3.3. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня
материал

Ондар Ая Александровна

Открытый урок №3 по теме "Решение логических задач на тувинском языке", 10 декабря 2018 года, проведен на высоком уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_no3.docx90.9 КБ

Предварительный просмотр:

Кызылский техникум экономики и права

Преподаватель Ондар А.А.

10 декабря 2018 год.

Открытый урок.

Дисциплина: математика.

Группа: 9-03, специальность «Банковское дело»

Тема урока: «Решение логических задач на тувинском языке»

Тип урока: комбинированный.

Цели урока: - формирование навыков решения логических задач;

                     - развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;

                     - проверить насколько хорошо знают студенты свой родной язык, а именно названия математических терминов на тувинском языке;

                     - воспитание коммуникативной культуре.

Межпредметная связь: родной (тувинский) язык.

Оборудования: доска, мел, раздаточные материалы.

Структура урока:

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку. Сообщение темы и постановка цели урока (2,5 мин).

2.Математический диктант на тувинском языке.

3. Объяснение нового материала (на тувинском языке).

4. Решение логических задач на тувинском языке.

5.Итоги урока.

Ход урока.

1.Организационный момент. Проверка подготовленности к уроку. Сообщение темы и постановка цели урока (3 мин).

Эпиграф нашего занятия: «Удивительно! Почти все тувинцы разговаривают на родном языке» Далай-Лама XIV.

Что Вы думаете, почему я выбрала сегодня такой эпиграф?

Сегодня, я решила проводить занятие не в традиционной форме.

Основная цель нашего урока: проверить насколько хорошо знаете свой родной язык, а именно названия математических терминов на тувинском языке; как вы будете решать логические задачи на родном языке.

Сначала будем писать математический диктант на тувинском языке, а потом будем решать логические задачи на тувинском языке.

 2.Математический диктант на тувинском языке (15-20мин)

  Дежурный в группе раздает карточки каждому студенту.

Санга адалга.

1-ги айтырыг

Беш бүдүн алдан сес чүсчүк кадар бир бүдүн ийи чүс чеден беш муңчук, ол шупту борбак скобка иштинде, база көвүдедир он сес.

(5,68+1,275)*18

2-ги айтырыг

Тос бүдүн ийиниң бири казыыр чеди бүдүн сестиң үжү

3-кү айтырыг

Дорт булуңчукту шый. Узуну 5 см, дооразы 2 см. Шөлүн тывар.

4-кү айтырыг

Дорт булуңнуг үш-булуңчукту шый. Дорт талалары (катеттери) 3см биле 4 см. Ийленчек талазын (гипотенизазын) тывар.

5-ки айтырыг

Чергелешкек а биле в ийи дорт шыйыгларны шыяр.

6-гы айтырыг

Радиузу 5 см долгандырыгны шый. Төгеректиң шөлүн база долгандырыгның узунун тывар.

7-ги айтырыг

Бодалганы тыва дылче очулдур. «Найди два числа, произведение и частное которых равны 24»

 Сдать преподавателю.

3. Объяснение нового материала (20 мин).

Все знают, что математику, физику и химию на тувинском языке изучить очень трудно. Некоторые термины не переводятся. (Можно сказать подавляющее большинство терминов).

Преподаватели физико-математического факультета   КГПИ под руководством кандидатов физико-математических наук Ондар Хеймер-оола Опановича и Салчак Серота Седеновича выпустили в 1971 году русско-тувинский словарь математических терминов. Чтоб Вы знали, я нашла из картотеки библиотеки им. В.И. Ленина (Москва).

Карточка

Салчак, С. С. 

Русско-тувинский словарь математических терминов [Текст] : 5000 слов / Под ред. М. С. Хомушку. - Кызыл : Тувкнигоиздат, 1971. - 187 с.; 17 см.
Русский яз. - Словари - Тувинский яз.
Математика - Терминологические словари
Русско-тувинские словари
FB Тув 2/135
FB Тув 2/136
FB Арх

Вспомним основные, часто используемые  математические термины:

Цифра – чурагай;

Число – сан;

Математика, арфметика – сан эртеми;

Целое число – бүдүн сан;

Миллион – сая;

Десять тысячи – түмен;

Процент – хуу;

Доля- үлүг;

Площадь – шөлү;

Объем – ишкири;

Прямая – дорт шыйыг;

Отрезок – кезиндек;

Треугольник – үш-булуңчук;

Четырехугольник- дөрт-булуңчук;

Прямоугольник – дорт булуңчук;

Угол – булуң, азыг;

Круглая цифра 10, 20 и т.д. – мугур сан;

Круглая дата – мугур хар;

Уравнение – деңнелге;

