МЕТОДИКА ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ. РЕЙТИНГ УЧЕНИКА
опыты и эксперименты на тему

Дополнительная к традиционной система оценивания с привлечением обучающихся и их родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Ресбулики Бурятия

Кабанский район

МОУ «Выдринская средняя общеобразовательная школа»

МЕТОДИКА  ОЦЕНИВАНИЯ  УЧЕБНЫХ

ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ  ПРИ

ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ.

РЕЙТИНГ  УЧЕНИКА

Учитель Ильюк Н.М.

с.Выдрино

 

Важным звеном обучения является объективная и содержательная оценка усвоения учащимися изучаемого материала.

Знания приведенные в систему, делают их применение более осознанным, а умения и навыки – более прочными.

Задача учителя – максимально поощряя ученика, избежать негативных последствий оценивания. Как организовать индивидуальный контроль знаний?

На уроках, посвященных знакомству с новым материалом, отметки не ставятся совсем, что позволяет полностью снять страх и тревогу учащихся перед неправильным высказыванием, обеспечивает доверительное общение с учителем - ученик не стесняется задавать вопросы.

Единственное исключение – высокие поощрительные оценки за нестандартное решение, смелую идею.

Практикумы же, контрольные и самостоятельные работы, математические диктанты, зачеты, смотры знаний сопровождаются большим количеством оценок.

Учет всех оценок (помимо журнала) ведется на отдельных оценочных листах - ведомостях, называемых диагностическими картами.

Диагностическая карта по алгебре включает в себя:

1. Сведения об ученике (фамилия, имя, класс, предмет).

2. Отметку, на которую он претендует. Самооценка выступает здесь как нравственный поступок ученика, обязывает его к действию, формируя осознанный подход к планированию своей учебной деятельности. Критерии оценки учащимся известны, проводятся анализы ответов, разъясняется механизм выставления отметки

3. Следующая графа: подпись родителей на начало четверти; к концу четверти. Благодаря этому, в системе учитель – ученик – родители устанавливается обратная связь, позволяющая регулярно получать заинтересованным сторонам нужную информацию, с дальнейшим использованием ее по назначению.

4. Раздел повторение – включает в себя, как правило, 5 зачетов, на необходимые учебные умения и навыки. Тематика зачетов может быть разной ( в зависимости от учебной четверти, класса и степени его подготовленности. Зачет на повторение можно пересдавать несколько раз, пока не получишь оценку «5» - только в этом случае ученик получает «зачет».

В любом классе отработка вычислительных навыков является основополагающей, поэтому зачеты на вычислительные навыки сдаются не только из четверти в четверть и из года в год, а практически каждую неделю, особенно в 5-7 классах

Отработка вычислительных навыков ( в приложении)

(время до 5 минут)

При этом пятибалльная шкала позволяет учителю определить отметку или поставить «зачет», если ученик справился с заданием на «5». В дальнейшем ученик принимает участие в решении примеров, а «зачет» сохраняется независимо от результата. Если ученик получил «4», «3», «2», то ему предлагается в домашней работе отработать выявленную ошибку. После этой работы каждый может отчитаться по примерам дополнительно, но только в случае, если сэкономит на это время на уроке – например, после самостоятельной или контрольной работы. Для этого имеется раздаточный материал (приложение II). Такая форма работы в начале урока называется «математической разминкой», носит систематический характер и организует учащихся на дальнейшую работу на уроке.

5. Новый материал делится на теоретическую и практическую части. В специальные графы заносятся отметки за устные ответы, контрольные  и самостоятельные работы и т.д. Оценки по контрольным работам являются определяющими при выставлении четвертных отметок.

