Главные вкладки

    Доклад по теме: «Развитие моторно-графических навыков на занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения с применением АМО»
    методическая разработка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_vlasova_.docx24.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

     «ДЕТСКИЙ САД № 20 «ОСТРОВОК»

    г. ВОЛЬСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

    Доклад по теме:

    «Развитие моторно-графических навыков  на занятиях по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения с применением АМО»

    Подготовила:

    Учитель-логопед Власова С.А.

    Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу.

    Графо моторный навык - это определённое положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

    В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций.

    Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

    Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

    Низкий темп письма.

    Быстрая утомляемость при письме.

    Неровная, “дрожащая” линия.

    “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.

    Слишком сильный нажим.

    Трудности в воспроизведении формы графических элементов.

    Несоблюдение размера графических элементов.

    Несоблюдение наклона письма.

    Большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.

    Нежелание выполнять письменные упражнения.

    Сползание букв со строки.

    Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

    Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:

    Принцип системностиВ работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.

    Принцип доступности. Упражнения отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.

    Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.

    Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.

    Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.

    Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.

    Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

    Следует помнить, что у дошкольника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок 6—7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

    В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

    Умение объективно оценивать свою работу.

    Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.

    Усидчивость.

    Целеустремленность.

    Аккуратность.

    Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и удерживание пишущего предмета. Начинать нужно с выполнения простых заданий и постепенно повышать их сложность, увеличивая время занятия с 10 до 15–20 минут. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить с ребенком пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий.

    Особое внимание следует уделить леворуким детям. В первую очередь следует обратить внимание на рабочее  место ребенка. Зафиксировать  свое внимание на том, что все элементы имеют особую ориентацию. Свет должен падать спереди или справа. Так чтобы ребенок не закрывал его рукой. Лист на столе располагается под наклоном вправо, чтобы не закрывать слова.  При этом лист относительно тела сдвигается влево. Также важно научить ребенка правильно держать карандаш.

    Содержание работы по развитию мелкой моторики и графических навыков в ДОУ:

    Пальчиковая гимнастика

    Рисунок по точкам

    Обведение по контуру, штриховка

    Рисование орнамента по клеточкам (графический диктант)

     Рисование линий различной формы и сложности

    Лепка из глины и пластилина

    Вырезание

    Разукрашивание картинок

    Составление мозаики

    Конструирование: мелкое lego

    Вашему вниманию предлагаются упражнения на развитие руки ребенка. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка.

    1 этап. Задания на оттачивание точных движений.

    1. Прописывание  «в воздухе».  перед собой карандашом большие буквы, рисовать фигуры, линии и т.д.
    2. Использование  трафаретов . «Обведи» , «Заштрихуй» , «Раскрась» , «Вырежи» .
    3. Штриховка. «Заштрихуй по разному» ( прямые, волнистые, по точкам,  «галочками», сверху –вниз,  по косой  и т.д.).
    4.  Соедини  по точкам с числами контур рисунка.
    5. Игры с линейкой  - чертить линии (прямые, ломаные). Рисовать фигуры, дорогу для машины. Измерять длину отрезков и т.д.
    6. Игры  с копировальной  бумагой .  «Волшебная  бумага»

    2 этап. Тренируем наблюдательность, развиваем внимание к деталям и способность точно воспроизводить нужные элементы.

    1. Игра «Дорисуй предмет» (Животные, птицы, буквы, цифры).
    2.  Игра «Что появилось?». «Что изменилось?» (Например, рисуем домик, добавляем трубу, дым, солнышко, дорогу, облако, цветочек, птичку и так далее.)
    3.  Игра «Повтори за мной».
    4.  «Рисуем пару».( нарисуй толстую змею и тонкую, нарисуй дом с одним окном, а другой – с двумя окнами, нарисуй большой арбуз и маленький, нарисуй длинный шарф и короткий и так далее.)

    3 этап. Учим ребенка ориентироваться на листе.

    Ребенок, который берет в руки тетрадь, должен уметь свободно ориентироваться на листе, понимать такие термины, как «поля», «строка», «клетка».  

    Графические диктанты.

    Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:
    1. Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно  такой же рисунок в тетради в клетку.
    2. Педагог  диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения свое изображение орнамента или фигуры с образцом в пособии.

    Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.

    «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»   В. А. Сухомлинский.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики.

    Доклад на тему: Развитие творческих и интеллектуальных способностей студентов на занятиях учебной практики....

    Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»

    Методический доклад на тему: «РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-АССОЦИАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ НА  УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО»...

    Доклад на тему: "ОСВОЕНИЕ НОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ СЕСТРИНСКОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОГО ВЫПУСКНИКА МЕДИЦИНСКОГО ТЕХНИКУМА"

    Одной из важнейших задач стоящих перед практическим здравоохранением является повышение доступности и качества медицинской помощи населению. Важнейшую роль в решении этой задачи играет обеспечен...

    Доклад на тему: «Развитие музыки в период барокко»

    Происхождение термина "барроко"Особенности музыкального баррокоМузыкальная эстетика барроко...

    Доклад на тему: «Развитие творчества студентов во внеклассной деятельности»

    Для того, чтобы обучать ребят творчеству, воспитателю – педагогу необходимо научиться работать творчески самому. Подготовка к мероприятию – процесс, требующий выбора оптимальных методов, с...