Окружность – долгандырыг;

Круг- төгерик;

Плоскость – дески чүүл;

Дробные числа – үүрмек саннар;

Знаменатель – хемчекчи;

Числитель – санакчы;

Разность – ылгалы;

Умножение – көвүдедири;

Степень – чада;

Скорость – дүргени;

Линейка – шугум;

Чётные числа – эжеш саннар;

Нечётные числа – саарзык саннар;

Сумма – түң;

Равен – деңнежиири;

Шар – бөмбүк;

Центр – төп;

Правило – дүрүм;

Ручка – демир үжүк;

Доска – самбыра;

Меры длины (узунунуң хемчээли)

Бир илиг – чаңгыс салааның доора дуртунуң хемчээли. Ийи илиг. Үш илиг. Дөрт илиг. Беш илиг.

Мугур сөөм – холду чудуруктаны аарак айтыр салааны базып аарга, ооң мугурундан улуг эргекке аразында хемчээли. Ол 9-13-14 см хемчээл.

Узун сөөм – айтыр салааның бажындан улуг эргекке чедир хемчээл.

Карыш дурту – эң-не хереглеттинер хемчээл. Ортаакы узун салаа-биле улуг эргек аразында хемчээл. Ол 15-20 см. болур. Кыры дурту.

Төш чартыы – чада туткан холдуң бажындан хөрек ортузу төш чанынга чедир хемчээл.

Кулаш – ийи холду чада тудупларга аразында хемчээл.

Бир базым – бутту чаңгыс басканы. Буттуң ээженден өске бажынга чедир хемчээл.

Меры объема (ишкириниң хемчээлдери). Так как, у нас времени мало, этот вопрос нужно посмотреть дома, самостоятельно.

Подсказка: бир пак, аяк ишти …

Давайте, решаем логические задачи на тувинском языке.

4. Решение логических задач на тувинском языке (35-40мин).

Бодалга 1.

Үш эжишки Ак-оол, Кара-оол база Сарыг-оол ужуражып келгеннер. Бирээзиниң бажы кара, ийи дугаарының бажы ак, өскезиниң – сарыг. Кара баштыы Ак-оолга чугаалаан: «Бистиң шуптувустуң баштарывыс өңнери аттарывыска таарышпас». Кым кандыг баштыгыл? Бир эвес кара-баштыглар шупту шынын чугаалаар болза.

Бодалга 2.

Үш шил савада үш аңгы варенье бар: кызыл-кат, көк-кат база инек-караа. Кайы савада кандыг варенье барыл, тывар. Бир эвес сава даштында бижип кааны шын эвес болза.

Бодалга 3.

Күскеге үңгүрүнге чедир 20 базым. Күскеге чедир диис 5 катап шураар. Диис бир шурап турда, күске бир базар. Диистиң бир шураары (узуну) кускениң 10 базымынга дең. Диис күскеге чедер бе?

Бодалга 4.

Көвүдээшкини-даа үлээшкини-даа 24 деп санга дең ийи санны тып.

 

Бодалга 5.

Шагдаа ажылдакчызы Орлан Мергенович хая көрнүп кээрге, соңга бускан 4 оолдар дезип бар чытканнар. Орлан Мергенович оолдарны туткаш, шагдаа черинге эккелген. Андрей тургаш, соңганы Виктор бускан дигген. А Виктор  болза,  Сергей буруулуг дээн. Сергей тургаш, Виктор мегелеп тур деп чугаалаан. Юрий мен эвес мен дээн. Сөөлунде билдине бергени биле алырга оолдарның чугле чаңгызы шынын чугаалаан. Кым соңга бусканыл?

Бодалга 6.

Шупту каш үш булуңчук бар-дыр санаңар.

https://otvet.imgsmail.ru/download/16088522_873f16f128609c5c9f0b4935d47fa3c6_800.jpg

5.Итоги урока (5 мин).

А теперь, заканчивая занятие, сделаем выводы.

Что Вы узнали с сегодняшнего занятия?

Сегодня хорошо и активно работали … (оценки).

Вывод! Родной язык надо учить и развивать!

Спасибо! Четтирдим!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

3.2. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Открытый урок по теме "Вычисление объемов тел вращения с помощью определенного интеграла", 26 ноября 2018 года, проведен на высоком уровне....

3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведения открытых уроков на МО муниципального уровня

Открытый урок №4 по теме "Симплексный метод решения задачи линейного программирования", 29 января 2019 года, проведен на высоком уровне....

3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатели 3.1. - 3.4. Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых у...

3.1.-3.5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков на МО муниципального уровня

Блок 3. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образованияПоказатель 1.-5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий...