности студента можно использовать[2]:

  1. абсолютную шкалу, тогда результаты образовательной деятельности студента сопоставляются с эталоном, стандартом, нормативом;
  2. относительную шкалу, позволяющую оценить итоги образовательной деятельности студента по сравнению с его же предшествующими результатами.

Очевидно, что целевому компоненту рейтинга как манипулятивной технологии в наибольшей степени будет соответствовать абсолютная шкала. Если рассматривать рейтинг как гуманистическую технологию, то целесообразно применять относительную шкалу. Поскольку рейтинг как гуманитарная технология учитывает не только результаты работы студента в типично-ролевых ситуациях, но и ценностное отношение к нестандартным, нетипичным, новым явлениям будущей профессиональной деятельности студента, то использование абсолютной шкалы, позволяющей сравнить результаты деятельности студента со стандартом, нормативом, затруднительно. Сложность разработки шкалы для рейтинга, состоит в том, что необходимо разработать шкалу результатов деятельности студентов не только в типично-ролевых ситуациях, но и в новых, нетипичных. При этом необходимо выявить те свойства деятельности студента или ее результатов, которые будут оцениваться в этих новых условиях. Такая шкала должна обеспечивать возможность получения аналогичных результатов при повторном измерении объекта. Кроме того, возникает проблема точности измерения. К. Ингекамп определила точность измерения как возможность обозначения степени выраженности измеряемого признака одной-единственной точкой на шкале[3].

Следующая задача, которую необходимо решить при разработке рейтинга любого вида, состоит в определении этапов проведения рейтинга как определения критичных точек. Критичные точки определяют содержание, сроки проведения контроля учебных достижений студентов. Вероятно, наименее эффективный способ выделения критичных точек - это административное решение, обязывающее всех преподавателей, работающих со студентами, проводить рейтинг. Как правило, критичные точки совпадают с завершением изучения того или иного образовательного модуля.

В большинстве случаев первая критичная точка совпадает с началом изучения новой учебной дисциплины, поэтому по рейтингу определяются базовые (остаточные) знания, необходимые для изучения дисциплины. Подобный подход не зависит от того, является ли рейтинг манипулятивной, гуманистической или гуманитарной технологией. Очевидно, что при выделении критических точек необходимо определить не только сроки проведения контроля и оценивания, но и виды работ, соответствующие завершению модуля, например: защита реферата, анализ монографии, решение частично-поисковых и исследовательских задач, и т.д. Вид работ обеспечивает возможность максимально полного проявления студентом знаний, умений, навыков, опыта деятельности, опыта ценностного отношения.

При определении вида работ, подлежащих оцениванию в критичной точке по завершении освоения очередного образовательного модуля, крайне значимым является учет того, какой именно технологией - манипулятивной, гуманистической либо гуманитарной - является применяемый рейтинг. Так, если рейтинг выступает как манипулятивная технология, то оценивается, прежде всего, освоение студентом содержания образования, заложенного в данный модуль, а также эффективность деятельности студента в типично ролевых ситуациях, характерных для применения информации осваиваемого модуля. При этом эффективность понимается как соответствие стандарту, нормативу. Успешным считаем применение кейс-метода, деловых игр, а также выполнение тестов.

Если рейтинг используется как гуманистическая технология, то необходимо вводить два вида работ:

  1. стандартный, оцениваемый в критичной точке, т.е. по завершении изучения образовательного модуля. Этот вид работ позволяет оценить освоение студентом содержание модуля. В данном случае целесообразно использование кейс-метода, тестов. Виды таких работ определяются преподавателем;
  2. личностно развивающий, обеспечивающий студенту возможность реализовать свои образовательные и учебно-профессиональные интересы и потребности, проявить или развить те или иные способности при изучении курса, наиболее полно проявить себя и свой потенциал. Диапазон такого рода работ определяется преподавателем, но студент вправе выбрать определенный вид работы и уточнить ее проблематику (например, участие в диспуте, написание реферата, рецензирование монографии и т.д.). Такие работы выполняются не по завершении одного модуля, а по окончании учебного курса либо семестра.

Необходимо подчеркнуть, что количество баллов, которые может набрать студент за выполнение личностно развивающего вида работ, равно или больше, чем максимально возможная сумма баллов, определяемая за выполнение стандартного вида работ.