Отслеживается и текущая отработка навыков – классная и домашняя работа, а также индивидуальная работа.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую по алгебре_____

Подпись родителей на начало I четверти____________________________

Алгебра

Баллы

План отчета

Оценка

I

3

Повторение

1

1

Вычислительные умения

2

1

Формулы

3

1

Графики функций

II

85

Новый материал: гл.5, гл.6

1

6 х 5

Теория: § 37-42 учебника

2

2 х 5

Контрольные работы

3

7 х 5

Самостоятельные работы

4

2 х 5

Тесты

III

2

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

-

Индивидуальная работа (при необходимости)

IV

Самообразование

1

Дополнительные задания (по желанию)

2

Творческая работа «Составление задач»

Σ = 90

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце четверти________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую  по геометрии___________

Подпись родителей на начало I четверти____________________________

Геометрия

Баллы

План отчета

Оценка

I

3

Повторение (определения, понятия, теоремы

1

1

Вычислительные умения

2

1

Действия с векторами

3

1

Построение и рисунок

II

85

Новый материал: гл.5

1

3 х 5

Теория: § 1,2,3

2

3 х 5

Решение задач

3

5 х 5

Самостоятельные работы, математический диктант

III

12

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

2 х 5

Практические работы

Индивидуальная работа

Творческая работа

IV

2 х 5

Контрольная работа

5

Зачет № 1

Σ = 85

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце четверти________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк

И очень важный раздел – самообразование, учитывающий дополнительную и творческую работу ученика.

Диагностическая карта по геометрии включает в себя:

1. Отчет по теории: определения, формулировки теорем, аксиомы, понятия.

2. Доказательства всех теорем, запланированных на ту или иную четверть.

3. Отработка навыков и умений: самостоятельные, контрольные, практические классные и домашние работы.

4. Дополнительная работа, включающая в себя творческую работу и самообразование.

Критерий оценивания: если учащийся правильно формулирует определения, аксиомы, теоремы и может выполнить поясняющие чертежи, а также применять полученные знания в простейших задачах – его можно оценить отметкой «3». Ученик, который ко всему перечисленному доказал все предложенные ему в данной четверти теоремы (их, как правило, не менее пяти) – может претендовать на «4». Новая ступенька качества знаний – это применение их в различных ситуациях при решении задач, при выполнении практических, самостоятельных и контрольных работ. Ученики, которые показывают хорошие и отличные знания, могут претендовать на «5».

Дополнительную работу учащиеся выполняют по желанию. Ее объем для каждого индивидуален: от нескольких задач – до написания проектной исследовательской работы.

Диагностическая карта заполняется учителем в процессе работы с тем или иным учеником не только в четверти, но в течение всего гола. Причем на четвертую четверть ученик составляет ее сам, с учетом того, что не сдано за предыдущие четверти. Работа в четвертой четверти позволяет не только повторить учебный материал, но и использовать отведенное время для повышения образовательного уровня учащихся.

Ученикам разрешается пересдать все зачеты и теоретические вопросы, а контрольные и самостоятельные работы – нельзя. Итак, с одной стороны – учащиеся получают шанс отчитаться еще раз, тем самым повысить качество обученности; в то же время подчеркивается значимость самостоятельных и контрольных работ как практическая реализация полученных знаний.

Ведение диагностических карт дает возможность получить более полную информацию об учебных достижениях каждого ученика, отследить результаты его учебной деятельности, дать соответствующие рекомендации. При необходимости учитель оказывает соответствующую помощь. Ученик, анализируя вместе с учителем результаты своего труда, видит перспективу своего развития и при желании достигает более высоких результатов.

Подобная аналитико-диагностическая  работа позволяет учителю более аргументированно вести диалог и с родителями, а также прогнозировать в дальнейшем и свою деятельность.

Рейтинговая оценка

Кроме того, диагностические карты по своей структуре позволяют внести рейтинговую оценку. Рейтинг, складывающийся из количества сданных зачетов, из отметок по контрольным, самостоятельным, из результатов тестирования, из отчетов по классным, домашним и дополнительным работам, отличается от оценки – он показывает фактический уровень знаний учащихся на данный момент и в переводе на балльную систему может не совпадать с оценкой.

Так как при выставлении четвертных оценок мы скованы временными рамками, набор отметок иногда зависит от случайностей. Например, ученик получил «5», «4», «2», «5», «5». Отметка «2» могла быть получена  случайно (болезнь, психологический срыв и др.). Рейтинговая же оценка исключает фактор случайности.

Отметки, полученные при такой системе контроля знаний, более объективны, так как все ученики должны отчитаться по предложенным вопросам, заранее им известным. Все зависит только от того, сколько тем отработано учеником и насколько качественно это сделано.