Если рассматривать рейтинг как гуманистическую технологию, то, например, относительный семестровый рейтинг достижений студента по учебной дисциплине рассчитывается следующим образом:

OR = (А + В + С) + D: SC х 100%,

где А, В, С - количество баллов, набранных студентом при выполнении стандартного вида работ в критических точках;

D - количество баллов, набранных студентом при выполнении личностно- развивающего вида работ;

SC - максимально возможный балл студента.

Абсолютный рейтинг в этом случае рассчитывается так:

RA = T x (A + B + C) + D : SC,

где Т - число учебных часов по учебному плану.

Рассматривая рейтинг как гуманитарную технологию, необходимо выделить такие виды работ:

  1. стандартный, оцениваемый в критичной точке, т.е. по завершении изучения образовательного модуля. Этот вид работ позволяет оценить освоение студентом типичных учебно-познавательных или ролевых ситуаций будущей профессиональной деятельности, являющихся содержанием модуля. В данном случае целесообразно использование кейс-метода, имитационного моделирования, деловых игр;
  2. творческий, выполняемый не по завершении модуля, а по окончании изучения учебной дисциплины (либо семестра). Содержанием данного вида работ является анализ нетипичных ситуаций учебно-познавательной или учебно-профессиональной деятельности, появление которых определяется социально-экономическими, политическими процессами, проходящими в обществе, а также развитием науки, технического потенциала общества. Примером данного вида работ является рецензирование статей по инновационной проблематике, социальное проектирование, использование экспертных методов, таких как метод сценариев, дельфийский метод и т.п.

Необходимо особо подчеркнуть, что количество баллов, которые может набрать студент за выполнение творческого вида работ, не превышает максимально возможную сумму баллов за выполнение стандартного вида работ.

В этом случае относительный семестровый рейтинг достижений студента по учебной дисциплине рассчитывается следующим образом:

OR = (А + В + С) + F: SC x 100%,

где F — количество баллов, набранных студентом при выполнении творческого вида работ.

Абсолютный рейтинг в этом случае рассчитывается по формуле:

RA = T x (A + B + C) + F:SC

где Т — число учебных часов по учебному плану.

Следующая задача, решаемая в процессе разработки рейтинга, состоит во введении весового коэффициента, который характеризует важность, вес того или иного параметра, показателя по сравнению с другими, влияющими на процесс оценивания учебных достижений.

В рейтинге достижений студентов весовой коэффициент позволяет определить максимальное количество баллов, которое может набрать студент при выполнении работ в критической точке по завершении того или иного образовательного модуля. Весовой коэффициент модуля может определяться исходя:

  • из количества часов, зачетных единиц, выделяемых на его освоение;
  • его роли в изучении учебной дисциплины.

Для определения роли того или иного образовательного модуля в процессе освоения образовательной программы конкретной учебной дисциплины целесообразно воспользоваться графиком организации учебного процесса. Представим график учебного процесса на рис. 1, причем сплошной линией указана взаимосвязь тем, которые подлежат обязательному изучению; изогнутыми стрелками - взаимосвязь тем, предусматривающих нестандартные ситуации и инновационные направления.

                                                                                                                    Тема 10

Тема 1 - Тема 2 - Тема 3       -     Тема 5 - Тема 6 - Тема 7 - Тема 8

                             Тема 4                                                           Тема 9

                        Критичная                                Критичная               Критичная___                                        

                                       точка                                          точка                    точка

                   МОДУЛЬ 1                               МОДУЛЬ 2                      МОДУЛЬ           ЭКЗАМЕН

В примере, отраженном на графике, при применении рейтинга как мунипулятивной технологии больший весовой коэффициент должен быть присвоен второму модулю по сравнению с третьим модулем, несмотря на то, что они содержат одинаковое количество тем. При применении рейтинга больший весовой коэффициент должен быть присвоен третьему модулю по сравнению со вторым, поскольку инновационным содержанием обладает именно третий модуль

При разработке итогового рейтинга, позволяющего обобщить результаты работы студента в течение семестра и результат прохождения им итогового контроля (зачета, экзамена), возможно присвоение весовых коэффициентов текущему и итоговому контролю. Весовой коэффициент в данном случае будет присваиваться методом экспертных оценок. При формировании семестрового рейтинга, позволяющего судить о результативности образовательной деятельности студента в течение семестра, определяют весовой коэффициент учебной дисциплины исходя:

  1. из количества часов, зачетных единиц, выделяемых на ее изучение;
  2. ее роли в профессиональной подготовке будущего специалиста.

Следующая проблема, которая решается разработчиками рейтинговых технологий, состоит в определении балльной шкалы рейтинговых оценок. Приведем следующую систему соотнесения балльной шкалы и рейтинговой оценки:

0 - 60 баллов - «неудовлетворительно»;

61 - 75 баллов - «удовлетворительно»;

76 - 90 баллов - «хорошо»;

91  - 100 баллов - «отлично».

Таким образом, при разработке содержательного компонента рейтинга определяются:

  • вид рейтинга, обеспечивающий достижение поставленной цели;
  • способ расчета рейтинга;
  • критичные точки;
  • виды работ, максимально полно соответствующие цели рейтинга;
  • весовой коэффициент (модуля, учебной дисциплины);
  • соотнесение балльной шкалы с рейтинговой оценкой.

Стабилизационный компонент рейтинга содержит условия, при выполнении которых может применяться такая технология. В стабилизационный компонент может входить совокупность факторов, которые влияют на успешность применения рейтинговой технологии. В данном случае необходимо определить адекватность рейтинга ценностно-смысловой направленности образовательной среды вуза, а именно наличие ресурсного обеспечения, гарантирующего эффективную обратную связь преподавателя со студентами в ходе изучения учебной дисциплины или реализации ГОСТа - наличие административных ресурсов, позволяющих компенсировать дополнительную нагрузку преподавателям; квалифицированных кадров, обеспечивающих разработку и внедрение рейтинга.

Прогностический компонент учитывает возможные неблагоприятные последствия применения рейтинговой технологии в колледже.

Использование рейтинга как манипулятивной технологии может привести к ограничению зоны профессионально-личностного развития студента, развития критического и диагностического мышления, самооценки и самоконтроля. Использование рейтинга  может быть связано с неоправданно большим увеличением нагрузок преподавателя и студентов. Применение рейтинга может вызвать трудности стимулирования студентов к ценностно-оценочному отношению разных видов работ, выполняемых по ходу освоения учебной программы или отдельных ее модулей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение рейтинговых технологий в образовательной практике специалисты столкнулись с рядом проблем:

  1. резкое увеличение нагрузки преподавателей, использующих рейтинговую технологию;
  2. необходимость материально-технической базы, прежде всего в сфере информационного обеспечения, позволяющего оптимизировать процедуру рейтинга;
  3. нужда в квалифицированных кадрах, разрабатывающих и осуществляющих рейтинговую технологию;
  4. необходимость объяснения важности и стимулирования преподавателей к применению рейтинга.

Анализ научной литературы и педагогическая практика свидетельствуют о недостаточной разработанности диагностико-оценочного инструментария. В связи с этим закономерно встает вопрос о необходимости поиска наиболее объективных методов диагностики, предусматривающих не оценивание, а не зависимое от личностных и профессиональных качеств педагогов измерение, производимое в одинаковых условиях и основанное на единых критериях. Именно тестирование связано с объективной оценкой, поскольку на это работает совокупность факторов от момента замысла теста и до окончания работы над его использованием.

Применяемые в педагогической практике, так называемые рейтинговые системы оценивания правильно было бы назвать балльными (многобалльными). В рамках многобалльных систем оценивания удается значительно стимулировать выполнение обучаемыми всех видов учебной деятельности, расширять возможности выбора для обучающихся, активно влиять на успешность их обучения, овладение опытом творческой деятельности, заботясь о повышении уровня и качества подготовки.

Модульное обучение в единстве с рейтинговой системой оценки успешности обучения студентов способствует повышению качества обучения.

Технология модульного обучения за счет присущего ей рейтингового контроля создает условия необходимости действительной реализации рефлексии со стороны студентов и обеспечивает квалиметрическую характеристику этой рефлексии. Однако не каждая рейтинговая система позволяет сделать это. Выбранная произвольно, без доказательств ее эффективности и даже целесообразности, она может привести к формализму в организации учебного процесса.

Основная цель всех рейтинговых систем оценивания заключается в создании условий для активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, усиления их мотивации к учебе, самостоятельной работе и повышения объективности оценивания обученности студентов. В качестве таких условий предлагается модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня знаний и многобалльное оценивание обученности студентов. Итак, основная цель рейтинга — активизация учебной деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Белов В. Система оценки качества образования. // Высшее образование в России. 2012. № 1.
  2. Гуськова Н., Маркин Н., Симонова Т. Мониторинг качества образования. // Стандарты и качество. 2010. № 5.
  3. Каспарова В.Н. Рейтинговый контроль знаний. // Специалист. 2000. №4.
  4. Панин М.И. Морфология рейтинга // Высшее образование в России. 1998.  №1 - С.27-32.
  5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н.В. Борддовского. М.: Кнорус, 2013.
  6. Тимофеев Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера. // Высшее образование в России.  2003. № 4.
  7. Тирский В. О рейтинге вузов: Новый критерий оценки // Высшее образование в России.  2012. № 4.
  8. Устинова Л.Г. Творческий потенциал и рейтинговая технология обучения. // Школьные технологии. 2012. № 2.