Выбор способа оценивания влияет в первую очередь на мотивацию учеников. Знание заранее объема требований, того, чему они должны научиться, какие формы работы и проверки знаний могут быть использованы учителем, а также наличие одинаковых шансов и возможностей для получения более высокого балла, повышает математическую культуру ученика, активизирует мотив достижения успеха, вызывает стремление к повышению своего рейтинга, своей оценки.

Учитель может оценивать уровень знаний ученика как в баллах, так и в процентном соотношении.

Например,

Рейтинг от 90 до 100% соответствует «5»;

             от 75 до 90% - «4»;

             от 50 до 75% - «3»;

             от 30 до 50% - «2»;

              30% и ниже – «1».

Каждый ученик может повысить результативность своей работы, свой рейтинг, если приложит необходимые усилия. Все это соответствует принципам самореализации, когда учащиеся ставятся в положение самостоятельного выбора, оценивают свои возможности – брать или не брать новую высоту. Несданный зачет за II четверть при желании можно сдать и позднее, правда, отметка за четверть не изменится, а вот рейтинг увеличится.

При необходимости каждого ученика консультирует не только учитель, но и ассистент (ученик, сдавший зачет).

В разделе «Новый материал» рейтинг складывается из полученных оценок.

Параметры в разделе «Самообразование» на рейтинг ученика не сказываются, так как регулировать уровень самообразования невозможно. Для кого-то – это одна задача, а для кого-то – целая проектная работа, а вот подчеркнуть ее значимость необходимо. Всегда следует похвалить ученика за творческую работу.

За классную и домашнюю работу ставится по одному баллу за каждую, то есть по зачету. Если ученик выполняет все требования учителя в классе, регулярно готовит домашнее задание, ему автоматически можно поставить зачет.

Понятно, что рейтинг ученика удобнее считать в процентах.

R ученика =

Рейтинг по геометрии рассчитывается аналогично.

Обработанную информацию можно представить в виде таблиц, схем, диаграмм и использовать в дальнейшем.

Если посмотреть на диаграммы, отражающие уровень обученности учащихся на основе пятибалльной системы и на основе рейтингового оценивания, то наглядно видно, какая из них дает более полное представление о соотношении полученных результатов.

Сопоставляя данные, мы видим, что уровень подготовки учеников, уровень их обученности математике разный. Каждый на пути к знаниям находится на своей ступени их реализации. Это как бы «своеобразные точки» педагогического воздействия. Учителю, да и самому ученику, ясно, кого следует похвалить в большей мере, кого в меньшей. При этом следует предостеречь учителей от излишнего рекламирования полученной рейтинговой оценки, так как она скорее является дополнением к традиционной балльной отметке. Это аналитико-диагностическая работа – для внутреннего пользования учителя.

Рейтинговая система содержит в себе принципы открытости образования и повышает объективность выставленной отметки.

А с учетом того, что учащиеся из четверти в четверть получают диагностические карты, где указывается, что им предстоит сдать, каковы критерии оценивания знаний, они начинают понимать, что это не сиюминутные требования, зависящие от настроения учителя, а система, в которой предоставляется возможность исправить некоторые неудачные ответы (практически все, кроме контрольных и самостоятельных работ).

Если мы хотим, чтобы ученик почувствовал интерес учителя к себе и стремился учиться лучше, мы должны сравнивать его успехи с его же результатами. И найти моменты, за которые его можно похвалить: пересдал зачет, улучшил отметку по правилам и т.д. А также вместе с учеником подумать, над чем предстоит поработать и какую помощь он хотел бы получить от учителя.

Таким образом, новая составляющая часть оценки – рейтинг позволяет сделать традиционную оценку более информативной, расширяет диапазон отметки, что позволяет различать учащихся, имеющих одну и ту же отметку, по уровню подготовки, дает учителю дополнительные сведения на пути личностно ориентированного обучения.