Приложение 1

Таблица 1 Характеристика рейтинга достижений студентов

Характеристика рейтинга достижений студентов

План деятельности

Форма существования технологии

Характеристика рейтинга достижений студентов как технология

Теоретическое представление

Эмпирико-теоретическая внутренне непротиворечивая система, описывающая опыт организации и осуществления образовательной деятельности студентов

Система знаний о профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа по организации, оцениванию образовательной деятельности студентов и её контролю.

Переход от теории к практики

Метод, регламентирующий действия разработчиков рейтинга

Система норм, регламентирующая деятельность преподавателя высшего учебного заведения по организации и оцениванию образовательной деятельности студентов

Практика

Средство оценки достижений студентов в ходе освоения образовательной программы

Зафиксированная процедура или алгоритм действий, связанных с оцениванием  образовательной деятельности студентов и контролем за процессом освоения образовательной программы

Приложение 2

Таблица 2 Виды рейтинга

Основание для классификации

Виды рейтинга

Вид деятельности студентов, являющийся объектом рейтинга

Учебный рейтинг (рейтинг академических достижений студентов)

Рейтинг научно-исследовательской деятельности Рейтинг учебно-профессиональной подготовки

Период времени, за который оценивается образовательная деятельность студента

Семестровый Итоговый

Субъекты, проводящие рейтинг

Экспертный - основывается на мнении нескольких преподавателей, кураторов.

Коллективный - базируется на заключениях преподавателей, кураторов, членов студенческой группы.

Самооценочный - выстраивается на основе самооценки студентом своей работы в течение семестра и своих достижений.

Объем учебной информации, который должен освоить студент

Рейтинг освоения образовательной программы по учебной дисциплине. Рейтинг освоения специальности.

Способ расчета рейтинга

Накопительный (компенсирующий) рейтинг -сумма всех полученных студентом баллов.

 Зависимый рейтинг - когда результат и оценка по новой теме или учебной дисциплине зависят от предыдущих результатов.

 Относительный рейтинг:

OR = SB : SC х 100%

(SB - семестровый балл студента; SC - максимально возможный балл) Абсолютный рейтинг:

RA = Т х SB : SC

(Т - число учебных часов по учебному плану; SB - семестровый балл студента; SC - максимально возможный балл)


[1] Белов В. Система оценки качества образования. // Высшее образование в России. 2012. № 1. С. 16.

[2] Гуськова Н., Маркин Н., Симонова Т. Мониторинг качества образования. // Стандарты и качество. 2010. № 5. С. 28.

[3] Современные образовательные технологии: учебное пособие / Под ред. Н.В. Борддовского. М.: Кнорус, 2013. С. 376.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение рейтинга в преподавании дисциплины «Техническая механика»

Около десяти лет использую рейтинговую систему контроля качества знаний  при обучении студентов дисциплине "Техническая механика". Отработаны контрольные точки, оптимально продуманы задания и их ...

Рейтинг 2015-2016 г.

Рейтинг 2015-2016 г....

Положение о рейтинге

Рейтинговая система оценки - это система организации образовательного процесса, при которой проводится регулярная оценка учебных знаний, умений и навыков студентов, а также оценка их общественной, тво...

алгоритм работы по рейтингу студентов

В  рамках системы рейтингования предусматривается оценка достижений студентов по основным образовательным направлениям:- учебные достижения;- общественная активность;- выполнение норм студенческо...

Персональный рейтинг педагогического работника

Персональный рейтинг педагогического рботника позволяет руководству обазовательного учреждения ежегодно мониторить эффективность работы педагогов,  обеспечивая качество организации образовательно...

МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА

Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей...

2.2. Наличие и рейтинг победителей и призеров профессионального мастерства, конкурсов, конференций, фестивалей, смотров, спортивных соревнований.

2.2 Наличие и рейтинг победителей и призеров профессионального мастерства, конкурсов, конференций, фестивалей, осмотров, спортивных соревнований.ГодНаименование мероприятияУровеньРезультат...