Примеры карт для

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую по алгебре_____

Подпись родителей на начало II четверти______________________________

Алгебра

Баллы

План отчета

Оценка

I

3

Повторение

1

1

Вычислительные умения

2

1

Формулы

3

1

Графики функций

II

4 х 5

Новый материал: гл.6, гл.7

1

5 х 4

Теория: § 43-46 учебника

2

1 х 5

Контрольная работа № 3

3

10 х 5

Самостоятельные работы: 10,11,12,13,14,15, 16,17,18,19

4

1 х 5

Тест № 6

III

2

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

-

Индивидуальная работа (при необходимости)

IV

Самообразование

1

Дополнительные задания (по желанию)

2

Творческая работа: «Составление задач»,

презентации

Σ = 105

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце II четверти________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую  по геометрии___________

Подпись родителей на начало II четверти______________________________

Геометрия

Баллы

План отчета

Оценка

I

4

Повторение (определения, понятия, теоремы

1

1

Вычислительные умения

2

1

Определения, понятия, формулировки теорем

3

1

Формулы S

4

1

Рисунки к задачам

II

Новый материал: гл.6

1

3 х 5

Теория: § 1,2,3

2

3 х 5

Решение задач

3

6 х 5

Самостоятельные работы, математический диктант

III

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

3 х 5

Практические работы

Индивидуальная работа (при необходимости)

Творческая работа

IV

1 х 5

Контрольная работа

1 х 5

Зачет № 2

Σ = 91

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце I четверти________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую по алгебре_____

Подпись родителей на начало III четверти ____________________________

Алгебра

Баллы

План отчета

Оценка

I

3

Повторение

1

1

Вычислительные умения

2

1

Формулы

3

1

Графики функций

II

128

Новый материал: гл.7, гл.8

1

1 х 13

Теория: § 47-59 учебника

2

3 х 5

Контрольная работа № 4

Домашние контрольные работы № 4, № 5, № 6

3

19 х 5

Самостоятельные работы:  20, 21, 22, 23, 24, 25, 26,27,28,29,30,31,32,33,34,35,36,37,38,39

4

1 х 5

Тест № 7, № 8

III

2

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

-

Индивидуальная работа (при необходимости)

IV

Самообразование

1

Дополнительные задания (по желанию)

2

Творческая работа: «Составление задач»,

презентации

Σ = 133

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце III четверти________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  КАРТА

Ученицы (ка) _____класса__________________________________

Оценка, на которую претендую  по геометрии___________

Подпись родителей на начало III четверти_________________________________

Геометрия

Баллы

План отчета

Оценка

I

3

Повторение (определения, понятия, теоремы

1

1

Вычислительные умения

2

1

Знание формул

3

1

Построение и рисунок

II

65

Новый материал: гл.7

1

4 х 5

Теория: § 1,2,3,4

2

4 х 5

Решение задач

3

5 х 5

Самостоятельные работы, математический диктант

III

17

Отработка навыков

1

1

Домашняя работа

2

1

Классная работа

3

2 х 5

Домашние контрольные работы

4

1 х 5

Тест

Индивидуальная работа

Творческая работа, дополнительные задачи по желанию, выбору учащегося

IV

1 х 5

Контрольная работа № 3

5

Зачет № 3

Σ = 85

Итого

Σ =

R ученика = __________________________ х 100% =

от 90 до 100% - «5»                 

от 75 до 89% - «4»                 

от 50 до 74% - «3»

от 30 до 49% - «2»

ниже 30% - «1»

Подпись родителей в конце III четверти ________________________

Учитель математики ________________________Н.М.Ильюк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты контрольных работ по нем.яз. для студентов II курса(промежуточная аттестация)

Контрольные работы являются средством оптимизации результата образовательного процесса...

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

Экзаменационный материал для проведения промежуточной аттестации по разделу "Проектировании систем газораспределения и газопотребления"

Современная система образования характеризуется интенсивным развитием теории и практики компьютерного тестирования, которое становится неотъемлемой и важной составляющей образовательной информационной...

Тесты для промежуточной аттестации по дисциплине "Финансы предприятий"

Данные тесты предназначены для проведения промежуточной аттестации (дифференцированного зачета) по дисциплине "Финансы предприятий"...

Методическая разработка для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Химия»

Методическая разработка для проведения промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта по учебной дисциплине «Химия»...